Лекция №39:
Самокопание и привычки, или Если тебе задан вопрос?

7-й семинар по Второй логике. 18–20 марта 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Клейн:
Сразу тебе вопрос: почему тебе плохо при дневном свете? Ты вампир? (смех)

Андрей:
О-о-о, да. У меня сегодня профилактика зубов. Поэтому не растёт ничего.

Клейн:
Покажи клыки.

Андрей:
Сейчас полнолуния нет, поэтому чуть попозже. Недельки через две. Легко!

Материалы Седьмого семинара по Второй логике для всех желающих 18-20.03.2005 (Подмосковье)

Кто-то:
Как ты узнал о семинарах?

Андрей:
Узнал через ЖЖ Мандра. Решил приехать, потому что давно уже занимаюсь "самокопанием" в себе. Занимался два года в "Синтоне", ездил на семинары к Андрею Лапину.

Клейн:
Отлично! И что ты "накопал"?

Андрей:
О-о-о! Я понял, что заниматься "самокопанием" - это ненужное дело.

Клейн:
А из чего ты сделал такой вывод? Глубина большая оказалась? Или наоборот - маленькая, наткнулся на бетонную плиту? По какой причине ты решил, что заниматься "самокопанием" не нужно?

Андрей:
Я решил - зачем себе растопить мозги? Лучше привести их в гармоничное состояние. Тогда они будут лучше работать.

Клейн:
Когда ты говоришь "самокопание", что ты имеешь в виду?

Андрей:
В моём случае "самокопание" - это было "что плохо? почему это плохо? что нужно сделать, чтобы исправить?". Есть какая-то проблема - её нужно локально решить. А решая локально проблему - ты не знаешь, где она дальше всплывёт. Поэтому меня стал интересовать более системный взгляд на вещи.

Чайка:
Ты сказал это плохо - самокопание?

Андрей:
Я считаю, что да.

Чайка:
А в чём плохо?

Андрей:
Я не видел перемен к лучшему, когда этим занимался. Чем больше я этим занимался - тем меньше перемен в моей жизни происходило. Вернее, они происходили, но в худшую сторону.

Клейн:
В "худшую" сторону - это в какую?

Андрей:
В "худшую" - это ощущение, что "всё идёт не так, как хочется", что я чем дальше - тем меньше понимаю куда. Чем больше я закапываюсь в себя - тем меньше я начинаю понимать, что со мной творится.

Клейн:
И какие ты сделал выводы - ты решил отказаться от этого способа? Пойти каким-то другим путём?

Андрей:
Да. Я решил, что "самокопание" и "локальное решение проблем" - это неправильный путь. Я решил, что правильнее будет идти путём, когда ты развиваешь чувствительность. Развиваешь "ощущение мира" через чувства, опускаешь уровень восприятия информации с "уровня головы"...

Некто:
Ты понял, что лучше с "уровня головы" на "уровень чувств" переходить. Когда мы ехали в электричке, зашёл парень, который пел очень красивую песню, скорее всего, сам сочинил. Она мне очень понравилась, при этом я видел, что ты разговаривал с Таней Слинкой, не слушал. А когда он ушёл, ты вдруг увидел, что людям понравилось, не важно почему, и стал рассказывать, что в Москве есть ещё такой музыкант, рассказывал минут двадцать.

Клейн:
Ага! То есть ты говоришь о том, что он "плохой". Я правильно понял?

Некто:
Нет. Я говорю о несоответствии, которое я видел.

Клейн:
Ты знаешь этот анекдот? То, что сейчас Андрей демонстрирует - анекдот знаете? Пауза. Анекдотная пауза.

Зять пришёл к тёще. Какой-то праздник. Она всё на стол накрыла. А у них отношения были - не очень. Она и то, и то. И курочку и блинчики. И водочку... Он так удивился, потому что такого никогда не было. Она говорит - ты давай начинай, сейчас я с кухни ещё пирожки принесу. Он не понимает - в чём дело? Взял кусочек чего-то отломил и кошке... Кошка - раз, проглотила - брык, упала на пол лапами вбок. Заходит тёща с кухни. Зять её - в пятак, в пятак ... Кошка на полу, лапой: "Ййес-сс!!!" (дружный хохот)

Некто:
Вот в тот момент - я... (повторный взрыв смеха) ...я увидел, что ты больше любишь поговорить, чем участвовать?

Андрей:
Я не волшебник - я только учусь.

Некто:
Каким образом ты себя переводишь с "уровня головы" на "уровень чувств"?

Андрей:
Стараюсь меньше думать. Больше чувствовать.

