Интернет как элемент Пути

Вторая лекция-беседа Клейна.
Cостоялась в магазине "Путь к Себе" в мае 2001 года

 

Интернет - очень интересная своеобразная среда, созданная в последние несколько лет, где общение людей протекает в очень чистой форме. Что я имею в виду под этой чистой формой? Когда люди встречаются в жизни, они встречаются не только как сознания, - они встречаются как тела, они встречаются как некие элементы формы, они друг друга оценивают с точки зрения модности одежды, ее богатства, цвета, запаха, Клейн в лучшие годы :)))роста, веса, социального статуса и так далее и так далее. И это сразу выстраивает их общение. И это общение всегда - в очень многих случаях - остается функциональным.

Что такое функциональное общение? Подошли друг к другу два робота, помахали флажками - показали знаки: вот мед, до этого меда - как пчелы летят - двадцать метров на северо-запад - все, этот есть, полетел. Ну, или что-то в этом роде. То есть они обмениваются информацией, и самое большее, в чем проявляется их человечность, - это в том, что в процессе обмена этой информацией они испытывают друг к другу какие-то чувства. Например, чувство неудовольствия, чувство раздражения, - хоть что-то человеческое.

В интернет же, когда встречаются два человека, этого всего хлама, этой всей "формы", которая на 99% определяет форму, содержание, последствия и даже результаты общения - этого всего нет. Встречаются два сознания в чистом виде. Никаких у них оружий нет, кроме силы духа. Кроме какой-то просветленности, какой-то повернутости, - и вот они начинают взаимодействовать. То есть впервые за всю историю человечества люди получили возможность взаимодействовать как духовные создания. Понятно, что создания они разные: одни - более продвинутые, другие - менее продвинутые... Но, тем не менее, эта возможность - контактировать сознанию с сознанием - это, на мой взгляд, имеет, по крайней мере, два очень важных следствия.

Первое - то, что эти люди начинают не обмахиваться флажками, передавая друг другу ничего не значащую, в общем-то, информацию, а начинают такой контакт, такой диалог, который достаточно человечен и способствует их росту. Способствует возникновению, выработке каких-то идей, какого-то понимания, то есть способствует их внутреннему росту, внутренней работе. И второе, что очень важно в этом процессе… Второе я забыл. Ну, я вспомню.
Этого первого - его вполне достаточно. Может быть, еще стоит обратить внимание на то, что очень высока скорость. Что я имею в виду? - Людям, которые встретились, познакомились - если это только не юноша и девушка достаточно молодого возраста, и весна, и у них взаимная тяга друг к другу… когда процесс узнавания идет быстро - то люди знакомятся, сходятся, обмениваются чем-то - очень медленно. В интернет, в этой подвижной, быстрой среде, это идет, практически, мгновенно.

Раз соприкоснулись, два соприкоснулись, третий раз соприкоснулись, и возникают какие-то такие беседы, долговременные контакты, люди друг в друга влюбляются даже. В интернет даже существует такая проблема, что люди вступают в бурные отношения, не могу нарадоваться, наговориться, а потом, когда встречаются в жизни, смотрят друг на друга, оценивают по каким-то там манерам, может быть, поведению, внешнему виду, да и, просто, стесняются, когда они в реальном мире друг с другом разговаривают. И происходит некоторое разочарование… И даже тот контакт, который, казалось бы, был налажен, бывает, рассыпается. То есть интернет - это очень такая особая, среда, - как будто специально созданная Господом Богом для того, чтобы сейчас чрезвычайно ускорились процессы обмена настоящей информацией.

Не махание флажками, вежливая беседа попутчиков в вагоне или тех, кто встретился на улице. Знакомые люди имеют какие-то вот места, в которых они встречаются... А вот интернет, - место, где встречаются не знакомые люди. Оно - вот такое особенное, там можно только вот это делать, если ты делаешь что-то другое, ты, в общем-то, никому не интересен, и по этой причине твой процесс - когда ты пытаешься с кем-то пообщаться, поговорить, - прекращается. И отсюда проистекает интересная особенность.
Дело в том, что в обычной жизни нас очень многие причины заставляют поддерживать те или иные контакты, вести те или иные разговоры, делать те или иные дела. И как следствие из этого - вступать в те или иные организационно-социальные формы. То есть, если человек, например, ходит на работу и ему нравится или не нравится его работа, нравится или не нравится человек или какой-то коллектив, где он проводит свое время, то он не может этой ситуации изменить так легко, как в виртуальной среде. В виртуальной среде он нажимает на кнопку и уходит с этого форума, от сообщения с этим человеком, переписки.

