А. Клейн
Заметки о народе
-
- Проблема заключается в
том, что не хочется помогать бесполезно. Помощь
должна быть воспринята, востребована. Речь идет
не о благодарности, а о том, что "в коня ли
корм?"
-
- Правда, кто-то из древних
китайцев сказал: "Разве для того, что бы
помогать, нужны поводы?" И поэтому разделение
на "в коня"-"не в коня" - может быть, это
некое прикрытие отсутствия истинной
человечности?
-
-
- Гражданская война
-
- Древний Рим развалила такая пустяковая вещь,
как психология. Рабы - уже не работают, труд их -
непроизводителен, а свободному гражданину
работать - это оскорбление. Психология, но,
однако, все погибло. Здесь же, в России, проблемой
является противостояние каждого против всех.
Люди не хотят сотрудничать друг с другом.
-
- И это - не влияние Запада и его
психологии индивидуализма.
- Когда в обществе начинается
гражданская война - это отравляет общество очень
сильно. Гражданская война - это не только с шашкой
на коне. После того, как она развернулась, она
потом продолжается в других формах: кто-то
кого-то убивает, кто-то кого-то ненавидит,
подозревает и так далее. Внутри общества -
антисотруднические взгляды. Состояние
гражданской войны продолжается на
психологическом уровне.
-
- И когда Ленин сделал это,
Махатма Ганди сделал противоположное. Он сказал:
"Не надо никого убивать. Не убивайте друг
друга". Если Ленин скрежетал зубами:
"Расстрелять сотню, чтобы не повадно было",
то Махатма Ганди плакал на своей тростниковой
циновке, переживая, что люди жестоки друг с
другом. А сейчас результаты -
разные. Безусловно, очень трудно отличить
конкуренцию от гражданской войны. Но если
сказать непонятно, но очень кратко: это - разные
типы энергии.
-
-
- Кризис
-
- Ситуация - очень сложная, но у страны запас
прочности еще достаточно большой. Учитывая, что
мы еще не опустились до такого уровня
производства, как в свое время опускалась,
например, Армения, люди наши, советские, русские,
российские, не привычные к комфорту, - будут
выживать, а в сельской местности это вообще никак
не отразиться. У правительства же всегда в запасе
есть такой инструмент, как введение
распределительной - карточной - системы, и тогда
на этой системе еще пять лет можно держаться.
Кто-то уедет. Многие уже уехали после кризиса.
-
- Никто пока отчетливо не говорит о том, что
существует два пути стимулирования экономики.
Первый - это через сбережения: человек сберегает,
покупает на эти деньги акции, облигации -
экономика работает. Другой путь -
противоположный: нужно стимулировать не
сбережения, а потребление. Соответственно, тогда
нужно говорить о потреблении своего,
национального, товара. Некоторые черточки этого
направления уже появились стихийно, независимо
от заявлений политиков и экономистов.
Единственный выход сейчас - это взять вектор
потребления, который идет мимо российского
производителя, - ведь, мы, например, импортируем 70
процентов продовольствия, - и развернуть его на
производителя. Если этот вектор развернуть на
отечественного производителя, то у него появится
достаточно оборотного капитала, достаточно
финансовых возможностей, чтобы выжить и даже
развиваться. Позитивные сдвижки возможны.
-
- Переориентация потребительского спроса на
наших производителей означает - поднять
таможенные барьеры. Должна быть какая-то система
протекционистских мер, которая должна заставить
наших людей потреблять свое, а не импортное,
заставить наших людей потреблять продукты
худшего качества: пищевые продукты, одежду. Ведь,
пока мы спорим в России - выпускать телевизоры
или нет, потому что, вроде как, японская техника
лучше? - Индия, которая не лучше России, выпускает
не один, а целую гамму, несколько разновидностей
своих телевизоров. Японская техника в Дели в 1,5-2
раза дороже, чем в Москве, - и ничего! Умеешь ты
делать только такую технику, умеешь шить только
такую одежду? - вот и бери ее, вот и ходи.
-
- Надо заставить наших сограждан потреблять
худшую продукции, чтобы научить делать лучшую.