Клейн:
Ты решил пойти другим путём. А другой путь - это отказ от "самокопания", от постоянной "саморефлексии" и какое-то более такое "струение"?

Андрей:
Да.

Клейн:
А умище? Умище куда девать?!!!

Андрей:
Ещё я в голову ем.

Клейн:
Да. Но мысли ж, всё равно, возникают? Мысли возникают, ты видишь - ты же не можешь сделать себя тупым? Потому, что где тупым - там и невосприимчивым. Как осуществляется перевод из "уровня головы"? Это у О.Генри было: "А теперь перейдём из низшей сферы поэзии в высшую сферу расчёта и факта". Как ты осуществляешь обратный переход?

Андрей:
Когда у меня возникает какая-то мысль или нужно принять решение, то я стараюсь не продолжать дальше, а эту мысль на какое-то мгновение заякорить, зафиксировать, и дальше от неё отключиться и попробовать почувствовать - что с ней дальше делать? Развивать или нет? Когда возникает ситуация, в которой нужно принять решение и можно логически расписать, что можно: пойдёшь направо - будет то-то, налево...

Клейн:
Понятно. Это хороший способ, но сложноватый. Скажи, пожалуйста, в твоём сознании - много стереотипов?

Андрей:
Ужасно. Очень.

Клейн:
Ты отдаёшь себе отчёт, что все стереотипы - это те же привычки? Есть привычки тела - покурить, выпить, сидеть, задрав левую ногу. А есть привычки сознания. Вот они и есть стереотипы.

Андрей:
В принципе - да.

Клейн:
Такие вот они. Неосознанные.

Андрей:
Сделав какую-то реакцию один раз и почувствовав себя в ней комфортно, ты продолжаешь в следующий раз делать такую же реакцию.

Клейн:
Это ты умничаешь. Генезис сразу, классификацию.

Андрей:
Согласен.

Клейн:
А тут очень простой вывод. Если это привычки, если это неосознанно, то - достаточно осознать. Например, стереотип - это привычка. То, что ты сейчас, сидя в центре круга, не смотришь на окружающих и так себя ощущаешь - это всего лишь навсего привычка, которую ты принимаешь за чистую монету.

Совсем не обязательно следовать привычкам и, в этом смысле, стереотипам в поведении, в мышлении. А то - раз, и на такую-то волну! Это - нужно отдавать себе отчёт - привычка! Просто мы их не фиксируем. А если ты её зафиксировал, осознал как "привычку" - ты мгновенно попадаешь в то пространство, где висит большими буквами надпись: "НИЧТО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ТЕБЯ ВЕСТИ СЕБЯ ТАК ИЛИ ПРОЯВЛЯТЬ СЕБЯ ТАК, ИЛИ ЧУВСТВОВАТЬ ТО, ИЛИ ДУМАТЬ ТО..." Осознал?

Андрей:
Угу.

Клейн:
Отлично. Ты попал на специальный семинар. Семинары у нас - по Второй логике, и мы от этой темы не отклонялись особо. На этом семинаре мы сделаем акцент на энергетике. Для того, чтобы войти в "энергетическую зону", нам нужно стать полегче. Кто лёгкий - стать сверхлёгким. Кто сверхлегкий - невесомым. Если что-то мешает, например, чувство голода, то или поесть, или осознать, что не надо. Если кто переел - полежать. Короче, любая штука, которая будет мешать течь, струиться - она должна быть осознаваема и как-то мягко сплавляема по течению.

Сейчас у нас восемь часов. Через полтора часа мы приблизимся к тому, что начнём делать первые энергетические упражнения, и в течение этого вечера, начала этой ночи, часа за три-четыре пройдём, практически, всё - теорию, практику, почувствовать, поколдовать.

А там - как пойдёт. Вполне вероятно, что за этот вечер мы заберёмся на такую высокую горку, на такую высокую ноту, что по теме "энергетика" оставшиеся полтора суток мы будем медленно планировать, выходить из этого. А может быть, и завтра что-то сделаем - там видно будет. В любом случае, как-то расслабляйтесь морально и физически. (пауза) Я имею в виду морально, не аморально. (смех)

Некто:
Тебе уже нравится? (смех)

Андрей:
Сейчас уже гораздо лучше, посвободнее. Когда, например, я на тебя смотрю, когда я вижу, что ты на меня смотришь, то мне...

Клейн:
Не хочется ни прятаться, ни сражаться.

Андрей:
Да. Мне проще теперь.

