семинар 11-13.04.03

14.04.03, 9:44

Не хочу писать про понимание. Опишу события. Конкретные ситуации. Шаг
за шагом.

Итак, семинар 11-13 апреля 2003 года. Весна. На улице правда прохладно
и пасмурно. Идет снег. Ужасное физическое состояние последние две
недели. Болит голова и спина. "Энергетические эффекты" - шучу и не
шучу одновременно. Но в пятницу приехал человек. Девушка. Любимая.
Нежная и ласковая. Она излечила.

На семинар едем втроем - я, Рома Мандрик и Наташа Алексеенко.
Машина загружена до предела. Мы - одни из организаторов семинара. Наша
задача - приехать пораньше и подготовить помещение к приему основной
группы. Долго пробиваемся через город. Наташа, приехавшая из Чернигова
в Москву впервые, смотрит на столицу сквозь затемненные стекла
автомобиля. "Москва - это большой Чернигов". Я с ней согласен и не
согласен одновременно. Ту часть, с которой согласен молча принимаю,
над второй частью весело подшучиваю. Наташа иногда обижается на мои
шутки, но это пройдет.

Приехал в "Салют" - пансионат, который нашел Леша Ходьков для
проведения наших семинаров - в 14:30. Пока Ромка паркует машину я иду
к администратору. В руках коробка конфет для нее, в кармане -
шоколадка для дежурной по корпусу. И это не пошлый жест заигрывания, а
искреннее желание сделать приятное этим людям. Они нас полюбили.
Полюбили еще в первую встречу, когда мы приезжали смотреть место для
семинара. Любят, пожалуй, и сейчас. Когда вчера, сдав корпус в
относительной чистоте и порядке я прощался с ними дежурная просто
светилась от счастья.

Лидия Иванова - администратор пансионата. Рада меня видеть. Улыбается.
Конфеты принимает привычным жестом. Не привыкать. Коротко обсуждаем с
ней условия. Условия простые. С нашей стороны деньги и порядок, с ее
стороны - корпус в полное наше распоряжение на два дня. Ура! То что
нам нужно.

В корпусе нас уже четверо. Паша из Нижнего приехал самый первый.
Дежурная по корпусу - Анна Антоновна - встречает нас радостно.
Передает мне ключи от корпуса и уходит. Мы начинаем создавать "рабочее
пространство". Освобождаем холл, уносим телевизор, из теннисных столов
делаем "кухонный уголок". В какой-то момент звонит телефон. Лидия
Ивановна дала распоряжение выдать нам матрасы из соседнего корпуса.
Матрасов хватает, но мы не отказываемся. Помощь нужно принимать
полноценно.

Через 30-40 минут корпус готов к приему гостей. Возвращаясь из
очередного похода за матрасами встречаю основную группу. Ребята
приехал с Лешей Ходьковым. Испытываю небольшое волнение, но себя
контролирую. Ответственность - это в мозгах. На самом деле ее нет.

В корпусе народ толпится. Как обычно. Новая ситуация и сразу не
понять, что нужно делать. Провожу границы, беру на себя
ответственность. Объявляю громко, что номера шестиместные и у каждого
есть возможность занять лучшее место. Эффект незначительный. Тогда
беру за руки пару человек и завожу в номера. Процесс пошел. Показать
как делать, гораздо эффективнее чем рассказать, что делать.

Собираем деньги. Для меня процедура обычная. Белка, по-моему, слегка
волнуется. Леша Ходьков посадил ее за стол на входе с тетрадкой и
авторучкой. Я присел рядом на стол для поддержки. Белка пишет: "Белка
- 550 рублей..." Говорю: "Стоп, стоп! Нужны имена и фамилии". Как плотно
срослись никнеймы с нашими именами. И как хорошо, что мой никнейм
"Игорь Шухов".

Во время сбора денег выясняется, что я не владею информацией.
Оказывается для разных участников семинара условия разные. Для
учеников Школы - одни, для не-учеников - другие. Но уже поздно.
Процесс пошел. Опят провожу границы. Точнее они проводятся как-то
сами. Без головы. Итак, кто в состоянии оплатить полную сумму - 420
рублей за двое суток проживания и 130 рублей (вместо заявленных 150,
для того, чтобы получилась ровная цифра 550) организационный взнос -
оплачивает полностью. Кто не в состоянии - решаем индивидуально.
Организационный взнос пошел на оплату тех ребят, кто был не в
состоянии оплатить свое проживание. Денег хватило на всех. Спасибо!

