ZenRu
Красный ДзенХелп
Белый ДзенХелп
Лекции семинаров по Второй логике
Бодхисаттвская Правда
Юридическая Фирма «Ай Пи Про» (IPPRO)
Интернет Магазин Настоящей Еды «И-МНЕ»
Гео-чаты Hypple
«Тикток + Лунатик» в России и СНГ
Ремешки для iPod nano LunaTik и TikTok

ПРИГОВ
Д м и т р и й   А л е к с а н д р о в и ч

продолжение


<<< части 1 и 2

Беседа с Дмитрием Приговым Стратегии поведения есть произведение искусства
(2003)

 

Часть 3: Предпоследняя истина

— Я с удовольствием узнал, что Вам 63 года. Что удалось накопить главного? Уроки? Что? Если можно сконцентрировать и сказать.
— Насколько я мог это выразить и в своих всяких заявлениях, и во всякой деятельности — "художник — это не произведение и не тексты им производимые. Художник — это, скорее, способ создания некого модуса восприятия жизни и поведения". Художник всеми ассоциируется в плане создания хороших вещей, красивых произведений и прочего. Для меня тексты литературные, художественные — это частный случай явления художника в этом мире. Я являю образ художника, каким он проявляется в наше время. Основное, что я пытался для себя вывести и для других — что художник, в принципе, важнее, чем вещи. Ведь у всех представление о художнике такое, что вещи важнее художника. Собственно, есть такая максима — "писатель умирает в тексте", т.е. "когда написан текст, художник неважен". Для меня — художник важнее своих текстов. Тексты — одно из его явлений миру. А смотреть нужно на художника, на его поведение.
— Я понимаю, о чем вы говорите. Я определю свою позицию: "я полностью согласен". Но мысль эта сложная. Несмотря на всю ее простоту.
— Хуже даже, что она не как мысль сложна, а то, что социум…
— Я имею в виду — "для восприятия".
— Культура, к сожалению, еще пока не выработала оптики, чтобы отследить эту зону, которая для нее — "фантомная". Для нормального человека, погруженного в мир текстов, в мир вещей и прочее, эта зона, о которой я говорю, она — "фантомная". У него нет фокусировки на эту зону. Там, просто, некое белое пятно. Поэтому они видит только отпадение этих твердых... "экскрементов". В виде произведений, о которых он говорит либо "хорошие", либо "плохие". Они так и есть. Они — либо хорошие, либо плохие… Если мне что-то интересно и что-то я мог и хотел бы явить миру, в отличие от всех предыдущих, то это, как раз, акцентирование того, что "сам художник важнее своих произведений". А практически — технически — как это сделать? Для людей, более-менее не умеющих распознавать, это так: я работаю в очень многих сферах, поэтому сами они — каждая из них — и не обязательны, но от них направлены векторы в центральную зону, где происходит главное, порождающее их, событие. Вот это, собственно говоря — то, что мне…
— Когда Вы говорите "художник" в этом контексте, то само слово, и в этом смысле, модель "художник" — она слишком узка. Речь-то идет о живом, о "жизни" в противоположность "мертвому"?

Искусство занимается "предпоследними истинами".
У искусства есть амбиция — быть
религией современной,
быть больше, чем искусством.

