Лекция №28:
Беседа с Лешей, или "Сансара"

5-й семинар по Второй логике. 21–23 января 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Клейн:
Леша, скажи несколько слов, как ты лекции читать стал. Ты же начал читать? Или ты всю жизнь читаешь лекцию?

Леша:
Начал читать в ноябре.

Клейн:
Ты ж до недавних пор был студентом?

Леша:
Я все еще студент.

Материалы Пятого семинара по Второй логике для всех желающих 21-23.01.2005 (Подмосковье)

Клейн:
И вдруг ты начал читать лекции.

Леша:
Да, начал читать лекции.

Клейн:
Студентам.

Леша:
Другим студентам.

Клейн:
И смотришь, они радуются пятеркам. Огорчаются из-за двоек. Расскажи. Сам недавно еще боялся преподавателей, и вдруг смотришь – тебя уже боятся! Это же интересно!

Леша:
Да, много чего интересного. Еще классные совпадения были. Я работу эту искал давно, в августе-сентябре определилось, что я буду там работать. Там лекции начинались в ноябре. И на октябрьском семинаре…

Клейн:
Было тебе видение. (смех)

Учащийся:
Был ему Клейн. (смех)

Леша:
Был мне Клейн. Я тогда встал. Мне нужно было сказать. Клейн говорит: “Говори”. Я стою и ничего не могу сказать. И Клейн давай мной руководить. Руками моими водить и все такое. (смех)

Клейн:
Рот открывать.

Леша:
Ну да, почти. И сказал, что мне нужно учиться выступать перед аудиторией. Буквально через неделю-две у меня начались лекции, где я должен был выступать перед аудиторией.

Клейн:
И ты все это вспомнил. (смех)

Учащаяся:
Накаркал. (смех)

Леша:
Да, я это вспомнил. Вот такое совпадение классное. Ну, а сам процесс чтения лекций, преподавание у меня, по крайней мере, довольно весело складывается. Во-первых, такая ситуация, что разница в возрасте очень маленькая. Я пришел, и на меня все смотрят, как на студента сначала. Некоторые… оба-на! – преподаватель новый, здравствуйте и как-то по другому начинают относиться. То есть, студентам, как бы, нужно…

Клейн:
Ты не даешь им расслабиться. Если кто не так смотрит… (смех)

Леша:
“Дневник на стол!” Нет, у них не было дневников.

Учащаяся:
“Родителей вызову!”

Леша:
Да, родителей. Это, кстати, колледж – ну, техникум.

Учащийся:
А сколько народу лет?

Леша:
Это 4-й курс. 18-19 лет. Мне 22. Плюс скидка на то, что я молодо выгляжу. Ну, в общем, народ там… – многие выглядят побыканистей даже. (смех)

Клейн:
Ты хочешь сказать, что ты быканисто выглядишь, а они еще побыканистей? Ты это хотел сказать, когда говорил “еще побыканистее”? (смех)

Леша:
Ну, в принципе и это тоже.

Клейн:
Ну, хорошо. Так.

Леша:
Вот. (смех)

Учащаяся:
Расскажи то, что ты мне рассказывал. Как ты вел лекции, как ты пришел, там каждый своими делами занимается в аудитории, а ты стал внимание привлекать.

Леша:
Ну, это было уже не на первой лекции – где-то лекции с четвертой, с пятой…

Клейн:
А мне больше интересно, что 2-3 года назад – он преподавателя боялся. Теперь смотрит: и его боятся.

Учащаяся:
Тебя боятся?

Леша:
Меня по имени и отчеству называют. (смех) Я с самого начала представился. Сказал: “Здрасте, я Алексей Вадимович”.

Клейн:
Вот они и начали по имени и отчеству, а ты удивляешься. (смех)

Леша:
Ну, да-да-да, вроде того.

Клейн:
Ты пошутил, что ли, а они всерьез? (смех)

Игорь:
Можно скажу? Вот собрание, сидят 300 человек, и вот партнер говорит: “Гы… а это Игорек”. (смех) Меня по отчеству запрещаю называть.

Клейн:
Ты запрещаешь?

Учащаяся:
Тебя “Егором” называют или “Игорьком”?

Игорь:
Ну… Егором меня зовут. Когда уволить могу, тогда каким “Игорьком”… (смех)

Учащаяся:
Игорек, не увольняй меня, пожалуйста. (смех)

Игорь:
Прости, что перебиваю.

Леша:
Да нет, ничего.

Клейн:
Ты сам всерьез к оценкам относился когда-то. А сейчас видишь, как люди серьезно к оценкам относятся, и смеешься внутренне.

Леша:
Смеюсь. Я, вообще, когда провел первую контрольную, они ее все нагло списывали. Ну, кричать, ногами топать, я не стал. Я знал, что они все ее списали. Я посмотрел и оценил, насколько знает этот коллективный разум предмет. (смех)

Клейн:
И насколько знал этот предмет коллективный разум?

