|
Номинация
"Мистичская
история из жизни"
Виктор Иванов
Храм
Ты зол - утонет зло в реке
Добр - сохранится там.
Теперь тебе не нужен храм -
Весь храм в твоей руке
Ивус Аврель
Храм был виден с холма. Словно гигантская ракета, застывшая в очертаниях
об-ломков каменных, не отделившихся при разгоне ступеней, пронзительно
сверлила под-ступающие сумерки. Тишина. На четыре стороны спускались каменные
лестницы, мра-морные ступени с засыхающими хвостами геконов и других тварей.
Два богомола, застыв на второй и третьей ступенях южной лестницы, напоминали
дзенских монахов, прислу-шивающихся к медитативному излучению ветра.
Море периодически заливало северную сторону храма с самой пологой и, потому,
длинной лестницей, заваленной осколками мидий и клочками побуревших водорослей.
Ветер иногда менял направление и начинал помогать волнам накатывать на
ступени и ме-нять сухие обрывки растений на свежие и мокрые. Видимо где-то,
далеко в море бушевал шторм, потому что рядом с берегом не росли такие
водоросли. А те, что росли - крепко держались корнями за трещины в мраморе.
Запах йода привносил в пейзаж ощущение тревожного ожидания, и в тишине
эта тревога стократно множилась и с новым изменени-ем ветра уносилась
вдаль. Говорят, что если приноровиться и приспособить свое дыхание к такту
волн можно долго сидеть, не шевелясь, обхватив колени руками и смотреть
как горизонт делит заходящее солнце, хордой проходя через малиновый диск
все выше и вы-ше.
Хранитель давно преодолевал в себе желание сделать это, но ждать было
легко, и он не нуждался в дополнительных стимуляторах. Парочка богомолов
одновременно ше-лохнулась - так они реагировали на изменение силы ветра,
и, найдя новое устойчивое по-ложение замерла вновь, продолжая приближать
окончательное забвение.
Солнце совсем было скрылось, точнее море вдруг вздохнуло и кромка его
одним рывком вздыбилась - вдох-выдох, вдох-выдох. Тишина. Она вышла из
чащи на выдохе, на последнем выдохе моря, после которого солнце окончательно
смирилось с ежесуточной участью и без сил рухнуло, не чинно погрузилось
- а именно рухнуло в темные объятия волн.
Море перестало дышать. Дело сделано, а подъем луны не забота для древнего
су-щества. Море перестало дышать, вернее перестало разделять свое дыхание
на циклы, а перевела его в один неясный гул.
Хранитель отвернулся, подул на руку, поднял глаза. Она уже спустилась
с холма и вплотную подошла к ступеням, нежно трогала их одно за другим
босыми ступнями. Хра-нитель отпечатывал в памяти каждый ее шаг, фиксируя
все происходящее диафрагмами глаз. Прожилки мрамора вдогонку шагам мгновенно
проявлялись - мельчайшие песчинки белого песка приставали к ее подошвам
и поднимались все выше - пока не падали под тя-жестью соседних песчинок,
и тогда ступени снова затуманивались, но рисунок камня все равно менялся.
Как калейдоскоп, подумал он, вспомнив детскую игрушку - загадочную и непонятную.
Это воспоминание пронеслось в голове и сразу же сменилось памятью о раз-очаровании
- остром детском разочаровании охватившем его после того, как он разобрал
яркую трубку, с двумя оранжевыми окулярами на концах. Три узеньких полоски
зеркала закрепленных под углом в шестьдесят градусов и горсть разноцветных
осколков стекла - все что осталось от увлекательного вечернего занятия.
Чудо объяснилось как всегда про-сто. Потом он часто думал о жестокости
того человека, который придумал этот аттракци-он. Нет, ну ладно бы сделал
тот цилиндр неразборным, тогда ясность устройства не было бы такой отчетливой
и понимание правды можно было бы оттянуть на более поздний пе-риод. Хотя
что можно сделать неразборным для шестилетнего пацана, имеющего доступ
к отцовскому верстаку. Тайное всегда становится явным - он произнес про
себя известное выражение и вспомнил не к месту банку из под кофе, в которую
он ссыпал цветные стек-лышки. Банка закопана где-то в саду, под яблоней.
- У тебя на ступенях какие-то жуки - услышал он ее голос и вздрогнул,
- ты не знаешь как они называются?
- До того как ты пришла, весь энтомологический мир называл их богомола-ми.
- Смешное название. Они все время молятся? - ее лицо в сумерках потеряло
четкие очертания.
- Нет, им некому молиться - слова неохотно покидали свое пристанище -
вместо слов ему хотелось просто помолчать, -нет сперва обнять ее а потом
молчать вместе…
- Может быть они молятся нам? - ее смех застал его врасплох, юмор сложно
сохранять в одиночестве.
- Они не замечают нас, им достаточно друг друга.
