Лекция №24:
Мораль, нравственность, искренность и 47-я ступенька

5-й семинар по Второй логике. 21–23 января 2005 г.

Смотри, не смотри - а того, что не видно, все равно, не
увидишь.

Затоiчи,
последняя фраза в фильме

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Клейн:
Кто успел прочитать отчеты Летнего лагеря школы по Второй логики КАРЕЛИЯ-2004 http://klein.zen.ru/zen-spirit/kareliya-2004/report – там есть отзыв Данияра, я его портретом закончил, как раз, свое слайд-шоу про Кижи и про битву, там Самбул дерется.

Белка:
О, клево! А вы смотрели уже?

Клейн:
Нет еще. Битва. Под музыку. Самбул. Девки пляшут. Они дерутся. И в конце там смысл последнего кадра, что вот пока богатыри сражаются, монголо-татарское иго не спит! (смех) Это на экране нужно показывать. Подождите до завтра.

Материалы Пятого семинара по Второй логике для всех желающих 21-23.01.2005 (Подмосковье)

Данияр пишет в своем отчете: “Меня так поразило, что Лотос так радовался и за одну и за другую команду, когда играл в футбол! И я понял, чем отличается дзенский футбол от обычного футбола”.

А я подумал: “Какой Лотос гадюка! Даже я не могу так радоваться за обе команды одинаково, если я играю в одной”. Виртуальный персонаж, а меня перещеголял! Я к Лотосу подкатываю, говорю: “Лотос, как это? Как это ты так умеешь радоваться?”. Он говорит: “Ха-ха-ха! Ну, вот мы забили первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый… И тут они нам забили. Ну, конечно, я обрадовался!” (смех)

Давайте пить чай! У нас есть три чайника, целая куча плюшек. Пить будем здесь. Всю еду давайте сюда сносить. И как-то будем. Не бойтесь приближаться друг к другу. Не обязательно сидеть на расстоянии метр друг от друга. Можно сидеть на расстоянии пол-метра.

Леша Постников:
И давить на психику.

Клейн:
Знакомьтесь, угощайте друг друга. А если будут возникать интересные вопросы, будем беседовать.

Кто-то:
Такой вопрос. Проведение границ и моральные принципы.

Клейн:
Ты различаешь мораль и нравственность?

Кто-то:
Да. Мораль – это стороннее…

Клейн:
Мораль – это если я хожу в шортах по Москве, а кто-то ходит без трусов – ну, в смысле, голый. То над ним смеются, а надо мной – нет. А если в какой-то африканской глуши, в деревне, то будет наоборот. Это – мораль. А нравственность…

Кто-то:
Тогда с нравственностью. Взаимоотношение второй логики с нравственностью.

Клейн:
Да. Существует просто железное взаимодействие с нравственностью. Помнишь, я говорил о призме, о кубике, который на 70 процентов заполнен светом, а на 30 – “загрязнен”? Или, на другом языке: “уровень корявости”, с которым ты что-то делаешь, вот он 30, а вот уровень корявости 20. Так вот, уровень этой заполненности светом… это… сводится – ну, на другом языке, это заполненность нравственностью.

Кто-то:
То есть прямо буквально один в один?

Клейн:
Да. Потому что все, что ты делаешь не так, неправильно, криво, косо, не по тем мотивациям – это, на другом языке, “неведение”. Ты слышал – “не ведают, что творят”? То есть, они ведают, они умные, но они – “не ведают, что творят” с точки зрения того, чье сознание находится в этой верхней точке. Они буквально один в один идут, потому что, если человек что-то делает неправильно, коряво – это потому, что не хватает ему этой продвинутости, просветленности. И также, если ты делаешь на 20% коряво, то у тебя будут такие последствия, если на 40% – вот такие последствия будут.

И все это, в общем-то, достаточно простая штука, потому что когда ты делаешь коряво, тем более на основе первой логики, то ты можешь осветить собой – а когда первая логика, себя ты приравниваешь к интеллекту – на три шага вперед, на пять шагов вперед. А когда ты святой мудрый старец, то ты себя освещаешь на бесконечное количество шагов. Или на другом языке, твои действия даже на триста шагов не плодят кармы, этих “ударов обратных”. А здесь – на пять увидел, а седьмой шаг на этом пути, он тебя ударит. А тут – на сотом ничего не ударит.