Леша:
Ну, вообще, очень хреново знал.

Клейн:
То есть я так понимаю, что – полная жопа.

Учащаяся:
Оценка такая, да?

Леша:
В общем, я никому не поставил оценки. Потому что кого-то выделять – смысла нет. Если ставить плохую оценку, то надо всем ставить плохую оценку. Тоже смысла нет особенно.

Учащийся:
Ты бы хотя бы за грамотность им тогда поставил.

Леша:
Я им, вообще, оценок не поставил. А они: “Как, Вы нам не ставите оценок за контрольную?”. А я говорю: “Нет, за эту контрольную оценок не будет”. А они: “А зачем же мы ее писали?” (смех) Ну, я им объяснил: “Не беспокойтесь, будут у вас еще контрольные с оценками, а эта контрольная – я просто выяснил, что вам нужно еще рассказать получше, поподробнее”. Вот так было. Я в шутку… – ну, как в шутку?.. – всерьез решил провести анкетирование. Сказал: “Ребята, достаньте листочки”.

Клейн:
Строгим голосом говорил?

Леша:
Да, строгим голосом сказал, чтобы они достали листочки.

Учащаяся:
Улыбался?

Леша:
Нет, не улыбался. Они достали все листочки. Я чувствую, напряжение нарастает. (смех)

Учащийся:
“Прошу отчислить меня из колледжа!” (смех)

Леша:
Я попросил их написать свою фамилию, имя, отчество.

Клейн:
Прошу отчислить меня из колледжа по причине… А теперь тест на фантазию. (смех) Кто справится, тогда посмотрим.

Леша:
В общем, я им сказал, что будет тест. Первый вопрос: “Фамилия, имя, отчество”. (смех) Ваше. Только честно! (смех)

Учащийся:
Серьезным голосом говорил?

Леша:
Ну, да. (смех) А они спрашивают: “А оценки за тест будут?” (смех) Я им говорю: “Будут”. Второй вопрос: “Какие языки программирования знаете?” Ну, и дальше в таком духе. Чтобы понять, какие лабораторные им давать и прочее. Когда анкеты сдали, они спрашивают: “А вы нам всем пятерки поставите?” Вот такая вот штука.

Учащийся:
А в какой момент ты перестал преподавателей бояться?

Леша:
В смысле?

Учащийся:
Ну, в какой момент ты перестал преподавателей бояться?

Учащаяся:
Так, может, он и не начинал даже?

Клейн:
Ну, если не начинал, то так и скажи.

Леша:
В какой момент я перестал преподавателей бояться? Кстати, вот тонкость. Почему не надо боятся преподавателей, я понял только, когда сам начал преподавать.

Клейн:
Представляешь, как устроено?! До этого – понимал-понимал, понимал-понимал… – а тут начал преподавать, и сразу все понял!

Леша:
Да. Кстати, последний экзамен у меня был, госэкзамен. Его я уже очень легко сдавал. Если бы я раньше, когда сдавал экзамены, чувствовал то, что я сейчас чувствую, то это было бы намного круче.

Клейн:
Ты понял, что преподавателю надо? – Чтобы ему эти 10 минут мозги не морочили, чтобы ему приятно было, что человек перед ним.

Леша:
Да. На самом деле, у меня самая для меня сложная задача – это как всех заинтересовать! Потому что личной заинтересованности нет, а отбарабанить им лекцию можно, но не хочется. Я могу им отбарабанить – ну, иногда, когда я не высплюсь, я так и делаю. Потому что сложно иногда получается.

Клейн:
А ты не можешь просто сказать, что “все, кому не интересно, валите”?

Леша:
Могу.

Клейн:
“Буду заниматься только с теми, кому это интересно, с теми, кто понимает, что это ему нужно. Остальные нафиг. Будете работать на помойке”.

Леша:
Кстати, у нас классный прикол был в классе. Физико-математический лицей. Люди с отбора приходят, по конкурсу, какие-то контрольные сложные пишут. Ну, и ребята давай общаться, знакомиться. И вот я диалог слышу:
– Ты кем будешь работать то после окончания?
– Водителем мусорки.

(смех)

Он это громко сказал, театрально, чтобы побольше народу слышало. Может, им тоже сказать, что они все будут водителями мусорки?

Клейн:
Ну, да. Остальные на помойку. Они спросят: “Когда?” А ты скажешь: “Всю жизнь”. Ну, что-нибудь такое.

Леша:
Да, я попробую, кстати.

Клейн:
Это я к тому, что, может, ты их не весели, не развлекай, а наоборот нагнетай, чтобы они самоопределялись? Чего тебе выдумывать какие-то штуки? То, что ты преподаешь, оно само по себе интересно. Когда ты это знаешь, тебе это интересно, и другому человеку, которому ты преподаешь, тоже интересно. Вот это настоящий интерес.

