АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ
Мне всегда было интересно быть одному,
идти своей дорожкой без каких бы то ни было шеренг, колонн вокруг
меня. (с) А. Троицкий
КОНТРАКТ С САМИМ СОБОЙ
(2003)
- Артемий, сколько вам лет?
- 48 исполнилось 16 июня этого года. 48 лет.
- Существуют ли в Вашей жизни проблема совмещения внешних действий и внутренних принципов? - Душа говорит одно, действия нужны другие.
- Да. Эта проблема существует. И я, как правило, решаю ее полюбовно. Т.е. я не тревожу свою душу, не меняю свои действия. Для меня очень важно испытывать чувство морального удовлетворения от всего того, что я делаю, говорю, как я выгляжу. Причем, это касается не людей, которые обозревают меня снаружи, это касается исключительно моего внутреннего самоощущения. Я очень не люблю себя за что-то не любить, я, тем более, не люблю себя за что-то презирать, поэтому я делаю все для того чтобы холить и лелеять какие-то свои участки мозга, ведающие такими понятиями как совесть, стыд и прочими отростками, которые тянутся в сторону морали.
- Что нужно человеку, чтобы дожить от 20 лет, когда все достаточно принципиальны и хотят чего-то хорошего, до 48 лет? Какие качества?
- Я не знаю. Я могу сразу сказать, что никого не хочу поучать, и я не считаю себя ни в коем случае лучше, умнее, просвещеннее и продвинутее других.
- Отлично. Это хорошее предисловие.
- Более того, я считаю, что вообще никаких универсальных правил и принципов, которые касаются человеческого поведения на свете, не существует. Все люди разные. И что хорошо для одного, что правильно для одного, что морально для одного - то, может быть, не подходит другому. Поэтому никаких рецептов, никаких "ребята, делайте, как я, или не делайте как я" - ничего такого сказать не могу. Просто не чувствую морального права поучать всех остальных. Я вполне допускаю, что нашлась бы масса людей, которая, идя в точности моим путем, закончили бы свою жизнь где-нибудь так в лет 25 от наркотиков или пьянства или венерических заболеваний.
- У Вас было и то, и другое, и третье?
- У меня многое чего было. Во всяком случае, я заключил контракт только с самим собой. За всех остальных я ответственности не несу.
- Тем не менее, наша аудитория это разный возраст, но, в основном, это молодые люди в возрасте 20-25 лет, которые пытаются определиться в жизни, причем стратегически. Это самоопределение можно очень просто выразить: грызть, несмотря ни на что в этой жизни? или каким-то образом придерживаться каких-то принципов: поиск духа, развитие, поиск себя в этом мире? Основная такая развилка. И, безусловно, те, кто умудрился до чего-то доразвиться, придерживаясь чего-то, - они представляют интерес, по крайней мере, как источники опыта. Тем более, что все сейчас страшно ускоряется и… ну, нет того, что было в 60-70-е годы, когда можно было при всех трудностях, тем не менее спокойно развиваться 15-20 лет.
- Времени тогда было больше. Это точно. Это большой плюс тех времен.
- Сделайте милость, поделитесь частичками опыта. Ведь эти же проблемы встают постоянно? Сейчас, в 48, они же тоже встречаются?
- Я думаю, что все свои основные решения я сделал очень давно. И я рад, что у меня было время для того, чтобы эти решения принять. В этом было преимущество того периода. Тогда действительно все происходило гораздо менее плотно и быстро, чем сейчас. Я бы сказал так, может быть, единственное, что я бы посоветовал разным людям - это стараться никогда не делать того, что им делать не хочется.
- Это очень трудно.
