Лекция №36:
Что главное во Второй логике?

6-й семинар по Второй логике. 18–20 февраля 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Клейн:
Что главное во Второй логике?

Кто-то:
(реплика про "лучшее")

Клейн:
Нет. Лучшее - не главное. Лучшее - приятно, но это не главное. Скажи, пожалуйста, Андрей, почему ты хотел сидеть там, а не здесь?

Материалы Шестого семинара по Второй логике для всех желающих 18-20.02.2005 (Подмосковье)

Андрей:
С одной стороны, немножко страшно быть в центре внимания, центре ответственности. Но с другой стороны, я дал себе установку, что здесь полноценно надо присутствовать. И поэтому я не отказался, не отнекивался.

Клейн:
Да. Или, другими словами, главное во Второй логике - полноценность.  А полноценность достигается смелостью, не стеснением, не замороченностью. Или, другими словами, отсутствием каких-то рамок, барьеров и стереотипов, в которые всегда хочет спрятаться сознание. До тех пор, пока они будут - все проявления, внешние и внутренние, или, другими словами, действия и мысли, будут стереотипными, или корявыми.

Того мышления, которого требует Вторая логика - чтобы излучаться не формально, а по-настоящему - его не будет до тех пор, пока существуют коробочки стереотипов, в которых находится сознание.

То есть нужно быть "дураком и сумасшедшим" - и контролировать это. Если ты дурак и сумасшедший - ты не контролируешь это. А нужно ещё и контролировать это. Совмещение несовместимого - это и есть дзен.

Очень легко делать что-то одно. Например, "не контролировать". Или "контролировать". А вот когда делаешь одно и другое - причём, не так, что "в эти 5 минут контролируешь, потом 5 минут не контролируешь" - а вот в эту миллисекунду "и контролируешь, и не контролируешь одновременно" - это и есть дзен, поток, струение и адекватность.

Задача Второй логики, она почти магическая - перевести мышление, которое "может или так, или так, или так" в такое состояние, когда оно "может вот так, и не рассыпается, и может быть целостным".

Андрей:
Получается очень не надолго, и в очень специфических условиях.

Клейн:
Поначалу - да. Но это точно такое же устойчивое состояние, как и первоначальное состояние, когда "или так, или так".

Вчера тебе Люся показывала картинки "супер-3D". Ты сначала видел поверхность, плоское изображение, потом сознание адаптировалось, и ты увидел объем.

Так вот, в этом можно находиться вечно, когда ты видишь только поверхность. Завитушки, картинки. Можно стать даже обалденным специалистом по этим завитушкам, картинкам и прочему. А потом, в какой-то момент, благодаря неизвестно чему, какой-то магии - раз, благодаря Люсе, и увидел объём.

Пока ты видишь только "завитушки", пока не видишь "объёма" - можно думать: "Может быть, этого объёма нет, а, может, он есть, но что-то неустойчивое, мерцающее". Но после того, как ты увидел объём, ты уже можешь по своему желанию или "видеть только завитушки", или "видеть объём". Но важно, что оба эти состояния - они очень устойчивые.

И поэтому это "совмещение несовместимого" - точно такое же устойчивое состояние сознания, как и то первоначальное, когда видишь "или такой аспект, или такой".

Если эти аспекты противоположны, то ты не можешь их видеть одновременно. Не можешь одновременно видеть, не можешь одновременно мыслить, не можешь действовать одновременно. "Идти и не идти" - одновременно не можешь. Такие слова, как "учение, которое не учение" или "ходьба, которая не ходьба" для тебя всего лишь навсего парадоксальные ментальные конструкции.

Потом ты начинаешь видеть - и видишь это устойчиво.

Люся:
Он не боится ничего. Я с ним сегодня ходила в магазин. (смех)

Андрей:
Он даже этого не боится

Люся:
"Андрей" - это вообще храбрый. Правильно? Древнегреческое... храбрый. Имя-то ему дали. Он должен стремится... своё имя.

Клейн:
Корень "андр" - человек. Человечный.

Люся:
Он человек. Он не боится ничего. Он мне признался, что он может делать...что - не боюсь...

Клейн:
Что-то тут не так. Или он перед тобой хвастался, или ты из него это выжала. (смех)

Люся:
Не, я молчала. (ещё больший смех)

Клейн:
Это очень эффективный способ выжимания. Я тебе могу продемонстрировать. Смотри. "Ну-у?!!!"

Андрей:
А что говорить-то?

Люся:
Какой ты смелый.

Клейн:
Вот скажи. Почему когда ты вчера узнал, что Люся должна показать тебе картинки, через пять минут ты их увидишь, ты... скривился?

Андрей:
Я как-то уже выбрал Уму тогда. Как-то застопорился на этой мысли и не хотел меняться. Уже внутри подготовил себя к одному и тут другое...

Люся:
Нет, тут другое.

Клейн:
Не надо, не надо. Он не врёт.

Люся:
(что-то про честность)

Клейн:
Это не важно. Знаешь, китайцы говорят: "в хорошем разговоре не всё говорится". (смех) Важно - вот ключевое слово он произнёс - это "застопорился".

