ZenRu
Красный ДзенХелп
Белый ДзенХелп
Лекции семинаров по Второй логике
Бодхисаттвская Правда
Юридическая Фирма «Ай Пи Про» (IPPRO)
Интернет Магазин Настоящей Еды «И-МНЕ»
Гео-чаты Hypple
«Тикток + Лунатик» в России и СНГ
Ремешки для iPod nano LunaTik и TikTok
Школа по Второй Логике
Март 2001
часть третья


О страхе

 

Учащийся:

Я вот что подумал.Ведь в человеке все завязано на страхе.Гнев,алчность,зависть-это все туфта,всего лишь производные.Страх создает все наши оболочки и является основным мотивом всех наших действий. А каким будет мир если перестать бояться? Пробовал эксперементировать со страхами.Многие из них убиваются легко с другими сложнее.Наиболее труднопреодолимые завязаны на инстстинктах. Отсечение страха вплоть до инстинкта самосохранения-конечная цель "аскезы".Или не так?

Хотя нам с аскетами не по пути,если кто-то может рассказать о биохимии страха буду очень благодарен.

Клейн:
Привет! Ты абсолютно прав. Все страхи - это производные инстинкта самосохранения. Который является одним из 2-х основных инстинктов, представляющими собой фундамент всех остальных инстинктов. "Конечная цель" - исчезновение страхов и управление инстинктом самосохранения. Один из аспектов Освобождения - освобождение от власти инстинктов. "От власти" означает "не они тобой управляют, а ты - ими". Привет! Клейн.

PS: Любая биохимия управляема сознанием.

…………….

Учащийся 1:

Я вот что подумал.Ведь в человеке все завязано на страхе. Гнев,алчность,зависть-это все туфта,всего лишь производные.Страх создает все наши оболочки и является основным мотивом всех наших действий.

Учащийся 2:

Вот это "все завязано" сигнализирует мне о том, что понятие потеряло смысл. Не все завязано на страхе - по моему страх это "лишь" один из инстинктов.. инстинктивыный выброс энергии в тело - наша задача ухватить ее и копать (в смысле - действовать) (в смысле - использовать эту энергию)

Учащийся 1:

А каким будет мир если перестать бояться?

Учащийся 2:

Если перестать боятся - тогда надо будет что-то делать :))

Учащийся 1:

Пробовал эксперементировать со страхами.Многие из них убиваются легко с другими сложнее.Наиболее труднопреодолимые завязаны на инстстинктах. Отсечение страха вплоть до инстинкта самосохранения-конечная цель "аскезы".Или не так?

Хотя нам с аскетами не по пути,если кто-то может рассказать о биохимии страха буду очень благодарен.

Учащийся 3:

Биохимически страх представляет собой то же самое, что и любой процесс в организме, ведущий к выделению энергии. То есть, в корне – страх представляет собой один из стимулов, активизирующих длинную цепочку электрических и химических возбуждений. От возбуждения в коре мозга до ответной реакции каждой клетки. Стимулы (так называемые стрессовые факторы) разные - холод, жара, голод, травма, испуг, а цепочка - одна.

Стадия 1. Стрессовый фактор снижает содержание глюкозы в крови (она расходуется как источник энергии). Наблюдается понижение температуры тела, замедление сердечного ритма, затруднение мозговой деятельности.

Стадия 2. Снижение содержания глюкозы активизирует ряд физиологических процессов. Происходят изменениям в углеводном балансе, в следствие чего количество свободной глюкозы в крови увеличивается . Мы ощущаем при этом учащенное сердцебиение, становится жарко, притупляется чувство голода, хочется пить, активизируется мозговая деятельность. Получаем дополнительное количество энергии.

По сути дела, цепь одна при любом стрессовом факторе. А стрессовый фактор, очевидно, угроза сохранности тела. В некоторых случаях - потомства.

Мне кажется, что подавлять страх не стоит. Лучше научиться его использовать. Я экспериментировала на собаках недавно :))) Всю жизнь боялась собак. Фиксация на страхе стадии 1 оказывается приводит к тому, что эти фурии меня не замечают. Я в эти моменты и сама себя не замечаю :)) Еще про стадию 2. Никому не случалось отчаянно драпать со страху? Если грамотно перепугаться, во-первых, убежишь от кого угодно, во вторых - никогда не споткнешься. Вот уж бег силы так бег силы :))

Очень полезная вещь - страх.

Может, я ерундой занимаюсь?

........................

Учащийся 3:

Я экспериментировала на собаках недавно :))) Всю жизнь боялась собак. Фиксация на страхе стадии 1 оказывается приводит к тому, что эти фурии меня не замечают. Я в эти моменты и сама себя не замечаю :))

Учащийся 4:

"Фиксация на страхе стадии 1" - как это?

Учащийся 3:

Получается иногда сознательно задерживаться на стадии 1. Сохранять ощущения замедленного сердцебиения, дыхание "затаивается", холодок пробегает. Становлюсь как бы неодушевленным предметом. Как это выходит - бог его знает. Успешно проходит далеко не всегда.

Странное дело, мне стало нравиться ощущение страха. Даже хочется перепугаться, чтоб отследить собственную реакцию и повертеть ее со всех сторон. Страх перестал вызывать отрицательные эмоции! Только объект исследований. Смотришь со стороны и препарируешь.

Только сомнения у меня крупные, туда ли я использую страх. Или его следует вообще трансформировать во что-то другое? На всякую фурию ненапрячешься, хотя и интересная игра.

.......................

Учащийся 1:

Не все завязано на страхе - по моему страх это "лишь" один из инстинктов..

Учащийся 2:

Это не инстинкт, а его проявление.

Учащийся 3:

За 2-3 недели до письма 777 мы с Zalexom активно обсуждали тему человеческого поведения, пришли к обусловленности человеческого поведения страхом, от страха абстрактного - к страху (боязни) потерять что-то – будь то "лицо", достоинство, здоровье или жизнь...т.е. то, что человек (личность?) считает для себя важным. А сейчас мне вспомнилась "Трансформация", Дарвин :), основной "животный" инстинкт :) - инстинкт самосохранения - сохранения тела, т.е. именно того, с чем себя человек отождествляет, чем себя считает первоначально (?), при рождении...В дальнейшем появляется и растет целый список этих отождествлений, соответственно список того, что угражает выживанию...но уже не тела, а ....всем этим отождествлениям - и мы начинаем бояться и защищать столько всего :)))

Учащийся 2:

По сути дела, цепь одна при любом стрессовом факторе. А стрессовый фактор, очевидно, угроза сохранности тела. В некоторых случаях - потомства.

Учащийся 3:

Я думаю, что стрессовый фактор, в той или иной мере, срабатывает при любой ситуации, угрожающей всему тому, чем ты себя считаешь - мужское достоинство :))) - я мужчина!, работа :))) - я сотрудник...., семья (мать, отец, жена и т.д.) и др. В конечном счете тема обиды, заноз, которую здесь разбирали - тоже оттуда. Я думаю, что у человека есть определенный оптимальный образец-стандарт, определенная совокупность качеств, необходимых для выживания всего, чем он себя считает(Дарвин :))) ), составленная под влиянием общества, семьи и т.д. Соответственно если он обнаруживает у себя какие-либо отклонения от этого стандарта (нестандартная внешность :))), например, если отождествляет себя с внешностью), то старается добиться соответствия ему либо, при невозможности, скрыть его....давление на эту сторону-составляющую вызывает особо острую реакцию, т.к. она наиболее уязвлена (как рана на теле) - опасность!опасность! - дальнейшая защита...

Учащийся 2:

Мне кажется, что подавлять страх не стоит. Лучше научиться его использовать.

Учащийся 3:

Подавление страха, по-моему мнению, приведет к переходу его в другую форму...либо ни к чему не приведет. Нужно перенастроить эти самые отождествления, но возможно ли это и как?

.....................

