Интернет как элемент Пути

Лекция-беседа Клейна,
состоялась в магазине "Путь к Себе" 14 апреля 2001 года

 

Лектор Клейн

 

 

Здравствуйте!

Меня зовут Клейн. Я уже привык за полтора года к этому имени, потому что когда-то это было моей фамилией. Зовут меня Александр, отчество Владимирович, фамилия Клейн. В Интернете каждый имеет свой так называемый ник-нейм - обычно выбирается какое-нибудь достаточно благозвучное название или какое-нибудь оригинальное название, но так получилось, что в Интернет я вышел под своей собственной фамилией - Клейн, не зная, что в общем-то, желательно скрывать ее. За эти два года для меня лично моя фамилия стала моим именем.

Цель нашей встречи познакомиться друг с другом. Я расскажу о том, что делает небольшая группа, которая называется ZenRu, потому что она объединилась вокруг сайта ZenRu (www.zen.ru) Ведет деятельность в Интернет и немножко за его пределами. Я бы хотел, чтобы после моей информации вы бы задали мне вопросы, я бы на них ответил. И очень хотелось бы, чтобы эти встречи имели какое-нибудь продолжение. Дело в том, что в Интернет сейчас существует так называемая Школа по Второй Логике, ведущим которой я и являюсь. 1 апреля мы отметили, как раз, один год с момента ее создания. В течение одного года существовал и продолжает существовать такой вот виртуальный интернет-тренинг и сейчас настало время рассказать об этом и может быть выйти за пределы интернет. Тема нашей лекции-беседы "Интернет как элемент Пути". Я хотел бы отвечать и на любые вопросы, которые не связаны с Интернет. Еще раз прошу вас проявлять какую-то активность.

Итак, что сейчас представляет собою ZenRu? Ядро - это фактически 5 человек, которые постоянно занимаются, первое - сайтом ZenRu, второе - журналом ZenRu. Какое-то количество журналов я положу на столе, после нашей встречи вы сможете подойти посмотреть, забрать его себе.
Определить тематику журнала как Интернет, или как буддизм было бы, наверно, неправильно. Это набор интересной и полезной информации для тех, кто хоть как-то задумывается о том, как устроен этот мир, как ему совместить то светлое, чистое, что у него есть внутри и какие-то грубости этого мира, как совместить внутренний мир и внешний мир, как совместить понимание и действие. Весь журнал представляет собою какие-то оригинальные авторские тексты и заключает в себе подборку текстов от Плутарха, от того, что было написано две тысячи лет назад, до сегодняшнего момента. Кроме сайта и журнала в августе выйдет моя книга небольшим тиражом. Там тоже собраны некоторые материалы, которые могут быть полезны ищущим. Кроме того наша группа занимается тем, что еженедельно выпускает Интернет-рассылку "В помощь Дзенствующему".

В Школе по Второй Логике занятия идут таким образом: интернет - это очень активная, очень подвижная среда. Для того, чтобы что-то обсудить не нужно собираться раз в неделю, или раз в месяц в каком-то определенном месте. Интернет обладает такими средствами, чтобы какое-то количество людей (а в Школе их сейчас 70 человек), находясь в разных городах, могли обмениваться посланиями в виде электронных писем, обсуждать темы, которые их интересуют. В общем-то такие методы приняты в Интернете, но Школа отличается тем, что в ней существует какая-то добровольно признанная учащимися "власть" преподавателя, который так или иначе определяет, какие темы обсуждаются в этот момент, имеет право сделать замечание. Например - "разговаривать в Школе запрещено!" Что высказывать можно только свои мысли, заниматься нужно только конструктивным делом, не отвлекаться на абстрактную болтовню. Что каждый шаг, делаемый учащимся Школы, должен быть осознанным. Что должна быть осознанна цель пребывания в этой Школе. Что каждое его действие, движение, должно быть воплощением этого осознания, этих целей. Все это движется уже год, и кое-какие результаты уже ощущаются.

Во втором номере журнала целый разворот будет посвящен Школе по Второй Логике. Там сами учащиеся рассказывают о том, что это им дает, чем они здесь занимаются. Получился такой обзор нашей деятельности с разных точек зрения.

Один из наших проектов называется Бодхисаттвическая Сеть. Это содружество сайтов в Интернет, которые "исповедуют" сходную "идеологию". "Идеология" простая - не мусори, не ругайся, не критикуй, не дерись. А все, что делаешь должно добавлять частичку энергии, которая вокруг все как-то осветляет. Те, кто разделяет нашу "идеологию", по крайней мере в стремлении - вот это и есть сайты-участники Бодхисаттвической Сети. Если кому-то нравится Индия, кому-то Китай, кто-то интересуется йогой, но суть остается, то ради чего он проявляется. Постепенно из этих сайтов формируется Бодхисаттвическая Сеть. Начиналось это с того, что была написана декларация из четырех пунктов, появился общий баннер. Сейчас мы планируем создать какое-то количество страниц, посвященных Бодхисаттвической Сети. Вызвать к жизни несколько проектов, процессов, в которых бы участвовали все эти сайты.

Теперь пару слов о том, что такое Вторая Логика. Буквально недавно Лотос (www.ezoterika.nm.ru) - он приехал в июле прошлого года из Вильнюса - сформулировал это, сказав всего два слова: Технология Мышления.

