Боевые Искусства Китая: внутреннее направление
”Внутренние” боевые искусства Китая тесно связаны с даосизмом, и прежде поговорим, что это такое. Даосизм не возник сразу единым и цельным каноном, подобно учению Конфуция. Идеи даосизма проникали в Поднебесную через полуварварские царства, лежащие к югу от Янцзы. По всей вероятности, это были искаженные расстоянием, временем, и языковыми барьерами пересказы Вед, Авесты, и других учений Индии, Ирана, Двуречья, а возможно и древнего Египта. Так же имеет право на жизнь и другая точка зрения - Китай получил даосизм от исчезнувшей цивилизации, давшей начало и другим цивилизациям древнего мира. За давностью лет и отсутствием точных данных, опровергнуть или подтвердить эти теории нельзя. Известно, что еще Конфуций часто встречался с отшельниками, но конструктивного общения между ними не было. Те отшельники молчали, возделывали землю, жили в удалении от других людей. Их поведение очень напоминает образ жизни ушедших из общества брахманов - йогов. Никаких теорий те отшельники не выдвигали, и ничего не проповедовали. Традиция накапливалась несколько веков, пока не нашелся человек, озвучивший ее. Первый китайский ученый, изложивший эти взгляды ”в сочинении в десять тысяч иероглифов” был Ян Чжу. Он жил приблизительно в третьем веке до нашей эры. Его откровения вызвали бурю в среде интеллектуалов того времени. Фундаментальными идеями Ян Чжу были 1. Каждый - сам за себя. 2. Презирать вещи и ценить жизнь. Для общества, воспитанного на идеях Конфуция о долге, уважении, поддержании коллективной ответственности каждого перед каждым, это был шок. Тем не менее, в эпоху социальных катаклизмов и бесконечных войн идеи Ян Чжу получили быстрое распространение. Тысячи и тысячи людей уходили в отшельники, ”спасая свое тело”. Следующий этап развития даосизма связан с именем легендарного Лао Цзы. Мы не знаем даже приблизительных дат его жизни. Текст Дао Де Цзина, приписываемого ему, датируется четвертым веком нашей эры. С другой стороны, Лао Цзы якобы встречался с Конфуцием, и давал ему наставления. Так что, либо Лао Цзы жил в 4 веке нашей эры, либо книгу написали после его кончины, либо он был современником Конфуция, прожил 800 лет, да еще и книгу написал. Вопрос этот покрыт мраком, доказать и опровергнуть ничего нельзя. Именно Лао Цзы формулирует концепцию Дао, идею следования, и не-деяния. Это уже не примитивное убегание. Здесь есть возможность тренинга. Вооруженные этим методом отшельники начали создавать свои способы следования, передавать и совершенствовать свои практики. Чжуан Цзы, личность не менее загадочная, чем его предшественник, обобщил этот опыт. В его сочинениях приветствуются люди, практикующие методы продления жизни, занимающиеся гимнастиками. С другой стороны, он явно раздражен попытками государства ”упорядочить стихийное движение трудящихся”. Факт неоспорим к шестому веку нашей эры китайское государство могло достать всех. В Поднебесной не осталось укромных уголков, где можно было жить вдали от людей, трудом рук своих. Сборщик налогов, солдат, чиновник дотянулись до самых удаленных уголков государства, а снаружи империя была окружена враждебными варварами. Хочешь - не хочешь - надо крутиться! С этого времени даосы волей-неволей были вынуждены интегрироваться в общественную жизнь. И их способы существования были замечательны. В отличии от людей Запада, добывавших свою свободу ”отчеканенной в золоте”, эти мудрые люди копнули поглубже. Они решились взять под контроль ценность большую, чем деньги. Не много не мало - продление жизни и достижение бессмертия! Цель была грандиозной, времени было потрачено достаточно, в экспериментах приняло участие несколько миллионов (миллиардов?) добровольцев. Методы внешней алхимии были отброшены достаточно быстро. Трое императоров умерло, наглотавшись ”таблеток бессмертия”. Более устойчивые результаты дали медитативные, дыхательные и двигательные практики, называемые в наше время ”цигун”. Абсолютного бессмертия это не давало, но продление жизни, увеличение физической и духовной силы - однозначно. Кстати, попытки достичь абсолютного бессмертия не заброшены и по наше время. С конца девятнадцатого века стал популярен ”обходной путь” - достижение бессмертия не всего тела, а прижизненное осознание информационной оболочки, и разработка методов ее стабилизации в момент ”перехода”. Но это уже слишком экзотично, и выходит за рамки нашей темы.
Итак, даосы стали существовать в социуме, как специалисты по продлению жизни,
укреплению здоровья, медицине. На эту базу добавились эзотерические спекуляции,
гадание, феншуй, боевые искусства. Боевые искусства были очень самобытными.
В отличие от военно-прикладных стилей, они были гораздо сложнее. Ведь запас
времени и сил у даосов был больше, чем у солдат-новобранцев, которых следовало
обучить в кратчайшие сроки. И сам ”рисунок” даосских движений тоже резко отличался
от общепринятых в подготовке солдат древнего и средневекового Китая. И конечно, боевые искусства даосов опирались на их мощные наработки в области цигун и оздоровительных гимнастик. В спорте, чем больше человек тренируется, тем больше травм и хуже здоровье. В военном деле тоже наблюдается некий износ. Даосские системы поставлены так, что чем больше человек тренируется, тем здоровее становится. И опыт растет, и энергетика. Травматизма в тренировочном процессе нет. Разумеется, даосы не рвались применять свое мастерство на практике. Ну от пьяного солдата отделаться, ну разбойника пугнуть… Более того, мастерство маскировалось. И часто противник лежал на земле в полной уверенности, что не старик его сбил, а он сам поскользнулся. Искусный мастер не оставляет следов - гласит поговорка. Впрочем, именно даосы постоянно становились душой и центром народных восстаний. Можно вспомнить и ”желтые повязки”, и ”белый лотос”, и тайпинов, и боксерское восстание 1901-го… Мастера ушу, люди узкой специализации, были счастливы получить наставления даосов. С развитием печатного дела многие секреты были опубликованы, и появились стили ушу, широко использующие в подготовке даосские традиции. О них и пойдет речь.
|
Copyright © 1999-2001 ZenRu