Только ты не говори никому, сожрут заживо

разговор о чаньских традициях

1.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: книга
Дата: 10 августа 2001 г. 2:39

Евгений, добрый вечер. Просьба: Сейчас - в начале сентября в издательстве "КСП+" выйдет моя книга "В помощь Дзенствующему". Состоит она из ДзенХелпов (выпусков "В помощь Дзенствующему") и - во второй части - из всяких моих произведений. Они все есть на сайте. И Сутры помоста Шестого Патриарха. В Вашем переводе и с некоторыми, внесенными мною, изменениями в тексте - в основном, касающимися "интуитивной мудрости". Прошу Вас написать предисловие к этой книге. Всего я хотел бы, что там было 2 предисловия. Одно написал Лотос - оно в стилистике где-то близкой чуть-чуть к ДзенХелпам. Другое я хотел бы, чтоб написали Вы. На пару станиц. Если Вы сочтете это возможным, я вышлю Вам текст книги. С уважением, Клейн.

 

 

2.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Klein
Тема: Re: книга
Дата: 10 августа 2001 г. 23:11

Дорогой Клейн! Спасибо за приглашение! Присылайте книгу: с Вашего позволения, я вначале посмотрю ее, а потом уже дам (или не дам :) ) согласие на написание предисловия. А что это за Лотос? Я надеюсь, не тот, что подвизался от Ом синрикё на Буддийском форуме? А "Сутру помоста Шестого патриарха" я никогда не переводил, Вы ее не с "Алмазной сутрой" путаете? :) Счастливо, Евгений.

 

 

3.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: книга
Дата: 11 августа 2001 г. 0:22

Простите, Евгений, за Сутру помосту: - да, конечно же, - это перевод Абаева, да. :))) Да, разумеется, Алмазная - я ж даже сам делал и высылал Вам ХТМЛ-страницу с ней. :)) Да, я немного :)) как-то что-то... Прошу прощения. :))) Далее по тексту.

Дорогой Клейн! Спасибо за приглашение!

Спасибо.

Присылайте книгу: с Вашего позволения, я вначале посмотрю ее, а потом уже дам (или не дам :) ) согласие на написание предисловия.

Спасибо, Евгений.

А что это за Лотос? Я надеюсь, не тот, что подвизался от Ом синрикё на Буддийском форуме?

Нет, не тот. :))) Это хороший молодой человек, который приехал год назад из Вильнюса в Москву и мы с ним работаем вместе - и журнал, и сайт, и конкурс для "Софии" и многое другое.

А "Сутру помоста Шестого патриарха" я никогда не переводил, Вы ее не с "Алмазной сутрой" путаете? :)

Еще раз прошу прощения. :)))

Счастливо, Евгений

Текст книги вышлю завтра-послезавтра. Спасибо. С уважением, Клейн.

 

 

4.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Klein
Тема: Re: книга
Дата: 11 августа 2001 г. 0:33

О.К. Жду книгу! :)

Е.

 

 

5.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: книга
Дата: 15 августа 2001 г.
2:32

Доброе утро.
Высылаю Вам мою книгу.
Я уеду сегодня (15.08.01) на неделю. Выйду на Вас 22-23-го.
С уважением,
Клейн.

.........

От: Evgeny Torchinov
Кому: Klein
Тема: Re: книга
Дата: 15 августа 2001 г.
5:04

Доброе утро! Получил, спасибо! Только лучше 23-24-го: 22-го у меня день рождения:)

Всех благ,
Евгений

.........

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: книга
Дата: 15 августа 2001 г. 19:07

Да. Хорошо. :)))
Спасибо.
Клейн.


 

6.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: preface
Дата: 25 августа 2001 г. 23:57

Дорогой Клейн! Посылаю заказанное предисловие :) Надеюсь, что Вы на меня не обидитесь, а если обидитесь, то я не обижусь, если Вы не включите его в книгу. Очень прошу Вас, все-таки исправьте везде "Хуай-нэн" на "Хуэй-нэн" или уж на "Хуй-нэн". Но так, как у Вас, совсем нельзя. Всего доброго, Евгений.

.........

 

ДЗЕН ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА
(о книге "В помощь дзенствующему")

Перед читателем книга, очень странная книга. Подобных, пожалуй, наша страна еще не знала. И в заглавии ее – слово “дзенствующий”, именно так, через “е”, а не через “э”, как, вроде, следовало бы. И далее, в тексте книги слово “Дзен” пишется все время через “е” (Дзен, а не Дзэн). Казалось бы, случайность, но нет. Думается, что в этом написании скрыт глубокий смысл, ибо книга никоим образом не посвящена традиционному Дзэн – школе японского буддизма, восходящей к китайской школе Чань (тот же иероглиф, но в другом чтении). Она говорит о Дзене и только о Дзене.

Когда-то известный британский буддолог Э. Конзе написал статью “Битнический Дзэн, площадной Дзэн и Дзэ”. Теперь следовало бы написать статью еще и о Дзене, Дзене эпохи постмодерна.

Что мы видим в этой странной книге (у которой, вроде бы, даже нет автора, во всяком случае, он не указан – типичное для смеховой культуры обыгрывание сакрального, как бы намек с ухмылкой, намек на нелицеприятность, безымянность текста откровения)? Капустник, буффонаду, что-то то ли от Хармса, то ли от студенческого юмора. Но это не капустник и не подражание Хармсу, ибо многие принципиальные особенности нашего текста чужды Хармсу, который ТАК написать бы просто не мог. Ибо это текст и в шутку (как кажется автору) и всерьез (как ему тоже лишь кажется). Но прежде, чем пояснить это заявление, мне хотелось бы выяснить, кто такой этот “дзенствующий”, которому адресована книга.

Ясно, что это слово построено по тому же принципу, что и “монашествующий”. Кто такой “монашествующий”? Ведущий монашеский образ жизни. Кто такой “дзенствующий”? Ведущий дзенский (но никак не дзэнский) образ жизни. Дзен также соотносится с Дзэн, как актер с клоуном, который пародирует актера там же, на той же сцене, иногда прямо перед его лицом. Клоун есть трикстер, и его образ имеет глубокие культурные, мифологические и даже религиозные корни. То есть, к клоуну нужно относиться серьезно: не случайно же он появляется на сцене вслед за “серьезным” актером и следует за ним как его тень, как его отражение в кривом зеркале нарочито гротескного подражания. Так и “дзенствующий”. Он играет в Дзэн и воспроизводя его, и одновременно пародируя, и восхищаясь им, и издеваясь над ним. Он, конечно, симулякр, но симулякр, стремящийся к преодолению своей неподлинности через эту же неподлинность, которая и образует его истину.

Книга откровенно пропитана клоунской (в указанном выше смысле) буффонадой, но эта буффонада отсылает к чему-то большему, чем она сама. Так, книга пропитана буддийскими терминами и реалиями. Чтобы читать ее, надо хотя бы представлять себе, кто такие Камалашила и Хэшан и о чем они, собственно спорили в далеком Тибете более двенадцати столетий тому назад. Или кто такой шестой патриарх Хуэй-нэн. Или хотя бы, чем отличаются (или не отличаются) друг от друга сансара и нирвана. А это уже чисто постмодернистский ход соединения возвышенного и низменного, элитарного и массового, смешения до их полной неразличимости, до того, что сама мысль о их разнородности умирает, так и не родившись. Но определенная специализированность, так сказать, этого руководства предполагает и наличие реального адресата этого текста, так сказать, “дзенствующего” во плоти и крови. Кто они такие, так сказать, в социологическом смысле?

Думается, что я не очень ошибусь, если предположу, что они духовные наследники тех достойных в общем-то людей поколения интеллигентов из котельных, которые в эпоху так называемого застоя в этих самых котельных читали (наряду с Оруэллом, а то и Солженицыным) Судзуки и Алана Уотса, пропуская их, отчасти битнический, отчасти площадной, но отчасти и подлинный Дзэн через призму своего ироничного, отчасти циничного, но отчасти и очень романтического ума (последнее качество, впрочем, кажется, умерло в эпоху постмодерна). Брошенное ими на отечественную почву зерно, однако, не умерло, но дало плод в лице современного “дзенствующего” – постмодернистского триктера, клоуна, двойника-паяца дальневосточного Дзэн. Я не осуждаю таких людей, никоим образом, более того, в чем-то они мне даже симпатичны, но они – вполне особая аудитория, или, может быть, “тусовка”, тогда как я – из совсем другой “тусовки”. Главное, такие люди есть, а раз они есть, то кто-то должен и писать для них. Их книга выходит в свет и пусть это будет ее зеленый свет!

ЕВГЕНИЙ ТОРЧИНОВ,
доктор философских наук, профессор

 

 

7.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: Re: preface
Дата: 28 августа 2001 г. 8:36

Добрый день!

Дорогой Клейн! Посылаю заказанное предисловие :) Надеюсь, что Вы на меня не обидитесь, а если обидитесь, то я не обижусь, если Вы не включите его в книгу.

Спасибо огромное за Ваше предисловие. Заказанное. :)))))))))))))) Мне, действительно, - хотя я с ним и не очень согласен - оно понравилось, в том смысле, что никаких предпосылок для обижания ни в предисловии, ни во мне самом - не содержится. :))) Спасибо.

