Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Re[2]: [klei n-by] Краткость сестра таланта










[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]



Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Re[2]: [klei n-by] Краткость сестра таланта (новый взгляд)














Привет!

-----Исходное сообщение-----
От: Gleb Galkin <sia@ufanet.ru>
Кому: kl12n <klein-by@egroups.com>
Дата: 8 июня 2000 г. 8:07
Тема: Re: Ответ: Ответ: Ответ: Re[2]: [klein-by] Краткость сестра таланта
(новый взгляд)


Глеб: >>>>> >Вот и получается что говоря: "краткость - сестра таланта" Чехов
обозначает пару
неразрывно связанную словом "сестра". Пара! Неразрывная! Одно из другого не
вытекает, но друг без друга не получается связка (брат-сестра). Две
независимые вещи привязанные друг к другу. Таким должен быть литературный
талант - "брат краткости"! Две стороны одной медали. Во!!!

Кл.: >>>> >> Четко! :))) А теперь, плз, скажи - чтО такое "краткость",
которая есть "сестра таланта"? Рассмотри, плз, характерные (существенные)
черты явления "краткость" в границах "сестра таланта", плз. :))))

Глеб: >>>> > Краткость - это умение провести правильные границы, умение
вычленить суть и передать ее (суть) наименьшим количеством слов. Т.е. при
наименьших затратах энергии добиться максимального эффекта. При этом важно
передавая суть суметь транслировать понимание сути и на читателя. По моему
так.

Кл.: >>>> Т.е. Краткость - это умение передать суть наименьшим количеством
слов? Я правильно тебя понял?

Глеб: >>>Ох чую подвох какой-то! :))))) Не совсем правильно. "Краткость в
литературе" - это тонкий такой балланс. Умение с одной стороны не нагружать
повествование лишними деталями затеняющими суть, с другой стороны не
допустить чрезмерной "схематичности" повествования (произведение должно
легко и приятно восприниматься, быть "высокохудожественным").

Кл.: >k> Ну-у... Так я ж это и говорю... :))) не "малым" количеством, а
"минимально
>k> необходимым". :))) Наименьшим... из возможного... Ну?... - "передать
суть
>k> наименьшим количеством слов"... Правильно. - Баланс. "Оптимум", как ты
>k> говоришь... "Экстремум функции"... "с одной стороны не нагружать
>k> повествование лишними деталями, затеняющими суть, с другой стороны не
>k> допустить чрезмерной "схематичности" повествования, убивающей суть".
>k> Согласен. :))))

Глеб: >>>Кратчайшим путем достигать цели. (Ключевые слова - "дочтигать
цели", а не "кратчайшим путем"). Главное - ПЕРЕДАТЬ суть и сделать это по
возможности наименьшим количеством слов.

Кл.: >k> Ну-у... :))) Да-а... :))) "ПЕРЕДАТЬ суть и сделать это по
возможности
>k> наименьшим количеством слов" это и есть "Кратчайшим путем достигать
цели".
>k> :))
........

Кл.: >>>> Да, и помни, плз, - мы говорим в границах "литературного таланта".
В границах "краткости в литературе". Понимаешь? :))) ... а не о краткости
"вообще"... :))) Например, "краткости жизни"... Понимаешь? :))))

Глеб: > Новые штрихи к портрету краткости - сестры литературного таланта.
> 1. Можно говорить о краткости во временнОм контексте.
> Типа талант - штука недолговечная и короткая (краткая) или
> проявляющаяся в краткий временной промежуток...
> Но это не то как мне кажется.
> 2. Наименьшим количеством слов стремиться передать суть - это все
> таки наверное больше к Мастерству относится... (осознанность)
> А талант наверное просто и не может затенять суть ненужными
> деталями. Краткость - естественная форма выражения таланта.
> Как электрический разряд бьет всегда по кратчайшему расстоянию,
> так талант всегда выражает суть наименьшим количеством
> выразительных средств.

Новые штрихи к портрету - бесконечны.
Их, на самом деле, - можно добавлять бесконечное время.
Вет Шуз где-то ставил на конференцию письмо о Сатурне, ложке, об
описаниях...

Это - первое.