Кто-то:
Все равно, ограниченное число.

Клейн:
На самом деле – оно бесконечное. Потому что там “практическая бесконечность”. Она означает: “тебя это не ударит никогда”.

Кто-то:
По большому счету, все равно – 5 шагов или 30 шагов, или 300 шагов? Все равно, ограниченно?

Клейн:
Да, конечно. Поэтому тут нужно говорить о том, что есть конечное, и есть бесконечное. Конечное – это так: 5 шагов осветил, сдвинулся на два шага и на седьмом шаге на тебя вылетает паровоз в лоб. А здесь, сколько бы ты не освещал – почему я говорю “практически”? – на практике никогда паровоз вылетать не будет.

Кто-то:
Потому что тебе даже и не нужно освещать.

Клейн:
Именно! Поэтому я говорю, что это мультяшная модель, образ. На самом деле, тебе ничего не нужно. В этом смысле, ты как вода – всегда находишься в той точке, в какой нужно.

И если взять это “конечное – бесконечное” и свести с “не ведают, что творят” и с “уровень корявости зависит от твоей нравственности, правильности”, то получается, что “убирание твоей грязи, корявости” – это всего лишь образ. Потому что никакой “грязи” нет, она иллюзорна, потому что это просто НЕДОделанность.

Кто-то:
Недозаполнение.

Клейн:
Да. Да-да-да. И получается “один в один”. Насколько ты такой, настолько твои действия будут адекватны в том смысле, что они не будут порождать этих кармических зацепок, этих обратных, не просчитанных тобой связей.

Кто-то:
Простой пример? элементарный. Перевести старушку через дорогу. Ее можно перевести за руку, а можно перенести через дорогу.

Клейн:
Ну, тут не стоит заморачиваться. Просто, как, знаешь: “Мальчик, делай так, потому что, если будешь кушать кашу и не обманывать взрослых, то у тебя будет две конфеты, пятерка и в конце…”

Да, “один в один”. И чем на больший период времени ты смотришь, чем большее количество аспектов ты должен учитывать – работа, семья, люди, друзья, здоровье – …ну, вот, короче, ничего “просчитать” невозможно. И то, на что остается ориентироваться – с точки зрения правильности стратегии – …ни на что не остается ориентироваться, кроме как на такую интегральную оценку, как нравственность. Или, другими словами – сейчас все это сейчас свяжется с эффективностью – на подсказку Бога изнутри, который говорит: “Делай так!”

Кто-то:
Типа, внутренний голос.

Клейн:
Ну, это, на самом деле – божественный голос. И он тебе говорит: “Делай так”. И если ты находишься во “внешних оболочках”, ты говоришь: “Да кто ты такой?” А если ты уже все понимаешь, то говоришь, например… а, ну, ты ничего не говоришь, ты делаешь так: “Мм-ммммм-мммм, хорошо!” Говоришь, например: “Я буду голосовать против”. А потом ты просто идешь в соответствии с этим и все. Собственно говоря, все истории финансовых преступлений говорят о том, что, все-таки, в конечном итоге, побеждает добро. (смех)

Кто-то:
Существует еще такой афоризм: “самая главная сила, победившая зло, является добром”.

Клейн:
Ну, да, люди много чего делают. В том числе и это. Безусловно, это так. Но я хочу сказать, что эти объявления их особо не спасают, как бы они не объявляли. То есть все получают, все равно, по заслугам. И на уровне человека, и на уровне страны, и на уровне кого угодно. Даже если они очень такие хитрецы в объявлении черного белым.

Кто-то:
Анекдот. Молодому горняку выдают каску знатного горняка, который недавно погиб под обвалом. И через некоторое время он тоже попадает в обвал на шахте и, значит, слышит, внутренний голос: “вправо, влево, вперед, назад”. В какой-то момент падает камень, его придавливает так, что его придавливает, а каска улетает. Каска такая: “ну, вот, опять спаслась”.

Ещё кто-то:
Сегодня прозвучал вопрос по поводу “почему не получается?” Вот анекдот – жена ушла, сын запил, не ладится, в общем, все дома развалилось, дом чуть ли не сгорел, все плохо, сидит, рыдает, плачет, руки к небу поднимает: “Господи! Ну, за что же мне все это?”. И голос сверху: “Ну, не нравишься ты мне!”. (смех) Вопрос о внутреннем божественном голосе. А если он такое скажет?