"Дзенствующий". - Это не "монашествующий", по-крайней мере, в первом, главном, аспекте. Первый, главный, аспект этого слова (термина уже) :)) - это "философствующий" (противопоставление "философ - философствующий"). Или, например, - "умствующий" ("умный - умствующий", "мудрый - мудрствующий").

А второй аспект - да, Вы правы - шествующий (по пути), путешествующий, - и Ваше "монашествующий", да. И, если позволите, - несколько слов по Вашему тексту.

ДЗЕН ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА (о книге "В помощь дзенствующему"). Перед читателем книга, очень странная книга. Подобных, пожалуй, наша страна еще не знала. И в заглавии ее – слово “дзенствующий”, именно так, через “е”, а не через “э”, как, вроде, следовало бы. И далее, в тексте книги слово “Дзен” пишется все время через “е” (Дзен, а не Дзэн). Казалось бы, случайность, но нет. Думается, что в этом написании скрыт глубокий смысл, ибо книга никоим образом не посвящена традиционному Дзэн – школе японского буддизма, восходящей к китайской школе Чань (тот же иероглиф, но в другом чтении). Она говорит о Дзене и только о Дзене.

Можно, конечно, исходить из буквы (закона). :))) ...Книга - (я настаиваю) - если можно текстом передать суть Чань, вставить сознание человека в настоящую линию, поток, Чань - еще раз: Не рассказать ему историю чань, не расписывать ему традиции Чань, не излагать ему философских концепциях Чань, т.е. не ставить его на ложный путь набивания своей головы лишней информацией об экзотическом учении и обучения его выполнению некоторых обрядов и церемоний - если есть задача поставить сознание человека на путь Чань, причем, Чань, изменившийся (вместе со всей человеческой цивилизацией) за 1000 лет и сохранивший, фактически, только суть, а не форму - что, кстати, и есть главный характерный признак Чань - то книга идеально выполняет свою задачу.

Я исхожу из того, что Вы - замечательный и, наверное, лучший буддолог в России, да еще и специализирующийся на дзэн (чань), вдобавок. Однако, я также исхожу из того, что "наставник чань" и "буддолог" (европейский человек, изучающий буддизм, дзэн и чань) - это разные специальности. Принципиально разные. Я читал - года 2 назад, кажется, - Вашу книгу "Чаньские беседы" и был поражен - да, поражен даже именно, а не удивлен - что Вы не видите, что тот старый китаец, которого Вы называете - не помню точно - "...лучшим из живущих ныне наставников чань" - так вот, я был поражен, что Вы не видите, что он никакой не настаник чань, а, просто, старый китаец, подвизающийся в сфере буддологии и специализирующийся на дзэн, чань. Кстати, та книжка - да :))) которую Вы выпустили тиражем 1000 экземпляров и сами верстали - имеет одну особенность. :))) Если читать ее так, как она.. э-э-э... сформатирована, то тому, кто разбирается в чань так, как разбирались в нем в свое время настоящие наставники чань (кстати, Вы знаете, что на одного настоящего наставника всегда было несколько десятков, по-крайней мере, ложных) :))) - так вот, ему сразу видно, что это не чань, а - извините, сейчас я вверну довольно сильное выражение, но по-другому не скажешь... :))) - прошу Вас не обижаться, плз... - так вот, ему сразу видно, что это не чань, а - полный бред и профанация. Однако, - и это и есть особенность той книги - если читать только истории, то все замечательно - прекрасная книжка, а если читать только комментарии китайца - то тоже все в порядке - нормальный буддологический комментарий. :))) Но все вместе - комментарии китайца, являющегося буддологом, но претендующего (aver l'ambizione) :)))))))) на то, чтобы быть наставником чань, :))) совмещенные с настоящими, чистыми, чаньскими историями - это, конечно, просто, вызывающий ярость коктейль... Ну, что ж - ладно... - как обычно говорят наставники чань. :))))

Итак. Путать область (и квалификацию) буддолога и область (квалификацию) наставника чань - источник ошибок в восприятии человека, наблюдающего деятельность ЛЮБОГО наставника чань. Еще Линь-цзы должен был об этом писать... наверно. :)))

Когда-то известный британский буддолог Э. Конзе написал статью “Битнический Дзэн, площадной Дзэн и Дзэ”. Теперь следовало бы написать статью еще и о Дзене, Дзене эпохи постмодерна. Что мы видим в этой странной книге (у которой, вроде бы, даже нет автора, во всяком случае, он не указан

Как это? Вся книга моя. На обложке будет указано мое имя. Как это нет автора? ...Авторство вопросов, поступающих ко мне, - как кратких, так и развернутых - я, естественно, не указываю.

– типичное для смеховой культуры обыгрывание сакрального, как бы намек с ухмылкой, намек на нелицеприятность, безымянность текста откровения)? Капустник, буффонаду, что-то то ли от Хармса, то ли от студенческого юмора.

Узнаю, узнаю комментарии к текстам, словам и действиям Линь-цзы, написанные во времена его жизни - ..."капустник", "буффонада", "Хармс", "студенческий юмор"... :)))))))) Помните, что на это говорил всегда Линь-цзы? :))))))

Но это не капустник и не подражание Хармсу, ибо многие принципиальные особенности нашего текста чужды Хармсу, который ТАК написать бы просто не мог.

Разумеется. :))))) При чем здесь Хармс? :))))))))))) Потому что Вы применили слово "буффонада"? Только по ЭТОЙ причине?... :))))

Ибо это текст и в шутку (как кажется автору) и всерьез (как ему тоже лишь кажется).

Это кажется не только мне. :))))) Я каждый день получаю несколько десятков... а ладно!... Короче. Евгений! Существует довольно большое количество людей - молодых - для которых эти вопросы - вопрос жизни и смерти. Я не приувеличиваю. И вся эта блядская европейская цивилизация... - ладно! как-нибудь в другой раз. Если у Вас будет желание.

Итак. Я продолжаю выпускать эту рассылку - "В помощь Дзенствующему" - и сейчас. И отвечать на письма. Консультировать. Также - около 100 человек в Школе по Второй логике. Самых лучших и, соответственно, самых никому не нужных.

Европейской цивилизации нужны функции (люди-функции), а не люди. Чем ты более человек - тем ты более, следовательно, никому не нужен. Нужны крутильщики гаек. В том числе, - гаек с узорами, изменяющейся геометрией резьбы, и чиповым устройством выпускания специальных усиков для самозакручивания в кризисных ситуациях и выпускания ферромонов. Люди - не нужны в функциональной цивилизации. :)))

И вот эти молодые люди видят это. На собственной шкуре. А они - цвет. Цвет этого этноса, общества, популяции. Она их убивает. Превращает в функции или убивает-выкидывает, что в общем-то, - одно и то же. Выжить им может дать возможность только Чань - совмещение несовместимого, 1000-кратная скорость и ловкость, умение плавать в серной кислоте и улыбаться, умение и закаленность не поддавать ни на соблазны, ни на угрозы-угрожания этой цивилизации. Я бы хотел, чтобы вы рассмотрели книгу несколько глубже, чем рассказ о студенте, который увлекся философией, а потом задурился и убил пожилую - фрейдист, наверно - женщину. Ну, в смысле, топором... Ну, в смысле, старушку-процентщицу...

Также сообщаю, что, кроме Школы по Второй логике в интернет, мною созданы в Москве уже 2 площадки, на которых какое-то количество молодых людей учится стратегическому менеджменту - "совмещение несовместимого, 1000-кратная скорость и ловкость, умение плавать в серной кислоте и улыбаться, умение и закаленность не поддавать ни на соблазны, ни на угрозы-угрожания этой цивилизации" - учатся в единстве теории, практики, материального и финансового обеспечения, наличия мощного проектного поля - поля деятельности. И эта среда потихоньку растет. Короче, молодыми людьми - орлами, не летающими стаей, - нужно заниматься. А заниматься ими можно только на основе Чань. Только Чань. Иначе - "орлы стаями не летают..." :)) Вот письмо, которое я сегодня получил от незнакомого мне молодого человека:

////.............

Многоуважаемый Александр! Очень понравилась идея "коротких, точных ударов" ))) Постраюсь соответствовать, хотя без "воды" на данном этапе не обойтись.. Итак! Попытался для себя сформулировать - что мешает мне жить!? Сам себе ответил - отсутстие осознания себя как Единого Целого (с самим собой, кроме всего прочего). Поясню. В силу своей трусости, тупости и закомплексованности веду себя с разными людьми по разному. В этом нет ничего необычного... многие люди так живут всю жизнь и не "парятся" ))) Но! Меня беспокоит, "парит", потому что со временем это начанает напоминать раз...(дво, тре, четве)рение личности... Иногда эта "система" даёт сбой и "личина" предназначенная для другого человека проявляется при общении с "несоответствующим" собеседником... такая вот ерунда...))) Читаю дзенские тексты, Ваши Хелпы и понимаю, что НЕОБХОДИМО привести себя к "единому знаминателю"... иначе не выжить! Я ХОЧУ БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ СО ВСЕМИ!!! Я ХОЧУ БЫТЬ!!! Задайте, плизь, нужное направление! ))) P.S. Хотел короткими, точными... не получилось ))) Вода сплошная... С уважением.