— В модусе социо-культурном — это проявление называется "художник". Мир, все равно… у него нет других способов восприятия этой деятельности кроме, как через обозначение. Вот это — обозначается как "художник". Посему, в моих формулировках, — искусство, как таковое, занимается "предпоследними истинами". У искусства есть амбиция — быть религией современной. Быть больше, чем искусством. Для меня человек, занимающийся искусством, плохо или хорошо — (и это, как бы, смирение мое) — всегда хорошо. Он должен понять, что он занимается "предпоследними истинами". Он приготовляет посредством своих вещей в себе человека. Если он хочет перейти к пониманию более основательных истин, он бросает это "искусство" и занимается другим. Если ему достаточно этого мира с этими "произведениями искусства" — он с ними живет. Но он должен понимать, что они не говорят ни о чем другом, кроме о самих себе. Вот эти "материальные объекты". И думать, что они — явления "высшего мира" — эти произведения искусства — это большая иллюзия. На них есть какая-то пыль, отпечаток, но не больше.
— Что значит "явление высшего мира"? Если мы сами — проявления высшего мира и канал прочищен?
— Все правильно — верхний мир, но в принципе, в предметном мире он существует виде пятен. Есть степени прочищенности существования. Так что в произведениях искусства — лишь часть того, что несется из "верхнего мира"… Остальное — в самом его, художника, поведении, жизни и явлении.
— То есть мы правильно, все-таки, с Вами делаем, что не только стихи читаем, но и разговариваем? И стремимся хоть так донести какой-то дополнительный аспект?
— Для меня это важно. Потому что впрямую пока, я еще раз говорю, это общество не имеет оптики восприятия. Посему вот эти объяснения — они чуть-чуть прочищают эту оптику, дают людям возможность понять, что происходит. Посему я с большим удовольствием везде, где выступаю, объясняю, что я хочу, и если это непонятно, я как бы… Я же никому не навязываю… Я говорю, просто, что, возможно, все это есть мой бред, и в дальнейшем человеческое общество так и воспримет это — как бред. А возможно — оно выработает способ восприятия этого. Тогда скажут — "вот да, понятно".
— А можно на грубом таком языке, вернуть Вам в той же манере? А в чем ваша цель?
— Моя цель? Вот именно в такой наиболее честной ясности формирования поведенческого типа существования художника в обществе и донести его. Вот, собственно, я занимаюсь тучей вещей, чтобы это как-то и прояснить. И надо помнить, что это всегда двойной процесс: я говорю для других, но, прежде всего, посредством этих вещей все это проясняется для самого себя. Вот двойной процесс.
— Можно вас остановить?
— Да.
— Получается, когда мы берем модели и говорим "художник", или "философ", или там "религиозный деятель" — это очень грубые модели? Ведь, фактически, то, чем Вы занимаетесь, — это донесение какого-то света через канал, который есть Вы. Того вот "верхнего" — вот такими средствами?
— Справедливо. Но в этом мире — по средствам, которые я использую, по моей закрепленности в каких-то институтах социальных — я обозначаюсь "художник". И мне незазорно так называться. Если бы мне было неприятно так называться, я бы назывался "философ" — или кто там? — "инженер человеческих душ". Но, пока, в пределах…
— А-а-а!… Трудности самоидентификации?
— Да. Самое главное — тут очень много вещей, но самое главное — это не оскорбить и не напугать людей своим этим самым заявлением. Поэтому я свои вещи строю, примерно, так: пытаюсь выстроить четыре уровня. Первый уровень должен быть анекдотический, т.е. тот, кто любит в искусстве рассказ, анекдот, смех — он не должен быть оскорблен этой вещью. Вот у меня есть анекдот — милиционер какой-то там, еще кто-то. Второй уровень — это уровень, обращенный к людям занятым и любящим искусство. Если в стихах, то это уровень поэтический: как написано, как срифмовано. Если в изобразительном искусстве — это традиции светотени, штриха. Третий уровень, это уже для людей, интересующихся культурой с высокой точки зрения. Это культурологический уровень — традиции, аллюзии, цитаты, отсылки к кому-то. И последний уровень, который мне важен — это и есть уровень стратегический. Но, в принципе, если человеку, если у него нет оптики схватить — вещь не должна его оскорблять. Он не должен сказать: "о какой! черт-те что сказал там". А чтобы он сказал: "ну да, он сказал вот тут смешно".
— Как Вы четко разложили эти четыре уровня. Это просто отдельно нужно выделить и еще отдельно это нужно… или на сайте. Я просто очень рад. А второе, чему я рад — это то, что в той книге, которую я Вам передал, — вот она построена на всех этих четырех уровнях.

ПЕРВЫЙ уровень — "анекдотический": тот, кто любит в искусстве рассказ, анекдот, смех — он не должен быть оскорблен этой вещью.

ВТОРОЙ уровень обращен к людям, любящим искусство: как написано, как срифмовано, традиции светотени, штриха.

ТРЕТИЙ уровень — "культурологический": для людей, интересующихся культурой с высокой точки зрения — традиции, аллюзии, цитаты, отсылки к кому-то.

ЧЕТВЕРТЫЙ уровень — "стратегический".

— Ну, да, правильно.
— Ура!!! Но тут проблема еще вот в чем — ну, небольшая, но одна задача должна быть решена: тот человек, который читает анекдотический уровень, он должен веселиться, но он должен — даже не понять, а чувствовать — что, в общем-то, за этим еще что-то стоит. Вот это ощущение, что за этим что-то скрывается, может быть единственным, что его чуть-чуть подвинет — "а дай-ка я дальше". Вот это, собственно, задача — "продвинуть его дальше". Вот, собственно говоря, — это все и есть попытка выстраивания вещей на всех четырех уровнях и попытка человека, того, кто не сопротивляется, чуть-чуть — за уши, сквозь игольное ушко, протащить туда. Тут надо иметь в виду, что это очень нелегко. И даже среди художников, и среди "литературоведов" — для них это все пустые разговоры — то, что я говорю. Потому что для них все кончается на уровне книги или текста: вот "хорошо написано" или "плохо написано".