Что очень важно - что единственная возможность сосуществования каких-то человеческих групп - это взаимный интерес. Он может выражаться либо в какой-то профессиональной теме, либо - в какой-то человеческой. А, учитывая, что в этой виртуальной среде не существует специальных рамок и границ, которые существуют в реальной жизни - как то: договор, возможность взять за руку или каким-то там еще образом принудить человека к взаимодействию, - то волей-неволей получается, что интернет-пространство создает и новые организационные формы, в которых люди начинают - можно так сказать - какие-то новые, может быть, пока первичные, "прото-" , но, тем не менее, - новые социальные организационные формы. Ну, это об интернет, как о такой особой среде.

Здесь же, рядом, в связи с тонкостью этих форм и удержанием вот этой вот подвижности, лежит такая тема как колоссальное обилие информации. Впервые человек получает доступ к информации, во-первых, просто колоссальной по своему объему, а во-вторых, что не менее важно, - бесплатной. И вот для того, чтобы ему в этом море информации каким-то образом сориентироваться (если мы сейчас говорим не о профессиональной его ориентации, а о каких-то духовных поисках, каких-то попытках самосовершенствования), то вот здесь ему уже, наверно, нужен какой-то особый подход к переработке, к усваиванию этой информации.
Это я вот так вот медленно подвожу ко второй теме нашей лекции, которая для меня не менее важна. Это тема называется Вторая Логика. Я на прошлой лекции говорил, что существует Школа по Второй Логике. Меня также спрашивали о том, можно ли попасть в эту Школу, как записаться и так далее и так далее. Я напоминаю, что было на прошлой лекции. Мне бы хотелось в наших беседах, в наших встречах, на наших лекциях не меньше внимания, чем интернет, уделять внимание Второй Логике. Как наиболее адекватному способу мышления в этом [интернет] пространстве, наиболее адекватному способу обработки вот этого вот гигантского количества информации и, в том числе, способу удержания вот этих вот тонких образующихся сообществ. Что я имею в виду под "удержанием"?

Дело в том, что когда нет границ внешних, когда нет каких-то внешних давлений, которые заставляют людей быть вместе, и когда эти люди достаточно образованны, достаточно самостоятельны и достаточно продвинуты, всегда возникает проблема, что они, действительно, начинают разбегаться в разные стороны. В свое время я сформулировал эту проблему, воспользовавшись известной пословицей, так: "Орлы стаями не летают". Есть такая проблема.

И поэтому мне бы хотелось на наших встречах, беседах больше говорить и получать от вас вопросы именно по теме, все-таки, вот эта вот Вторая Логика - как технология мышления, адекватная вот этому вот сложному пространству. Мне бы хотелось больше отвечать на вопросы, связанные с просветлением, может быть, с какими-то конкретными вашими вопросами-проблемами, чем рассказывать об интернет, и чем он хорош. Хотя, естественно, если в ваших вопросах будут темы, связанные с интернет, я буду отвечать и на них.
И еще просьба вот какая. Дело в том, что сама эта тема очень новая и, как и сама интернет-среда, очень подвижная. Поэтому, возвращаясь к самому началу нашей сегодняшней беседы, - писать тезисы для того, чтобы читать лекцию на эту тему, - бессмысленно. Бессмысленно как по той причине, что все, что можно сказать об интернет, - оно так или иначе есть как в самом интернет, так и в журналах об интернет, в том числе есть достаточно углубленные исследования. Так бессмысленно и по той причине, что я бы хотел, чтобы наши лекции, наши беседы были не моим "рассказом о…", - для этого достаточно, наверно, было прошлой вступительной лекции, а уже какой-то конкретной работой - такой вот интерактивной лекцией, беседой, переходящей где-то, может быть, в легкие формы тренинга. Чтобы мы ушли от той ситуации, когда я рассказываю только "о чем-то", чтобы речь шла об очень актуальных вопросах, и чтобы дальше это перешло в какую-то совместную работу, когда активную роль в нашем общении выполнял бы не только я, но и здесь присутствующие.