Клейн:
Ура! (аплодисменты) Хорошо. Тебе предоставляется право. Кого мы вытащим сюда на несколько вопросиков? Так. Этим создаётся приятное напряжение в сознании. (пауза, прерывается смешками) Вошёл во вкус. Катя, иди сюда - мы тебе будем вопросы задавать. (дружный хохот) Это был Андрей! (аплодисменты)

Тут недавно мы с Катей разговаривали. Двадцать минут назад. Она говорит: "Да у меня, вообще, каждый день по-новому, даже хуже". Я до этого говорю: "Катя,  готовься, через несколько минут будем с тобой разговаривать на виду у всех". Катя говорит: "Да чего я буду готовиться, я всё равно не знаю, о чём я буду говорить".

Кто-то:
Катя, над чем ты сейчас работаешь?

Катя:
Это проект, он сейчас в стадии созревания...

Клейн:
Катя сейчас программирует сайт по мультимедийным корпоративным открыткам.

Кто-то:
Он коммерческий?

Клейн:
Он часть PR-системы, в которой есть коммерческие проекты. Это сайт, на который должны приходить люди, смотреть и добавлять открытки, мультимедийные.

Есть такое понятие - "инфраструктурные проекты". Коммерческий проект - "я что-то делаю и это продаю". А есть инфраструктурные проекты. Так вот, суть этого проекта - чтобы интернет пропитывался пониманием, что существуют средства мультимедиа и существуют мультимедийные открытки. Как если появляется библиотека, в которой книги, то грамотность начинает распространяться по этому региону. В этом смысле Катя как Кирилл и Мефодий почти.

Кто-то:
Ещё Катя - технический дизайнер.

Клейн:
И что ты там технически дизайнишь?

Катя:
Мы отдизайнили проект - презентация для ЦСКА.

Клейн:
Ни фига себе! А ещё чем ты занимаешься? Насколько я знаю, ты занимаешься самокопанием. В чём заключается формула твоего самокопания?

Катя:
Ах. Самокопания. В отслеживании мотивации.

Клейн:
Это же не вся формула?

Катя:
Я не понимаю, что такое "формула" самокопания.

Клейн:
Это рассказать о чём-то кратко.

Катя:
Чего ты от меня хочешь??? (смех повальный)

Клейн:
Чем твоё самокопание отличается от самокопания Андрея?

Катя:
Так я не поняла, в чём его самокопание. Он сказал, что "это плохо, я это делать не буду".

Клейн:
Он сказал, что он внимательно рассматривал свои поступки. Анализировал их.

Кто-то:
Он этого не говорил.

Клейн:
Намекал. (смех) Так в чём твоя формула? Ведь, твоё самокопание и его самокопание - это два разных самокопания?

Катя:
Ну, что вам сказать, товарищи? Формула самокопания... (пауза)

Катя:
Ну, хорошо. Давай я изображу. А ты поправишь.

Катя:
Ну, хорошо.

Клейн:
Формула Катиного самокопания выглядит так: "Но так как всё ясно и понятно, и ясно, что всё фигня, то и делать ничего не остаётся. И поэтому всё непонятно. И я, получается, дура". Я правильно уловил?

Катя:
Ну, не совсем. (хохот)

Клейн:
Поправь меня.

Катя:
Ты просто слишком хорошо обо мне думаешь. (смех) Но, в общем верно. (все просто лежат от смеха)

Клейн:
Кто приближается к Катиному уровню, тот понимает, о чём речь.

Катя:
А кто нет?

Клейн:
Поймёт. Но я хочу сказать, что это понимание - это не вся правда. Это только - середина пути.

Если вы зададите вопросы Кате, она действительно знает всё. Единственное, что её нужно временами приостанавливать, чтобы её речь была плавной. Помогать, отвлекать её от этого, что дёргает и чешется. Она очень умная, у неё очень хорошее образование, она много делает.

Катя:
Я на самом деле не обезьяна, Дим. (смех)

Клейн:
Если к тебе будут подходить с вопросами, ты будешь отвечать?

Катя:
Ну, конечно.

Клейн:
Кого мы вызовем? Кого тебе интересно было бы послушать?

Катя:
А давайте вызовем... как тебя зовут? Я забыла.

Светлана:
Светлана.

Катя:
Светлану.

Клейн:
Света, какие были прорубы за последний месяц? Прорубы и отрубы. Что хорошего и плохого происходило в твоей жизни? Как вкушалось яблоко от древа познания и различения добра и зла? Какие там вверх-вниз?

Светлана:
Как-то всё вниз. Не хочется всех расстраивать, но у меня как-то всё вниз. Добро - оно всегда есть. А у меня всё равно плохо пока.

Клейн:
А что такое "всё равно" и "плохо пока"?