Вот если бы твоё сознание было не дискретное, как оно привыкло ещё с этими картинками, то для тебя не было бы проблем ни в какой ситуации. У тебя бы не было проблем делать лицом вот так. Ну, выбрал ты Уму... Да, там был второй момент. Дело вот в чём. Ты же всё время стопоришься, всё время дискретно. Смотри. Вот ты сидишь. Вот четыре девушки подняли руку. Вот ты выбрал Уму. Я, разумеется, это знаю. После этого я говорю: "Кого выбрал?" Ты вместо того, чтобы излучиться и всё - четко сказать, кого ты выбрал - ты начинаешь: "Ну, вы сами знаете..." Я, разумеется, говорю: "Хорошо. Значит, Люся". После этого ты делаешь лицом вот так.

Но, если бы ты был мобильным... Что такое "мобильным"? Не квадратное мышление. Не коробки... Ну, Люся и Люся. Пять минут посмотрел картинки - пошёл к Уме. Какие проблемы? Но когда сознание находится в коробочках - там всё очень серьёзно и всё очень печально.

Разные мышления. Одно такое. Другое такое. Сумасшедший, глупый, умный... - и всё контролируешь!

Люся:
Он мне рассказал свою печаль. А я сказала, что всё получится у него.

Клейн:
Вторая логика - это не выучить первое, второе, третье, четвёртое, пятое и не сдать экзамены, написать по пунктам то-то, то-то. Хочешь написать по пунктам - молодец. То, что ты напишешь, если ты написал правильно, послужит на пользу другим поколениям. Но это совсем другое. Функция совсем другая, нежели проверка твоих знаний по Второй логике.

Обычные системы обучения выглядят так: ты что-то должен выучить, запомнить. Потом это пересказать словами. Письменно или устно. И получить оценку.

Здесь такого нет. Здесь результатом является более мобильное мышление. Мышление, которое не вставляется во всякие тупики. А для этого нужна смелость, раскованность. Понятно, должна быть хорошая голова. Чтобы хорошо шарики с роликами. Но если даже шарики и ролики хорошо шевелятся, то до тех пор, пока будут хотя бы элементы "несмелости"... Ну, например. Кто тебе нравится? - Ну, ты сам знаешь. Опа!!! Струсил. Отдал управление. Отошёл от принятия решения. Отошёл от того, чтобы проявлять инициативу, от того, чтобы рулить самостоятельно.

Жизнь - она гораздо многообразнее, чем я. Это я могу сказать - "Люся!" А там совсем не так будет.

До тех пор, пока ты не научишься не стесняться, не бояться, не ставить себя в ситуацию коробчатости и стеснения, тебя будут вести на веревке, навязывать тебе "выборы". Ты ставишь себя в ситуацию ограниченности, коробчатости и стеснения не по настоящим причинам. Но по некоторой привычке. Как-то там оно идёт с детства. Идёт и идёт. И ты эту колею продолжаешь, и особо и не сопротивляешься.

До тех пор, пока будет так - любое мышление, любое видение любых ситуаций, процессов будет вот таким соответственно. Каким бы ты умным ни был, сколько бы знаний ты не имел. И только в сочетании вот с этим...

Ты должен плевать на всё. Или ты должен, чтобы "тебя не было", другими словами. Но это так, упражнения такие, чтобы выйти в то состояние, которое нужно. Понятно, потребуется какое-то время. Нужно на всех фронтах, тотально в каждой ситуации практиковать-практиковать самостоятельность, смелость, не стеснительность. Фактически, королевские качества.

Достаточно просто осознавать, что "в ту сторону правильно, туда не правильно", и иметь действительное намерение, чтобы "поход в сторону правильно" не растягивать на тысячу лет, а побыстрее... И по пути, когда ты будешь недоволен собой вспоминать, что просто время не пришло. Терпение.

Кто знает, какое основное качество настоящей принцессы? Видишь, какая девочка хорошая? Девочка, пожалуйста, встань, скажи громко, какое основное качество настоящей принцессы.

Аня Веприк:
Настоящая принцесса ничего не стесняется.

Клейн:
Спасибо.

Андрей:
А настоящего принца?

Кто-то:
У тебя есть белый конь?

Андрей:
Белого коня у меня еще не было.

Клейн:
Кто такие настоящие принцессы? Это такие специальные женские личности, которых с самого раннего детства выращивают для управления в самых высоких масштабах. Поэтому они должны быть сильные, смелые, добрые, умелые, адекватные, видящие всё, красивые.

Андрей:
Циничные и расчётливые.

Клейн:
Вот скажи. Вот так настоящий принц может сказать? Про настоящую принцессу?

Андрей:
Нет, не может.

Клейн:
Управление собственной жизнью. Такое тотальное управление собственной жизнью, осознанное управление собственной жизнью - это равнозначно управлению государством. Это совершенно адекватные по сложности задачи.

