обсудить работу в форуме "Конкурс-марафон "Белая Чайка"

 

Ярослав Астахов
ВСТРЕЧА В АРЕОПАГЕ

"И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набож-ны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: неве-домому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам."
Деяния Св. Апостолов, 17: 22-23.
"Неко-то-рые же мужи, приставши к нему, уверовали; меж ними был Дионисий Ареопагит."
Деяния, 17: 34.


Едва ли он ожидал успеха. Не убедив своих - какую имел надежду владеть серд-цами иноплеменников? Но помнил, что говорил Учитель об исповедании Слова да-же и до края земли. И, преданный ученик Его, отправился в далекий и славный го-род, о коем ведал, что тамошние жители охочи до плодов мудрости.
И на сороковой день пути, под высоким солнцем, достиг вожделенных стен.
Единый язык Империи позволял страннику свободно общаться с гражданами Афин. Однако его не оставляло неприятное впечатление: и все-таки он и эти люди не понимают друг друга. Он слышал вразумительные ответы на свои вопросы... од-нако тем и заканчивалось. Любой собеседник здесь, приветливо улыбнувшись, спе-шил возвратиться к прерванному занятию или продолжал путь.
Такой обычай внутренней собранности повергал странника в изумление и неко-торую растерянность. Не так бы оно все было, окажись он, к примеру, на грязных и кривых улочках Етама или Хеврона. В земле колена Иудина в ответ на всякий во-прос его бы забросали немедленно массой вопросов встречных. А то бы и упрекну-ли в несоблюдении какого-либо из многочисленных предписаний узаконенного обихода. Предоставляя тем самым в изобилии поводы начать проповедь.
А стоило бы начать - немедленно бы образовалась толпа желающих проявить благочестие. Другое дело, как выразилось бы оно в итоге: в крикливом бурном одобрении произнесенного Слова? в исступленном разрывании на себе одежд и по-бивании пророка камнями? Как знать...
Причем и не понявшие ничего в проповеди - а таковых обыкновенно оказывает-ся большинство - приняли бы горячее участие. В том или в другом, безразлично. Сойдет любая возможность, позволяющая отвлечься, хотя бы на какое-то время, от изнурительного полуденного зноя... Но в этом городе - среди соразмерных стен и прохладных мраморов необыкновенного вида зданий - и самого зноя, казалось, почти не чувствуется.

До вечера пробродил странник по непривычно широким улицам Афин, рассмат-ривая алтари различным богам и статуи, поражающие сочетанием дразнящего со-вершенства форм и внутреннего покоя. Но случая произнести Слово, которое он принес, все не предоставлялось.
И наконец он вступил в знаменитый Ареопаг, храм-площадь. И здесь почувство-вал себя уже совершенно усталым и разбитым.
И, утомившись, присел на камень.
Сей, послуживший к отдохновению путника, был многовековой мрамор, а может быть и многотысячелетний. Сужаясь и возвышаясь к центру, он образовывал род алтаря некоего оставленного давно канона. Его не украшала никакая резьба. В сред-ней части, на расстоянии около трети общей высоты от вершины, выбита была строка знаков.
Местами символы оказались стерты рукою времени. Наполовину, а иные и пол-ностью. И поначалу страннику не удавалось никак разобрать написанное. Состав-ленные из угловатых линий, рунического еще начертания письмена невдруг выдава-ли тайну.
Внезапно он осознал: перед ним даже и не ранний греческий, а этрусский, намно-го более древний, знаковый строй.
Тогда ему открылся смысл надписи.
Она посвящала камень сей Неведомому Богу.

Два эти слова, добытые с немалым трудом, странник, вероятно, произнес вслух.
По крайней мере некий афинянин, сидевший, как и он, на расширяющемся осно-вании алтаря, - вдруг поднял от ладоней свое лицо. И обратил глаза к страннику.