Итак, вначале это возможно в виде "вопросов-ответов", а потом, может быть, мы создадим какие-то другие формы, когда уже какое-то количество людей, здесь присутствующих, может быть, будут двигаться и, может быть, будут что-то делать сами. То есть мне бы хотелось делать это так, как и положено в интернет - в очень интерактивном режиме. Вот. Такая вот первая часть.
Если у кого-то есть вопросы - пожалуйста, сразу задайте мне их. Вы мне этим поможете, наметив как раз актуальные темы.

Вопрос: Так Вы и не сказали толком, о чем говорить то?…

Клейн: Сейчас отвечу. Еще?

Вопрос: Вот Вы говорите про общение в интернет. Между людьми вербальное [словесное] общение занимает какой-то минимальный процент. В интернет ведь только вербальное общение, т.е. оно как бы неполноценно. Мне кажется, не стоит вообще все это переоценивать, идти куда-то далее чем, говорить, что интернет - это… "хранилище неструктурированной информации". О каком там общении можно говорить?… То есть, словами можно передать только какой-то минимальный … [смысл]

Клейн: Хорошо. Я тогда по порядку отвечу. О чем был Ваш вопрос? О чем, собственно говоря, идет речь? Дело в том, что наша сегодняшняя встреча - это продолжение некоторой другой встречи. Вы были на первой встрече?

Ответ: Нет, не был.

Клейн: Это продолжение нашей первой встречи. И тогда, в прошлый раз, я рассказывал о том, что делает некоторая группа из пяти человек в интернет. Как-то пытался осветить различные аспекты ее деятельность, а также отвечал на прямой вопрос - собственно, тему нашей лекции: "Интернет как элемент пути". И я рассказывал, что новое в жизнь искателей, ищущих, людей, стремящихся к пониманию, продвижению, вносит интернет.

Вопрос: Извините, что перебиваю, я просто не знаю о чем лекция. Я спрашивал... Вот журнал этот - ваш? [Речь идет о бумажном журнале Zen.Ru]

Клейн: Да.

Вопрос: Там чё-то написано - "дзен". Я подумал - у вас, типа, о дзен что ли? Или чего? Интернет здесь при чем? Вы какую-то школу организовали, или какой-то техникум, или чего?… Причем здесь интернет? Чем вы занимаетесь?!

Клейн: Хорошо. Три вопроса в одном: дзен, интернет, чем мы занимаемся. И я добавлю четвертый все-таки вопрос - чего я все-таки хочу.

Итак, Дзен. Он же на еще более ранней стадии, в более раннее время - Чань в Китае. Это некая достаточно совершенная технология мышления, технология видения мира, технология приведения в порядок своих внутренних качеств и их развития, которая была создана примерно тысячу лет назад. И тогда она играла такую роль, что те люди, которые этим овладевали, они становились сильнее, чем, так сказать, "люди в среднем". А сейчас эти технологии, на современном этапе развития цивилизации, являются просто крайней необходимостью. Они являются, может быть, даже ужЕ (а если сейчас - нет, то через несколько лет - точно!) необходимым условием выживания каждого человека в обществе, может быть, - человечества в целом. По крайней мере, речь идет о тех людях, которые уже в силу каких-то причин - не знаю, в силу каких-то исторических, кармических, или они сами старались - дошли до того, что их не интересует просто, например, производить хлеб и зрелища или потреблять хлеб и зрелища. То есть "производить, чтобы потреблять" - их уже не интересует, они чего-то вот большего хотят. И вот им для того, чтобы вот в этом сложном мире удержаться, чтобы он их не запрессовал в то, что они "потребляют хлеб и зрелища" и, в свою очередь, "производят хлеб и зрелища", в итоге вся эта масса людей оглупляется и качества ее понижаются, так вот - если они не хотят быть частью этой массы, не хотят быть частью тех, кто действует вот таким вот образом на эту массу, им придется осваивать другие технологии мышления. Для того чтобы выживать, сохраняя свою целостность и свой огонь, огонек, вот это свечение, развивая его в этом мире. Вот это становится необходимым. Это первое.