Ведь, если ты делаешь плохо, а в голове у тебя -
другой стандарт жизни, если ты не являешься
специалистом, который может делать такие вещи,
если ты умеешь работать только плохо, а жить
хочешь хорошо - это психология Шарикова. Этот
разрыв между тем, что ты даешь, и тем, что ты
хочешь взять, - он, в общем-то, везде, во всех
странах, присутствует, у людей всегда
потребности выше, чем доходы, - заработал 100
рублей, а хочешь жить на 150 - это естественный
процесс. Но здесь, в России, этот разрыв слишком
далеко зашел. То есть, автомобили должны быть
такие-то, сервис должен быть такой-то, это должно
быть такое-то, - а вот то, что мы сами делаем, может
быть никуда не годным и это - в порядке вещей. Если
бы правительство патерналистским образом
выстраивало свое отношение к народу, поводырем
было бы, то надо было бы заставить потреблять то,
что производишь.
-
- И это удобно сделать сейчас, в
момент перехода, когда все ухудшается, когда мы
забрались в очень сильный кризис. Не обязательно
это должна быть "твердая рука", но это должна
быть какая-то последовательная политика. Должна
быть воля, должна быть какая-то голова.
-
- Человек должен заниматься тем, в
чем он - специалист. Это должно быть
принципиальной философской позицией. Политика
разведения огородиков стимулировалась
советской властью, но это - неправильно. Может
быть, жизнь дойдет до такой степени тяжести, что
волей-неволей придется сажать какие-то овощи и
охотиться на мамонтов, но это - неправильно. Это -
понижение уровня цивилизации. Человек должен
заниматься тем, что он умеет, и платить другим
людям за услуги и товары.
-
-
- Свой путь развития
-
- Страна - это некий организм. Как большая амеба, у
которой есть непостижимый, свой путь развития.
Ведь, это же удивительно, что все, о чем писал
Салтыков-Щедрин в 1885 году, никуда не делось и в 1985
году при советской власти, и сейчас есть. Другого
пути, кроме того, который есть, который народ сам
себе выстраивает, который он заслужил, - просто не
бывает.
-
- Вряд ли отношения между людьми становятся более
холодными, меркантильными. Проявлений
сволочизма в повседневной, бытовой жизни я не
вижу больше, чем было. А если брать какие-то
экстремальные случаи, когда подросток убивает
своих родителей и т. д. - может быть, и тогда были
такие случаи. Вот по телевизору показывают, что,
оказывается, в 62 году был какой-то серийный
убийца - а мы ничего о нем не знали. Мы даже не
знали, живя в Ростове, что в Новочеркасске - это
сколько там? Ну, километров 70 - танками подавляли
в 62 году восстание - и никто об этом ничего не
знал. Но, опять же, - сейчас проще до пистолета
дотянуться.
-
- Действительно, в Ростове, например, - сейчас
более патриархальная среда, но это и всегда было.
Разрыв между Москвой и Екатеринбургом, Москвой и
Краснодаром - все равно остается. Если вспомнить
ранние фильмы - "Москва слезам не верит" и
разные другие - "Ты что, с Урала?!!!". Эти
различия остались, но это - различия между
мегаполисом и меньшим городом. Точно такое же
различие остается между Ростовом и какой-нибудь
станицей или бывшим колхозом. Это естественная
вещь.
-
- Я не знаю, что обозначает сегодняшний период.
Или это - приближение гибели и распада - что очень
похоже, но не только не верится, но и известно же,
что во многие времена люди так думали, но это - не
было этим. Или же это - нормальная стадия. В конце
концов, например, в 1848 году в Англии люди - рабочий
класс - статистически становились меньше ростом,
уменьшался объем грудной клетки и выпускался
закон, запрещающий - вдумайтесь! - 11-ти летним
детям работать более 14 часов в день - крутить
маховик на фабрике или толкать вагонетки в шахте,
причем, люди ходили в лохмотьях и спали в грязи.
Каждая страна заплатила за свою, хорошую сейчас,
жизнь. Англия - в свое время заплатила, Америка - в
свое. А если людям целенаправленно мозги
коверкать, как при советской власти, то это - не
есть та плата за хорошую жизнь. Хорошая жизнь в
результате никогда не наступит.
