Лекция №38:
Исповедь Лёши Ходькова, или Экзамен по Второй логике

6-й семинар по Второй логике. 18–20 февраля 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Ходьков:
Короче, я пришел исповедоваться.

Клейн:
Ты знаешь, что у нас экзамен?

Ходьков:
Да пофигу!

Шотла:
Готовьте епитрахиль! (смех)

Материалы Шестого семинара по Второй логике для всех желающих 18-20.02.2005 (Подмосковье)

Клейн:
Блин, пришел на исповедь! Ну, хорошо!

Ходьков:
Я должен рассказать про себя несколько страшных вещей. Одна из страшных вещей заключается в том, что я вас еще недавно всех ненавидел. Ну, это, может, громко сказано, но фишка в следующем...

Клейн:
Прямо, какое-то поветрие. Помню письмо Мандра 2 дня назад: "Я хотел написать письмо в конференцию о том, какие все суки, как меня зае... ладно! А потом передумал!"

Шотла:
Но Ходьков не передумал!

Клейн:
Давай, Леша, теперь уж никто тебя прерывать не будет.

Ходьков:
У меня все примитивно. Года полтора назад, когда в процессе моих отношений с Белкой каким-то образом появился тезис, что я мешаю ей развиваться. Ну, это все фигня на самом деле, это полная лажа. Моя лажа - то, что я на это повелся и стал... (неразборчиво) Поскольку "развиваться" как-то связано с тем, что происходит здесь, я начал все свои действия воспринимать через эту хрень. В итоге, если все упростить максимально, получилась такая штука, типа "эти суки хотят у меня ее отнять".

И потом, через некоторое время, этот страх потерять Белку, он начал меня гнобить очень сильно. В фильме "Властелин колец" был такой герой - урод, Горлум. Я, короче, стал на него похож. Страх настолько мной овладевал...

Клейн:
Это тот, что ли: "Моя прелес-с-с-ть..."?

Шотла:
Только ты розовее и толще.

Ходьков:
Совершенно верно. Короче, мне не хватало внутренней смелости, чтобы эту ситуацию обсудить раньше, посмотреть так, как она есть. В результате всяких дурацких страхов... ужасные вещи происходили. Я в каких-то моментах не мог за нее искренне радоваться, когда у нее что-то получалось, потому что это было сопряжено с тем, что "эти суки хотят у меня ее отнять". И мне не хватало во многих случаях смелости, светлости, терпимости. Короче, вот такая хрень.

Шотла:
Нормальная хрень.

Ходьков:
Но, несмотря на всю эту кривость, все, что с моей стороны было - оно было живым. И даже сейчас я понимаю, что любовь - такая штука, которая не оставляет выбора. Все равно я тебя люблю. Я это говорю без всяких ожиданий. Неважно, что будет дальше. У меня всё. Всем спасибо, все свободны. А насчет того, что "все суки", я был неправ.

Витла:
Нет, мы с Зыкой его не простим.

Клейн:
Они с Зыкой его не простят. Видишь, как все тонко, даже не пошутишь!

Ходьков:
Ладно! Я хочу сделать объявление. Через час состоится театральная постановка высокохудожественного фильма - "Ночной позор, вторая кровь". Жанр - мистический боевик с элементами эротики.

Клейн:
А участвовать можно в представлении?

Ходьков:
Да. Режиссер и сопродюсер - я. Продюсер и сорежиссер - Аня Веприк.

Клейн:
Супер! Актеры вам нужны?

Ходьков:
Звукорежиссер, менеджер-консультант - Гриша Копанев. Менеджер по звездам и слонам - Аня Веприк. Менеджер по звездам и слонам - это значит, что она общается со звездами и раздает слонов.

Клейн:
Отлично! Анечка, сколько тебе нужно актеров мужского пола и женского? Ты боишься, что бюджет лопнет как слон? А половина будет бесплатно!

Ходьков:
У нас платное участие будет. (смех)

Клейн:
Хорошо, я записываюсь. Если не очень дорого, я буду участвовать. Я готов заплатить

Шотла:
Я тоже.

Белка:
Блин!

Клейн:
"Ровно через час" - это, значит, будет в 24:00. Это будет меньше, чем через час, через 52 минуты, но это будет зато "часы пробьют бом-бом".

Хорошо, мы продолжим сейчас экзамен по Второй логике, проведем его быстро, чтобы потом можно было еще попить чаю, перекусить и в 12 часов здесь собраться и начать спектакль сразу же.

Витла:
Это уже готовые... Ты их раздели, чтобы...

Клейн:
Ладно, спасибо, Леша.

Кто-то:
А это что?

Витла:
Это еще кучка экзаменационных билетов!

