обсудить работу в форуме "Конкурс-марафон "Белая Чайка"

 

Максим Кузнецов
Путь к Счастью. Свобода

-1-

Полезная штука - " толстые " журналы. Всегда почерпнешь там что-нибудь важное,
даже если не читать, а просто просмотреть. И фразы то, порой, такие очевидные и
известные, но в нужном месте и в нужное время происходит озарение и фраза
приобретает глубину и смысл.

Вот например :"Человек должен победить в себе Зверя".

И все сразу становится таким очевидным. Люди - ведь это просто животные и
заняты они тем же, чем и животные. Посмотрите вокруг - все это по своей сути
животная жизнь, в силу некоего коэффициента разумности имеющая несколько другое
воплощение, чем обычно.
Так чем же человек отличается от животных, предположим, спросите вы. А именно
вот этим. Он способен преодолеть в себе зверя в отличие от остальных животных, и
это сродни второму рождению. Но может и не преодолеть. Ведь животное состояние
это так увлекательно. Столько запахов, столько оттенков и ощущений, такое сочное
восприятие мира. Разве можно от этого отказаться. Конечно, все это иногда
оборачивается обратной, болезненной стороной, ну так ведь это нормально - все так
живут.
Вспоминаю разговор со знакомой девушкой о Великом Посте. Помню, был
прекрасный весенний денек, как-то необычайно тепло. Все располагало к Любви. "Вот
как же",-сказала она,- " смотри все вокруг оттаивает, трахается и чирикает, и жучки и
паучки, и птички и зверюшки, а у людей Великий Пост. Не по-людски мол, это как-то.
( Сосредоточьтесь на слове "не по-людски", насколько оно здесь характерно).
Я сказал ей тогда:" Так ведь человек не животное, этим он и отличается от
животных, отличается его жизнь. Или, впрочем, не отличается. Граница здесь
очевидна".

Уместно ли в этом контексте выражение " по-людски", "по-человечески" ? Да,
конечно, если подразумевать под человеком просто вид животных. Если же иметь
ввиду некое духовное начало, то совсем нет.

Все просто, не правда ли? Нужно только уметь и хотеть сосредоточиться.

Кстати, вторая фраза вычитанная мною в том же журнале звучит так : " Атеизм - это
неумение сосредоточиться". И нежелание, добавлю я от себя.


Сущность пути к счастью..

Есть проблемы, касающиеся всех людей абсолютно. Суть их в том, чтобы обрести
счастье. Это самое главное.

Все счастье, которое находится в человеке может исчезнуть или превратиться в
несчастье неожиданно, по обстоятельствам, которые от него не зависят и которые он
не может даже контролировать.

Счастье, которое может превратиться в несчастье, как минимум, не абсолютно,
следовательно счастьем не является.

Если абсолютное счастье существует (в том случае продолжать рассуждения не
имеет смысла), то находится оно внутри человека и зависит только от него самого.

В самом деле, если вы находитесь в каком-то определенном месте, а Ваше счастье
где-то в другом, то Вы также уязвимы, как Кощей.

-2-

Итак, если главная человеческая проблема зависит от него самого, то это означает,
что сам он не зависит ни от обстоятельств, ни от окружающего мира.*

То есть получается, что свобода (независимость) непременное условие
счастья.**

Посмотрим теперь, какая бывает зависимость.

Условно разделим зависимость на внутреннюю и внешнюю ( на самом деле
существует только внутренняя зависимость. Внешняя - только ее отражение в
окружающем мире).

Зависимость внешнюю обнаружить легче. Это состояние сродни рабу на галере или
слишком маленькой обуви. Хочется переобуться во что-нибудь попросторнее (или не
хочется, если ботинки уж очень красивые дорогие. модные).

Освобождение происходит двумя путями: Эволюционным и Революционным.

Эволюционный - дает собственно движение.
Революционный - освещает проблему с неожиданной стороны и этим способствует
прогрессу.

Когда эволюция теряет движение, происходит революция.

Человек имеет, как минимум, три составляющие, заметные невооруженным
взглядом,: физическое тело, ум, и, самое главное, то, что собственно и делает его
человеком - ДУХ.

Физическое тело и ум - отвечают за безопасность человека (выживание на
физическом, животном уровне).

ДУХ - заботится о его выживании именно как Человека, вплоть до его физической
гибели.

ДУХ почти всегда ставит под угрозу комфорт, безопасность, жизнь человека.
Однако, следует прислушиваться именно к его голосу. Только так жизнь не превратится
в существование и не потеряет смысл.

Зависимость существует от всех трех составляющих.

От первых двух - физическая и психологическая зависимость, которая выражается в
удовольствии и неудовольствии.
Зависимость от ДУХА проявлена в СОВЕСТИ и выражается в радости или огорчении.

Вообще, наличие удовольствия или неудовольствия у человека - первейший признак
его зависимости.

Итак, найдя для себя опору в ДУХЕ и оставив в себе единственную зависимость - от
СОВЕСТИ, человек становится по-настоящему свободным.

