Чонг Кван

Ой, Волга, Волга-матушка, буддийская река ....

Статья из журнала
МИР INTERNET
№ 41 ФЕВРАЛЬ 2000

www.iwolrd.ru

 

Несколько ироничные слова Бориса Гребенщикова, выбранные в качестве заголовка, не лишены некоторого основания. Река, конечно, не может иметь религиозной принадлежности, а вот жители, населяющие ее берега, - несомненно, могут. И в этом плане ирония оказывается неуместной. Теперь не скажешь точно, какова численность буддистов, живущих в нашей стране или даже хотя бы на Волге, однако, по данным исследователей, в 1910 году численность буддийского духовенства в одной только Астраханской губернии составляла более 1800 человек. На территории России буддизм является, если так можно сказать, народной религией в Бурятии, Калмыкии и Тыве. Широкое распространение буддийские идеи и религиозные принципы получили в Иркутской области и на южной Волге. На всех этих территориях представлено одно из самых ярких направлений буддизма - тибетский буддизм, или, как его еще иногда называют, ламаизм. В 1991 году отмечался 250-летний юбилей официального признания буддизма в Российском государстве. 250 лет - не очень большой для истории срок, тем более, когда речь идет о буддизме, древнейшей из мировых религий, оказавшей огромное влияние на историю и культуру азиатских стран, а в наше время во всем своем многообразии приобретающей распространение на Западе.

Однако не будем углубляться в историю - с нею читатель может ознакомиться сам, посетив российские сайты, посвященные буддизму, где легко можно найти материалы о его историческом прошлом.

В европейской части нашей страны самым буддийским городом (по крайней мере, с точки зрения интернет-паломника) является Петербург. Многие серверы, попавшие в этот обзор, расположены именно там.

Возможно, я не смогу рассказать обо всех буддийских ресурсах русскоязычного Интер-нета, тем более, что постоянно появляются новые заслуживающие внимания сайты. Чтобы всегда быть в курсе того, как отражена в Сети религиозная и общественная жизнь буддистов, заглядывайте на сайт Ассоциации "Буддизм в Интернете" , виртуального объединения буддийских ресурсов. Здесь вы найдете новости буддизма как в России, так и во всем мире, информацию о членах ассоциации, сможете при необходимости зарегистрировать здесь свой сайт, посвященный учению Будды. Сервер содержит большую галерею, в которой представлены фотографии наставников, живущих в нашей стране или только периодически ее посещающих, изображения культовых буддийских сооружений, снимки, сделанные во время проведения различных ритуалов и праздников, - вообще, обширную иконографию. Большой интерес для интересующегося буддизмом посетителя представляет большой словарь буддизма, выполненный в академическом стиле и содержащий информацию о буддийских терминах, понятиях и символах, личностях, оказавших влияние на буддизм во всем мире вообще и в России в частности, известных культовых объектах. На сайте работают чат-сервер и список рассылки. В общем, очень достойный сайт, замечательный тем, что не замыкается в рамках какого-то одного направления, а предоставляет свои ресурсы и труд своих администраторов в равной мере приверженцам всех буддийских традиций.

Буддизм наших дней чрезвычайно разнообразен. В каждом географическом регионе он приобретает новые, самобытные черты. Многообразие столь широко, что его трудно охватить одним взглядом, и мне придется некоторым образом упорядочить ресурсы, представленные в этом обзоре. Для начала поговорим о серверах тибетского буддизма как наиболее многочисленной группе. Потом посетим сайты, посвященные ветви Тхеравада и буддийским направлениям Китая, Кореи и Японии. Сайты этих направлений немногочисленны. И напоследок осмотрим серверы, которые довольно сложно было бы отнести к тому или иному направлению.

Итак, начинаем с тибетского буддизма. Как известно, в тибетской традиции существует несколько основных школ:

 

Wold_Int_08.jpg (96530 bytes)Wold_Int_09.jpg (32292 bytes)

 

Гелугпа


Наиболее распространенной и влиятельной тибетской школой является  Гелугпа, что можно перевести как "Школа системы добродетелей". Количество ресурсов, принадлежащих религиозным организациям Гелугпы, вполне отражает тот факт, что приверженцев этой традиции на территории России, пожалуй, больше, чем приверженцев всех остальных направлений буддизма вместе взятых.

 

Сайт, посвященный буддийскому институту "Даши Чойнхорлин", расположенному в Республике Бурятия и являющемуся единственным в Российской Федерации высшим буддийским учебным заведением. Институт был основан в 1991 году, и в настоящее время в нем обучается около ста студентов. Программа обучения здесь очень обширна: философия школы Гелугпа, восточные и европейские языки, обрядовая практика, тибетская медицина и многие другие дисциплины. На сайте института вы найдете рассказ об учебном процессе и быте студентов, биографии учителей, публикации института.


Буддийский институт
"Даши Чойнхорлин"

 

www.eastsib.ru/~slobgrva

 


Журнал
"Буддизм России"

 

cl18.cland.ru/buddhismofrussia

 

 

Журнал "Буддизм России" является частным независимым изданием, которое начало выходить в июле 1992 года под эгидой издательства "Нартанг" и до 1995 года называлось "Нартанг Бюллетень". Издание стремится помочь буддийским общинам и всем, кто интересуется Дхармой, найти доступ к авторитетному изложению буддийского учения, установить контакты с буддийскими учителями и друг с другом, наладить обмен информацией. Сайт содержит общий обзор буддийской тематики: историю буддизма, рассказ о его современном положении в России, а также буддийские тексты и переводы. Есть разделы "Как помочь Тибету?" и "Хроника событий".