Учащийся:
Нагнетать можно по разному. Можно чуваку, который на помойке хочет поработать, потратить личного времени, и на неделю ему такую возможность предоставить. Он либо самоопределится и будет работать, или у него появится интерес.

Учащийся:
Да весь класс уйдет и все.

Леша:
Я себе, кстати, представлял ситуацию, просто я ее откладывал на потом, потому что это радикальный способ.

Клейн:
Можно много чего боятся и, соответственно, тогда начинать заинтересовывать.

Леша:
Я кстати этой штуки не боюсь. Мне даже интересно было. Я просто уже несколько раз так хотел сделать. Передумал.

Клейн:
В виде анкетирования провести. Предупредить, что за анкету будут оценки. Так и напиши: “Кем вы хотите работать после окончания?” И варианты ответа: “Водителем мусорки”.

Леша:
Они мне обалденную штуку написали. Там был вопрос: “Область профессиональных интересов”. Я им уточнил, что именно я хочу от них услышать. Опыт работы, может еще что-то. Некоторые написали: “Область интересов: деньги, женщины, секс”.

Клейн:
Профессиональных интересов. (смех) Область профессиональных интересов или просто интересов?

Леша:
Я написал “интересов”, но имел в виду профессиональные интересы, конечно.

Клейн:
То есть, они “женщины” и “секс” различают пока еще. (смех)

Леша:
Некоторые, правда, написали туда еще “власть”. Деньги, женщины, власть.

Клейн:
А как ты им оценки ставил? Вот видишь, что нужно двойки ставить, а ставишь четверки. Как это ты так границы проводишь, что нужно двойки ставить, а ставишь четверки? Что это за логика?

Леша:
Я им дал контрольную. По моим оценкам, контрольная была нормальная. Я эти лекции читал, этот материал изучал так же, как они. Я прочитывал материал и читал им лекцию. Многое из того, что я им рассказывал, я сам изучал в первый раз. Акцентировал внимание на тех вещах, которые им нужно запоминать, и в тестах давал те вещи, которые рассказывал. Тест был нормальный. По тому, что я им рассказал, они могли написать его хорошо. Плюс я им книжку дал, где можно было все найти. И плюс я прикинул, они могли написать ее минут за 20. Я им дал час. Ну, написали они хреново. Сделало эту контрольную меньше половины, процентов 20 человек. Я им поставил всем четверки. Ну и сказал им, что написали работу все хреново. Сказал, что буду еще давать такую контрольную, похожую – чтобы по спирали все запоминалось, т.е. пройти курс до конца и потом снова, мне кажется, так они лучше запомнят. Они так все обрадовались, что я им четверки поставил, сказали спасибо. Я не видел смысла ставить плохие оценки.

Клейн:
Потому что, если поставишь хорошие оценки, то заработаешь дешевый авторитет? Так? Такие у тебя были соображения?

Леша:
Нет. У меня были другие соображения. Я посчитал, что как я им рассказал, так они и написали.

Клейн:
То есть ты увидел, что, все-таки, это ты не доработал?

Леша:
Да, из этих соображений.

Учащийся:
А у тебя народ лекции пишет?

Леша:
Да, некоторые пишут. Они меня на Новый год приглашали.

Учащийся:
Будущие программисты мусорок.

Леша:
Почему мусорок? (неразборчиво)

Клейн:
Короче, это был для тебя довольно интересный опыт за последние 2 месяца?

Леша:
Да, очень интересный.

Клейн:
И очень наглядный – в том смысле, что когда что-то понимаешь, потом оказывается совсем по-другому. Очень так жизнь справедливо устроена. Есть такой рассказ, он на сайте ZenRu стоит – “Мэри Шелли. Оружие для Бодхисаттвы”. Там про игру, где он идет-идет-идет, доходит до верхнего уровня, а потом те монстры, которых он встречал… – там есть противоход с верхнего уровня, сам спускаешься в виде этих монстров, которые раньше ходили и в тебя стреляли. Замечательный “какой-то индиец эту игру написал по имени Сансара”. Очень симпатичный рассказ, показывает механизм того, что в человеческой жизни, действительно, все так устроено, что ты сначала проходишь с одной стороны ситуацию, а потом с другой. И чем правильнее ты идешь, тем большее количество ситуаций ты проходишь с двух сторон. Сначала ты ребенок, потом ты родитель, сначала ты внук, потом ты дед, сначала ты подчиненный, потом ты руководитель, сначала ты руководитель, потом ты совсем большой руководитель. Ну и так далее. Ты кого-то обгавкал, тебя обгавкали. Вот так. Вот такие приятные, прикольные и полезные ситуации.

 

 

Выражаю благодарность RomanS falc@pisem.net взявшему на себя труд перевести эту аудиозапись в печатный текст.
Привет!


Клейн.
27 марта 2005 г.

на главную страницу