Для человека, ощутившего внутреннюю свободу, любая внешняя зависимость
теряет свое значение так же, как и насилие над ним. Ибо ДУХ подвергнуть насилию
может только сам себя, а это сродни самоубийству.

-3-

Учитывая вышеизложенное, становится возможным ответить на один из
"проклятых " вопросов философии:" Что первично, бытие или сознание?"

Если людей, для которых приоритетом является их комфорт, безопасность (т.е.
выживание на физическом уровне) можно определить как людей "материальных", а
тех, для которых важнее выжить именно как ЧЕЛОВЕКУ - людьми "духовными", тогда
ответ на вопрос будет звучать так:
Для "материальных людей" первично бытие, а для "духовных" - сознание. Вот и нет
никакого противоречия.

Противоречие это, однако, существует для тех людей, которые принадлежат к
категории "неопределившихся". И если для "материальных" людей никакого вопроса не
существует вообще, для "духовных" он уже разрешен, то "третьи" еще не определили
свой приоритет. Вот у них-то голова и болит, а вопрос этот для них является поистине
проклятым.

Модификацией предыдущего вопроса является следующий вопрос: " Что первично,
форма или содержание?"
В данном случае речь идет о человеке. Что появляется вначале: Форма (человек),
наполняясь потом содержанием, или вначале есть некая идея, а человек является ее
воплощением и создан для ее реализации?

Можно ли говорить о совершенной форме вообще, не имеющей никакой идеи в
своей основе?

Или совершенство формы - есть идея выраженная наилучшим образом?

И вообще, чем совершеннее идея, тем совершеннее форма, которая ее выражает. А
самая совершенная форма - это, видимо ее отсутствие.

Абсолютная идея не имеет формы, ничем не ограничена и существует сама по себе.


Свобода человека, чувство собственного достоинства и т.п. явления клеймятся, и с
ними борются, называя их "гордыней". Но это есть осознание в себе вечных истин,
своей божественной природы. Та твердость и неуступчивость в отстаивании в себе этих
бесценных истин невозможна при защите собственных интересов и ошибочно
принимается за гордыню теми, кто в себе этого не нашел.
Можно сказать, что в данном случае отстаивается божественная природа человека.
Человек защищает бога в себе.

Имея ввиду, что в человеке есть как физическое, так и духовное начало, все
вышеописанное можно назвать "духовным эгоизмом". Охраняя же в себе свободу
животного, свободу быть животным, человек проявляет "животный" эгоизм, который
отделяет его от Бога, от своего божественного начала и в конце концов от самого себя,
от людей*** и который, собственно, и есть эгоизм.

Вообще, различая эти две сущности человека. духовную и животную, легко
разрешаются многие противоречия. Например:
"Свобода - это рабство".
Духовная свобода - есть рабство для животного в человеке. И наоборот, Духовное
рабство - есть животная свобода, смягчаемая, впрочем, в обществе моральными
рамками.

-4-

Есть люди ближние, а есть близкие (сначала, видимо, все люди ближние). Первые
близки физической близостью, расстоянием, родством, общностью интересов,
привычками, привязанностями. Вторые же - близки по духу. И здесь расстояние между
ними, как и другие внешние условия никакой роли не играют.

"Семья - это не всегда близкие люди, но близкие люди - это всегда семья".

Иллюзии - ложь. Реальность - истина.

"Ложь - это принятие качеств объекта за его суть".

И хотя в этическую проблему ложь перерастает лишь в случае преднамеренности,
так же, как и ложь неосознанная - обе они есть следствие невежества и в конечном
итоге неумения сосредоточиться.

Здесь уместно вспомнить слова Давида Самойлова из его "Памятных записок":
" Кажущийся необычайно простым, этот вопрос (о несоответствии названия и
содержания) является глубокой и важной проблемой. В сущности, качество ума
обнаруживается в умении преодолевать несоответствие между названием и
содержанием, и раз и навсегда определить, что не в названии дело и выработать нечто
вроде здорового скептицизма по отношению к названиям. Мы так часто путаем
название с сутью, что боремся не против сути, а против названия. Или ожесточенно
защищаем название, а не суть.

Лживый человек не видит реальности (в той мере, в которой лжет) то, что вокруг
него - ложь. Это его относительная, ложная реальность.
Перестав лгать, человек начинает видеть в свете истины прежде всего себя, ложь в
себе. Изменяя себя к лучшему, избавляясь от лжи, он начинает видеть реальный мир,
проявление настоящей реальности и вокруг.

Ужасна только ложная реальность, настоящая же реальность - истина - прекрасна.

Спастись от неприятностей лживой реальности, прибегая к иллюзиям нельзя, ведь
это та же лживая (или ложная) реальность.
В этом случае человек попадает в замкнутый круг, Ложь влечет за собой иллюзии,
иллюзии провоцируют ложь - это бесконечная цепь, которая ведет человека
сужающимся коридором в тупик.