Люся:
Андрей, а ты не помнишь, что в магазине произошло?

Андрей:
Я не знаю что имеется в виду, по-моему про сдачу...

Клейн:
Ты можешь сейчас не стесняться.

Андрей:
Я отдал деньги за апельсины и мандарины. Играло радио. Я подошёл к Люсе и заслушался, задумался и сдачу соответственно забыл. Мне сказали, что надо забрать сдачу.

Люся:
А я ору ему в ухо.

Клейн:
Следующий раз, когда она так скажет, ты ей, знаешь, такую стандартную штуку скажи: "Молчи, женщина". (смех)

Андрей:
"Молодой человек, вы сдачу забыли". А я задумался...

Клейн:
Ты должен ей в глаза посмотреть и вот так: "Молчи, женщина!" Договорились?

Андрей:
Люся услышала это и сказала: "Тебя зовут!"

Люся:
(пытается вклиниться)

Андрей:
Молчи, женщина!

Женский голос:
Уже поздно.

Клейн:
Нет, не поздно.

Андрей:
Молчи, женщина.

Клейн:
Не убедительно, но на первый раз сойдёт, ладно. У тебя ещё будет повод потренироваться. (смех)

Андрей:
Люся сказала: "Тебя зовут!" А мне послышалось: "Как тебя зовут?". И я говорю, не выйдя из себя: "Андрей". Громко говорю: "Андрей. Меня зовут - Андрей". Потом Люся мне повторила, что я сдачу забыл. Я взял сдачу. Мы все дружно с продавщицей посмеялись и разошлись. И всё. Вот всё, что произошло. Я не придаю этому какого-то значения.

Люся:
Ага!

Андрей:
Молчи, женщина! (дружный смех, крики "Воооо!!!", аплодисменты)

Клейн:
И что? Люся, в чём смысл этой истории?

Люся:
Мы выходили из магазина, а персонал лежал на полу и ржал.

Клейн:
Классно. Я не понял, что здесь смешного. (дружный смех)

Люся:
Я не поняла, как Андрей мог подумать, что я забыла, как его зовут.

Клейн:
Он настолько к тебе приветлив, настолько тебя любит, что готов тебе заранее простить всё. И поэтому вопрос "как тебя зовут" для него не является чем-то неприличным. Он так к тебе хорошо относится, что готов... Ты ему на ногу наступишь - он улыбнётся!

Люся:
Он мне на ногу наступил.

Клейн:
Андрей, куда ты ей наступил?

Андрей:
Я наступил ей на лицо. В бане. Я двадцать раз извинился. (весёлое настроение, все шутят и смеются)

Клейн:
Хорошо. Вернёмся. Для того, чтобы мыслить адекватно, чтобы действовать адекватно, для того, чтобы знание по Второй логике выражалось в том, в чём нужно - то есть в поведении, в действии, в применении - для этого не должно быть границ, зажимов, коробок, в которых находится твоё сознание.

Я знаю про принцесс. У меня такая личная история. Так сложилось. Про принцев и белых коней я не знаю. Но это интересно. Если тебя эта тема интересует, было бы здорово, чтобы ты вдруг выяснил у тех девушек, которые это знают и встречали белого коня...

Про короля я знаю. Там тоже такая штука, что он тоже ничего не стесняется. А принц - это, вероятно, будущий король и тоже должен не стесняться.

Андрей:
Редкая черта - отсутствие стыдливости.

Клейн:
Почему можно говорить о принцессах и о королях? Потому, что это то, что было два века назад, три века назад, пять веков назад, десять веков назад. А что было пять веков назад и десять веков назад? Только небольшое количество людей обладало достаточным уровнем не столько понимания, сколько задачи, стоящие перед ними, требовали такого мышления. Короче, если король стесняется - его свергают. Все остальные могут стесняться, а этот - нет.

А сейчас такое качество как "не стесняться" или качество "понимать", или "мобильно мыслить", или "не стереотипно мыслить" - оно нужно гораздо большему количеству людей. Цивилизация изменилась. Если ты сейчас начнёшь читать древнекитайские трактаты, то независимо от того, будешь ли ты полностью понимать или частично, соглашаться или не соглашаться с древнекитайскими мыслителями - важно, что то, о чём они пишут, будет для тебя актуально. Ты увидишь: "О! Об этом я думал! Вот это для меня было вопросом, который я решил так-то. Они пишут об этом". Это я говорю для того, чтобы сказать, что в те времена, когда это писали китайские мыслители, это было актуальным - хоть как-то более или менее понятным и важным - для очень небольшого количества людей. Например, для пяти министров и одного императора. А сейчас количество людей, которые применяют это в своей жизни и которые рулят на основании этих принципов и знаний своей жизнью - их гораздо больше. То, что тогда было тоненьким и эксклюзивным ручейком и распространялось среди министров, императоров, принцесс, королей и нарабатывалось в тонком слое управленцев, сейчас эти знания, эти проблемы, эти вопросы - актуальны для большого количества людей, и слой этих людей увеличивается, увеличивается. То, что раньше было доступно только принцессам, королям, министрам и китайским императорам, сейчас уже является актуальным для нас для всех и входит в рамки задач, которые нужно решить. Вот так изменилась ситуация.