////.............

Прошу Вас, уважаемый Евгений, увидеть-посмотреть на эти тексты не только с позиции "литературное произведение постмодернизма". Точнее, - не с позиции "литературное произведение".

Но прежде, чем пояснить это заявление, мне хотелось бы выяснить, кто такой этот “дзенствующий”, которому адресована книга.

Эта книга тем, кто стремится к настоящему. Но в силу своей "тупости" обречен на гибель. Поумствовав и подзенствовав несколько лет - своих молодых лет - обречен сломаться и стать нормальным бургером. Заботящимся только о себе, хапающим и не слишком веселым. Живущим по принципу "выше лба уши не растут" и прочее. Книга - это вешка. Первая вешка для них на правильном пути. На пути, на котором возможность "слома" уменьшается раз в 10-100. А возможность победы возрастает во столько же. "Прибежище жизни" в противовес "траектории к смерти", если хотите... :)))

Ясно, что это слово построено по тому же принципу, что и “монашествующий”. Кто такой “монашествующий”? Ведущий монашеский образ жизни. Кто такой “дзенствующий”? Ведущий дзенский (но никак не дзэнский) образ жизни. Дзен также соотносится с Дзэн, как актер с клоуном, который пародирует актера там же, на той же сцене, иногда прямо перед его лицом. Клоун есть трикстер, и его образ имеет глубокие культурные, мифологические и даже религиозные корни. То есть, к клоуну нужно относиться серьезно: не случайно же он появляется на сцене вслед за “серьезным” актером и следует за ним как его тень, как его отражение в кривом зеркале нарочито гротескного подражания. Так и “дзенствующий”. Он играет в Дзэн и воспроизводя его, и одновременно пародируя, и восхищаясь им, и издеваясь над ним. Он, конечно, симулякр, но симулякр, стремящийся к преодолению своей неподлинности через эту же неподлинность, которая и образует его истину. Книга откровенно пропитана клоунской (в указанном выше смысле) буффонадой, но эта буффонада отсылает к чему-то большему, чем она сама. Так, книга пропитана буддийскими терминами и реалиями. Чтобы читать ее, надо хотя бы представлять себе, кто такие Камалашила и Хэшан и о чем они, собственно спорили в далеком Тибете более двенадцати столетий тому назад. Или кто такой шестой патриарх Хуэй-нэн. Или хотя бы, чем отличаются (или не отличаются) друг от друга сансара и нирвана.

ОК.

А это уже чисто постмодернистский ход соединения возвышенного и низменного, элитарного и массового...

Евгений! Да что ж это такое! Да так устроены ВСЕ старые китайские китайские тексты нашего направления. От книги Конфуция до Риндзай-року. Это наша традиция!

смешения до их полной неразличимости, до того, что сама мысль о их разнородности умирает, так и не родившись. Но определенная специализированность, так сказать, этого руководства предполагает и наличие реального адресата этого текста, так сказать, “дзенствующего” во плоти и крови. Кто они такие, так сказать, в социологическом смысле? Думается, что я не очень ошибусь, если предположу, что они духовные наследники тех достойных в общем-то людей поколения интеллигентов из котельных, которые в эпоху так называемого застоя в этих самых котельных...

Евгений! Сорокалетние мудаки из котельных и их наследники - умствующие и слабосильные - меня не интересуют и на моем пути - сайт, рассылка, письма-переписка - не встречаются. А если вдруг случайно встречаются, то изгоняются первыми же затрещинами. Ты - ошибся! В социологическом смысле - это молодые люди в возрасте 22- 26 лет. Плюс немного больше и намного меньше (по возрасту). Они - и студенты, и журналисты, и менеджеры, и художники-дизайнеры, и компъютерщики, и даже чуть ли не бомжи (но таких мало). Отличительное их свойство - обладание "выдающимися способностя" (с) Хуай-нен. В том числе - выдающиеся ум, смелость, обучаемость, желание-устремление выдающиеся интеллектуальные, эмоциональные и магическо-энергетические способности. Вот Вам еще письмо:

////.............

Дата: 26 августа 2001 г. 0:14 V: Значит тут такая штука. Про 2Л понял. Понял столько, что даже если это ещё не все, то без пинков дальше не двинусь, видимо. Потому решил выложить все, что знаю :) 2Л в моем нынешнем понимании - это прежде всего мышление... как бы это сказать... способное достигать целей, не очевидных для исходной ситуации... т.е. можно сказать и стратегическое мышление... Тут вобщем даже возможно многократное изменение среды достижения цели с последующим формированием завершающей ситуации, которая в совакупности с некими результатами процессов в предыдущих изменениях даст необходимый конечный результат. (под результатом можно понимать все что угодно, хоть само течение процесса) Ха! Причем, видимо, совсем не обязательно четко представлять конечную цель - важен только общий вектор движения! Ну и, разумеется, правильное действие в этом векторе :)) Со всеми сопутствующими - смелость, внимательность, умение и т.д. Причем такое действие возможно в любых средах! Вообще в любых - экономика, искусство, литература, обучение, развитие технологий и т.п. Хм... про искусство и литературу - проведение аналогий - это, похоже, самая 2Л... Самое хм... забавное то, что в последнее время я стал гораздо лучше понимать всякие "груженые" смыслом картины! Вот ведь... :)) Видимо этот тип мышления есть у всех, т.е. все в потенциале могут так. Да, но это было бы слишком просто :))) Есть одна загвоздка - весь этот механизм слишком тонок... Похоже, что на него совершенно губительно влияют любые посторонне-мешающие факторы. Т.е. всякий мусор... Ну вобщем так - (абстрактно) - есть задачища. Можно решить. Но! Вот решателю надо понять, что и как и где, а чтобы понять, надо ясно представлять ситуацию как она есть (!), а для этого нужно чистое сознание. Чтобы понять решателю, что нужно именно ему самому настоящему (!), и что он может это сделать - нужно чистое сознание. Сознание, в котором нет намертво вросших "границ", своих или чужих мнений, не адекватных данной ситуации, но яростно применяемых неокторыми "решателями" по поводу и без - на автомате... Вот, про 2Л пока усе... может несколько размазанно, но так было надо :) И ещё - про некоторые забавные штуки: 1. Вот все обалдеваю - всегда у меня было такое ощущение периодически, как будто по телу волнами расходится такое как бы покалывание и легкий зуд... было то оно всегда, аж с детства, но вот в последнее время от поверхностного перешло в тааакое!... аж до костей пробирает! да ещё и потом остаются "легкие разряды" на несколько минут (но это уже реже). Иногда, очень редко, сопровождается довольно сильным теплом. 2. Впервые за долгое время решил повыполнять упражнение "медитация"... с музыкой. Хм... Несколько раз очень четко ощущал себя в объеме пр-ва вне тела! Причем различал только, что раз от раза объемы находились в разных местах, но где и что так и не просек. 3. Вот, прям сегодня увидел - ха-х! "боковым" зрением - яркая, вроде белая с оттенком желтизны точка. проплыла по слегка извилистой траектории чуть ниже центра фокуса взгляда.... я сначала не въехал, а потом офигел и резко рефлекторно перевел взгляд на неё... вот дурак - она сразу исчезла. Видимо, надо было ограничиться только фокусировкой внимания... Вот у меня конкретный такой вопрос по пункту 1 (и 3) - что это? и зачем оно надо? С 2-м все вроде ясно :)) это, видимо, начинает проявляться способность к ВТО... это было бы очень классно!

Кл.: Тут вот в чем дело. Все эти способности - неизбежность. Чтобы они вошли в сознание как четко пригнанная деталь-часть - нужно соответствующее сознание. Иначе эта деталь разнесет сознание: в лучшем случае - разболтает, в худшем - сорвет. То же - с телом и с жизненной траекторией. Особенно, когда интенсивно. Когда эта часть - повышенной интенсивности. А "выдающиеся способности" - они и в Африке - т.е. и в этой части - выдающиеся. Т.е. "интенсивность" - обеспечена. :))) Поэтому все что можно сделать - это правильно подготовить свое сознание - мышление, прежде всего. Ну, чтоб не было ситуации - "стог опилок, а на него еще - стог энергетического сена, вперемешку с битым кирпичом..." А также - правильно идти в процессе развития всего этого. Там есть свои "критические точки", где можно подскользнуться. Если не то сознание и не то мышление. :)))

////.............