Клейн:
Белка, проходи, ты сотрудник. Садись.

Витла:
И никто не хочет получить диплом? Они не хотят получить диплом по Второй логике!

Клейн:
Что это вы тут устроили? Какой такой диплом?

Витла:
Билеты экзаменационные.

Клейн:
Билеты. Хорошо. Ты готов тянуть билет? Иди сюда. И ты иди сюда. У нас как раз есть несколько билетов... и три можно вытянуть. Два стула, правда. Вытягивай билет, тяни билет.

Участник:
Из какой кучки?

Клейн:
Начинается! Ты по какому предмету экзамены сдаешь?

Шотла:
Хватай все!

Витла:
Можешь целиком хватать.

Клейн:
Садись, готовься! Садитесь. Вопросы сложные (смех), но вы справитесь.

Витла:
Если что, мы можем вам давать подсказки.

Андрей:
(глядя в билет) А что, может, нарисовать чего-нибудь?

Витла:
У нас тема - Вторая логика.

Клейн:
Это входит в любой вопрос. Если его сформулировать словами, то это звучит так (поет на мотив известной песни из советского блокбастера про шпионов): "С чего-о-о начинается (скороговоркой) Вторая логика. С картинки в твоем букваре. А может, она начинается..." - и тут нужно четко ответить, с чего она начинается.

Витла:
Главное, сразу не пугаться.

Клейн:
Да. Сергей, если ты готов - начинай.

Витла:
Во Второй логике...

Клейн:
...бесполезно готовиться. Перед тем.

Витла:
А! Сейчас я скажу! Ответом в общем-то, служит...

Клейн:
...да что угодно! Лишь бы правильно. Я тебя попрошу продемонстрировать вопрос. (студенты демонстрируют: у Андрея в билете нарисована линия, у Сергея Гаврилова - квадрат)

Витла:
Кто может что-нибудь сказать?

Шотла:
Крук сказал недавно: "Если кто не может определиться, то я определюсь за него". (смех)

Витла:
Это, просто, как в жизни. Даю подсказку: сигнал мира, непонятный, в каком-то контексте. Экзамен по Второй логике.

Кто-то:
Ну, давай, Сережа!

Клейн:
Только не умничай, ладно?

Витла:
Это я подумал "можно не умничать"!

Гаврилов:
Вот я пытаюсь, вот вижу я здесь...

Клейн:
Включи ассоциативные цепочки.

Гаврилов:
Окошечко, через которое я пытаюсь...

Шотла:
Ты не у психиатра. (общий смех)

Витла:
Кстати, каждый более-менее нормально сдавший - ну, ладно, хрен с ним, прошедший - получает диплом, а всего 4 билета осталось.

Люся:

(неразборчиво)

Витла:
Да. Здесь вам не Индия. В Индию никто не поедет, если никто не сдаст.

Клейн:
Окошечко?

Гаврилов:
Окошечко.

Клейн:
А котик? (смех)

Витла:
Ты основательный человек же, наверное?

Гаврилов:
Основательный?

Витла:
Ну, да, такой - О-о! - Ну, консервативный или нет? (пауза)

Клейн:
Ты сейчас о чем думаешь?

Витла:
Это сложный вопрос.

Клейн:
Наводящий вопрос: как ты думаешь, ты сам вызвался или тебя вызвали?

Витла:
Ни фига себе!

Клейн:
Наводящий. Отвечай!

Витла:
Ну, это простой вопрос.

Гаврилов:
Я думаю, сам вызвался.

Клейн:
Правильно!

Кто-то:
Пять!

Клейн:
На наводящий вопрос ответил. Пока ты будешь думать, я задам второй наводящий вопрос. Как ты думаешь, какой процент этой аудитории разделяет твое мнение, согласен с твоим ответом?

Гаврилов:
Я ничего не думаю по этому поводу.

Клейн:
Подумай!

Витла:
А если предположить?

Клейн:
Зачем нам эти ментальные увертки? Ответь на вопрос, какой процент аудитории разделяет твою позицию, кому понятен твой ответ, какому количеству присутствующих понятен твой ответ, кто ответил бы точно так же? Сколько - 50%, 40, 30, 20?

Гаврилов:
Я думаю, большинство, процентов 80.

Клейн:
Третий наводящий вопрос: давай проверим!

На вопрос "ты сам вызвался или тебя вызвали?" он подумал и сказал: "Я сам вызвался". Несмотря на то, что формально это было так - мы его, фактически, выбрали, вытянули - он сказал: "Я сам вызвался". Кто разделяет его точку зрения, что он вызвался сам - поднимите руки! (считает поднятые руки) А кто считает наоборот, что его вызвали?