Нас, здесь присутствующих, никто специально мыслить не учит. Нас учат читать, писать, петь, готовить пироги, много чему учат, но вот тем вещам, который особенно нужны в жизни, например, мыслить, никто не учит. Но здесь, точно также как и во всем, есть свои технологии, свои подводные камни, есть какая-то историческая традиция, которая человечеством за несколько тысяч лет была наработана в разных временах и в разных концах земного шара. Вторая Логика - это одна из технологий мышления. По моему мнению, наиболее совершенная из существующих. Именно с технологии мышления мы начинаем и делаем на это упор.

В свое время, когда сайт назывался "Бодхисаттвской Правдой"… Сейчас все материалы "Бодхисаттвской Правды" являются лишь частью ZenRu. Я это говорю к тому, что наши корни лежат не то что бы в буддизме, но "со стороны Будды".

Основная ветка идет таким образом: Будда, Китай средневековый (7-9 век - это школа Чань), потом 11, 12, 13 век, когда некоторые мастера Дзен жили в Японии, - мы чувствуем какое-то родство с ними, с тем, что они делали. Такие процессы происходили по всему миру. В Древней Греции были стоики, которые занимались примерно тем же самым. В свое время в европейской, хасидской культуре были параллели достаточно четкие. Европа, начиная с середины прошлого века, и позже когда Япония перестала проводить свою изоляционистскую политику, раскрылись двери японской культуры, - то в Европе мыслители - Ницше, Къеркегор, а в современном столетии - Гессе, например, стали активно развивать некоторые свои мысли, некоторые свои направления. Я это к чему говорю? - к тому, что не только буддизм, чань-буддизм и т.д., которые я отличаю еще вдобавок и от Будды (вот есть буддизм, а вот есть Будда) - вот кроме этих веток существует еще какое-то количество веток, которые мы стараемся каким-то образом интегрировать. И чань и дзен сделать не предметами изучения, в том смысле, что вот есть древнеегипетский фараон, есть его статуя и вот его изучают - что когда происходило, т.е. изучают историю этого явления, изучаю некоторые завитушки на этом направлении - так вот мы НЕ занимаемся этим. Мы пытаемся, и иногда даже эти попытки бывают успешными, взять какие-то сутевые моменты учения Чань, учения Будды, других каких-то - не всех! - направлений и осмыслить их в контексте современной цивилизации, современных требований и современных потребностей человека, которые ищет свою духовную (я не очень люблю это слово, но тем не менее) позицию в этом мире.

То, что мы делаем для нас самих, для наших читателей, для посетителей сайта, для учащихся в Школе по Второй Логике является постоянным, ежедневным, ежесекундным тренингом, направленным на улучшение личностных качеств, на то, чтобы лучше понимать, на то, чтобы лучше владеть технологиями мышления, на то, чтобы лучше чувствовать, на то, чтобы уметь более быстро и четко решать какие-то свои вопросы - неважно, внешние или внутренние. И когда мы говорим о Второй Логике, то для меня это является принципиальным вопросом. И вот почему - если человек правильно мыслит, если он умеет мыслить достаточно совершенно, то те новые явления, новые концепции, новые знания, те новые неопределенности, которые встречаются, как непосредственно в мире, так и в громадном информационном потоке из книг, передач и других информационных носителей, если он умеет мыслить, то он умеет правильно обработать эту информацию, не заблудиться. Если он не может эту информацию обработать, то вся эта информация является тем дополнительным грузом, который его только сбивает. Если человек не может разобраться с тем, что у него уже есть, то как только он набирает дополнительное, то становится еще менее устойчив.

Я не знаю для всех ли известно и ясно, что Чань и Дзен не являются религиями. И то, чем мы занимаемся не имеет к религии вообще никакого отношения. Я не даром говорю: технология мышления, духовный поиск, познание себя в этом мире, своего места, улучшение своих личностных качеств. Я не говорю совершенно о религии. Дело в том, что исторически, когда родилось это направление в Китае (7-9 века) - Чань, то в том контексте - китайском, средневековом - где все пронизано религией, он не мог родиться иначе (любое философское течение, которое рождалось в те времена, так или иначе было привязано к религии - конкретно в Китае, к буддизму). Но суть этого течения была всегда одна и та же. Это как научить человека так мыслить, так действовать, обладать такими качествами, чтобы он мог совмещать два мира - внешний и внутренний. Соответственно, потом, через какое-то количество лет - сейчас уже тысяча лет прошла - все это раздробилось на какие-то направления. Из этого выросли культы, не один, а какое-то количество. Культы это - какое-то количество ритуалов, обеты, обязательства и т.д. Из этого выросли некоторые психотехнологии, которые использовались как в обучении китайских воинов, так и легли в основу психотренинга самураев. Из этого выросли, когда это докатилось до Европы, какие-то европейские психологические технологии, корнями своими или какими-то сторонами имеющие отношение к таким понятиям, как Путь, Просветление, Очищение Сознания, много чего выросло. Мы сейчас говорим о том, что все это явление имеет некоторую суть. Очень полезную для человека. Именно это мы пытаемся развивать своей деятельностью.

Вот такое вот вступление.

Я готов отвечать на ваши вопросы.

Вопрос: А вы отличаете как-то то, чем занимается буддизм и то, чем занимался Будда?

