Лекция №44:
|
|||
Клейн:
Чем ты более открыт, чем ты более текуч, чем ты более не придавлен
ничем... - это рождается как некий результат пути, какого-то движения, когда у
тебя возрастают знания, умения. По мере того, как ты движешься - ты растешь. И
в тот момент, когда ты приходишь в какую-то точку - у тебя открытость вот
такая, ум вот такой, понимание такое, мобильность такая, знания, опыт такой,
качества такие. И хоп, как из жабы - раз! - бобер.
А по пути туда - да - если ты что-то делаешь для того, чтобы быть
открытым, открытость возрастает. Но, на самом деле, возрастает все. Весь
комплекс возрастает. Если ты учишься быть более четким в делах, например, то
при правильном подходе тоже возрастает все.
|
|||
Материалы Восьмого семинара по Второй логике для всех желающих 15-17.04.2005 (Подмосковье) |
Один из аспектов открытости - это "не корректировать свои
результаты". Я имею в виду, "можно взять и сказать, а можно долго
готовить речь и писать ее".
Чем ты более закрыт, тем тебе страшнее выйти и сказать что-то, тем
больше ты должен готовиться. И один из аспектов открытости - это то, что ты не
подтачиваешь свои результаты, не переделываешь их. А это означает, если
немножко с другой стороны посмотреть, что в тебе развивается "способность
к импровизации". А если немножко с другой стороны посмотреть, то
способность к импровизации - это способность к творчеству. И в пределе - "ты
сам есть процесс творчества", тебе пофигу, с чем ты соприкоснулся. С
табуреткой, бутылкой, деревом.
Крук:
Я хокку написал:
Неожиданная весна
Желтый цвет в траве Мать и мачеха или пэйнтболист? Клейн:
Вот, соприкосновение с шариком. Прекрасное хокку.
Гриша:
Клейн, я хочу сценку показать коротенькую.
Клейн:
Отлично. Если есть должный уровень текучести, открытости - то "да,
конечно" я сразу же. Гриша, например, говорит, что готов сценку показать -
отлично. Чуть больше закрыт - "нет, Гриша, я лекцию проведу, потом будешь
ты". И так происходит со всеми элементами мира. Или ты должен уметь как-то
вплетать их в ткань собственного бытия - или "это беру, это не беру".
Но это совсем не значит, что я или Гриша, мы все берем. Мы берем
то, что нам нужно. Потому что умение "брать то, что нужно", как и вся
твоя определенность - оно тоже возрастает. И это дзен. То есть, с одной стороны
возрастает способность "приятия всего", а с другой стороны возрастает
способность "не приятия всего". "Не приятия" в том смысле,
что, чем дальше ты продвигаешься, тем ты более знаешь, что тебе нужно. Тем
больше ты определяешься в своих целях, в своих позициях. Четче, четче, четче
становишься. Отчетливее видишь "это твое, это не твое". И то, что ты раньше
принимал - в ситуациях, в отношениях - уже не принимаешь.
Эзотер:
А могут какие-то элементы нанести вред при этом?
Клейн:
Вред может нанести все. Точно так же, как и пользу. Я поясню, это
не просто ля-ля-ля, "все едино" и так далее. А это означает, что это
зависит не от того "что ты получаешь?" - а от того "кто ты? как
ты движешься? какие у тебя внутренние позиции?"
Если есть правильные устремления, правильный вектор, правильное
направление, правильная позиция - пусть не проработанная, пусть там много
неясностей, пусть ты будешь все время лажаться - то "вреда не будет".
Мало того, чем ты больше будешь лажаться, то есть "будешь
открытым" - потому что для того, чтобы не лажаться, когда ты не умеешь, нужно
закрыться - тем быстрее в тебе будет идти этот процесс. Элементарно, ты можешь
в месяц сделать 2 действия, а можешь 30. У тебя промежуток между действиями
может составлять 2 недели, а может 5 минут. Сколько сделаешь, сколько пройдешь
- все твое.
Эзотер:
Социальное влияет на то, что закрываешься.
Клейн:
Пожалуй, это основное. Для того, чтобы человека приспособить к
самостоятельному существованию в социуме, его нужно обучить "социальным
микро-технологиям".
