ZenRu
Красный ДзенХелп
Белый ДзенХелп
Лекции семинаров по Второй логике
Бодхисаттвская Правда
Юридическая Фирма «Ай Пи Про» (IPPRO)
Интернет Магазин Настоящей Еды «И-МНЕ»
Гео-чаты Hypple
«Тикток + Лунатик» в России и СНГ
Ремешки для iPod nano LunaTik и TikTok
 

Лекция №52:
Как развиваются процессы?

1-й апрельский семинар по Второй логике. 7-9 апреля 2006 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Клейн:
Процессы начинаются вот с такой точки. В начале - одна, очень четкая, очень небольшая точка. Если составлять график - авторство этого графика принадлежит Золотову, Борис Евгеньевич Золотов...
Петров и Аня Зыкова! (представляет всем Петрова и Аню Зыкову, общие аплодисменты, смех) А то, что Аэр сзади прыгал, нужно его, если ты правильно руководишь процессами, игнорировать (общий смех) - тогда это будет неожиданно. А когда уже он обломается и подумает: "ну все, ловить тут нечего" - нужно протянуть к нему две руки и закричать: "Аэр!" (общие аплодисменты, смех) Но это не самый сильный ход, потому что ты ему оставляешь возможность отступить. А чтобы он был точно в ловушке, нужно не так делать, а как-то подождать, а потом огреть. (смеётся)
Хааф:
Это сложная стратегия, трех-ходовка.

Материалы 1-го апрельскго семинара по Второй логике для всех желающих. 7-9.04.2006 (Подмосковье)

Клейн:
Нет. Дело в том, что вот он попрыгал - я его короткое время проигнорировал.
Хааф:
Зачем?
Клейн:
Ну, чтоб интересней было.
Хааф:
Кому?
Клейн:
Ну, всем... и ему тоже. Мне-то что - мне хоть так, хоть так. Подумаешь, Аэр прыгает. (смех в зале) И когда я говорю, нужно руки протянуть - я ему оставляю пути для отступления. Он может встать и уйти. Поэтому так делать, в общем-то, нельзя. Его нужно там сюда, например, заманить, или как-то так ментально поставить в такую ситуацию, чтобы он не смог уйти. Это я к чему говорю? А! Важно: есть еще такое понятие "гарантированный результат". Пока я произнесу просто: "гарантированный результат". Важно уметь добиваться не просто результата, а "гарантированного результата", или "гарантированно добиваться результата".
Итак, существует некий график. Вот первая его точка - единичный импульс, очень четкий, его можно идентифицировать с "идеей, которая рождается в голове у кого-то" (точка 1).