-
- А если людей бросить среди скал и диких растений
- и они после этого выживут, то они станут сильным
племенем и все завоюют.
- То, что сейчас происходит - это естественный
процесс. А вот то, что было раньше, начиная с 17
года - это был - неестественный. На этом пути,
который сейчас, - можно погибнуть. Но на том пути -
там заведомо ничего хорошего не будет.
-
- Мир стал больше.
-
-
- Разная природа конституционных
прав
-
- Право на отдых, на медицинское обслуживание, на
работу и прочие права имели при советской власти
одну суть - "ты должен быть коровой или лошадью
в стойле. Тебя кормят, обогревают, вот,
пожалуйста, у тебя на стене даже висят права
этого общежития, и ты - жуй, но смотри! Жуй, делай
свое дело, но за пределы - нет!"
-
- Сейчас - другая ситуация, сейчас - нет стойла. И
что интересно: те люди, которые тогда не хотели
быть в стойле и возмущались, когда возмущение
беспощадно каралось, - они имеют сейчас моральное
право возмущаться, но не возмущаются. Именно
потому что и тогда, и сейчас - рассчитывают только
на себя. А те, кто продали тогда свои бессмертные
души за клочок сена в этом стойле и поэтому
навечно потеряли моральное право возмущаться -
они, как раз, и возмущаются. Диалектика. Разве
корова имеет право возмущаться, если ее режут?
Или свинья? Или табуретка? Хозяин вправе делать с
ними все, что угодно. Они для этого предназначены,
они только для этого и созданы господом Богом.
Возмущаться же имеет право только Человек. А
также заявлять о своих желаниях. И требовать их
исполнения.
-
- Принципиально различна природа
конституционных прав: там права - на свиноферме в
рамочке, здесь - на самом деле права свободных
существ. Ну, не получается ничего пока, потому что
существа еще пока- недоразвитые, потому что - в
друг друга плюют и бьют когтями, потому что
боятся, паникуют.
-
- Что такое паника, ажиотаж? Это -
когда люди руководствуются не рациональными
мотивами, а страхами, чувствами, эмоциями. Когда
ум за разум заходит.
-
- Это пройдет.
-
-
- Наша пресса
-
- Наша пресса и телевидение
занимаются вещами, которые далеки от цели дать
объективную информацию. Первое, - они, действуя по
чьему-либо заказу, промывают публике мозги.
Второе, - они зарабатывают деньги: повышают
рейтинг своей передачи, тираж и так далее -
поэтому должны быть жаренные факты. И третье, -
это отравляющий общий фон. К примеру, передачи
пакистанского телевидения - не такие интересные,
как российского: девушка-ведущая должна
обязательно быть в платочке, и что-то они свое
передают, - но там в течение суток идут 2-3
обучающие программы. Как-то правительство
насаждает в народе просвещение.
-
- У нас это прекратилось. Нет
образовательных программ. Если я смотрю
индийские новости, то там кроме позитива ничего
нет. Пусть, это можно назвать "лакировкой
действительности" или даже ложью - ну, где они
там руки друг другу все время пожимают, - но, блин!
- родной образ - сталеплавильный завод, комбинат
индийский - они там сталь выплавляют! У нас же - на
каждом канале по 2-3 криминальных программы, и
каждый журналист маскируется: "Мы хотим, чтобы
этого не было, мы хотим, чтобы выводы из этого
были сделаны".
-
Канал "Московия", где
постоянно идет разговор о нравственности,
содержит три криминальные программы! Разговоры о
нравственности носят демагогический, туповатый
характер. Это откровенная промывка мозгов,
московский заказ. Криминальные передачи
показывают суть нашего телевидения - погоню за
жаренными фактами. Но все это преподносится так,
чтобы у обывателя не возникло мнения, что ему
просто дают вкусную жвачку, которую он будет
потреблять. И все это под соусом, что, видите ли, -
"нужно задуматься".
-
- Да не нужно задумываться! - нужно
выкинуть все эти передачи с телевидения. Сейчас у
газет и телевидения практически нет функции -
информировать, а все разговоры об этом - просто
прикрытие для корпорации торговцев жвачкой и
отравой.
