Закрой глаза и...
смотри,
или Секреты методики Чекменева
Статья Павла Зайцева
"Учительская газета"
№49 7 декабря 1999 года
Дмитрий Андреевич
Чекменев может научить любого школьника от 7 до 12 лет ви-деть закрытыми
глазами. Мне само-му довелось наблюдать в клубе "Литораль" как
девочка Соня на второй день занятий уже демонстрировала свое вновь приобретенное
умение.
Его курсы в московском клубе "Литорапь" назывались "Развитие
ин-туиции и ясновидения". На оповес-тительном буклете было сказано:
"Ваш ребенок реально научится предугадывать, разовьет память и умственные
способности за 1,5 часа ежедневных занятий в течение ра-бочей недели.
В нашей педагогической публицистике принято открывать новые подходы в
образовании и развитии человека. Поэтому появление в Учительской газете"
имени Дмитрия Андреевича Чекменева не случайно. Те навыки и способности,
которые гарантированы им разработанной методикой, воистину поражают воображение.
Сам же Дмитрий Андреевич - открытый к общению человек, располагающий к
доброй беседе о всевозможных тайнах бытия. Мне довелось интересоваться
многими развивающими человека системами упражнений, имевшихся ; древних
времен у различных наро-дов, но о методике Дмитрия Андреевича Чекменева,
как и о нем самом, :стоит поговорить подробнее. Дело в том, что его методика
- своеобразная квинтэссенция из различных положительно зарекомендовавших
себя древних методов оздоровления и развития, но не просто эклектически
составленная, но как бы выра-женная из них, то есть имеющая их в себе,
что называется, "в снятом виде".
Ясно, что такого рода методы не рождаются на пустом месте, в упражнениях
просматриваются Дмитрий Андреевич этим летом за месяц обучил половину
детей, отдыхавших в летнем лагере, видеть с закрытыми глазами. Практи-чески
всех обучал бесплатно. Пять пет назад с Сергеем Яковлевым, директором
цирка "Арлекино" (город Нальчик), он успешно работал с детьми
с ослабленным зрением все они научились видеть.
Дети из многочисленных совхозов и колхо-зов, разбросанных в Калмыкии,
уже научились у Дмитрия Андреевича многому, что попадает в разряд уникального.
Аршанский детский дом к примеру в результате тренингов обогатил свою внутреннюю
жизнь и создал команду по малоизвестному, являющему-ся единственным в
мире новому виду состязаний, основанному на интуиции. Газета телевизионных
и радиопрограмм Калмыкии "Джан-гар" регулярно оповещает своих
читателей о проходящих детских турнирах по этому виду состязаний.
Дмитрий Андреевич тренировал и президента Калмыкии и много высокопоставленных
лиц, но все же, как говорит сам Дмитрий, на него продолжают смот-реть
либо как на "новатора", либо как на "звездочета",
что в нашей стране крайне мешает развитию дела, подчеркиваю - дела, педагоги-ческие
возможности которого нео-бычайно широки и уникальны. И все же есть организации
и люди, заинте-ресовавшиеся методом Дмитрия Андреевича, среди них - Институт
экономики и права в Кисловодске, психологический факультет Ленинг-радского
университета и многие другие, в том числе и занимающие-ся вопросами прогнозирования.
Вообще методика, дарующая или, можно сказать, раскрывающая способности,
о которых человек только мечтал или "где-то слы-шал", уже шествует
по стране. Ска-жу больше, в весьма недалеком бу-дущем, убежден, эта система
уп-ражнений будет определять уро-вень образования в стране. Дмит-рий Андреевич
говорит, что этот метод является своего рода "физи-ологическим базисом"
для освое-ния знаний.1-1ельзя с этим не согла-ситься, видя, как ребенок
в школе представляется "сырым материа-лом", из которого лепится
нечто, или же "пустым сосудом", в кото-рый запихивают как можно
больше всяческой информации, а потом он взрослеет и... вдруг теряет самого
себя,утрачивает интерес к жизни, становится наркоманом. И куда же девается
вся педагогика? А ее-то и не было. Потому что мы пока мало знаем человека,
мы не знаем наи-важнейшего: как дать его, челове-ка, самого себе в руки
и научить его самосовершенствоваться? По-мое-му, это главное, что скрывает
в к себе методика Дмитрия Андреевича. Люди ищут удовольствий, потому,
что их достижение дешевле и проще, и забывают про гармонию, для достижения
которой следует проделать некую духовную работу. Но что это за работа
и как ее прово-дить, чтобы достичь реальных це-лей и новых, ранее неведомых
воз-можностей, - это уже сложнейшее знание, но оно существует, и это не
химеры.
