Лекция №51:
|
|||
Участница:
Как вы этому научились?
Клейн:
С пяти лет я уже кое-что понял... (смех)
Поэтому я старался быть хорошим, вести себя хорошо. Но не особо. Я ж ведь еще такого
слова не знал - ни "эзотерика", ни "чань", ни "дух".
Потом я учился в школе.
Петров:
Потом все как обычно или тоже?
Клейн:
Я был таким, в общем, умным, способным мальчиком, учился.
|
|||
Материалы 1-го апрельскго семинара по Второй логике для всех желающих. 7-9.04.2006 (Подмосковье) |
Кто-то:
Диплом-то красный?
Клейн:
Нет. Школа. Аттестат синий. Но зрелости. (смех)
Две ключевые точки: пять лет, когда уже что-то начинаешь понимать, потом в
школе вроде как уже формируешься, и у тебя какое-то уже в 15-16 лет направление
нечеткое, но тем не менее... отчетливое.
Потом в 25 лет - это было 4 апреля 1984 года. Иду я по улице - это
был город Ростов-на-Дону - иду я по улице, и вдруг в моей голове проскакивает
мысль некая. Какая-то классная, обалденная! Я ее - опа! Она - фьюить! Я ее не
поймал. Я делаю следующий шаг, опять эта же мысль - опа! Я - эть!.. Не поймал. Делаю
третий шаг. Эта мысль - фьюить! Я ее - АААА! Она - опа! И я ее опять не поймал.
Я до сих пор не могу понять, что это была за мысль! (смех)
Но когда я сделал третий шаг, мир преобразился. Он просто
преобразился. Что ж я первое увидел? Это было в центре города, на пересечении
двух главных улиц. Первое ощущение такое: полет, радость, вот такое сразу и,
как мы сегодня делали упражнение - нога от бедра. Ну, короче говоря, мне все
стало ясно. Первое, что я увидел, это то, что все противоречия, противопоставления,
что не два полюса, а их очень много. Это выглядит, как от каждого явления идут "цепочки".
Здесь "да", потом "нет", потом следующее, которое противоположное
и этому, и этому. Как "плюс" и "минус". Но только там больше, там не два.
Представьте, что есть не просто "плюс" или "минус",
а есть семь цветов радуги, каждый из которых противоположен друг другу. То есть
семь полюсов, а не два всего - "плюс", "минус". Пример. Вот
двадцатый год: Колчак - молодец, и мы за него. Прошло какое-то время, на этой
же территории: Колчак - гад, белый генерал и вообще его забыть, стереть. Прошло
еще какое-то время, и Колчак опять молодец, то есть противоположное
предыдущему, но молодец не потому, как тогда молодец, что карательные отряды,
то, се, а как адмирал, который... не важно... - заблуждался. И с этой точки
зрения уже - "заблуждался - не заблуждался" - он, все равно, хотел
добра России. Понятно? Вот одна противоположность, вот вторая и вот эта. Несмотря,
что они против этой, но они разные. Они даже друг против друга. Вот примерно так.
И становится сразу видно, что от каждого явления отходят вот такие "цепочки".
Причем, они не из трех "звеньев", а они бесконечны, и от каждого
явления их отходит очень много. Каждое явление на цепях на таких, висит в мире.
И очень много таких цепей.
А-а, вот что я первое увидел! Я сразу же перестал понимать, что
такое "хорошо" и что такое "плохо". Моя система ценностей -
рухнула. Вот я сделал этот шаг, и мир преобразился, и я перестал понимать, что
в этом мире хорошо, что плохо. Но не так перестал понимать, что "ах..."
(делает удрученное лицо), а с таким: "ха-ха!",
нога от бедра, и я перестал понимать. (смех)
А понимать я перестал потому, что на каждое "да" было "нет".
А за этим "нет", то "нет", которое на это "нет". "Нет,
которое на это нет" - и это бесконечно. И это не одна цепочка, а их много.
Ну, как тут поймешь, что хорошо, что плохо?
Одновременно с этим, мне стало все ясно. То есть я обладал
всезнанием. Я знал все. Что такое знать все на практике? Это означает, что если
ты чего-то не знаешь, то эта информация тут же к тебе приходит, достаточно руку
протянуть, взять с полки книгу, например, раскрыть и там будет эта информация.