Учащийся 1:

Мне кажется, что подавлять страх не стоит. Лучше научиться его использовать.

Учащийся 3:

не помню...кажется Блаватская говорила - выход только один - повернуться к страху лицом.

это может сделать только тот(имею в виду быть этим, а не насильно сцепив зубы, и т.д. - это другое), кто уравновешен внутри, спокоен, значит внимателен, не спешит и не медлит...ну, Самурай, например :))

тогда страх - просто повод быть на другой скорости...

Учащийся 2:

Подавление страха, по-моему мнению, приведет к переходу его в другую форму...либо ни к чему не приведет. Нужно перенастроить эти самые отождествления, но возможно ли это и как?

Учащийся 3:

вот, ОШО, например, показывал людям примеры трансформации одного вида энергии в другой...это всегда делалось не отказом от этой энергии, а погружением в нее, в активной форме, проявлением...

Учащийся 2:

Да.Я пришел к тому же выводу.Не подавлять.Но какую тактику избрать к страху перед смертью например. Вот вам прикладной пример.

Три четверти из нас скажут , что не боятся смерти(я до недавних пор тоже так думал).

А вот неделю назад собрался поучавствовать в атракционе,знаете наверное на резинке с моста. Подошел к краю, посмотрел вниз -метов 60 будет,внизу река ленточкой вьется и понял я ,что нифига я не "самурай" и все время сам себя обманывал.(Это плюс конечно ,что еще одна оболочка отвалилась.)Спросил у ребят-организаторов много ли народу прыгает ,оказывается есть герои. Речь не о том.

Я когда стоял там и смотрел вниз ,всю эту биохимию внутри себя чувствовал,ощущал в какой части тела этот страх рождается и куда движется,форму его и даже цвет наверное.Как дает он команду мозгу- уловку какую то изобрести,ну типа сегодня не в форме ,может завтра и.т.д. В общем пользу какую то можно извлечь даже из поражения.

.......................

Учащийся 1:

Отсечение страха вплоть до инстинкта самосохранения-конечная цель "аскезы".Или не так?

Учащийся 2:

Да! Именно отсечь, отказаться от отождествления себя с телом. Но как?

Учащийся 3:

отказаться невозможно. кто это будет делать? это может только тот, кто вне этой системы...т.е. тот, кто неотождествлен :))))

значит это не вопрос действия к этому результату.

Учащийся 4:

почему-ж нельзя?:-))

Я воот ,что думаю :

например рождается человек как говорилось ранее ,он считает себя ,как я понял -своим телом ,физическим телом ,руки ,ноги таам всякие...,далее как только появляется опасность разрушения того с чем он себя отождествляет ,тогда и рождается "страх"("Страх" потерять себя). Человек как бы это отмечает для себя -если есть опасность разрушения физического тела ,то ...далее идет : опасность разрушения себя...,что вызывает "страх". Потом человек отождествляет себя например сыном(дочерью) своих родителей. Далее точно также , когда появляется опасность разрушения своего отождествления с "сыном(дочерью)" ,которое может случится в результате потери родителей ,(поэтому "страшно" за родителей) ,в следующий раз ожидая родителей ,человеку становится "страшно" - "страх" потерять себя. Таак постепенно отождествляя себя со всем ,что придется, человек накапливает в себе все свои отметки ,и они срабатывают ,в анологичных ситуациях. Поэтому я думаю надо выводить все эти записи и уничтожать их.:-) Ну вы можеет и это и имели ввиду ,меня просто сбила- "невозможность отказаться от отождествления".:-))Я думаю ,чтобы не формировались новые записи со страхом ,можно отождествлять себя с :"что-то непонятное ,то ли...,то ли" ,т.е. находится в постоянном поиске себя:-)))

…………

Учащийся 1:

Таак постепенно отождествляя себя со всем ,что придется, человек накапливает в себе все свои отметки ,и они срабатывают ,в анологичных ситуациях. Поэтому я думаю надо выводить все эти записи и уничтожать их.:-) Ну вы можеет и это и имели ввиду

Учащийся 2:

Да не надо их уничтожать!

Учащийся 1:

а что с ним делать?:-)

Учащийся 2:

Надо их правильно понимать.

На счет "уничтожать" - начинающих хирургов к живому телу не сразу подпускают!

Если у тебя нет "абсолютной шкалы" то если ты все тормоза по спиливаешь - столько дров наломать можно..

Фразу "делай, что хочешь" - можно по разному понимать (это очевидно?).

………..

Учащийся 2:

И не надо "растождествлятся" с телом.

Учащийся 1:

:-))отождествлятся=слиться полностью. Т.е. если я отждествлЈн с телом ,то я уже не вижу себя нигде ,кроме как в нем. Я хочу сказать что если ты видишь ,что ты отождествляешься ,значит ты уже неотождествляешся - "растождествлен".:-)

Учащийся 2:

Неет.

Есть сознание. Ты можешь его направлять куда хочешь. (пытаться :)

Можно собой грубо работать, можно тонко. Можно отождествлятся, растождествлятся, можно отбирать/можно выкидывать, можно все валить в одну кучу, можно все кучи раскидывать но все это будет не правильно. Правильно будет идти туда куда тебе нужно. И как нужно.

А если не знаешь куда и как - то учится _этому_ - разве не так?

И помнить закон джунглей!

.........................

Учащийся 1:

почему-ж нельзя?:-))

Я воот ,что думаю :

например рождается человек как говорилось ранее ,он считает себя ,как я понял -своим телом ,физическим телом ,руки ,ноги таам всякие..., только появляется опасность разрушения того с чем он себя отождествляет ,тогда и рождается "страх"("Страх" потерять себя). Человек как бы это отмечает для себя -если есть опасность разрушения физического тела ,то ...далее идет : опасность разрушения себя...,что вызывает "страх". Потом человек отождествляет себя например сыном(дочерью) своих родителей. Далее точно также , когда появляется опасность разрушения своего отождествления с "сыном(дочерью)" ,которое может случится в результате потери родителей ,(поэтому "страшно" за родителей) ,в следующий раз ожидая родителей ,человеку становится "страшно" - "страх" потерять себя. Таак постепенно отождествляя себя со всем ,что придется, человек накапливает в себе все свои отметки ,и они срабатывают ,в анологичных ситуациях. Поэтому я думаю надо выводить все эти записи и уничтожать их.:-) Ну вы можеет и это и имели ввиду ,меня просто сбила- "невозможность отказаться от отождествления".:-))

Учащийся 4:

А я почему то чувствую, что отказаться от отождествления себя с телом возможно...только не знаю, как... ведь это наверное самае глубокая привязанность :))) Хотя есть еще "Я"-"Эго"-"Ум"....:)))

Учащийся 5:

Я думаю,чтобы не формировались новые записи со страхом ,можно отождествлять себя с :"что-то непонятное ,то ли...,то ли" ,т.е. находится в постоянном поиске себя:-)))

Учащийся 4:

Да! А старые записи-отождествления снимать как и другие а-оболочки... проявляясь...отслеживая их при появлении конкретных стрессовых факторов, о которых писала Ольга. Стрессовые факторы - сигнал для работы :))) для того, чтобы туда погрузиться, ринуться... ринуться, используя для работы-выявления оболочек эту самую энергию страха...предельную ясность, собранность... Как Самурай (привет, Пассер:))) ).

..................

Учащийся 1:

А я почему то чувствую, что отказаться от отождествления себя с телом возможно...только не знаю, как... ведь это наверное самае глубокая привязанность :)))

Учащийся 2:

Предполагаю, что это можно сделать (хотя бы отчасти) с помощью развития астрального тела (Внетелесный опыт, Осознанные сновидения, Предсмертный опыт).

Учащийся 3:

А я слышал ,что развитие астрального тела прямопрапорционально работы над собой ,здесь. Т.е. например не отказавшись от отождествления с телом(этим) ,я не смогу эффективно развить астральное тело.

...................