Рис. 1
Следующая точка на графике развития процесса - "идея высказана-написана" (точка 2), она уже не в одной голове, а в двух, или в трех, или в пяти - то есть больше чем в одной. Она вышла из своего инкубатора, но вышла пока именно в качестве идеи, которая усвоена другими сознаниями.
Следующая точка - идея, распространяясь и приобретая какое-то количество сторонников, или носителей, дорастает до "критической массы". Например, появляется команда, которая решает, что "эту идею нужно реализовать" (точка 3). Момент, когда она в нескольких головах переходит в принципиально другое состояние.
Участник:
Переход количества в качество.
Клейн:
Можно это так назвать. Собственно говоря, все эти точки количественно характеризуются "количеством людей, участвующих в этом процессе", и каждая точка - это переход количества в качество. Здесь этот "переход количества в качество" характеризуется конкретно тем, что идея просто мирно лежала в головах и зрела - и вот теперь принято решение, что "да, делаем этот проект".
Следующая точка - "сформировался некий проект" (точка 4). Здесь была сформирована идея, а здесь сформирован какой-то начальный процесс. Пусть он еще маленький, младенец - но уже появился процесс. Здесь решили, что "да, будем делать проект, нужно его продвигать", а здесь уже какое-то количество людей, например, распределило между собой функции, сделало первый эскиз, и так далее.
Участник:
Идея, мотив, действие.
Клейн:
Переводи на свой язык, да, - а здесь мы говорим об этих точках. После этого процесс движется, если движение правильное - по экспоненте. Если неправильно, оно может вообще затухнуть после каждой точки. В голове родилось, не сказал - умерло. В голове родилось, сказал - умерло. В голове родилось, сказал, решили делать проект, а все так: "беееее!" - умерло.
Петров:
Кругом смерть. (смех в зале)
Клейн:
В этой точке проект уже родился (точка 4). Если перевести на язык "И Дзин", то стадия до того, как родился проект - это стадия "внутреннего созревания" процесса. Все остальное - это стадия "внешнего созревания" процесса.
Точка, когда заработал проект - начинает расти количество сознаний, с ним соприкоснувшихся, или участвующих в проекте, или соприкоснувшихся с результатами этого проекта. Лавинообразный рост. Развитие идет по экспоненте, если проект развивается правильно.
Вот, высоко вверх доходит до верхней точки, когда "максимум" (точка 5). После этого идет "откат" - маятник разгоняется, потом небольшой откат. После этого  - более или менее ровное "плато", когда количество участников, присутствующих в проекте, стабилизируется.
После этого идет небольшой "поворот вниз" плавный - вот плато, вот точка сгиба, а здесь точка, когда уже обозначилась тенденция умирания. После этого процесс "идет вниз" - все меньше и меньше результативность, меньше и меньше людей участвуют.
И после этого "хвост" - вот такой он, выполаживается. То есть он тянется, тянется, все меньше и меньше, но тянется, тянется, тянется.
Разберем только пока первую часть, начальную половину.
Киньмыло, приведи, пожалуйста, пример из твоей практики, который можно наложить на эту матрицу, схему. Мы рассматриваем сейчас первую часть, первые 4-5 точек, только до "точки верха" или даже ниже.
Киньмыло:
Итак, первая точка - возникла идея. Вспомню, неделю назад я в офисе как-то решил провести поэтический вечер. В офисе компании "Ксан".
Петров:
Компания "Ксан"! (с выражением презентующего продукт, смех)
Киньмыло:
Мультимедийные интерактивные системы! (смех)
Клейн:
(смеется) Лидер рынка мультимедийных презентаций! Генеральный директор компании "Ксан" - Мандр! (аплодисменты в зале) Так ты решил, значит, их осчастливить поэтическим вечером?
Киньмыло:
Да. Я решил  их осчастливить поэтическим вечером. Во-первых, на этой же неделе был Всемирный День Поэзии. Во-вторых, я сам очень люблю поэзию. Итак, суть в том, что возникла первая точка. Точка - идея. Я тут же решил рассказать об этой идее.
Петров:
Смело. (общий смех)
Киньмыло:
Итак, что я сделал.
Дима Зеливанский:
Пришел к Петрову - какая роковая ошибка... (общий смех)
Киньмыло:
Я тут же написал, как это делается обычно, в майл-конференцию, чтобы через этот простой инструмент тут же все о нем узнали в компании "Ксан" и не только.
Клейн:
Хорошая, казалось бы, идея, да. И? (смех в зале) Идея попала в какое-то количество голов - и это вторая точка.
Участница:
Одна голова даже ответила, что поддерживает.
Киньмыло:
Точно!
Клейн:
Ты?
Участница:
Нет, Мандр.
Клейн:
Молодец, Мандр!
Киньмыло:
Мандр - генеральный директор компании "Ксан"!
Петров:
Компания "Ксан"!
Клейн:
Любое лыко вплетает в строку! Да, да, отличный уровень менеджмента. Так, он вплел это все, итак.
Киньмыло:
Ну, он тут же говорит: "Отлично! Тогда я  буду читать Маяковского".
Клейн:
Прекрасно, еще и Маяковского.
Киньмыло:
В костюме!
Клейн:
Еще и в костюме! (смех в зале) Мандр, ты менеджер высокого полета. Так. (обращается к Киньмыле) А ты?
Киньмыло:
Я говорю: "Отлично, тогда я тоже в костюме, и Тарковского".
Дима Зеливанский:
"Тарковского", "в костюме"... - Потому все и не пришли. (общий смех)
Клейн:
Итак, это вторая точка, когда идея попала в какие-то головы. Мандр даже откликнулся, то есть не просто она ему в голову попала - а он с плюсом ее отработал, будучи сознательным существом. А тебе нужно отвечать ему не столько словами, что ты "тоже в костюме будешь", - сколько делами. Например, сформировать общественное мнение. Для того, чтобы общественное мнение закричало: "Да, создаем оргкомитет!". Ты это сделал или что?
Киньмыло:
Я пошел дальше, в третью точку. Что за третья точка?
Клейн:
Третья точка - это когда какое-то количество людей - вместе с тобой, а может быть и без тебя, начинают говорить: "Классная идея, создаем оргкомитет, рабочий механизм, команду". То есть организованность начинает появляться. А у тебя?