читали (наряду с Оруэллом, а то и Солженицыным) Судзуки и Алана Уотса, пропуская их, отчасти битнический, отчасти площадной, но отчасти и подлинный

Вот же, блин!... Евгений, при всем моем уважении... - ну, вот же блин!... Ну, как же так... - Да никто не знает и знать не хочет - прошло это гребаное время уже! - ни Орвила (молодец, все, отжил свое время, занимательно, тоталитарно, хорошо - нафиг оно нужно), ни, тем более, Солженицина (нафиг бы он сдался), ни Судзуки (популяризатора поверхностного, иногда талантливо касающегося верхних слоев сути, ни Алана Уотса (вперемешку с мусором). Ни, тем более битников - козлы, придурки, их время кончилось, когда Камю сделал круг в своем мироощущении, в конце сороковых, а они - придурки - родились в 50-х только... Те, кто сейчас, Евгений - они, вообще, практически, ничего не читают. Не в том смысле, что "тупые, не читают". А в том, что не читают всякую фигню, которую Вы считаете достойными книжками. Которые - (эти книжки) - только забивают мозги и делают из человека с "выдающимися способностями" и соответствующим потенциалом - хлюпающего, мятущегося интеллигента - наследника котельной. Вооруженного амбициозно-искривленно-гипертрофировнным самомнением и полнейшей слабостью и мокрогрудостью-мокрогубостью во всех вопросах, кроме как потрещеть клювом... И которого, видимо, Вы считаете - высшей разновидностью, высшим слоем, свободных людей сейчас... ...Вы там в конце употребляете слово "тусовка". Евгений, скажи мне!... - а ладно. Не надо. Как-нибудь.

Дзэн через призму своего ироничного, отчасти циничного, но отчасти и очень романтического ума (последнее качество, впрочем, кажется, умерло в эпоху постмодерна). Брошенное ими на отечественную почву зерно, однако, не умерло, но дало плод в лице современного “дзенствующего” – постмодернистского триктера, клоуна, двойника-паяца дальневосточного Дзэн. Я не осуждаю таких людей, никоим образом, более того, в чем-то они мне даже симпатичны, но они – вполне особая аудитория, или, может быть, “тусовка”, тогда как я – из совсем другой “тусовки”. Главное, такие люди есть, а раз они есть, то кто-то должен и писать для них. Их книга выходит в свет и пусть это будет ее зеленый свет! ЕВГЕНИЙ ТОРЧИНОВ, доктор философских наук, профессор.

.............

Очень прошу Вас, все-таки исправьте везде "Хуай-нэн" на "Хуэй-нэн" или уж на "Хуй-нэн". Но так, как у Вас, совсем нельзя.

Не могу. Правда. :))

Всего доброго, Евгений.

Увидимся! И спасибо за выполненную для меня работу по написанию предисловия. Спасибо. Надеюсь, Вы не обидитесь на мое, временами где-то даже резковатое письмо. И может быть наша беседа когда-нибудь - так случится :))) - продолжится.

С большим уважением к Вам.
Всего Вам наилучшего.
Клейн.

 

 

8.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: Re: preface
Дата: 28 августа 2001 г. 23:44

Дорогой Клейн (или Александр)! Спасибо за письмо. Рад, что Вы не обиделись и я на Вас не обижаюсь, ибо тоже не за что. Письмо прочитал с большим интересом и прошу простить меня, что отвечаю кратко: просто нет времнени, ни по какой другой причине. По причине экономии того же времени я отвечаю лаконично, телеграфным, так сказать, стилем.

1. Не печатайте мое предисловие, раз Вы считаете, что я ничего не понял в тексте. Повторяю, я не обижусь. Кстати, на титульном листе того текста, который у меня в компьютере, имени автора действительно нет, отсюда и прокол.

2. Категорически не согласен насчет Вашей оценки Син-юня. Это один из величайших учителей нашего времени и держатель Линь-цзи Чань в 47-м, кажется, поколении. Если бы Вы знали его лично! И он никак не буддолог. Именно Ваше отношение к нему и непонимание его и показывает, что Ваш Чань/Дзэн - неаутентичный Чань. Я ведь о Чань знаю не только по книгам. Я ведь много общался с чаньскими монахами и в КНР и особенно на Тайване. Кстати, почему Вы думаете, что книгу Син-юня я верстал сам? Она издана вполне профессиональным и респектабельным издательством - "Петербургским востоковедением". Я только перевод на компьютере набирал, и все.

3. Я ведь не отрицаю Ваших достоинств и полезности для людей Ваших методик. Просто это не Дзэн. И не может тут быть никакого реального Дзэн, ибо нет Дзэн без линии передачи и получения Дхармы от учителя. Это же азы. Если Вы отвергаете этот пункт, то сразу же отрицаете самую сущность Дзэн. В старом Китае даже справки выдавали, что такой-то есть ученик такового-то и по правильной линии передачи, идущей от Будды получил Дхарму и достиг пробуждения. Нельзя быть "дзэновцем" вне традиции, можно только играть в Дзэн. Можно, конечно, заимствовать методики, скажем, психотерапевтические, и они будут работать. Но от этого до Дзэн - дистанция огромного размера.

4. То,что Вы пишите о построении текстов от "Лунь юя" до "Линь-цзи лу" только подтверждает мою правоту: на эту культуру Вы не можете смотреть иначе, чем глазами постомодерна, то есть привносите в нее иные смыслы, смыслы, которых она не знала и дискурсы, которые были ей чужды.

5. Что бы Вы не думали о "котельниках" 70-х, я уверен, что объективно корни Вашего Дзена там и тут Вы меня не переубедите. Я их много знал. Не скажу, чтобы любил, скорее не любил. Но знал хорошо.

6. Что такое высший тип среди людей, я не знаю. Бодхисаттва, наверное. Но в вымирающем сейчас интеллигенте (я очень огорчился, что Вы злорадствуете по этому поводу) что-то бодхисаттвское все же было, хотя и неосознанно бохисаттвское. А недостатков было много, я согласен, сам часто на них раздражался (я-то сам больше интеллектуал, чем интеллигент).

7. Сравнив мое понимание Вашего текста Вы сделали мне комплимент, сравнив его с видением Достоевского (я его не заслужил), но тут же поиронизировали над Достоевским. Неужели Вы считаете, что Достоевский недостаточно глубок?

8. Насчет европейской цивилизации. Я в целом согласен с Вашей оценкой новоевропейской, буржуазно-технократической цивилизации. Но не с применением ее к христианской цивилизации Средних Веков и Ренессанса. Ну, да ладно. Переделывать я ничего не буду (кроме упоминания об анонимности текста, его надо снять). Если не подходит, то забудьте о нем. А к Вам лично я отношусь с большой симпатией и уважением.

Всего доброго, Евгений

P.S. А все-таки она вертится!!! Он - Хуэй (Хуй)-нэн, а не Хуай-нэн. Кстати, "хуай" по-китайски - "плохой", "испорченный", а "хуэй" - "мудрый" :)

 

 

9.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: Re: preface
Дата: 28 августа 2001 г. 11:15

Здравствуйте, Евгений!
Спасибо за письмо. И вообще. За такое письмо и вообще. :)))

Дорогой Клейн (или Александр)! Спасибо за письмо. Рад, что Вы не обиделись и я на Вас не обижаюсь, ибо тоже не за что. Письмо прочитал с большим интересом и прошу простить меня, что отвечаю кратко: просто нет времнени, ни по какой другой причине. По причине экономии того же времени я отвечаю лаконично, телеграфным, так сказать, стилем.

ОК. Спасибо.

1. Не печатайте мое предисловие, раз Вы считаете, что я ничего не понял в тексте. Повторяю, я не обижусь. Кстати, на титульном листе того текста, который у меня в компьютере, имени автора действительно нет, отсюда и прокол.

Предисловие я принял таким, какое оно есть, отдал его в книгу и забыл о нем. Мои комментарии и "возражения" относятся уже не к нему - предисловию - там уже все сделано. ...А я, кстати, не могу даже позволить себе такую мысль, чтобы в Ваше видение, в изложенные УЖЕ на бумаге Ваши мысли. - вмешиваться. - И чего-то там даже требовать, даже в мягкой форме "несогласия". :)) Но, отставив в сторону ("забыв"), факт появления и теперь уже существования в этом мире Вашего предисловия к моей книге, я могу позволить себе - и даже вижу это как мой долг - высказать свое мнение по некоторым принципиальным вопросам, затронутым Вами. Единственно, что я попрошу изменить - или, если позволите, я сделаю это сам - ту строчку, где речь идет об анонимности текста. Это - моя вина - ну, такая вот получилась техническая накладка :))) - извините, что невольно ввел Вас в заблуждение.

2. Категорически не согласен насчет Вашей оценки Син-юня. Это один из величайших учителей нашего времени и держатель Линь-цзи Чань в 47-м, кажется, поколении. Если бы Вы знали его лично! И он никак не буддолог.

"Буддологом" - в контексте моих тезисов о Син-юне - я называю того, кто много занет о Чань, но не СПОСОБЕН разобраться в Чань.

Именно Ваше отношение к нему и непонимание его и показывает, что Ваш Чань/Дзэн - неаутентичный Чань. Я ведь о Чань знаю не только по книгам. Я ведь много общался с чаньскими монахами и в КНР и особенно на Тайване.

Знать о дзен, общаться с монахами - это совсем не значить "знать Чань", "понимать суть Учения".

Кстати, почему Вы думаете, что книгу Син-юня я верстал сам?

Я так (примерно) запомнил. Этим самым я, просто, хотел выразить восхищению Вашему подвижничеству. Именно такие чувства были у меня, когда я увидел в технических реквизитах той книги Ваше имя.

Она издана вполне профессиональным и респектабельным издательством - "Петербургским востоковедением".

Да. Книга хорошая.