 

Часть 4: Воспитание мобильности

— Какая последняя интересная мысль родилась в Вашей…
— В чем? Где? Чего?
— В вашей голове.
— Последняя интересная…
— Ну, такая. Открытие последних трех дней. Ведь, открытия идут постоянно, несмотря на возраст и интенсивную вроде как работу?
— Я вот так, в принципе, так посмотрел, ну, на бессмысленность всех этих российских перемещений, так в социальном смысле у меня родилась мысль, что Господь здесь пожелал пустое место и как бы ничего здесь невозможно. И — надо работать с пустотой.
— Пауза. Пауза. Давайте вникнем. Полюбуемся, точнее.
— Это — ни плохо, ни хорошо. Но вот попытка построить здесь то, что здесь не строиться… Оно не строиться не потому, что кому-то не хочется или кому-то очень хочется, а потому что вся история показывает…
— Отойдем в сторону от России. От социо-культурных проблем. И — вплотную к поэзии двинемся. Что-нибудь Вы сейчас пишете? Стихи, прозу?
— Вы знаете, вообще-то это у меня постоянный процесс — такой, как бы, "рутинный". И мне просто — я каждый день стихотворения два пишу и всю свою жизнь. Посему это не есть проблема вдохновения. Проблема всех стихов и прочих вещей для меня лично состоит не в том, что они замечательные или не замечательные, а в том, что они некие такие кирпичики выкладывания определенного канала — ну, как колодцы выстраивают. Посему — это постоянная работа ее нельзя ни на день отпускать. Это "рутина" — та самая, как бы, духовная рутина, которая должна быть. Посему стихи в этом отношении вряд ли являются конечным результатом моего труда. В сумме они есть что-то — они показывают труд и его направление. В какой области был труд, для чего это все.
— Да. Да.
— И рисование. Я, собственно, каждый день часов по 8 рисую, но я по ночам рисую. Но рисование — это другое. Это род, вообще, такой медитативный. Потому что — это мелкие такие движения, это ночью. Час работаешь, потом, как бы, пропадаешь и уже к концу рисования не очень помнишь, какую ты часть рисовал, но поскольку этот процесс вполне сфокусированный, у него есть вектор и прочее. И поэтому рисунок не может уйти в совершенно неведомую сторону — он может быть неожиданный, но это тоже "рутина". В один день он не может быть уйти в неведомую сторону. Он может за год уйти в какую-то сторону и через год ему быть. А так, это тоже такая каждодневная медитативная рутина. И это и есть, собственно говоря, вот тот труд. А наружу это выходит в качестве стихов и рисунков, но для меня это определенная рутина. И вещи ценятся у меня не тем, что лучше или хуже, а их местом в этой рутине. Хотя, в принципе, я еще раз говорю, я считаю это не столько достоинством, но этика людей этим занимающихся — воспитывать в себе при том еще мобильность. В каком смысле? — можно, конечно полностью уйти в это и никого не замечать... У меня этика состоит в том, что я должен, при всем при том, легко быть мобильным при вхождении — из одного уровня к другому. У меня не должно быть невменяемости — на каком уровне я сейчас нахожусь и на каком языке я говорю? Если я говорю о деньгах, я должен отлично понимать, что я говорю о деньгах, а не о рисунке или необычных истинах. Еще — воспитание мобильности, которая позволяет легко работать на анекдотическом уровне и прочих. Эта мобильность прохождения этих уровней. Это — техника и, честно говоря, ее трудно формализовать, но тот, кто занимается, — он ее примерно себе представляет. Мне сейчас 63 — и вот лет, примерно, 45 я работаю именно над этим — что, вообще, должна быть легкость, мобильность в прохождении этих уровней, но, в тоже время, — способ фиксации себя на них. Вот это два необходимых условия. Потому что существует либо "фиксация" — тогда ты находишься на одном уровне, и во всех других предметах ты просто невменяем: говоришь об одном, а, на самом деле — находишься на другом уровне. Значит, должна быть мобильность. Но в то же время ты должен понимать, где ты в данный момент зафиксирован. Вот эти две вещи.
— Баланс между движением и результатами?