Учащийся 1:

А все время ли при страхе выделяется энергия?:-)

Учащийся 2:

Да.

1. В первой стадии - глюкоза, которая содержится в крови в норме, транспортируется в клетки через клеточные мембраны и окисляется. Энергии, которая выделяется из "нормального" количества глюкозы мало для ответа на стрессовый фактор.

Если при сильном испуге организм долго не переходит во вторую стадию (скорей всего, индивидуальные особенности организма или психики), то от перерасхода глюкозы наступает так называемый гипогликемический шок, т.е. обморок.

2. Выделение количества энергии, необходимого для ответа на стрессовый фактор происходит при участии гормона адреналин. Он способствует выделению в кровь свеженькой порции глюкозы, а также учащает дыхание, ускоряет сердцебиение, то есть делает все возможное для ускорения разноса источника энергии по телу.

Вот и выделяется энергия. Если бы она не выделялась, то, сам понимаешь... Алес капут. Кома... Так оно и бывает, когда повреждены эти биохимические механизмы.

А выделяется энергия всегда с избытком. Очевидно, это энергетически более выгодно, чем создание и функционирование систем точного контроля количества выделяемой при стрессе энергии.

Избыток энергии часто уходит на чепуху, вроде повышения температуры, то есть энергию "низкого качества". Типичный пример - в детстве я так боялась прививок. что у меня повышалась температура тела на целый градус.

Сама физиологическая реакция организма схожа при воздействии совершенно разных стрессовых факторов. Важно, почему мы ее определяем именно как страх. Например, обливание холодной водой. Точно такая же физиологическая реакция, как у страха. Но как отрицательная эмоция - не воспринимается.

Страх - НОРМАЛЬНАЯ реакция. Совершенно естественная, на мой взгляд. Инстинкт самосохранения. И ничего в этом плохого нет. Как же без него? Он отвечает за сохранность нас самих. Благодаря ему мы не под колесами машины и не в дурдоме.

Мне кажется, что страх становится Страхом ИМЕННО если его пытаться избежать. Если в а-оболочке испытывать страх относится к разряду "плохо". А если не делить свое естество на плохие и хорошие проявления? Не станем же мы считать дрожь от холодной воды следствием излишней привязанности к телу и еще клеймить себя за это?

Что касается осознанных сновидений и пр., то при наличии подходящей а-оболочки бояться и там можно, наверное. Мало ли причин найдется :)

Другое дело, что страх может вызывать как реальная, так и мнимая причина. В реакции на реальную причину я не вижу ничего плохого. А потеря драгоценного времени и энергии на причины мнимые - это уже хуже.

Фу ты! Страха-то и нет, выходит? Есть инстинкт самосохранения и его нормальное проявление. И есть причины - реальные и мнимые. Отделяй себе реальные от мнимых, и все на своем месте и напользу. Так, что ли?

……………..

Учащийся 1:

Страх - НОРМАЛЬНАЯ реакция. Совершенно естественная, на мой взгляд. Инстинкт самосохранения. И ничего в этом плохого нет. Как же без него? Он отвечает за сохранность нас самих.

Учащийся 2:

Смотря что ты включаешь в понятие "нас самих"? Может быть стОит провести интеллектуальную инвентаризацию :))) этого переполненного и захламленного (у меня точно :))) ) склада, по результатам которой:

1. списать завалявшийся, приобретенный давно, но уже утративший (или даже не имевший) свою полезность-необходимость для продвижения к цели (решения поставленной тобою Главной задачи) Инвентарь, который занимает очень много места и требует постоянной его охраны (защиты);

2. очистить от пыли и грязи, смазать, пронумеровать и расставить по полочкам необходимый для движения Инвентарь...обеспечив ему соответствующую охранную сигнализацию, срабатывающую в случаях реальной(а не мномой) для него угрозы...

Учащийся 1:

Да! Конечно!

Барахло списать!

Охранять только нужное!

……………..

Учащийся 1:

Мне кажется, что страх становится Страхом ИМЕННО если его пытаться избежать. Если в а-оболочке испытывать страх относится к разряду "плохо". А если не делить свое естество на плохие и хорошие проявления? Не станем же мы считать дрожь от холодной воды следствием излишней привязанности к телу и еще клеймить себя за это?

Учащийся 2:

:)))

Клеймить не нужно. Но избавиться от этого можно без ущерба для выживания тела ....в целях более эффективной его-тела работы в экстемальных условиях :)))

Учащийся 1:

Что касается осознанных сновидений и пр., то при наличии подходящей а-оболочки бояться и там можно, наверное. Мало ли причин найдется :) Другое дело, что страх может вызывать как реальная, так и мнимая причина. В реакции на реальную причину я не вижу ничего плохого. А потеря драгоценного времени и энергии на причины мнимые - это уже хуже.

Учащийся 2:

Вот, вот...

Учащийся 1:

Фу ты! Страха-то и нет, выходит?

Есть инстинкт самосохранения и его нормальное проявление.

Учащийся 2:

Нормальное - это сохранение-защита тела? Или еще чего-то? См. выше.

Учащийся 1:

Всего, что нужно на данном этапе. Мне тело еще нужно :)

Но не только тела, наверное.

………….

Учащийся 1:

И есть причины - реальные и мнимые. Отделяй себе реальные от мнимых, и все на своем месте и напользу. Так, что ли?

Учащийся 2:

Так! :))))

..................

Учащийся 1:

Фу ты! Страха-то и нет, выходит? Есть инстинкт самосохранения и его нормальное проявление. И есть причины - реальные и мнимые. Отделяй себе реальные от мнимых, и все на своем месте и напользу. Так, что ли?

Учащийся 2:

1. страх - это нормально.

2. энергия, которая выделяется - так, называемая, гормональная, стрессовая...она разрушает организм. Это физиология - такая энергия приводит к разрушению мелких кровеносных сосудов. Современные данные говорят , что мелкие сосуды - капиллярную систему называют вторым сердцем...пагубное влияние... Разнос организма вытекает из того, что страх может приводить к панике. так?

3. "Фу ты! Страха-то и нет, выходит?" - так нельзя подходить к этому! ты замыливаешь глаза. А в реальной ситуации попадешь в ступор или истерику. Раньше ты писала, что то вроде - страх это не плохо, плохо убегать от этого, убегать панически, психически...этого достаточно.

4. важно не забываться, не паниковать, важно, чтобы страх не подавлял человека. Как этого добиться? Только не рассуждая о том, что это все фигня и страха нет, а это, мол, типа "а, ладно, подумаешь...", реакция...:)))

ты про это забудешь, когда попадешь в ситуацию :)))

Это не вопрос - как не страшиться, не паниковать...это не "как".

Это нужно понять, т.е. избегать страха или не-избегать -- одно и то же.

5. "И есть причины - реальные и мнимые. Отделяй себе реальные от мнимых, и все на своем месте и на пользу." - ага, так вот, просто, раз отделили, раз и все хорошо...это не

конструктивный подход, это болтовня. Не " Отделяй себе...", а будь на месте, смотри туда...да все равно рано или поздно упрешься в необходимость поднять глаза и глянуть прямо!...так стоит ли тянуть?...т.е. - важно не игнорировать ситуацию!, тогда возможно увидеть.

6. если случается полностью быть в ситуации, не игнорировать ее, тогда страх может и не возникать...страх - это не внимательность...возникает просто активность, действие.

Но я, конечно не говорю, что страха нет.

............................

Учащийся 1:

1. страх - это нормально.

2. энергия, которая выделяется - так, называемая, гормональная, стрессовая...она разрушает организм. Это физиология - такая энергия приводит к разрушению мелких кровеносных сосудов. Современные данные говорят , что мелкие сосуды - капиллярную систему называют вторым сердцем...пагубное влияние... Разнос организма вытекает из того, что страх может приводить к панике. так?