На второй день я сообразил, появился вопрос такой: Бог я или что-то такое?
Участница:
Ну, не совсем, наверно, всезнание, ведь иностранные языки ...
Клейн:
В том состоянии нет таких, понимаешь, интеллигентских штучек - типа какие-то модели строить...
Участница:
Ну, по-китайски же вы не заговорили?
Клейн:
Там нет таких вопросов, проблем. Почему я называю "интеллигентских"?
Я имею в виду "интеллигентские вопросы", т.е. - "абстрактные
задачи". Тебя, в том состоянии - они не интересуют. Тебя интересуют
конкретные вопросы. Но "конкретные" не в том смысле, что "мелкие,
узкие" - а ты не отвлекаешься на какие-то умозрительные абстракции. "Могу
ли я говорить по-китайски?" - тебя там, в том состоянии, это не
интересует. Там все вопросы сводятся к одному, конкретному, вопросу - "как
именно мне прокладывать свою траекторию в этом мире?"
И если тебя интересует вопрос "не Бог ли ты?", то ты
протягиваешь руку - она сама протягивается - к полке, достаешь оттуда Гегеля,
открываешь его выступление перед студентами Геттингенского университета и
начинаешь читать. И вдруг видишь, что Гегель, оказывается, все это понимал, он
в этом жил. И что вся его серьезность - это шутка. Находясь том уровне сознания,
ты понимаешь, что он ржет как лошадь в каждой фразе. Что он хуже О'Генри. (смех) У меня был случай. Вот Таня Куренкова. В какой-то момент
я соображаю, что я уже 3 месяца, когда она мне что-то говорит, отвечаю ей хмуро
и строго. И вдруг соображаю: "Это ж я шучу так! Но она-то этого не знает!?"
- А я-то так шучу уже 3 месяца! (смех) Вот и здесь. Он
такой умный, что он так шутит. И он мне пишет прямым текстом: "Саша, ты не
Бог, ты человек. Просто остальные люди - это заготовки для человека". Я - "О,
все!" Это его выступление перед студентами Геттингенского университета. Я
потом специально искал эту речь. Не смог найти.
Ну и так далее и тому подобное. Там же ведь много всего. Тут же
начинаешь понимать, о чем думают окружающие тебя люди. Читаешь их мысли на раз.
Но это, опять-таки, не какие-то штуки, что "мысли читаешь". Никаких
особых ощущений. Просто ты сидишь, например, за столом - в центре города было кафе,
там столик на четыре человека, к каждому подходит официант - и мне понятно, о
чем вот эта девочка думает, о чем вот этот мужчина напротив думает, все ясно,
все понятно.
Плюс очень хорошее отношение к людям. Автобус - женщинам руку
подаешь, улыбаешься женщинам, бабушкам, чтобы они выходили. Масса, масса всего
проявляется.
Я, например, хотел быть корреспондентом местной газеты "Вечерний
Ростов". И мне дали такое задание - написать, а я работал, Областная
станция юных техников, и мне задание - написать про картинг. Ну, что там
напишешь про картинг? И что-то я там - то ли помучил немножко бумагу до этого,
то ли даже и не помучил... Короче, когда я, находясь в том состоянии, вспомнил
про эту статью, я написал ее пока ехал, 20 минут на трамвае, домой пообедать. На
обрывке написал карандашом эту свою первую статью. Я ее пока обедал, переписал
ручкой, и прямо так и закинул в редакцию. При всем при том, что это была моя
первая статья в самую большую газету, и вообще-то ее было нужно на машинке
перепечатать, другую они не принимают. Но я знаю, что статья гениальная, и я ее
прям в таком виде закидываю. Они ее печатают на следующий день. Причем, как я
потом посмотрел, обычно сокращают, а тут они ее дополнили двумя абзацами.
Я приезжаю на работу, а у меня этот с собой листочек, этот черновик
первый, карандашом, а газета уже вышла, Толик стоит, мне было 25 лет, а ему лет
35, картингист такой, железки, мужчина. Он ее читает - здание Областной станции
юных техников, холл, вахта, стоим. "У-у-у! - говорит, - классно, классно".