Ты был прав - большинство разделяет.

Шотла:
Я даже могу объяснить почему.

Клейн:
Это был четвертый наводящий вопрос: Объясни, пожалуйста!

Шотла:
Дело в том, что Рома показывал на соседнего мальчика, вообще-то. А Сергей вышел сам. То есть не его вызывали.

Клейн:
Нет, вызывали Сергея. Вызывали Сергея, разговаривали с ним - "ты хороший или плохой, иди сюда".

Шотла:
До этого Рома показал на соседнего мальчика.

Клейн:
Что было до этого, нас вообще не интересует. Формально Сергея вытащили оттуда. Ты согласен, что тебя вытащили формально или это не так было?

Гаврилов:
Формально, наверное.

Клейн:
То есть не было такого, что по ошибке, указали на другого, а вышел ты?

Гаврилов:
Думаю, что нет.

Клейн:
То есть формально, если посмотреть на ситуацию, это было так: "иди сюда", тем не менее, он говорит, что вызвался сам. Поэтому если отбросить, что произошло недоразумение, а рассмотреть это в таких границах, что "формально это его вытащили, но он, тем не менее, говорит, что вызвался сам", то нужно понять, почему он считает, что вызвался сам?

Из тех, кто поднимал руки, пожалуйста, обоснуйте свою позицию - почему вы принимаете его ответ и разделяете?

Ингарс:
Я согласен с ним, что он сам вызвался. Он был в этой комнате, во-первых.

Клейн:
Уже!

Ингарс:
Уже был! Он преодолел очень много сложностей, чтобы быть вызванным.

Клейн:
Хорошо. По крайней мере, это одна из тех 1-2-3 глобальных причин. Эта очень существенная причина. А также - вся цепочка того, что он делает, включая "оказался в этой комнате".

Витла:
К чему вы ведете?

Клейн:
Сейчас, минутку. Кто еще разделяет его мнение?

Кто-то:

(неразборчиво)

Клейн:
Ну, это несколько экзотическая фаталистская цепочка, что типа "от вас не отвяжешься, что одно цепляет другое и т.д." Поэтому, несмотря на внешнее сходство между твоей позицией и позицией Ингарса, вы, хотя на вид говорите одно и то же - говорите о разном. Ты говоришь, что существует зацепление событий, и оно приводит к тому-то. Ингарс говорит, что Сергей сам выбирает каждую штуку, каждый вариант - и неким результатом его осознанного выбора является то, что получается. То есть, он не говорит о фатальности, абстрактном принципе любого действия, любой цепочки. А ты говоришь о фатальности.

Кто-то:
Ну, да.

Клейн:
Скажи, ты осознанно принимаешь свои решения?

Гаврилов:
Далеко не всегда.

Клейн:
Что тебя заставляет принимать твои решения неосознанно?

Гаврилов:
Привычки, штампы, стереотипы.

Клейн:
Привычки, штампы, стереотипы, инерция - это по-другому называется так: "сделал бы правильно, но делаю неправильно". Инерция, или "действия в соответствии со стереотипами" - это следствие чего-то. Это результат, может быть, невнимательности, может быть, ты злишься и проскакиваешь вперед, может быть, ты ленивый, может быть, ты не делаешь то, что нужно. По какой причине ты уходишь в эту стандартную колею, колею стереотипа, или колею привычки? По какой причине ты получаешь этот результат - уход в стереотипы?

Гаврилов:
Мне так легче кажется. Иной раз что-то стопорит. Я начинаю пытаться анализировать, происходит некоторый стопор. Бывает очень сложно решение принять, идешь по накатанной колее, думаешь "ну, ладно". Хотя это уже все менее и менее эффективно становится.

Витла:
Ступор?

Клейн:
Когда он пытается разобраться, он попадает в ступор. И чтобы решить этот вопрос, он говорит: "Ну, ладно, сделаю так, как я знаю, так как привычно, пусть есть ощущение, что что-то не так, но я сделаю так, как я обычно делаю". И продолжает так делать. Другое дело, что он видит, что с каждым разом, месяцем, годом это все менее и менее эффективный способ.

Получается, что ты осознанно, всё равно, принимаешь решения. Что у тебя несколько-шаговая комбинация: "ты пытаешься разобраться - попадаешь в ступор - решаешь этот ступор таким образом, что лучше принять стереотип - действуешь - что-то получаешь, но с ухудшением результатов". Но, тем не менее, ты же, получается, осознанно принимаешь решения?

Гаврилов:
Ну, здесь нет той осознанности, которая...

Витла:
А может, ты в ступоре не находишься ровно столько, чтобы тебя вытолкнуло куда надо?