Можно быть открытым для людей, и в то же время закрыться. Нет не от лживых
людей, а от лжи в людях.
Это как фильтр. Если человек не желает расставаться с ложью, он, следовательно,
и не может ко мне "пробиться". Непреодолимая преграда вырастает только для лжи, но
не желая с ней расставаться, человек делает преграду реальной и для себя.

Корректность познания. Идеал.

Истинное знание - мед, ложь - деготь.

Есть некая бочка меда, в которую добавлена ложка меда, с Другой стороны, есть
наперсток чистого меда, Что предпочесть?

Выбирая бочку меда, соблазнившись его количеством, человек, в конечном итоге,
выбирает ложку дегтя. Соглашается с существованием лжи.

-5-

Вообще, дело не в соотношении ингредиентов,а в принципиальном отказе от лжи.

В этом заключена главная свобода человека. Свобода отказать несовершенству
существовать в самом себе, Свобода поселить в себе свой идеал. Свобода быть
счастливым.
Идеал - это не абстракция. Идеал - конкретен. Он есть в каждой конкретной
ситуации.

Совершайте поступки согласно ВАШИМ представлениям об идеале и вы
приблизитесь к нему. Станете ближе к самому себе.

Природа несовершенства и его преодоление.
( К.Г.Юнг "Настоящее и Будущее ". Понятие Тени).

Характерной чертой этого мира является его двойственность. Наличие Света и
Тени.

Из этого следуют два взгляда на природу несовершенства:

1. Несовершенство - негативный элемент пары "Свет - тень".
Следовательно, во-первых, совершенство уже есть. И, во-вторых, что для его
окончательного обретения необходимо удалить лишнее. Путь хирургический.

2. Несовершенство заключено в самой двойственности.
Части пары рассматриваются как взаимосвязанное целое.

Природа несовершенства лишь проявляется в Тени, но происхождение ее в
несовершенстве Света. Совершенный же Свет Тени не имеет.
То есть негативные явления не есть несовершенство, они следствия
несовершенства.
Этот взгляд на природу несовершенства предполагает путь в большей мере
терапевтический. Здесь развитие эволюционное от несовершенства к совершенству.

Время.

Когда у человека нет цели в жизни, он не знает зачем живет, то его задача
заполнить свое время какой-либо деятельностью.
Если цель есть (появляется), то человек посвящает свое время ее достижению.
Цели вырастают либо из интереса к чему-то, либо из необходимости.

Чем более всеобъемлющая цель у человека, тем меньше у него "пустого" времени.
Чем более она важна, тем меньше желания тратить свое время на что-то еще.

Когда же целью жизни является жизнь (наоборот, чем существование) то пустого
времени, которое необходимо чем-то занять, не остается совсем.

Для человека, который существует, время (Т) течет мимо него, не производя в нем
самом изменений. Он не растет, его внутренние часы ( t ) стоят.

Время, как река. Стоять в этой реке не только трудно, но и болезненно, Ведь она
течет прямо через Вас (t=0).



-6-

Двигаться вместе с этой рекой не дают человеку его собственные проблемы. Это его
якоря, которые и создают болезненные ощущения.

Решая проблемы удовлетворительно**** (не создавая новых проблем на месте
старых), человек понемногу отвязывается от держащих его цепей и чувствует
облегчение и возросшую степень свободы. Он растет.

Для человека, двигающегося вместе с рекой, время перестает быть агрессивным
фактором. Он относится ко времени лояльно. Это друг, который помогает решать
проблемы (t?Т).

- Вообще, время требует к себе лояльного отношения. Ни к чему его перегонять или
наоборот, пытаться тянуть, задерживать события. Все происходит в свое время, а от
человека требуется лишь найти свое место в этом потоке и пытаться соответствовать
ему.

- " Каким образом нам становится известно, что ум вошел в состояние
сосредоточения? Исчезает чувство времени. Чем больше времени проходит не
замеченным нами, тем глубже сосредоточенность. Мы ведь знаем, как незаметно
пролетает время, когда мы зачитываемся хорошей книгой, мы только удивляемся
потом. В Самадхи течение времени замирает в настоящем".
( Свами Вивекананда " Афоризмы Патанджали")


*) - Если фактическая зависимость есть, то во-первых, это говорит о расплывчато
сформированных жизненных целях, во-вторых, отсюда следует реальная задача -
освободиться от зависимости.
Пример формулирования жизненных целей: Одна девушка стремится выйти замуж,
другая ищет мужа с набором определенных качеств, третья хочет иметь счастливую
семью. За внешним сходством скрываются разные цели, которые и определяют
средства их достижения.
Можно сказать так- Точно сформулированная цель не оправдывает средства - она
их определяет.

**) - Независимость заключается в отношениях с окружающим миром и собой,
строящихся на основе добровольного выбора, не искаженного иллюзиями и
соблазнами.

***) - "Противоположностью одиночеству является не совместная жизнь, а душевная
близость". (Р.Бах)

****) - Всегда есть проблемы, которые вы можете разрешить, в отличие от тех, которые
не под силу вам объективно.

 

 

 

на главную страницу ZenRu

 

 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Copyright © 1999-2001 ZenRu