Ответ: Мы действительно отличаем одно от другого. Мы отличаем буддизм от Будды. Это может быть выражено в такой форме - есть Путь Будды, и есть Путь Буддиста. Это разные Пути. Основное понятие в Чань - это Бодхисаттва, Просветленный, Просветление. Это значит, что человек, который вступает на этот путь, путь традиции Чань, в идеологии Чань, его основная цель - стать Бодхисаттвой, стать Просветленным. Я очень сейчас упрощаю. Это очень сложная материя, но тут существует такое - если есть у кого-то из вас такая цель, то практически стопроцентно то, что у вас ничего не получится. Но тем не менее на первом этапе я буду несколько упрощать некоторые вещи. Поэтому буду говорить так - основная цель того, кто становится на Путь Чань - стать Бодхисаттвой, стать Просветленным. Это значит, что он должен всю свою энергию направлять на свое собственное улучшение, на свое собственное совершенствование. Он должен думать только об этом. Не о том, что написано в книгах, не о том, что кто-то плохой, или что-то там плохо - один вопрос: что мне сделать для того, чтобы стать лучше? Вот такой самостоятельный, самоопределившийся человек, изо всех сил старающийся быть хорошим, даже когда его кусают, царапают, пинают обстоятельства, или какие-то люди, вот это тот человек, который движется по Пути Чань. Вы видели, наверное, такую картинку: выстраивают домино и толкают одну доминошку и все - раз-раз-раз - стали падать. Одно за другим. На сто метров. На сто километров. На тысячу лет. Эту штучку из доминошек. Немного в другой области это носит название - автоволна. Некая модель автоволны - одно толкает другое, другое толкает третье и т.д. Я это говорю к тому, что если человек не стремится распространять этот свет, эту чистую энергию, светлую энергию, действует по такому принципу - ему что-то хорошее, тогда и он может что-то хорошее, ему что-то плохое, а он это плохое и дальше - мир начинает забиваться этой черной, грязной энергией. Задача каждого, кто стремится к совершенству, просветленности, к идеалу Бодхисаттвы заключается в том, чтобы эту светлую волну распространять, а черную, грязную НЕ распространять. Дошла она до тебя - на тебе она должна закончиться. Ты должен перестать быть в этот момент доминошкой, выйти из строя и перестать продолжать падения. Это очень трудно. Очень трудно! Чрезвычайно трудно. Для этого нужны большие силы. Большая ловкость. Большой ум, мудрость, стойкость и т.д. Это как раз те качества, которые развивает и всегда развивал Чань.

Реплика: "Ну, так а Будда чем занимался?"

Ответ: Будда занимался именно этим! (смех)

И Чань - это достаточно революционная школа. Тех, кто начинал в Чань очень не любили. Потому что они заявляли совершенно жуткие, с точки зрения того буддизма, который развивался-развивался… и вдруг приходит Чань и говорит - вы нифига не понимаете, мы настоящие продолжатели Будды. Естественно, это тогда, да и сейчас ни широким массам буддистов, ни широким массам китайцев - никому не нравится. И все равно они продолжали это отстаивать, причем гораздо реже в словах, чем в делах. Одно из основных, из того что принес Будда в этот мир, было, например то, что он сказал: "Я вам проповедую учение, которое не-учение". И только таким образом, если вы это поймете, вы сможете продвигаться в этом мире, и сможете что-то делать правильно. Понятно, что те 10 000 человек, которые его услышали, из них 20 это заучили, запомнили и стали повторять, какое-то количество не согласилось (100 человек), а все остальные 9 682 человека поняли это по-своему и возникли разные учения - там 8 пунктов таких, там 12 пунктов таких, там - 33 таких. Там практики такие, там - ту-та-ту-та-ту. Человеческое сознание доморощенное, не обученное мышлению, оно не может удержать такую тонкую штуку, как "Учение - не-учение". Оно устроено так: ты мне скажи, конкретно, учение - какие пункты? Как называется лекция? Потом что делает это же сознание? Про все это читает, все это изучает, может быть передает дальше, но всегда у него остается такое: ну вот хорошо, я прочитал 10 книг еще и еще, ну и что?! Потом проходит еще 7-8-10 лет и это же сознание говорит: "Вот раньше ходил по миру, тяжело было - теперь хожу, в общем все также, только еще вот это ношу" (смех) Надо может быть выкинуть? Это НЕ правильный подход. Будда еще две с половиной тысячи лет как раз об этом говорил. Он говорил, постарайтесь понять, что такое учение, которое не-учение. Он говорил, ну что ты мне этот вопрос задаешь? Это помогает ТВОЕМУ просветлению? Или нет? Иногда он вообще молчал. Все знаками показывал: "Прекрати! Прекрати! Хватит задавать эти вопросы! Занимайся чем-нибудь другим!" И эту тончайшую струну, которую не каждое сознание может осмыслить, взял Чань. Соответственно, когда он смотрит, что все вокруг дураки, плоско все это понимают, а вот эту тонкость не понимают. Конечно, тогда выходит Хуай-Нэн и говорит: "Я лучше всех все знаю и понимаю, я прямой наследник!" И это было очень революционно. Хуай-Нэна - Шестого Патриарха Чань - признали Патриархом только через 50 лет после его смерти. А так как это было в 9 веке, за это время появилось больше понимающих людей - в том числе, в буддийских кругах существует, например, такой вот факт: все священные писание буддизма называются сутрами - сутра - это слова Будды, услышанные, запомненные и записанные - и существует только один текст, который приравнен к словам Будды, в том смысле, что называется Сутрой. Это Сутра Помоста Шестого Патриарха. То, что сказал Хуай-Нэн - это единственные слова, за всю двух с половиной тысячелетнюю историю буддизма, на смотря на все неприятности, на все революционные внутренние войны, были признаны буддийским миром за тысячу лет настолько высокого качества, что были поставлены рядом со словами Будды. Больше никто не был, если можно так сказать, удостоен такой чести, кроме Хуай-Нэна, речи которого назывались Сутрами.