Второе. :)))

Обсуждение темы "Краткость - сестра таланта" должно было дать участникам
конференции:
1. Понимание того, что многое, что "понимается" давно и как само собой
разумеющееся, - пониманием не является (пример: "талант - мастерство").
2. Много чего еще.
3. Я очень рад, что в процессе обсуждения этой темы многие стали писать
гораздо талантливее. :)) Я не шучу. :))) И не намекаю на то, что стали
писать короче... :))) - мы уже выяснили, что "краткость" и "короткость" -
это разные вещи... (спасибо Анне) :))

И здесь я подхожу еще к одному важному вопросу.

Итак.

Талант литературный. Он же - талант изложения. Он же - талант письменного
выражения своих мыслей.

Можно ли его развить?

Можно.

Чем характеризуется этот талант?

Правильным пониманием?

Не обязательно.

Умением "видеть суть вещей"?

Не обязательно.

Он характеризуется тем, что его обладатель может эффективно решать задачу
изложения своих мыслей. Любых своих мыслей - правильных, неправильных,
любых.

Что такое "эффективно решать задачу изложения своих мыслей"?

Это - "максимально воздействовать НА ЧИТАЮЩЕГО".

Что такое "максимально воздействовать НА ЧИТАЮЩЕГО"? - "максимально
воздействовать" с точки зрения таланта, а не с точки зрения содержания
излагаемых мыслей?

Это - делать так, чтобы читающему в каждый момент времени хотелось
продолжать читать.

Отступление: Как правило "талант изложения" (форма) всегда связан с "умением
видеть суть" (содержание). Связан с умением видеть суть, по-крайней мере,
глубже, чем большинство читающих. Тем не менее, - разделим сейчас для нашего
анализа "талант изложения" и "умение видеть суть".

Тем более, что существуют примеры литературных произведений, которые являясь
верными по мысли, - не дотягивали по критерию "литературный талант". Это -
роман "Что делать?" Чернышевского, идейная часть которого вызвала фурор в
российском обществе (общественном сознании), но литературная часть талантом
не отличалась. Или роман Горького "Мать" - "очень своевременная книга" по
выражению Ленина, так охарактеризовавшего... литературные достоинства
романа. :)) Ну, и так далее. :))

Вы слышали выражение: "История повторяется дважды - один раз в виде
трагедии, другой раз - в виде фарса"? Слышали? :)))) А знаете откуда это?
:)) Кто это сказал? :)))

Окройте книжку "18-е брюмера (мая) :)) Луи Бонапарта". Написана в 1848-м
году. Автор - Карл Маркс. Марксу было 30 лет. И прочтите первые строки:

"Гегель как-то заметил - История повторяется дважды. Он забыл добавить -
один раз в виде трагедии, другой раз - в виде фарса..."

Талантливо написано?

:))))))))))))))))

А как нагло-то!... :)))))) - "...как-то заметил... забыл добавить...".... -
Тут Гегель - мировая величина, живой и здравствующий царь немецкой
классической философии, а тут - какой-то Карлишка Марксишка, в общем-то
недавно закончивший Трирский университет и никому не известный.

Отступление закончено. - :)))

Итак.
Что делать, чтобы читающему в каждый момент времени хотелось продолжать
читать?

Ему должно быть интересно.

Интерес поддерживается формой и содержанием. Содержанием и формой...

Предположим, что с содержанием все в порядке.
Говорим о форме.
О литературном таланте.
Об интересном изложении интересующей читателя темы.

Каким оно - изложение - должно быть?
Ярким или серым?
Эмоциональным или казенно-суконным?
Образным или плоским?
Емким или киселеобразным?
Высокоэнергетичным или вялым?

Краткость - это концентрирование энергии.
Концентрирование энергии в малом объеме.
Концентрирование энергии в малом времени.
Удар.
Взрыв.

Литературный талант - это не расцвечивание, раскрашивание - это
концентрация, достигаемая переводом плоскости в пространство. Уходом из
плоскости серого плоского длинного информирования в пространство сжатого
высокоэнергетичного заряженного эмоцией образа.

Другими словами.
Емкость (краткость) изложения достигается за счет принципиально иного
способа формирования пакета информации. Эмоция и образность закручивают
излагаемую информацию в высокоэнергетичную спираль.

Эмоция и образность закручивают в высокоэнергетичную спираль не только
"излагаемую информацию"... :))
Эмоция и образность - это излучение высокоэнергетичного объекта, действия.
Эмоция и образность - это фундамент создания высокоэнергетичного объекта,
действия.

Привет!
Клейн. :))



Home | Date Index | Thread Index | Author Index

Klein-by Mailing List Archive
June 2000