...Недвижную фигуру его пришелец заметил, еще лишь подходя к месту. И поче-му-то подумал тогда, скользнув рассеянно-утом-лен-ным взглядом: нищий старик.
Но перед ним теперь явилось молодое лицо.
Глубокие и ясные глаза выдерживали его взгляд спокойно и твердо.
И странник обратил внимание: плащ этого человека, хотя и не имеющий украше-ний, выкроен из дорогой ткани.

- Желаешь ли, - не медля обратился к нему пришелец, - я буду говорить к тебе об Этом Неведомом, Которого вы, афиняне, не зная, чтите?
При этом он поднялся перед эллином в рост и возвысил голос.
Взгляд афинянина никак не переменился. Он оставался все таким же вниматель-ным и спокойным. И этот взгляд, пожалуй, приглашал говорить.

Но перемены произошли вокруг, и они заслуживали внимания проповедника. Некоторые из прохожих, заслышавших зычный голос, остановились и оглянулись. А где-то за спиною странника раскатился, внезапно, добродушный басок:
- Вы слышали? Тут собираются Дионисию говорить о чем-то, что он не знает. Уж если таковое существует в природе мира, то несомненно это - неведомое!

Тогда пришелец бодро вскочил на камень и продолжал голосом еще более гром-ким:
- Вы, эллины, как замечаю я по всему, особенно набожны. И у других народов я видел искусные изваяния их богов. Но это были только кумиры, от которых ждут помощи в том или ином деле... Идолы, чтобы молить о предотвращении гнева ка-кой-либо разрушительной стихии... Словом, другие племена поклоняются лишь по-кровителям определенной и зримой части круга их жизненных попечений...

Около возвышающегося на мраморе постепенно собиралась толпа. Она внимала ему непривычно тихо, и странник, окрыленный первым успехом, продолжал вдох-новенно:
- Однако среди ваших святынь я вижу и камень сей. (Он указал перстом вниз.) Поставленный не в поклонение исполнителям тех или иных нужд. Но в почитание Виновника Всего. В честь самого Источника бытия. Неведомого. Скры-ваемого обыкновенно от иных тьмою человеческих попечений... Вы правы, эллины! Ибо са-мого Бога до недавнего еще времени не видывал никто никогда! Но Тот, Который Его явил - Он сказал: блаженны и не видевшие, но уверовавшие. Так Он избрал вас отвека. И вот, я, ученик Явившего, ныне проповедаю вам Того, Которого вы, и не зная, чтите... Узнайте же о Нем теперь, афиняне: Он есть Единый. Ибо лишь через Него все, что на земле и на небе, дышит, движется и живет. И не возможны без Не-го были бы никакое слово и никакая мысль. И никакое живое чувствование... Ваши мудрецы прозревали это.

Пришелец остановился передохнуть и окинул взглядом внимающую толпу. Все были обращены в слух. Одни облокотились на постаменты или колонны. Другие се-ли, подобрав полы туник, на мраморные алтарные ступени, случившиеся около. Иные расположились прямо на плитах мостовой... Все замерли почти без движения и лишь ветер с моря чуть шевелил одежды.
Пришедшему издалека была внове такая мера почтительности к из-ла-га-е-мой мысли. И он истолковал состояние собравшихся по-своему. Он решил, что ими овладело уже теперь высшее благоговейное восхищение, когда в толпе перестают непроизвольно подергиваться конечности и даже горла не исторгают внезапно нечленораздельных воплей... Вот время, - произнес он в сердце своем, - чтобы сейчас же они уверовали!

- И ныне засвидетельствована Самим Богом, - провозгласил странник, - истин-ность прорицания мудрецов ваших! Ибо явился в мир - и Бога явил в миру - Иисус, Сын Божий, единый со Своим Отцом и рожденный Девою. Его я проповедую вам... Его, Учителя моего и Господа, Которого Отец воскресил из мертвых!.. И Сей Вос-кресший - в предопределенный день, волею Своего Отца - будет судить Вселен-ную... Время близко! И потому я говорю вам, и призываю, и заклинаю: креститесь во Иисуса Христа! У вас довольно воды. Не около ли стогнов града сего волнуется Понт Евксиньский? Креститесь - и тогда вы спасетесь. И прощены сделаются грехи ваши... Но, если вы не сотворите сие - горе вам! Ибо не совлекшиеся греха броше-ны во тьму внешнюю. И будет среди них червь, и вопль, и скрежет зубов! И огнен-ные жупела серы падут на них. И поглотит грешников разверзшаяся геенна адова...