Это правда, что Учение Чань коренится в самой сердцевине Учения Будды. Я могу порекомендовать самую сердцевинную часть этого Учения изложенного в Алмазной Сутре. Это, естественно, очень сложный текст для понимания. Причем, обратите внимание, он сложен именно в том самом смысле, что вы будете его читать и ничего там понимать не будете. Все вот так вот закручено.

Тому, кто идет по Пути Будды необходимо иметь голову и ум. Нужно понимать, что такое ум. Что такое ТОТ Ум и, что такое НЕ тот ум. Что такое Кармическая Активность и что такое Благая Активность. Ему нужно много чего понимать. У него должна быть достаточно совершенная технология мышления. В современном мире эту технологию мышления мы называем Второй Логикой. И достаточно большое количество материалов выложено в интернет на сайте www.zen.ru Так вот, если же этого ума, этой мудрости нет, то неизбежен сход или в такую плоскость, или в такую. Есть пространство, но если не достаточно тонкости, чтобы в этом пространстве пребывать, то получается проекция. Вместо живого человека - слепок, вместо красивого - дрова, вместо объема - проекция. Почему? Потому что слепок проще устроен. Проекция проще устроена. И вот, благодаря этим несовершенным технологиям мышления, человечество, или люди, скатываются к более простым формам. Более простая форма всегда устроена просто - делай так. Это всегда просто, просто так говорить и просто это выполнять.

Противоположное, когда нужно взять то, то и то и осмыслить, при этом нужно понимать, что ситуация сейчас - это совсем не та ситуация, которая была вчера, не та, которая год назад, не та, которая тысячу лет назад и найти свое новое, оригинальное, шедевральное решение. Стать таким же мастером, как те были тогда. Ведь они же каждым своим шагом творили шедевры. Хуай-Нен это был, или Христос - они делали первый раз СВОЕ.

Отвлечемся сейчас в сторону того же Христа. Представьте себе человек приходит и заявляет: "Я Иисус Христос". У него такие же лицо, волосы, такая же одежда и даже похожая речь. Я хочу обратить ваше внимание на то, что когда Иисус пришел, он был в той же одежде, как и те, кто вокруг него. Он говорил также и на том же языке, как и все вокруг. И также его звали Вася Иванов, только на местном языке. Вот это нужно понимать. Те, кто действительно делали что-то настоящее, что-то живое. Они могут использовать предыдущие формы лишь как материал для изучения, для осмысления, но не в коем случае не для повторения. Повторение - это более легкий путь, это не плохо. Все, что, на мой взгляд, не является питьем водки и продаванием наркотиков уже достойно того, чтобы не бороться с ним - в том смысле, что "вот это мне не нравится, вот это криво".

Каждый, кто стремится к просветлению, должен думать только о том, что делать ему. Что делать ему, чтобы стать сильнее, стать светлее, стать чище, чтобы раздвинуть вокруг себя светлую зону. Он не должен думать, что вот тот плохой, я ему сейчас сделаю чего-то. Хочешь побороться?! Выйди на улицу, поймай хулигана, отведи его в милицию.

Есть еще, конечно, и другая граница: вот эти мне нравятся, вот этим я соответствую, вот этим я помогаю.

Любая форма продолжения Чань, это такое создание шедевра своими действиями, своими поступками, своей жизнью, если хотите. Вот в настоящем времен, где все отличается от китайцев тысячелетней давности.

Вопрос: "А вы могли бы более глубоко раскрыть тему лекции "Интернет, как элемент Пути"?

Ответ: Хорошо! Раскроем тему лекции. Дело в том, что, по моему мнению, в последние несколько лет возникновением Интернет был завершен некий процесс создания условий. На протяжении последних ста тридцати лет культуры перемешивались, мысли перемешивались, какие-то мысли созревали и доходили до своего логического завершения и где-то к середине ХХ века, к 70-м годам восточная культура, все, что было наработано в Чань, перестала быть экзотикой хотя бы для какого-то круга людей. Это стало элементом жизни. Но это были простые формы, предварительные. А именно: выпускались какие-то книги, создавались отделения каких-то организаций, изучались какие-то традиции, а сейчас уже то время, когда вот этот информационный багаж уже набран. Он уже готов, в том смысле, что его можно использовать, например, для быстрого прохождения стадии понимания и это понимание уже превращать в действие.

Обратите внимание, более простое понимание - не то, которое "Учение Не-Учение", а то, которое раз-два-три-четыре-пять - оно имеет более простые организационный формы. Те, кто ищет, те, кто не может быть удовлетворен такими простыми решениями, во-первых, их мало, во-вторых, они не очень любят организационные формы. И так получается, что именно Интернет является той средой, где те, кто стремится вот к такой тонкости понимания, вот такому восприятию - они, находясь за сотни, за тысячи километров, вот так раз - и вместе. Идет обмен. Идет интенсивный обмен. Они могут в Интернет друг друга находить и там организовывать более тонкие формы сосуществования. Получается, что именно они соответствуют тонкости "Учения, которое Не-Учение".

Если Будда говорил "Учение, которое Не-Учение", в общем-то, он, как правило, мог найти одного человека, может быть нескольких человек, которые что-то примерно начали понимать так, как он. Самому лучшему из них он передавал Дхарму - это такая чашка для подаяний и кусок тряпья, в котором он ходил. Постепенно это превратилось в некоторый ритуал. Естественно, все, со временем ритаулизируется. Если во время тайной вечери Иисус моет ноги ученикам - это обычай гостеприимства, то и до наших дней дошла эта традиция. Теперь кардиналы сидят вряд, а Папа Римский ходит, в водичку кисть макает и так раз по ноге, раз по ноге! (смех в зале) (Клейн, разводя руками) Ну та-аак!