Киньмыло:
Эх, не появилась.
Клейн:
То есть не дошел ты до третьей точки?
Киньмыло:
Да, подошел сразу к четвертой. (общий смех)
Клейн:
А четвертая это что?
Киньмыло:
Четвертая - мы начали проводить поэтический вечер. (общий смех)
Участник:
Вдвоем?
Клейн:
Там еще есть точка, когда народ закричит, а потом начнет что-то вместе делать, т.е. процесс дорастет до какой-то "точки заметности".
Киньмыло:
Так это оно, процесс уже начался. То есть наступила пятница, все собрались в офисе, решили вечером в пятницу делать, и я купил 3 литра вина... (общий взрыв смеха)
Клейн:
Это уже получше, это ты уже реальные стимулы! Так, и?
Киньмыло:
И стал организовывать пространство в "китайской комнате" нашего офиса. Постепенно стал сползаться народ.
Дима Зеливанский:
Ну, вино-то они видели... (смех в зале)
Клейн:
И?
Киньмыло:
И начался вечер. (смех, шутки) Клейн, напомни еще про четвертую точку.
Клейн:
Процесс начинает развиваться лавинообразно. "Лавинообразно" - это мы берем поэтический вечер, а не выпивание.
Киньмыло:
Да, да, да. (смех в зале) Выпивать мы еще не начали.
Клейн:
Да. То есть вот начался проект. И потом - покатило. Что такое "лавинообразно"? Вот Оля Шотландия. Хоп, у нее идея - "Пусть мужики пляшут под мою дудку". Предложила идею газете "Ведомости", те отказались, - она идею не бросает, у нее появились... не "фавориты", а как это?
Дима Зеливанский:
Поклонники?
Участница:
Сторонники?
Клейн:
Да, сподвижники! Раз-раз, появилась эта открытка http://www.ksan.ru/works/8mar_2006 - народ стал валить, сначала столько, а в какой-то день уже она сидела и говорила, что "блин, полчаса - тысяча! ой, полчаса - уже две тысячи пришло"! Потом хоп - сбавилась, пошла ровная полоса, "плато". И потом...
Оля Шотландия:
До сих пор по 50 человек заходят!
Клейн:
А это вот тот "хвост", который остается, и который длится. Вот это она сделала, отработала идеально, и с какого-то момента пошла лавина в ее процессе. (обращается к Киньмылу) А у тебя как было?
Киньмыло:
У меня тоже...
Клейн:
"Ла вина" - по-итальянски, можно сказать, что это "вина". (смешки в зале) Ты туда перца напихал?
Киньмыло:
Глинтвейн делал.
Клейн:
Глинтвейн? И что как?
Киньмыло:
Начался вечер. Ну, то есть не вечер, - все  читали стихи.
Петров:
Кто-то вскочил, и начал читать стихи?!! (смех в зале)
Киньмыло:
Да, кто-то вскочил, начал читать стихи, стали все вместе в стихотворной форме между собой общаться.
Клейн:
Такое уже буриме-импровизация?
Киньмыло:
Да, импровизационно-импровизационно-импровизационно! Но тут, на этом этапе, надо было выстроить все в какую-то линию.
Клейн:
Так, а ты?
Киньмыло:
А я не выстроил. И из-за этого оно - побурлило-побурлило и рассыпалось.
Участник:
И вино кончилось. (смех в зале)
Клейн:
Я хочу обратить твое внимание, что процессы, обычно, создаются в обычной среде, можно сказать, в средах "обычной энергетической насыщенности". Я приводил пример с открыткой, этот процесс рассчитан на всех - не на самых продвинутых, не на самых активных - на всех. И тем не менее, Шотландии удалось вызвать лавинообразный рост этого процесса. Ты делал свое мероприятие не просто в обычной среде, и не просто в высокоэнергетичной среде - ты делал это в самой высокоэнергетичной среде, я имею в виду "Ксан".
Петров:
Компания "Ксан"! (смех в зале)
Киньмыло:
Генеральный директор...
Клейн:
Да, где каждый готов поддержать, где... и так далее, и так далее. И если у тебя рассыпалось, то ты понимаешь, что если бы ты это делал в менее энергетичной среде, где менее мобильные люди, менее мобильный отклик, больше стесняются - то у тебя бы там... ты бы только три баллона поставил...
Петров:
А уже и за водкой пора. (смех в зале)
Клейн:
Но, тем не менее, мне безумно понравилось то, что я услышал, твое начинание. И несмотря на то, что ты говоришь "рассыпалось", то, как оно пошло - может быть, оно и хорошо пошло.
Киньмыло:
Оно и хорошо пошло, Клейн. (общий смех)
Клейн:
Стихи почитали? Посидели?
Киньмыло:
Да.
Клейн:
И что потом? Подрались? (смех в зале)
Киньмыло:
Нет.
Наташа Титовец:
На гитаре поиграли.
Клейн:
На гитаре поиграли, и что потом?
Киньмыло:
Потом продолжили работать. (общий смех)
Клейн:
Охренеть! (смеется) Компания "Ксан"! (аплодисменты) Вот это неожиданный ход! Да-а-а... И долго работали?
Киньмыло:
Еще пару часиков до двенадцати...
Клейн:
Дня?
Киньмыло:
Ночи!
Клейн:
(смеется) Боже мой! Это да, так и было? А ты участвовала в этом?
Наташа Титовец:
Я случайно проходила мимо, зашла на глинтвейн.
Клейн:
Так, и?
Наташа Титовец:
Потом автоматически села писать отчет за неделю. Оказалось, что сидит пять менеджеров в десять вечера, и все пишут отчет за неделю.
Клейн:
Подсказывают: в стихах?! Компания Ксан! (аплодисменты) Да, отлично! (обращается к Киньмыле) Ты знаешь, я не думаю... Ну, может быть, тебе хотелось, чтобы... Мандр читал в костюме стихи Маяковского?
Мандр:
Я его принес. Но не одел.
Клейн:
Вот. Может быть, тебе хочется, чтобы всё было по-твоему, и Мандр читал Маяковского в костюме. А если следовать естественной линии Дао, то там получается так, что Мандр принес костюм, сели писать отчеты... - зачем загонять в жесткую выдуманную схему живую жизнь?
Участник:
"Сели поработать"! - "В жесткую выдуманную схему..." (смех в зале)
Клейн:
(смеется) Но они же сами сели!? Вот Наташа говорит: "Я, говорит, сама не ожидала, глинтвейна клюкнула, потом смотрю - я отчет пишу за неделю..." (смех в зале) Все естественным путем!
Если не сошлось с твоей моделью действие - это не значит, что оно неправильно идет. Если ты достаточно жестко смотришь - то ты будешь воспринимать, что оно "не так идет". А если нет - то нет. Среда - высокоэнергетична, поэтому она сама как бы... Сам конь выносит бойца! Э-ге-гей!