Поэтому мы говорим о принцессах-королях и о том, что все эти качества для нас просто необходимы. А раньше они встречались только в принцессах. Сейчас они необходимы для нас. Мир усложнился, ускорился. Требования к самостоятельности для каждого сознания резко увеличилось. Раньше можно было землю пахать или при дворе служить - и так всю жизнь, всё равно ничего другого не понято, не накоплено было. А сейчас всё есть. Нужно это брать, компоновать внутри себя, действовать и прыгать дальше.

Кто-то:
(не слышно)

Клейн:
Практика не стеснительности. Практика такого аспекта смелости. Потому что смелость не сводится к "нестеснительности". Так вот, практика "нестеснительности" - такого аспекта смелости - обязательно входит в правильное мышление. Потому что, повторю, какой бы ты умный ни был, если ты выпьешь два литра водки - ты будешь принимать неправильное решение. Какой бы ты умный ни был, если ты будешь стесняться - ты будешь принимать неправильное решение. Ты будешь видеть то, чего нет, и не видеть то, что есть. То есть, делать "вот так или так". И каждый раз, когда ты делаешь "или так, или так" - это будет неадекватно. А мы говорим о правильном мышлении, об адекватном мышлении.

Люся:
Лучше не делать тогда.

Клейн:
Не слушай её.

Кто-то:
(неразборчиво)

Клейн:
Видишь? Сидят двое - пытаются манипулировать твоим мнением.

А у тебя должно быть противоположное. Ты должен быть главным. И не в том смысле, как Люся, что вот берёт тебя, хватает...

Всё, что происходит, должно быть только "информация для размышления". До тех пор, пока твоё мышление будет грубым, пока ты будешь стесняться или видеть неадекватно - ты будешь всё время попадать в такую ситуацию, что ты... У тебя на мозгах есть такие автоматические сеточки - "сеточные уловители" такие. Знаешь, как чашечки для бюстгальтера, только сетчатые такие. Они работают так: ты что-то слышишь, а они автоматически - бумс! - в мозг.

Ты неосознанно... Люся сказала: "Он так не будет". Ты уже и поверил. Дело не в том, что "будет, не будет" - а что стал на эту тему думать. Клиент говорит: "Будет". Ты - раз! - "Вообще-то, да-а-а". (смех) А так не должно быть. Голос должен быть чистым и мужским.


Андрей:
Люсе хочется сказать.

Клейн:
Хочется? Скажи.

Люся:
Ты хочешь мне что-то сказать?

Андрей:
Не прерывай поток... Ты собиралась учиться. А учиться уже пора.

Клейн:
Андрей, нельзя спорить с женщиной. Точно так же, как ты вчера смотрел спектакль - нельзя добру спорить со злом. В результате всегда будет проигрыш. Добро должно делать своё дело. Видишь, что там что-то не так - вот и делай своё. А всё это "воевать", то-сё - это всё левое решение. То же самое - не спорь с женщиной. Чего тебе нужно, то и делай. Чего ты ввязываешься на территории противника? Она тебя десятикратно превосходит.

Люся:
Почему?

Клейн:
Потому что: хочет - логикой, хочет - перебоями логики, хочет - умом, хочет - эмоциями, хочет - жалостью, хочет - улыбкой, хочет - намёком на секс. А хочет - наоборот скажет: "да какой с тобой секс".

Люся:
Можно я объясню?

Клейн:
Можно. Выбираешь что-нибудь такое... а потом опять - оп! - и не смотришь.

Люся:
(чего-то пытается объяснить)

Клейн:
Подлизывается, видишь?
(трудно понять что, но все смеются громко)

Люся:
Полегчало? Всем?

Клейн:
Ну, мы о Второй логике, собственно.

Люся:
А-а-а...

Клейн:
Практика, практика, практика самостоятельности, практика не стеснения, практика отлавливания себя за хвост, когда по каким-то вторичным, десятеричным мотивациям... Вместо того, чтобы делать то, что тебе нужно - поддаешься, ввязываешься, попадаешь на какие-то крючки, верёвки, которые тебе подбрасывает жизнь со всех сторон. Особенно в лице женщины.

Люся:
Ну, теперь меня бояться не надо.

Клейн:
Видишь? - раз! - подбросила... И ждёт, чтобы ты вцепился зубами в наживку.

Люся:
Вместо Умы.

Клейн:
Поэтому. Когда здесь идут танцы, когда поют хором всякие мантры - нужно практиковать эту безмятежность, естественность. Стараться, чтобы глаза смотрели лучисто. Движения были свободные. Мыслей лишних не было. Танцуешь? - танцуй! Слушаешь музыку? - слушай музыку! Это и называется, что тебя - нет. Но тебя нет не в том смысле, что "тебя нет, ты умер". А тебя нет, которое... не нет.