Вот Будда находил двух-трех людей и больше не мог найти. И то, это сколько нужно человек просеять? И с какой скоростью? Вот сегодня пришло 10 человек, вот завтра… То есть знание не могло распространяться иначе, кроме как от одного человека к другому. Очень тоненькая цепочка. Слава Богу, что она не прервалась и всегда находилось несколько человека, носители вот этого знания, которые осуществляли функцию передатчика этого знания. Только эту функцию они могли осуществлять - настолько они были слабы и настолько их было мало. Тут много чего влияет, от культурно-образовательного уровня до скоростей всех процессов, происходящих в обществе. Скоростей коммуникаций. Сегодня, благодаря многим причинам, в том числе Интернет, эта тонкое знание уже более распространимо. Им могут обладать, понимать, действовать на основе этого, не два-три человека в течение тридцати-сорока лет, а гораздо больше. По сравнению с нашим миром, раньше все было просто: знаний вот столько, скорости вот такие. Традиции… сам уклад не меняется сотни лет. Совсем все другое. Современный мир ввел просто арифметически, количественно, кучу разных факторов. И количество этих факторов, этой информации, начиная с книг, газет, журналов, до тех изменений, которые требуют от людей, например, переучиваться, забывать предыдущие навыки и приобретать новые, менять профессию, специализацию, место жительства, а самое главное - это то, что мир настолько меняется, что человек постоянно испытывает какие-нибудь стрессы, толчки. Нет у него возможности, чтобы вольно-привольно на десять лет раскинуться! Так вот, примерно тысячу лет назад Чань, и все монастыри явились той первой лабораторией, в которой отрабатывались эти технологии мышления, технологии усовершенствования личностных качеств человека, которые позволяют ему выдерживать стрессовые ситуации, или, другими словами, которые позволяют ему в условиях неопределенности, в условия негативных внешних влияний, в условиях существования громадных объектов, которые невозможно просчитать, принимая решение. Правильно решение принял - прошел. Не правильное - упал, умер. Как во всем этом ориентироваться? Как вырабатывать в себе психическую устойчивость? Тогда это все, практически, моделировалось. Потому что как можно это использовать? Вот стоит лучник. А чаньский наставник ему говорит: "Вот теперь встань на край пропасти, так, чтобы у тебя подошвы высунулись на половину и вот так попади в цель". Ну, и тот не попадает, а потом учится. Сначала встать даже не может. Тогда это только в экзотический и боевых формах можно было реализовать. А сейчас весь мир - это такой вот ряд, набор стрессовых ситуаций.

То, что тогда в лабораториях великими мудрецами того времени делалось, и что и тогда имело практическую ценность (вся философия самураев базируется на Чань), сейчас все то, что было тогда наработано, является не просто желательным, сейчас это приобретает такое значение: умеешь адаптироваться, умеешь принимать решение, умеешь быстро проходить через какие-то ситуации - выживешь. Сделаешь. Осуществишь. Не умеешь - там сдулся, там умер, там ушел на боковую, там не справился с ситуацией, там со стрессом. В мире есть две очень простые вещи: сложность будет нарастать, причем она нарастает по экспоненте. И уже в ближайшее время мы столкнемся с ситуацией, когда начнут проявляться эти производные сложности. Там то быстро рушится, там другое. Т.е. просто нарастает сложность. И второе - для того, чтобы справляться с этой сложностью требуется адекватное сознание. А это было создано в лабораториях Чань тысячу лет назад как опережающая технология. Допустим, паровая турбина была создана в Древней Греции, но только потом в Англии появилась первая действующая паровая машина. Не востребовано! Примерно такая же ситуация и здесь: тысячу лет назад сделано, сейчас становится необходимым. А Интернет является тем последним звеном, той технологической, информационной каплей, которая позволяет этому процессу теперь развиваться.

Мы выпускаем журнал ZenRu. Десять лет назад было очень сложно технически выпустить любой журнал. 1991 год - в Москве только появились компьютеры. Редактор "Лексикон". Это было круто! Потому что до этого была только печатная машинка. А до этого просто ручка. Потому что на печатной машинке что-то набрать и сделать сразу несколько копий - это значительно увеличивает производительность труда! А когда у тебя компьютер ты можешь просто блоки текстов переставлять - опять же увеличивается производительность труда! Умственного и внутреннего. Впервые в истории человечества появился инструмент для тех, кто работает своим сознанием.

Возвращаясь к журналу… 10 лет назад его было трудно выпустить, 20 лет назад - это было невозможно по другим причинам. Это 81-й год, советская власть. Все типографии под контролем коммунистической партии и для того, чтобы что-то напечатать, нужно брать разрешение у местного райкома партии. А всего 25 лет назад был снят контроль КГБ с печатных машинок! До этого, если у тебя дома есть печатная машинка, ты должен на нее иметь регистрационный документ, как на оружие. Машинка - и то регистрировалась! Размножить ничего нельзя! Сажали…

Мир изменился - сейчас каждый человек может взять и выпустить журнал. Для этого ему нужно иметь компьютер, программу, уметь этой программой пользоваться, а дальше все зависит от того, что ты хочешь написать, как ты можешь нарисовать и так далее. Нужно заплатить какое-то количество денег в типографии. 10 лет назад в принципе ничего нельзя было заказать в типографии! Сейчас много у тебя денег - заплати типографии и будет у тебя журнал в 3 000 экземпляров. Меньше - выпусти газету тиражом в 10 000 экземпляров. Сейчас это может сделать каждый человек, но наше сознание отстает.