— Нет. Ты должен понимать: ты не должен влипать ни в один уровень, чтобы быть полностью с ним идентифицированным, но ты должен иметь возможность остановки в нем. Вот ты едешь между Москвой и Петербургом, воя конечная цель — Петербург. Но ты должен говорить — "вот я должен остановиться в Бологом, я могу остановиться в Бологом". И когда я в Бологом, я понимаю, что я не в Петербурге, а в Бологом, но в тоже время, я собираю быстро вещи — сажусь и еду дальше. В Петербург. Вот эти уровни. Ты должен понимать, на каком уровне. Это, вообще-то, культура — вменяемость. Культурно-духовная вменяемость. Понимать, о чем ты говоришь. Потому что каждый уровень говорит своим языком, и их путать не надо — никакой из них не зазорен, просто, надо обладать и мобильностью, и фиксированностью, и вменяемостью. Посему это и есть, собственно, работа в отличие от писания стихов. Тот, кто занимается этим, — он понимает.
— Это и есть "работа"?
— Да, конечно. Ну, конечно. Ведь каждый занимается этим в зависимости от своей профессии. Профессия ему подспорье для этих занятий. Я посредством стихов этим занимаюсь. Кто-то посредством наблюдений природы. Кто-то — каким-то трудом…
— Так что получается — основная задача это развернуться, как цветок, до максимального предела?
— Мне так кажется. Я не берусь…
— А стихи и все остальное — лишь средства и форма этого основного процесса разворачивания?
— Ты проходишь в мир эстетический — там ты презентируешься стихами. Ты приходишь, условно говоря, к китайцу — ты же там пытаешься, чтобы тебя перевели на китайский язык? То, что твои стихи прекрасны и поступки на русском — ему не внятны. Ты приходишь в этот социо-культурный слой и должен там изъясняться тем языком, который понятен обитателям этого слоя. Если я художник, то в социо-культурном уровне им понятней язык стихов зарифмованных и рисунков нарисованных.
— Это адекватность "одежды"?
— Ну, одежды. Адекватность какого-то поведения. Можно сказать "одежды". Это — вменяемость. Вообще — это вменяемость. Это зависит от того, как ты или что тебе предназначено. Можно полностью уходить в мир и не выходить ни на какие эти "уровни". У меня лично задача явить людям, что, помимо всего прочего, вот — эта модель поведения, она — самое высшее "послание" людям. Это, в принципе, свобода мобильности. Я являюсь своим поведением не просто.… а я вот имею проект "Как быть мобильным в этом мире, как отсюда переходить туда". Это и есть модель моя поведения. Какой-нибудь монах являет другую модель поведения в этот мир. Он выходит из монастыря и говорит: "смотрите, существует мир той жизни, вот я пришел, я не гоню вас туда, но я как свидетельство той жизни". И уходит в монастырь. И люди говорят: "да, нам было свидетельство той жизни, давай-ка подумаем, что там происходит". А я являю другую модель. Я говорю, что "есть мобильность между этими мирами и, посмотрите — мобильность есть очень высокий уровень человеческого достоинства".
— Так основной проект, извините, жизни, какой? "я — сам" или "я — пример для других людей"?
— Конечно, "я — сам". Когда я существую в сообществе, я существую одновременно и как "я — сам", и "как пример для других людей". Либо я удаюсь, либо я не удаюсь. Любое действующее лицо — он, как бы, двулик. Во-первых, он работает на себя. Во-вторых — если ему удается проект "я", то он и есть пример. По факту. А когда человек начинает работать над "я буду примером"… — нет, конечно.
— Тогда у него не получится?
— Нет, конечно. То есть у него может и получится, если он осознает другую составляющую этой вещи...
— Да, да, да. Но "я — сам" — это основное?
— Когда "я — сам" — это уже момент осознанности, вменяемости, понимания. Это высокий уровень. А когда ты хочешь "для других" — это попытка выстроить все эти "верхние" уровни с точки зрения "нижнего" социо-духовного уровня. Что ты выстраиваешь? Пример для других? На каком уровне? Ты же хочешь явить "верхний" социо-духовный уровень людям, чтобы они проникли туда. Но сам-то ты о себе судишь из "нижнего" уровня. Из того, в котором находишься по факту. Какой ты есть сам.
— Если вас не смущает мое молчание — я немного помолчу.
— Не-не… — давайте. У вас на молчание еще есть 30 минут времени.
— Классно.