Это и называется, что тебя нет, но ты одновременно - есть. Но тебя нет. Тебя нет, как этого набора ходячего, скелета со всякими комплексами. Тело пляшет. Сознание висит, радуется, рядом.

Существует у новичков устойчивое заблуждение, что всё нужно понимать мозгом и соответственно передавать это словами. - Это не так. Понимать мозгом и передавать словами можно лишь какую-то часть, а всё остальное достигается некоей практикой, которая приводит к тому, что сознание переплавляется, трансформируется. Сознание - это не только интеллект, а всё-всё-всё, что у нас есть. Оно должно стать более плотным. Не таким - расшиперенным - а вот таким. Эта плотность называется - монолитность. Или называется - ровность потока.

Словами можно что-то объяснить. Но в таких сложных, многокомпонентных, не дискретных вопросах любые формулировки, слова, модели чёткие... А по определению, они должны быть чёткими, чтобы с ними можно было работать, чтобы они не расплывались... Так вот, любые модели - это колышки, это некий пунктир, которым выставляется, отмечается траектория. Знаешь, есть тропинка в Индии, там очень красиво, темнеет в шесть часов, и вот берёшь такие пакетики бумажные небольшие, в них рис насыпают или орешки - туда насыпаешь песка и ставишь туда свечку. И так поставишь их вдоль дорожки, идёшь - красиво. Пунктирно.

А всё остальное - это практика. Практика общения. Практика соприкосновения с другими людьми, другими сознаниями. А если основным элементом является практика, то всё зависит от активности. Что такое "от активности"?  Вот что-то происходит. Что-то там люди. Ты можешь лежать в углу - это такая степень активности. Ты можешь лежать рядом с ними - это другая степень активности. Ты можешь стоять рядом с ними - третья степень. Ты можешь стоять с ними в кругу - четвёртая. Ты можешь стоять в кругу и так улыбаться, так танцевать, что все танцуют ещё веселее - следующая степень. И вот ты сам подумай - какую степень активности нужно выбирать, чтобы быстрее двигаться.

Умничать может любой дурак. Вторая логика - это не есть "умничать". Вчера была очень сложная лекция именно в ментальном плане... Но это тонкая вещь, как элемент обучения. Момент передачи информации в виде колышков, столбиков. Кто сколько схватит. Но использование полученного - в этой среде, в этой ситуации - вовсе не является ментальным или очень умным. Да, мозги должны работать хорошо. Но выражается это в том, что ты - хороший, добрый, расслабленный, в том смысле, что "не напряжённый", компетентный, видящий картину. И тогда это выражается в том, что... - улыбнуться, поговорить... прийти куда-то, написать нужный документ, отдать нужное приказание, дать нужный совет. Оп-оп, траектория стала гармоничной. Там почти нет...

Одна из задач - как-то понять, как-то въехать в то, что мозги должны хорошо работать, но мыслить нужно не мозгами, а всем собой. Действовать нужно всем собой.

"Нужно" означает, что если ты движешься самостоятельно и в очень сложной среде и ты не мудрый, то ты обязательно носом попадешь, в лучшем случае, в какую-то помойку.

"Мудрый" - обязательно движешься с учётом всего-всего. А если без учёта всего-всего, то помойка найдёт тебя, в лучшем случае. А могут быть ещё капканы.

Андрей:
Пока, что осталась установка на действие и всё. Установка на действие уже изначально была у меня. Все слова я понимаю. Я уже не раз говорил, что слова я помню. Но всё равно понимание происходит из действия.

Клейн:
Постепенно. Сегодня ты научился говорить: "молчи женщина". Завтра ещё чего-нибудь.

Люся:
Кстати, научился круто. Мне так никто не говорил ещё.

Клейн:
Мужчина, существо, сознание, которое выражается открыто - оно привлекательно. Зачем ей гроб на колёсиках из фанеры? Ей нужно, чтобы что-то живое было. А какая разница, как оно проявляется? - она всё равно скрутит. (смех)

Люся:
Нет. Я добрая.

Клейн:
Хорошо. Может быть, у тебя вопросы появились? (обращается к кому-то)

Люся:
У меня?

Клейн:
Нет.

Люся:
А у кого?

Клейн:
Боже мой, да есть здесь ещё другие люди!!!?? (смех)
Как тебя зовут девочка? Наташа. Ты поднимись, пожалуйста, чтобы тебя увидели все, представься, улыбнись и скажи, как тебя зовут.

Наташа:
Наташа. (бурные аплодисменты)

Клейн:
Садись, пожалуйста. Хорошо. Чайка, а у тебя вопросы есть? У тебя нет вопросов, потому что ты Витлу обнимаешь? Или по той причине, что ты всё понимаешь? А почему, когда ты пела, ты пела тихим голосом?

Чайка:
Потому что слов не знала.

Клейн:
Не надо врать себе и мне, нам.

Чайка:
Пела и старалась. Это было громче? Потому, что я слова не знаю, блин.

Клейн:
Смотри - слово "блин" появляется...

Кто-то:
Вообще, она стала смелее.