Второе. Причем здесь интернет? Дело в том, что интернет, помимо того, что та вот группа, о которой я говорил - несколько человек и, в более широком смысле - несколько десятков человек - помимо того, что она каким-то значительным своим кончиком, аспектом, находится в интернет, помимо этого важно то, что она находится в интернет не случайно. Дело в том, что если бы не было интернет, эта группа друг друга бы и не нашла, и никогда бы не собралась, потому что она состоит из одного человека в одном городе, из двух человек в другом городе, из одного человека в каком-то городе на Украине и так далее. Само наличие интернет позволяет сейчас, на этом вот современном этапе, тем людям, которые в жизни, может быть, никогда бы не встретились, соединяясь вместе, создавать вот некоторые цветки-шедевры.

Вы можете сказать: "Ну, неважно, что они не встретились бы, другие бы встретились бы". Но дело вот в чем. Интернет одновременно позволяет таким образом как бы устанавливать планки общения, планки контакта, что возможно производить некоторый… (я наверно опять непонятно говорю, все увлекаюсь, но, тем не менее, я доведу эту мысль до конца) …некоторый "отсев" людей. Что это такое? Дело в том, что современная жизнь заставляет 99% (может быть 95%, 89% - не знаю, но достаточно много) населения заботиться лишь об одном - добывать себе ресурс для выживания. Точнее, даже можно так сказать - она не позволяет заниматься ничем иным, кроме как добывать ресурс для своего выживания.

Возможно, это слишком смелое заявление, но, тем не менее, я попытаюсь пояснить. Когда человек охотился на мамонтов, у него вообще была единственная потребность - поесть, обогреться у костра. Сейчас жизнь сложнее и многообразнее, но функции человека - они по-прежнему, даже на сегодняшнем уровне развития цивилизации, сводятся к тому, чтобы добыть необходимый ресурс для выживания. Те, кто делают больше, чем добывают ресурс - это исключительно тоненькая прослоечка в этом мире. А вот этот вот громадный процент людей распределен так: эти хорошо добывают ресурс, эти похуже добывают ресурс, эти плохо добывают ресурс, эти учатся добывать ресурс, у этих не получается добывать ресурс, но все оно вертится именно вокруг этого вопроса. А вот те, кому их внутренние силы, базирующиеся на правильном мышлении, на силе духа, на просветленности, позволяют делать что-то большее (чтобы было понятно - на благо других людей), вот эта вот прослоечка - она очень, очень небольшая.

Поэтому когда я говорю, что важно в интернет то, что он позволяет собрать какое-то количество людей, "отсеять", то именно в этом смысле. Найти тех, кто созрел, или кто хочет, или вот-вот уже на пороге, или уже сам начал что-то делать, пройдя внутреннюю стадию... Когда прошло уже время, когда добывание ресурса занимало исключительно 100% его сил и 100% его времени. Успешное добывание ресурса или неуспешное. И возможность отловить таких людей, какое-то количество таких людей - существует, это и позволяет сделать интернет-среда.

Вопрос: В общем, "работать и есть" - это плохо, надо еще чего-то делать?

Клейн: Вопрос так не стоит. Сейчас поясню. Вопрос так не стоит, что "работать и есть - это плохо". Почему вопрос так не стоит? Потому что это уже известно давным-давно, и это известно всем. А вопрос стоит таким вот образом - что сейчас даже просто "заниматься духовными поисками" - это уже поздновато. Двадцать лет назад, не говоря уже о сто лет назад - было актуально "заниматься духовными поисками", это было верх, предел. А сейчас даже это уже некоторое опоздание, потому что сейчас актуальная задача - это "понимание переводить в действие". Все условия для того, чтобы быстро и качественно нарабатывать это понимание, созданы. Мало того - это всего лишь первый слой, первый уровень понимания. Чем он характеризуется? Вот человек ничего не понимает, но он пока ничего не знает - о чем-то слышал, начинает соприкасаться с книгами, с чем-то еще, с чем-то еще... Постепенно накапливается его багаж, и ему уже кажется, что он понимает. Почему? Потому что в его представлении уже складывается более-менее целостная картина, он становится более-менее эрудирован, он начинает вроде как разбираться в этих вопросах... И вот это первая стадия.