-
-
- Замазывание глаз
-
- Замазывание глаз и без того тупому обществу
является одним из величайших изобретений
человечества. Успех этого приема обусловлен
врожденным желанием человека замазывать глаза
самому себе, что, в свою очередь, базируется на
животном инстинкте отдаться. Большевики владели
этим приемом во всемирно-историческом,
глобальном масштабе.
-
- Рожденные в искаженной реальности, выросшие с
замазанными глазами, советские люди видят вместо
реальной жизни - фантомов, принимают
беременность за болезнь, опухоль головного мозга
- за естественное состояние человека. Большевики
крепко потрудились на ниве запутывания и
замазывания.
-
- Одним из примеров такой грандиозной махинации
является устойчивое воспоминание советских
людей, что они жили при социализме. Никто из них,
от полусумасшедшей бабульки-пенсионерки до
совершенно трезво мыслящего профессора
политэкономии, даже представить не могут, что
никакого социализма и не было, что они пали
жертвой злонамеренного,
хирургическо-идеологического эксперимента,
операции по обдурежу, которую, целиком и
полностью отдавая себе отчет в своих действиях,
проводили Сталин и компания.
- Люди, которые понимали, что такое социализм?
куда движется общество? куда оно должно
двигаться? - кончились примерно в 1937 году. Старая
ленинская гвардия характеризовалась не только
тем, что они по времени совпали с Владимиром
Ильичом, и не какой-то особой силой, стойкостью и
выносливостью, и даже не честностью и
принципиальностью. Основное их качество, как ни
смешно это звучит сейчас, - это научная
подкованность, возможность смотреть на то, что
они делают, с незамазанными глазами. Сталин,
кстати, относится именно к этой плеяде, и именно
поэтому им были уничтожены все остальные.
-
- Каждый сейчас, если у него поднимется рука,
может протянуть ее к библиотечной полке и взять
книгу, автором которой является Иосиф
Виссарионович. Книга называется "Анархизм или
социализм" и была написана в 1906 году. Точнее,
это был цикл статей, или одна большая статья,
которая впоследствии была издана одной книжкой.
Еще тогда, в 1906 году, Коба, если убрать его
популистские и демагогические выверты, очень
четко знал, что такое социализм, и чем он,
например, отличается от государственного
капитализма. Однако, выстраивая свою тюрьму
народов, - впрочем, неважно что он там выстроил, -
он совершенно сознательно произвел подмену. Взял
и назвал то, что является государственным
капитализмом - "социализмом". Навесил на
осла ярлык слона и заставил всех не только верить
этому ярлыку, но и поклоняться. А всех, кто не
желал или, по каким-то причинам, не мог замазать
себе глаза, он расстрелял.
-
- Ярлык налился кровью, приобрел плоть, зажил
самостоятельной жизнью, - и кто теперь станет
разбираться с этой помойкой? И полусумасшедшая
бабулька и мыслящий профессор в один голос
скажут: "А зачем это нужно?", -
продемонстрировав очередную замазку глаз. Для
живущих в искаженной реальности - то, что нужно,
представляется ненужным, зато ненужное является
очень важным и на него кладутся все силы.
-
- И еще один пример грандиозной замазки. Вам
никогда не казалось странным, что Английская
буржуазная революция продолжалась 40 лет?
Вдумайтесь, 40 лет. Другие буржуазные революции
продолжались тоже годы и десятки лет. И лишь
Великая Октябрьская социалистическая революция
продолжалась одну ночь или один день. Не
понимаете? Еще раз вопрос - когда происходила
английская буржуазная революция? Вы можете не
знать точной даты, но посмотреть в учебнике,
кажется, для 7-го класса, и там вы увидите - с
такого по такой-то годы. Теперь вопрос - когда
произошла Великая Октябрьская социалистическая
революция? Ответ: 7 ноября или, 25 октября 1917 года
по старому стилю, добавят самые умные.