Я говорю: "Покажи". Он показывает, я читаю. "Блин, - говорю, - они
здесь вставили, так исказили, убрали тот-то смысл". Я говорю: "Сейчас
я тебе прочту". Достаю листок и начинаю ему читать, черновик. Он мне
говорит: "Посмотри". Я: "Чего?" Я не понимаю. А он руку
протягивает, я: "Чего?" А он руку протягивает, я смотрю, а у него
волосы дыбом стоят. (смех) Я ему этот текст прочитал. Я
тут же... А там же не только в таком состоянии ты им в редакцию закидываешь - ну,
это первая статья, и в общем нужно скромнее молодому человеку держаться, если
он в областную газету лезет со своей дурацкой статьей - я беру телефон, говорю:
"Вы что там, вы ж ни черта в журналистике не понимаете, вы там это..."
Я говорю: "Я приду, я вам покажу, где, что, как". Они говорят: "Когда
придете?" Этот молодой нахал - говорит: "Когда будет время, тогда и
зайду!" (смех) Время у меня выдалось через час. (смех) Потому что одновременно в этот же день - так как там
силы немерянные - я уже стал комендантом областных соревнований по "охоте
на лис". (смех) Вот и у меня выдалось время,
грузовик не пришел, я - в редакцию, захожу, дверь открываю, нога от бедра. "
- Вы Клейн? - Да!" (смех) Но так как они ко мне
хорошо отнеслись, и сразу узнали, а в бодхисаттвическом состоянии ведь не
только алмазная мощь, но и алмазное все остальное, включая там... (смех) неважно. Мы поговорили, они мне еще какие-то задания,
расстались, то есть я уже такой, как матерый журналист, который понимает
журналистику, и они, в общем, признают, что не хуже их рубит.
Вот так увеличиваются все способности, вот так возрастает
эффективность, вот так возрастает, ну соответственно, время. У тебя очень много
времени, я успевал делать раз в 10 больше всяких вещей, и у меня оставалось еще
много времени. Я даже в этот момент стал днем на пленэр ходить. Ну, этюдник,
краски...
Петров:
А сохранилось что-нибудь?
Клейн:
Нет. (смех) Ну, это ж не значит, что я что-то
хорошее рисовал, - фигню какую-нибудь. Важно, что у меня время на это было. Потому
что до этого как? Работа, еще что-то, а тут - полно всего. Я стал комендантом
соревнований, я не ожидал от себя такого. И вот я с товарищем, он с какой-то
девушкой, а я стал, значит, вспоминаю, ага, мне нужна какая-то девушка.
Петров:
Чего порожняком-то ехать? (смех)
Клейн:
Палатка, все такое. Мне понадобилось две "двушки", чтобы
договориться по телефону с девушкой, которую я два года не видел. Чтобы она со
мной поехала на эти соревнования по охоте на лис. Мальчики меня поймут - две
копейки, еще две копейки, и ты уже договариваешься, и ты уже приезжаешь. И с
удивлением смотришь, как ее родители уже приготовили спальные мешки, они тебя
не видели, но они тебя хорошо встречают, это удивительно. И вы едете уже,
весна, все такое. Это я к тому, что всякие штуки - на раз.
Или, например, подписать какую-то бумагу. Это ж целая проблема была
в те времена - в облоно, например, какую-то бумагу подписать. Попасть,
дождаться, а тут - все на раз решалось. Или, например, знаете, когда где-то
работаешь, то складывается какое-то о тебе впечатление, и его очень трудно
изменить. Так вот, мне понадобилось полдня, чтобы поменять мои отношения со
всеми сотрудниками на моем месте работы. И масса, масса таких штук.
И на второй-третий день я стал понимать несколько вещей. Я стал
понимать, первое - это в меня просто сверху как из половника, таким чем-то
плюхнули, как компот, бульк так. Я стал понимать, отчетливо причем, что это мне
показывают, каким я буду, каким я могу быть, если буду правильно двигаться. То
есть никаких страхов, никакого этого... Есть, кстати, не хочется совершенно.