Клейн:
Придется смириться (смеется). Ну, хотя он добрый, и он все время шутит. Да вот последний, такой, яркий, был эпизод… О! ФлайХиппо приехал! ФлайХиппо, как тебе живется?

ФлайХиппо:
Замечательно.

Клейн:
А что тебя больше всего радует на этом этапе жизни?

ФлайХиппо:
Выспаться бы!

Клейн:
Понятно!

Кто-то:
Это радует?

Клейн:
Нет, это такой ответ, что “я тут недавно женился, теперь мечтаю выспаться” (смех). Ну, и хорошо. Все. Афористично будем выражаться.

О “последнем ярком эпизоде”. Я тут недавно говорю: “Господи, прости, я это приведу ради учебного примера”. Он говорит: “не надо” (смех).

Кто-то:
“Вот это не надо, а вот это – это попробуйте!”

Клейн:
А что это за такое красивое полотнище?

Кто-то:
Обалденное!

Клейн:
Откуда оно? Это ты подвесил?

ФлайХиппо:
Да, это я подвесил.

Клейн:
Это для красоты?

ФлайХиппо:
Да. Для звука.

Клейн:
Изумительно!

Кто-то:
Там еще цвета правильные.

Клейн:
Да цвета правильные. Хорошие цвета.

ФлайХиппо:
Человек, у которого я это купил, сказал, что это спас ему жизнь.

Клейн:
Это кто был такой?

ФлайХиппо:
Это был индус какой-то. Я, правда, не знаю, что он имел в виду.

Клейн:
Ну, наверно, что-то там такое было.

(полотнище падает)

Кто-то:
Хорошо упало!

Кто-то:
Клейн, если ты знаешь, что надо все время стараться морально развиваться…

Клейн:
Сначала у человека есть одни мотивации делать что-то, потом другие, потом третьи. Потом он с какого-то момента понимает, что если он сделает по-другому, то это он просто зря тратит время своей жизни. Если он неискренне делает. Вот ты часто неискренна?

Ларсен:
Ну, вот когда…

Клейн:
Часто ты недовольна собой в плане искренности?

Ларсен:
Нет.

Клейн:
Потому что вот я задал вопрос, ты начнешь стебаться, что “вот, по таким-то и таким шкалам”, потом еще скажешь: “что я? – песчинка во вселенной, в этой вселенной искренности – часто ли, ты говоришь, я недовольна собой насчет искренности?” Ну, понятно, вот я тебя и остановил. Поэтому вопрос такой: “Часто ли ты бываешь недовольна собой в смысле искренности?”

Ларсен:
Нет, не часто. Ну, бывает…

Клейн:
Ну, раньше же ты была неискренна?

Ларсен:
Я этого не понимала.

Клейн:
А-а! А потом, когда стала понимать?

Ларсен:
Когда я стала понимать, я стала всегда себя одергивать.

Клейн:
По какой причине? По какой причине ты решила быть искренней?

Ларсен:
Потому, что это бессмысленно.

Клейн:
Вот я об этом говорю. Я говорю о том, что когда человек в это въезжает, то быть неискренним, ходить в фанерных латах – это пустая трата времени жизни.

Ларсен:
Это вообще не понятно что.

Кто-то:
Быть или не быть? – вот в чем вопрос!

Клейн:
Ну, не надо. Не надо все эти поправки к Шекспиру. Но можно так сказать, что с какого-то времени, в каких-то условиях этот вопрос не встает. Но дело в том, что тут еще зависит от сложности ситуации. Что такое “момент истины”? Это пиковая ситуация, это ситуация экстремума, когда проверяется твоя стойкость – верность твоя своему этому вектору. Поэтому ты особо не задумывайся. Конь о четырех ногах, и то спотыкается. Упадешь, ударишься, поднимешься, если чего. Тьфу-тьфу-тьфу, не дай Бог!