-
- У кого поднимется рука, пусть опять ее поднимет
и для начала протянет к работам Ленина с 1917 по 1921
годы. Во-первых, он с удивление обнаружит, что ни о
какой Великой Октябрьской социалистической
революции в работах Ленина нет ни малейшего
упоминания. Речь идет об октябрьской - с
маленькой буквы - революции, о пролетарской
революции, об октябрьском перевороте - слова
Ленина. Более внимательный читатель обнаружит,
что до 1921 года - т.е. вплоть до фактического конца
своей жизни - Ленин был уверен, что
социалистическая революция продолжается.
-
- В чем же причина того, что в
нашем сознании октябрьская революция и 7 ноября
слиты воедино? Дело в том, что любая революция
предполагает спады и подъемы, стадии, пути,
методы, средства. В свою очередь, это
предполагает исследования, самостоятельную
мысль, споры, поиски. Революция в один день - нет
стадий, нет путей, нет споров, нет мысли, а если у
кого она, все-таки, пробилась, - того расстрелять.
Грандиозная замазка еще одним пластом легла на
глаза бедных россиян, и если кто-то думает, что
это не вызывает никаких последствий - он неправ с
замазанными глазами.
-
- Любая неправильная установка у
ребенка порождает вереницы вредных последствий,
любой дефект даст о себе знать и не раз.
-
-
- Совесть и стиль в политике
-
- Лебедь - уникальный человек.
Единственный из политиков, у кого есть совесть. В
политике - иметь совесть крайне невыгодно, почти
невозможно, - и человека, у которого есть совесть,
заносит в такие сферы, как политика, очень редко.
Дело в том, что любой политик должен состоять из
компромиссов, иначе он ничего не сможет сделать.
В политику человек, у которого есть совесть,
попадает или когда очень плохо - кризисный
период, когда нужно ломать, менять, строить. Или
когда настолько хорошо - лучше, чем в Америке уже.
Когда Клинтон на инаугурации выступал - до этого,
когда он выбирался, ну, такой душка! - а там стал
говорить - сразу видно, что молодец, - все нитки
знает, за которые нужно дергать! Кстати, насчет
Лебедя. Человек, который может выражать свои
мысли афористично, - это редкий тип человека.
- Умение афористично выражать
свои мысли может помочь человеку стать Козьмой
Прутковым, а может - Цезарем. Тем или иным его
делает его внутренняя позиция. У Лебедя -
внутренняя позиция философа и общественного
деятеля, а если он еще и мысли умеет так свои
выражать... Ведь мы же живем в эпоху профанации -
снижения уровня всего. В свое время Маркс
критиковал немецких социал-демократов,
обнародовавших Эрфуртскую программу, за
суконный язык документа, за отсутствие
литературного стиля. Мы уже
сто лет как забыли, что в политических документах
должен присутствовать какой-то стиль.
Суконнорылые и, более того, малограмотные,
косноязычные политики - наша советская,
"шариковская" традиция.
-
-
- Равенство и совесть
-
- Любое настоящее равенство всегда проявляется в
форме неравенства и, наоборот, любое неравенство
проявляется в форме равенства. Вот мы - все не
равны. А перед законом - мы равны. Государство -
это такая штука, которая все усредняет. Она не
может доходить до каждого индивидуально.
-
- Вам приходилось при советской власти видеть как
уборщица идет по банку или по магазину и тряпкой,
шваброй - по ногам?
Этот факт -
производное от идеи равенства. Идеи, которой
отравлен русский народ. Французская революция
хорошо потрудилась, отравили. Идея равенства
нарушила общество, перетрясла его и вывела
неравенство в какие-то совершенно искривленные
формы.
-
- Но есть и другая сторона. Культивация идеи
равенства, как оказывается, позволяет сохранить
в этом цивилизованном мире заповедник такого
редкого чувства, как совесть. Как это выражается?
-
- Если я живу в обществе, которое достаточно
иерархировано - неважно, это Англия или Индия - то
там все личностные правила действуют только
внутри своего слоя. Ну, представьте, - мне 11 лет, а
я говорю 60-ти летнему старику: "Джеймс, принеси
мне то, подай мне то-то". Вот соседнего принца
или кого-то еще - я признаю равным. Все остальные
для меня - это предметы, это вещи. В крайнем
случае, я, если я - девушка, цветочек могу бросить
в сторону нищего.