Клейн:
Помнишь, Витла писал, что надо не бояться находиться в ступоре? Что это ошибочное поведение, что как только ты начинаешь испытывать дискомфорт, ты убегаешь от него? Сознание пытается ВЫСКОЧИТЬ просто из дискомфорта. Вместо того, чтобы что-то понять, до чего-то дойти, чего-то додавить, оно бац-бац-бац-бац-бац - и опять по колее.

Может быть, ты этого не знаешь, может быть, ты труды Витлы невнимательно читал, где он пишет, что нужно "висеть в неопределенности как можно больше". Витла вообще сказал, что развитие - это "нахождение всегда там, где тебе неизвестно". А неизвестно - это, по определению, страшно, дискомфортно, непонятно. Вот тогда происходит развитие. Или ты ждешь, пока у тебя машина врежется, крыша обвалится, медицинская страховка потеряется, и тогда - как Лёша говорит: "суки!" - ты что-то поймешь?

Витла:
У меня, все-таки вопрос. Ты долго находишься в ступоре? Потому что есть вариант находиться в ступоре, зная, например, что, в общем-то, еда есть, ну как-то так. Есть такой безопасный вариант ступора.

Клейн:
Да. Слово "ступор" происходит от слова "штопор", а Витла описывает стандартную методологию летчиков вермахта времен первой мировой войны, когда самолеты медленно еще летали, и штопор мог длиться часов десять, они рубали тушенку.

Витла:
Да!

Клейн:
Итак, сколько ты?

Витла:
Сколько? Ты же уже полчаса находишься в ступоре! (смех)

Шотла:
Тушенки!

Клейн:
Ну-у-у?

Витла:
Может быть, так все время и происходит, что мир кричит тебе "Ну-у-у?" а потом плюет и делает...

Шотла:
И определяется за тебя.

Витла:
И определяется за тебя? Нет? Или ты тоже чего-то...

Гаврилов:
У меня некоторая неопределенность в жизни всегда присутствует.

Клейн:
Ты понимаешь, что "неопределенность" равно "жизнь"? Нет неопределенности - нет жизни. Нет неопределенности - нечего рулить. Если у тебя нет неопределенности, это выглядит так: шарик катится по желобу, на шарике установлен руль, ты сидишь на шарике, крутишь руль и думаешь, что ты рулишь! Неопределенность - это и есть фундаментальное свойство жизни.

Понятно, что в твоей жизни всегда присутствует неопределенность. Я, кстати, на этом семинаре хотел продолжить тему "мировоззренческие модели". В свое время я ее заявил и достаточно подробно говорил об автоволне, об автоволновых процессах, что подразумевает, в связи с мировоззренческой моделью, что когда человек, усвоивший этот материал, начинает смотреть на жизнь, на процессы развития, у него временами мелькает эта "модель автоволны". Есть и другие модели. Та модель, о которой ты говоришь - что "всегда остается неопределенность" - она очень хорошо описывается кривой, которая называется асимптота. Она все время приближается к оси X, но она никогда не сливается с осью X, никогда не становится равна нулю. Вот по оси Y единица, потом половина, потом одна треть, одна десятая, одна сотая, одна тысячная - но никогда не ноль. То есть, другими словами, всегда остается неопределенность - такая, такая, такая, но принципиально неопределенность остается всегда. Или другими словами, столько тебе не хватает информации, чтобы принять решение, столько, столько, столько - ее всегда будет не хватать! Всегда будет не хватать информации - всегда будет присутствовать неопределенность. И ты всегда вынужден будешь не принимать правильное решение, а, находясь в неопределенности, психологически попадая в ступор, продолжать свою предыдущую колею, в чем бы это ни выражалось. И ты постоянно будешь думать, искать, попадать в ступор, откатываться назад, думать, искать, попадать в ступор, откатываться назад, думать, искать, попадать в ступор, откатываться назад, но она никогда не станет равна нулю! То есть, другими словами, никогда не исчезнет неопределенность. То есть, другими словами, никогда не наступит момент, когда у тебя будет достаточно информации для принятия решения, что тебе нужно прыгать!

И это означает, что ты обречен вечно находиться в штопоре, в неверных моделях. И получается, что вместо того, чтобы сделать - а у тебя "сделать", это когда полная информация, полная определенность - у тебя все время "не хватает информации", у тебя все время неопределенность, и ты никогда не делаешь, ты всю жизнь готовишься. И потом ты готовишься в следующей жизни, в следующей, еще в десяти жизнях и ты никогда не делаешь того, что нужно сделать, потому что тебе не хватает информации для принятия решения. Это же модель буддийского ада! Голодные духи, асуры.

