Дзенские Тексты

Выходные данные, а также СОДЕРЖАНИЕ книги.

глава 11. Основные характеристики "Пяти Домов".
из книги Генриха Дюмулена "История дзен-буддизма. Индия и Китай."

ЮНЬ-МЭНЬ: «ПРЕГРАДЫ ИЗ ОДНОГО СЛОВА»

Подобно дому Цаодун, дома Юньмэнь и Фаянь восходят к линии
Ши-тоу. из которой уже в первом поколении начали выделяться ответвления.
Если дом Цаодун сформировался вокруг его ученика Юэ-шань Вэй-яня,
то вторая линия вела через Тянь-хуана Дао-у (748—807), Лун-тань Чун-синя
и Дэ-шань Сюань-цзяня (782-865) к Сюэ-фэн И-цуню (822-908),
выдающемуся наставнику конца эпохи Тан. Дома Юньмэнь и Фаянь оба
исходят к Сюэ-фэну. Они являются типичными для дзэнского движения
период Пяти Династий (907—960), образуя своеобразный мост к последующей эпохе Сун.

В период Пяти Династий на севере страны шли военные действия, а на
юге царили мир и порядок. Многие политически независимые провинции
превратились в маленькие царства и процветали, что нередко сопровождалось
выским уровнем развития духовной культуры. Создавшаяся политическая и
социальная ситуация оказалась во многом благоприятной для домов Юньмэнь
Фаянь.

Юнь-мэнь Вэнь-янь (864—949) был одним из самых ярких дзэнских
представителей своего времени. В дзэнской литературе ему отводится
видное место, и он является персонажем многочисленных историй в дззнских
хрониках и сборниках коанов (только в «Хэкиган-року» содержится 18 связанных
с ним историй, и 5 — в «Мумонкан»). Юнь-мэнь родился в провинции
Цзясин (к югу от Шанхая) и в раннем возрасте приобщился к религиозной
жизни, постигая и соблюдая буддийские монашеские правила (Винайя), после
чего, стремясь постичь высшую мудрость, начал вести бродячий образ жизни.
Он достиг просветления, когда пребывал у Чэнь Цунь-су (Му-чжоу Дао-цзун,
или И Дао-мин), эксцентричного ученика Хуан-бо, который практиковал в Мучжоу
предельно жесткий стиль Дзэн. Юнь-мэнь трижды просил своего учителя
объяснить ему смысл высшей истины. На третий раз Му-чжоу (его так называли
по месту, в котором он жил), вышвырнул его за ворота и так резко и сильно
их захлопнул, что сломал Юнь-мэню ногу. Испытав страшную боль, Юнь-мэнь
достиг просветления.

Му-чжоу направил его к Сюэ-фэну, самому знаменитому дзэнскому
Наставнику того времени. Проведя с этим учителем несколько лет, Юнь-мэнь
стап его наследником Дхармы. После этого он стал странствующим монахом,
посетил ряд известных дзэнских наставников и, наконец, поселился в Шаочжоу,
городе на юге провинции Гуандун, где после падения династии Тан власть
принадлежала губернатору из рода Лю. Юнь-мэнь чувствовал себя под
защитой могущественного Лю в полной безопасности. После кончины настоятеля
Жу-миня правитель настоял, чтобы Юнь-мэнь встал во главе монастыря
Рэйдзюин (кит. Линшуюань). Позже другой правитель из рода Лю построил для
него монастырь Котайдзэн-ин (кит. Гуантай чань-юань) на горе Юньмэнь.
Этим объясняется и его имя: название горы распространялось на монастырь
его первого настоятеля, который вошел в дзэнскую историю под именем
Юнь-мэнь. Находившийся под властью дома Лю район в Южном Китае,
известный как царство Наньхань, был местом крупных культурных и
художественных достижений. В такой атмосфере дом Юньмэнь процветал, и именно
когда в нем были созданы многие из самых величественных творений китайского Дзэн.