Я только перевод на компьютере набирал, и все. 3. Я ведь не отрицаю Ваших достоинств и полезности для людей Ваших методик. Просто это не Дзэн. И не может тут быть никакого реального Дзэн, ибо нет Дзэн без линии передачи и получения Дхармы от учителя. Это же азы. Если Вы отвергаете этот пункт, то сразу же отрицаете самую сущность Дзэн.

Попытаюсь пояснить Вам. Про Дхарму. :))))) Итак. Представьте себе молекулу ДНК. Она состоит из 18.000 кусочков. Каждый кусочек - это буква алфавита, которым передается наследственная информация. Всего этих букв 4. Возникает система потрясающей сложности - (всего их 4-х букв-то) :))) - и ошибка в одной букве ведет к генетическим болезням. Далее. Микросхема, чип. На одном квадратном сантиметре 150.000 устройств - транзисторов, резисторов, диодов и прочего. Ошибка в одном из устройств (микроустройств) - брак. Не работает вся интегральная схема.

Далее. Чтобы понять суть Чань нужно пройти цепочку из, примерно, 70.000.000 шагов и ни разу не ошибиться. Ну, примерно. Итак. Наличие учителя позволяет в десятки и сотни тысяч раз снизить вероятность ошибки. Вся передача Дхармы состоит состоит в доведении ученика до состояния, до уровня, когда он понимает суть Дхармы, когда он и Дхарма - одно взаимосвязанное целое. Ну, как светильник и свет. И сделать это, разумеется, сложно. :))) И еще более сложно - в десятки и сотни тысяч раз! - ученику самому пройти эту дорожку. Безошибочно пройти эту дорожку. :))) Все остальное про Дхарму - туман, излучающийся непродвинутыми сознаниями, находящимися в этом потоке - в потоке Чань (дзэн). А также - способы организации (удержания собственной целостности) живого организма под названием "поток Чань", являющегося частью другого живого организма под названием "человеческое общество, цивилизация".

То, что вы называете "азы" - это пласты. Пласты спекшегося, закаменевшего... ну, понятно чего... - в в кишечнике организма "Чань". Освященные временем, освященные тысячелетиями, утрамбовавшиеся сгустки представлений массовых непродвинутых сознаний. Хуэй-нен был патриархом, когда пришел только в монастырь. Точнее, - когда родился. И мел сор на заднем дворе. И врубался в то, во что все бестолочи, включая Первого ученика, не могли врубиться, шастая по монастырю годами (!!!) - (да и потом - до конца жизни шастая) - и прилежно, старательно, выполняя вское разное и нужное. С Линь-цзы - на самом деле было тоже. И если Пятый патриарх - такой же, если он видит все также как и молодой Шестой, только еще лучше в силу своего опыта и отточенности, - то кому же ему еще "передавать Дхарму"? Какой шмакодявке? ...Тех, кто понимает - очень мало. Чаню - сложнейшему учению - пользуясь гигантским котлом Китая - удалость продержаться в неприкосновенности, в творческом правильном горении, в незахватанности лапами непродвинутых - (они, кстати, ВСЕГДА все захватывают-залапывают) (потому что у них зубы толще) - более 200-т лет. Никогда ничего подобного в истории не было. Хуэй-нен - прямой продолжатель Будды. Даже не Бодхидхарма... спасибо ему. Прочтите еще раз Ваше: - "Просто это не Дзэн. И не может тут быть никакого реального Дзэн, ибо нет Дзэн без линии передачи и получения Дхармы от учителя. Это же азы. Если Вы отвергаете этот пункт, то сразу же отрицаете самую сущность Дзэн." - Прочтите, плз, как будто это писали не Вы. Видите? Сплошное - плоское - европейское начетничество. Слова человека хорошо разбирающегося в ярлычках, их раскладывании по коробочкам и их классификации. Слова европейского ученого. Нет формальных правил в дзен. Есть только дух. Попытка ввести даже такое правило "нет Дзэн без линии передачи и получения Дхармы от учителя. Это же азы" - это попытка превратить Учение-которое-не-Учение в Учение, которое Учение. Все непродвинутые сознания пытаются все время ввести правила - опоры, на которые они могли бы опираться. Когда нет ничего, когда опора на пустоту - они этого НЕ ПОНИМАЮТ. Но главное - их от этого тошнит, выворачивает на изнанку, ломает. Они НЕ МОГУТ жить в мире без опор. Наличие опор - "привязок" - это основа их жизнедеятельности. Отсутствие опор - (для них) - это яд, колбасящий весь их организм, убивающий их. А они хотят жить. А у них мощные инстинкты самосохранения и мощные зубы для реализации этих инстинктов. А просветление - это отсутствие инстинктов. Полная чистота и осознанность. Представляете, как нам трудно оберегать Учение в этой несметной стае, массе - состоящей из зубов и лап, видящих только горки, которые надо захватить? Какая нам нужна для этого ловкость, мужество и мастерство? :)))) Терпение? :))) Как противостоять этому полчищу, не дерясь с ним, не убивая никого - не убивая даже в такой форме, чтобы ударить в ответ, просто, плохой мыслью? :))) А они же - не ведая, что творят - убивают - стремяться убить - ежесекундно - самое ценное, самое светлое, самое, что есть источник жизни? Привет! :))))

В старом Китае даже справки выдавали, что такой-то есть ученик такового-то и по правильной линии передачи, идущей от Будды получил Дхарму и достиг пробуждения.

Я писал "В Хешане и Камалашиле": А кто выдавал справки Гераклу? А кто выдавал справки Будде? Будет ли Будда вводить систему "справок"? Будда, который - не только "справки", но даже "Учение, - смотрите, сволочи! - которое не учение" пытался - честно! :)))) - вдолбить в их тупые головы. ...Но на самом деле, конечно же, не пытался... :)))) Он делал - другое.

...Справки им подавай - тупым, плоским мародерам. Я писал и напишу еще раз - "старые, древние, китайцы были в подавляющем своем большинстве - тупыми. Они ничем - в этом смысле - не отличались от всех других народов - во все времена и во всех странах. ...Но так как их было больше, чем любых некитайцев... - Кстати, Христос и апостол Павел - пытались сделать тоже самое. - Но! Не получилось. - Повторю: Но так как их было больше, чем любых некитайцев - больше породы, горной, на пути потока Чань - то вымывалось золотых песчинок больше. Мало, но ровно столько чтобы появилась критическая масса - чтобы можно было отлить золотую монету. ...А в других местах - не удалось. :))))

Нельзя быть "дзэновцем" вне традиции, можно только играть в Дзэн. Можно, конечно, заимствовать методики, скажем, психотерапевтические, и они будут работать. Но от этого до Дзэн - дистанция огромного размера.

Евгений - Вы буддолог. Вы не можете адекватно оценивать деятельность наставника чань. У Вас для это нет ни нужного опыта, ни нужных знаний. Еще раз: "буддолог" и "наставник чань" - это разные специальности. Просто, народу видны, обычно, грубые вещи - вот сантехник, а вот врач, они ремонтируют разные трубы. И один не полезет в область другого. Но там, где границы тоньше, люди тупо лезут на соседние поля, нарываясь на мины-растяжки, потому что НЕ ПОНИМАЮТ, что это уже - другое поле, что те правила, по которым они живут на своих полях, лишь отдаленно НАПОМИНАЮТ - (но не являются ими) - правила полей на которые они, не заметив этого, перебрались. И вот психолог отождествляет уже себя с философом, а "философ" с учителем, и так далее и тому подобное. ...А каждая собака после заключения Брестского мира - каждая третья собака - выходит из партии в знак протеста против действий Ленина. А потом все эти собаки устраивают в России разгул собаководства. ...Да и Хуэй-нена признали патриархом лишь через 50 лет после его смерти... А так все Шансю, да Шансю...

4. То,что Вы пишите о построении текстов от "Лунь юя" до "Линь-цзи лу" только подтверждает мою правоту: на эту культуру Вы не можете смотреть иначе, чем глазами постомодерна, то есть привносите в нее иные смыслы, смыслы, которых она не знала и дискурсы, которые были ей чужды.

Я, просто, процитировал Вам Дюмулена. Ну, может быть, не совсем дословно... Я-то знаю - ПОЧЕМУ я так пишу и чего я хочу добиться этим. И добиваюсь. ...Нельзя смотреть на "Лунь юй" до "Линь-цзи лу" как на литературные произведения. Они не имеют к литературе ни малейшего отношения. Просто, форма такая - книги. :))))) ...Помните, даже в Мумонкан - уж, насколько туповатый автор - Умэнь Хуэйкай - и то - правильно пишет - хоть это понимал! :)))))) - это - черепки, задача - достучаться - лишний раз постучать по вашим тупым китайским головам этими черепками... Все эти книги - лишь видимость книг. Они - инструменты. Нельзя на них смотреть как на книги. ...Точно также как нельзя смотреть на Учение, как на Учение. :)))) Но смотрят, ведь!... :)))))

5. Что бы Вы не думали о "котельниках" 70-х, я уверен, что объективно корни Вашего Дзена там и тут Вы меня не переубедите. Я их много знал. Не скажу, чтобы любил, скорее не любил. Но знал хорошо.