Витла:
(обоим экзаменуемым) Вам надо друг у друга научиться плохому. Плохому!

Клейн:
Плохому!

Витла:
(Сергею) Тебе у него научиться принимать быстрые, но ерундовые решения. А ему у тебя научиться...

Шотла:
Тупить.

Витла:
Потупить перед принятием решения.

Клейн:
Вам нужно обменяться билетами, видимо.

Витла:
Да!

Второй экзаменующийся:
Нет, мне тот билет больше нравился, мне он напомнил про действия.

Клейн:
Какой тот?

Второй экзаменующийся:
Который был с треугольником.

Витла и Клейн хором:
Не было с треугольником! Ты что?

Второй экзаменующийся:
Ну, может быть, сочинил...

Клейн:
Покажи!

Второй экзаменующийся:
Вот, линия.

Клейн:
Была линия, и был квадрат. Тупой и острый. Легкий-подвижный и основательный.

Витла:
Длинный и квадратный.

Клейн:
Ну! (смех)

Гаврилов:
То есть вопрос - "осознанно ли ты взял тупое"?

Витла:
Осознанно ли ты взял квадрат? Как тебе помогает он развиваться?

Гаврилов:
Квадрат?

Витла:
Да. Это четыре основных качества.

Клейн:
Будешь менять часть своей неподвижности на часть подвижности?

Гаврилов:
Я согласен.

Клейн и Витла:
Ну, так обменяйтесь билетами.

Второй экзаменующийся:
Только это не тот билет.

Витла:
Это тот билет! Сразу все понятно, ёлы-палы! Смотри - прямая линия, дорога в будущее, ничего выбирать не надо, информации полно! Разве не так?

Гаврилов:
Линия?

Витла:
Линия!

Клейн:
Как он сразу загрустил! (смех)

Витла:
Ладно! Может быть один маленький вопрос.

Клейн:
Ты пока посиди еще, поготовься. Времени просто мало. Он пока сидит готовится к следующему вопросу, ты давай! Это что?

Второй экзаменующийся:
Я не представляю!

Клейн:
Кто говорит "пиздец"? Это квадрат! (смех)

Второй экзаменующийся:
Это квадрат.

Витла:
Так! В каких границах?

Второй экзаменующийся:
В границах "я вижу нарисованное на листке".

Клейн:
Вот, все-таки, сначала сидел, вертелся - все-таки, он быстро усваивает новое. И тут же стал тупо что-то отвечать. Перешли качества, перешли! Забываем про квадрат.

Витла:
Есть еще более сложный билет, но он не для тебя.

Второй экзаменующийся:
Это круг?

Витла:
Ха-ха-ха!

Второй экзаменующийся:
Анекдот можно рассказать?

Клейн:
Давай расскажи анекдот.

Второй экзаменующийся:
Заяц и волк идут в армию. Идут в военкомат на распределение. Оба не хотят в войсках служить, хотят в стройбат. Заяц заходит, ему показывают лопату и спрашивают: "Это что?" Он говорит: "Это лопата". "Стройбат!" Заяц выходит и говорит волку: "Волк, тебе покажут лопату, спросят, что это такое, ты ответишь "Лопата", и тебя в стройбат пошлют". Волк заходит, ему показывают кирпич и спрашивают: "Это что?" "Это кирпич, но где-то тут должна была быть лопата". "В разведку его!"

Витла:
Отлично! К вопросу о том, что это? И как это связано со Второй логикой? Может ли это быть связано со Второй логикой?

Второй экзаменующийся:
У меня все крутятся дурацкие мысли, я увлекался психологией, особенно такой штукой как "посыл мира", или "знак мира".

Витла:
И это квадрат?

Второй экзаменующийся:
Ну, почему бы и нет?

Витла:
Посыл мира - квадрат.

Второй экзаменующийся:
В том плане, что это знак от мира. Для меня квадрат - это что-то такое...

Витла:
Нет! У нас тут академическое все, а не мистическое.

Второй экзаменующийся:
Нет, не мистическое, не мистическое, психологическое. Для меня квадрат - есть тест такой по психологии, там...

Клейн:
Ты посмотри, он все время на "колею" съезжает - там анекдот, там тесты по психологии.

Витла:
Я и говорю - им нужно обменяться, научить друг друга плохому, быстро.

Клейн:
Давайте поменяйтесь плохим! Или вы хорошим менялись тут? (Гаврилов смеется) Ты посмотри, как... Этот успел рассказать - я, говорит, по такой методике, что меня в ступор, я в колею. И этот - анекдот, история из жизни! Все время то, что было!

Второй экзаменующийся:
Для меня квадрат действительно как кирпич. Кирпич может быть частью чего-то...

