"Пондичерри-бич" |
Клейн, Таня, мастер дзен Ольсон и Riaz на противоположном от Pondycherri-beach побережьи . Бомбей. |
Проект
строительства гестхауза "Pondcherry-beach"
на побережье Индийского океана (Ауровиль)
Второе впечатление об Индии
Это вот очень хорошее, удивительное состояние непланирования, которое позволяет двигаться гибко, текуче, и что удивительно - быстро.
Попав туда, куда нужно, в каждой точке нашего незапланированного маршрута мы встречали всякие удивительные места, например, сикхский храм. Удивительный храм, напоминающий мечеть, на ступеньках которого резвятся чистенькие дети, лет 10-11, школьники. Видимо, после школы. На рикшах их очень много приехало, у всех - голубые чалмы, с таким кукишем на голове, такие вот сикхские дети. Взрослые носят уже настоящие чалмы. В мечети нужно было снять обувь, подняться по ступенечкам внутрь. Да, туда, пожалуйста, - пускают. Но стоит такая коробочка - там платочки, женщины должны нацепить платочки, а мужчина должен сделать что-то типа чалмы, или, как это получилось у меня, - что-то типа корсарской, пиратской повязки.
Атмосфера очень простая, доброжелательная, и ни в коем случае не гнетущая. Походили. Смотреть особо нечего. На полу ковры, в дальней части, на центральной оси помещения - алтарик в виде такого паланкина над возвышением, покрытым какой-то тряпочкой блестящей, какие-то металлические не то подсвечники, не то символы, и окна. Высокое помещение и все. И детишки. Мы уже собирались уходить, когда к нам подошел сикх. И сказал: "здрасьте". И если вам хочется, я могу вам показать и рассказать, правда, у нас с Вами не так уж много времени. Сеньк ю, сеньк ю - сказали мы и пошли. За время, видимо, 10-ти минутной экскурсии он успел изложить нам основные принципы учения, объяснил, что обозначают символы, стоящие на полу, - металлические, напоминающие канделябры, - рассказал чтО делается с этого помоста, показал книгу.
Тут надо сказать, что сикхская религия, которая появилась лет 400-500 назад, стоит на пересечении индуизма и мусульманства. И единобожие и всякие цветочки-гирлянды, украшающие алтарь, все эти элементы, действительно, смешались и создали удивительно жизнеспособную расу, или прослойку, в индийском обществе, которая отличается гордостью, воинственностью и силой энергии. Каждый сикх имеет 5 отличий от других людей: во-первых он никогда не бреет бороду, во-вторых он носит на голове чалму с узелком, в-третьих он носит на правой руке серебряный браслет, не снимаемый никогда, в-четвертых, у него под рубашкой, - то есть идет обычный сикх, где-то даже толстопузенький, но под рубашкой у него - кинжал, и какое-то еще пятое отличие.
Ну, какое-то еще пятое отличие. И вот этот принцип единобожия сконцентрирован в священной книге, которая, как раз, лежит на этом алтарике-помостике в храме, укрытая парчовым покрывалом. Сикх сел на корточки, на коленки, перед этой книгой, сложил руки, что-то сказал и потом на одну треть, не больше, завернул парчовое покрывало, приоткрыв книгу. Книга не старинная, с арабскими, на вид, письменами, рядом лежат еще две книжки, уже формата гораздо меньшего, карманного, с тем же самым текстом, как объяснил сикх, и эти книжки рабочие, их открывают, с них считывают тексты. Большая книга лежит символически и, видимо, если с нее что-то читают, то только по большим праздникам.
Так вот, о домиках Конфуция - тот, в котором жил Конфуций, он и сейчас стоит в каком-то месте в Китае, но это уже 10-й или 20-й домик, воспроизведенный с большой точностью с того самого первого домика, в котором на самом деле жил Конфуций. Видимо сикхи также относятся в своим священным книгам, к своим предметам материально-исторической культуры, потому что книга была очень новая на вид. |
В этой книге, по религии сикхов, сконцентрирован бог, книга - это символ бога. Здесь даже слово "символ" не совсем точно, потому что книга и есть воплощение бога, книга есть воплощение слова божьего и воплощение бога, и сикхи относятся к книге, как к богу. Показав нам книгу, сикх встал со своих корточек и отвел нас к двери в дальнем конце храма, открыл ее ключом, прошептав молитву, и пригласил нас войти. Пахнуло холодом, в комнате стоял кондиционер, и охлаждал своими действиями небольшое помещение, в котором стояла кровать. Кровать является непременным атрибутом любого сикхского храма. А кровать - ножки резные, деревянные, метр или чуть более высоты - на кровати лежал толстый матрас, над кроватью был балдахин, толстый матрас укрывало толстое покрывало. Так вот, - в этой кровати ночью спит книжка. Каждый вечер сикхи приносят ее туда и с молитвами укладывают спать. Книжка отдыхает, спит, - бог спит. Здесь спит бог. Да, здесь спит бог. А утром выносят опять в храм.
Индия изменилась за эти два года, может быть, даже - сильно изменилась. Первое изменение я почувствовал еще в аэропорту в Дели, когда мы прилетели. Мужик индиец, отнесший нашу сумку к такси, а там есть такая система - ты заказываешь такси в киоске внутри аэропорта, тебе выдают квитанцию, талончик и сопровождающий мужик индиец показывает тебе дорогу к такси и заодно волочет какую-нибудь сумку. Так вот. Усадив нас в такси, он лицом сделал вид, что неплохо было бы ему дать денег. Я помню свой прошлый приезд, что на эти цели нужно тратить 5-10 рупий, и что это очень хорошо. Порывшись в свежеобменянных индийских деньгах, я не нашел там меньше 50 рупий и - а тут нужно учесть, что мужику я никаких денег не обещал, - я спросил сначала водителя такси, а потом этого мужика, не смогли бы они мне разменять эти 50 рупий. Водитель сказал, что нет. Мужик индиец тоже сказал, что денег у него нет. И, видимо, поняв, зачем я хочу совершить этот ченч, сказал мне, - я думаю, что два года назад, я уверен, что два года назад это было бы невозможно, - он мне сказал: "Это деньги небольшие - отдай мне их все". Это понятно, что для европейца 50 рупий - деньги небольшие, 40 рупий - доллар сейчас. Но чтобы индеец так сказал?.. Нет, сказать - ладно, но чтобы он так подумал?.. - это Индия должна измениться. И это первое впечатление, это новое впечатление, которое меня встретило на родной индийской земле.