Лекция №44:
Беседа с Эзотером, или Его нужно обучить "социальным микро-технологиям"

8-й семинар по Второй логике. 15-17 апреля 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ


Клейн:
Чем ты более открыт, чем ты более текуч, чем ты более не придавлен ничем... - это рождается как некий результат пути, какого-то движения, когда у тебя возрастают знания, умения. По мере того, как ты движешься - ты растешь. И в тот момент, когда ты приходишь в какую-то точку - у тебя открытость вот такая, ум вот такой, понимание такое, мобильность такая, знания, опыт такой, качества такие. И хоп, как из жабы - раз! - бобер.

А по пути туда - да - если ты что-то делаешь для того, чтобы быть открытым, открытость возрастает. Но, на самом деле, возрастает все. Весь комплекс возрастает. Если ты учишься быть более четким в делах, например, то при правильном подходе тоже возрастает все.

Материалы Восьмого семинара по Второй логике для всех желающих 15-17.04.2005 (Подмосковье)

Один из аспектов открытости - это "не корректировать свои результаты". Я имею в виду, "можно взять и сказать, а можно долго готовить речь и писать ее".

Чем ты более закрыт, тем тебе страшнее выйти и сказать что-то, тем больше ты должен готовиться. И один из аспектов открытости - это то, что ты не подтачиваешь свои результаты, не переделываешь их. А это означает, если немножко с другой стороны посмотреть, что в тебе развивается "способность к импровизации". А если немножко с другой стороны посмотреть, то способность к импровизации - это способность к творчеству. И в пределе - "ты сам есть процесс творчества", тебе пофигу, с чем ты соприкоснулся. С табуреткой, бутылкой, деревом.

Крук:
Я хокку написал:

Неожиданная весна
Желтый цвет в траве
Мать и мачеха или пэйнтболист?

Клейн:
Вот, соприкосновение с шариком. Прекрасное хокку.

Гриша:
Клейн, я хочу сценку показать коротенькую.

Клейн:
Отлично. Если есть должный уровень текучести, открытости - то "да, конечно" я сразу же. Гриша, например, говорит, что готов сценку показать - отлично. Чуть больше закрыт - "нет, Гриша, я лекцию проведу, потом будешь ты". И так происходит со всеми элементами мира. Или ты должен уметь как-то вплетать их в ткань собственного бытия - или "это беру, это не беру".

Но это совсем не значит, что я или Гриша, мы все берем. Мы берем то, что нам нужно. Потому что умение "брать то, что нужно", как и вся твоя определенность - оно тоже возрастает. И это дзен. То есть, с одной стороны возрастает способность "приятия всего", а с другой стороны возрастает способность "не приятия всего". "Не приятия" в том смысле, что, чем дальше ты продвигаешься, тем ты более знаешь, что тебе нужно. Тем больше ты определяешься в своих целях, в своих позициях. Четче, четче, четче становишься. Отчетливее видишь "это твое, это не твое". И то, что ты раньше принимал - в ситуациях, в отношениях - уже не принимаешь.

Эзотер:
А могут какие-то элементы нанести вред при этом?

Клейн:
Вред может нанести все. Точно так же, как и пользу. Я поясню, это не просто ля-ля-ля, "все едино" и так далее. А это означает, что это зависит не от того "что ты получаешь?" - а от того "кто ты? как ты движешься? какие у тебя внутренние позиции?"

Если есть правильные устремления, правильный вектор, правильное направление, правильная позиция - пусть не проработанная, пусть там много неясностей, пусть ты будешь все время лажаться - то "вреда не будет".

Мало того, чем ты больше будешь лажаться, то есть "будешь открытым" - потому что для того, чтобы не лажаться, когда ты не умеешь, нужно закрыться - тем быстрее в тебе будет идти этот процесс. Элементарно, ты можешь в месяц сделать 2 действия, а можешь 30. У тебя промежуток между действиями может составлять 2 недели, а может 5 минут. Сколько сделаешь, сколько пройдешь - все твое.

Эзотер:
Социальное влияет на то, что закрываешься.

Клейн:
Пожалуй, это основное. Для того, чтобы человека приспособить к самостоятельному существованию в социуме, его нужно обучить "социальным микро-технологиям".