-
- Наличие таких каст, или слоев, достаточно
законсервированных, не дает развиться в человеке
нравственному чувству. Совести. Потому что
заведомо большое количество людей окажется вне
пределов. Это еще ладно, если я о них не знаю, а
если - я с ними соприкасаюсь, я их знаю и я учусь
человека считать не человеком? Отказывая ему в
полном комплексе прав. Все равно, даже если в
чем-то одном отказал - он не полноценный для меня
человек.
- Одна сторона - это, когда в обществе нарушаются
уважение, традиции, когда идея равенства все
перемешивает. Это - ее отрицательная сторона. Но
положительная сторона - то, что возникает
заповедник для совести, что все люди равными
признаются.
-
- В этом смысле, советский и постсоветский
периоды выковали очень интересную общность. Это
общность отличается двумя качествами. Причем,
это - взрывная смесь. Наличием совести,
нравственного чувства, пассионарности, если
хотите, и в то же время, с этими людьми такое
выкручивали, как тогда, так и сейчас, последние
семь лет, что те из них, кто выжил, - они сто очков
дадут представителю любой расы и национальности.
То есть, пять процентов, которые отобрались
здесь, - они очень мощные. Может быть, больше, чем
пять, может быть 15-20 процентов, это - достаточно
большое количество людей. Это - какой-то котел,
очень интересный. Подобный котел, образовавшийся
на территории Америки, образовал США. Что такое -
пассионарность, совесть, нравственное чувство и
такая вот агрессивность?
-
- Когда человек живет в мире, где
все измеряется деньгами, а он так мерить не хочет,
- это ослабит его в борьбе за деньги. А если это
меня ослабит, то это значит - меня выкинет на
обочину и я умру. И в том мире у меня выбор -
невелик: или сражаться за деньги и побеждать,
либо умереть. Там нет других выборов. А здесь у
нас, все-таки, - несколько другое. Нет
механистичности, нет одновекторности - вот
только туда или сюда. Каким-то чудом здесь, в
рамках цивилизации западного образца, сохранено
пространство для обитания совести.
-
- Наличие совести, или, в более
широком смысле, нравственного чувства,
непосредственного восприятия, неиспорченности -
это качества дикарей, варваров. Добавьте к этому
агрессивность.
-
-
- Барбарианство
-
- Агрессивность, подвижность и живучесть - это
свойства варваров. Римляне были варварами для
греков. Европейцы были варварами для римлян.
Американцы - для европейцев.
-
- Вначале идея барбарианства развивалась
территориально - на окраине цивилизованного
мира, на неизвестных территориях, возникал новый
народ, который потом развивался,
цивилизовывался, старел. Эта стадия закончилась,
исчерпалась на американцах - все земли открыты,
все территории освоены.
- Сейчас идея варварства - барбарианства -
продолжает развиваться, но уже не
территориально, а иным путем. Точно так же
развивалась парная семья. Сначала по
"медицинско-биологическому" принципу: в
качестве супруга отпадали сначала родители,
дети, братья-сестры, а потом все более дальние
родственники, вплоть до двоюродных братьев и
сестер. Исчерпав "медицинско-биологический"
потенциал, институт семьи продолжил развитие, но
уже по социальной линии.
-
- И если барбарианство вначале
развивалась по территориальному принципу, то
сейчас оно развивается по принципу
"кризисного котла". И претенденты на роль
новых варваров - это, конечно же, русские и
китайцы. Агрессивные, подвижные, предельно
живучие "железные тараканы", выковывающиеся
в кипящих котлах. Мир, как и в
старые времена, - не готов к их нашествию. Они же -
очень скоро уже будут готовы к тому, чтобы
разгрызть все что угодно.
-
-
- Не хватает совершенства - это основная проблема.
Можно поставить ее в более жесткой форме. Есть
такое выражение: "Велика Россия, а отступать
некуда, позади Москва", - это панфиловцы.
-
- Сегодня
мы говорим: "Велика вселенная, а отступать
некуда - надо просветляться. Иначе гибель".
-
- У меня есть
твердая уверенность, что существует
"правильно" и "неправильно". Я
отказываю каждому человеку в праве решать это
индивидуально.
|
|
|
|