Благодаря экономическим условиям, благодаря наличию компьютеров и интернет человек может проявляться в 100, в 1000 раз более активно. Но мы по-прежнему проявляемся с той скоростью, которая была 5-10 лет назад. Мир уже изменился - нужно по-другому! И мы, обладая какими-то результатами нашего обучения, как-то по-другому видим ситуацию и процессы, происходящие в мире и прокладываем свою траекторию, что-то делаем. Прежде всего мы обучаемся, а я - тот, который дальше всех прошел по этой тропинке - под словом "всех" я понимаю учащихся Школы по Второй Логике - вот мне столько-то лет, а кто-то на 10 лет младше. Или на 20. Естественно я продержался дольше на вот этом пути. Может быть, вот он еще умрет, сойдет с пути, а я уже осмысленно прошел этот этап. Мы все вместе друг у друга учимся и я, в качестве такого неформального, а иногда и формально, лидера, участвую в этом процессе, и, прежде всего, эти люди занимаются самообучением, своим совершенствованием.

Вопрос: "А можно ли вообще через интернет-тексты передать суть Учения?"

Ответ: Чем тоньше знание, тем больше необходимость в Учителе. Почему? Потому что, чем грубее знание, тем оно продается, то есть передается, хотя и продается тоже, таким вот образом: получил, записал, что ты там дальше делаешь - никого не касается. Более тонкое знание может быть передано только таким образом: вот я говорю "Учение, которое Не-Учение", "Учение, которое Не-Учение", а ваши мозги сейчас, например, не приспособлены для того, чтобы понять этого, а также некоторых других тонких намеков, и тогда вы что можете сделать? Сказать: "Я этого не понимаю. Я ухожу." А можете сказать: "Да, учитель, - Учение, которое Не-Учение"!!! Учение, которое Не-Учение!!!" А для того, чтобы вы начал вот это понимать, вас нужно вот сюда кирпичом, туда - доской, там - погладить, там провести через какую-то ситуацию, там, когда вы уже спеклись и говорите: "Я этого никогда не пойму…", сказать: "Да подожди, смотри, тебе осталось всего два дня и ты поймешь!"

Чем тоньше материал, чем тоньше знание, тем больше материал, тем больше необходимость в учителе. Почему я об этом говорю? Если это Учитель, то ему не важно - Интернет, книга, слово, жестами что-нибудь показать… Понятно, что каждый способ передачи информации имеет свойство каким-то образом ограничивать ее. Причина в том, что тонкое знание действительно не может быть передано, потому что человек должен прожить, прочувствовать, пройти через какие-то ситуации. Невозможно посадить траву и завтра снять урожай. Если мы говорим о тонких процессах, то они всегда имеют скорость процесса. Скорость роста. Период роста. Т.е. он должен прорасти. Невозможно двухлетнего ребенка за два дня превратить в пятилетнего! А в процессе роста должно быть поливание, пропалывание, защита от холода. Столбики… Знаете как столбики под помидоры подставляют?

Если Учителя нет, то что получается? Человек со своим уровнем восприятия, со своими технологиями самодельного мышления остается один на один, например, с двухтысячелетним наследством наработанным великими мудрецами. В жизни как бывает? Человек листает книжку и говорит: "Во! Хуай-Нен молодец! Правильно говорил!" Пришел. Пять минут этому уделил и все разобрал. Это не правильно. Понятно, что это не так. Поэтому должна присутствовать как вот такая углубленность, так и очень важно наличие Учителя. Нет Учителя - да, есть шанс. Шанс в течении 20-30 лет, путем изучения, очень долгого изучения, каких-то философских трудов, каких-то учений, жизни, себя, прохождения через ситуации, стойкости чтобы не сбиваться с Пути, не лениться, работать, стараться - тогда да. Через какое-то время человек может перейти - сам - к пониманию. Но это бывает в 10 000 раз, в 100 000 раз реже, чем тогда, когда есть кто-то, кто уже все это знает. Т.е. тексты и прочие технологии передачи знаний второстепенны. Важен источник передачи.

Вопрос: "А можно ли сказать, что уровень понимания современных ищущих несколько выше, чем раньше?"

Объективно - да. Но статистики такого рода нет, потому что буддизм - это вообще антинаучное учение. Поэтому методы современной науки не применяются для исследований процессов, которые рождаются в этой зоне. Тем не менее, глядя по сторонам, я замечаю такие факторы, которые людей, хотят они того, или нет, выдавливают в эту сторону. Один из таких факторов: вот если раньше, есть родители, есть дети. Мир не меняется в течение 10-15 лет. Родители идут на работу. Работают. Они закончили институт. И говорят: "Сын. Нужно так, так и так. А если не так, то мы тебя накажем". И он смотрит, да, действительно, он ленивый, а мама - передовик производства. Или там отец чего-то добился. Это хорошо с точки зрения социальной адаптации. А с точки зрения понимания это как выглядит? Вот то, что было, - почти то же самое транслируется на следующее поколение. Не происходит наработки нового знания, углубления. Сейчас ситуация другая. Очень многие родители перестали понимать, как устроена жизнь. Они не могут влиять на детей. Они не могут сказать: "Бери пример с меня и у тебя все получится!" Получается, что кто-то отворачивается от своих детей, кто-то конфликтует, а кто-то уже не может с той уверенностью, с тех основательных позиций, учить его как жить. Он вынужден сам учиться! И проходит несколько лет и этот молодой человек или девушка действительно, реально в этом мире уже ориентируются, у них другое сознание, другие уже привычки. Это способствует переходу на другой уровень. Т.е. родители как деревья своей большой тенью не подавляют поросль. Освобождено место. А второй фактор - я себя помню. Когда я был совсем молодым человеком - 32 года. Вот я начинал о чем-то задумываться, что-то начинало у меня в голове складываться. А сейчас я вижу, что те люди, которым 21-22 года думают на том уровне, мыслят на том уровне и ставят перед собою такие вопросы, которые мне, когда я был старше их на 10 лет, еще и не снились. Я только прикасался к ним. Произошло ускорение, информационное пропитывание. Причем важными, сущностными вопросами.

