"Пондичерри-бич"

 

ПРИВЕТ ИЗ  ИНДИИ!
Клейн, Таня, мастер дзен Ольсон и Riaz на противоположном от Pondycherri-beach побережьи . Бомбей.

Проект строительства гестхауза "Pondcherry-beach"
на побережье Индийского океана (Ауровиль)

Второе впечатление об Индии

Это вот очень хорошее, удивительное состояние непланирования, которое позволяет двигаться гибко, текуче, и что удивительно - быстро.

Четырехдневное великое путешествие - "Great travel" - от одного побережья до другого - проходило именно в этой манере: приехав в какое-то место, ничего не планировали, не знали в каком месте очутимся дальше, - и тем не менее, за 4 дня мы преодолели по крайней мере 2000 км.
 
Красными стрелочками прочерчен маршрут нашего 2000-километрового Грейт Тревела. :))

Попав туда, куда нужно, в каждой точке нашего незапланированного маршрута мы встречали всякие удивительные места, например, сикхский храм. Удивительный храм, напоминающий мечеть, на ступеньках которого резвятся чистенькие дети, лет 10-11, школьники. Видимо, после школы. На рикшах их очень много приехало, у всех - голубые чалмы, с таким кукишем на голове, такие вот сикхские дети. Взрослые носят уже настоящие чалмы. В мечети нужно было снять обувь, подняться по ступенечкам внутрь. Да, туда, пожалуйста, - пускают. Но стоит такая коробочка - там платочки, женщины должны нацепить платочки, а мужчина должен сделать что-то типа чалмы, или, как это получилось у меня, - что-то типа корсарской, пиратской повязки.

Атмосфера очень простая, доброжелательная, и ни в коем случае не гнетущая. Походили. Смотреть особо нечего. На полу ковры, в дальней части, на центральной оси помещения - алтарик в виде такого паланкина над возвышением, покрытым какой-то тряпочкой блестящей, какие-то металлические не то подсвечники, не то символы, и окна. Высокое помещение и все. И детишки. Мы уже собирались уходить, когда к нам подошел сикх. И сказал: "здрасьте". И если вам хочется, я могу вам показать и рассказать, правда, у нас с Вами не так уж много времени. Сеньк ю, сеньк ю - сказали мы и пошли. За время, видимо, 10-ти минутной экскурсии он успел изложить нам основные принципы учения, объяснил, что обозначают символы, стоящие на полу, - металлические, напоминающие канделябры, - рассказал чтО делается с этого помоста, показал книгу.

Тут надо сказать, что сикхская религия, которая появилась лет 400-500 назад, стоит на пересечении индуизма и мусульманства. И единобожие и всякие цветочки-гирлянды, украшающие алтарь, все эти элементы, действительно, смешались и создали удивительно жизнеспособную расу, или прослойку, в индийском обществе, которая отличается гордостью, воинственностью и силой энергии. Каждый сикх имеет 5 отличий от других людей: во-первых он никогда не бреет бороду, во-вторых он носит на голове чалму с узелком, в-третьих он носит на правой руке серебряный браслет, не снимаемый никогда, в-четвертых, у него под рубашкой, - то есть идет обычный сикх, где-то даже толстопузенький, но под рубашкой у него - кинжал, и какое-то еще пятое отличие.

Ну, какое-то еще пятое отличие. И вот этот принцип единобожия сконцентрирован в священной книге, которая, как раз, лежит на этом алтарике-помостике в храме, укрытая парчовым покрывалом. Сикх сел на корточки, на коленки, перед этой книгой, сложил руки, что-то сказал и потом на одну треть, не больше, завернул парчовое покрывало, приоткрыв книгу. Книга не старинная, с арабскими, на вид, письменами, рядом лежат еще две книжки, уже формата гораздо меньшего, карманного, с тем же самым текстом, как объяснил сикх, и эти книжки рабочие, их открывают, с них считывают тексты. Большая книга лежит символически и, видимо, если с нее что-то читают, то только по большим праздникам.