Витла:
Хочешь быть как квадрат?

Второй экзаменующийся:
Нет, не хочу абсолютно, я очень не хочу быть, как квадрат.

Витла:
Ты хочешь быть как треугольник?

Второй экзаменующийся:
Да, действие! Действие.

Витла:
А надо быть как квадрат.

Второй экзаменующийся:
Оригинально! (смех)

Кто-то:
Дали квадрат, будь!

Второй экзаменующийся:
Нет, квадрат это...

Витла:
Квадрат это плохо, да! Но надо быть!

Второй экзаменующийся:
Плохим?

Люся:
Надо плохим!

Гаврилов:
А что ж ты меня критикуешь тогда?

Кто-то:
О! (смех) На Люську плюнул!

Клейн:
Ты чего оживился сейчас?

Гаврилов:
Да оживился я, что и то хорошо, и это хорошо! Вот так вот взять и хорошо!

Клейн:
Ну, понятно, отнять все у всех!

Рома (10 лет):
Ну, может, квадрат, потому что у него 4 стороны и юг, запад, север, восток?

Витла:
Очень может быть.

Клейн:
Нет!

Витла:
В смысле, иди на все 4 стороны отсюда? (смех)

Клейн:
Что ты можешь сказать по поводу билета экзаменационного? Давай, говори, нечего юлить!

Гаврилов:
Я могу сказать, что и то хорошо, и то хорошо!

Клейн:
То есть "хорошо квадрат и хорошо линия". И ты думаешь - это нормально? Есть хоть капля разумного в этом предложении?

Гаврилов:
В смысле, если квадрат - это задание тупить и все такое, то есть чувствовать, что подождать надо. А если линия - тогда надо действовать. Нормально все. И каждое это конкретно.

Витла:
Но ты же один, а тебя не два?

Сергей Гаврилов:
Ну, и хорошо.

Андрей:
Линия ассоциируется с путем, один раз начал и идти.

Клейн:
Янус. Двумордый Янус.

Люся:
Двуликий, блин.

Клейн:
Итак, о стереотипах. Ты скатываешься в стереотипы и осознаешь это. И Андрей скатывается в стереотипы и не осознает этого.

Витла:
Тут есть хорошая штука, что он за словом и делом в карман не лезет. В отличие от...

Клейн:
(Сергею) Он за словом и делом в карман не лезет, а ты постоянно там руку держишь. И чего-то там перетасовываешь, свои квадраты. (смех)

Витла:
Перетасовывает. Еще Дон Хуан, бывало,  встречает этого, Кастанеду, и спрашивает: "Ну... какого... за какой причиной... (смех) ты перетасовываешь там квадраты?" Тот говорит: "У меня там магнитофон".

Клейн:
Я, говорит - пишу в кармане.

Шотла:
Да, я пишу в кармане, а вовсе не то, что ты подумал. (смех)

Клейн:
А Дон Хуан говорит: "Да-а-а?" (Сергею) А, подожди! Ну, остановись, ну, прекрати - говоришь и говоришь! Андрей, выскажись не по теме, а от души!

Андрей:
Не по теме, а от души?

Клейн:
Да не от души, а просто не по теме!

Шотла:
Не в тему ляпни что-нибудь такое!

Андрей:
Не в тему ляпнуть. Вот эти картинки, которые надо смотреть, 3D, я их никогда не мог видеть и честно говоря не понимаю, как это можно. Бился-бился-бился, так и не могу понять, что это такое. Так ни разу и не видел там картинки.

Клейн:
Кто видит картинки, девушки? Девушки, поднимите руки, кто готов взять шефство над Андреем?

Ума:
Я готова!

Клейн:
Подождите - по команде руки поднимать.

Андрей:
А мне она понравилась!

Витла:
К сожалению, этот мир устроен так, что он расположен к тем, кто быстро высовывает из кармана всякую ерунду, а не к тем, кто держит руки в карманах. Видишь, что девушки над ним... Как-то чувствуют.

Клейн:
Я еще не успел сказать...

Витла:
...а уже пошло-пошло.

Шотла:
Он уже достал из широких штанин. (смех)

Клейн:
Неважно, квадрат или нет. Важно быстро, важно не тянуть тысячу лет по асимптоте. Важно ра-аз! Два!

Витла:
Короче есть два варианта. Готовиться основательно.

Клейн:
Но вечно!

Витла:
И сделать, навсегда, навечно, сразу. Делать. Делаешь, ошибаешься, делаешь, ошибаешься, постепенно приближаешься к результату. Вот, первый вариант невозможен.

Клейн:
Подготовиться невозможно по той причине, по которой я говорил. А второй привлекателен, потому что девушки прямо аж реагируют!

