Игроки и фехтовальщики

Многие мастера игры являются и мастерами боевых искусств. С одной стороны, школа боевых искусств очень помогает и при упорных занятиях теорией, и в партиях с сильными соперниками. Турнирная партия требует от человека не меньше сил, чем поединок карате. С другой стороны, мастера боевых искусств приходят к выводу, что грубую силу побеждает ловкость, которая в свою очередь не сравнится с силой духа. Поэтому многие мастера предпочитают меряться своим искусством не в смертельной схватке, а за доской Го.

Однажды знаменитый Миамото Мусаси, величайший фехтовальщик Японии, путешествовал по провинциям своей страны в поисках достойного соперника. На перекрестке проселочных дорог он издалека заметил идущего навстречу ему самурая. По его осанке и манере движения Мусаси сразу понял, что перед ним превосходный фехтовальщик. И чем ближе он подходил к нему, тем более он убеждался. что не ошибся. Судя по могучей внутренней энергии, перед ним был сам Ягю Дзюбэй - личный наставник императора, лучший фехтовальщик при столичном дворе.

Так встретились два знаменитых мастера, знавших друг друга только заочно. Один всю жизнь странствовал по отдаленным местам, постоянно вступая в поединки и участвуя в битвах, другой отстаивал звание лучшего в столице, и тоже постоянно участвовал в поединках. Оба никогда не терпели поражения.

Они прошли мимо, даже не взглянув друг другу в лицо, а лишь оценивая энергетическую наполненность друг друга. Пройдя с десяток шагов, они обернулись одновременно.
- Вы - Миамото Мусаси? -спрсил Ягю, и Мусаси поклонился.
- А вы, конечно, Ягю Дзюбей? - и Ягю поклонился в ответ. И больше они не проронили ни слова. Они стояли друг напротив друга, ощущая тяжесть своих гибких мечей, готовых в любой момент вырваться наружу. Затем они оба синхронно свернули и пошли по дороге, пересекающей их путь. Дорога привела их к деревенской гостинице. Они вошли внутрь, и уселись за стол.

Когда хозяин увидел, что к нему вошли два самурая, готовых выхватить клинки в любой момент, он принял мудрое решение, и принес им комплект Го. Самураи молча принялись играть.
Сделав несколько ходов, они на сверхсознательном уровне поняли особенности стратегии друг друга, и пришли к выводу, что их духовная сила одинакова. Так же молча они прекратили играть, вернулись к своему перекрестку, и пошли каждый своей дорогой.

Табель о рангах

В профессиональном Го существует двадцать ученических степеней - "кю" и девять мастерских - "данов". Но, кроме профессионалов, существует огромная армия любителей. У любителей тоже 20 ученических "Кю" и 6 "данов". Любителей высокого уровня особенно много среди бизнесменов и политиков. В Японии, Тайване, Гонконге и Америке существуют чрезвычайно престижные и дорогие "Го-клубы". Именно в таких клубах встречаются в неформальной обстановке люди, определяющие развитие азиатского бизнеса.

Игра императоров и простолюдинов

В глубокой древности, еще до изобретения письменности, игра Вэй Чи была уже известна в Китае. Создателем первой школы игры считается легендарный государь Яо. Он создал теорию игры и обучил на основе этой теории своего сына Дань Чжу. Мудрый Яо передал престол не родному сыну, а самому достойному и трудолюбивому из своих подданых - Шуню. Прежде, чем передать ему правление, он подверг Шуня разнообразным испытаниям, которые тот благополучно преодолел. Став императором, Шунь обучал Вэй Чи многих простых людей, для того, чтобы сделать их умнее. Подобно Яо, Шунь передал престол не родному сыну, а трудолюбивому Юю. Император Юй прославился тем, что преодолел последствия всемирного потопа и восстановил течение в руслах рек. Сведения об этом содержатся в китайских трактатах "Заметки о природе" и "Исторические записки". При этом упоминается, что Яо создал именно теорию, а сама игра имела иностранное происхождение. Историки считают, что игра досталась Китаю в наследство от более древней цивилизации.

Когда в Китае появилась письменность, уже существовали многочисленные школы и учителя Вэй Чи. Поэтому среди древнейших книг Китая много учебников Вэй Чи. Это подтверждает данные о том, что к началу письменной истории человечества игра уже существовала в готовом виде. Первые книги писались на деревянных дощечках из бамбука, позднее появились книги, написанные на бумаге.

В древний период игра носила не только игровые функции. Доска применялась как календарь, для гадания, моделирования теории триграмм и других нумерологических построений. Позднее мудрецы иллюстрировали своей игрой понимание процессов развертывания сил инь-ян, следование переменам, и т. д.

В средние века игра была популярным развлечением при императорском дворце в Китае и Японии. В Вэй Чи играли и мужчины, и женщины, это было непременным условием знания этикета, придворной утонченности. В Японии грубые и надменные самураи пытались подражать нравам императорского дворца, но их игра часто приводила к трагикомическим ситуациям, подобно изображенной на гравюре.

 

на главную страницу

 

 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Copyright © 1999-2001 ZenRu