То, что книга не старинная, тут, видимо, такая же штука как и в китайской традиции, а именно - если какой-то памятник рушится, его не реставрируют. Это европейцы реставрируют, китайцы его сносят совсем и строят точно такой же - один к одному, но новый. Этих домиков Конфуция - а сегодня в Китае известны прямые потомки Конфуция, все их знают, и это несмотря на то, что Конфуций жил 2,5 тысячи лет тому назад, и всякая наша история, Петр или Иван Грозный - это для китайцев история последнего времени и ранняя молодость, а вот 2,5 тысячи лет назад! - Вот там жил Конфуций и все про него известно.
 
Так вот, о домиках Конфуция - тот, в котором жил Конфуций, он и сейчас стоит в каком-то месте в Китае, но это уже 10-й или 20-й домик, воспроизведенный с большой точностью с того самого первого домика, в котором на самом деле жил Конфуций. Видимо сикхи также относятся в своим священным книгам, к своим предметам материально-исторической культуры, потому что книга была очень новая на вид. Конфуций (Кун-цзы)

В этой книге, по религии сикхов, сконцентрирован бог, книга - это символ бога. Здесь даже слово "символ" не совсем точно, потому что книга и есть воплощение бога, книга есть воплощение слова божьего и воплощение бога, и сикхи относятся к книге, как к богу. Показав нам книгу, сикх встал со своих корточек и отвел нас к двери в дальнем конце храма, открыл ее ключом, прошептав молитву, и пригласил нас войти. Пахнуло холодом, в комнате стоял кондиционер, и охлаждал своими действиями небольшое помещение, в котором стояла кровать. Кровать является непременным атрибутом любого сикхского храма. А кровать - ножки резные, деревянные, метр или чуть более высоты - на кровати лежал толстый матрас, над кроватью был балдахин, толстый матрас укрывало толстое покрывало. Так вот, - в этой кровати ночью спит книжка. Каждый вечер сикхи приносят ее туда и с молитвами укладывают спать. Книжка отдыхает, спит, - бог спит. Здесь спит бог. Да, здесь спит бог. А утром выносят опять в храм.

Индия изменилась за эти два года, может быть, даже - сильно изменилась. Первое изменение я почувствовал еще в аэропорту в Дели, когда мы прилетели. Мужик индиец, отнесший нашу сумку к такси, а там есть такая система - ты заказываешь такси в киоске внутри аэропорта, тебе выдают квитанцию, талончик и сопровождающий мужик индиец показывает тебе дорогу к такси и заодно волочет какую-нибудь сумку. Так вот. Усадив нас в такси, он лицом сделал вид, что неплохо было бы ему дать денег. Я помню свой прошлый приезд, что на эти цели нужно тратить 5-10 рупий, и что это очень хорошо. Порывшись в свежеобменянных индийских деньгах, я не нашел там меньше 50 рупий и - а тут нужно учесть, что мужику я никаких денег не обещал, - я спросил сначала водителя такси, а потом этого мужика, не смогли бы они мне разменять эти 50 рупий. Водитель сказал, что нет. Мужик индиец тоже сказал, что денег у него нет. И, видимо, поняв, зачем я хочу совершить этот ченч, сказал мне, - я думаю, что два года назад, я уверен, что два года назад это было бы невозможно, - он мне сказал: "Это деньги небольшие - отдай мне их все". Это понятно, что для европейца 50 рупий - деньги небольшие, 40 рупий - доллар сейчас. Но чтобы индеец так сказал?.. Нет, сказать - ладно, но чтобы он так подумал?.. - это Индия должна измениться. И это первое впечатление, это новое впечатление, которое меня встретило на родной индийской земле.

Мы прилетели в Дели в 4 часа утра и, узнав у служащих аэропорта, что ближайший самолет на Мадрас отправляется в 6.40 сделали свой выбор: из международного аэропорта Индиры Ганди в Дели мы перебрались в Доместик аэропорт им. Индиры Ганди и вылетели в аэропорт Чинай города Мадраса. Через неделю я узнал, что никакого такого аэропорта в городе Мадрасе нет, а Чинай - это название Мадраса по-индийски. Европейцы говорят - Мадрас, индийцы - Чинай, кстати, европейцы говорят - Бомбей, а индийцы говорят - Мумбай. И не только говорят, но и пишут во всех объявлениях в аэропортах, на всех экранах можно встретить Чинай, Мумбай, и никогда не догадаешься, что это Мадрас или Бомбей, если заранее не знаешь.
 