Светлана:
Чувствуешь, что не понимаешь, что происходит. И нет возможности осознать. Пытаешься остановиться и мгновение, всё-таки, ухватить. События так быстро развиваются, что... Если я начинаю под них подстраиваться, то у меня такое ощущение, что они ещё сильней... Я почему приехала сюда? Мне надо вылезти из всего этого и, может быть, оно само пройдёт. Без меня.

Клейн:
Света очень добрая. Она даже не говорит Светлане: "Да ты что, само пройдёт?" Она уже просто мягко улыбается. Может потом подойдёт, как-нибудь намекнёт. Света, ну нельзя же быть хорошей такой.

Светлана:
Мысли "само пройдёт"... Поэтому и я решила, что, наверно, не стоит говорить.

Кто-то:
Нет уж, нет уж. Пусть скажет.

Клейн:
Что значит - "пусть скажет"? Ты сама должна быстро выбежать на тот уровень, когда должна видеть, что человек хочет сказать. Что он не говорит и почему он это не говорит.

Светлана:
Я не стала это говорить, потому что подумала - это нужно пережить, чтобы эта мысль прошла.

Клейн:
Уже совсем другие требования. Если у тебя уровень ниже - конечно, тебя будет сильно трясти. "Само пройдёт", "пройдёт скоро" - это детство на уровне четырёх лет, поэтому не имеет смысла даже открывать рот. Ты, наверно, считаешь себя очень умной?

Светлана:
Я считаю себя умной? Ну, иногда - да. Иногда считаю себя полной дурой.

Клейн:
А что чаще? Какой удельный вес?

Светлана:
Дурости, наверно, больше.

Клейн:
Э-э-э - это ты сейчас так говоришь. А по времени? Один день себя считаю дурой - а три дня умной. Или. Неделю умной - две секунды дурой. Или. Дура, дура, дура я - умная. Какой график?

Светлана:
Да, конечно, умной я считаю себя чаще.

Клейн:
У тебя есть вопросы по Второй логике?

Светлана:
Я бы хотела войти туда снова. У меня было ощущение, что я туда вошла. У меня сейчас нет вопросов. Я бы хотела, чтобы они возникли.

Клейн:
В двух словах. Вторая логика - это такой тип мышления, в данном случае лучше говорить "такой стиль мышления", когда ты спокойно и плавно пребываешь в пространстве, где ты не думаешь, в том смысле, что не выстраиваешь какие-то ментальные последовательности.

Но взор твой ясен и когда он соприкасается с каким-то объектом, ситуацией, процессом, то тебе всё ясно и понятно, а что нужно - оно и сформулировано. И это связано не с тем, что ты развиваешь своё мастерство формулировок, формулирования, анализа. Это связано с тем, что ты легко и уютно находишься в пространстве, в котором ты понимаешь такой, например, тезис - в Алмазной сутре он звучит так:

"Когда Будда говорит о пылинках, то он в это время не говорит о пылинках. Это и называется, что Будда говорит о пылинках".

Это несколько другое мышление. Когда ты видишь так, то это означает, что твое сознание мгновенно порождает систему "границ рассмотрения", выявляющих суть явления, делающих его простым и прозрачным. В каждой точке этой траектории у тебя ясная картинка.

Когда Будда говорит о пылинках, то Будда, говоря о пылинках, говорит совсем не о пылинках. Но это и называется, что Будда говорит о пылинках.

И так во всём и обо всём. И когда в этом пространстве ты живёшь уютно, хорошо и плавно - это и есть другой способ мышления.

Я понятно говорю? Не очень?

Светлана:
Но мне нравится.

Кто-то:
Ты сказала, что тебя трясёт, а ты не хочешь, чтобы тебя трясло. Почему?

Светлана:
Неприятно. Я чувствую себя неуверенной. Тот мир, который у меня выстроился - начинает шататься. Мне это не нравится.

Клейн:
Может быть, это стереотип? Может, это стереотипная реакция? Может быть, до тех пор, пока ты будешь убегать от тряски, ничего не будет меняться, и тряска будет тебя догонять? Ты убегаешь - она тебя догоняет. И так восемь жизней?

Светлана:
Почему? Было же хорошо.

Клейн:
Когда?

Светлана:
Два месяца назад - было хорошо. Спокойно. Не то, что прямо спокойно - были всплески, были огорчения. Но не было такого - "всё плохо".

Кто-то:
А сейчас всё плохо? Так ведь это - хорошо! (смех)

Светлана:
Кайфа ещё не почувствовала. Я чувствую себя неуверенно. А когда я чувствую себя неуверенно - мне дискомфортно.