А вторая стадия понимания - настоящего понимания - начинается только тогда, когда он на основе этого понимания начинает действовать, начинает пытаться что-то внести в мир. Тогда он видит, что вот эти вот его конструкции были умозрительны, что, кроме того чтобы понимать, нужно - оказывается - еще обладать смелостью, терпением, тем-то, тем-то, тем-то... Дальше он видит, что оказывается, то, чтО он вот тАк понимал, за этим существует второе дно, потом третье, потом четвертое... И вот тогда появляется настоящее понимание, не "знание о…", не знание истории этого вопроса, не какое-то абстрактное знание, а действительно понимание, превращаемое и превращенное в действие.

Мне недавно написал один молодой человек письмо. Он задал вопрос, который звучал так: "Я все понимаю, но мне от этого ни тепло, ни холодно". В ответе ему у меня родилась достаточно точная формула, ответил я ему всего одной строчкой, я ему написал так: "Понимание нужно только для действия. Точка. Больше ни для чего". И сейчас именно это - актуальная задача. А всякие мысли - что "только есть - плохо", "психологические комплексы нужно исправлять", "жить нужно как-то по-человечески" - все это уже проехали. Кто это не усвоил, тот уже опоздал. Поезд умчался, и поезд мчится с нарастающей скоростью, и через три, через пять лет… Да за последние десять-двенадцать, не говоря уже - двадцать лет, - изменения произошли колоссальные, и продолжают происходить с ускорением. И вот там уже многие не успевают. А человек, который на самом деле вот сейчас стоит "на пути духовного поиска" (я употребляю штамп, потому что у меня нет соответствующего слова, я имею в виду человека, который действительно как-то пестует свой дух, как-то обращает на это внимание, об этом заботится) - он должен сейчас проявлять недюжинные менеджерские качества. Что я имею в виду? Если пятьсот лет назад, тысячу лет назад, сто лет назад он мог присоединиться к какой-то более-менее крупной группе людей (церковь, культ, религия и т.д.), учитывая тот уровень развития цивилизации, тот уровень образования, тот средний уровень культуры, понимания, представлений людей о мире, то сейчас, если современный молодой человек или не очень молодой человек пытается сохраниться на этом пути, он не может примкнуть к каким-то культам, все эти рамки для него тесны. И вот для того чтобы идти не в составе группы, тем более большой, освященной всей мощью общества и государства, а пытаться идти в эту сторону в одиночку, и при этом не быть задавленным, сбитым - как жизнью, так и этими группами, - ему приходится проявлять недюжинные менеджерские способности, недюжинные управленческие способности, недюжинные способности к самостоятельным решениям, какие-то качества - от ловкости до терпения и быстроты, для того чтобы удержаться в этом состоянии. Не смог удержаться - туда. Кому повезло - в более мягкую и организованную и цивилизованную структуру, например христианская церковь. Кому не повезло - тот в какую-нибудь тоталитарную секту.

И те люди, которые способны быть такими менеджерами, которые имеют желание сохранить свой путь, имеют желание докопаться и использовать все наработанное знание не иначе как материал для собственного анализа, работы и собственных выводов, так вот - частью такого отряда людей являемся мы. И, с одной стороны, мы стремимся что-то в этой теме наработать, с другой стороны - поддержать других, и с третьей стороны - я отдаю себе отчет в том, что это те технологии, которые просто позарез будут востребованы в ближайшем будущем. Это об интернет.

Поэтому чем мы сейчас занимаемся? Если говорить с формальной стороны, формализовать то, чем мы занимаемся - это сайт в интернет (не один уже, а несколько), это выпуск бумажного журнала, это выпуск электронной рассылки, это проведение и организация акций, это чтение лекций. В недалеком будущем, я думаю, раз в месяц мы будем проводить двухдневные (с вечера пятницы по вечер воскресенья) выездные семинары, бесплатные, в уже более тесном общении, более тесном кругу, где будут прорабатываться какие-то вопросы. И еще что-то мы делаем… Что-то около десяти пунктов, я что-то забыл?