Учащийся 2:

Если же себя контролировать, осознавать, можно даже в критических ситуациях не испытывать страха. Страх - это, наверно, нормально :), но бесполезное чувство. Ведь для того, чтобы не попасть под машину, не нужно бояться этой самой машины, надо просто во время по сторонам смотреть (вывод - быть внимательным... не только на дороге). Еще пример - чтоб тебя не избили, не покусали собаки, и т.п. тЕм более НЕ надо страха. Живые существа очень чувствительны к гормону страха, собаки чаще кусают (в кажущихся беспричинных ситуациях) тех, кто их боиться... или ненавидит. Т.е., я считаю, страх - в первую очередь, бесполезное чувство. Инстинкт самосохранения можно прекрасно реальзовывать, не испытывая чувства страха. Для того, чтобы страх исчез, надо оказаться лицом к лицу перед своим страхом, погрузиться в него.

Пример из личной жизни :)

Меня с детсва напугали всякими бабаями :)), бабками-ежками и т.п. лабудой, причем говорили, что "Придет бабай из то-о-ой темной комнаты." Результат очевиден – я панически бояЛАСЬ :)) темноты. Пока не произошел один случай. Как то вечером я была дома практически одна (годовалый ребенок не в счет - его самого защищать надо). И тут вдруг погас свет... Темнота почти полная... Вскоре выяснила - отрубили весь дом.

Если бы я была вообще одна, наверно, легла бы спать. А тут... В общем часа 2-3 я полноценно выполняла свои функции :)), ребенок подумал (наверно :) ), что это такая игра - в темноту. После этого я перестала бояться темноты. Не только в квартире. И еще - получилось проанализировать свой страх. В темноте я боялась отсутствия визуальной информации о размерах пространства (я еще и клаустрофобией "страдаю" или страдала :), корни - тоже из детства), присутствия в темноте тех самых сущностей (с. Кастанеду)...

Т.е. сейчас я стараюсь отлавливать причины своих страхов, анализировать, осознать их, а после - не уходить от страха, от ситуации, вызывающей страх, а пытаюсь пройти сквозь нее.

Вот сегодня всю ночь провела одна в большом институте (вахтер был на первом этаже,

но он спал). :))) Замечательно! :))

......................

Учащийся 1:

Есть ли разница между ИСПУГОМ, как реакцией на внезапную смену обстановки, внезапное возникновение новых обстоятельств и СТРАХОМ?

Если есть, то в чем она.

Мой взгляд:

Испуг - реакция организма на внезапное внешнее воздействие. Может быть также обусловлено и наличием страхов.

Страх - некое ментальное образование, основанное на различных запретах и ограничениях, а потому и поглощает огромное количество энергии. В этом легко убедится - человек, лишенный страхов более энергичен, свободен и легок. Как показывает практика, в моей собственной жизни, переживание "страшных" ситуаций

приводит к почти полному исчезновению соответствующих страхов. Делать то, чего боишься, идти навстречу страху и переживать его. Естественно, не игнорируя элементарный инстинкт самосохранения. Т.е. к примеру, есть страх темноты - лезу в пещеры, хожу в одиночку (с картой

естественно) по пещерному лабиринту, остаюсь один в подземном лагере на хозяйстве и т.д. и т.п. Есть страх высоты - прыгаю с парашютом, лезу на скалы, или в те же пещеры, только вертикальные. Есть страх выглядеть смешным и глупым - наряжаюсь клоуном на дискотеке, играю роль пупса в памперсах или Деда Мороза (а может Снегурочки). Есть страх выглядеть некрасиво, непривлекательно (типа застенчивость и т.п.) - вперед на нудистский пляж. И т.д. и т.п.

Это куда как эффективнее, чем контролировать, анализировать и читать толстые книжки о природе страха.

Мне так кажется.

Учащийся 2:

Я об этом и говорила, и делаю то же самое :) ( виднеется на пути компания гопников - агрессивных тинейджеров, я не перехожу на другую сторону улицы, а иду напрямик через их тусню :)) и т.п.... )

Учащийся 1:

;)))))))))))))

А если надо в магазин на другой стороне улицы?

ВсЈ равно идешь напрямик?

Учащийся 2:

Я иду туда, куда наметила (хотя бы и в магазин), специально сворачивать со своего пути - не буду, ни для того, чтобы столкнуться с неприятными для меня "товарищами", ни для того, чтобы избежать с ними встречи. Есть они на пути - прекрасно, нет ...еще лучше! :)

Учащийся 1:

А как ты поступаешь, если идешь по другой стороне улицы?

Учащийся 2:

В смысле? Определимся: если я на Этой стороне, а магазин - на другой (гопники там же), перейду в том месте, чтоб с ними столкнуться, но, если и я, и цель моего пути на Этой стороне - делать "петлю" не буду. Нужна естественность.

Боялась темноты - раз свет в доме вырубили. Естественным образом страх умер...

И еще: нужно определять Что для тебя в данный конкретный момент важнее – быстрее добраться до конечной цели, или "подергать за усы" свой страх. Вот - если же я просто гуляю (такое иногда тоже бывает :))) ) - то, да, специально сверну, перейду на другую сторону улицы, чтоб столкнуться лишний раз с источником своего страха. И уничтожить его ... (страх :))) )

.........................

Учащийся 1:

2. энергия, которая выделяется - так, называемая, гормональная, стрессовая...она разрушает организм. Это физиология - такая энергия приводит к разрушению мелких кровеносных сосудов. Современные данные говорят , что мелкие сосуды - капиллярную систему называют вторым сердцем...пагубное влияние... Разнос организма вытекает из того, что страх может приводить к панике. так?

Учащийся 2:

- К панике может и не приводить.

- Насчет разрушения сосудов просто не знаю. Но действительно, состояние тревоги в

форме эмоционального нарушения (крайность) приводит к самым тяжелым физиологическим расстройствам организма. Это расстройства сердечной, желудочно-кишечной систем, двигательные нарушения.

Учащийся 1:

3. "Фу ты! Страха-то и нет, выходит?" - так нельзя подходить к этому! ты замыливаешь глаза. А в реальной ситуации попадешь в ступор или истерику.

Учащийся 2:

Я не замыливаю :) Я имею в виду, нет не страха, как человеческого понятия, а Страха Непреодолимого и Вездесущего. Объективной реальности под названием Страх.

Учащийся 1:

есть! есть такая реальность! все люди такие. страх живет в каждом. и каждый очень зависим от этого. в разных формах и видах. пример - страх смерти. большая редкость, когда человек свободен от этого...

Учащийся 2:

1. Страх смерти, темноты и пр. обусловлен нагромождением дурацких причин. См. письмо Шамайки от 25.03. Я с ней согласна. Хотя бы одно понимание бессмысленности страха смерти - уже шажок вперед, мне кажется.

2. Я не стану хватать рукой раскаленную сковородку. Это можно было бы назвать боязнь горячих сковородок, БГС. Но при виде горячей сковородки у меня вовсе не возникает учащенного сердцебиения и т.д. Я не жду, что горячая сковородка накинется на меня и припечатает по лбу. Поэтому БГС не переходит в тяжелое нервное расстройство. Стоя на обрыве, я почему-то жду, что дно обрыва меня-таки припечатает. Того и боюсь. Конечно, если я оступлюсь, поскользнусь, то припечатает. Но и сковородкой можно по лбу получить запросто. Бо-о-о-ольно!.. Своей же рукой, в том числе.

Выходит, страх есть ОЖИДАНИЕ потенциально опасного события. То есть перенос реальной жизни в ожидаемое будущее.

Будучи уверена в себе и не ожидая собственной неуклюжести (оступлюсь, в смысле) я бы не боялась обрыва, как не боюсь сковородки. Собака зарыта в ОЖИДАНИИ и НЕУВЕРЕННОСТИ?

………….

Учащийся 1:

Раньше ты писала, что то вроде - страх это не плохо, плохо убегать от этого, убегать панически, психически...этого достаточно.