Вот ФлайХиппо в летнем лагере был неискренним. В каком-то смысле (смеется). Поэтому, когда его пытали… Пытали человек 100, да все ж еще умные. Понятно, что он извивался, но он что? – он на 7 шагов может просчитать. А тут сто интеллектов! И они его, как в луче прожектора. И у него получилось, что “изменить” – это... Короче, у него “измена” свелась к тому, что “понравилась – трахнулся”. А потом, через 40 шагов – он и не заметил – у него любовь к этому свелась. И все как вцепились! После этого у него градус искренности увеличился… на 3 градуса.

Дима Манаев:
Вопрос про “фанерные латы”. Вы, ведь, проявляетесь, для чего-то, зачем-то? Иногда они бывали нужны, но тут они становятся ненужными в какой-то момент, когда человек становится искренним. До этого момента, наверно, они, ведь, чему-то служат, позитивно?

Клейн:
Кончено, они защищают, греют, создают ощущение уюта. Конечно, это все нужно, это все не просто так. Другое дело, что они за это требуют: “Ты на моей территории греешься? Плати!”. Любой забор, он решает задачу как не пускать вовнутрь, так и не пускать вовне. Любой стереотип – это одновременно и ступеньки, чтобы ты мог опереться на эту сформулированность и дальше пройти, и одновременно – это шоры, которые закрывают тебе. Любые строительные леса – это одновременно и возможность подносить материалы на верхние этажи, и одновременно закрывает внешний вид здания.

Саша:
Так ведь, все-таки, поломал раньше времени, и они…

Клейн:
Да. Тут задают вопрос, что такое “раньше времени?”

Саша:
Где тот момент, когда можно снять?

Клейн:
Дело в том, что “раньше времени” или “не раньше времени” – определяешь ты. А пока ты в “фанерных латах”, то определяешь это не ты, а твои “фанерные латы”. И еще такая штука: “рождаться всегда страшно”.

Саша:
Это мы опять возвращаемся к вопросу “быть или не быть?”

Клейн:
Да нет, это уже прямое цитирование Бодхидхармы идет.

Саша:
Иной раз ты понимаешь, что твои действия…непонятно, кто автор

Клейн:
А у тебя, Белка, было такое, что ты думала: автор ты или не ты автор?

Белка:
Да.

Клейн:
А потом перестал тебя этот вопрос дергать. Не могла бы ты на этом “переходе” остановиться?

Белка:
Сейчас я попробую.

Саша:
Еще пример. Бывает, что слушаешь по радио музыку. Ну, понятно, что на самом деле это радио тобой дирижирует. Но тебе кажется, что это ты дирижируешь, танцами управляешь…

Белка:
Ну, короче, тут несколько вещей. Первое. Я думала “я или не я делаю? мои или не мои мысли?” – до тех пор, пока моя внутренняя сила, мой внутренний поток не дорос до такой степени, когда мне стало просто неважно. Сначала у меня появлялась эта мысль, и она меня парила, я знала, что париться это не правильно, и я ее убирала, когда она у меня возникала, я понимала, что она неправильная и я ее не думала. А потом просто ее не стало, потому что внутренний поток, он настолько сильный, что не возникает такой мысли. Это первая составляющая. Вторая составляющая – это то, что внутренним ты можешь формировать внешнее. Порой эта связь неопределима – то ли ты вышел из дома вовремя и приехал автобус, то ли ты так захотел, и так оно и случилось? Но, в этом смысле, неважно, кто тут дирижирует.

Клейн:
Короче, вопрос “кто дирижирует?” актуален только тогда, когда твоя недопросветленность такова и твоя гордыня настолько велика, что ты, слушая радио, готов заподозрить, что это не ты дирижируешь оркестром.

Белка:
Еще такая штука есть в твоем вопросе. Не надо делать вывод по одной ситуации обо всех ситуациях. Если в данный конкретный момент “радио дирижирует тобой”, то это не значит, что “всегда радио дирижирует тобой”. Не не надо “обобщать”.

Саша:
Мы говорим о том, что когда мысль зарождается или какое-то движение, идея – оно, как бы, не мое, извне приходит, благодаря чему-то другому.

Белка:
Это плохо?

Саша:
Иногда это плохо. Иногда это хорошо. Это, наверно, то, что ты назвала “потоком”. Ты говоришь: “вот Клейн, вот его поток”. Значит, ты делишь...

Белка:
Нет, я не делила. Я – это поток. Может быть, я там запятую поставила, но она означала тождество: вот я, вот мой поток. Т.е. я – поток.