Лотос: И другие хорошие дела.

Клейн: Да. И другие хорошие дела. Почему я забыл о них? Потому что это ФОРМА нашей деятельности, это способ ее реализации. А то основное, суть, то чем занимается эта группа - она наращивает свое внутреннее свечение. Как каждый человек из этой группы, так и эта группа в целом. И буквально вчера был разговор у нас, и я высказал такую мысль. …Вопрос был в этом разговоре: "Так что же - для себя делать или для других людей?" И мой ответ звучал примерно так, что самое большее, что сейчас можно сделать для другИх - это наращивать своЮ светимость, повышать качество того света, который есть внутри. Потому что все остальные дела, действия, мысли, поступки - это производные этого. Есть светильник - есть свет, есть излучение. Если светильник кривой, косой, то, как бы ты ни старался, твои дела, поступки, соответственно - результаты, которые ты будешь распространять, будут кривоваты. А мир уже сейчас такой, что ты можешь просчитать на раз-два-три шага вперед, раз-два-пять - и это приведет тебя на каком-то восемнадцатом шаге не к хорошему, а к плохому результату. Поэтому ты не столько должен заботиться об этих штуках конкретных, сколько вот об этом. И если ты об этом заботишься, волей-неволей все, что ты делаешь, думаешь, как ты движешься, оно будет приводить к таким результатам. Такая вот схема.
Мы делаем несколько проектов как в интернет, так и вне его, и во время всего этого мы занимаемся повышением своей собственной светимости.

Вопрос: В розетку что ли включаетесь?

Клейн: Нет.

Вопрос: Ну как тогда светимость?

Клейн: Что такое светимость? Что я подразумеваю под светимостью? Я уже говорил, что духовные поиски, при всем при том, что это важно и остается актуальной задачей для большого количества людей и какой-то прослойки, которая по каким-то причинам ищет, - это прошедший этап. Я говорил, что одна из наиболее актуальных задач сейчас - это переводить свое понимание в действие. Когда ты переводишь свое понимание в действие, наступает что? Как только ты начинаешь действовать, среда, в которой ты действуешь, начинает этим действиям сопротивляться, противостоять. Ну хотя бы в той форме, что для того чтобы тебе добиться какой-то цели, тебе нужно вкачать какое-то количество энергии, пройти через какое-то количество препятствий, преодолеть какое-то количество проблем. Для того чтобы то, что у тебя в голове или здесь внутри, из элементов этого мира выстроить (причем зачастую тебе приходится совмещать несовместимые вещи), вот когда ты со всем этим бьешься, когда переводишь понимание в действие, и действие твое не связано с тем, чтобы оторвать, откусить, прибить, обжулить и т.д., так вот когда ты пытаешься все это выстроить, то твои качества, твое понимание (я говорил - первый слой, второй слой) - они необходимо должны нарастать. Если они не нарастают, если ты не решаешь те, те, те задачи - тебя просто прихлопывает, ты скатываешься в низкий уровень.

Видя все это, делая какие-то конкретные свои дела, проекты, мы не считаем своей внутренней задачей устанавливать какие-то двухлетние проекты, трехлетние проекты, пятилетние проекты, делать что-то такое, придавить или с кем-то бороться, мы даже не ставим себе цели кого-то переделывать. То есть все, что можно сейчас делать - это переделывать в процессе деятельности самого себя. Вот это я называю тем, чем мы занимаемся - повышением собственной светимости. Понятно?

Вопрос: В общем, вы переделываете себя, а не других. И начинаете светиться от того, что переделываетесь.

Клейн: Можно и так сказать.

Вопрос: А как вы переделываете себя? Вы убеждаете себя, анализируете, понимаете, или у вас кто-то на голове стоит, кто-то медитирует, кто-то еще чего-то... Все по-разному, а вы как?

Клейн: Каким образом мы себя переделываем? Каким образом мы себя развиваем? …Это очень важный вопрос, на самом деле. Каждый день, когда группа из четырех человек ведет двенадцать направлений, плюс каждый - живой человек, у каждого своя жизнь, и вне - тоже какие-то вопросы и т.д., то возникает какое-то количество вопросов, проблем, которые необходимо решать, проявляя свои качества. И учитывая, что все эти проекты не направлены на зарабатывание денег, приходится как-то тонко все эти балансы поддерживать.