4. важно не забываться, не паниковать, важно, чтобы страх не подавлял человека. Как этого добиться? Только не рассуждая о том, что это все фигня и страха нет, а это, мол, типа "а, ладно, подумаешь...", реакция...:))) ты про это забудешь, когда попадешь в ситуацию :)))

Учащийся 2:

Может, и забуду. А может, и нет. Если это хорошенько переварю. Страх, то есть, переварю. Знание природы вещей во многом помогает. Хотя бы на начальном этапе "разборок".

Учащийся 1:

я еще не читал и не видел никого, кто просто с помощью ментальных разборок сумел что то в себе изменить.

Учащийся 2:

Но с них все начинается! Структурирование с помощью интеллекта.

Учащийся 1:

это похоже на то, о чем как то Клейн писал...точно не помню, но -- "...ты можешь думать, что ты опытный боец...но только попав в реальную ситуацию узнаешь себе цену"..ну, не так, но что то такое - кто помнит? - процитируйте, плиз!(там еще айкидо упоминалось)

………….

Учащийся 1:

5. "И есть причины - реальные и мнимые. Отделяй себе реальные от мнимых, и все на своем месте и на пользу." - ага, так вот, просто, раз отделили, раз и все хорошо...это не

> конструктивный подход, это болтовня. Не " Отделяй себе...", а будь на месте, смотри туда...да все равно рано или поздно упрешься в необходимость поднять глаза и глянуть прямо!...так стоит ли тянуть?...т.е. - важно не игнорировать ситуацию!, тогда возможно увидеть.

Учащийся 2:

Конечно, поднимай глаза и смотри прямо. Только надо сначала знать, на что посмотреть стоит, а что - глупая концепция. Чтоб на Тараканище глаза не выпучивать. Таракан-таракан-таракашечка... Жидконогая козявочка-букашечка... Ля-ля-ля... ля-ля-ля...

Учащийся 1:

6. если случается полностью быть в ситуации, не игнорировать ее, тогда страх может и не возникать...

страх - это не внимательнось...возникает просто активность, действие. Но я, конечно не говорю, что страха нет.

Учащийся 1:

А если его не возникает, когда ты полностью в ситуации (как и надо, по-моему)?

Учащийся 1:

состояние "полностью в ситуации" не тема для просто сказать об этом... ты еще попробуй так жить. это, ведь не "раз"-щелкнул пальчиками и тут...:)))

т.е., речь не о том, что это невозможно и т.д., но о том, чтоб не переоценить свои речи, и чтоб реально туда прыгнуть...просто мы тут много болтаем, а толку от этого бывает маловато. да. и часто. очень.

Учащийся 2:

Что считать маловато. У меня - явно работает. Больше толку никогда не было :))

……………

Учащийся 2:

То есть, если живешь правильно, то где он, твой Страх?

Учащийся 1:

а ты стань на край обрыва в горах и он тебе ручкой помашет :)))))

Учащийся 2:

Он-то мне помашет :) Но я еще не самурай :)))

На самом деле собак я уже не боюсь. Это уже ма-а-а-аленький результат.

………

Учащийся 2:

То есть, если живешь правильно, то где он, твой Страх?

Концепция?

Учащийся 1:

нет.

Учащийся 2:

Или такая же несуществующая штука, как Лень?

Учащийся 1:

это как рассматривать....если разбирать действие, мотивы и т.д.....а , если спишь в жизни, так все оно существует и работает, даже от того, скажем, что многие знают что это такое.

Учащийся 2:

Но ты же не спишь? Или все-таки одним глазом дрыхнешь? :))

........................

Учащийся 1:

" В реакции на реальную причину я не вижу ничего плохого. А потеря драгоценного времени и энергии на причины мнимые"

это просто оценка-рассуждение-отношение....ЭТО не обосновано!...но ты все равно опираешься на это...как бы заканчиваешь мысль....не начав развивать + это не относится к области движения, проявления.

Учащийся 2:

Я говорю, что во-первых, надо разделять реальную опасность и опасность, навязанную а-олочками.

На самом деле, пока мы тут рассуждали, я пришла к мысли, что реакция на реальную причину должна быть, но не такая, как часто есть сейчас. Ну... как-то не так бояться надо, что ли...

…………….

Учащийся 2:

Это не вопрос - как не страшиться, не паниковать...это не "как". Это нужно понять, т.е. избегать страха или не-избегать -- одно и то же.

Учащийся 1:

тут, как бы этапы...

ну, вот на 1 этапе - нужно, ну, ведь НУЖНО!!!!!!!...взять себя в руки и преодолеть страх но, вот, а дальше, в, смысле дальнейшей работы с сознанием - это нужно понять глубоко, подумать о том, что любое движение к страху или от него - ведет не туда, вернее туда, но ничего не меняет внутри – а ответ не в плоскости, точнее в другой плоскости...ну или в пространстве, короче, в объеме.

ну, помогите, что ли? :)...

Учащийся 3:

по моему этор выглядит так:

этап первый: ты понял, что боишься... конкретно чего то.... страх не абстрактен - это проявление неведения о природе того или иного объекта (конкретного) и --> срабатывание инстинкта самосохранения, в виде отказа от действия. Результат - заморозил движение - остался в том же слое сознания где и был :(((. И никто не придет и не поможет.....:))) своими ножками надо топать...:))

например: - надо"пойти ночью на кладбИще отсекать привязанности" – а страш-ш-ш-но...мурашки бегуть по спине... волос..того..шевелиться как водоросли морские....и холодный пот сбегает ручейками по спине и вискам :)))

Понятно, что если не пойду - буду томиться - привязанности "высосут" жизненные соки - не дадут перейти из одного слоя сознания в другой (аналогия предложенная Клейном).

Провел границы:

1- есть привязанность - страх темноты и страх кладбИща,

2 - есть необходимость добратся ну "как-то" (с)- клейн до основы сознанияю Со страхами значит надо кончать. Ато "запрут слой" и куда потом... к Клейну за ключами...? а ну как не окажется... так и просидишь "..сиднем 33 года.." (с)

3- Значит, надо идти. Принял решение. Вспомнил Японию, Самураев, Клейна и Ш2Л, родных и близких... помолился...надел чистое бельЈ... и пошел, разумеется приняв всю ответственность, и подавив инстинктивное желание передать еЈ лучшему другу.. :)))

Дальше - отсек страхи... если не помогло сразу - сходил еще пару-тройку раз.... не помогло - ... организовал пешие ночные прогулки покладбищу... пока страхи не пройдут...

Так приблизительно и выглядит переход из слоя в слой......

ТАК, Клейн ???

………………..

Учащийся 1:

2. Я не стану хватать рукой раскаленную сковородку. Это можно было бы назвать боязнь горячих сковородок, БГС. Но при виде горячей сковородки у меня вовсе не возникает учащенного сердцебиения и т.д. Я не жду, что горячая сковородка накинется на меня и припечатает по лбу. Поэтому БГС не переходит в тяжелое нервное расстройство. Стоя на обрыве, я почему-то жду, что дно обрыва меня-таки припечатает. Того и боюсь. Конечно, если я оступлюсь, поскользнусь, то припечатает. Но и сковородкой можно по лбу получить запросто. Бо-о-о-ольно!.. Своей же рукой, в том числе.

Выходит, страх есть ОЖИДАНИЕ потенциально опасного события. То есть перенос реальной жизни в ожидаемое будущее. Будучи уверена в себе и не ожидая собственной неуклюжести (оступлюсь, в смысле) я бы не боялась обрыва, как не боюсь сковородки. Собака зарыта в ОЖИДАНИИ и НЕУВЕРЕННОСТИ?

Учащийся 2:

Да, у обрыва боишся что прыгнешь - не доверяешь самому себе..

Учащийся 3:

Вот! Доверие самому себе!!! Не в нем ли основа уверенности???

Может все "страхи" именно из-за недоверия к себе самому, к тому, что не смогу сам с чем-то справиться???