Клейн:
Ну, за два месяца явный прогресс. В сторону регресса. (смех)

Почему ты никак не задействуешь точку над пупком? Не ту, которая под пупком, это понятно. На три цюня ниже пупка - это... Что ты под пупком хочешь найти? (смех) Тебе ещё нужно научиться вот отсюда, чуть-чуть выше пупка, вот так швырять энергию... Это нужно уметь со словами, с мыслями, с другими действиями... просто так ходить и прыскать из пупка. (смех) Рома, может у тебя вопросы есть? Ты недавно приехал - может, ты чего-то не знаешь? (смех)

Рома Самбул:
Я могу рассказать... главное... (невозможно разобрать)

Клейн:
Тяжело тебе даётся мыслительная деятельность. (смех)

Кто-то:
Он замедлился.

Клейн:
Он не замедлился. Он по-прежнему быстр, дьявольски умён, и как там ещё, какое-то слово. Он не замедлился, он просто вот этой штукой меньше работает, он другим. Он заходит в круг и вот так вот полностью собой излучает. И с ним приятно общаться, когда он стоит в кругу, не смотря на то, что он молчит, только улыбается.

Кто-то:
Иногда даже не улыбается, а внутренне чувствуешь, что улыбается.

Клейн:
Да.

Люся:
(какая-то реплика)

Лёша:
Молчи, женщина. (дружный хохот)

Клейн:
Вот, Люся, ты попала.

Люся:
Я очень рада.

Клейн:
Я тоже рад. Мы с тобой войдём в историю.

Люся:
Я научусь молчать, наконец.

Клейн:
Тоже полезно.

Женя Гнатына:
Мне не даёт ясно... То, что я делаю - мне понятно, что я делаю, но я понимаю, что вроде всё хорошо, но надо вот так. А когда я думаю про мир, про Бога. Слышу, читаю, ты говоришь... Многие используют непонятные вещи. Тут бы словами понять... Потому, что под каждое слово есть...

Клейн:
Тут,  Женя, ничего не сделаешь.

Женя Гнатына:
А что делать?

Клейн:
Просто нужно терпеливо подождать, пока в твоём мире, в личном мире, не накопится критическая масса подтверждений.

Если ты умная и честная. Если твоё сознание достаточно высоко. Если оно не ведётся. Если оно видит. Способно глубоко видеть. Обладает способностями к анализу. К тому, чтобы себя не обманывать. То есть, другими словами, просеивает. До тех пор, пока в результате этих просевок не накопится критическая масса подтверждений - до тех пор это будет находиться в разряде информации, к которой можно так или так относиться. Другого пути нет.

Тебе не повезло. Была б ты глупее, попроще - ты б верила бы в Бога и во многое ещё и всё в порядке. У тебя б не было таких проблем.

Женя Гнатына:
Я понимаю, что нужно делать так, как это понимаешь.

Клейн:
Да. В этом смысле, там всё просто. То есть если убрать твои шуточные желания - типа, хочу как Ларсен, то всё в порядке. Просто нужно двигаться, двигаться. Движешься ты очень солидно. Таким накатом, тотальным. Теперь продолжай.

Участница:
(неразборчиво) ...Одновременно я почти запуталась, где я живу. Ты мне вчера говорил, виртуальную игрушку создал в компьютере. Почти ответил на вопрос...

Клейн:
Да. Я тебе добавлю. Если внутри нас существуют шарики - это кусочки... Потому что они принципиально отличаются от всего остального, что существует. Та частичка, в которой собирается картинка. Которая отождествляет себя с "я", которая испытывает боль. Как бы ты ни усовершенствовала марионетку - она не сможет испытывать боль. Компьютер - не сможет испытывать боль. Он может имитировать поведение. Она - не от мира сего, эта искорка.

Участница:
Она и выбирает - эта искорка.

Клейн:
Только она их выбирает. Никто больше выбирать не может. Никто не может больше испытывать боль, желать, выбирать. Нигде не может больше собираться эта картинка - от видения зелёного цвета до ситуаций. Как бы ты ни совершенствовал кинокамеру, магнитофон, компьютер, марионетку - там нет в принципе возможности сделать, чтобы он испытывал боль. Почему мы говорим - боль? Потому что это желания, эмоции...

Эти шарики - это те части Бога, спящие. Бог разделился на такое количество частичек, нас. Другого нет. Ничто другое не устроено по образу и подобию его.

Шарики - это те части бога, спящие. Почему "спящие"? Потому что если ты представишь вместо того, кто сидит за компьютером, такого, который лежит в коконе с электронными проводами. И только мозгом шевелит, а там виртуальная реальность. Вот именно так лежат спящие части бога.

Участница:
Я так воспринимаю и саму себя, потому что это всё моя модель. Но, в то же время, я и Бога тогда воспринимаю. Я не пойму, где я живу. Я воспринимаю себя. Я не могу адекватно это воспринять. Правильно?

Клейн:
Да.