Отвечая на вопрос, как мы это делаем - медитируя, или читая мантры, или что-то еще, могу сказать, что основное, как мы это делаем, - это имея намерение продвигаться и какое-то представление об истории этих методов-технологий, способов, истории всего этого продвижения, вырабатывая свои способы и технологии продвижения, так вот при этом основное условие - находиться не в монастыре, на горке, а в самой гуще жизни. Если сейчас человек не находится в гуще жизни, не прорабатывает такой аспект своего общения с миром... Допустим, для молодого человека важно работать, уметь деньги зарабатывать, с девушкой там, еще-еще-еще. Я перечисляю самые актуальные, самые насущные вопросы. И если во время всех этих своих действий он не сворачивает с дорожки прямого сознания, не врет, не подличает и т.д., а наоборот - одновременно с этим развивает свое сознание таким образом, что ставит перед собой, в своей голове, какие-то сложные актуальные для него вопросы и решает их, вот при таком балансе - когда вот здесь он находится в материальном мире, а здесь он находится в мире духов - только такИм образом, считаем мы, возможно правильное продвижение.

Вопрос: Вопрос задан - каким образом вы достигаете, что вы практикуете, что вы делаете, а Вы отвечаете - в каком месте вы это делаете. То есть ……….. это является вашей практикой?

Клейн: Совершенно верно. Это конкретные дела, конкретные действия, различные формы разбора полетов на достаточно глубокую глубину. Да, вот таким вот образом.

Вопрос: Какова конечная цель вашей деятельности?

Клейн: Дело вот в чем. Сначала я отвечу по большому счету. Мы находимся, я, по крайней мере, где-то как-то в той традиции, которая называется Чань. Там этот вопрос очень хорошо понимается, как и основные понятия: просветление, Бодхисаттва, дхарма и т.д. Дело в том, что само просветление - оно не является прикладной вещью, оно не является чем-то меньшим, чем, например, зарабатывание денег. Вот зарабатывание денег - это вот такое [изображает], а просветление - это вот такое [изображает], и вот нельзя стремиться к просветлению или добиваться просветления для того, чтобы потом лучше воровать соседских коров, т. е. Просветление достаточно самоцено. Это достаточно сложная идея для европейского сознания, потому что оно выращено в функциональной цивилизации и образе жизни, где все должно быть "для чего-то". Я просто обращаю ваше внимание, что такое громадное достижение, объект, явление как Просветление, оно самое большое, все остальные - меньше. И вот этим подпирать вот это - это неправильно. То есть оно является само-ценностью. Еще раз. Для меня какое-то время это является именно так. Но для человека более молодого, для человека, который только начинает в эту тему входить, совершенно четко, честно можно говорить, что возрастание его уровня просветленности, возрастание четкости и осознания, его личностных качеств естественно будет помогать ему. Причем именно так, сегодня так, через месяц еще лучше, через год - еще лучше, оно будет помогать ему решать личные проблемы, внутренние проблемы, внешние проблемы. Любая культуризация, культивирование сознания, от слова "культуризация" - подстригать (вот дерево и его подстригли, я в этом значении употребляю это слово), любое структурирование, культуризация сознания - она, безусловно, превращает человеческое сознание в более совершенный инструмент, более совершенное оружие. Это аксиома.

Все, что делают люди в мире, - оно сводится к борьбе, противостоянию сознаний. Какой человек - такая у него и жизнь. Какое сознание - такие у него знакомые, друзья, планы, жены, дети, отношения.

Вопрос: Высшая ступень просветления - отсутствие всего прочего?