Вокруг наставника на горе Юньмэнь собралось множество учеников,
которых он вел по пути к просветлению. Поскольку ему самому пришлось
дорогой ценой заплатить за свое просветление, не щадил он и своих
учеников. Он регулярно лупил их посохом и пугал внезапными криками.
особенность его стиля состояла в кратких, резких ответах, известных как
«преграды из одного слова». Дзэнская литература изобилует подобными
«односложными» ответами, которые особенно часто встречаются в собрании
речений Юнь-мэнь (яп. Уммон-року) и в «Ниндэн гаммоку». Приведем
следующие примеры:

«Что такое Дзэн?» — «Это — оно...

«Что такое Путь?» — «Ухвати его».

«Что такое меч Юнь-мэня?» — «Патриарх».

Или же, отвечая на вопрос монаха, спрашивающего о столь остром
мече, который рассек бы упавший на него волосок, он дает краткий ответ
«Кости».

Три следующих примера взяты из «Ниндэн гаммоку»:

«Что такое глаз Истинной Дхармы?» — «Все».

«Тот, кто убил своих отца и мать, признается в этом перед Буддой.
Но перед кем признается тот, кто убил Будду и патриархов?» — «Очевидно».

«В чем смысл прихода Патриарха с запада?» — «Наставник».

Не все ответы Юнь-мэня передаются только одним иероглифом: их
может быть иногда два, три или даже больше. Но все ответы непременно
являются многозначительными и резкими. Более того, на один и тот же вопрос
он мог давать совершенно разные ответы.

Широта и сущность содержательных ответов Юнь-мэнь отчетливо про-
ступает, если сравнить ответ в коане из «Мумонкан»: .

«что такое Будда? - "Палочка для подтирания зада»;
с другим в сборнике речений Юнь-мэня:
«Что такое чистое тело Дхармы?» — «Клумба пионов».

В последнем примере нашло отражение эстетическое отношение Юнь-
мэня, способного увидеть чистоту космоса через красоту природы. При всем
том подлинный дзэнский наставник не проводит различия между "чистым» и
"нечистым". Когда Юнь-мэнь говорил о феноменальной природе Будды, он
умел находить выражения, которые в своей конкретности не уступают образам
у Линь-цзи.

Чеканные ответы Юнь-мэнь должны были помочь адепту, вызвать у него
прозрение, и тем самым способствовать постижению им высшей истины. Не
только его односложные возгласы, но и более пространные рассуждения и
истории стали использоваться в качестве коанов. Юнь-мэнь обнаружил клас-
сический способ выражения для вечного Сейчас — вневременного просвет-
пения. Прекрасной иллюстрацией этому может служить шестой случай из
«Хэкиган-року»:

Юнь-мэнь обратился к собравшимся и сказал: — Я не спрашиваю
вас о днях до пятнадцатого числа этого месяца. Но что вы скажете о
днях после пятнадцатого? Подойдите и сообщите мне об этих днях.

И он снова сам ответил за них: — Всякий день — это хороший день.

Этому коану давалось много разных толкований. Несомненно, что его
основное содержание весьма прозрачно и понятно всякому, а не только
последователям Дзэн. Но в нем затрагивается и более глубокая, сокровенная
тайна — тайна времени. Японский наставник Ясутани Хакуун объяснял, что
пятнадцать предыдущих дней означают время практики от первого пробуж-
дения желания познать истину до времени окончательного постижения ее
через личный опыт. "Сейчас" пробуждения столь же совершенно, как полная
пуна в самой середине лунного цикла. Подобно тому, как луна идет на убыль.
пока не станет темной, точно также и в течение пятнадцати дней после
Просветления ощущение пробуждения, которое продолжает присутствовать в
сознании, начинает бледнеть и исчезает. И тогда просветление означает
«каждый день», а «каждый день» означает просветление. Поэтому само
разделение между «до» и «после» объявляется бесполезным. Реальность —
Это исключительно Сейчас. «Всякий день — это хороший день». В хорошем
дне нет ничего особенного. Гундерт рассуждает: «Есть ли в серости
обыденной повседневности, в которой не содержится ничего особенного, нечто
весьма особенное? И снова, не может ли это нечто весьма особенное само
быть повседневным?» Возникает ощущение, что этот коан напоминает собой
драгоценную жемчужину.