Участница:
То есть, я воспринимаю эту модель. В принципе, сама себя. Тогда получается какой-то... Я сама себя - а где всё остальное? Значит, должен быть Бог. Потому, что я не могу только саму себя. Иначе бы я была одна. Такого не может быть. Правильно?

Клейн:
Ты не одна. Да.

Участница:
Я понимаю, что я не одна.

Клейн:
Так. И что ты не поймёшь, где ты находишься? Поясни ещё разок.

Участница:
Это сложно.

Клейн:
Есть Бог. Есть какое-то количество частей, вложенных в нас при рождении.

Участница:
Я просто не вижу очень многое. На самом деле - всё это фигня интеллектуальная. Потому что есть чувства. К ним нужно прислушиваться... А этот мозг меня только запутает...

Клейн:
В твоём собственном мире, на самом деле, ты одна-одинёшенька висишь в пространстве и всё.

Участница:
Да. И это чувствуется... По аналогии. Квадратики с кругами... и как бы время и сознание... шарики, взлетают... видят...

Клейн:
Ты о картинках говоришь, о моделях, причём таких вот сконструированных,  а мы-то не о моделях говорим. Мы говорим о сути. Просто говорим на языке моделей. То есть ты одна. Ты одинока. В твоём мире ты висишь. Ты не можешь соприкасаться с другими сознаниями. Точнее ты можешь... поверхностями...

Участница:
Так не должно быть. Это неправильно.

Клейн:
Это просто по-взрослому.

Ты можешь наладить взаимодействие с ним. Ты можешь его любить. Если он то, что надо - и он тебя будет любить, но вы всё равно будете отдельные. Каждый из вас будет висеть в центре своей вселенной. Можно вместе тереться сознаниями, пузиками... как-то пройти этот участок.

Участница:
Тогда получается, что...

Клейн:
Кто не убоится, кто не устрашиться, у кого много сил, много всего - тот способен это увидеть, потом это принять, потом в этом ещё как-то устроиться. А потом ещё качества этого, как более высокие - использовать, чтобы создать ещё более красивую, мощную штуку.

В этом нет ничего плохого. Это просто детские страсти. Вот он думает - как деньги зарабатывают? Или ещё что-то. Всё это детские страхи. Если берёшь предел самостоятельности, то часть осознала. Следующий пример берёшь, всё в порядке. Такой аспект взросления. Самостоятельность, свобода невозможна без того, чтобы взрослеть.

Если б я рисовал значок какой-нибудь про процесс взросления, я бы нарисовал страуса, засунутого головой в песок. (бурное обсуждение о перевёрнутой картинке проклюнувшегося через бетонную плиту страуса) Радость взросления. Проклюнулся. Хотел спрятаться, а пришлось проклюнуться. Дзен.

Участница:
Страус засунул голову в песок. А следующая картинка. Как бы камера отдаляется и видно, как бы внутри, где.. Страус, короче, сквозь яйцо проклёвывает голову. Первая картинка внутри яйца, а следующая...

Клейн:
Представляешь, он проклёвывается потому, что хочет спрятаться. (смех) Красиво, да? Это борьба и единство противоположностей.
 
 

Выражаю благодарность Вадику vadik@dnpdz.dp.ukrtel.net, взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.
Привет!


Клейн.
15 августа 2005 г.

 
...

Клейн:
Идите сюда поближе вместе со стульями, если хотите, можете даже площадку...

Зося (ребенок, 5 лет):
Меня никто, ничего, никуда не приглашают...

Люся:
Так тебя пригласили.

Зося:
На стул.

Люся:
На стул не пригласили, черт побери. Пригласите девочку на стул.

Клейн:
Все знают предмет? Может быть, надо прочитать для начала? Витла, пожалуйста, прочти 1-2 абзаца. Уделим несколько минут подготовке к экзаменам.

Витла:
(откашливается, читает монотонно по бумажке) Лекция по второй логике. Тема лекции - Вторая логика, внутренняя структура второй логики. Каждый раз, когда мы определяли Вторую логику, мы определяли ее путем отличия от других объектов. Мы оконтуривали "пространство" Второй логики и, фактически, определяли ее по принципу "что не является Второй логикой". Например: когда мы говорили, что первая логика оперирует конечным количеством объектов, а вторая логика бесконечным количеством объектов - мы, тем самым, отделяли пространство, которое не является областью Второй логики. Т.е. мы проводили границы... границы... границы... Оконтуривание, когда мы говорили, что... Я повторю, первая логика работает с конечным, а вторая логика с бесконечным... Я еще раз предложение прочитаю, потому что я не понял... (смех) Мы  проводили границы ... Т. е. вот оконт... Клейн, ну не могу буквы я читать... (смех)

Клейн:
Ну, читай с выражением.