- Тем не менее, к этому надо стремиться. Даже если это грозит какими-то возможными лишениями, проблемами и прочими негативными последствиями. Я считаю, что главное для человека - верить своей интуиции и потакать своим желаниям. Другое дело, естественно, у массы народа желания могут быть патологическими, а интуиция не развитой. Для них мои рецепты, может быть, и не годятся. Я говорю о том, что я знаю. Могу привести элементарный пример. Когда я закончил высшее учебное заведение, мне надо было идти работать по распределению в организацию под названием ЦСУ, Центральное статистическое управление СССР. Это бы 77-й год. Мне очень не хотелось идти туда работать. И я не пошел туда работать. И за мной охотились милиция, военкомат и прочие, прочие. Я просто скрылся, потому что мне категорически не хотелось идти работать в совковую контору. Потому что я знал, что я там буду себя чувствовать плохо. До этого, кстати, я точно также с большим риском ушел от армии. В институте у меня была военная кафедра, где меня тут же возненавидели преподаватели. С военной кафедры меня отчислили за дерзкие речи, длинные волосы, неармейскую манеру одеваться и нежелание идти на какие либо уступки. И меня отчислили с военной кафедры. Отчисление с военной кафедры - почти автоматически идет отчисление из института и к тому, что тебя просто отсылают в армию. Тем не менее, я на это пошел. И без всякого блата, ценой своих собственных актерских усилий, я смог сделал так, что получил белый билет. Хотя на самом деле ситуация была "пан или пропал". Я, категорически, не хотел прогибаться под военщиной и, в конце концов, вышло по-моему. Точно также в результате вышло по-моему, когда я откосил от работы. Да, я стал тунеядцем, я бегал и рисковал угодить на этот раз не в армию, а в тюрьму, как это произошло с братом Пети Мамонова, который был примерно в такой же ситуации. Тем не менее, я перегнул эту ситуацию, я нашел даже в тогдашнем совке для себя лазейки и в результате смог заниматься тем, к чему стремился - легализованным бездельем.
- "Легализованное безделье" предполагает отсутствие
любой деятельности? беседовал: Клейн |
ТРОИЦКИЙ АРТЕМИЙ КИВОВИЧ (род. в 1955 г.) - российский
музыкальный критик.Родился в г. Ярославле в 1955 году, с 1955 по 1962 жил в Москве, с 1968
по 1988 год - в Чехословакии. Еще в школе увлекся рок-музыкой и в 1967
году, когда ему исполнилось 12 лет, начал делать рукописный журнал,
посвященный рок-музыке. Артемий Троицкий стал первым в Москве диск-жокеем:
с 1972 по 1974 год он вел дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4. Первая
большая публикация - статья о группе Deep Purple в журнале Ровесник (1975). В
конце 70- начале 80-х годов А.К. Троицкий занялся организацией
подпольных рок-концертов и фестивалей. В этих, ставших легендарными,
концертах, проводившихся в Москве, Тбилиси и Черноголовке, принимали
участие Машина Времени, Майк Науменко, Кино и другие известные группы
и музыканты.С 1978 по 1983 год А.К. Троицкий работал младшим научным
сотрудником Института Истории Искусств. Диссертацию на соискание
степени кандидата философских наук по социологии популярной музыки
защитить не успел, поскольку был уволен из института.
С 1983 по 1985 год публикации Троицкого были под запретом в
советской печати. Тогда же началась его телевизионная карьера не
латвийском телевидении: до 1986 г. Артем вместе с
режиссером-документалистом Подниексом вел первую советскую программу
"Видео-ритмы", посвященную видео-клипам. В 1982-89 годах работал в
Лондоне.
С 1987 году Троицкий выпустил сначала в Англии, а потом в 6
странах, книгу об истории рок-н-ролла в ССР. Россия увидела ее лишь на
три года позже под названием "Рок в Советском Союзе". В 90-м году в
Италии, Англии и Голландии вышла вторая книга под названием "Тусовка.
Что случилось с советским андеграундом.", ее российского варианта не
существует.
С 1990 по 1996 год у А. Троицкого выходила с небольшими
перерывами популярная радиопрограмма "Ковчег дяди Ко" (Всесоюзное
Радио - Максимум - Радио 101). С 1997 года и по сей день в эфире
звучит его программа "ФМ Достоевский", (Европа Плюс - Радио 101 - Эхо
Москвы).
В 80-90-х годах А. Троицкий участвовал в создании телевизионной
"Программы А", где вел рубрику "Авангард". В 1991-м году впервые пошел
работать, став главным редактором музыкальной редакции
новообразованного Российского Телевидения (программы "Рок-кафе",
"Тишина номер 9", "Музыка в стиле Пепси", "Экзотика", "Программа А"),
откуда со вздохом облегчения ушел в начале 1994 года.
С 1994 по 96 год - заведующий музыкой на канале НТВ, ведущий
известной программы "Кафе Обломов". С 95 года также - основатель и
первый главный редактор русского журнала Playboy. В 1999 Троицкий
делает программу "Культтовары" на канале "Культура", после чего с еще
более глубоким вздохом облегчения уходит с телевидения навсегда.
1997 году был удостоен профессиональной премии музыкальных
масс-медиа как лучший журналист года.