Рис. 2
Но, тем не менее, нужно знать, что "хвост" - это не всегда правильно и хорошо, когда ты делаешь процессы. В процессе, который делала Ольга Шотландия, "хвост" - да, пусть он будет. Пусть он набирается хоть два года. Люди идут, идут и смотрят эту открытку. Но если ты проводишь такое мероприятие, как свой поэтический вечер - там не должно быть "хвоста". Ты должен сделать так, чтобы "хвост" не длился бесконечно, а чтобы вот так график закончился, под резким углом ушел в "ноль". А еще лучше - не так даже, а вертикально.
Помните, как мы закончили первую часть лекции? Мы встали, поклонились, сказали "перерыв", и всё, исчезли! А могли бы долго ерзать - то, да сё, уже все зевают, а мы все продолжаем. То есть, в конце нужно делать вот так - вертикально!
А чтобы это делать правильно, в нужный момент - не тогда, когда неправильно, а тогда, когда правильно - нужно "чувствовать". Завершать процесс как можно ближе к той точке, когда начнется спад. Чтобы клиент ушел из-за обеденного стола голодным, но не очень. (смех, аплодисменты)
Есть еще два существенных момента, связанных с этим графиком. Эту "зону разгона" - когда процесс приходит к точке "лавинообразного роста" - эту часть нужно сжимать. А экспоненту превращать в круто восходящую прямую линию, в идеале - в вертикальную линию.


