|
1. ТИГР | Как-то Борик играл в
"Наводку" с мастерами дзэн по имени - Клейн и
Ольсон, и ребенком по имени Ольсеныш. Стремясь
выиграть, Борик, обращаясь к Ольсенышу, к слову
"кот" добавил слово "тайга". Ребенок, несколько удивленно посмотрев на него, ответил "волк". Тогда Ольсон сказала "тигр" - и они с Клейном выиграли. Борик в отчаянье всплеснул руками. - Сказал бы "зоопарк", - сказал ему ребенок, - и выиграли бы мы.
|
||
2. ХРОНОЛОГИЯ | Однажды мастер дзэн
Клейн попытался выучить мастера дзэн Ольсона
основам японской хронологии. - Когда началась
эра Камакура? - спрашивал он и, если в ту же
секунду не слышал ответа Ольсона, сам повторял, -
в 1192-ом году. Так продолжалось довольно долго и однажды Клейн решил проверить знания Ольсона. Выбрав момент, когда она читала газету, он приблизился к ней и неожиданно произнес громким голосом: "Камакура?!!" - Мейдзи... - тут же мелодично отозвалась Ольсон.
|
||
3. СТАРАНИЕ
|
Одна, ищущая
просветления женщина, упрекнула как-то мастера
дзэн Клейна в том, что тот не старается в
постижении дзэн. - Как же так, - воскликнул Клейн, - я и вчера медитировал, и позавчера, и три дня назад. Как же не стараюсь? - Что толку, что ты стараешься! - последовал ответ.
|
||
4. ЛИРИКА | Мастера дзен Клейн и
Ольсон, беседуя друг с другом, иногда выражали
свои мысли в стихах. Известен такой их диалог. -
Ты скажи мне, дорогая, сколько ли до гэ Шанхая?
|
||
5. ВОПЛОЩЕНИЕ ДЗЕН | Мастер дзен Ольсон
воплощала дзен в каждом своем действии. Мастер
дзэн Клейн никогда не скрывал своего восхищения
искусством Ольсона и любил беседовать с ней о
воплощении дзэн. При этом он всегда повторял: "Ты только не разговаривай".
|
||
6. НАСТОЯЩИЙ ДЗЕН | - Читая тексты дзэн,
собранные в других книгах, - сказала как-то мастер
дзен Ольсон, - нельзя не заметить, что там
говорится о разных мастерах дзэн, тогда как у
тебя речь всегда идет только о двух. - Ха! Это и есть настоящий дзэн, - ответил мастер дзэн Клейн.
|
в Айкидо | |
7. КУКУРУЗА | Некий ученик,
приблизившись к мастеру дзэн Зяблову,
отдыхавшему в тени свинарника после работы в
поле, спросил: "В чем смысл постижения дзэн?" - Мы выращиваем поросят не для того, чтобы они ели нашу кукурузу, - ответил мастер.
|
||
8. ПТИЦЫ И РЫБЫ | Однажды ученики
поспорили: "Каждый ли из них овладеет
искусством дзэн?" Рассудить их спор они
попросили мастера дзэн Зяблова. - Необходимо разделять, - ответил тот. - Здесь - вода, а здесь - воздух. Здесь - рыбы, а здесь - птицы. Как бы одни не летали, а другие не ныряли.
|
||
9. ПОСТОЯНСТВО | Будучи учеником, мастер
дзэн Клейн часто обращался к своему учителю с
вопросом: "Какова роль ума в постижении
дзэн?" - Умным может быть любой дурак, - неизменно отвечал учитель.
|
||
10. ТАРАКАН
|
Даосский монах Федор
Иванович, увидев как мастар дзэн Клейн
замахнулся тапочком на таракана, сказал: - А я тараканов никогда не убиваю. И, улыбнувшись, добавил: - Я им лапки обрываю. И на сковородку бросаю. И жарю как семечки.
|
||
11. ПОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ | Одна достойная женщина,
изучавшая дзэн под руководством мастера дзэн
Клейна, постигнув во время медитации гармонию
мира, воскликнула: - Как в природе все взаимосвязано: перебьешь мух - слоны подохнут!
|
||
12. НИЧТО НИ ОТ ЧЕГО | Еще одна достойная
женщина, также в течение долгих лет изучавшая
дзэн под руководством мастера дзэн Клейна,
совершила однажды, применив свое постижение
дзэн, выдающийся поступок. Придя вскоре после
этого к своему учителю, она поблагодарила его за
наставничество и сказала так: - Я не смогла бы победить, если бы заранее не знала, что ничто ни от чего никогда на самом деле не зависит.
|
||
13. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА | Мастера дзэн Ольсон и
Клейн практиковали утреннюю гимнастику. Однажды,
восхитившись изяществом, с которым Ольсон
поднимала и опускала гантели, Клейн подошел к ней
и, глядя в глаза, сжал руки на ее талии. Ольсон же
от удивления, напротив, разжала руки. В историю дзэн мастер Клейн вошел как "Учитель со сплющенными пальцами".
|
||
14. СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА | Как-то зимним вечером
мастер дзэн Клейн в сопровождении двух учеников
возвращался в храм по скользкой дороге. Вдруг
один из учеников поскользнулся и упал. - Что нужно сделать, если один ученик упал? - тут же спросил мастер. - Пнуть! - хором воскликнули оба ученика.
|
Александр Клейн
1996 г.