- Креститесь! - произнес еще проповедник более спокойно и веско. И, чувствуя в коленях легкую слабость, как часто это бывало с ним после пламенного порыва речи, снова присел на камень. Перед его глазами еще мерцал, кажется, только что открывавшийся ему вышний свет...
Словно издалека, приглушенно, доносились голоса из собрания слушавших его: "И Фалес говорил о воде..." "Еди-ное начало всего - Бог богов... Уж не пифагореец ли это?" "Вот, я же говорил вам: и в нынешние времена еще рождаются какие-то боги!"

Пришелец был потрясен: последние фразы проповеди его, обыкновенно произ-водившие наибольшее впечатление на толпу, здесь оказались восприняты, по все-му, просто как соразмерно выстроенная завершающая риторическая фигура - и во-все не обсуждались.
Попытка приписать его к незнакомым школам вызвала раздражение.
Не говорящие ничего, или говорящие мало имена языческих пророков неприят-но резали слух.

Народ меж тем расходился... И наконец проповедник увидел, что только самый первый собеседник его стоит перед ним, почтительно склонив голову.
- Я знаю о Призвавшем тебя, пришелец, - произнес он, как будто ощутив на себе взгляд странника.

От изумления проповедник даже невольно подался ему навстречу всем телом.
- Как это?! Каким образом?
- От своего учителя, - отвечал афинянин, присаживаясь на камень около. - От Гермия Милетского. Последователя сокровенной школы, основанной пять веков на-зад Абаридом, скифом, пришедшим из борейских земель.
- Варваром? - с удивлением переспросил странник.
- Варваром... учиться у которого не считал за грех сам божественный Пифагор.
- Я слышал о великом Пифийце. Но ничего не знаю о школе скифа.
- Не удивительно. Мы, как и те, у кого школа наследовала Знание, почитаем пер-вейшей заповедью неразглашение. Лишь теперь, когда Ожидаемое свершилось, мы позволяем себе говорить не притчами. Учитель постоянно напоминал мне: Истина, если бывает сообщена многим - многажды искажается. И в искаженном виде при-носит уже не благо, а только зло.

- Школа Абарида хранит Учение, которому десятки тысячелетий, - продолжал Дионисий.
- Как? Но ведь мир...
Пришелец даже не завершил фразу. Так поразил его названный промежуток вре-мени, превышавший, согласно убеждениям его, срок, истекший от самого Начала - от Семи Дней!
- Вы знаете об одном Потопе, - отвечал афинянин. - Учение же, о котором я го-ворю, древнее череды подобных великих бедствий. Оно оставлено посвященными гипербореев - народа, что населял Арктиду. Так некогда называлась земля, распола-гавшаяся севернее любой другой суши. Теперь ее давно уже нет... Долины, некогда изобильные, покоятся под волнами холодного и бурного моря, в которое не может проникнуть далеко ни один корабль.
- Не те ли это обитавшие на куполе мира, о которых сказано и в нашем Писании?
- Вероятно... Жрецы Арктиды хранили сведения о действительной глубине вре-мен. До самого донца дней, когда первопредок Арий жил беспечально в пущах бла-гословенного Ирия... Вот эта древняя площадь, где мы беседуем, - повел рукой Дионисий, - была наречена во имя Прародителя. Теперь об этом знают немногие... И однако в этом - тайна Афин. Название нашего города означает на забытом здесь языке: Потаенное.

- Арктида погрузилась под воду, - продолжал собеседник странника, - но посвя-щенные ее передали Знание жрецам земель, что за горами Рипея. Так бореады сде-лались хранителями древнейшего из учений. Они пронесли сквозь тысячелетия главное наследие арктов: ведение о едином Источнике бытия. О Том, Который лишь один может нелукаво сказать: Я Есмь.