Рис. 3
Хааф:
Как?
Клейн:
Что такое - "сжимать"? Вот идея родилась. Через год я об этом узнал от тебя. Ну, как сжать?
Рома Самбул:
Через три дня, Клейн!
Клейн:
Через три дня, правильно, а как еще сжать?
Киньмыло:
Через минуту!
Клейн:
Это и есть "сжимать" между этой и следующей точкой. Для этого, между прочим, у нас существует то большое количество майл-конференций, перекрывающих разные группы, чтобы в любое время дня и ночи каждый мог послать импульс. А другой каждый - воспринять. Для этого существуют и мобильные телефоны. Для этого существует в "Ксан", например, то, что основная форма отношений - это приказ. Чтобы не долго мяться, сначала внутри, а потом снаружи, а сказать: "Рома, есть такой проект. Берешься?" Ты говоришь: "Да!" - Тебе тогда: "Прошу сделать то-то и то-то". Всё! А не так: "Вот я к Роме обратился, а он там... он же сейчас занят... да и вообще, чего я... это же, вообще-то, по-хорошему, и заплатить надо..." (смех в зале) Ясно?
Информационная среда должна быть сверхпроводимой. В идеале импульс должен передаваться мгновенно. Не через три минуты, не через одну минуту, а мгновенно. Ну, мгновенно реально нельзя, но постараться можно. Для того, чтобы она была информационно быстропроводимой, нужно применять доступные технические средства, нужен уровень организованности, т.е. проложенности коммуникационных каналов, и нужен уровень внутренней прозрачности - не мяться, уметь быстро сформулировать, уметь быстро принять решение.
Кстати, когда мы говорили в первой части, что еще должен делать руководитель - он должен не только принимать четкие решения, но и быстро их принимать. И это касается руководства любыми процессами. Он должен быстро принимать решения, но это не значит, что он должен спешить. Но у него должна быть привычка не мямлить.
Хааф:
Когда ты говоришь, что надо "сжимать разгон" - для чего?
Клейн:
Он непродуктивен для процесса. Есть результат. А всё остальное - это подготовка в результату. Если ты силен и мобилен - ты прыгать будешь с места, бить сходу, практически без подготовки. То есть быстро! Потому что всё, что находится в "зоне разгона" - это все раздумья о принятии решения, нахождение формы, выработка вариантов, ну и так далее - а их можно вырабатывать бесконечно.
Еще раз повторю про "приказ, как основную форму отношений". Очень важно, чтобы - "Можешь? - Нет!" - отказ не воспринимался как обида. Для этого у того, кто спрашивает, должно быть "чистое сознание". Мало того, у того, кто отвечает, говорит "нет", не должно быть вторичных мотиваций типа "а как он обо мне подумает, если я скажу нет". То есть он честен перед собой и перед другим. Если может - он говорит "да", не может - он говорит "нет". Это тот должен быть уровень чистоты и прозрачности, доверия, когда не просто у него даже не спрашивают "а почему не можешь?", а я знаю, что если Рома мне говорит "нет", то это "нет на самом деле", с учетом всего-всего, он просканировал ситуацию. Если Киньмыло или Хааф говорят "нет" - всё, вопросы не задаются "а почему, а что?" - И не только снаружи. Они и внутри не задаются!
Плюс умение говорить четко! Что мне нужно? Мне нужно то-то, к такому-то сроку. Правильно излагать свою мысль. Она должна быть изложена коротко, но не так коротко, что непонятно! И поэтому приходится дописывать еще две строчки, и еще две строчки, дублировать эту штуку. Первый принцип - мысль должна быть высказана предельно кратко и четко. Второй принцип - "если что-то может быть не понято, оно будет понято не так". А точнее, в интерпретации Киньмылы, это выглядит так: "На сердце каждого менеджера кровавыми буквами должно быть записано: если что-то может быть понято не так, оно будет понято не так!"
Участница:
Маяковский?
Клейн:
Киньмыло! (смех в зале) Поэтому краткость и четкость в изложении мысли должна сопровождаться некоторым избыточным количеством четкого текста, чтобы не дать сознанию это понять "не так". Передать информацию не только в такой плоскости, а продублировать ее и в такой плоскости - тогда жесткая смысловая конструкция держится.
На сайте Надпроф в Библиотеке, раздел "Беседы и Лекции по Менеджменту" есть статья http://klein.zen.ru/old/NaukaPopl_Biolog1.htm "АНАЛОГИЯ, или Как авиадиспетчеры устраняют опасность искажения передаваемого сообщения". 95% слов аэродромных диспетчеров - это... шум практически. Рефрены, повторения, повторы. Но! Тем самым страхуется в условиях плохой слышимости и "большой цены ошибки при неправильном сигнале", страхуется точность сигнала, его слышимость, его расслышимость.
Выглядит это так:
- Алло, алло, ноль двенадцатый, ноль двенадцатый, повторяю, ноль двенадцатый, как меня слышите, алло, прием.
- Ноль двенадцатый вас слышит хорошо, хорошо вас слышит ноль двенадцатый.
- У вас по курсу двенадцать ноль пять впереди грозовой разряд, двенадцать ноль пять, двенадцать ноль пять, один два ноль пять, как меня слышите, грозовой разряд, прием
- Слышу вас хорошо, по курсу двенадцать ноль пять грозовой разряд.
То есть "бу-бу-бу-бу-бу", но в результате этого информация не теряется, она дублируется многократно, и это дублирование как раз для того, чтобы не потерялась...
Хааф:
Welcome to Zombо.com! (смех)
Клейн:
О, какой сайт! Вы видели сайт Zombо.com? http://zombo.com Давайте изобразим! Нам нужно три цветовых пятна!.. Вставай! А у вас хорошие голоса, кто будет говорить? Вы, наверно, все будете говорить! А мы будем с Наташей тогда изображать. Ты видела этот сайт? Тогда делай как я! Давай мы с тобой сядем, чтобы пониже были. Все, кто там лежит, смотрите. Две вещи незабываемые. Мы сейчас изобразим сайт Zombо.com, который появился в Интернет. Хорошее название! Zombо.com! (изображают, смех, аплодисменты)
Итак, приближаемся к концу нашего доклада. Что мы хотели сказать?
Участник:
Сжимать.
Клейн:
Да. Правильная задача менеджмента - сжать ту часть, которая до "точки взлёта". Сжимается она одним единственным способом. То, что я говорю "меньше времени" - это форма. А суть, способ - он один. Ты должен этот участок накачивать энергией, максимально накачивать энергией. И это увеличивает скорость, сжимает вот эти точки.
Петров:
Какой участок?
Клейн:
Вот этот "участок разгона". Для того, чтобы сжать его, ты должен его накачать энергией. Что такое "накачать энергией"? Если ты медленно делаешь, вполсилы, мямлишь - энергии мало. А если ты делаешь строго, четко, быстро, то он сожмётся, процессы будут происходить энергично, быстро - и он просто выскочит на "точку максимума".
Если про "хвост" - это первая часть, то про "нос" - это вторая.
Еще важно знать следующее. Вот верхушечка графика, точка "максимума". Не обязательно ждать, когда процесс "упадет" или когда "выйдет на плато". "Плато устойчивости", кстати, одновременно называется "зона застоя".
Устойчивость - застой. Чем хороша устойчивость? Ты создал проект, он разогнался, он поднялся высоко, вот он чуть приопустился, и здесь он стабильно зарабатывает деньги.
Петров:
Вау! (смех)
Клейн:
Это - устойчивость. Но это одновременно застой. Ты куешь и куешь - фикус поставил, диванчик - куёшь себе. А правильная стратегия - это после того, как ты это сделал, после того, как поднялся на эту точку, перескакивать на следующий проект. Разогнался - перескочил туда. Разогнался - перескочил. Я не говорю о том, что так всегда получается делать, или даже о том, что так всегда нужно делать, и в этом смысле херить предыдущие проекты. Этот график - всего лишь картинка на плоскости, два измерения. Когда больше измерений, когда это 12-мерное пространство или, например, 20 критериев - а это есть 20-ти мерное пространство - то по-другому это будет работать. В другом масштабе - по-другому. Важно понять качественную, принципиальную... модель поведения. Он тебя разогнал, и ты туда дальше разгоняешься, прыгаешь в новый уровень. Тем самым обеспечивается максимальная скорость развития. Если ты идешь по этой линии, то в "мега-уровне" все эти графики кладутся на большую экспоненту. Экспоненту большего порядка.