Дун-шань Шоу-чу (ум. в 900 г.) был самым известным из учеников
Юнь-мэня. Продолжая традицию использования "преград из одного слова".
он делал различие между «мертвыми словами» и «живыми словами", не
скованными здравым смыслом. Самый известный из его кратких ответов
представлен в случае 18 в сборнике «Мумонкан». На вопрос монаха: "Что
такое Будда?» он отвечает: "Три фунта льна». Момент достижения Дун-шанем
просветления также отражен в коане. В случае 15 из «Мумонкан» приводится
следующая история:

Когда Дун-шань пришел для беседы с Юнь-мэнем, тот спросил
его, откуда он прибыл. «Из Чаду, учитель»,— последовал ответ. «В каком
храме ты останавливался для летнего затворничества»? — спросил
Дун-шань.— «В Баоцзы, в Хунани»,— ответил Дун-шань. «А когда ты
ушел оттуда?» — «В двадцать пятый день восьмой луны».— ответил
Дун-шань. "Ты получишь шестьдесят ударов палкой!» — воскликнул
Юнь-мэнь. На следующий день Дун-шань пришел снова и сказал: «Вчера
вы всыпали мне шестьдесят ударов палкой, а я даже не знаю, в чем
моя вина».— «Ах, ты, мешок с рисом! Только и знаешь, что шляться от
Цзянси до Хунани!» — вскричал Юнь-мэнь. При этих словах Дун-шань
достиг просветления.

Из текста не вполне ясно, действительно ли Дун-шань получил удары
палкой. Мнения комментаторов по этому моменту расходятся. Однако издатель
сборника У-мэнь Хуй-кай (1183—1260) осуждает Юнь-мэня за слишком
мягкое обращение с Дун-шанем. и в подобных проявлениях слабости
усматривает причину последующего упадка дома Юньмэнь.

Дом Юньмэнь внес значительный вклад в китайскую культуру. Его основателя
называют «самым красноречивым из всех чаньских наставников».
Парадоксально, что этот наставник, который испытывал страх перед словами,
благодаря своему просветлению «мог стоять спокойно в самом центре пламени».
Он излучал «свет», о котором сам говорил, что «у всех людей он
сокрыт глубоко внутри, но когда они его ищут, то оказываются во мраке»
В этом вечнонастоящем, динамичном свете и коренится тайна могучего языка
Юнь-мэня. На раннем этапе династии Сун дом Юньмэнь процветал, и вместе
с домом Линьцзи оказал сильное влияние на высшие слои китайского общества.

Вершину этого развития представляет поэт Сюз-доу Чун-сянь (980-
1052). автор ста стихотворений к коанам «Хэкиган-року". Наследник
Юнь-мэня и собственный учитель Сюэ-доу — Чжи-мэнь Шуан-цзу (ум. в
1031 г.) также был поэтом. Мы уже упоминали, как Фэнь-ян, наставник из
дома Линьцзи, использовал поэзию для выражения просветленной мудрости
В сфере поэзии Сюэ-доу превзошел всех своих предшественников. Он
пользовался известностью и как наставник: у него было много учеников
Среди его сочинений имеется собрание около 250 стихотворений. Его
творчество наиболее ярко проявилось в стихотворениях, которыми он
сопроводил самим им выбранные случаи, по преимуществу из «Кэйтоку
дэнтороку» и из сборника высказываний Юнь-мэня. Он стремился передать
в поэтической форме суть слов и деяний великих наставников. Тем самым
он заложил основы для сборника «Хэкиган-року», который, выражаясь
словами одного из китайских последователей Дзэн, является «самым
выдающимся сочинением, излагающим принципы нашей веры». В этом
сборнике коанов мы обнаруживаем вершину поэтического достижения
дзэнской литературы. Своими сочинениями Сюэ-доу значительно
способствовал восстановлению позиций дома Юньмэнь, который в то время
пребывал а состоянии упадка. Однако этот дом так никогда и не смог
вернуть прежние позиции в качестве нэзависимой школы. В эпоху Сун его
окончательно поглотила могущественная школа Линьцзи.

***

ЛИНЬ-ЦЗЫ

 

в ДзенТексты

на главную страницу