Я другое поколение. Мне нет дела - и никогда не было - до "котельников". Тем, кто идет за мной, - они моложе меня - нет дела ни до "котельников", ни до Ваших - или чьих бы то ни было - "фантазий о котельниках". Они свое дело сделали - молодцы, спасибо им, - но мы - не из их среды. ...Я, например, с детства зарабатывал деньги. Большие. :)))))))))))))

6. Что такое высший тип среди людей, я не знаю. Бодхисаттва, наверное. Но в

Я имел в виду, что если весь наш российский социум расположить по шкале "тяга к свободе", то в верхней части шкалы окажутся "котельники". Так, мне показалось, Вы видите ситуацию. И я сказал, что я не согласен с тем, что "котельники" находятся в верхней части этой шкалы. И я сказал, что понял Ваши слова так, что Вы не видите никого, кроме них, в этой части шкалы. - Поэтому "высший".

вымирающем сейчас интеллигенте (я очень огорчился, что Вы злорадствуете по этому поводу)

Нет. Я не злорадствую. Ни по этому поводу, Евгений, ни по каким другим. Но к европейским интеллигентам - (да, я знаю, что это понятие чистое российское. Я имею в виду тип сознания, тип культуры мышления-восприятия) - я отношусь соответствующе.

что-то бодхисаттвское все же было, хотя и неосознанно бохисаттвское.

Что-то. Да. ОК. :)))

А недостатков было много, я согласен, сам часто на них раздражался (я-то сам больше интеллектуал, чем интеллигент).

ОК.

7. Сравнив мое понимание Вашего текста Вы сделали мне комплимент, сравнив его с видением Достоевского (я его не заслужил), но тут же поиронизировали над Достоевским. Неужели Вы считаете, что Достоевский недостаточно глубок?

Я не иронизировал над Достоевским, Евгений. Я - "иронизировал" :)))) - ОК :))) - над упрощенным способом его восприятия. Над упрощенным способом восприятия чего бы то ни было. В частности, моей книги. :))))) Осюда следует: Как же я могу иронизировать над Достоевским, или думать, что он "недостаточно глубок", если ставлю его на одну ступеньку с собой? Разделяя с ним все тяготы непонимания его произведений читающей публикой?...

8. Насчет европейской цивилизации. Я в целом согласен с Вашей оценкой новоевропейской, буржуазно-технократической цивилизации. Но не с применением ее к христианской цивилизации Средних Веков и Ренессанса.

ОК.

Ну, да ладно. Переделывать я ничего не буду (кроме упоминания об анонимности текста, его надо снять). Если не подходит, то забудьте о нем.

Подходит-подходит-подходит... :))))) Спасибо Вам огромное. Спасибо.

А к Вам лично я отношусь с большой симпатией и уважением.

Спасибо, Евгений. Взаимно.

Всего доброго, Евгений

До свидания.

P.S. А все-таки она вертится!!! Он - Хуэй (Хуй)-нэн, а не Хуай-нэн. Кстати, "хуай" по-китайски - "плохой", "испорченный", а "хуэй" - "мудрый" :)

Ну, вот! :)))) С этого надо было и начинать! :))))))))) Заменю обязательно! :))))
Спасибо. Привет!
Клейн.

 

 

10.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: Re: Zen & "zen"
Дата: 29 августа 2001 г. 3:57

Александр! Пишу вдогонку по следам своего предыдущего письма. Считаю нужным сказать следующее. Я относился к Вашей интернетовской деятельности хорошо, пока считал, что Вы "юморите" под Дзэн или, как сейчас говорят, "прикалываетесь" a la Дзэн. Но когда я с ужасом начал понимать после Вашего ответа на мое предисловие, что Вы всерьез считаете все эти приколы типа "Маха обоймы" настоящим Дзэн, а себя, видимо, дзэнским мастером, я стал менять свое отношение к Вашим проектам. В таком случае, это не игра и не карнавал и даже не буффонада, а самая настоящая профанация, Вы уж меня извините. Всего наилучшего, Евгений.

 

 

11.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: Re: Zen & "zen"
Дата: 29 августа 2001 г. 11:31

Здравствуйте!

Александр! Пишу вдогонку по следам своего предыдущего письма. Считаю нужным сказать следующее. Я относился к Вашей интернетовской деятельности хорошо, пока считал, что Вы "юморите" под Дзэн или, как сейчас говорят, "прикалываетесь" a la Дзэн. Но когда я с ужасом начал понимать после Вашего ответа на мое предисловие, что Вы всерьез считаете все эти приколы типа "Маха обоймы" настоящим Дзэн, а себя, видимо, дзэнским мастером, я стал менять свое отношение к Вашим проектам. В таком случае, это не игра и не карнавал и даже не буффонада, а самая настоящая профанация, Вы уж меня извините.

В таком случае у Вас есть повод поглубже вникнуть в то, чем я занимаюсь. А заодно в то, что такое Дзэн. С моей точки зрения - профанация это то, чем вольно или невольно занимаются все остальные (кроме Тик Нат Хана - о нем - кто он есть? - я пока ничего не знаю).

Вот Вам тезис о Дзэн: "Понимание нужно только для действия. Больше ни для чего!" Далее. Действие должно быть искусным - иначе оно не осуществится. Действие должно быть мощным - иначе мир сметет тебя. Но там еще есть дно. Как осуществить действие и не загрязниться, не загрязнить мир, по дороге? Как совместить несовместимое? В какие формы облечь свое действие-движение? Какие формы ниболее действенны? С учетом всего вышесказанного? :)))) "

..."профанация"... :))))))))))) Как свое понимание Дзэн Вы воплощаете в жизнь? На полную ли катушку? :)))) - это тоже, кстати, одно из основных требований Дзэн. :))) Да-а-а...

Всего наилучшего, Евгений.

Спасибо, Евгений! Всего наилучшего. Клейн.

 

 

12.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: Re: Zen & "zen"-2
Дата: 29 августа 2001 г. 11:34

Если Вы захотите снять свое предисловие в связи с тем, что изменили отношение к "моим проектам", - у Вас есть такая возможность до следующей среды включительно. С уважением, Клейн.

 

 

13.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: Re: Zen & "zen"-2
Дата: 29 августа 2001 г. 23:57

Дорогой Александр, простите. вчера ночью я несколько переборщил. На Ваши подробные и (искренне говорю) очень интересные письма я отвечу позднее, на выходных, когда у меня будет побольше времени. Спасибо, что Вы мне объясняете Ваш Дзэн, а я постараюсь объяснить Вам некоторые элементарные принципы дальневосточного, которые Вы почему-то никак не хотите увидеть. Ну и про Тхить Нят Ханя пару слов тоже. Всего наилучшего! Еще раз извините! С симпатией, Евгений.

 

 

14.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: Re: Zen & "zen"-2
Дата: 30 августа 2001 г. 1:26

Спасибо, Евгений! Спасибо огромное. Клейн.

 

 

15.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: reply -- part 1
Дата: 30 августа 2001 г. 23:57

Дорогой Александр! Посылаю ответ на Ваше письмо.

Часть 1. О важности преемственности.

Согласно традиции, основал Чань (Дзэн) сам Будда Шакьямуни, который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся ("Цветочная проповедь Будды"<Цветочная проповедь Будды>).

Никто, однако, кроме Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

Так, согласно Чань, началась традиция прямой ("от сердца к сердцу"<от сердца к сердцу>) передачи пробуждения от учителя к ученику. Именно это пробужденное состояние Будды и передается из поколение в поколение от сердца учителя к сердцу ученика.

Состояние пробуждения может быть реализовано любым человеком через прозрение, просветление сознания, что осуществляется пробужденным учителем, получившим свое пробуждение непосредственно от учителя, находящегося в преемственности передачи "светоча Дхармы", восходящей к самому Будде, благодаря определенным приемам воздействия на психику ученика. Благодаря этому воздействию учитель как бы передает, транслирует осознанную пробужденность своего <трезвенного> сознания ученику, подобно тому, как Будда передал свое пробуждение Махакашьяпе.

Эта идея объясняет исключительную важность для Чань списков преемственности Дхармы, содержащих сведения о последовательности передачи пробуждения от одного учителя к другому (это называется <передачей светильника> - чуань дэн). И залог "законности", "подлинности" пробуждения в том, что оно через известную линию преемственности восходит к пробуждению Будды Шакьямуни (подобно тому, как олимпийский огонь, зажженный от солнца Эллады передается эстафетой к месту новой олимпиады.

Поэтому вне традиции преемственности (передачи Дхармы) истинное пробуждение (самьяк самбодхи) невозможно, ибо оно не зажжено от факела, восходящего к факелу пробуждения Будды Шакьямуни. Поэтому в Китае и выдавались справки о полинности пробуждения: они подтверждали не столько само пробуждение, сколько свидетельствовали о его обретении в линии, передающей его от Будды.

Ведь и олимпийский огонь является олимпийским, только если он зажжен в Олимпии в Греции. Огонь, зажженный, скажем, в Москве не будет олимпийским, даже если внешне он от олимпийского ничем не будет отличаться.