Клейн:
Изменяются зоны, где всё стабильно, хорошо. Их всё меньше и меньше. Лёд тает. Тот, кто не научится стоять в пустоте, что было экзотикой 1300 лет назад, когда впервые появилось "стоять в пустоте, не на доске"... Тогда это было экзотикой. Только самые передовые исследователи в чаньских монастырях эту тему изучали. А сейчас мир настолько динамичный, настолько изменчивый. Зоны стабильности тают, тают. И таяние их нарастает по экспоненте. Снега Килиманджаро растаяли. Знаете?

Светлана:
Да. В интернете.

Клейн:
В 1912 году площадь ледников составляла около пяти тысяч квадратных миль. Важно вот что. В 2000-м году уже одну тысячу - в пять раз уменьшилось. И прогнозы в 2000-м году были, что они могут вообще исчезнуть к 2020-му году, если будут таять так быстро. Но сейчас 2005-й год, а они уже растаяли. Мир меняется по всем фронтам, со страшной силой.

Светлана:
Я считала себя гибкой всегда. Я считала, что я умею видеть ситуацию заранее, что у меня достаточно развиты...

Клейн:
Да. У тебя были природные способности. И сейчас есть. Но ты ж не работаешь ни фига. Ты ж по-прежнему думаешь, что на халяву можно проскочить.

Светлана:
Я думала - будут знаки.

Клейн:
"Халява, знаки"... - Ты видишь, начинаешь соображать, что всё упирается в твою лень?

Светлана:
С этой стороны я не подходила к этому вопросу.

Клейн:
Лень и привычка жульничать. А что есть "халява", если посмотреть вблизи?

Светлана:
Халява - это то, что дано даром.

Клейн:
Халява - это привычка жульничать.

Светлана:
А чудо тогда что? (гогот)

Клейн:
Чудо - это для одних много работы. А для другого - это шёл, шёл, о!... Чудо - это такая вершина мастерства, когда ты между струйками дождя проходишь. Между волокнами ткани бытия. Вот тогда это чудо. Не задевая их. Есть всякие подделки под чудеса, всякие факирские штуки. Это не между этих линий, а наоборот - разрывая их, закручивая. Это неправильно.

Так у тебя, значит, примитивные просто склонности, отягощённые высоким достаточно уровнем способностей? (смех)

Федя:
А тебе нравится? Кайф от этого есть?

Светлана:
Вопрос на засыпку?

Федя:
Нет, стратегический вопрос просто.

Светлана:
Мне нравится, что мир меняется. Мне не нравится, чтобы он был постоянно стабильным.

Клейн:
Кстати, никогда не угадаешь, по какой причине Федя задаёт свой вопрос. Я предлагаю это признать просто априори.

У нас на прошлом семинаре родилось: по-русски говорится - "в натуре". Но нужно, чтобы было классичнее, говорить - "априори". Априори.

Так вот. В летнем лагере 2001 года на Алтае собралось возле костра человек 12. И когда кто-то что-то сказал, и половина засмеялась, а половина сидит молча, это мне дало возможность обратить внимание и сказать: "Имейте в виду, когда кто-то из здесь собравшихся что-то говорит, шутит, например, и несколько человек смеются, а несколько человек молчат - сознания настолько здесь все уникальные, что каждый смеётся по своей причине. И молчит по своей причине".

И вопрос он тебе задаёт по своей причине. Не угадать, почему он задаёт этот вопрос. Можно, конечно, пофантазировать, что что-то произошло в его личной жизни - полчаса думает, и решил вот так. Но в любом случае - не "на засыпку". Федя, ещё раз повтори, пожалуйста, вопрос. (смех)

Федя:
В сознании у меня два вопроса сидят уже некоторое время. Я задам один. А получится, что два сразу.

Клейн:
Давай два сразу. Давай списком.

Федя:
Прежний вопрос: нравится ли тебе, что всё так меняется? Мир тает. Материки тают.

Клейн:
Материки тают? Таких новостей я ещё не слышал. Это априори? (смех) Ну, хорошо. И второй вопрос.

Федя:
Нравится ли тебе, что "нет выхода"? А второй вопрос - говорилось о привычках, и я сижу, наблюдаю привычки мимики. У Андрея очень много было стереотипной мимики. У вас у всех по-разному. И мне интересно - как это связано со стереотипными мыслями?

Кто-то:
С чем? (смех)

Светлана:
Я требую поддержки.

Клейн:
Я тебе окажу поддержку вот в какой форме:

Каждый, кто правильно мыслит... - а сейчас, в настоящее время, мышление и действие, умение мыслить и умение действовать - они связаны очень тесно. Каждый, кто правильно мыслит и умеет, хотя бы как-то правильно действовать - он знает, что "если тебе задан вопрос - значит, у тебя есть возможность дать нужный тебе ответ". Это формула. Это аксиома. Это априори.