Клейн: Нет. Этих ступенек их очень много, и вам не нужно думать о самых высоких ступеньках. Потому что… Вот чем просветление отличается от математики, например? То есть в процессе изучения математики, допустим, есть десять курсов математики, сознание человеческое не меняется. Не меняются ни его мотивации, ни основные схемы, по которым оно обрабатывает информацию, общается с миром, ни мировоззрение - то есть не происходит изменений. А когда человек проходит по ступенькам просветленности, продвинутости своего сознания, - меняется само сознание, меняется все: мотивации, причины, желания. Поэтому сейчас говорить о том, что "а вот что там будет через 100 ступенек" --это неправильно. Правильно, конструктивно, особенно конструктивно, если не праздный интерес, а действительно желание двигаться куда-то, - это видеть ближайшие две ступеньки достаточно четко. Впереди всегда нужно видеть, потому что, если видишь одну - конец не привязан, а когда видишь две - четко фиксируется начало и конец первого шага. Достаточно видеть два шага вперед и направление туда. И если ты на каждом участке пути вот это будешь видеть - ты дойдешь. Но если ты стоишь, смотришь туда, не собираешься идти, говоришь - "там то, то, то", туда ты не попадешь. Я начал с самой высшей планки - что нет там ничего, и великим малое не надо подпирать. Но дело в том, что здесь, на этом этапе, пока начинаешь чего-то там понимать, здесь достаточно мотиваций в форме действительно улучшения результативности прохождения своей жизненной траектории. То есть чтобы, действительно, те проблемы, которые могут быть, не складывали непонятно что. Они могут и решаются очень быстро - раз-раз, раз-раз - и все сложилось. Так мало того, когда решается эта штука, если бы ты ее отдельно решал - ты бы ее решал, решал, решал… А когда ты вот так движешься - у тебя решается эта штука, эта, эта, эта - все уходит. Какой человек - такая жизнь. Каков уровень продвинутости его сознания - так и будет вокруг него.

Вопрос: Расскажите о техниках.

Клейн: Все техники - это чепуха. Это шелуха. Это хлам. Любой, кто привяжется к технике, кто будет считать, что техника - это самое ценное и самое основное, - никуда никогда не придет. Он будет бесконечно всю свою долгую жизнь изучать завитушки на теле Дзен, волосинки на ковре Ошо и т.д. Все, что является техниками - это слепки. Когда творит Хуэй-Нэн, или Линь Цзы, или Ошо, он не делает так: "О! Вот я сейчас эту технику… и по ней и буду!" Нет. Он настолько продвинут и настолько светится, что любое его действие - это шедевр. Бери и записывай! Вот это вот техника. Бери, запоминай, фиксируй - это тоже техника. И вот появляется список из 200 техник. И последователи (о! вот это ценно, это важно!) начинают их изучать. Бесполезно! Аспектов - миллион, семьдесят миллионов, на самом деле - бесконечное количество. Изучение одного, двух, трех, четырех, десяти аспектов - будут ложны.

До тех пор, пока человек не начинает понимать важность повышения внутренней светимости, до тех пор, пока он интересуется только формой, техниками, - он никуда не придет. Другое дело, когда он интересуется сутью, сердцевиной повышения вот этого всего, так как он физическое живое существо, которое проявляется в виде тела, в виде конкретных действий. Другое дело, что это его стремление, намерение - оно обязательно будет проявляться в виде каких-то конкретных действий. Это могут быть техники, это могут быть не техники, но только тогда, когда есть основа. Нет этой основы - учи техники, ходи с этим хламом - никуда не придешь. Вот это отношение к техникам.

Теперь я говорю о том, что у нас есть. У нас нет никаких таких особых техник. Условно техникой можно назвать то, о чем я говорил - Вторая Логика. Та Школа по Второй Логике, которая существует в интернет. 1 апреля 2001 года она отметила год своего существования. На протяжении года и сейчас дальше там изучается такой предмет как Вторая Логика. Это можно назвать "базовой техникой". Почему я говорю техникой в кавычках? Потому что это внутренняя техника. Внутренняя не в том смысле, что внутреннего круга, нет, а потому что это техника мышления, техника постановки сознания, прежде всего - его ментальной части.

 

 

"Интернет как элемент Пути" (лекция 2)
"Интернет как элемент Пути" (лекция 3)
"Интернет как элемент Пути" (лекция 4)

"Интернет как элемент Пути" (лекция 1)
"Интернет как элемент Пути" (лекция 2)
"Интернет как элемент Пути" (лекция 3)

назад к новой бодхисаттвской правде

на главную страницу

 

 

 

Copyright © 1999-2002 ZenRu