To be continued.
Евгений

 

 

16.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: Thich Nhat Hanh
Дата: 2 сентября 2001 г. 23:58

Добрый день, Александр! Несколько слов о Тхить Нят Хане (правильно его имя пишется именно так). Это вьетнамский тхиенский (дзэнский) монах, который прославился в основном тем, что во второй половине 60-х годов во время американской агрессии он поехал на Запад, чтобы расположить общественное мнение Запада в пользу Вьетнама. Он встречался с римским папой и разными общественными деятелями того времени. Мартин Лютер Кинг младший даже выдвигал его на Нобелевскую премию мира. Самая знаменитая книга этого времени, которую написал Тхить Нят Хань - "Lotus in the Sea of Fire", в которой он дал для широкой публики краткую историю вьетнамской культуры и описал современную ситуацию (жестокости американских солдат и т.д.).

После окончания войны и объединения Вьетнама в 1975, кажется, году он остался во Франции, где создал вьетнамский буддийский монастырь, который называется, если не ошибаюсь, "Сливовая деревня". В это время он начинает публиковать по-английски всякие книжки о Дзэн с сугубо коммерческими целями - заработать деньги для своей "Сливовой деревни". Эта коммерческая сторона настолько выражена, что люди, общающиеся с ним лично, иногда бывают просто шокированы. Я познакомился с ним в 1992 г. в Берлине на конференции Европейского Буддийского Союза и тогда он мне очень понравился. Но осенью 1994 г. он был в Питере и шокировал всех местных буддистов тем, что возмущался, что его лекции сделали бесплатными и он за них не получает гонораров (это в 1994 году-то, когда все, кроме новых русских, были абсолютно нищими!). С тех пор мы здесь всякие контакты с ним прекратили. Кроме того, если он приедет во Вьетнам, то его там сразу же посадят, так как вьетнамское правительство обвиняет его в том, что он еще при французах пытался расколоть сангху ради интересов французской колониальной администрации (сангха была настроена патриотически и антиколониально, поскольку французы практически насильственными методами насаждали в стране католицизм и поддерживали разные новые сектантские движения - Каодай и Хоахао, опять-таки подрывавшие положение традиционной сангхи). Не знаю, правда это или нет, но вьетнамское правительство демонстрирует разные документы, подтверждающие его правоту.

Его книжки, да, неплохие. Но я Вас уверяю, что по имеющемуся шаблону и я Вам напишу дивную книжку о том, как надо практиковать Дзэн (причем не как буддолог). Делать этого, я, разумеется, не буду. Мне гораздо симпатичнее Филипп Капло, который учился у аутентичных учителей в Японии и сам обучает только тому, чему его обучили япоские монахи. Из сугубо практических книг неплохая у Сэкида Кацуки. А вообще-то, настоящие дзэнские мастера книжек не пишут, а медитируют и учат учеников. Кстати, обруганный Вами Син-юнь проводит вполне реальные чаньские беседы и я был на одной из них на Тайване, в его монастыре на Фогуаншань. У меня было впечатление, что я попал в эпоху Тан или Сун и участвую в беседе какого-нибудь Байчжан Хуай-хая.

Всего доброго, Евгений.

 

 

17.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: Re: reply -- part 1
Дата: 7 сентября 2001 г. 10:35

(Это письмо написано в 2 приема: часть - 1 сентября, часть - 7 сентября)

////////// 01.09.2001 г.

Евгений! Я, разумеется, знаю все это... Тем не менее, - спасибо Вам за Ваше внимание и Ваш труд в мой адрес. - Я имею в виду - это письмо и Ваши пояснения.

Дорогой Александр! Посылаю ответ на Ваше письмо. Часть 1. О важности преемственности. Согласно традиции, основал Чань (Дзэн) сам Будда Шакьямуни, который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся ("Цветочная проповедь Будды"<Цветочная проповедь Будды>). Никто, однако, кроме Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме. Так, согласно Чань, началась традиция прямой ("от сердца к сердцу"<от сердца к сердцу>) передачи пробуждения от учителя к ученику. Именно это пробужденное состояние Будды и передается из поколение в поколение от сердца учителя к сердцу ученика.

Дорогой Евгений! Эта передача - передача Дхармы - передача от сердца к сердцу - закончилась - прервалась - примерно, тысячу лет назад. Осталась лишь форма - проформа - слепок. Который слепые передают друг другу, как образ слона. Им не за что цепляться, кроме как за форму.

...Ну как же Вам это передать?... - Туземцы, видя пролетающий самолет, лепят его форму из сухой травы и веток... У них нет способа воспринять самолет как самолет. Они его могут воспринять лишь как форму, наполненную их - туземным, мистическим, не имеющим отношения к самолету - содержанием. ...С этой же задачей столкнулся Бодхидхарма, - помните его разговор с У Ди? Образы, образы - сплошные плоские, мертвые образы-слепки.

Будда передал мне все Алмазной Сутрой. Это грандиозное, в высочайшей степени техничное (ну, от слова - "мастер провел техничный прием") мероприятие. Представьте задачу - которую совершенно осознанно поставил перед собой Будда! - и, кстати, выполнил ее. Так вот. Задача. Итак. Передать суть "Учения, которое не Учение" в довольно коротком тексте (речи) и - главное! беспрецедентное! - передать этот текст БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ через через 2, 5 тысяч лет. Тем, кто способен его воспринять. Грандиозная менеджерская задача! Гораздо более сложная, чем создание египетских пирамид. Хуэй-нен все - дополнительное - накопившееся за 1000 лет после Будды - передал в Сутре Помоста.

Нет никакого Чань уже, примерно, 1000 лет. Есть громыхание пустой деревянной телеги. Которую те, кто способен быть лишь пассажиром, - воспринимают как дворец и смысл и живое существо.

Те, кто способен создавать такие живые существа - Будда, Хуэй-нен - и, тем более, способен создавать телеги для поездок тех, кто не имеет "выдающихся способностей" :))) - естественно, видят это. Они НЕ МОГУТ этого не видеть, Евгений! :)))) У них глаза так - по-особому - устроены. - Ну, знаете есть такое русское выражение "понималка еще не выросла"? "гляделка еще не выросла"? "делалка еще не выросла"? Так вот есть те, у кого эта понималка-гляделка-делалка выросла. :))) Но они не могут - в принципе! принципиально! - ДОКАЗАТЬ это тем, у кого понималка-гляделка-делалка НЕ выросла. По той причине, что нет у них, у этих, этой понималки-гляделки-делалки! :)))) Зрячий для слепых - сумасшедший. :)))) Ну, я имею в виду - в обществе слепых. :))) И сделать тут ничего не возможно. :))) Кроме как делать свое дело. И не думать о заслугах. :))) Не думать ни о чем, кроме как делать свое дело. :))) Не обращая внимания ни на что - ни препятствия мира, ни на насмешки людей. :))) "Дурак будет смеяться, а умный поймет." (с) Линь-цзы. :))) Хуэй-нен через 50 (!) лет - повторю - после смерти был признан Шестым патриархом.

...Дхарму им передавать, видите ли... :))) В красивых нарядах. :)))) Со справкой. :))))) От сердца, видите ли, к сердцу. :))))))) Сообщаю Вам: мне Будда так и передал. И Хуэй-нен. И те, чьих имен я не знаю. Я не шучу, говорю именно в буквальном смысле. ...На их языке говоря - процитирую Вам Линь-цзы - "когда открылся у меня Глаз дхармы - я все понял, оглянулся и увидел, кто из учителей истинный, а кто - ложный". Это и есть смысл передачи Дхармы. А не справка и не облеченная в привычные формы для непродвинутых - "передача". "Внезнаковая", видите ли... :)))))

Да, внезнаковая! - Но совсем не так внезнаковая как представляется слепым слон. Если бы Вы, Евгений, всерьез понимали ЧТО есть "внезнаковая передача", да еще и "Дхармы" (!) - Вы бы не считали, что мое "мне Будда так и передал, и Хуэй-нен, и те, чьих имен я не знаю" - бредом сумасшедшего. Поймите! - если есть "Дхарма", то есть - принципиально! - и возможность "мне Будда так и передал, и Хуэй-нен, и те, чьих имен я не знаю".

Остается лишь вопрос - передали ли они ее мне или нет? Это - единственный вопрос лишь! Но! Здесь смотрите мой предыдущий пассаж о "невозможности доказательств в связи с наличием-отсутствием гляделок". Помните? - Ваша любимая Алмазная Сутра? :)))) - "Можно ли определить Так Приходящего по 32-м телесным признакам?" :)))) И ответ - "Нет!" - "Нет! Никогда!" :)))) А эти гусеводы плоские - все (все:) хотят проскочить в щель - несуществующую :)))) - что они слепошарые, все-таки, смогут определить! :)))) Да еще и справку выдать! :))))) Кому? :))))) Кто кому будет выдавать справку?

Тот, кто не видит, тому, кто видит? :)))) - Да он ему не то что справки, он его - распнет! Растопчит! Этого наглого, возомнившего о себе... что он, мол, видит, а я не вижу... Я! Шансю! Усю сутры! Историю знаю усю! А тут Хуэй-ненишка какой-то! :)))) Помните? - Пятый патриарх, когда передал Дхарму, сказал: "Только ты не говори никому, сожрут заживо"? Помните? Думаете это шутки или преувеличение старого дурака-китайца?... Правильно, - нет. :)))))

Тот, кто видит, даст справку тому, кто не видит? - Не даст! :)))) Нафиг он ему нужен!... :))) Ну, только тогда даст, только в таком, лишь, случае, когда НИ ОДНОГО видящего рядом нет, а тут, как раз, помирать пора... Тогда даст. Лучшему из невидящих. С целью удержать ситуацию ДО рождения видящего.