Что касается моей недостаточной информированности - это конечно же
плохо. Но что касается "правильного проведения границ" то здесь, на
мой взгляд, важно следующее. Даже когда лажаешься по полной программе
необходимо сохранять спокойствие и действовать так, как будто твое
лажание часть четко проработанной программы. Иначе хаос и беспорядок
воцаряться на участке того поля жизни, которое стараешься
структурировать.

Деньги собрали. Ура! Иду гордый сдавать их администратору. Как обещал.
Сказал - сделал. На обратном пути не спешу. В какой-то момент звонит
мобильный. Рома - менеджер табачной фирмы - немного заблудился. Как
уже местный абориген вывожу его к корпусу. А в корпусе тем временем в
разгаре обустройство. На чисто вымытые полы ровно выкладываются
матрасы. И те, что были в корпусе и те, что принесли. Стол "кухонного
уголка" ломится от продуктов. Шучу Ромке Мандрику: "В понимании
дикаря, наверное, так выглядит рай".

Вот кажется и все. Народ - расселили. Матрасник - соорудили. Можно
прогуляться с чистой совестью по свежему воздуху. Гуляю.
Головная боль утихает. Звоню на мобильный Клейну. Уточняю - будет ли?
Рассказываю как нас найти. Возвращаюсь обратно. Леша Ходьков уже
заплетает процесс. Ай да Леша, ай да молодец! Каждый из ребят выходит
перед другими и представляется. Так начинаем семинар.

Ребят много новых. Каждый семинар ценен для меня еще и тем, что я
знакомлюсь с новыми людьми. Причем наше знакомство иногда происходит
мгновенно. "Привет! - Привет!", короткий взгляд в глубину глаз и все
понятно. Понятно, кто передо мной и понятно кто я перед кем. Этот
семинар мне запомнился знакомством с тремя ребятами - Наташей
Алексеенко, Юрой из Киева и Сашей из Ростова.

С Наташей я познакомился по переписке. Она написала отзыв на
"Сибирские узоры" с такой силой вдохновения, с которой никто и никогда
еще мне не писал. После 3-4 высокоэнергетичных, полных искренности и
откровения писем я в Наташу влюбился. Ура!

Говорить о любимом человеке сложно. Одно лишь скажу. Моей степени
осознанности стало хватать уже и на то, чтобы контролировать процесс
своего влюбления. Часто случалось так, что "потеряв голову от любви" я
совершал массу ошибок по отношению к любимому человеку. Исполнял роль
"идеального мужчины" для того, чтобы влюбить в себя человека. Сейчас
же этого нет. Все очень просто. Я - струюсь. Если чувствую, что в этой
ситуации нужно проявить себя как "агнец божий" - проявляюсь агнцем.
Если чувствую, что пришла пора показать себя "волком серым" - поступаю
так. Нет желания уже создавать представление о себе. Есть желание быть
естественным. Быть естественным означает для меня сейчас находиться в
потоке.

Наташа - умница. Искренний человек. Иногда ее искренность уступает
место "здравому смыслу", но это мелочи. Мелочи в сравнении с главным
ее качеством - стремлением к совершенству. Наташа! Я тебя люблю.

Юра из Киева. Удивительный человек. Его смелостью, искренностью,
непосредственностью восхищаюсь. В завершении семинара он сказал о
чувстве своего несоответствия уровню учеников Школы. Блин! Как мне это
знакомо. Ведь именно это чувство я испытывал долгое время до тех пор,
пока не понял важную вещь. Ее сформулировал Клейн посредством Марка
Розовского в газете "Пятое Измерение": "Для того, чтобы забраться на
дерево не обязательно быть птицей. Достаточно быть муравьем". Юра! Я -
муравей. И это меня не напрягает ничуть. Я делаю свою муравьиную
работу максимально честно и добросовестно. Полноценно. И эта работа
нужно миру ничуть не меньше чем работа птиц.