 

Часть 5: О редакции ПИ

— А вы тоже в редакции работаете?
— Да.
— А сколько у вас человеков в редакции?
— Человек 7 — 9.
— И все постоянно работают?
— У нас совершенно другая организация. Если мы начнем на формальном языке излагать — там какое-то количество функций. Тем более, что мы занимаемся и финансированием, и рекламой и распространением, и типографией.
— Это очень много.
— Это очень много. Нужно человек 30. Вот Таня говорит "человек 7-9" — это такая приблизительная модель. Можно сказать — 3 человека, а можно сказать, что там 20 и более.

— Значит, подключается кто-то.
— У нас другая форма жизни уже. Другая форма, если это интересно…
— Может быть. Но, вы понимаете, какая бы не была форма жизни, газета есть материальный объект — кто-то должен узнать про бумагу, кто-то цены, у вас есть типография, кто-то с ней должен связываться, правильно? Кто-то должен набор делать.
— Да.
— Дизайн делать. Тут проблема не в формальных распределениях функций, а существует необходимый набор действий, которые требует газета. А она как регулярно у вас?
— Раз в две недели — два раза в месяц.
— Ну, это достаточная "рутина" — она не изматывающая, но достаточная.
— Если удерживать содержание и дизайн на должном уровне…
— Это проблема уже постоянного коллектива авторов, которым доверяешь, на которых можно надеяться. Это уже понятно. Это тоже проблема.
— Если можно, пару слов о газете как о примере другой немножко организации?
— Да.
— Вот, допустим, у нас распределены некоторые функции. Мало того, они так отточены, чтобы занимали как можно меньше времени.
— Ну, понятно.
— Но это именно такие — например, связь с распространителями. Этим один человек занимается. Должен быть один человек, который видит весь номер в целом, а все остальные — они обладают нужными знаниями, навыками в верстке, дизайне, журналистике, менеджменте, финансах, компьютерах. И тогда эта штука — она гуляет, гуляет, гуляет — раз! и собралась.
— И все равно, вы же понимаете, что не могут все отвечать за все. Вы должны точно знать это — то. Я могу не думать, потому что кто-то за него ответственный. Вот, скажем связь с типографией, вот этот человек знает, он связан, я могу голову не ломать по этому поводу.
— Когда я говорил про эту "распределенную" сеть, я где-то примерно об этом — я главный редактор, но от меня зависит лишь некая глубинная струя идеология, а не какие-то текущие…

— В этом отношении, я еще раз говорю, все эти вещи, каждый уровень не должен быть зазорен, он должен быть точно определяем по своему функциональному положению в этой структуре. Посему — газета есть газета и она требует всего, что она требует. Не больше и не меньше.
— Эти же люди являются сотрудниками Управления в том вот центре, в котором я работаю. Выполняют те функции.

— Ну, нормально. Человек, вообще, многофункционален. Я же, например, поэт, художник, делаю музыкальные перформанс, в фильмах снимаюсь, лекции читаю. Я же не говорю, что я не знаю, кто я. Нет, я говорю: "в этой области я зафиксирован как поэт, и несу свои функции поэтические" — знаю там, сколько знаков печатный лист, как надо давать, какой формат, какие сроки. Я все это знаю. В пределах изобразительного искусства, я, например, знаю своих галлерейщиков, знаю сроки выставок, знаю дэд-лайн, когда им необходимо давать, знаю цены на работы, знаю, что их можно спускать на столько и нельзя спускать, чтобы не обрушивать рынок. Я ведь все знаю. Музыкальные перфомансы: я знаю, там, какая аппаратура, знаю саунд-чек, знаю порты какие мне нужны. В каждой я знаю, кто мне это делает. В этом нет ничего зазорного. Весь мир, который функционален, он и должен быть.
— Мы отличаемся от Вас только тем, что мы научились это делать не на уровне одного человека, а группой.
— Ну, правильно. У меня тоже есть… У меня тоже… Я же работу галлерейщика не делаю, за меня ее делают. Издательство книги мои печатает. Печатаю их не я, а мне их печатает издательство. Я тоже, как бы, какую-то часть, которую может за меня сделать…
— Вот здесь, в центре, может быть "один человек", а может быть — "несколько".
— Может быть.
— Вы один работаете или у вас есть группа 2-3 человека, которые постоянно что-то делают?
— Ну, когда я пишу, конечно же, я один это делаю. Когда я делаю музыкальные перформансы, если я делаю с музыкантами, то это с музыкантами.
— Ну, Вы как главный, как дирижер?
— Там тоже распределение функций. Все зависит от того, с кем я работаю. Если я с камерным оркестром работаю, это одно. Если с джазовыми музыкантами — это другое. Я просто знаю свое функциональное место и я знаю на кого и что я могу нагрузить. Если я работаю в кино — я же не режиссер, там есть режиссер, — я знаю свое место актера и спокойно его функционально исполняю. Если я лекции читаю, то я в университете, я прихожу, я уже как бы совершенно другой.
— А что мешает тому, чтобы был еще один и один такой человек?
— Менеджер?
— Нет. Вот та проблема, вернемся к ней, — "орлы стаями не летают". Методологическая проблема. Что Вам мешает, не дает объединиться с другими людьми? такими же, как Вы, что, безусловно, усилит, если такое объединение возможно.
— Ну, какого рода объединение? В данном случае, есть группа людей, с которыми я связан дружески, — это группа концептуалистов. Для нас уровень общности — это общность декларируемых идей и статей, выставок совместных. В этом отношении, это как бы… Поэтически — то же самое. Поэтическая группа — публикация вместе текстов. В принципе, это же… но тут проблема в некотором другом, в искусстве. Если бы я хотел школу организовать или что-то — это чисто…
— Сейчас говорю не о школе, а о содружестве...
— Я контактирую с очень многими людьми в этом отношении. Ну, выставка — она бывает персональная, бывает групповая.
— Вы контактируете, но Вы как "Вы". Не "Вы как группа", а "Вы как Вы" — одиночка, "орел".
— В изобразительном искусстве есть люди, которые работают группами, но это коллективные авторы, это мало что меняет в этом отношении. Потому что в принципе, я же в культуре я являю определенный тип поведения — не может быть коллективный тип поведения. Я вот являю такой тип поведения. Вообще, мой проект называется "Дмитрий Александрович Пригов". Вот это мой проект. Вот это отделенный имидж такой, который и есть мой проект. Сам по себе я могу быть несколько другим, чем этот проект.