То, что нужно поесть, я чувствовал по тому, как холодеют руки и несколько
замедляются движения. (смех) Тогда я что делал? Заходил в
ближайшее место, заправлялся - 200 грамм сметаны - бульк, и все. (смех) И понимание того, что я с таким же удовольствием могу
быть комендантом по охоте на лис, и с таким же удовольствием я могу лечь под
этим забором и умереть от голода - просто вот... фью - усохнуть. Было понимание,
что мое сознание как ровное зеркало озера, и что если хоть чуть-чуть возникало
какое-то желание, какая-то "волна" - ну, как если воду потянуть вверх,
так желание проявляется на этой ровной поверхности - то нужно сгребать,
нагнетать эту "куполообразную" волну. Если тебе вдруг хоть чуть-чуть
есть захотелось, нужно обед устраивать праздничный, парадный. Потому что... - а
так ничего нет, ни черта.
В какой-то момент я стал понимать, что я ж не один такой? Я стал
оглядываться по сторонам и видеть, где еще такие. Но оглядываясь по сторонам
тут вблизи, не на кого было особо смотреть, а так я вдруг увидел с удивлением,
что, да - там, например, Олег Даль.
Участник:
Актер, да?
Клейн:
Да, актер. Анатолий Эфрос, режиссер... Еще кто-то. Но особо даже
это не занимало. Встретил знакомого наркомана, он говорит: "Ты чего,
обкурился?" (смех) "У тебя глаза как у
кролика, блестят". (смех) Поехал проверяться, не
сумасшедший ли я. (смех) Да, ну а чего, почему бы и нет?!
Приехал к родителям специально с этой целью. Поговорили, посидели, чаю попили,
смотрю, как себя ведут. Вижу, все нормально.
Один только человек мне поверил, что со мной что-то происходит, это
мой близкий друг тогда Саша. Все остальные либо какие-то версии говорят -"знаешь,
это бывает от того-то... кто-то как-то там обкурился, кто-то там еще, такая же
фигня". И он один, так как он меня хорошо знал, он сказал: "Я не
понимаю, о чем ты говоришь, и я не понимаю, что происходит, но так как я тебя
знаю, я тебе верю". Вот как-то так.
Мне было 25 лет, и там около 30-ти лет был еще Саша Попов. Он
занимался карате, в те годы это вообще редкость была большая, и всякие имена
знал. А мы ни хрена этого не знали. И вот он однажды приходит и приносит
Вивекананду. А как ее можно было (смех в зале) в 84-м
году? Только в виде напечатанной на машинке, самодельно сшитой, книги. И вот он
мне ее приходит в гости, дает. Я открываю, читаю, говорю: "А-а-а! Так он
популяризатор!" - "Ну-у-у... А ты откуда знаешь?" (смеется) А я - вижу. Один абзац, второй, третий... - и этого
достаточно, чтобы это увидеть, и ты говоришь: "о, так это ж популяризатор".
Я еще раз хочу сказать: это был 84-й год, когда что такое... как отличить популяризатора
от непо...
Участница 1:
А кто такой популяризатор?
Клейн:
Это значит поверхностное изложение. Адаптированное.
Киньмыло:
Он сам не рубит и излагает так, или он рубит?
Клейн:
Я его ни до, ни после не читал, но как я тогда понял и как сейчас
подтверждается, это он в популярной форме что-то излажает (громкий
смех в зале) для европейских потребителей.
Единственное, чего я, условно говоря, испугался в какой-то момент -
это что эта штука пройдет. На четвертый или пятый день я напился и чувствую - нормальным
человеком стал. (смех) Все исчезло. Думаю: надо
протрезветь. Тогда действительно, оно вернулось. И это длилось две недели. Неделю
достаточно стойко и сильно, и потом, по нисходящей, плавно уходило.
После того, как эта штука кончилась, я, естественно, не зная ничего
- ни дзен, ни чань, ни дух - видел, что это существенное событие, и искренне,
несколько лет после этого, считал это своим вторым днем рождения. Позже, еще
лет через десять, я узнал термин - "дважды рожденные". А тогда я
просто знал, что это я - "родился". Год прошел, второй, я об этом
помнил. Уже не было никаких внутренних ощущений этого, была память об этом
событии. И где-то года через два, я зафиксировал: "о! у меня появилось вот
такое качество, которое тогда было"! Только оно появилось, во-первых,
очень слабенькое - там оно было мощное, а здесь очень слабенькое. Во-вторых, я
вижу, как оно появилось, я могу проследить цепочку, которая привела к его
появлению, укреплению, проявлению. Потом я, кстати, увидел через три года,
через четыре, через пять, как появлялись те качества. Одно качество я увидел
через 18 лет.