Что в глубине лежит под этой формулой? Вопрос задаётся не только словами. Вопрос может быть задан поведением, ситуацией. Вопросы задаются не только людьми. Любой импульс Мира, что-то там произошло - это вызов, вопрос. И это означает "если ты правильно мыслишь, то у тебя есть возможность дать нужный тебе ответ".

Второй аспект глубины этой формулы звучит таким образом:

Любой вопрос, который ты получаешь - в виде вопроса Феди, в виде импульса Мира - именно ты проводишь границы, как его воспринимать и как выпуливать в ответ ответный импульс. Хочешь - так. Хочешь - так. Ты принимаешь решение. Ты принимаешь решение, в каких границах понимать Федин вопрос. Ты принимаешь решение - о чём он говорит. Ты принимаешь решение - на какую тему тебе отвечать. Нет проблем. Задал вопрос - отвечаешь ему. Если это какой-нибудь враг - допустим, комментатор вражеской телевизионной программы - ты ему чего-то другое отвечаешь. Если это Федя, которого ты любишь, то ты отвечаешь так, чтобы максимально ответить на его вопрос. Если ты видишь, что товарищ не догоняет, то ты ему так отвечаешь, чтобы он понял. Широченный диапазон - от "сейчас я тебя просветлю" до "отстань, противный".

Светлана:
Да, я поняла. Связь между реакциями тела - возвращаемся ко второму вопросу - и ощущениями. То есть, почему человек делает те или иные движения? Думаю, что действительно тело выражает всё, что мы думаем. Тело помогает. Ощущение, что ты телом показываешь, что ты хочешь передать. У каждого человека есть свой набор движений. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Я считаю, что их больше у того, у кого больше эмоций. Кто более эмоционален - тот больше проявляет телесные движения.

Клейн:
Подожди. Кто более эмоционален - тот больше проявляет телесные движения. Но нет же такого - "кто более эмоционален, у того больше стереотипов"?

Светлана:
Нет.

Клейн:
Кто стереотипно мыслит - тот стереотипно проявляется. И наоборот. Кто стереотипно проявляется - тот стереотипно мыслит. И наоборот. Чем больше привычек в проявлениях - тем больше привычек в мышлении. И по-другому. Чем больше неосознанность на этом уровне - тем больше неосознанность на том. Или - существует одна неосознанность, которая проявляется и так, и эдак.

Светлана:
Всё правильно.

Федя:
Я забыл вопрос. (смех)

Клейн:
Вопрос был - нравятся ли тебе изменения? Нравится ли тебе, что мир меняется?

Светлана:
Да.

Клейн:
А чем это тебе нравится?

Светлана:
Неожиданностью всего.

Клейн:
Но сейчас он меняется быстро?

Светлана:
Скорость увеличивается, естественно.

Клейн:
Ты отдаёшь себе отчёт, что ты живёшь в интересное время? Может быть, в самое интересное? Когда за пять лет происходят такие изменения, как раньше за сто?

Светлана:
Мне всегда казалось, что любое время интересно.

Клейн:
Оно интересно, но с точки зрения "количества изменений в момент времени" - это самое быстроменяющееся время. Ты вспомни. Интернет появился, компьютеры в России - в 91 году, всего 14 лет. Это потрясающая эволюция. Мир совсем другой. Ещё на уровне 95 года никто не знал о мобильных телефонах. Фантасты даже не писали - "з-з-з, аллё, кто там?" - настолько большие изменения. Ледники тают, системы рушатся...

Я своё торможение увидел на таком примере. Генная инженерия, мутированные продукты - для меня это всё было в области исследования. Для меня в каких-то аспектах жизнь медленно движется. Десять лет назад это было ещё в области исследования. Ну, что такое 10-12 лет? И вдруг - бах! - уже демонстрации по всей Европе идут насчёт того, что много площадей засеяно мутированными продуктами. Фермеры слишком много их убирают, превышая все нормы. То есть - уже происследовали, получили результат, запустили в серию, уже промышленно стали обрабатывать, и уже результаты этой обработки, производства, перешли какие-то мыслимые нормы. И уже люди собрались - против этого протестуют. А я - "о!" Для меня это всё - разработки какого-то будущего. Настолько быстро всё. Это самое интересное время. Давай сделаем простой логический вывод. Если оно так менялось быстро за последние 15 - 12 - 5 лет, то...

Светлана:
Что будет дальше?