Действительность, окружающая нас, состоит не из травы, земли, елок - это, всего лишь, некий бэкграунд, фон, на котором все происходит, мы с ним почти не соприкасаемся, особенно в современной жизни. А человек живет в "действительности 2". Что это такое? Это банки, законы, семейные отношения, транспортные артерии, система образования, инфраструктура торговли, деньги, обязательства. В этом живет человек. И эта "действительность 2" представляет собой ни что иное, как связи, отношения между людьми. Связи, которые в чем-то материализуются. Экономика - это отношения между людьми по поводу производства и распределения материальных благ. Эта штука материализуется в заводы, фабрики, зарплаты, ведомости, должности, в поведение людей. И человек живет в этом мире, в "действительности 2". И для того, чтобы он был там компетентен, в том смысле, чтобы он мог там двигаться, действовать, его с детства учат технологиям.

Вот, например, стул. Если приедет какой-нибудь африканец из дикого племени, который никогда этого не видел - он не знает, что такое "стул". А это входит в необходимый минимум - знать, что по тротуару ходят, что к девушкам вот так относятся, что сморкаются вот таким образом, ложкой едят, вилку ребенку позже дают. Очень много микротехнологий. Фактически, любое слово - это есть микротехнология. Если ты знаешь какое-то слово, ты знаешь микротехнологию. В тебя окружающая среда, "действительность 2" - их вставляет, вставляет, вставляет.

Соответственно, она оказывает очень сильное влияние на все твое. То есть, она тебя делает цивилизованным. Одновременно - боязливым, осторожным, закрытым, аккуратным. И от этого, в общем-то, никуда не деться. Редко кому повезет, у кого есть хорошие родители. Как тут недавно хвастался Дима Зеливанский: "Мы такие хорошие родители, что на небесах к нам очередь, чтоб у нас родиться". Но такое бывает редко.

Кто-то:
Я хороший родитель.

Клейн:
Ты хороший родитель, я хороший родитель. Тут каждого здесь возьми, он уникально отличается от среды. От слова "средний". А так, если ты пойдешь по полям и весям, редко встречаются хорошие родители.

Кто-то:
Они маскируются хорошо.

Клейн:
Процент какой?

Кто-то:
Шесть. (смех)

Клейн:
Поэтому - очень повезет тому ребенку, который вырастет таким, что и то знает, и то умеет. Еще и веселый, бодрый.

Кто-то:
Незакрепощен.

Клейн:
Ну, родители, в основном, пользуются той концепцией воспитания, что "воспитание служит для того, чтобы родителям было удобно с ребенком". (смех) Мало того, кто такие "родители", у которых дети? Это же дети сами. Детей рождают дети в основном. (смех) Вы терпеливые. А один из основных способов - это когда ребенок начинает "э-э-э", а родитель - да я по себе знаю! (смех) - думает, что если он его сейчас не вдарит, то он упустит такой момент и что потом отразится! И только потом только, когда ребенок дожил до десяти лет, до пятнадцати, двадцати, становится ясно, что целые комплексы таких штучек - они ничего изменить не могут. И можно было ребенка не бить по ушам, а очень спокойно... Но молодые люди - они ж горячие. Ну, откуда детям хорошим взяться? Вот вся надежда на Марину, на меня... (смех)

Кто-то:
Мы работаем над этим.

Клейн:
В какой форме вы работаете над этим?

Кто-то:
Год и семь месяцев дочке.

Клейн:
Ну, ты ее не обижаешь?

Кто-то:
Стараюсь.

Клейн:
Только потом, потом понимаешь, что ребенка не надо наказывать. Действительно, не надо. Если ты не наказываешь ребенка, то, ну, понятно, он тебе чашку разобьет, соплями все обмажет. Но зато у него будет одно из ценнейших качеств - чувство собственного достоинства. Которое, как компас, будет проводить его по правильной траектории там, там, там. А придавил, убрал - да хоть миллиону его всяких вещей научи. Все равно будет миллион первая, миллион десятая. Я ребенка спрашиваю, ребенок маленький еще был, где-то 1993 год, говорю - ну, давай, считай. А я, говорит, только до тысячи считать умею. Я говорю 998, 999, 1000, а дальше? - А дальше, говорит, доллары уже. (смех) Какая хорошая сегодня погода.

 

 

Выражаю благодарность Диме Кочаровцу, взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.

Клейн. 16 ноября 2005 г.

на главную страницу