Упражнения. Которые Чекменевым. В результате дают колоссальные способности
к различным видам деятельности, открывают резервы па-мяти, позволяют легко
осваивать "новое" и "незнакомое"! Благода-ря этим
упражнениям "путь в неиз-вестное" не выглядит жутким блуж-данием
в джунглях всевозможного опыта.
Методика позволяет не только развить сверхспособности быстро и точно,
секрет ее в том, что каждый человек находит ключи к собственному безграничию,
где хранятся обычно невостребован-ные функции, данные от природы. Упражнения
Чекменева как раз и направлены на то, чтобы задей-ствовать те области
и те центры нашей психики, которые имеются у всех от природы, но которые
"спят". Но, чтобы их "разбудить" и научить ими пользоваться,
нужны весь комплекс упражнений и не посредственный контакт с учителем
Ведь даже для того, чтобы ребенок научился координировать свои дви-жения,
ему предлагают сделать те или иные упражнения в форме игры, что хорошо
разработано R системе педагогики Монтессори. Так и для того, чтобы развить
те же "зрение закрытыми глазами", "бы-строе чтение",
"запоминание гро-мадных объемов информации" и прочие навыки,
которые пока еще называются "сверхобычными", следует проделать
тренировку согласно соответствующим правилам.
Сейчас, когда все крайне озабочены экономическими проблемами, при этом
основной фон информации делится на рекламу продуктов и ве-щей, на область
"зрелищных" фильмов и игровых программ, а так-же фрагменты политических
собы-тий, не хотелось бы, чтобы наши учителя, а так же просто люди заинтересованные
в будущем страны, оставались в неведении относитель-но действительно новых
методичес-ких открытий. Наша страна может бесконечно отстать в этом вопросе
от других стран. Мы попросту не за-метим свои же собственные откры-тия,
и они утекут за границу, ибо их цена колоссальна и, в общем-то, бесценна.
Будущее ускользает от нас уже сейчас и, что самое прискорбное, может ускользнуть
в области образования, ежели мы благодаря своему высокомерию, предубеждению
или страху отвернемся от него. Да, у образования нет денег, учителя героически
остаются пестовать наше будущее, несмотря ни на что, но ведь это экстремальное
положение должно сближать людей, заинтересованных в будущем. В этом положении
новаторы ценятся наиболее высоко прежде всего для нас же самих. Педагогика
- это как раз такая область, в которой деньги - не слишком значимый фактор,
бо-гатая Америка и та недовольна по-ложением дел в собственных сфе-рах
образования. Педагогика - это как раз такая область, где все зави-сит
от учителя, человека, являюще-гося мастером не только в узкоспе-циальных
предметах, но и прежде всего в конкретном "человекознании" основанном
на исторически развивающихся методах совершенствования.
Метод Дмитрия Андреевича как раз и представляет собой это глубо-кое и
вместе с тем эффективное, наглядно, подчеркиваю, эмпиричес-ки подтверждаемое
знание. Наука о человеке и его возможностях не умещается в изумительных
абстрак-циях диссертаций и прочих научных трудов, она передается непосред-ственно
от человека к человеку.
Метод Дмитрия Андреевича Чекменева не просто завораживает и по-трясает
чисто демонстрационными эффектами, но и является, на мой взгляд, этим
знанием, благодаря ко-торому слово "учитель" с древней-ших времен
окружено аурой вселен-ской тайны и благоговейной почти-тельности, что,
несомненно, того заслуживает. Нам остается только не расплескать это знание,
не дать затеряться в будничной суете, под-чиненной временным и преходящим
ценностям, и воспользоваться дра-гоценными сокровищами человекознания,
образовавшимися не здесь и сейчас, но ведущими свое проис-хождение из
глубины веков.
|