Саша:
У меня ощущение такое: в какие-то моменты я не знаю, правильно поступаю, или неправильно? действую ли я из центра или это просто моя автоматическая реакция? – я не вижу четко.

Белка:
Это другая вещь.

Саша:
Я не знаю, правильно ли я делаю сейчас? Потому что мне не хватает, наверно, глубины видения.

Белка:
Тут только один ответ – делай по максимуму, как ты видишь сейчас. И не парься о том, что ты чего-то сейчас не видишь. Ты это, все равно, увидишь, лишь когда там… Если ты сейчас в конкретный момент делаешь на 100%, то можно не говорить о том, что ты чего-то не учитываешь.

Клейн:
Белка говорит о том, что если ты будешь делать, как она говорит, то тогда ты дойдешь до того, когда тебя это перестанет парить, и начнешь все видеть. Здесь, на этом уровне, на ступеньке 47, ты никогда с этим не разберешься. Но если ты будешь делать так, как она говорит, то с учетом того, что…

Саша:
Я боюсь, что я могу нарубать шашкой лишнего.

Клейн:
У тебя на ступеньке 47 много всяких страхов. На ступеньке 47 ты просветлен – 47 умножаем на 2 – на 94%. Соответственно, столько-то трахов и прочего.

Саша:
Если я рубаю шашкой, это касается не только меня, но и окружающих.

Клейн:
Ну, не рубай!

Белка:
Ну, Саш, если ты сейчас видишь вот так, то ты просто не можешь учитывать какие-то еще факторы, которых ты не видишь. Ну, вот ты видишь вот так. Ну, и действуй максимально правильно из того понимания, которое у тебя есть. Ты не перепрыгнешь себя.

Клейн:
Видишь, что шашкой не нужно рубать, сдерживай коня.

Белка:
Т.е. когда ты говоришь “сейчас вот мне нужно, там, а вдруг я рубану?” – ну, учитывай это как один из факторов при действии, и не рубай лишний раз шашкой.

Саша:
Белка, ты такая умная!

Клейн:
Или рубани и посмотри на последствия, и увидишь, что “о! да тут еще рубать и рубать!” (смех)

Дима Манаев:
На эту тему анекдот старый. Космонавт говорит, я позывной забыл. Центру управления говорит: “Я позывные забыл! Кто я, сообщите”. Они говорят: “Сокол, ты жопа!”

Клейн:
(смех) (кому-то) Ясно, сокол?

Кто-то:
Я тоже долго парился над тем же вопросом, как Саша, пока до меня не дошло, пока не расшифровал для себя такую истину: “бороться с недостатками – это какая-то фигня, нужно развивать достоинства”. В этом все кроется. Связываться со страхами – это все время искать, искать заново, заново. А если сказать сразу “до свидания”...

Белка:
Короче, вот да, я тоже хочу эту мысль продолжить. В какой-то момент я тоже поняла, что “ну, хорош уже себя чистить, вот ты видишь в себе эту правильную штуку, действуй из нее, из этой правильной штуки, и из нее начнет фигачить поток, из правильного именно”. А то, что ты постоянно отсекаешь у себя какие-то ненужности или чистишь, подтираешь – ты, тем самым, тормозишь себя в действии. У меня, оказывается, это было еще и до того, когда я начала ZenRu читать и все такое. Я пошла, сделала, пошла, сделала – после пятого раза проанализировала, что дура, потом переделала. Но прикол в том, что надо делать, и анализировать уже по факту. Не бояться, действительно не бояться.

Клейн:
И, вообще, это ты так выражаешься: “страхи”! Ты б еще сказал: “фобии”!

Белка:
Комплексы.

Клейн:
Да. “Комплексы”. Все прилично, уважемый человек. А сказал бы: “Вообще-то, я трусливый такой” – совсем другая картина.

Саша:
Да, правильно…

Белка:
Причем, чем больше тебе лет и чем больше в тебе ума, тем тебя больше сдерживает – если ты понял что-то, то ты 500 поводов найдешь побояться.

Саша:
Да, фантазия.

Белка:
Нет, не фантазия.

Саша:
Нет-нет. Я соглашаюсь, да. Действительно.

Света:
А если человек зависит от стереотипов, и него заложено обществом, и вот он, не думая, фигачит?