В какой-то момент стало совершенно ясно, что этот 2-х недельный период
84-го года - это была демо-версия. Но тогда, в 84-м, никаких особых подвижек в
сторону духа после этого я не испытал, никаких импульсов в сторону изучения
духовной литературы не получил и никаких оснований для ведения какой-то
духовной жизни тоже у меня не оказалось.
Хааф:
То есть, ты пустился во все тяжкие?
Клейн:
Да, я продолжал как обычно. И эта двухнедельная точка - она в том
ряду: 5 лет, 16 лет. Но в каком-то смысле ее можно считать началом. Потом я
как-то развивался, так как я, все-таки, молодец был - то, се... - 84-й год,
потом 85-й, потом... 86-й. (смех в зале) Ну, я имею в
виду, 85-й - может быть, вы плохо уже историю знаете современную, но в 84-м
меня пробило. В 85-м Горбачев объявил перестройку. В 86-м появился первый
закон, он шел по линии министерства культуры РСФСР - тогда можно было создавать
общественное объединение и уже зарабатывать бабки, но только нельзя было себе
брать. Но уже можно было зарабатывать и на какое-то хорошее дело тратить. И тут
87-й год, появился закон о кооперативах, уже можно было более серьезно все это делать.
У нас даже пословица тогда появилась: "Страна специально расцветает для
нас". Только ты чему-то научился, только перешел на следующий уровень - хоп!
следующие возможности.
И вот наступил 88-й год. Вот мне Хааф вопросы про Золотова задавал.
Это было для меня потрясением - то, что я увидел. А увидел я следующее. Золотов
говорит: "У меня семинар, поехали". Все, я еду, как преподаватель,
ничего не знаю, какой семинар, что... Там собираются методисты,
организационные технологии, технологии досуга и проведения праздников - все
нормально. А все остальные разговоры - "утюги по воздуху летают", "энергия"
- это воспринимается как "ха-ха". Это сейчас невозможно даже
воспринять, но в 88-м году не было никакой информации об этом. Была голимая
советская власть. Ни церкви, ничего, никак. Ни книг, ни эзотерики. А еще
партия, еще комсомол. То есть, никаких фантазий - материализм. Бред и сплетни,
когда что-то там такое вот происходит. И с другой стороны, у меня-то - совершенно
четкое материалистическое научное мировоззрение, я с этим никогда не сталкивался.
Другое дело, что я уже стал догадываться. Я уже стал догадываться, как раз в
этом 84-м году. До меня вдруг дошло, что если вот здесь, на пересечении этих
улиц, вдруг появится колодец, и его начнут мерить, например, веревкой, до дна
не достанут - его начнут мерить чем-нибудь более длинным. Но до дна тоже не
достанут и начнут каким-нибудь лазером мерить, и до дна не достанут. Что противоречит
всем научным фактам. И его просто обнесут штакетником, заборчиком, и люди так
же спокойно будут ходить мимо. Такой у меня образ сформировался, но тем не
менее это было умозрительное, а жизнь ничем особо не проявляется, и никаких
мыслей на тему духа или чего-то... Самый большой уровень духа в те времена это
было легкое диссидентство - все остальные вообще, а ты хоть "Голос Америки"
слушаешь, у тебя музыка какая-то есть.
Мы поговорили с Золотовым, на следующий день вылетели в Хабаровск.
Прилетели в Хабаровск. Там еще была нормальная жизнь. И вечером мы выезжаем в
Комсомольск-на-Амуре. А там уже Люда, еще кто-то - самое первое "поколение",
которые еще до семинаров были. И они начинают что-то говорить и что-то
показывать даже. При всем при том, что я достаточно быстро врубаюсь, и в
общем-то нет отторжения - то есть какие-то лучи из пальцев, то, се. Они
показывают, я вижу. Опять же, это ж видишь, но особо себе не веришь, потому что
это настолько противоречит всему! И потом идет двухнедельный семинар: в дневной
части - основное, организационная деятельность, технологии, а в ночной - энергетика,
экстрасенсорика. Я провожу две недели на этом семинаре. Днем все строго,
включая в конце прием экзаменов, оценки на стене, зачеты. А по ночам вот такая
штука. К концу этих двух недель я накапливаю достаточно внутренних
подтверждений, что это есть, это существует. Так или иначе, но оно существует.