Учащийся 2:

Страх - не позволяет действовать. Сковывает.

Решение - позволяет действовать.

Ответственность позволяет действовать правильно.

Учащийся 3:

Да.

Как ты понимаешь Ответственность?

А вот еще, что я заметил:

Страх - это привязанность к мысли.

Страх - это привязанность к образу НЕжелательных последствий.

Но частица НЕ пропускается (нет ее образа) и любая привязанность трактуется как желание - в результате стремление выполнить желание.

..............

Учащийся 1:

Давайте посмотрим на проблемы страха шире.

Я определю страх как прогнозирование развития событий по наихудшему варианту. Вот модель: Человек - собака. Из предыдущего опыта мы знаем, что собаки могут кусаться. Быстро бегущая и гавкающая псина может цапнуть за бок. Но это только один из вариантов развития событий. Она может пробежать мимо, может подбежать, облает и убежит. Я могу спокойно на нее отреагировать (остаться на месте, ласково назвать ее, продолжить движение с прежней скоростью). Вы видите, что развитие ситуации не обязательно ведет к покусам. ОДНАКО: если я испытываю страх (конструирую образы крайне нежелательного поведения собаки, причем такое ее поведение наносит мне вред) то такое поведение собаки оказывается ожидаемым. При первых симптомах угрозы (часто - довольно мнимых, просто я на них больше рассчитываю) я начинаю действовать сообразно своему прогнозу – принимаю меры к обороне или, наоборот, нападению, что в свою очередь провоцирует собаку уже на всамделишную агрессию.

Еще раз: мое ожидание наихудшего развития событий влечет мою преждевременную реакцию на ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЮЩУЮ угрозу. Такая реакция сама вызывает атаку со стороны объекта, которого я опасаюсь. Пример: попробуйте убегать от догоняющей вас собаки. Попробуйте замахиваться на такую собаку. Не знаю, может животные чувствуют страх, может во время страха излучается какая-то энергия, но иногда я сам замечаю, как кто-то боится. Еще пример - я и компания хулиганов. "дядя, дай закурить!" Если я испугаюсь и убегу, то это спровоцирует их на агрессию, если сам начну вести себя вызывающе - тоже. То есть, независимо от реакции на страх - оборонительной или наступательной, такая реакция вызывает развитие наихудшего сценария. Вот еще пример - пройдите по дорожной разметке. А потом на высоте десяти метров по доске такой же ширины. Самое интересное в этой истории то, что трусливые люди постоянно находят подтверждение своим страхам! Известно, что корень боязни высоты состоит в том, что человек подсознательно допускает ,что он сам прыгнет вниз. Не поскользнется, не споткнется, а именно сам. Классические фильмы ужасов построены именно на этом - герой фильма идет в самый темный подвал.

Короче - страх, это механизм самосбывающихся прогнозов.

Смотрим дальше.

Страх - ожидание угрозы. Вектор угрозы направлен на меня. Я боюсь. Я - жертва. Жертва собаки, хулиганов, горячей сковородки, высоты, удара током и т.д. Из всех возможных состояний в следующий момент времени страх "выбирает" для меня наихудшее. Фактически не страх, а я сам. То есть страх управляет мной. Управляемый объект - я. Управляющий - страх, а фактически тоже я (какие-то глубинные слои психики). Управляющий сигнал - приказ действовать по модели "меня кусает собака" или "меня бьют хулиганы". Иллюзия свободы в таком случае заключается в том, что я действую пассивно, или активно НО всегда в рамках "боящегося". То есть - это то самое управление по отклонению. И что, главное - такое управление часто ведет именно к наименее желаемому результату. То что он наименее желаемый - это ерунда. Он - наиболее ожидаемый. Если абстрактно, то такое поведение похоже на трубу, которую я сам себе прокладываю во всем поле возможных действий, и ползу в ней, тем самым ограничивая себя в их выборе.

Страх не позволяет действовать свободно. Не позволяет управлять своими действиями свободно. Вынуждает действовать по модели. Страх – управление своими действиями в рамках определенной модели наихудшего развития событий. Уникальность этой конструкции в том, что управляющий субъект и управляемый объект совпадают в одном лице. Но почему-то между ними встает модель - фильтр. Из всех команд (в числе которых возможно есть оптимальные для данной ситуации) до управляемого объекта доходят фильтруются) лишь те, которые заложены в модель. Убери эту модель - и сразу появится возможность выбирать те варианты поведения, которые наиболее оптимальны.

Умение правильно строить модели - умение правильно проводить границы. Правильно построенная модель поведения основывается на знании ситуации. Хорошо знаешь предмет + хорошо знаешь свои цели -> правильно проводишь границы -> правильно строишь модель -> правильно реагируешь на предмет -> правильно собой управляешь в соответствии со своими целями.

Действия под влиянием страха - действие по навязанной :) модели - действие в рамках Первой логики.

Правильное проведение границ - построение модели процесса - действие в соответствии с этой ОСОЗНАННО ПОСТРОЕННОЙ моделью - действие в рамках Второй логики.

Клейн! Действие без модели (пусть даже... могимой быть :))))) построенной с правильным проведением границ) - Третья логика?

Не бойтесь :)

…………..

Учащийся 1:

Действия под влиянием страха - действие по навязанной :) модели - действие в рамках Первой логики. Правильное проведение границ - построение модели процесса - действие в соответствии с этой ОСОЗНАННО ПОСТРОЕННОЙ моделью - действие в рамках Второй логики.

Учащийся 2:

А мне кажется, что это тоже в рамках первой логики. Когда собака на меня бежит не до строительства моделей, и намерения собаки мне неизвестны.

Учащийся 1:

Клейн! Действие без модели (пусть даже... могимой быть :))))) построенной с правильным проведением границ) - Третья логика?

Учащийся 2:

А вот это, мне кажется ближе, а границы и модель выстраивается по ходу развития событий.

Доверие самому себе - вот где ключ.

А как собаки чувствуют уверенность!!! Вот собаки!!! ;))))

..................

Учащийся 1:

Страх, конечно, можно еще рассматривать, как эмоцию. Эмоция (от лат. Emoveo- потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. По мнению психолога К. Изард, страх является одним из основных десяти эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоция проявляется также одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связаны еще и с физиологической активацией. Благодаря последней, и всем тем резким изменениям, что вызывает она в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. НО! Одни и те же выражения активации зачастую являются признаками абсолютно разных чувств (плачут от горя, от счастья, от испуга). Кстати, именно в этом состоит одна из причин, по коей детектором лжи можно пользоваться с крайней осторожностью. А вот характер и интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, что поступают из внешней среды, и уровнем активации организма. Естественно, сама расшифровка (толкование) зависима от умственного развития человека и его способности разбираться - перерабатывать различную поступающую к нему информацию..

Есть очень интересная формула, что отрицательные эмоции возникают по причине, когда человек располагает недостаточным количеством информации, а положительные - когда информации предостаточно и особенно, если она оказалась лучше ожидаемой. Наиболее ярко подобное проявляется, когда эмоции повязаны с удовлетворением какой-либо потребности. К примеру: голодный человек открывает холодильник, чтобы взять пирожок, что он сам туда положил, ясно - что эмоций не возникает. Но ежели он увидит, что там пирожок отсутствует, либо помимо одного там есть еще много других, эмоции захлестнут. По поводу недостаточной информацию и следствием - отрицательные эмоции, например, биолог завидев змею обрадуется, как объекту для изучения. Простой "смертный" в лучшем случае ужаснется и вскрикнет далеко не от изобильной радости.