Белка:
Нет, ну я же не этот случай рассматриваю…

Клейн:
Это называется “человека нет”.

Света:
По-моему, Саша это видит, когда говорит “я это или не я?”

Клейн:
Да-да, да. А Белка отвечает: “не думай на эту тему. Когда станешь сильнее – сам все увидишь”. Она говорит: “брось париться по этому вопросу. По этому вопросу, а также по еще 1000 и одному вопросу. Выброси их за борт”. Действие! Быстро, там, и все такое!

Света:
А если в процессе этого бега так ничего и не решишь, не освободишься?

Клейн:
Белка знает, что он будет париться, пока он будет на ступеньке 47 – такие-то виды припарки, 48 – такие-то. Я считаю все, что нужно сделать, это кидать ему в голову вот такие орехи. (кинул)

Света:
Понятно.

Клейн:
Потому что так все странно устроено, что переход со ступеньки на ступеньку идет именно посредством того, что головой оббиваешься о них.

Белка:
Короче, Свет, я считаю, что главное – скорость. И на скорости выправляешься. В общем, важно действовать из правильной штуки быстро.

Света:
Правильных штук найти невозможно.

Белка:
Ориентироваться на ходу. Вот ты чувствуешь, что правильно, и делаешь.

Клейн:
Короче, нет такого, что сначала нашел правильную штуку. А потом, там…

Белка:
А потому раздумываешь, делать это или нет? Правильная она или нет?

Клейн:
Правильная штука находится в процессе этого бега в правильном направлении (смеется).

А правильное направление находится в результате бега на основе правильной штуки! Да ладно, все понятно. Все в жизни, кстати, только так и делают. Да, значит, начинают умничать. Дзен от другого отличается чем? Тем, что проще сделать, чем рассказать.

Кто-то:
Вот про правильную штуку. В большинстве ситуаций я чувствую, что знаю, как поступить правильно, но... Очень часто не хватает денег. Очень часто эта мысль остается на дальнем плане. То ли сил не хватает, то ли чего-то еще.

Белка:
Там нечего замечать. Там просто решил – делаешь. Хорошее упражнение для такого – например, неделю пожить в режиме “захотел чего-то, тут же сделал”. Захотел позвонить другу, тут же позвонил. Захотел пойти в магазин, тут же пошел. Максимально сокращая время между возникновением мысли и реализацией ее. Почему, что, откуда, когда, куда. Ну, и вот это состояние просто фиксируя.

(разговоры на фоне, смех)

Клейн:
Про каску. Каска прыг-прыг, прыг-прыг. Оборачивается так, к шахтеру, и говорит “хахаха, ты завалился!”.

Белка:
Какая? Чего в смысле, какая техника?

Кто-то:
Я хотел спросить.

Белка:
Ну и что, а чего такого? Ну, подумаешь, за девушкой. Да…

Клейн:
А! Другому...

(смех)

Если я тебя понял, то девушкам нравится, когда им в морду бьют, да?

Кто-то:
Нет, я правильно поняла.

Клейн:
Да я тоже правильно.

(смех)

Кто-то:
Ну, конечно! И ты тоже. Сразу примазался.

Белка:
Понимаешь, ты вот сейчас паришься. Думаешь, чего бы сделать, чтобы не делать. Техника безопасности, там,

Дима Манаев:
Я не очень хочу чего-то делать...

Саша Бабкин:
Дима, ты не считай. Т.е. если ты решил, что ты делаешь правильно – ну, тогда вот берешь и делаешь. Если облажаешься – увидишь.

Белка:
Просто “готовиться” – можно бесконечно.

Саша Бабкин:
Тем более, что в морду ты вряд ли соберешься кому-то давать. Ты пример привел, но это вряд ли.

Дима:
У меня – наоборот.

Клейн:
Делай что-нибудь! В чем Белка права – чем больше ты делаешь, чем больше ты настоящего опыта извлекаешь для дальнейшей отметки. До тех пор, пока ты не делаешь, линия только одна. Ты “сочиняешь” эту линию, делаешь выводы для практической жизни из этих “сочинений”. Выводы, как правило, все сводятся к тому, что “я вот это не делаю”. Или, другими словами, “не шевелюсь”. У тебя работает стерилизованный автомат из двух частей: “рассмотрение в голове” – обстоятельства, ситуация, поведение, и “вывод для реальной жизни” – не шевелиться. Это идет на станок, а на выходе – остановится сердцебиение, например. Вместо “пи! пи! пи!” – вот это вот “пииииииии”. Действуя, ты не мысли-иллюзии прокручиваешь… не “в уме”, короче, моделировать – а в реальности! Только по той причине, что когда ты моделируешь в уме, это может оказаться крайне далеко от действительности и закручено в противоположную сторону.

