Лекция №5: "Для чего девушке нужна Вторая логика, или Жаба ты или мужчина?"

Второй семинар по Второй логике для всех желающих
22-24.10.2004, Подмосковье

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Клейн:
Я хотел сегодня до обеда поговорить… рассказать о Второй логике. Утром я пил кофе и думал: «А что ж такое? — Вот, на прошлом семинаре у меня еще не было такого — проблемы, что рассказывать…»

Аня Зыкова:
А я хотела еще сказать.

Клейн:
Анечка, выручи меня, если можно, потому что — ну, что рассказывать? Короче, одному — совершенно ясно, и нечего рассказывать. А другому — не понятно, и… по крайней мере, не сейчас.

Материалы Второго семинара по Второй логике для всех желающих 22-24.10.2004 (Подмосковье)

Аня Зыкова:
А про что надо? Про логику?

Клейн:
Про Вторую логику. Смотри. Вот четыре темы, четыре тематических блока на каждом семинаре из этого цикла:

Первый тематический блок — это вступление: о Второй логике, примеры.

Второй блок — это «что такое Вторая логика?»

Третий блок — это «границы рассмотрения процессов, явлений».

Четвертый блок — это связь Второй логики, проведения границ, с действием.

Садись, пожалуйста, сюда, будем беседовать.

Аня Зыкова:
Как художник с художником.

Клейн:
О! И нужно что-то такое. Может быть, нужно начать этот рассказ с того, что сосредоточиться, выбрать целевую аудиторию, кому рассказывать? — Грише рассказывать бесполезно — по одной причине, Аэру — по другой причине бесполезно. Белке — по третей. Вот такая проблема, вот как-то нужно сориентироваться.

Аня Зыкова:
Про Вторую логику. Первое, что в голову приходит про Вторую логику — это как я поняла, например, как она работает.

Клейн:
Давай сейчас говорить «вторая логика», а в скобочках писать, что это — «диалектическая логика».

Аня Зыкова:
Хорошо.

Клейн:
Терминология не важна, но всех призываю к тому, чтобы уже помнить, что мы говорим о так называемой диалектической логике, не о Аристотелевой.

Аня Зыкова:
Клейн, я боюсь, что я не разбираюсь в вопросе.

Клейн:
Не важно. Важно, что ты смелая и хочешь мне помочь.

Аня Зыкова:
Я тебе хочу помочь, у меня про Вторую логику — помню свое озарение, которое у меня было, когда я поняла, что как у меня было раньше принятие решений и как сейчас.

Для меня это неразрывные штуки — принятие решений и Вторая логика. Я всегда вот на этом объясняю, то есть, например, я всегда очень много уделяла времени…

Клейн:
Аня, можно тебя остановить?

Аня Зыкова:
Да.

Клейн:
Дело вот в чем. Любая логика, когда мы говорим о ней — предполагает, что это какое-то ментальное моделирование. То есть какой-то анализ чего-то, построение своего мнения (или, другими словами, модели) о чем-то. Так вот, любое выстраивание в голове этой «идеальной модели»… Есть такой термин — «идеальная модель». Не в том смысле, что она «всем хороша», а в том, что она «не из железочек состоит и палочек», а что это «мыслительная модель». В этом смысле — она «идеальная», идея.

Выстраивание этой идеальной модели нужно для того, чтобы принять решение. Для того, чтобы играться с этим или разговаривать — это такой «боковой путь».

Результатом конструктивной работы с моделью является принятие решений. Принятие решений и начало действия.

И вот Аня — ей удобно об этой теме говорить, взявши за ключевой пункт именно «принятие решения». А так, это все едино, это один процесс, различные аспекты одного процесса — «моделирование», «принятие решения» и «действие».

Аня Зыкова:
Да. Так вот. Вторая логика, она оптимизирует процесс принятия решения, для меня, то есть. То есть я раньше, например, тратила очень много времени на вопросы типа «что надеть?» или «идти или не идти в гости?» — Ну, если приглашают.

Клейн:
Ну, для чего еще девушке нужна Вторая логика…

Аня Зыкова:
Я про практические вещи, понимаешь, и почему на них тратилось много времени — потому что мысли перескакивают с одного на другое, и не можешь определить, какие факторы выбрать. Когда у меня, наконец, получилось выбрать факторы — раз, два, три — из бесконечного множества и, опираясь на них, принять решение… — оно, действительно, получилось быстро. И с тех пор меня такие штуки не парили вообще — вот такие мелкие и даже более крупные решения.

Клейн:
Позволь мне. Ты будешь такой вот видеоряд, хорошо?

Аня Зыкова
А ты будешь комментировать.