И это такое мощное, шокирующее в каком-то смысле знание. Это был 88-й год. Это
произвело на меня такое впечатление, что я понял - вот главное, чем имеет смысл
заниматься, чем стоит заниматься, потому что все остальное по сравнению с этим,
когда открывается такое - вообще фигня!
А с другой стороны, Золотов очень яркая личность, и он умел... - я
ж тогда не умел выступать или вести такие вот штуки. И я помню, он меня - точно
так же как когда мне показывали "лучи из пальцев" - поразил. Он
специализировался на преподавании "организационных досуговых технологий",
пробивал это направление при Министерстве культуры РФ. Например, организация Дней
города. Это сейчас в каждом городе - Дни города. А тогда это только начиналось -
86-й, 87-й. И то, что он так мог... - дворец культуры какой-то, народ сидит,
билеты продаются - любая самостоятельная деятельность в те годы воспринималась
вообще как чудо! В какой-то момент я, будучи председателем кооператива, вдруг
увидел, что если у меня кооператив - пусть и маленький, но у меня есть печать и
счет в банке - "так я такой же, как директор Россельмаша"! Я могу
только слова передать, я не могу передать чувства. Это разные были уровни
совершенно - это государственный, а это частный. Любые проекты, любые
проявления - это было что-то удивительное, и это делалось в первый раз. И когда
я вижу, что Золотов фактически голыми руками берет и организует полный дворец
всяких зрителей... - но не это производит впечатление, а что на сцене начинает
происходить какое-то действо. Есть технология: выбирается жюри из публики,
покупаются 3 торта в качестве приза и тут начинаются какие-то... ну, как
массовик-затейник, только вот более такой. Меня так это удивило: как это так
можно делать? Поэтому, естественно, внутренне я стал к этому стремиться, и
очень порадовался, когда ровно год прошел, и на следующее 1-е апреля я уже
знал, как это все делается. Мы вышли в парк культуры и отдыха имени Горького - во
всех городах имени Горького - и завернули народ, чтобы в конечном итоге
какое-то количество пар станцевало ламбаду, а для этого нужно то-то и то-то, и
для этого, кстати, нужно знать такие технологии, как, например, "снижение
порога принятия решения".
И когда у меня это получилось, когда там 3 часа в парке бурлило!...
Ну, что такое в Ростове 1 апреля 90-го года? Это люди, они там ходят,
слоняются, делать особо нечего, тогда еще и мороженого вкусного не было и
никаких лампочек. И тут - раз, раз, раз! И вот уже песни, пляски, уже все
хорошо, и потом все вместе, этих оставшихся победителей всего этого конкурса
человек 30 было, пошли в кафе через улицу от этого парка. Причем шли колонной,
и все хохотали. Это было удивительно.
Да, и столкновение как с этим миром, так и с таким мастерством
Золотова как технолога, который так вот - шух-шух-шух... А я в общем-то
понимал, о чем речь идет - ну, с какой-то своей позиции, потому что я тоже
чего-то мог, и тут и яркая личность - и это было некоей следующей точкой,
которая мое сознание развернула в эту сторону.
Потом я какое-то время занимался семинарами, это было с 89-го по
91-й год, и я делал одни из лучших, если не считать Золотова - а не считать,
потому что у меня к нему свое особое отношение, и поэтому ни сравнивать, ни равняться
не будем. Но к 91-ому я уже увидел два конструктивных порока такой системы, как
"семинар".
Что за "конструктивные особенности"? Система развивающих
семинаров позволяет поднять человека "из грязи". И когда человек
поднимается, у него и начинаются настоящие вопросы. А система приспособлена
только на это движение. И когда дальше и самое важное - у тебя нет инструмента.