 

Часть 6: Положение на мировой линии

— В культуре я являю определенный тип поведения. Вообще, мой проект называется "Дмитрий Александрович Пригов". Вот это мой проект. Отделенный имидж такой, который и есть мой проект.
— Что лежит в основе этой позиции? Я же не думаю, что это так, случайно или чтобы шокировать и эпатировать. Я думаю, что под этим лежит глубокая основа.
— Вы знаете в искусстве, в основе, конечно, лежит некая личная синдроматика. У всех есть синдроматики, но если ты смог это выразить в качестве значимых общечеловеческих, общекультурных тем, это становиться проблемой культуры, а если тебе не удалось — это просто история твоей болезни.
— Почему выбран такой именно проект? Как главный и основной.
— Скажу. Очевидно, основная моя синдроматика всегда была — мимикрическая. Всегда — не быть зафиксированным в пределах социума в качестве ни места положения, ни состояния. Я занимаюсь многими искусствами и прочее — именно чтобы не быть точно прикрепленным к какому-то определенному месту.
— Но тогда проект мог бы выражаться так — ну, например — "Полиморфизм моих там изобразительных проявлений". Однако, проект звучит не так. Проект звучит — "Дмитрий Александрович Пригов"?
— Да, но он, собственно говоря, выкристаллизовался в пределах современного изобразительного искусства. Ведь, в принципе, человек существует на пересечении личности, времени и, собственно говоря, рода деятельности, в который он погружен. И если на этом пересечении ты можешь артикулировать свои идеи — вот они как-то удаются. Если ты, условно говоря, художник, но ты попал в определенное время — значит, ты не можешь… Бессмысленно сейчас рисовать иконы — не потому, что они плохи или хороши, а потому что они не выражают тип культурного восприятия жизни.
— А что сейчас такое время, что основным проектом должен быть "Я сам в этом мире"?
— Основное — это не картины, а стратегия поведения личности. Она себя каким-то образом ведет. Дальше ты уже выстраиваешь ее мобильность. Ты можешь ее выстраивать в разных направлениях — мобильность между разными стилистиками и типами говорения. Вот вещи люди строят из разных цитат… А может быть — вертикальная мобильность. Я являю в нашем обществе человеку модель мобильности, что, в принципе, во всех направлениях я мобилен. И с художника люди считывают посредством разных модулей поведения, вообще, тип поведения человека в данном мире. Романы, скажем, все — помимо художественного и прочего их проявления — всегда были социо-культурными адаптивными моделями социального и духовного поведения. Вот читает так какого-нибудь Толстого "Войну и мир" и вот как бы выстраивает тип своего поведения. А что иначе такое вера, любовь какого-то там культурного героя или литературного героя? В наше время таким литературным художественным героем становиться сам автор. Он являет этот тип поведения. Вот его тип поведения нынче такой. И значит, этот мир, соединенный уже этим типом поведения — он не расплывчатый, он — многосторонний. Основной тип поведения: мобильность, модули перехода из одного языка пространства в другое. Вот я как бы и являю их. Я сам как бы литературный этот герой. Я этот самый Андрей Болконский.
— Для меня это отражение такой всемирной тенденции развития.
— Я еще раз говорю, что это пересечение личной синдроматики. Вот, скажем, если бы я пришел в это время…
— Что он из функционального объекта все больше и больше превращается в этот луч света.
— Это очень многое тут, конечно. Это уже отдельный вопрос с проблемой новой антропологии подступающей и прочее. Но в принципе, вот если о личной синдроматике… — время выбирает художников не только по одаренности, но и по их психосоматике. Например, если бы я был чрезмерно одарен колоритным или тактильным ощущением живописи, я бы был замечательным художником-живописцем. Но в наше время это маргинальное занятие. Эти художники… Вот если бы я родился в XIX веке, я был бы признанным гением и прочее. Тогда людям нужно было почувствовать мир тактильно. Сейчас — моя синдроматика другая. Я попал в то время, когда люди такой синдроматики становятся востребованными художниками. Посему еще раз говорю: это огромное дело — везение — положение на мировой линии. Время, личная синдроматика и, собственно, род деятельности. Посему вот в данном роде деятельности, в данное время, моя синдроматика совпали с тем, чтобы я стал вот, ну вот такого типа и такого уровня художником.
— Это же Ваши строки, вот сейчас я вспомнил, что "в Риме — я Катуллом, в Японии — я Хокусаем был бы"?
— Да, да, да. В Японии я был такой. Так что, в принципе, это проблема… Это не так — сел, подумал и вот так. Это и есть то самое, чем я занимался все эти 45 лет. Чтобы понять это. Для себя осмыслить не в качестве отдельной такой рациональной мысли, а в качестве типа поведения. Я этим и занимался. А мои способы "как это понять" — вот посредством стихов и рисования.