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании эмоции, но и оказывает влияние на интеллектуальные процессы - мысли, направленность внимания, все поведение в целом. При слабом или ослабленном эмоциональном напряжении, допустим, в состояниях раннего слабоумия, появляется апатия. То есть диапазон влияния эмоций на интеллект довольно широкий. При сильных аффектах - испуг, страх - как бы обычный ход ассоциаций нарушается, и сознание порой охвачено одним-единственным представлением, с которым непосредственно связана эмоция. Все другие же исчезают просто. Рождение новых представлений, что никак не связаны с эмоцией, затормаживается. Человек с хорошо и достаточно развитыми процессами торможения, даже несмотря на "дисгармонию" представлений при эмоциях, все же способен верно оценить окружающую обстановку и управлять своими действиями. Существует теория Джемса-Ланге: эмоция - есть восприятия ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, кровообращения, тонусе мыщц, отчего во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоции. По их мнению, не было бы эмоций, если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием.

Конечно, эмоции могут возникать без воздействия на психику под влиянием различных химико-лекарственных препаратов. Впрочем, если долго и с постоянством пить-колоться, может и психика поехать. :)))

Теперь о страхе.. Зачастую и по большинству случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Двухлетний ребенок, может спокойно сунуть руку в огонь, взрослый, безусловно - нет. И лишь прочувствовав боль в различных ситуациях, ребенок начнет бояться то, что причинит ему боль.

Как Ольга уже обмолвилась, реакции страха не проходят без выброса адреналина.

Так же бывает, что при сильном испуге наступает оцепенение, беспорядочное мышечное возбуждение. Под "допингом страха" человек способен на неимоверные усилия, совершить прыжок, поднять неимоверной тяжести груз. В общем все то, что в нормальном состоянии ему не под силу. Страх - пассивнооборонительная реакция. Понятно, что для людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные сложности, больше поводов для страха.

Чувство самосохранения лишь частично является врожденным. Важным образом оно формируется в течении жизни на основании пережитой боли.

В заключении добавлю, что сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при полном понимании их бессмысленности. Поэтому развитие устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

……………..

Учащийся 1:

Страх, конечно, можно еще рассматривать, как эмоцию. Эмоция (от лат. Emoveo- потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. По мнению психолога К. Изард, страх является одним из основных десяти эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эмоция проявляется также одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем то и другое связаны еще и с физиологической активацией. Благодаря последней, и всем тем резким изменениям, что вызывает она внервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. НО! Одни и те же выражения активации зачастую являются признаками абсолютно разных чувств (плачут от горя, от счастья, от испуга). Кстати, именно в этом состоит одна из причин, по коей детектором лжи можно пользоваться с крайней осторожностью. А вот характер и интенсивность эмоции определяются расшифровкой сигналов, что поступают из внешней среды, и уровнем активации организма. Естественно, сама расшифровка (толкование) зависима от умственного развития человека и его способности разбираться – перерабатывать различную поступающую к нему информацию..

Есть очень интересная формула, что отрицательные эмоции возникают по причине, когда человек располагает недостаточным количеством информации, а положительные - когда информации предостаточно и особенно, если она оказалась лучше ожидаемой. Наиболее ярко подобное проявляется, когда эмоции повязаны с удовлетворением какой-либо потребности. К примеру: голодный человек открывает холодильник, чтобы взять пирожок, что он сам туда положил, ясно - что эмоций не возникает. Но ежели он увидит, что там пирожок отсутствует, либо помимо одного там есть еще много других, эмоции захлестнут. По поводу недостаточной информацию и следствием – отрицательные эмоции, например, биолог завидев змею обрадуется, как объекту для изучения. Простой "смертный" в лучшем случае ужаснется и вскрикнет далеко не от изобильной радости.

Учащийся 2:

А... Точно! Когда начинаешь фантазировать о будущем (равно как прошлом и настоящем), то реальное событие, не соответствующее тому, чего ожидает а-оболочка, вызывает эмоцию. Если же событие и ждешь, и не ждешь, то оно ни плохое, ни хорошее, зато цветное и переливчатое.

Учащийся 1:

Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании эмоции, но и оказывает влияние на интеллектуальные процессы - мысли, направленность внимания, все поведение в целом. При слабом или ослабленном эмоциональном напряжении, допустим, в состояниях раннего слабоумия, появляется апатия. То есть диапазон влияния эмоций на интеллект довольно широкий. При сильных аффектах - испуг, страх - как бы обычный ход ассоциаций нарушается, и сознание порой охвачено одним-единственным представлением, с которым непосредственно связана эмоция. Все другие же исчезают просто. Рождение новых представлений, что никак не связаны с эмоцией, затормаживается. Человек с хорошо и достаточно развитыми процессами торможения, даже несмотря на "дисгармонию" представлений при эмоциях, все же способен верно оценить окружающую обстановку и управлять своими действиями. Существует теория Джемса-Ланге: эмоция - есть восприятия ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, кровообращения, тонусе мыщц, отчего во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоции. По их мнению, не было бы эмоций, если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием.

Конечно, эмоции могут возникать без воздействия на психику под влияниемразличных химико-лекарственных препаратов.

Учащийся 2:

Нет, не могут. Препараты воздействуют на активность сенсорных органов, на процессы торможения, на системы передачи нервных импульсов. Под действием препаратов проявления эмоции усиливаются или ослабевают (в зависимости от препарата), но вылазит то, что ты действительно есть. Это как во сне. Маразм такой иногда снится! Но это я, мое проявление в соответствии с моим внутренним миром. В так называемой "реальной" жизни мы себя контролируем разными способами. Сон и препараты контроль снимают напрочь или уменьшают. Если я буду вести себя так же, как во снах - дурдом или наркодиспансер обеспечен.

Учиться конролировать себя всегда, что ли?

И делать это правильно?

Впрочем, если долго и с постоянством пить-колоться, может и психика поехать. :)))

Учащийся 1:

Теперь о страхе.. Зачастую и по большинству случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Двухлетний ребенок, может спокойно сунуть руку в огонь, взрослый, безусловно - нет. И лишь прочувствовав боль в различных ситуациях, ребенок начнет бояться то, что причинит ему боль. Как Ольга уже обмолвилась, реакции страха не проходят без выброса адреналина. Так же бывает, что при сильном испуге наступает оцепенение, беспорядочное мышечное возбуждение. Под "допингом страха" человек способен на неимоверные усилия, совершить прыжок, поднять неимоверной тяжести груз. В общем все то, что в нормальном состоянии ему не под силу. Страх – пассивнооборонительная реакция. Понятно, что для людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные сложности, больше поводов для страха. Чувство самосохранения лишь частично является врожденным. Важным образом оно формируется в течении жизни на основании пережитой боли.

Учащийся 2:

Инстинкт самосохранения полностью является врожденным. Приобретаются правильные и неправильные навыки. На основе жизненного опыта. Правильно и неправильно истолкованного. При участии как кнута, так и пряника (пищевое поведение, например).

Учащийся 1:

В заключении добавлю, что сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при полном понимании их бессмысленности. Поэтому развитие устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

………………………

Учащийся 3:

Вот, вроде бы интересно написал.

Я даже пару раз прочитал, но суть твоей мысли безнадежно куда-то убегает. Ну, тупой я, панимашь ли!!! Можно, специально для меня, как у Крылова ;))) "Мораль сей басни такова:" и в двух словах, а?... Если не трудно, а то очень хочется понять твой взгляд на страх...

Учащийся 1:

Хм... не нравится мне как ты ведешь про себя речь. Зачем обзываться? :)

В самых последних словах, и Ольга все отлично догармонировала общую мысль.

На мой субъективный взгляд, страх как бы двух видов, если подобным образом можно выразиться. Смотри, страх - это не единственная защитная реакция. Главное, не путать мне кажется вот что.. Когда боишься вдруг незнамо откуда выпрыгивающей и кидающейся на тебя (гипотетически, а не личное обращение!) собаки, либо смерти, либо боишься идти темной ночью по переулку. То есть страх НЕ должен управлять тобой. Ведь, по сути, когда остаешься в темноте один, то страх начинает пихать тебе различные фантазии, что типа чудовище выскочит из угла и слопает меня. Через подобные фантазии- элементы страх и управляет тобой, ну и начинается дрожь в коленках. Боишься то, чего не знаешь или то без чего человек себя потеряет, что несет под собой основу страха. К примеру, боится одиночества и имеющихся друзей ему будет тяжело потерять.