Клейн:
Вот. Самое интересное. То есть в ближайшие 10 лет опять будут такие изменения, как за предыдущие 100? Поэтому, если ты не только ленивая, но если ты хорошая и любопытная, то... Я сравниваю нашу ситуацию - что какое-то количество сознаний живёт в настоящее время - это как некий билет на заключительный гала-концерт. Это большое везение для всех сознаний - оказаться... я неправильно сказал "для всех" - для какого-то количества сознаний - оказаться в этот момент на этом представлении.

Но на самом деле, когда я сказал "для всех", я не ошибся. Потому что второе, что я хотел сказать - количество живущих ныне сознаний равно количеству сознаний, которые жили во все предыдущие времена. Поэтому - для всех. Все восстали. Сейчас живёт ровно столько, сколько жило за всю историю человечества.

Кто-то:
А как же - увеличивается численность?

Клейн:
Представь. В России времен Екатерины жило то ли 17, то ли 23 миллиона человек.  И вот по экспоненте - обязательно будет точка, когда этот "срез" равен этой "сумме".

Кто-то:
Почему ты решил, что сейчас та точка?

Клейн:
Это просто известно. Семь с половиной миллиардов. Сознаний. Людей. Так что, мы живём в очень интересное время. И что-то нужно делать.

Светлана:
У меня вопрос к Свете. Мне бы хотелось узнать твоё мнение о... (неразборчиво)

Клейн:
Давай мы её вытащим сюда и поспрашиваем официально.

Света:
Впечатление у меня такое, что здесь, во-первых, людям хорошо. Среда для быстрого понимания многих вещей. Мне сложно понять, как это всё происходит, как всё так получается.

Клейн:
Ну, ни фига себе!? Какая наглость! Априори. Да я, да 20 лет я... - а ты тут! Ну, хорошо.

Света:
Я думала, как так устроено, что практически каждый здесь получает... - я не могу точно сказать, сколько каждый здесь получает и чего получает, но...

Клейн:
Это очень высокая ступень сложности. Я вчера лежал у зубного врача в кресле и думал: "Блин, думал я, я не могу понять, как это устроено - как я ощущаю боль?" Что во мне ощущает боль? Вот я - сознание. Когда тут придавил, сдвинул, то понятно - это действует на это.  Но что действует на что, чтобы я ощущал боль? Если я это - "сознание", сгусток - там же даже ничего нет, чтобы оно боль ощущало? Но если этого нет, то тело боли вообще не ощущает. Сознания нет - ну, лежишь. Хоть тебя чем коли - ничего. Что такое "сознания нет"? Человек потерял сознание. Без сознания лежит. Да просто анестезия - всё сознания нет, боли не ощущаешь.

Вот оно боли не ощущает. А что там ощущает? Там ничего нет - там просто комплекс электромагнитных колебаний.

И я не мог понять. Точно так же, как и ты, я остановился в офонарении. Как такое может быть? А мне голос сверху говорит: "Это запредельно сложно". Типа, нужно подрасти.

Света:
Мне очень сложно, на самом деле, сформулировать ответ. Здесь "сложность" не очень правильное слово. Мне непонятно, в чём сложность, потому что  я не вижу. Я её чувствую.

Клейн:
Ты представляешь, насколько сложно устройство твоей одной клеточки? Твоего тела? Это сложнее, чем любой современный автоматизированный завод. Устройство клетки это гораздо сложнее, чем любые технические системы, созданные человечеством.

Хоть ты девушка, я расскажу этот анекдот. Ладно? Однажды до меня вдруг дошло, что фраза... Существует некая фраза, которая обозначает крайнюю степень лёгкости. И когда я попытался не промоделировать даже все процессы, а просто составить список процессов, которые нужно моделировать - эта сложность потрясающая. Эта фраза звучит так. "Как два пальца обоссать".  Пальцы, температура, биохимия, координация... это всё невозможно сложно. (прорывается несдерживаемый смех)

Чем сложнее система, тем проще в ней производятся действия. Если язык сложный - как, например, русский - то, чтобы произнести какое-то слово - "пронедовыпендривались", например... На английском, как более простом, это составишь из трёх пяти, семи, пятнадцати слов - и то, такого эффекта не добьешься.

Чем сложнее истребитель, тем легче на нём бить врага, но попробуй удержи его в полёте без специальных знаний, умений, целой кучи всего. Если Вэлин привезёт сегодня компьютер и игру... Игра уже здесь? Может быть, мы устроим так, чтобы несколько человек получили возможность взлететь на истребителе времён второй мировой войны. На современном даже не предлагаем.

Любая сложность инструмента - она для того, чтобы процессы внутри той среды, в которой нужно используется этот инструмент, происходили быстро, эффективно и легко. Диалектика.