Я сейчас не говорю о той части людей, которые сейчас что-то там в бизнесе - мы отдельно поговорим, что в бизнесе хорошо, а что плохо. Я имею в виду, что у людей возникают внутренние вопросы, связанные с самоопределением в жизни, со своими качествами, с возможностью улучшения. Эти процессы происходят гораздо раньше сейчас, гораздо интенсивнее.

Существует какое-то количество плюс-факторов и минус-факторов, которые выдавливают человека таким образом, чтобы у него сознание становилось другим. Минус-фактор - это когда что-то угрожает, а плюс-фактор - это когда что-то способствует.

Вопрос: "Скажите, а ведь Интернет оказывает сильное влияние на мир"?

Ответ: Моя позиция такова, что современный мир, который включает в себя такой элемент, как Интернет сильно изменился. Появился такой элемент как свободное пересечение границ, возможность издавать журналы, заниматься какой-то экономической деятельность, активно проявляться в жизни - таких возможностей стало больше. Интернет тоже оказывает сильное влияние на общество, на отдельных людей особенно. Влияние Интернета на этих людей заключается в следующем: первое, громадное количество информации; второе, возможность находить друг друга, как-то общаться и в интерактивном режиме что-то обсуждать, куда-то продвигаться вместе; третье - это организовываться. Организовываться в какие-то соответствующие их уровню, пониманию, тонкости формы. Эти факторы - количество информации, качество коммуникации, высокая производительность труда - увеличивает скорость, метаболизм (обмен веществ). Плюс в Интернет еще что хорошо? Вот мы с вами поговорили сейчас - 60 человек узнало. Какие-то мысли появились. А что такое разговор в Интернет? Мы сидим печатаем на клавишах. Это остается навечно! Любой, кто пришел может это прочитать и любая порция контактов дополняет этот материал. В мире такого больше нет! Мы поставлены в такую ситуацию, когда не можем разговаривать словами, но может печатать. Соответственно все, что мы говорим - остается. Прирастает гора опыта.

Чепухи много говорится! Но на этом уровне, даже если вы говорите чепуху, все равно это превращается в тренинг, хотите вы этого или нет. Это простой тренинг, но, все-таки, тренинг.

Реплика: "Новая версия хлопка одной ладонью? Запустить ученика в чат на 10 дней и пусть он там не сойдет с ума!"

Клейн: Ну, можно и так. Тренинг в какой форме выражается: не то что сказал, промахнулся - тебя сразу же хлоп! по ушам хлоп! хлоп! со всех сторон. Ты что-то там осознал, или - лучше научился отбиваться, или понял как себя вести. Это минимум, что дает интернет. В интернет существуют такие точки, в которых вырабатывается информация высокого качества. Интернет способствует тому, чтобы вся эта информация никуда не девалась. Каждый, кто соприкасается, может то, что полгода нарабатывалось, снять за три дня. Плюс свою еще какую-то частичку добавить. Такое возможно только в среде Интернет. Создан такой технологический инструмент, который может качественно влиять на мир.

Безусловно, человек живет в реальном мире. И в этом смысле Интернет - это как удобная среда, питательный бульон, чтобы вот эта "зараза" распространялась. Вот я живу здесь, вы живете, например, в Тюмени, в Новосибирске, во Владивостоке, на Украине, в Лос-Анджелесе. Благодаря этому мы в течение дня может разговаривать несколько раз. Это среда для того, чтобы в ней нарабатывалась какая-то база. Этой базой я называю год интенсивной работы Школы по Второй Логике. Год эта штука работала и вот она какие-то концепции, какие-то методики как-то там структурировала. Появились какие-то понимания. Теперь наша встреча - это попытка вынести то, что там есть, вне Интернет и начать эту линию в реал-лайфе ("реальной жизни"). Если наши встречи станут периодичными, раз в неделю, раз в две недели, то был бы, как раз, тот вот эффект. Но в самом начале я могу просто рассказать, могу дать какую-то информацию, высказать свое мнение по каким-то вопросам, ответить на какие-то вопросы.

Вопрос: "А Школа по Второй Логике существует в виде форума, в виде конференции или просто в виде переписки?"

Ответ: У нас есть и то, и другое. На сайте существует около десятка форумов, на которых обсуждаются те или иные темы. А Школа по Второй Логике - это майл-конференция (почтовая конференция). Причем она закрытая, там есть пароль. Я, как главный преподаватель Школы, принимаю не всех.

Вопрос: "Существуют какие-то тесты?"

Ответ: Да, конечно.

Вопрос: "Так что же это за тесты?"

Ответ: Ну, например, кто-то мне пишет: "Аааа, Клейн! Я догадалась! С помощью Второй Логики нужно понять, КАК попасть в Школу по Второй Логике, чтобы понять что такое Вторая Логика!" (смех в зале) Я думаю: "Молодец!" и ставлю заметку: "Нужно пустить" Но не пускаю, конечно! (смех в зале) Разные тесты.

Реплика: "Так может мы тоже пройдем эти тесты?"