Клейн:
Кадры, потом фильм прерывается и там титры или диктор выступает. Так вот. О чем говорит Аня сейчас? Что ты, как сознание — не важно, по какой причине, потому что оно слишком умное, шибко грамотное или там развивается — выходит в ту зону, где приходится делать выбор. Раз, и оно начинает понимать, что выбор, в общем-то, приходится делать из достаточно большого — а, самое главное, осознать, что из бесконечного! — количества факторов, и для того, чтобы не останавливаться в ступоре этой проблемы, а проходить этот участок, и проходить максимально эффективно, то есть максимально быстро, нужно научиться мыслить по-другому.

Когда ты принимаешь простое решение, то есть когда у тебя всего «раз, два и три» — там тебе Вторая логика не нужна. Взвесил, выбрал. Или когда ты не видишь всей глубины, масштаба, за этим — раз, два, три — ну, и все.

Но как только ты попадаешь в ситуацию неопределенности выбора, когда много из чего должен выбирать, и плюс ты понимаешь, что, в общем-то, это бесконечное пространство, из которого ты выбираешь — то тут нужно начать учится мыслить по-другому, иначе ты завязнешь.

Аня Зыкова:
Да, мне очень понравился пример, который Сергей Крук приводил в Карелии, когда читал лекцию по поводу того, что значит правильно построить модель ситуации, что значит правильно выбрать факторы.

Он приводил две притчи. Одна — про двух жаб, которые упали в кувшин с молоком. Первая жаба, значит, не стала барахтаться — утонула, погибла. Другая — барахталась, барахталась, барахталась, сбила масло, выскочила. Это раз. И вторая притча про…

Клейн:
Уже не две жабы, а два мужика упали в речку.

Аня Зыкова:
Да, но, в общем-то, понятно.

Клейн:
Две жабы упали в речку, одна барахталась, барахталась, силы потратила — утонула, а вторая отдалась течению, перестала барахтаться, ее вынесло на берег.

Аня Зыкова:
Да, в тихую болоту, и там вылезла.

Клейн:
Или у нас была вчера ситуация с Чаей. Она говорит — «золотая середина». А я говорю — «ни рыба ни мясо». Как определить?

Аня Зыкова:
Вот как определить — барахтаться тебе или утонуть или расслабляться?

Клейн:
Потому что одна притча говорит — «барахтайся», и показывает, как это хорошо.

Аня Зыкова:
Очень мудрая такая притча.

Клейн:
Да. А другая показывает «не барахтайся», и показывает, как это здорово.

Аня Зыкова:
Да, у меня сейчас тоже. У меня почти всегда такая ситуация — выбрать барахтаться или расслабляться. И сейчас опять — барахтаться или расслабляться? Ну, вот чтобы определить — что это? кувшин или река? — вот это, как раз, Вторая логика.

Клейн:
Жаба ты или мужчина?

Аня Зыкова:
Или женщина.

Клейн:
Или женщина.

Аня Зыкова:
Вот. Теперь, значит, следующее, что с этим связано — это как правильно определить. Правильно ты определяешь или неправильно? Вот что я помню. Я помню, что инструмент, которым ты это делаешь — это твое все. То есть сознание, твои модели.

Клейн:
Хорошо сказано — инструмент, которым ты это делаешь, это твое все. Это очень точное определение.

Аня Зыкова:
Ну, твое сознание, тело, весь тот комплекс.

Клейн:
Излучение, знание, опыт.

Аня Зыкова:
Картина мира, ну, все вообще.

Клейн:
Все фундаменты, основания, которые у тебя в предыдущей жизни были. Вся твоя вселенная, короче.

Аня Зыкова:
Да. Это, как это называется — о, господи — хрестоматийные истины!

Клейн:
Это хрестоматийные истины.

Аня Зыкова:
Да, это уже в учебниках во всех, Второй логики. Вот и, соответственно, чтобы эта штука у тебя правильно проводила, определяла вот эти, выделяла, строила модель правильно, правильно выделяла факторы, которые повлияют на принятие решения — этот инструмент надо затачивать, тренировать и так далее.

Клейн:
Вселенную нужно точить постоянно.

Аня Зыкова:
Точить. (смех) Точить и затачивать. Вот две составляющие. То есть понять для чего нужно и…

октябрь, 2004



  Выражаю свою благодарность Маше Ларсен larsenn@yandex.ru , взявшей на себя труд перевести в текстовый формат аудио-запись лекции со Второго семинара по Второй логике на благо всех живых существ и к радости всех бодхисаттв-махасаттв. А также всем, кто верстал, правил, ставил и редактировал! Привет! Клейн.


на главную страницу