Когда обходишь несущиеся по дороге машины - это инстинкт самосохранения. Так ведь в спокойной обстановке машин не пугаются, лишь если они представляют опасность. И естественно, если со психикой все нормально, человек под колеса кидаться не будет, даже если его не страшит смерть. Это из другой области. Многие панически бояться смерти, мне всегда было интересно почему? Ну хорошо, умрем. Мне кажется, чего ТАМ за границей жизни уже не столь важно, поскольку сюда-то вернуться уже нереально. Возможно, больше страшатся именно ТО, что из-за смерти потеряют. Не самой смерти, а ту основу, которую она лишь обнажает- дети одни останутся, родители, сколько всего не сделаешь теперь и пр.

Потому чтобы страх не владел тобой, не управлял, следует узнать его узелки, на которых он держится. Елена отличный пример привела из детства о темноте :)))

Я тоже боялась темноты довольно долго, лет до 17. И не просто темноты, а осознания того, что сейчас вдруг вспыхнет свет яркий и треск начнется, резкий звук. Когда проанализировала, отчего и как, вспомнив детский давно забытый момент, страх исчез. Про собак отдельная история, всегда ступор наступал при встречи с ними. Если к тебе она подбегает, ну стой спокойно, не дергайся и руками не размахивай. Она подойдет, обнюхает и дальше помчится. Как только замахнешься на нее со злобой и мыслью- вот укусит еще чего доброго, точно - цапнет. Спокойствие во всем и все оки :))

Это и называется- посмотреть в глаза страху и боязни. В их глазки смотреть нужно с улыбкой и спокойствием.

Единственная нормальная реакция страха, самосохранение, и она не должна подхлестываться боязнью к смерти. Не прыгаю с тарзанки, боюсь высоты, а не оттого, что боюсь разбиться и на тот свет отправиться. Обхожу змей, боюсь укусов, не хочу заболеть, испытывать боль.

Бояться - глупо, нужно разыскать причины боязни и удалить их, либо мастерски ими управлять. В противном случае будешь зависеть от веяний жизни и случаев. Куда подует- туда потянешься.

Испытывать страх - нормально и естественно, но такая нормальность не должна содержать в себе элемент боязни. (смерти, одиночества, старости, боли в каких-нибудь "боксерских" видах спорта, к примеру).

..............

Учащийся 1:

На мой субъективный взгляд,

страх как бы двух видов,

Учащийся 3:

Не проще ли в этом случае назвать двумя разными словами и дать им четкие определения, обозначив границы и взаимосвязи между ними? Тогда все сразу станет ясно и на свои места. Разбирать дальнейший текст пока не вижу возможности, поскольку там нет четких границ между этими двумя видами. Обозначу только наиболее существенные моменты, на мой взгляд:

Учащийся 1:

Смотри, страх - это не единственная защитная реакция.

Учащийся 3:

Страх - защитная реакция.

Учащийся 1:

То есть страх НЕ должен управлять тобой.

Учащийся 3:

Вопросы управления. Страх-мной. Я-страхом.

Учащийся 1:

Ведь, по сути, когда остаешься в темноте один, то страх начинает пихать тебе различные фантазии,

Учащийся 3:

К какому виду страха это относится?

Учащийся 1:

Боязни.

Учащийся 3:

"...что типа чудовище выскочит из угла и слопает меня. Через подобные фантазии- элементы страх и управляет тобой, ну и начинается дрожь в коленках. Боишься то, чего не знаешь или то без чего человек себя потеряет, что несет под собой основу страха. К примеру, боится одиночества и имеющихся друзей ему будет тяжело потерять."

Относится ли это к защитной реакции?

Учащийся 1:

Не думаю, потому как "фантазии" не представляют реальной опасности для жизни.

……………..

Учащийся 1:

Многие панически бояться смерти, мне всегда было интересно почему?

Учащийся 3:

Страх смерти - различия и обощения с другими видами страха.

Учащийся 1:

Потому чтобы страх не владел тобой, не управлял, следует узнать его узелки, на которых он держится.

Учащийся 3:

Вопросы управления необходимо конкретизировать по каждому виду страха отдельно, потому что они по разному раскрываются.

Учащийся 1:

Согласна :) Но конкретизировать на уровне гипотез не совсем эффективно. Все на практике, в ситуациях проверяется.

Учащийся 3:

Елена отличный пример привела из детства о темноте :))) Фобии - это еще один вид страха или это то же самое?

Учащийся 1:

Это навязчивые и неадекватные переживания страха.

……………..

Учащийся 1:

Это и называется- посмотреть в глаза страху и боязни. В их глазки смотреть нужно с улыбкой и спокойствием.

Учащийся 3:

Способы изучения и освобождения от страхов - по каждому виду отдельно. Потому как они могут быть разными.

Учащийся 1:

В силу конкретного человека и особенностей его психики. Да.

………………

Учащийся 1:

Единственная нормальная реакция страха, самосохранение, и она не должна подхлестываться боязнью к смерти. Испытывать страх - нормально и естественно, но такая нормальность не должна содержать в себе элемент боязни. (смерти, одиночества, старости, боли в каких-нибудь "боксерских" видах спорта, к примеру).

Учащийся 3:

Что такое "нормально"? А что "не нормально"? Если провести границы - увидим, что речь идет о совершенно разных вещах с достаточно слабым общим звеном.

Учащийся 1:

Хорошо. Еще раз, первый страх - самосохранение и второй - обычная боязнь из-за всякой ерунды, что собирается сознанием. Как избавляться? От первого- это естественная реакция, обусловленная защитными механизмами организма от его же разрушения. Так что не вижу необходимости.

От второго - избавляться от а-оболочек, переходить с уровня на уровня, от слоя к слою. И еще, главное не путать одно с другим. Как ты сказал - проводить границы. .............

Учащийся:

Про страх я тоже имею право сказать кое-что, так как по крайней мере один страх я преодолел (теперь вновь приобрел его же, о причинах позже). Это страх высоты. До того, как я занимался скалолазанием, у меня был гипервысокий страх высоты. После месяца занятий скалолазанием страх высоты прошел, но это не значит, что я стал часами простаивать на краю скалы, сложив руки на груди калачиком, одна нога в колене полусогнута, взгяд устремлен куда то-вдаль. Просто я стал знать, что мне под силу, а что нет, и без страховки на отвесную стену не лез.

Страх - это та субстанция, которая заполняет сознание (не знаю, уместен ли здесь этот термин) при отсутствии знания о том как реагировать на потенциальную угрозу. Можно ли бояться горячей сковороды? Да нет. ты же знаешь, что трогать ее нельзя, ну а даже если и возмешь, то знаешь, какой мазью потом мазать. А вот если ожегов никогда не видел, тогда конечно будет страшно. Боязнь кладбища тоже миф. Боятся не кладбища, а незнания, как себя вести с упырями. Отсутствие знания об угрозе, понимания, что есть угроза, и страх - вещи несовместимые. реальная угроза или придуманная угроза разницы особой теперь не имеет. Если не говорить кому, что он идет по минному полю, тот пойдет улыбаясь и будет ромашки собирать. И наоборот.

Страх сковывает, это точно. Но если приучить себя при встрече с необычными явлениями содержащими угрозу или нет не давать заполнять пустоту страхом, а заполнять ее чем-то другим (воинственным духом или миролюбием), то тогда произойдет избавление от страха. Проблема в том, чтобы приучит себя заполнять пустоту. Это - удел выдающихся личностей.

ЗЫ. Я уже давно не занимаюсь скалолазанием, и высоты боюсь снова, но уже меньше.

 

Школа по Второй Логике

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

 

 

 

 

 

Copyright © 1999-2002 ZenRu