Люся:
Что делают?

Клейн:
Реагируют.

Витла:
Она, по-моему...

Клейн:
Маньячка.

Витла:
Так, мы хотели, чтобы подняли эти...

Клейн:
Я прошу девочек, если у кого-то появилось желание и есть возможность взять шефство над Андреем по поводу показывания ему 3D-картинок ...

Люся:
Я!

Клейн:
Люся, по команде руки поднимать! По поводу того, чтобы он, наконец, разглядывая картинки, увидел объем, прошу по команде "три" поднять руки. Раз, два... ясно?!

Гаврилов:
А ты видишь картинки?

Кто-то:
Постоянно!

Клейн:
Смотри, не проколись сейчас! Подняли руки четыре девочки. Ума, Женя Гнатына, Света-Чайка и Люська-хулиганка.

Люся:
Как много, блин, женщин захотело научить тебя смотреть картинки.

Андрей:
И что?

Люся:
Так ты Бэтмен?

Витла:
Он Бэтмен.

Клейн:
Он Бэтмен, да! Кто, ты хочешь, чтоб тебя учил? Вслух не говори! Витле на ухо скажи. Можешь телепатически. Но смотри! (пауза) Хорошо, Люся!

Люся:
Я? А он вон головой трясет, не хочет!

Клейн:
Он головой трясет от счастья!

Витла:
У него мышца вот эта не работает.

Клейн:
Ладно, разберетесь! Человек он быстрый.

Витла:
В крайнем случае, здесь длинные коридоры, он убежит.

Клейн:
Ничего, для него это, может быть, проблема будет, для тебя это точно проблемой не будет. Выучишь картинки за 5 минут. (смех) Я имел в виду - увидеть.

Ну, хорошо, это мы отвлеклись на картинки 3D. А по предмету экзамена? Что можешь сказать по предмету экзамена? Что главное во Второй логике?

Андрей:
Насколько я успел понять, творчество и действие.

Витла:
Нет. (пауза) Вопрос с подковыркой.

Андрей:
Не хочется чужими словами говорить.

Витла:
А тут ответ - в одно слово.

Клейн:
Не хочется чужими словами говорить - не говори! Не хочется своими - не говори! Или что ты там хочешь? Давай!

Андрей:
Своими словами я уже сказал: творчество и действие. Но это оказалось неправильно.

Клейн:
Как ты сказал? Ну, ты сам себя послушай - "тво-о-орчество и де-е-ействие".

Витла:
Это же не круто!

Люся:
А что круто?

Витла:
Я тебе скажу, что круто.

Андрей:
Действовать нестандартно.

Витла:
Это Вторая логика - нестандартное действие? Что самое главное во Второй логике? "Самое главное во Второй логике тире"...

Шотла:
Природа квадратична. Квадратно-гнездовым методом.

Клейн:
Ты слышал такие слова: "Кто не убоится, не устрашится?" Что главное во Второй логике?

Андрей:
А-а, смелость? Вот ее-то мне не хватает.

Клейн:
Нет, я не говорю, что это правильный ответ. Я просто говорю, не слышал ли ты такое?

Витла:
Я тоже сомневался в своем правильном ответе.

Люся:
Блин, а их много, правильных ответов.

Витла:
Нет. Всего два - мой и Клейна.

Люся:
А вдруг у меня тоже есть?

Витла:
Нет.

Люся:
А чего ты так это?

Витла:
Потому что только у нас есть два правильных ответа

Андрей:
Неопределенность, что ли?

Клейн:
Да нет. Ты это брось, гадать. Гадать, умом искать отгадку. Нет и нет, ничего, будет! Что-то, что-то, что-то, что-то. Анекдот про "что главное в танке" - это все знают. Там что-то еще было. Не помнишь?

Витла:
А что главное в танке?

Клейн:
Ты не знаешь анекдот про "что главное в танке"?

Все одновременно:
Не знаю. Да никто не знает! И Ума не знает.

Клейн:
Попугай, змея и слоник говорят "Что главное в танке?" Слоник говорит: "Главное в танке - это ство-о-о-о-л". Удав говорит: "Нет-нет-нет! Главное в танке - это гу-у-сеницы". Попугай говорит: "Нет-нет-нет! Главное в танке - это ба-а-ашня". Обезьяна, скороговоркой: "Что главное в танке, что главное в танке? Главное в танке - не усраться!" (смех) Не убоится, не устрашится!

Андрей:
Это я понимаю, как намек, что главное смелость, но в том-то и дело, что это не мои слова, мне уже все дружно подсказывают.