 

Часть 7: Пофантазируем

— Простите за плоский вопрос, но какой есть. Вот 45 лет движения и какие основные результаты? Какие основные выводы?
— Вот это вот и есть, что "человек важнее, чем художник, художник важнее, чем произведение".
— Тогда еще один вопрос. С этим же пониманием что-то нужно делать?
— В каком смысле "делать"? Вот я и есть. А какое еще дело? Другого дела нет. После этого я пытаюсь это явить в мир для тех, кто может это понять.
— Хорошо. Я по-другому задам вопрос. Вот это понимание. Через личное развитие, личную историю, оно, например, существует у какого-то количества молодых людей. То, что Вы прокопали столько руды и это добыли — это становиться не формальной, а впитанной глубинно, основой для какого-то количества людей. И они уже с этого стартуют. Вот что им делать? В каком направлении им двигаться?
— А, собственно, они с меня могут брать не конкретный результат, а тип угадывания жизни. Вот в той модели — как я там угадываю время, себя и род деятельности, также они должны угадать себя, время и род своей деятельности.
— Я еще раз. Извините за настойчивость. Если я понял, что "человек важнее, чем художник, а художник — чем его произведения, если для меня это стало базой, основой, — вот что я должен делать с этим?
— Дело в том, что это только общая модель. Каждое время являет некие измененные модусы этого. Со старыми конкретными представлениями ты не впишешься в него.
— Я поясню. Если я это понял, то я не могу писать стихи или романы с полной отдачей, как это было в XIX веке.
— Даже наоборот. Вот я пишу стихи и рисунки. Вот, может, следующее поколение будет узнавать все это отнюдь не посредством рисования и стихов, а посредством сидения в Интернете. Я не знаю, какие методы и способы выстраивания этого будут у следующего поколения. Оно должно само понять.
— Как только я понял, что "человек важнее чем художник, а художник важнее чем его произведение", я не могу пребывать в той иллюзии, что если я что-то рисую и пишу, то это вот самое и оно.
— Правильно.
— Я что-то должен делать.
— Ну, там же есть схема: "человек — художник — произведение". А антропологическая и временная схема — это "произведение — художник — человек". Вот каждый начинающий начинает с как бы со своего занятия — вот как бы ему пробиться к этому. Вот он начинает с этого уровня.
— Вот он пробился. Осознал это. Это вошло в его плоть и кровь. Он теперь не может увлекаться черепками.
— Нет. Ну, очень сложно произведение. Здесь надо понять вот в наше время, какое медиа, что является произведением. На это уходит лет 20. Ведь это же не просто знать. Вот мы с вами сказали…
— Да.
— Это надо понять. А на понимание… Понятие — это опыт и труд. Вот на это нужно положить лет 20.
— Я не отрицаю, что это требует большого…
— Вот молодые… Каждый человек так и приходит. Он начинает с этого. С уровня произведения — начинает копошиться здесь.
— Хорошо. Вопрос к вам, как к философу. Давайте промоделируем ситуацию. Вот человек это понял, осознал. НА САМОМ ДЕЛЕ понял, осознал. И плюс в зависимости от всяких вот событий, устройств современного мира, он это понял не в 48 лет, а, допустим, в 24?
— Он не понял. Он просто узнал эту формулу. А понять ее… Потому что понять ее — это ее конкретно знать… ее конкретное приложение к себе ко времени. Он не понял ее. Он "знает" ее.
— Я предлагаю вам фантастическую ситуацию, что вот когда он понял — ему 24 года.
— Этого не может быть.
— А пофантазируем — фантастическая ситуация? И что ему делать тогда дальше?
— Ну, если он понял и вообще пришел к этому — он уже учитель истины. Ему — ходить и являть эту истину. Вообще-то на этом пути пределов то нет. Я понял формулировку, но каждый уровень, помимо вертикальности, он имеет еще такую как бы бесконечность в себе. Вот есть бесконечное понимание уровня произведения, бесконечный уровень понимания художника, бесконечный уровень понимания человека. Если ты пробился на уровень понимания произведения, значит тебе нужно с уровня человека выстраивать некую снова какую-то… Дело в том, что каждый раз человек прорывается неизвестно на каком уровне. Сначала человек прорывается на уровне произведения, потом он достраивает вот эти уровни. Все есть, в результате, эвристическая модель — конца нет. Поэтому он выстраивает эти уровни. Потом он прорвался на уровень человека, ему нужно эти уровни выстраивать. Вот это все время перекомпанованная модель.
— Помимо всего прочего, получается, что искусство — ну, как путь — это путь к истине, к постижению истины?
— Не только искусство. Любое занятие. Ну, условно, молодой человек, он занимается антропологией. Он создает новые какие-то человеческие, уж я не знаю, существа и прочее.
— Или менеджмент?
— Чем угодно. Я, как бы, не берусь судить. Если менеджмент дает возможность такого рода быстрой системы продвижения — какая разница чем ты занимаешься? Вот это постепенный, как бы, путь … Поэтому я еще раз говорю, что я не являю ничего, кроме, как бы, принципиальной стратегии поведения в этом мире. Возможно, со временем исчерпается и эта стратегия, как способ воплощения человека в этом мире. Тогда явиться что-то другое. Но вот на данном моменте после стратегии поведения "художника, как производителя вещей", которое доминирует до последнего времени, является другая стратегия — "человека как явления". Собственно говоря, стратегии поведения — есть произведение искусства. Вот так вот.