Витла:
Когда мы проводили границы... Т. е. оконтуривание... Когда мы говорили, что первая логика работает с конечным объектом, а вторая  с бесконечным - это было оконтуривание внешнего, границы. Когда мы говорили, что в первой логике существуют 3 закона, а во Второй логике подключаются, кроме интеллекта - а под интеллектом мы имели ввиду то, что в первой логике держится на 3-х законах - еще 18000 качеств, мы, тем самым, тоже проводили границы, оконтуривание области Второй логики... (Витла засыпает, продолжая монотонно читать по бумажке)

Клейн:
Все ясно? Всем понятно? (cмех) Экзамен будет. Нет, это не последняя лекция. Мало того, сейчас, я вас поздравляю, у нас идет шестой семинар. Это ровно половина. (аплодисменты)... (Зосе) Кто тебя обидел? (Зося что-то отвечает)

Люся:
Ничего не дали ей.

Клейн:
Ну, и ладно. Ну, и ничего... Хорошо.  Давай, указывающим перстом.

Ребенок Зося:
Кто?

Клейн:
Ну, кого будем спрашивать. Лешу будем спрашивать? А зачем Лешу - он же хороший?

Ребенок:
А что, нужно плохого?

Клейн:
Ну, конечно. Конечно, вызвать плохого и замучить его прямо здесь, показательно.

Женский голос:
Гришу Копанева.

Гриша:
Нет, я хороший.

Женский голос:
Нет. (смех)

Клейн:
Копанев говорит, что он тоже хороший.

Сергей Гаврилов:
Да все говорят-то...

Клейн:
Нет. Я думаю, что не все.

Ребенок:
А кто здесь плохой? (показывает на Сергея Гаврилова)

Сергей Гаврилов:
Вон показывает.

Люся:
А вот этот точно плохой. Он в электричке доказал это.

Клейн:
А как он, Люся, это доказывал?

Таня Слинка:
Он периодически порывался Люсю критиковать, и рассказывать...

Клейн:
Хо! Конечно, плохой. (смех)

Люся:
А потом и Таню тоже.

Клейн:
Ну, Таню это ладно. Таню - это уже мелочь.

Люся:
Как это?

Клейн:
Ты когда определила, что он плохой? Ты же сразу его насквозь раскусила, как он только рот открыл.

Люся:
Нет, нет. Нет.

Клейн:
Только когда он Таню стал критиковать, ты поняла, что он плохой?

Люся:
Нет. Таня начала критиковать его за то, что он критикует меня.

Клейн:
Так. А ты?

Люся:
Я молчала потом уже.

Удивленные голоса:
Ты молчала?

Клейн:
Ты молчала? (cмех)

Люся:
Ну, короче, плохой. (включился проектор, пошло кино на стене)

Клейн:
Ни фига себе! Как это само поехало? Тогда, пожалуйста, останови...
...

Родион:
Человек идёт по жизни и начиная с определённого момента знаки какие-то, встречи. И сюда не просто так приехал. Выписывал рассылку в течение года "В помощь Дзенствующему". Несколько раз скачивал расписание семинаров, просматривал рассылку. Не трогало сильно. И хотел приехать на семинар, но это было какое-то внешнее желание, не было внутренней мотивации. А тут буквально две недели назад, попал в аварию, разбил машину, остался без работы. И так на этой фазе закрутилось. Вышел на сайт Игоря Шухова. И это желание из внешнего перешло во внутреннюю потребность приехать на семинар.

Клейн:
А я, наивный, думал, что нужно больше лекций публиковать.

Родион:
Когда я зашёл на сайт Игоря Шухова, там была актуальная тема для меня, что я не могу устроиться в жизни, и этот девиз, что "из человека сделать менеджера, а из менеджера человека", он меня поразил. Явилось откровением.

Вот менеджер. Менеджмент приходит с запада. Эта западная постановка, она связана с манипулированием, пробиванием своей цели, давлением. И поэтому не каждый менеджер сейчас может проявить человеческие качества. А бывает человек простой, человечный. Но не может проявить менеджерские качества.


Клейн:
Под менеджерскими качествами, особенно когда речь идёт о том, чтобы из человека менеджера сделать, имеется в виду, прежде всего, принятие решения. Основной и единственный продукт менеджера - решения.

Родион:
И действия.

Клейн:
Безусловно. Но то, что он производит - это решения. Для себя и для других. Это главное. Понятно, что какие-то действия он сам совершает, раздавая приказы и указания другим людям. Но в основе лежит цепочка решений. Соответственно, "сделать из человека менеджера" - это "повысить его способность принимать решения". Для этого - правильно видеть, правильно мыслить. Какие-то специальные навыки, какая-то активность. И понимание, что "нужно действовать". Если ты хочешь, чтобы что-то изменилось, что-то произошло, единственный у тебя способ - это действовать.

Другое дело, что можно действовать коряво, а можно действовать более искусно. Можно действовать на основе плоских моделей, грязных конструкций, а можно действовать на основе того света, который ты излучаешь. Но всегда остаются: действие, перевод понимания в действие, решение. И рядом прикладные штуки - стратегия, искусные средства, необходимые личностные качества, опыт и практика.

 
 

Выражаю благодарность Сергею Гаврилову и Сергею Сивкову, взявшим на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.
Привет!


Клейн.
15 августа 2005 г.

на главную страницу