Самолет, летящий на Мадрас, был полностью заполнен индийцами, и, если учесть, что самый дешевый билет в эконом-классе стоит 235 долларов, то это было мое второе удивление и впечатление от Индии, изменившейся за эти два года. У людей, у страны, у народа, где 10 рупий считаются большими деньгами, а 30 долларов - это месячная зарплата продавца в магазине, по крайней мере, в городе Путтапарти, а тот же таксист, драйвер, зарабатывает сегодня в Дели порядка 70 долларов, - у такого народа забитость самолетов по такой цене - это показатель бурного роста. Так вот, - под завязку забитый Боинг типа нашего Ил-86 с людьми, достаточно скромно одетыми, но имеющими возможность купить себе билет за 235 долларов, хотя я думаю, что, по крайней мере, половина из них были служащими фирм, командированными и тому подобное, - это было второе впечатление в то утро. Причем, многие настолько выпендривались, в этом самолете, что не только блестели золотыми часами и дорогими ручками, но открывали ноутбуки и делали вид, что работают. В салоне самолета, как и в наших самолетах, ходили стюардессы, правда, в сари, разносили еду, точно также упакованную во всякие пакетики, завернутую во всякие целлофанчики, правда, целлофанчики на вид были грязноватые, ложки были не пластмассовые, а металлические, не очень блестящие, завернутые в целлофанчик, то есть качество было пониже, чем то, к которому мы привыкли в родном Аэрофлоте, или если кто летал на других авиакомпаниях. Но все было понятно - страна опирается на собственные силы: каждый кусочек масла, каждый пакетик перца, каждый сок - это все было произведено в Индии, до последней зубочистки.
 
Прилетели в Мадрас и тут же выскочили на улицу. Тут же подскочил индиец - "Такси?" - Да, такси, в какой-нибудь отель в центре Мадраса. Хау мач? - Что-то он такое сказал - такое около 300 рупий. Потом до нас дошло, что можно из Мадраса в Пондичери ехать не на автобусе, а на такси. Мы спросили сколько это стоит, на что он нам ответил - 2200 рупий 160 км от Мадраса до Пондичери. То есть - 50 долларов, может быть, - 55. Так как за такое же расстояние Краснодар - Геленджик 2 месяца назад мы платили 100 долларов, эта цена нам показалась приемлемой. И мы с середины пути из аэропорта в Мадрас развернулись, решив ехать прямехонько в Пондичери, а не останавливаться в Мадрасе на сутки с тем, чтобы осматривать этот большой индийский город.

Мы ехали 4 часа со средней скоростью порядка 40 км в час - а это обычная скорость на индийских дорогах - и в 12 часов мы уже, разместившись в Гестхаузе Муту, в том же самом номере под пальмовой крышей, где мы останавливались 2 года назад, побросав вещи, поулыбавшись с хозяином - и мы его узнали и он узнал нас, - все пальмы на месте, вентилятор вместо напольного стал подвесным на потолке, вот вид из окна изменился, появилось новое строение ауровильцев на берегу - вот, в 12 часов мы уже сидели в ресторане у Риаза. Вроде, как он поправился за эти два года - это свидетельствует о хорошей жизни, через 5 секунд я уже к этому привык и забыл, видимо, у него было такое же впечатление обо мне.
 
Удивительное состояние, когда много пробежав и много сделав, сидишь на другом конце света, а еще сутки назад ты сидел совсем в другом городе, в другой стране, в другом времени, в другом всем.
Очень верна пословица "Опыт не пропьешь". Не было никаких страданий от жары, никаких страданий от ранок и от болячек, никаких проблем с кожей, не было поноса - если быть точным, почти не было - не было никаких проблем. Как оказалось, один раз адаптировавшись...

А. Клейн.

Пондичерри,
29 августа 1998 года.
 
 

гестхауз "Пондичерри-бич" находится в центре земель Ауровиля, в 100 метрах от кромки Индийского океана, в 2-х км от г. Пондичерри и в 3-х часах езды на такси (цена 30-40 долларов) от г. Мадрас. Ауровиль

на главную страницу

 

MAFIA's Top100