Света:
Показалось... (неразборчиво)

Клейн:
Это ошибка. Почему я так легко говорю "это ошибка"? Потому что без какой-то практики. Помнишь, я показывал супер-3D картинку? Можно стать профессором по этой картинке, изучить все закорючки и цветовые пятна на ней. Но если правильно скосить глаза, то видишь объем. А до тех пор, пока ты их не скосил - ты "профессор по этим закорючкам". Тот же самый смысл выражается в одном из эпизодов фильма "Пятый элемент". Ты видела этот фильм?

Света:
Угу.

Клейн:
Он её так держит - "Ну, скажи, скажи - как?" Она говорит: "Ветер дует, огонь жжёт". Он: "Да я знаю, знаю. Скажи, как оно работает?"

Без того, чтобы пройти эти тонкие штуки... - тут же рядом тема "о пылинках не о пылинках", тут же связь между пониманием и действием. Без того, чтобы пройти какое-то количество этих штук на практике, будет так: несмотря на то, что всё действительно знаешь, всё действительно видишь - нет даже дверцы, куда можно пройти. Потому что - на самом деле видишь то. Но это не то.

Что тебе дают семинары?

Света:
Даёт много чего, на самом деле.

Клейн:
Это радостно услышать.

Светлана:
Я не могу это сформулировать. У меня здесь получается не сколько пища для ума, сколько переживания какие-то, которые потом...

Клейн:
Кто спрашивал, что такое чудо?

Света:
Я не могу их оформлять в слова. Даже не ставлю себе такую задачу - оформить "для чего я еду сюда". Я стараюсь это не обдумывать и не моделировать. А что касается переживаний, то... всё на чувствах. Они привозятся домой, и нет такого, что я приехала на каком-то подъёме, на подъёме нахожусь, а потом происходит спад и я еду сюда в следующий раз. Этого нет. Есть такое - я воспитала себя, как-то по жизни распределилась, и всё. И у меня сейчас состояние такое, что я живу, и не то, что нет проблем - у меня такое спокойствие и... я даже не знаю.

Клейн:
Видя твою позу, улыбку и слова, можно подумать, что это какой-то оголтелый буддизм.

Света:
Я не хочу уже больше чего-то придумывать, обдумывать "что это? как это?" Какое-то время, уже, наверно, месяца полтора-два.

Клейн:
Дошучу свою глупую шутку - "включая бодхисадминов". (смешки - видимо, сисадминов) Так.

Света:
Я, просто, пытаюсь это чувствовать. Это немножко похоже на то, что Андрей говорил, когда он отказался от самокопания. А я отказалась от одевания во все рамки. То есть всю свою жизнедеятельность - цели какие-то, чего-то достичь, чего-то сделать, всё оформить, ещё понять надо, модель построить - я больше не могу этим всем заниматься. Я просто живу. Всё хорошо. И я пытаюсь делать то же самое, только на уровне ощущений. Не на уровне - тут нет "уровня" - но через чувства. Я ещё не научилась переводить это в слова, чтобы можно было объяснить кому-то.

Клейн:
Как идут твои дела? Работа?

Света:
Отлично. Просто всё замечательно. Жаловаться вообще не на что. Очень интересно стало в последнее время с желаниями.

Клейн:
Отсюда если сфотографировать, можно сделать фотографию под названием "две Светы". Какая тонкая шутка.

Света:
С желаниями стало интересно получаться. Я их не успеваю желать.

Кто-то:
Чего? (смех) Это сильно.

Клейн:
Я понимаю, о чём ты говоришь. Это существует. Это хороший уровень. Он реально существует. Шотландия владеет. Я не знал, что у тебя уже. Это есть действительно так.

Света:
И так получается, что я как бы ничего и не хочу. И всему радуюсь. Как-то сложно сказать.

Клейн:
Ты получаешь ответ в виде такой "струи" на свои вопросы?

Света:
Да.

Клейн:
Все, пожалуйста, расслабьтесь и помедитируйте. Кто как умеет. Кто это тебя в розовых носках учил медитировать? (смех) Нет, ну - поросячий такой цвет. (началось бурное обсуждение на предмет любимый - не любимый цвет) Я по гороскопу Свинья, родился в год свиньи. И ещё есть гороскоп, там я "рыба". Я долго думал, что я "свинячья рыба". Я лет десять мучался. А потом я понял, что я "морская свинка". (дружный гогот)

Получасовой перерыв на чай. Если уже есть музыка, то прошу организовать здесь музыку. Чтобы звучало что-нибудь приятное.

 

 

Выражаю благодарность Александру Бабкину, взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.
Привет!


Клейн.
21 августа 2005 г.

на главную страницу