И это плохо. А также то, что когда ты их проводишь, то ты должен или закашивать
в сторону более четкой административно-организационно-финансовой структуры, или
в сторону более креативно-какой-то. Что это такое? Это вот, например: или ты
строго следишь, чтобы платили и приезжали на семинары, или главное дух,
креатив, человечные отношения... И это во всем проявляется - и в идеологии, и в
самом материале, и в преподавании. Если ты закашиваешься в одну сторону, то
выхолащивается суть этого всего. Если ты закашиваешься в другую сторону, то у
тебя начинает рушиться административная система, потому что с тобой работают
4-5 человек, а они должны получать деньги, что-то есть, на что-то жить. Вся эта
система должна обладать возможностью передвигаться, покупать билеты, то, сё и
так далее. Кажется "о, идея! ставь ровно". - Нифига. Если ты ставишь
ровно, то ты попадаешь в ситуацию "белки в колесе" - лишь пока ты
бежишь, оно бежит. Потому что у тебя не закошено сюда, у тебя нет жировых
прослоек. Как только ты закашиваешься в административно-бизнесовую сторону, у
тебя появляются запасы. Пока ты работаешь ровно - у тебя запасов нет. Поэтому
пока ты бежишь - да, а стоит тебе заболеть, или настроение у тебя не то,
начинает и оно заваливаться, разрушается система.
А семинар - это когда 100 человек, например, и длится 10 дней - ты
все время находишься в состоянии психологических перегрузок. Но ты не можешь
затормозить, ты прикован к этому колесу. Стоит чуть-чуть, и система начнет
разваливаться.
И вот это первое и это второе, плюс еще какое-то количество
обстоятельств, делают эту систему негодной для того, чтобы из неё что-то
получалось. Самые талантливые люди, которые находятся в системе семинаров,
становятся "игротехниками", помощниками руководителя семинаров или руководителями
семинаров. И это все, что можно сделать, верх. Но, во-первых, они выдергиваются
из социума - все, кто хоть чуть-чуть увлекся этой темой - и это очень большой
недостаток. Далее, специализироваться они могут лишь в очень узкой сфере - "изготовитель
семинара". И чем больше они специализируются, тем больше они выдергиваются
из жизни и тем больше они неспособны существовать нигде, кроме этого узкого
пласта, и это тоже неправильно. То, что Хааф проводит сейчас семинары, или Рома,
или я - это ни в малейшей степени не является основной специализацией. Это,
всего лишь, плюс ко всем должностям, умениям, знаниям и навыкам, которыми
обладает каждый из нас, но ни в коем случае не как специальность, на которую
все завязано в жизни.
Тем не менее, этот мой отрезок, 89-91 годы, он разогнал мысль: "а
как же сделать правильно?" Как должна правильно выглядеть система, которая
не так, а... правильно? И наступил следующий период - с 91-го по 98-й год - когда
я приехал в Москву, и сразу встрял в бой на уровне всяких экономических и
организационно-экономических вещей. Началась приватизация, начались чековые
фонды, акции, биржи, пенсионные фонды - на уровне разработки документов,
разработки законов, организации бизнесов. Это была интенсивная практика в
достаточно эффективных и масштабных проектах. И все это время, все эти годы, я
искал: "а как, как это должно быть построено"?
Я себе обозначил некий рубеж. В 96-м году я подумал, что я уже
готов, съездил в Индию провериться к Саи-Бабе, меня интересовал вопрос: "не
Бог ли он"? Ну, и безотносительно к Бабе, я думал, что я уже - ого-го! Я
приехал и увидел, что Саи-Баба не Бог, а очень мощный мастер.
Участница:
Он на самом деле материализовывает предметы?
Клейн:
А хрен его знает! Но даже если материализовывает, какая разница? Это
что, доказательство Бога, что ли? В этом смысле меня это особо не интересовало.
Он молодец. То, что я тут стулом вытворял вначале - "девочка, стул принеси"
- он это делает, вообще, мастерски. Там при входе на мандир стоит железная
штука, через которую нужно проходить, она пищит, если у тебя какая-то железка в
кармане. И вот она одна стоит, во-первых, а во-вторых, через неё должны пройти
три тысячи человек - 3-4 тысячи мужчин, а с другой стороны, женщин, и все друг
другу: "У него тут такое было! Один из его учеников продвинутых! И на него
с ножом! После этого поставили вот это, чтобы такого больше не было!" - и
все друг другу рассказывают. Но мне понятно, что дело всё не в этом. Даже если
на него друг с ножом не бросался, то от этого друга такая штука на входе, где
люди, не убережет. Ну, а самое важное, что... вот я говорю: "девочки,
деритесь" - и раз стул. А они говорят: "да мы одно и то же" -
раз стул назад.