Клейн: Вы уже так хотите в Школу по Второй Логике? Спасибо, я на самом деле, искренне вам благодарен за такое желание. Но давайте так: вы заходите в Интернет, смотрите на сайт - там есть специальный архив рассылок. Сначала нужно сделать первые шаги, войти в эту среду. После того, как человек приходит в Школу по Второй Логике, перед ним, прежде всего, ставится задача изучить архив Школы по Второй Логике. Потому что работа тонкая, а приходит обычно один человек в неделю. Не должно быть такого, что он задает вопросы, которые полгода назад, год назад разбирались. Школа будет работать тогда неэффективно. Поэтому его обязанность самостоятельно прочитать и освоить тот материал, иногда задавая вопросы. Естественно, он должен быть не ленивым. Если он ленивый, я это сразу вижу и в Школу его не приглашаю.

На самом деле нет такого элитарного или снобистского порядка в Школе. Я забыл вам сказать такую вещь - кроме того, что Хуай-Нен сказал, что мы являемся прямыми продолжателями заветов Будды, он сказал еще одну чрезвычайно крамольную вещь: "Чань - это Путь для тех, кто с выдающимися способностями". Естественно, это возмутило всех. И в глазах тех, кто исповедовал буддизм, это было явным нарушением и противоречием, потому что Будда, как раз, выдвинул тезис о великом равенстве всех живых существ. Так что не только людей нужно не убивать - по-человечески относиться ко всем живым существам. И тут приходит Хуай-Нен и говорит: "С выдающимися способностями налево, остальные направо!" Естественно, это всех обидело! Но в чем смысл этого понятия - "с выдающимися способностями"? Он не в снобизме. Не в том, что у нас тут своя каста, этих мы берем, а этих нет. Смысл в следующем - так как Чань имеет внутренние задачи для каждого человека, который идет по Пути, сделаться просветленным, Бодхисаттвой, а учитель - он человек и обладает лишь некоторым количеством сил и он, для того, чтобы не надорваться, чтобы точнее выполнить свою задачу знает - вот я могу взять вот этого, вот этого и вот этого. Если уровень ниже, то этот один займет у меня 100 лет, я не смогу вот с этим, с этим, с этим. Поэтому этот пусть как-то растет пока… Хотелось бы, конечно, и ему, но я не могу, - думает Хуай-Нен, Учитель. В такой форме, что я буду его учить, а он будет у меня кровь пить. Ну чашку риса я ему дам, помогу советом… А вот этих вот я буду учить, вести, тащить. Тезис "выдающиеся способности" появляется не в силу снобизма, а в силу практичного - точнее, конструктивного - подхода, выражающегося в том, что каждый человек, который вступает на Путь Чань должен добиться просветления. Если он обладает вот таким набором качеств, то я, если сильно напрягусь - смогу ему помочь, а если у него качества другие, то я сильно напрягусь - ему не помогу, сам помру и другие ничего не получат. За это Хуай-Нена сильно не любили, но потом некоторые поняли.

Вопрос: "В какой форме вы существуете в мире, в социуме?"

Ответ: В мире. В социуме те, кто как-то разделяет эти взгляды, кто учится в Школе по Второй Логике, живут самой обычной жизнью. Кто-то работает, кто-то является студентом. Сам я до последнего времени тоже занимался совершенно нормальными, обычными занятиями. Просто потом я стал все больше и больше на вот этом концентрироваться и где-то в февраля до меня дошло, что уже пора (раньше я чем-то занимался, а тому, что было главным для меня уделял то время, что оставалось) поменять приоритеты местами. Я создаю сам для себя какой-то новый образ жизни, где такие моменты, как деньги, на каком-то уровне пытаюсь совместить. Так как я обладаю достаточно большим опытом менеджера высокой квалификации, еще каким-то жизненным опытом, я могу перед собою поставить такую творческую задачу. Пока я не был готов, я ее и не ставил. Эта попытка совместить относится к той небольшой команде - 5 человек, да и то 4 - я еще раз представлю: это Лотос, это Таня, Ольга и я - мы занимаемся только вот этим. Как-то пытаемся это так структурировать, чтобы это не развалилось. А, допустим, Алексей Ходьков (Alexey Hodkov), несмотря на то, что с нами вместе работает - он студент. Поэтому его жизнь нормальна: он ходит на лекции, бьется за то, чтобы деканат выделил ему общежитие…

Мало того, один из последних тезисов, который я начал упорно пропагандировать (есть такой китайский треугольник: энергия, мысль, кровь) - если воздействовать на сознание, то это начинает влиять на другие вершины треугольника: на тело и на энергетику человека. Если воздействовать на энергетику, то это распространяется на тело и сознание и т.д. Здесь мы говорили только о Второй Логике, о технологии мышления. Но еще есть такой пласт, как энергетика. Если сознание перестраивается, то перестраивается и энергетика организма. На другой режим, на другую скоростную ступеньку. Интернет со своей спецификой предназначен для того, чтобы технологию мышления отрабатывать, но, все равно, именно там проявляются энергетические эффекты. Те, кто занимаются - на себе ощущают. К этому энергетическому пласту мы постепенно приближаемся, не потому что я чего-то не знаю, а потому что очередность должна быть такой: мозги должны работать, а потом все остальное.

Спасибо, наше время вышло. (Аплодисменты в зале)

 

Посмотреть фото, сделанные на лекции

 

 

"Интернет как элемент Пути" (лекция 2)
"Интернет как элемент Пути" (лекция 3)
"Интернет как элемент Пути" (лекция 4)

назад к новой бодхисаттвской правде

на главную страницу

 

 

 

Copyright © 2000 ZenRu