После искренних слов Юры о своем "низком" уровне мне захотелось встать
и сказать: "Парень! Все уровни - это фигня! Твой уровень - очень
высок". Но я не встал и не сказал. Струсил!? Да, пожалуй. Но позже
милосердный Бог все же дал мне возможность исправить свою ошибку. Мы
встретились лицом к лицу с Юрой в тот момент, когда он спешил на
автобус. Но автобус с Наташей Алексеенко уже ушел. Появилась
возможность перекинуться парой слов. Мне захотелось крепко обнять
этого парня, но я опять сдержался. Ограничился словами восхищения им и
пожеланием встретиться снова.

Саша из Ростова. Мощный человек. Вначале я его не увидел. Точнее
увидел криво. Рассмотрел позже. По манере поведения, по разговору было
видно, что Саша - успешный бизнесмен. Этакий "новый русский" из
телесериалов. И первое мое ошибочное представление о нем было таким:
"Парень приехал охранять свою жену". Через несколько часов знакомства
справедливость восторжествовала. Я увидел, что "парень" приехал сам по
себе, а короткий разговор "по делу" в последний семинарский день и его
искреннее выступление перед нами укрепили мою веру в то, что под
имиджем "нового русского" может скрываться достаточно высокое,
искреннее и благородное существо.

Хочу сказать еще пару слов о Грише Копаневе. Случайно зашел в комнату,
где в разгаре была беседа его с Лотосом. Гриша что-то настойчиво
задвигал, Лотос как мог отбивался. Так вот. Мне удалось в этом
разговоре увидеть суть. Не форму "спор тупого Копанева с умным
Лотосом", а суть, сердцевину происходящего. Постараюсь в нескольких
словах ее выразить.

Каждый из нас - уникальное существо. Неповторимый узор, набор качеств,
характер, сформированный жизненным опытом. У каждого из нас свой путь.
Для каждого движение по этому пути сугубо индивидуально. Нет и не
может быть готовых рецептов по тому, в каком направлении двигаться.
Есть только непреодолимая тяга к развитию и способы ее реализации. Для
Лотоса, например, это одни способы. Для меня - другие. Для Гриши -
третьи. Какие из них наиболее эффективны? - опять же для каждого
по-своему. Если я начну на сегодняшний день "делать сайты", то умру
через полгода. Лотос не умирает. Этот способ помогает его развитию.
Вот и отлично! Но что же делать Грише Копаневу? Делать сайты как Лотос
или заниматься "непонятно чем" как я? Для меня ответ очевиден. Не то и
не другое. Третье! Делать свое. Да, безусловно, глядя на то, как "свое"
делают другие, но, что очень важно, не повторяя, не копируя, а именно
создавая свою линию движения. И плевать на то, что эта линия мало кому
будет понятна. Тут уж выбирай - или ты всем понятен, всеми любим и
уважаем, или же ты движешься своим путем, что не гарантирует
вышеперечисленное.

Грише хочу лишь сказать. "Уважаю тебя, чувак!" Именно в такой форме.
Гриша меня поймет. А Лотос... Что Лотос? Лотос молодец. Закручивает
вокруг себя потоки. Использует момент полноценно. Был у нас, помню,
недавно разговор с ним в офисе. Лотос говорит: "Давайте определим,
что выпускаем газету до летнего семинара." Я отвечаю: "Лотос! А
что ты предлагаешь кроме того, как закрыть газету?" И тут Лотос
сокрушенно мне заявляет: "Ну что вы нападаете на меня как гады? Не
хочу я закрывать газету..." В этот момент я увидел, что он этого
действительно не хочет.

Что еще хочу сказать? Для меня семинары сейчас - это площадка для
обучения менеджменту. Организации процессов. Организации не столько в
плане "обсудить вопросы", а в плане "сделать что-то". На этом семинаре
я понял остро, что до сих пор все делал только лишь ради себя. С этого
семинара я начал делать что-то для других. И это меня радует. "Радость
сделать что-то для других" несоизмерима по глубине и силе с радостью
"сделать что-то для себя".

Привет вам всем!
До новых встреч!
Игорь Шухов.