Юридическая Фирма «Ай Пи Про» (IPPRO) Интернет Магазин Настоящей Еды «И-МНЕ» Гео-чаты Hypple «Тикток + Лунатик» в России и СНГ |
|||||
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ
ИСТОРИИ
|
СПАРТА
Спарта, главный город области Лакония, находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония (Лаконика) - сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали "лакедемонянами", что равнозначно словам "спартанец" или "спартиат". С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседей - других греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики
завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров
с различными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесского
союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510-500 до н.э.)
Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем
самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению
персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками
привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480
и 479 до н.э. Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, Спартой и Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете в 404 до н.э. Спарта взяла верх. Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы
и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение
при Левктрах (371 до н.э.) и при Мантинее (362 до н.э.), Спарта стала
терять былое могущество. Спарта обладала особым политическим и социальным устройством. Во главе
спартанского государства стояли два царя, один из рода Агидов, другой
из рода Эврипонтидов. Два царя проводили заседания вместе с герусией -
советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60
лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие
30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что
считалось необходимым для гражданина, в частности, вносить свою долю на
участие в совместных трапезах (фидитиях). Позднее возник институт эфоров,
пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области
Спарты. Пять эфоров имели власть, превосходившую власть царей. Тип цивилизации, который именуется теперь "спартанским", не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни приписывается Ликургу. Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты.
Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения
прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов,
обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный
доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных
потребностей. Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать
прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как-бы во временное
пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие
от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты
имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая
оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения
восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности
собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с
целью убийства илотов. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое
время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось
около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число
илотов превосходило число граждан уже в 15 раз. Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время
греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов,
но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только
2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти.
При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый
гражданин или его следует отнести на гору Тайгет и сбросить в пропасть.
Первые годы жизни мальчик проводил дома. С 7 лет воспитание брало на себя
государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям.
В 20 лет молодой спартиат присоединялся к компании сотрапезников из пятнадцати
человек (фидитии), продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он
имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет
спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном
собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то
вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца высекали лишь его имя;
если он погибал в сражении, добавлялись еще слова "на войне". Спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в
свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и
коммунистических черт. источник: www.krugosvet.ru ЗАКАТ СПАРТЫ В 371 до н.э. году фиванцы разгромили доселе непобедимую спартанскую
фалангу в битве при Левктрах; в этом сражении фиванский полководец Эпаминонд
впервые использовал "косой строй": при средней глубине построения
в 6 шеренг он поставил на левом фланге ударную колонну глубиной в 50 шеренг.
Колонна прорвала спартанскую фалангу, царь Клеомброт погиб, спартанцы
впервые поддались панике и бежали с поля боя. Одержав победу, Эпаминонд
двинулся на Спарту и освободил мессенских илотов; спартанцам едва удалось
отстоять свой город и долину Эврота. С этого времени Спарта старалась
не вмешиваться в дела Греции.
После утраты благодатной Мессении многие воины лишились своих наделов; среди "равных" спартанцев появились "меньшие" - и их становилось все больше. Гражданами Спарты считались лишь обладатели панцирей и шлемов - "гоплиты". Оказавшиеся в тисках нужды воины продавали оружие и исключались из числа спартанцев. Вдобавок ко всему, земельные наделы стали втайне продаваться и покупаться. Мужчины старались оставаться солдатами, но знатные спартанские женщины занялись ростовщичеством и скупали за долги земли воинов. В Спарте появилось золото, к которому раньше было запрещено прикасаться; вместе с ним пришла любовь к роскоши и изнеженность, гимнасии опустели, о воспитании молодежи никто не заботился. Через столетие после катастрофы при Левктрах оказалось, что вся земля
сосредоточилась в руках ста семей, а город переполнен бедняками, ненавидевшими
новых богачей точно так же, как и илоты. Однако аристократия греческих городов, испугавшись передела земель и
распространявшейся из Спарты революции, снова призвала македонян; в 221
году спартанцы были разбиты македонской фалангой в кровавой битве при
Селассии. Реформы Клеомена были отменены, но Спарта успокоилась ненадолго.
Демографическое давление продолжало оставаться высоким, бедняки требовали
земли, а илоты - свободы. В 207 году разразилась новая революция, к власти
пришел "тиран" Набис, под рёв огромной толпы объявивший об отмене
долгов, освобождении илотов и разделе земли поровну. Затем началась новая война - но теперь в роли защитников аристократии
выступили не македонская фаланга, а римские легионы. В 200 году до н.
э. могущественный Рим объявил войну Македонии, легионы впервые вступили
на землю Греции и три года спустя разгромили непобедимую до тех пор македонскую
фалангу в битве при Кеноскефалах. Чтобы привлечь к себе греков, римский
командующий Тит Фламинин объявил о "свободе" греческих городов;
при этом он провозгласил себя охранителем "закона" и повсюду
поддерживал аристократию. "Тирания" Набиса была признана "незаконной", и непокорной Спарте была объявлена война. Спарта вступила в неравный бой; бедняки и рабы надели красные плащи, взяли в руки копья и встали в ряды воинов. В 192 году Набис погиб, еще через три года Спарта пала, тысячи пленных были казнены и проданы в рабство. Все получившие гражданство от "тирана" были изгнаны, колонны изгнанников под конвоем потянулись на север. Долина Эврота опустела; как в начале истории, повсюду простирались не потревоженные земледельцем луга, и одинокий пастух играл на свирели песнь о былых героях. Богатые римляне приезжали послушать пастуха и посмотреть на то, что осталось от знаменитой Спарты. Примерив красные плащи и повосхищавшись прошлым, они ехали в Афины - посмотреть на то, что осталось от Афин. источник: Нефедов С. А. "История древнего мира"
|
из Плутарха: 1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает:
3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им
4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные
виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей,
5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело. 6. Молодые люди спали совместно по илам на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать. 7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав. 8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших,
9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных
отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им
дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии.
Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами,
имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и
на 11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему
отцу, 12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться. 13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того,
чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы
считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены
к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться
без всяких приправ и 14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению,
эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать
ему в его 17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям
18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив
хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего,
19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли
20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая
в 21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не
имел 22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ
жизни, 23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил. 24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых,
они 25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство. 26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость. 27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше
28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть. 29. Любители поговорок часто приводят слова: "Не приложивши рук,
богов не призывай", то есть: призывать богов нужно только, если принялся
за дело и работаешь, а 30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. 31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери. 33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами. 34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:
35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам. 36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его. 37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил
38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею. 39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела. 40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение
41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными
Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий
не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься
какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве
денег у 42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако
позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства
на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от
этого к худшему.
|
У Плутарха еще есть "Изречения спартанцев" - очень полезное чтение. Но его - на 21.09.02 - нет в сети. Найдите в книгах и прочтите. Привет! Клейн.
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ
ИСТОРИИ
|
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ: "ИЗРЕЧЕНИЯ
ЦАРЕЙ И ПОЛКОВОДЦЕВ"
СПАРТА: "ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ СПАРТАНЦЕВ"
АПОСТОЛ ПАВЕЛ
Copyright
© 1999-2014 ZenRu