Рис. 4
Киньмыло:
Мега-проект.
Клейн:
Да, мега-проект. Другое дело, что ты платишь здесь тем, что вместо того, чтобы остаться на этом уровне и получить свою долю славы, денег, ты бросаешь это всё и идёшь на следующий уровень, где опять все это начинаешь. На другом, более высоком уровне. И еще больше нагрузки. А денег как не было, так и нет.
 
Участник:
А чем характеризуется более высокий уровень?
Клейн:
Ну, если делаешь проекты, то большими масштабами проектов. Тебе не хватало тысячи долларов, теперь не хватает миллиона. (смех)
Участник:
То есть денег становится меньше?
Клейн:
Нет. Это бытовой взгляд, что если тебе не хватает миллиона долларов, или ты должен миллион долларов, то это хуже, чем когда ты должен тысячу долларов или когда тебе не хватает тысячи долларов. Не так. Там не важно, какой знак - "плюс" или "минус". Там важно, какой масштаб. То нет миллиона, то будет миллион. То два, то три.
Петров:
Продавать душу за штуку баксов...
Клейн:
Такого нет - простой арифметики - что лучше быть должным тысячу, чем миллион. Нет. Речь идёт о масштабах твоей деятельности.
Киньмыло:
А как выбирать точку, где выходить на новое?
Клейн:
Ты разогнался, и ты можешь почувствовать, когда оно немножко пошло вниз. И тогда ты знаешь, что сначала немного вниз, потом выходишь на плато, и тут...  выходить нужно вот в этой точке, с трамплина "максимума". Чуть ниже - и чуть хуже будет выход. Еще ниже - еще хуже, но еще можно. Если отсюда, еще ниже - отрываться будет труднее. А если вообще уже на "хвост" пошло, и ты оттуда начинаешь что-то делать новое, то это почти совсем неподъемное дело. Если ты опустился в конец "хвоста" и  начинаешь новое  -  это никуда.
И собственно говоря, две тенденции. Две тенденции, две противоположности, между которыми нужно пройти как между Сциллой и Харибдой. С одной стороны - скорость. С другой стороны - ресурсы. И стратегия твоя заключается в том, чтобы эту штуку балансировать, чувствовать. Как на проволоке находиться, балансировать. Причем, ведь у тебя не только эти две тенденции. У тебя много там всего, и нужно эту штуку балансировать.
Самый простой пример - армия наступает. Нужно быстро наступать, и тогда ты молодец. Ты приходишь, бьешь врага и так далее. Но ты оторвался от обозов. Молодец Наполеон. По Смоленской дороге обозы растянул, но не ожидал, что... Армии в те времена как воевали? Выходят в поле, становятся в шеренги и друг в друга стреляют. Плюмажи, перья - а тут мужики с дубинами. Так не воюют в Европе! Мало того, что они бьют этими дубинами и берут в плен и даже убивают всю команду фуражиров, которых отправляют. Так они еще вдоль всей этой Смоленской дороги жгут все деревни, все запасы. Чтобы те тогда не просто они там подзаправились, а они туда идут, растекаются, их еще легче бить. "Фи, граф! Ну, это же мужичьё так воюет! Это  неспортивно!" (смех) - Но это именно так  было!... - Ну, а Кутузов сидит: "У меня профессия Родину защищать. Идите вы нафиг со своими французскими штучками".
И тот зашел в Москву, жрать нечего, московские мещане еще и пожар устроили. Стоит он и говорит: "Да что ж за такая страна?" - ...А тоже замкнутый круг. Отступать-то надо по той же дороге, а там жрать нечего. И он - как же так? - армию бросает, начинает драпать. Потому что иначе - кирдык. А Кутузов говорит: "Ну, вот, видите, и армию сохранили, и французов выгнали". Михал Илларионыч... (смех) Стратег.
А Наполеон! Вперед ушел, скорость развития большая. До Москвы дошел, от обозов оторвался, от баз оторвался, от материального базиса оторвался - стал тонкий, хлипкий, худой. А если стоишь прочно на этой "базе" - ну, и сидишь в своей Франции, за границу не выходишь. Как и все до него. Кто, кроме Наполеона, осмелился с Россией воевать из французов? Да никто. Так, пошумят-пошумят в Париже...
И вот нужно балансировать. И тот, кто может удержать этот баланс, чтобы и скорость была максимальная, и так не отрываться, чтоб тебя это угробило по пути - вот это правильное развитие и есть.
Участница:
Клейн, когда ты говоришь про этот график, он показывает уровень активности, правильно? А не уровень отдачи. Отдача  идёт, когда активность спадает?
Клейн:
Да, да. Отдача - на этом "плато стабильности". А здесь - ты растёшь. Мало того. Когда ты растёшь, что это значит? Что значит - "ты развиваешься"? Это означает "можешь подтянуться 12 раз, подтягиваешься 13". Это и есть развитие. Потому что если ты можешь подтянуться 12 раз, а подтягиваешься 11 - развития не будет. Даже если можешь 12 раз, подтягиваешься 12 - это уровень стабильности. А что значит - "если можешь подтягиваться 12 раз, подтягиваешься 13"? Это означает, тебе всё время будет не хватать сил, времени, энергии, денег. То есть ресурсов. Всё время будет короткое одеяло, "тришкин кафтан". Так одел - рукава торчат. Вот, Петров знает, финансовый директор, он деньги распределяет. (смех)
Всем, кто быстро развивается, это знакомо. Одеяло, если оно короткое. Голову укрыл - ноги торчат, на ноги натянул - тут всё это...
Хааф:
Вывалилось.
Клейн:
У тебя вместо большого одеяла - вот такой "поясочек". И вот ты им водишь.
Участница:
Клейн, смотри, вот у нас какой-то процесс пошел. Он еще не начал приносить отдачу, еще не вышел на плато. Но мы должны уже с него идти, у нас фактически нет ресурсов, чтобы скакнуть.
Клейн:
Ну, да. Ну, не идите.
Участница:
Так вот вопрос...
Клейн:
Ты понимаешь, нет ресурса - не идите. Но ты должна помнить, что как только малейший ресурс появился - тут же подтягивайся 13. Не ставь перед собой задачу "подтянуться 20". Малейший ресурс появился - нужно туда. Для этого нужна смелость, мастерство, и закашиваться, конечно, правильнее в сторону развития. Но нужно не умереть.
Сергей Усович:
А кредит? Нормальный бизнесмен всегда кредиты берет. Постоянно с процентами их отдаёт.
Клейн:
Да.
Сергей Усович:
Так что, такая ситуация, что постоянно в кредите находишься?
Клейн:
Да.
Сергей Усович:
И этот кредит постоянно отрабатываешь. Вот такая ситуация, как она работает реально.
Клейн:
Ты понимаешь... Ты же про Россию говоришь?
Сергей Усович:
Про Украину.
Клейн:
Ну, про Украину. Хорошо. Ну, это тоже такое место... (смех) Я имею в виду следующее. Если у тебя кредит 7-8 % годовых...
Сергей Усович:
Такой ты можешь отдать.
Клейн:
Да. То ты работаешь. Так работает вся мировая экономика. У тебя же, примерно, как в России - те банковские кредиты, которые для граждан, которые за 20-21, 23, 25, это только на кредитование оборота, на кредитование торговых сделок. Для того, чтобы тебе делать инвестиционный проект, что-то построить, тебе вряд ли удастся отбить кредит больше чем 14,5%. В валюте. Вот планка - от 12 до 14,5. Если больше, ты будешь всё время на грани, ты будешь задыхаться. Я не знаю, во-первых, что ты делаешь. Во-вторых, под какие проценты. Но если ты делаешь не торговлю, а что-то более серьезное, то потолок вот - 14%. Дальше ты начнешь умирать.
Но 14% - это верхняя планка, это очень много. Для того, чтобы ты мог нормально развиваться, для того, чтобы кредиты действительно были "кровью экономики", чтобы они тебя поддерживали - у тебя должен быть процент по кредиту 7-8, ну 9%. Ну, 9,5. И то это много. Вот и всё. Поэтому Украина,  Россия - тут несколько всё искажено всеми остальными обстоятельствами.
Мы на кредит откуда вышли? А! Ну, вот нужно рваться, и понимать, что стратегически более правильно, конечно, развиваться, а не стоять.
Участница:
Ты понимаешь. Всегда есть опасность того, что ты рванешь - и как бы всё лопнет вообще.
Клейн:
Я об этом говорю. Другое дело, что эту самую мысль, как и любую другую мысль, которая сложнее чем "дважды два - четыре", можно понимать как минимум двумя противоположными способами. А на самом деле - очень многими противоположными способами. Здесь если мы говорим, втыкая какие-то более-менее конкретные колышки, то менеджер любого проекта, любой руководитель самостоятельного, своего проекта, он всегда должен отслеживать один параметр. Это должно быть постоянно в подсознании, то есть в боку сознания постоянно. Какой, какой параметр грамотный руководитель проекта всё время отслеживает?
(слышны разные версии)
Близко. Это называется "не умереть по дороге". Этот критерий у него как красная лампочка. Это дополнительный критерий, по которому он оценивает все свои действия - "не умереть по дороге". Другое дело, что в зависимости от того, насколько умный человек, насколько опытный, насколько это смелый человек - то "не умереть по дороге" может выражаться в большом запасе "жира", а следовательно - "омертвлённых ресурсах". У кого-то - в меньшем. А у кого-то - практически, в "нулевом". То есть, нет жировых запасов. Всё идёт в дело. Дерется всем, что есть под рукой, фигачит. Но это зависит от мастерства, опыта, смелости, стратегичности видения. А кто-то, кто послабее, он себе вот такую "подушечку" будет делать. Насколько толстая подушка, настолько он будет оттягивать, омертвлять запас, ресурс, который может идти на развитие. Причем давая кумулятивный эффект. Мультипликативный.
Участница:
Клейн, на мой взгляд, когда ты говоришь, что "вот дошли до вот этой пиковой точки и рванули", на мой взгляд, идеальная ситуация, когда ты закручиваешь процесс таким образом, чтобы когда рванули, у тебя всё не загибалось. Пускай оно идёт на плато, пускай оно себя поддерживает, пускай приносит деньги и сделать так, чтобы работало автономно.
Клейн:
Еще раз. Я сейчас говорю о тенденциях, чтобы показать схемами некие принципы. Когда мы говорим о том, что "нельзя отрываться от обозов, от материальной базы" - это вторая. А первая - "как можно более быстрое развитие". А здесь - не отрываться. Естественно, у тебя "коридор возможных траекторий", но твои траектории должны как можно ближе прижиматься в левый край схемы, с учетом того, что если они чуть-чуть прижмутся дальше, ты умрешь по дороге. И вот в этом "коридоре" ты должна загибать свой график вверх. Стремясь почти соприкоснуться с левой границей коридора. Вот и всё. А так, да - может быть не один, а несколько проектов, плюс еще всякие обстоятельства. Я сейчас говорю о принципах. О тенденциях. И показываю схему. В этом смысле - "мировоззренческую схему устройства процессов". А там уже, еще раз, нет такого, что "вот так" или "вот так". Не усидеть ни на такой обочине, ни на такой. Еще раз повторю: всё зависит от твоего ума, мастерства, смелости, от твоего умения эквилибриста. С учетом того, что надо вот сюда загинаться.
Участница:
Фактически получается, что при увеличении уровня мастерства твоя подушка сжимается почти до нуля.
Клейн:
Да. Конечно, конечно. В экономике это выглядит так. Чем лучше экономика работает, тем она более мобильная, как аналог смелости - у меня нет складских запасов, я произвожу с колёс. У меня прямые контакты с заказчиками. У меня нет ни складов, ни содержания помещений, земли, сотрудников на складе. Нет периода, когда омертвляются материальные ценности. С колёс, с колёс - это быстрая экономика.
Участник:
Можно ли тогда сказать, что мастерство можно измерять, насколько маленькой может быть подушка?
Клейн:
Ну, в принципе, да. Другое дело, что любой один критерий, он может быть недостаточным в том смысле, что кто-то глупый, но смелый начнет прыгать без подушки.
Я вот анекдот придумал: знаешь, мальчик-колобок кричит с десятого этажа девочке-колобку: "Я люблю тебя!!!" и прыгает к ней на тротуар. Она смотрит на него и говорит: "Ну ты даешь, блин..." (смех в зале)
Желательно перескакивать. Но учитывая, что делается одновременно не один процесс, рядом с ним  второй, третий, четвертый - много - не один толстый график - отсюда туда, здесь еще вот так, здесь так, так ...
А  если мы говорим не о серьезном бизнес-проекте, а говорим о каком-то креативном  творческом процессе, мероприятии - неважно, зимний летний лагерь, или что-то такое - вот эта часть  сжимается, вот эта забрасывается как можно выше. Кстати, в результате, когда здесь в начале все сжато до крутой вертикали, а здесь в конце оно даже не "опускается", а идет вертикально вниз, то получается идеальная модель живого процесса - кирпич. Поднялся, прошел, упал. То есть в этом смысле - это превращение в свою противоположность. Живой процесс, который  он описывается очень простым  графиком - "кирпич". Ух - и мгновенно. Это очень большое мастерство, чтобы реальный живой процесс мгновенно развивался до максимума. Верх мобильности. Только оглянулись - уже случилось все. Потом "вух" - все, и тебя уже нет в этом пространстве! Мгновенно затормозился и исчез. Верх мобильности.