Тот, кто видит, даст справку тому, кто видит? - Конечно! - Раз невидящие реагируют на формы - на справку и прочие колокольчики - конечно, даст! Он ему все даст! Все, что сможет! Включая конечно и эту справку. Липовую. :))))) - Они же будут понимать суть этой процедуры? Процедуры выдачи справки? :))) - Будут. Конечно, будут! А невидящие будут понимать суть этой процедуры? - Ответ смотри выше, в абзаце "Соломенные самолеты".

Тот, кто не видит, даст справку тому, кто не видит? - Даст! На полном серьезе. И с подобающей в таком случае - ну, ни фига ж себе! выдача Главной Справки! - торжественной серьезной церемонией! Какой, там, - извините - в жопу - цветок и улыбка? какая там Кашьяпа-Махашьяпа? Тысяча поклонов каждому из 10.000 приглашенных на церемонию! И 18.000 барабанщиков в одеждах из парчи и золота! Гитлер, когда собрал деньги на проект "Фольксваген" ("Народный автомобиль") потратил деньги на строительство танков. А аналогичная его программа собирания денег по специальному займу на строительство жилья для рабочих - закончилась строительством величественных зданий для имперских учреждений! А когда Гитлеру сказали советники - "Как же так? Народ, ведь?..." - Гитлер сказал: "Строим имперские государственные здания! И чтоб повеличественнее! Чтоб человек сознавал свою ничтожность перед мощью государства! И вел себя соответственно!... А то, ишь!... - настроим им квартир, они там брюхо колбасой набьют с квашеной капустой - тпфу!... - и забудут о тебе через год! Нет! Даже через - полгода!..." Короче! 18.000 барабанщиков в одеждах из парчи и золота! И справка на коже неродившегося теленка с потретами - водяными знаками - всех предшествовавших Будд!

////////////////// 07.09.2001 г.

Добрый день еще раз!

Состояние пробуждения может быть реализовано любым человеком через прозрение, просветление сознания, что осуществляется пробужденным учителем, получившим свое пробуждение непосредственно от учителя, находящегося в преемственности передачи "светоча Дхармы", восходящей к самому Будде, благодаря определенным приемам воздействия на психику ученика. Благодаря этому воздействию учитель как бы передает, транслирует осознанную пробужденность своего <трезвенного> сознания ученику, подобно тому, как Будда передал свое пробуждение Махакашьяпе.

Эта идея объясняет исключительную важность для Чань списков преемственности Дхармы, содержащих сведения о последовательности передачи пробуждения от одного учителя к другому (это называется <передачей светильника> - чуань дэн). И залог "законности", "подлинности" пробуждения...

В этих двух предыдущих абзацах содержится несколько неточностей. Я хотел их пропустить. Но слова - "законность, подлинность пробуждения", "залог законности, подлинности, пробуждения" - меня перевозбудили. "Сразили наповал", как говорят европейцы.

Нет "законности, подлинности пробуждения". Оно или есть, или его нет. "Законность" - понятие человеческое. "Законность, легитимность, правомочность" - это понятия социальные. Они выработаны человеческими группами, сообществами, с целью регулирования претензий на власть. И только. С целью недопущения войны за власть, с целью недопущения хаоса в вопросе "а кто является главным в этой шайке?" Вот и вся "законность". Все эти понятия не относятся и не могут относиться к понятиям "просветление", "Дхарма" иначе, как попытка - необходимая! :)))) - отрегулировать грызню человеческого стада в погоне за крошками божественного света. Вам же сообщаю, что Будда передал свое пробуждение не только Махакашьяпе, а всем кто - (извините, другого слова не могу найти)... - врубился (!) в "Алмазную Сутру".

"Алмазная сутра" - это весточка, брошенная через века и тысячелетия. Брошенная тем, кто понял. Брошенная будущим "способным понять", которые обязательно родятся. Брошенная первым пробудившимся через мрак тысячелетий... Какое счастье было получить весточку, послание, личное письмо от Будды... :))) Как, кстати, удивительно было увидеть неприкосновенность послания... - оно только по краям слегка было немного искажено-перековеркано обычными сознаниями... легкая пыль тысячелетий. :))) На сапогах Будды... Сам себе и почтальон... Так Приходящий... :)))

Так вот. Будда передал свое пробуждение не только Махакашьяпе, а всем кто врубился - способен врубиться - в "Алмазную Сутру". А, следовательно, Хуэй-нену и мне.

Будда передал свое пробуждение не только Махакашьяпе, а всем кто врубился - способен врубиться - в "Алмазную Сутру". Всем принципиально иначе устроенным сознаниям.

Сознание Будды было принципиально иначе устроено, нежели сознание подавляющего большинства людей. Это могут видеть те, у кого сознание устрено также. Возвращаясь к нашей с Вами басне о слоне - скажу: Только зрячие могут видеть слона и других зрячих, слепые - нет. Это и называется Глаз Дхармы.

...в том, что оно через известную линию преемственности восходит к пробуждению Будды Шакьямуни (подобно тому, как олимпийский огонь, зажженный от солнца Эллады передается эстафетой к месту новой олимпиады.

Поэтому вне традиции преемственности (передачи Дхармы) истинное пробуждение (самьяк самбодхи) невозможно, ибо оно не зажжено от факела, восходящего к факелу пробуждения Будды Шакьямуни. Поэтому в Китае и выдавались справки о полинности пробуждения:

Да! :))))))))) Китайцы были страшными сукам! :))) Похлеще, чем русские... :))))))) Бю-ро-краты!...

они подтверждали не столько само пробуждение, сколько свидетельствовали о его обретении в линии, передающей его от Будды.

Ведь и олимпийский огонь является олимпийским, только если он зажжен в Олимпии в Греции. Огонь, зажженный, скажем, в Москве не будет олимпийским, даже если внешне он от олимпийского ничем не будет отличаться.

Нет другого огня. Есть человеческие игры в торжественность. Гавно императора, разумеется, отличается от гавна обычного смертного. А как же!... :)))

По поводу "правильного проведения границ рассмотрения процессов, явлений", создания правильных аналогий, формирования правильных моделей процессов и явлений, а также по поводу применения правильного видения-понимания в своих действиях - работает Школа по Второй логике.

Распространение Дхармы - это распространение правильного видения-понимания. Это было главной задачей предыдущего этапа. Сейчас главной - актуальной! - задачей является распространение правильных действий (на основе правильного понимания). Перевод понимания в действие - вот актуальная задача нынешнего этапа. Я обучаю сейчас молодых людей "молниевым технологиям". Они - эти технологии - также как и Дхарма - привязаны к конкретному человеку, не передаваемы с помощью слов и текстов, требуют высокой чистоты сознания.

Итак. Еще раз: Дхарма = понимание. Дхарма + умение действовать = молниевые технологии. Помните, Будда все повторял - "упайя-упайя"?... :))))

До свидания, Евгений!
Всего Вам наилучшего.
Клейн.

 

 

18.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: reply -- part 1
Дата: 7 сентября 2001 г. 23:24

Александр! Огромное спасибо за послание. Вашу основную идею понял. Но с чего Вы взяли, что 1000 лет Чань нет? Значит, в Японии никогда не было Дзэн: ведь его туда передали из Китая только 700-800 лет тому назад, когда "истинного Чань" по-Вашему в Китае уже не было. Неувязочка какая-то. Жду продолжения, Евгений :)

 

 


Евгений Торчинов за чтением газеты. 2001 г. http://www.members.tripod.com/~etor_best/ie4.html

Бодхисаттвическая Сеть


 

19.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: страница
Дата:7 октября 2001 г. 15:47

Здравствуйте, Евгений! Прошу Вашего разрешения поставить эту страницу на сайт. Если Вы сочтете по какой-либо причине, что этого делать не нужно - то страница на сайте (и нигде в интернет) не появится. С уважением. Клейн.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: reply -- part 1
Дата: 7 октября 2001 г. 15:57

Здравствуйте, Александр! Раз Вы считаете, что наша с Вами переписка представляет интерес для кого-то еще, помещайте ее, всех Будд ради, на сайт. Ничего против не имею :))) Успехов, Евгений.

От: Klein
Кому: Evgeny Torchinov
Тема: страница
Дата:7 октября 2001 г. 18:56

Спасибо огромное, Евгений! Многие живые существа, стремящиеся к просветлению, прочитавшие Ваше вступление к моей книге и знающие о факте существования нашей с Вами переписки по этому поводу, уже хотят прочитать ее. С большой радостью поставлю ее на сайт, всех Будд ради и на радость живым существам. Благодарю Вас. Привет! Клейн.

От: Evgeny Torchinov
Кому: Клейн
Тема: страница
Дата:7 октября 2001 г. 20:00

Привет! Ну, если это так надо живым существам, то тогда само собой... :))) Счастливо! Евгений.

 

 


 

назад к Новой БодхиПравде 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Copyright © 1999-2001 ZenRu