Белка:
Не надо много думать, на самом деле. Когда ты выбираешь, как провести границы – да, можешь ты бесконечно, бесконечным количеством их проводить, ты можешь бесконечное количество факторов учитывать. И пока ты там прокрутишь у себя этот миллион факторов в голове, но ты так и не сможешь, ты даже ногой не сможешь пошевелить. Т.е. нужно быстро, четко учиться определять стратегически важные факторы в данной ситуации. Так – хоп! Не думать много, короче. Причем, тоже, опять же, в качестве упражнения, ты себя берешь, что как первый импульс, так сразу и реакция. Пробуй так делать.

Понятно, что лень, например, будет тебе говорить: “не бриться, не одеваться”... Но то, что у тебя возникает настоящее, оно такое вот… – настоящее. То, что не от головы. Короче, пытаться действовать не от головы. Потому что можно бесконечно так блуждать, а ничего не делать реально. Это вот тебе говорю.

Дима:
Ну, в том-то и дело, что я не блуждаю, и, к сожалению, тут вот…

Белка:
Да ладно! (Клейн, по ходу, что-то показывает)

Клейн:
“Вот и верь после этого людям!...” – мужской фольклор. Немерянное количество. Я до сих пор достаю. Ну, что-нибудь такое, раз, из себя достанешь.

Белка:
Записывай.

Клейн:
Нет-нет, нет. Как скажу, просто будешь знать, всякую каку. (смех)

Кто-то:
… этого не ожидала.

Клейн:
Ну, это ж, мужской подход. Женщины-то этого не знают. Это не в туалетах, что ты. Это в университетах. Везде. Они не знают, откуда что берется. Но это такая субкультура мужская, которая … Мужчины знают, какое слово. Вся вот эта вот (что-то показывает) собрана. Ну, это так. …Да ну что ты! Я буду нем, как рыба.

Белка:
Что, вот так и прет? (смех)

Клейн:
Ну, тогда хорошо, по тебе будем мерять. …А что это у тебя такое? Платье такое?

Таня Слинка:
Это мне Света подарила.

Клейн:
Какая Света?

Таня Слинка:
Из Петербурга. Чайка.

Клейн:
А ты, Чайка, ты из Петербурга? Да что ты, а я и не знал. Так это вот такое… индийское, да? Индийское платьюшко.

Кто-то:
Как идет ей!

Клейн:
Очень красиво! А! Ну, браслеты, тем более, индийские. Да, все индийское. Да, красиво! А что тебе?

Белка:
А мне для книжки брелок к ключику и три кассеты мультиков. А и кружку еще!

Клейн:
Светочка, спасибо, я кружкой... Да, тем более, такая кружка. Я любуюсь. Вот она стоит на столе, я ей любуюсь.

Чайка:
Я сначала для тебя хотела, потом как-то дернулась, но…

Клейн:
Да не надо…

Чайка:
Да я уже поняла.

Клейн:
Ну, конечно, это правильно. Хорошо. (Марьяне) Иди, у меня лежит видеопленка. Но смотри, она в одном экземпляре, так что бережно обращайся. Не потеряй. Перепишем на DVD и на следующем семинаре посмотрим. Три часа, четыре часа. Ты выясни.

Да, антракт. А подготовка к музыке сколько у нас займет? ФлайХиппо? Уже? А где свет? Светомузыка? Вот это вот уже? Уже можно светить начинать?

Кто-то:
Печенье не затопчем?

Клейн:
Да. А, наверно, печенье, действительно, нужно убрать в сторону и, может быть даже, эту часть закрыть.

Кто-то:
На “стопчик” нажимать?

Кто-то еще:
Да.

 

 

Выражаю благодарность Павлу nacxa@inbox.lv взявшему на себя труд перевести аудиозапись лекции в печатный текст. Привет!

Клейн.
11 марта 2005 г

на главную страницу