Рис. 5
Лет тридцать назад мы проводили поэтический вечер вместе с Юрой Беньковичем, он был старостой нашей группы, это было на мехмате в Ростове. Решили выпить. Мы сразу шли не по такому, идеалистическому, пути, как Киньмыло, а по серьезному. Мы говорим: "- Чего мы будем с тобой третий раз вдвоем пить, давай кого-нибудь пригласим! - Ну, давай! - Вот этих, этих, этих. - Хорошо. Тогда и девчонок нужно приглашать. - Ну, давай. - Ну, так а чего тогда, может, соберем побольше народу? - Ну, давай. - Ну, а чего тогда, давай всю группу? - Ну, давай. - А у кого? - О, давай в общежитии соберемся!" - Там общежитие студенческое, общежитие мехмата, на первом этаже, полуподвальное. - "О, класс! -  А чего мы соберемся, праздник какой-то? - Никакого праздника нет. - О! Поэтический вечер!" - Закупили, на первом этаже в шкаф поставили, всем сказали: "Поэтический вечер!" - Все пришли, собрались, наш руководитель-куратор, даже мы вышли стихов почитали, но кто знал, тот понимал - наверх, буль-буль-буль, вниз...(смех в зале) И все было всерьез. Вопросы, Рома, по графику? У тебя, Наташа, пока Рома думает, есть вопросы?
Наташа:
Я поняла: "все живое - это кирпич".
Клейн:
Если этот "кирпич" более приближен к реальности, то это в начале экспонента, которая делает внизу такой вот "завиток" (точки 1-4). Так развивается вирус, так развивается открытка  Шотландии, так развивается лавина, так развивается любая популяция, так... все, что  хочешь - экспонента. Это правильный естественный процесс. Если сжать это все, еще и покруче загнуть вверх, чтоб она стояла вертикально, получится кирпич. Вот такой божественный план. Божественное воплощение проекта.
Участник:
Кирпич.
Клейн:
Он же еще и остроумный!?
Рома Самбул:
Я начинаю проект, я его разогнал, сжал...на  высокой точке, он естественно продолжается дальше, но ты имеешь в виду, что именно на этой точке нужно ловить момент и начинать другие проекты?
Клейн:
Там твой разгон максимален. Да.
Рома Самбул:
Там ветки могут расходиться - раз, два, три, четыре...
Клейн:
Я пример тебе приведу из твоей биографии. Вот ты как-то школу закончил, хорошо, например. Подумал: куда бы мне устроиться? Выбрал иностранную компанию, и пришел туда... кем?
Рома Самбул:
Торговым представителем.
Клейн:
Торговым представителем - а что это? - торговля прямая. Поработал там, вышел на следующую планку - ну, мог бы окопаться там, где "торговым представителем" - и тоже все нормально. Следующая планка - это начальник куста. Еще поработал, стал начальником еще большего куста. В принципе уже можно остановиться и бабочки уже там выстраивать, ты пошел дальше. И куда ты пришел? В центр, где организуют учебу - в общем-то, и бабок-то не украдешь, а масштаб другой - более высокий. Потом ты развиваешься дальше, и что ты делаешь? Ты говоришь: "А пошла она нахрен, эта компания".
Киньмыло:
Всех денег не украдешь.
Клейн:
Это вот так: - бух! - ты разогнался по траектории - пробежал вот такие уровни - вместе это вот такой "мега-уровень". Ты мог бы остаться, застолбиться  на любом из них, даже на самом верхнем, и спокойно работать там. Но  у тебя была внутренняя альтернатива такая: или период стабильности-застоя - или развиваться дальше. И ты выбрал развиваться, и поэтому сказал: "ну ее нахер, эту компанию". И поэтому у тебя было две машины, и шляпа, и сапоги со шпорами.
Рома Самбул:
Да, было.
Клейн:
А сейчас ты простой человек. Но, как ты видишь, что туда правильно, и нужно вот так, вот так, вот так. И ты в начале, в каком-то смысле, следующего цикла,  точно так же как тогда был, но на другом уровне. Вот это и есть: тык, тык, тык, все вместе складывается вот так, и тут вот сюда. Поработал бы лет десять в этой табачной компании, заработал бы денег, нам бы дал - преподавателям.
Рома Самбул:
У меня были такие планы.
Клейн:
Ну, а чего ты отказался?.. Ты не захотел идти в рабство, чтобы...
Рома Самбул:
Я боялся опоздать на поезд. У меня была такая мысль, чтобы остаться и...
Клейн:
Нет, это неправильная мысль, она по многим параметрам неправильная, она совершенно нереалистичная, детская.
Рома Самбул:
Почему?  Я имею в виду "остаться в компании"... Остаться в компании и делать поиск.
Клейн:
Это нереалистичная мысль. Вот скажи, пожалуйста, за последний год, твоя  взрослость, твое видение процессов, твоя монолитность внутренняя - возросли или уменьшились?
Рома Самбул:
Возросли, конечно.
Клейн:
То есть ты стал более взрослым - стал лучше видеть, как устроены процессы, стал более реалистичным. Но то, что осталось это представление умозрительное, из того уровня, так как оно здесь не проверялось, и здесь оно в принципе не может быть проверено, я просто, пользуясь другими какими-то отсеками опыта, говорю, что это нереалистично, так не бывает...
Участница:
Ты вырастаешь из какого-то рода деятельности, и ты его бросаешь. У меня несколько раз такое было - и я перехожу, выбираю развитие. Я понимаю, что я не могу с этим сайтом сидеть вечно, и я его оставляю. Но остается ощущение недоделанности, незавершенности. Охота это перевести на какой-то уровень, когда это будет работать, развиваться само по себе, и не загнется. Потому что что-то уже было сделано и охота, чтоб оно жило.
Клейн:
Конечно!
Участница:
И когда уходишь, оно начинает чахнуть.
Клейн:
Ну, из чего-то нужно уходить, несмотря на то, что оно начнет чахнуть без тебя, а  что-то нужно делать так, чтобы оно продолжало как-то  существовать, продолжало как-то работать, в этом проявляется твое мастерство. И проверить каждый случай можно достаточно точно по мотивациям: если ты уходишь "ой, надоело" или что-то подобное - то это неправильно. Это значит, ты недоработала, не проявила должного терпения, не вкачала нужного количества энергии - это неправильно. И там, как раз, ты должна стать  взрослой и понять - "если ты не будешь долбить, то и результатов не будет".
Участница:
Само желание довести проект до какой-то точки, где он будет жить сам по себе - что с этим делать? Это как-то развивать и поощрять или это какая-то ненужная привязка?
Клейн:
Если ты, к примеру, не доделываешь в силу своей несобранности, то, безусловно, такого не должно быть - дела и проекты должны доделываться. Если ты говоришь о том, что для того, чтобы проекты приносили какой-то результат, желательно доводить их до такой точки, чтоб они тарахтели - да желательно. Если проект должен быть закрыт - его нужно закрывать, без эмоций. Но, как правило, с проектом так - нужно упереться и делать его, делать, делать, делать, делать, делать, делать... Несмотря ни на что.

 

 

Выражаю благодарность Виктору Коновалу (Кришне), взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой лекции в печатный текст.

Клейн.
17 июня 2006 г.

на главную страницу


НАШИ ДРУЗЬЯ

Юридическая Фирма «Ай Пи Про» (IPPRO), Защита интеллектуальной собственности
Интернет Магазин Настоящей Еды «И-МНЕ», Экологически чистая Еда
«Тикток+Лунатик в России и СНГ», Официальный дистрибьютор чикагской дизайнерской студии MINIMAL. Премиум-аксессуары для продукции Apple
Гео-чаты Hypple
МахаПак, Креативная рекламная упаковка
Рекламное агентство «Навигатор», Креативные сувениры и елочные шары с логотипом
КСАН, Агентство интерактивного маркетинга
Prezentation.ru Мультимедийные презентации, маркетинг
«Моносота», Дома Будущего
«Сибирские узоры» Игоря Шухова
Китайский Проводник

 

Наши почтовые рассылки
В помощь Дзенствующему

 

 

 

Copyright © 1999-2014 ZenRu