Пришелец непроизвольно вздрогнул, услыхав, неожиданно, Священную Фор-мулу. А Дионисий говорил дальше:
- Северные жрецы передавали от учителя ученику ведение о Боге и людей, и бо-гов. О непостижимом Роде-Творце как видимого, так и невидимого. Его всепрони-кающее Присутствие - о котором ты только что так хорошо сказал, стоя на сей сту-пени здешнего Его алтаря, - это Всеприсутствие Божие именуют у северян Рус, то есть Дух. А Самого Сокрытого они зовут Один, что означает: Еди-ный.

- Борейские посвященные наследовали - добавил афинянин - не только ведение о Боге богов и учение о глубинах прошлого. Они усвоили также и пророчества арк-тов. Учитель говорил мне о каменных скрижалях, что довелось ему видеть в одном из святилищ города Кореницы, едва ли известного кому здесь. На них были запе-чатлены точные описания перипетий Битвы, грядущей незадолго до того, как пере-полнится чаша Времени...

Пришелец отличался умением не только говорить, но и слушать. Чувствуя, что он столкнулся с чем-то совершенно не ведомом ему, он более не прерывал речь афиня-нина замечаниями или вопросами, а только поднимал иногда на собеседника внима-тельный взгляд, призывающий продолжать. И диалог их таким образом уступил ме-сто повествованию Дионисия.

- Древнейшее учение арктов, - говорил тот, - принесено было в наши земли на-родом, уже существовавшим задолго до времен Авраама и даже Евера. Римляне на-зывают это многочисленное племя этрусками, мы же, греки - фракийцами. Но сами они себя именуют русены или, иногда, одрюсы. Ибо они сохранили первоисточную веру - в Единого - и посвященные их облечены Его Духом.
Эти потомки северных находников, которых египтяне и до сего времени называ-ют иногда людьми с холодного моря, всегда отличались верой в исполнение гипер-борейских пророчеств. Предметом их особого упования, определившим обычаи, было то, которое недавно исполнилось. Что неискусобрачная Дева некогда родит Спасителя Мира, зачатого не от мужа, но от самого Духа.
В честь этого Предсказания одрюсами издревле установлен ежегодный празд-ник: Русалии. По форме это прославление Де-вы-Птицы, то есть - на языке символов - чествование Девы и Духа. Мне доводилось видеть, как девушки русенов совершают священный танец в облачениях из перьев белого голубя... Известно ли тебе, странник: город, где расположен теперь ваш Храм, основан был пе-ре-се-лен-ца-ми-од-рю-сами и получил имя в честь этих празднеств?

- Некогда - продолжал Дионисий - почитателями Руса было заложено множест-во городов на пространстве меж двух морей, северное из которых не даром и до се-го времени зовут Русское. Таковы Ас, Дума... Икона, Скифоград и Верея (что озна-чает на забытом здесь языке: затвор). И таковы же Кротон, Смирна и Милет - ро-дина моего учителя.

- Гиперборейское пророчество о рождестве Божича - говорил афинянин - ука-зывало конкретную землю. Она тысячелетиями привлекала паломников с востока и севера. Значительное их число оседало здесь, на побережье теплого моря. Однако веру отцов сохранили в чистоте немногие из потомков...
Известно было и расположение звезд, под которым Ожидаемое свершится. По-этому учитель мой Гермий не жалел лет, овладевая искусством точного определения констелляций.
И вот однажды он понял, что живет в ЭТО время!
И сразу же тогда отправился в путь, все бросив...
Он оказался менее удачливым, чем те трое, о которых тебе, я думаю, хорошо из-вестно. Ведь Гермий выступил на двенадцать лет позже. До этого он еще не был ис-кусен в чтении звезд, и не подозревал, что Время уже пришло.

 

Скачать zip-файл, содержащий заархивированный текст книги в формате HTML (191 Кб)

 

 

на главную страницу ZenRu

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Copyright © 1999-2001 ZenRu