Клейн:
Ну, и ничего. Можно сказать, что самостоятельность. Ведь что такое самостоятельность? Вот Витла вам подсунул "концепцию из одного слова", а вы все повелись!

Люся:
А я не повелась!

Клейн:
Вот! А я про тебя и не говорю! Я говорю - а мы с тобой...

Витла:
Можно наводящий, уточняющий вопрос? Самое главное во Второй логике было... а-а... о-о... у-у... Да. Но тогда тупо будет.

Кто-то:
Было, есть и будет есть!

Клейн:
Что главное во Второй логике? Смелость! Которая проявляется в конечном итоге, если мы говорим о Второй логике, как самостоятельность мышления. Смелость, которая не позволяет цепляться за чужое мнение, верить всяким дуракам, не идти по стереотипам, не идти из-за того, что ситуация диктует тебе то или иное поведение - то есть вот, в основании лежит смелость. Там же, рядом, но это уже другое, лежит самостоятельность. Там очень просто. Пока ты не самостоятелен в своем поведении, поступках, решениях, мыслях, оценках, мотивациях, то все, что ты будешь делать - это будут формальные построения. Там логичнее, там ассоциативнее, там эстетичнее - но это все будут такие вот штуки. А той глубины, той адекватности - не будет. В этом смысле ты будешь скользить по поверхности.  Можно сказать, что главное во Второй логике - научиться видеть суть! Потому что суть не видишь - ну, о чем с тобой говорить? Основное, что ты должен сделать - это научиться видеть не что тебе показывают, не то, что на поверхности, а что вот там, вот в глубине. Можно сказать, что главное во Второй логике - это понимать, что все, что мы видим, все, что мы воспринимаем - это всегда модели. Нужно в этом отдавать себе отчет, что мы не видим мира, что мы всегда видим модель. Это означает, что если ты рассматриваешь какое-то явление, если ты рассматриваешь какое-то событие, какую-то ситуацию, ты всегда должен отдавать себе отчет, что ты всегда видишь картинку, которую ты собираешь в своем сознании. Ты не видишь процесс, явление, а это означает, что, по крайней мере, существует хотя бы одна - а на самом деле бесконечное количество таких картинок, внутренне непротиворечивых и правильных, как можно это увидеть. И если ты это понимаешь, это означает, что ты способен к восприятию нового. К тому, чтобы одну картинку заменить другой, если для этого существует какое-то количество оснований. А если ты знаешь, что существуют другие картинки, то основания найдутся! Ты не закрываешь тогда двери для новой информации, для тех предвестников изменений, которые постоянно в любой форме ты получаешь от мира. И этот ряд можно продолжать. Нужно понять, что когда мы говорим "что главное во Второй логике" и берем Вторую логику именно как логику, как делание из посылок выводов - то "главное" от "неглавного" отличается тем, как ты провел границы. Это является главным, и об этом мы говорим, как о главном.

Еще раз. Если мы помним, что мы всегда говорим о моделях, мы говорим: "Вот сейчас это главное, вот эта модель получает приоритет". И эта модель получает приоритет в зависимости от всего-всего-всего и в это все-все-все включается "что я хочу сделать с этой моделью". Потому что я могу создать бесконечное количество моделей одного и того же явления, одного и того же процесса. Но каждую модель, если я умею, я создаю не просто так, потому что если я создаю их "просто так", я их могу миллионы лет создавать, а если не "просто так", то для чего-то. И мало того, обратная связь существует, что если для чего-то - тогда я из этого миллиона моделей могу выбрать и сказать: "Главное - вот то-то или главное вот то-то!" - и это будет не просто схоластика, не просто слова, а у тебя там внутри должно быть обоснование. То есть другими словами, главное во Второй логике - это чтобы твоя голова, эта твоя "ментальная машина" и все-все-все у тебя внутри - от всех твоих качеств до всякого благородства и доброго хорошего отношения к окружающим существам - было единым, а не расчлененным, не разрозненным. А то здесь у тебя на полочке лежит интеллект, здесь какое-то качество - "может быть... может не быть" и так далее. Ты понял, что "главное"?

Андрей:
Нет!

Клейн:
Повторяю. (пауза, смех)

Андрей:
Нет, слова я запомнил, в этом нет проблемы!

Клейн:
Отлично! (смех)

Витла:

(неразборчиво)

Кто-то:
Клейн, он намекает на то, что пора заканчивать!

Клейн:
Ровно 12. Спасибо. Спасибо за подсказку! Что это означает?

Витла:
Главное во Второй логике - вовремя закончить! (смех)

Клейн:
Всем привет, переходим к спектаклю!

 

 

Выражаю благодарность Александру Бабкину, взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.
Привет!


Клейн.
21 августа 2005 г.

на главную страницу