И он. На него бросились, он - хоп будочку... Ну, я понимаю, что я
это спектакль создаю. А он ведь тоже понимает, что он делает. Он тоже некий
спектакль, только в несколько в другом пространстве, создает. Что это значит? Если
я просто прихожу - это одно. Я сажусь и жду его. А если я три часа в очереди
стоял, я совсем по-другому сяду. (смех) А одновременно
там очень красивый сад сделал, кормит почти бесплатно индийцев и чуть-чуть вот
это... белых. До меня даже дошло, я пошел посуду на кухню помыл. Ну там же
моют посуду, кто-то же моет?! И я пошел. Мне говорят: "Вич кантри фром?"
- Я говорю: "Раша". Они: "А у нас никогда русские не приходили".
Да, и мы там мыли с одним американцем. Они говорят "не приходили" -
может, они так пошутили, потому что при мне еще двое пришли, тоже что-то мыли.
И мы с этим американцем, он хиропрактик из Атланты - он русский учил, я
английский - посуду мыли. Молодец Саи-баба. Но с другой стороны, выпускники
колледжа его не очень любят. Потом, смотрю, "севадалы" - если взять
какой-нибудь профсоюз, где все друг друга подсиживают и улыбаются, вот смотрю
там тоже - такие признаки, такие, такие. Музей Саи-Бабы имени Бога. Вот я бы не
стал себе такой музей делать, ну в таком вот...чтобы Бог там, то сё. (смех, реплики участников)
Киньмыло:
Не сейчас.
Клейн:
Нет, не в этом дело, именно не стал бы.
И в какой-то момент мне стало понятно, что он делает. Что он сделал
какой-то моральный выбор какое-то время назад...ну, молодец, всё хорошо... И я
вернулся из Индии, и понял, что Саи-Баба молодец, что он великий мастер, что он
не Бог, и по пути немножко я заблудился - у меня как-то перемкнуло, что если он
не Бог, то и Бога нет. (смех) То есть, что если тебя этот
обдурил, и ты несколько даже разочаровался, это перенеслось как-то дальше и я -
стоп! через три месяца - как это? При чём тут это, и вот это? Ну, и так
чуть-чуть скорректировал. И я понял, что я не готов, что линии не сошлись, что
нужно бы мне еще поучиться, поработать. Тем не менее, я поставил себе срок до
98-го, ну, до 99-го года.
Участница:
К чему? К чему не готовы были?
Клейн:
Что? Ну, вот к тому, о чем ты спрашиваешь. Вот ты говоришь: как
оно? В себя смотришь, уже вот там, и видишь, что нет еще. Еще вот-вот-вот... не
хватает чего-то. Что нужно ещё. И нужно не спеша. В том смысле, что если все
делать правильно, то многие линии сходятся в одну точку, как в фокус. И эта вот
та точка, она есть. А здесь еще не сошлось. Тем не менее, я уже знал, что это
где-то в ближайшем будущем. А по другим признакам мне стало ясно, что нужно из
той линии соскакивать в 98-м году, и что, в любом случае, не дольше 99-го года.
То есть, я готов на эти "обычные" линии тратить время своей жизни до
40 лет. А дальше - нет. И все так совпало, включая финансовый кризис 98-го
года, который позволил более плавно выйти из этой системы, в которой работал.
И, как раз, в этот период, я искал, искал, искал активно. С 91-го
года по 98-й. Я так ничего и не нашел. Я не нашел, не понял, как туда... Ну,
тупик полный. Ну, что, кого-то собирать? Что на революцию? Или что? Чему учить?
Чего собирать? Вообще... В 98-м мы выпустили первую газету "Бодхисаттвская
правда". Смеясь над собой и, ржа, мы её вдвоем с Таней Куренковой
выпускали вместо того, чтобы делом заниматься. Вот, пошло-поехало, одно,
другое, какие-то внешние действия, какие-то внутренние решения, и-и-и-и-и-и
короче не помню точно, но примерно в 2003-м году я стал понимать все.
Участник:
Снова?
Клейн:
М?
Участник:
Снова?
Клейн:
Что "снова"?
Участник:
Тогда было "знать", а сейчас "понимать"?
Клейн:
Ты имеешь в виду, когда "снова"?
Участник:
Когда тогда, когда демо-версия.
Клейн:
А! Так я про это уже забыл. Я имею в виду сейчас, когда это
говорил.
|
||