Действительность, окружающая нас, состоит не из травы, земли, елок -
это, всего лишь, некий бэкграунд, фон, на котором все происходит, мы с ним
почти не соприкасаемся, особенно в современной жизни. А человек живет в "действительности
2". Что это такое? Это банки, законы, семейные отношения, транспортные
артерии, система образования, инфраструктура торговли, деньги, обязательства. В
этом живет человек. И эта "действительность 2" представляет собой ни
что иное, как связи, отношения между людьми. Связи, которые в чем-то
материализуются. Экономика - это отношения между людьми по поводу производства
и распределения материальных благ. Эта штука материализуется в заводы, фабрики,
зарплаты, ведомости, должности, в поведение людей. И человек живет в этом мире,
в "действительности 2". И для того, чтобы он был там компетентен, в
том смысле, чтобы он мог там двигаться, действовать, его с детства учат
технологиям.
Вот, например, стул. Если приедет какой-нибудь африканец из дикого
племени, который никогда этого не видел - он не знает, что такое "стул".
А это входит в необходимый минимум - знать, что по тротуару ходят, что к
девушкам вот так относятся, что сморкаются вот таким образом, ложкой едят,
вилку ребенку позже дают. Очень много микротехнологий. Фактически, любое слово
- это есть микротехнология. Если ты знаешь какое-то слово, ты знаешь
микротехнологию. В тебя окружающая среда, "действительность 2" - их
вставляет, вставляет, вставляет.
Соответственно, она оказывает очень сильное влияние на все твое. То
есть, она тебя делает цивилизованным. Одновременно - боязливым, осторожным,
закрытым, аккуратным. И от этого, в общем-то, никуда не деться. Редко кому
повезет, у кого есть хорошие родители. Как тут недавно хвастался Дима
Зеливанский: "Мы такие хорошие родители, что на небесах к нам очередь,
чтоб у нас родиться". Но такое бывает редко.
Кто-то:
Я хороший родитель.
Клейн:
Ты хороший родитель, я хороший родитель. Тут каждого здесь возьми,
он уникально отличается от среды. От слова "средний". А так, если ты
пойдешь по полям и весям, редко встречаются хорошие родители.
Кто-то:
Они маскируются хорошо.
Клейн:
Процент какой?
Кто-то:
Шесть. (смех)
Клейн:
Поэтому - очень повезет тому ребенку, который вырастет таким, что и
то знает, и то умеет. Еще и веселый, бодрый.
Кто-то:
Незакрепощен.
Клейн:
Ну, родители, в основном, пользуются той концепцией воспитания, что
"воспитание служит для того, чтобы родителям было удобно с ребенком".
(смех) Мало того, кто такие "родители", у
которых дети? Это же дети сами. Детей рождают дети в основном. (смех)
Вы терпеливые. А один из основных способов - это когда ребенок начинает "э-э-э",
а родитель - да я по себе знаю! (смех) - думает, что если
он его сейчас не вдарит, то он упустит такой момент и что потом отразится! И
только потом только, когда ребенок дожил до десяти лет, до пятнадцати,
двадцати, становится ясно, что целые комплексы таких штучек - они ничего
изменить не могут. И можно было ребенка не бить по ушам, а очень спокойно... Но
молодые люди - они ж горячие. Ну, откуда детям хорошим взяться? Вот вся надежда
на Марину, на меня... (смех)
Кто-то:
Мы работаем над этим.
Клейн:
В какой форме вы работаете над этим?
Кто-то:
Год и семь месяцев дочке.
Клейн:
Ну, ты ее не обижаешь?
Кто-то:
Стараюсь.
Клейн:
Только потом, потом понимаешь, что ребенка не надо наказывать.
Действительно, не надо. Если ты не наказываешь ребенка, то, ну, понятно, он
тебе чашку разобьет, соплями все обмажет. Но зато у него будет одно из
ценнейших качеств - чувство собственного достоинства. Которое, как компас,
будет проводить его по правильной траектории там, там, там. А придавил, убрал -
да хоть миллиону его всяких вещей научи. Все равно будет миллион первая,
миллион десятая. Я ребенка спрашиваю, ребенок маленький еще был, где-то 1993
год, говорю - ну, давай, считай. А я, говорит, только до тысячи считать умею. Я
говорю 998, 999, 1000, а дальше? - А дальше, говорит, доллары уже. (смех) Какая хорошая сегодня погода.
|
||