 

Часть 8: Тест

— Вы — при всей вашей холеристичности изначальной — очень сбалансированный человек. Во всяком случае, у меня такое впечатление. И я вот сейчас хочу задать вопрос, который покажет — так это или не так. Вот если бы Вы точно знали, что через три дня — конец света, как бы изменилось Ваше поведение?
— Ну, абсолютно никак.
— Я был прав. Сбалансированный.
— Я точно вообще холеристичный и прочее — это изначальные данные. Действительно, я могу сказать, что я в школе, например, когда меня вызывали отвечать урок, у меня было такое перенапряжение, что у меня слезы... Я не мог выйти к доске, у меня слезы наворачивались, я чуть не плакал. Поэтому, в принципе, у меня натура совершенно несколько другая. Это, в общем-то, определенный тип работы достаточно… Сейчас холеристика и прочее — как топливо для такой некой интенсивности.
— Значит, у тех молодых людей, которым сейчас 18-20 и которые пока еще "слезы на глазах" при соприкосновении с миром — у них есть надежда, что они сбалансируются?
— Это род работы.
— Постоянной?
— Кто его знает. Тут же, ведь, нет обязательности. Вот если человек сначала пьет, а потом вдруг становиться святым. Каждому своя судьба. Вот если он угадает свою судьбу… Это и есть работа по угадыванию своей, так сказать, этой… линии.
— А что вас заставляет двигаться по этому пути, себя таким вот образом культивируя, совершенствуя, что является этим, извините за выражение, шилом?
— Это вот так вот. Сидишь так, посмотришь на потолок, подумаешь и как-то становиться ясно, зачем это все. Никаких других ответов в этом нет. Есть поредел объяснимости.
— Предел объяснимости?
— Рациональной объяснимости. Поэтому тут проблема в том, чтобы не делать из вещей, которые могут быть рационально объяснены, — не надо из них делать мистики. Проблема в том, что люди часто мистифицируют все до уровня вбивания гвоздя в стену. Поэтому один из путей понимания: "вот — что можно объяснить и понять". Тогда этот "предел тайны" не профанируется. То, что тайно — оно и есть тайно. Когда попытка все сделать тайной — настоящая тайна профанируется.
— Бог есть?
— Есть что-то, что обозначается этим. Потому что "Бог" — это слишком семантически нагруженное слово.
— Но что-то есть?
— Ну, во всяком случае, как кто с этим взаимоотносится. То, что я для себя тайной называю, а там…
— Ну, вот не совсем абстрактный вопрос — "есть, нет, а для вас — есть". Как-то Вы с ним чего-то согласуете свою линию?
— Да, да. Вот это то самое. То, что я не могу и пытаюсь ужать в наибольшем пространстве вот этой тайны. Чтобы не оставить ни одной частички профанируемой тайны.
— Спасибо Вам огромное.
— Хорошо.

<<< к частям 1 и 2
<<< к стихам Пригова для дополнительного осмысления

 

Дмитрий Александрович ПРИГОВДмитрий Александрович ПРИГОВДмитрий Александрович ПРИГОВДмитрий Александрович ПРИГОВ

 

 

 


НАШИ ДРУЗЬЯ

Юридическая Фирма «Ай Пи Про» (IPPRO), Защита интеллектуальной собственности
Интернет Магазин Настоящей Еды «И-МНЕ», Экологически чистая Еда
«Тикток+Лунатик в России и СНГ», Официальный дистрибьютор чикагской дизайнерской студии MINIMAL. Премиум-аксессуары для продукции Apple
Гео-чаты Hypple
МахаПак, Креативная рекламная упаковка
Рекламное агентство «Навигатор», Креативные сувениры и елочные шары с логотипом
КСАН, Агентство интерактивного маркетинга
Prezentation.ru Мультимедийные презентации, маркетинг
«Моносота», Дома Будущего
«Сибирские узоры» Игоря Шухова
Китайский Проводник

 

Наши почтовые рассылки
В помощь Дзенствующему

 

 

 

Copyright © 1999-2014 ZenRu