- Ну ты говоришь так, будто бы они умнее людей. Это всего лишь пара та-раканов,
только побольше.
- Иногда этого достаточно…
- Чего?
Он промолчал.
- Чего достаточно? Повторила она
- Достаточно знать что следующие пять минут ничего не изменят, кроме на-правления
ветра.
- Но ты тоже это знаешь - она присела рядом с ним и стала рисовать паль-цем
на тонком слое песка, покрывающем основную часть храма, контур своей ступни.
Знаешь?
Хранитель не ответил.
- Вчера Наташка из лаборатории сказала, что твой пляж скоро затопит окон-чательно
- произнесла она и перехватила его взгляд. Он не услышал зло-радства в
ее голосе, но в глазах было что-то такое, что он понял - сожале-ния в
словах тоже нет.
- Это не пляж - глухо вырвались слова.
- Ну храм - поправилась она - Уровень воды поднимается - новое водохра-нилище.
Хранитель вдохнул запах йода, и задержал дыхание - вздыхать не хотелось.
- Остров уже скрылся - она закончила абрис одной ноги и принялась за вто-рую.
- Что будешь делать?
- А что я могу сделать? Поинтересовался хранитель и отодвинулся, чтобы
не мешать.
- Ты можешь уйти со мной - просто сказала она -я для этого и пришла.
- А Храм? - спросил он, и подвинулся еще.
Она истолковала это движение по-своему и вскочила.
- Да дались тебе эти обломки - почти закричала она и отвернулась. Это
не храм пойми идиот, это часть какой-то древней херни, кабака или чего-то
такого. Ты с тех пор как увидел эти вонючие камни как с ума сошел - она
всхлипнула - сам стал как эти твои тараканы.
- Богомолы - он тоже встал и оперевшись об упавшую глыбу, начал рас-сматривать
завязки своей штормовки.
- Богомолы могут хотя бы молиться - у них есть на это право, за это их,
на-верное, так и назвали. Ну а ты, ты кому здесь молишься? Теперь ее голос
звучал спокойно, срыв кончился.
- Я не молюсь, это место не для этого.
- Для чего тогда нужны храмы? Спросила она
- Чтобы ждать
- Чего ждать?
- Того кто придет - ответил он, снова сел и развернулся к ней вполоборота.
- Будем считать что ты дождался меня - теперь ты можешь уйти и забыть
это место? - ее вопрос пробудил в памяти хранителя новые воспоминания
- теперь уже более поздние.
Олег сидел в кресле и старательно сливал в свой бокал все напитки стоящие
на столе - получившуюся бурду тщательно размешивал и неторопясь поглощал.
Олег вообще все делал старательно и неторопясь, оправдывая свое имя. Доброта
наблюдал за ним с верх-ней перекладины своей клетки, время от времени
переступал с лапки на лапку и кланялся незримой аудитории, ожидая овации.
На другом конце стола сидел Адам и грызя отло-манный ноготь на безымянном
пальце, пытался сопоставить вечерние передачи телевизи-онной программы
на сегодня - ему хотелось провести свободный вечер с максимальной эфирной
нагрузкой.
- Черт подери этих козлов - внятно выругался он и отбросил газету - не
мо-гут между собой договориться, придурки. Анька,- крикнул он в кухню
- че будем смотреть с Бельмондо или с Джеки Чаном? Невидимая кухонная
Анька, занятая сложным процессом обжаривания семечек, тут же отозва-лась
- с Бельмондо. Значит будем смотреть с Джеки Чаном - удовлетво-ренно произнес
Адам. Затем снова взял программу и стал серьзно изучать последнюю страницу.
Через некоторое время опять крикнул: клево - в восресенье КВН с Питером
- полуфинал. Грамотно парни работают. Инте-ресно, кто им тексты пишет
- во наверно хохмач мужик. А Олег?
Олег на миг оторвался от бокала и посмотрел на радостного Адама, смотрел
так минуты две не отводя взгляда. Затем, взглянув через неплотно закрытую
дверь в темный коридор, произнес "Женька! Кончай там сидеть, иди
к нам".
- В самом деле, Жека, че ты как придушенный весь вечер - присоединился
к нему Адам, и свесившись с дивана, тоже уставился в темноту.
Из коридора послышался скрежет, будто кто-то невидимый зрителю резко сдернул
с дверной ручки метровый кусок медной проволоки. Затем дверь приоткрылась,
немного, но достаточно чтобы в нее мог пройти человек, и в комнату вошел
вызванный Женька, близоруко щурясь, как щурится любой попадая в из темного
места в более яркое.
- Ну наконец то, - удовлетворенно заметил Адам и вернулся к сличению га-зетных
колонок и времени.
В комнате резко запахло эмалированной миской с жареными семечками. Анька
по-ставила ее на стол, выбрала пара загоревших семечек без кожурок, лежащих
сверху и по-дошла к Жене. Ешь, - сказала она протягивая ему добычу на
ладони. Женя опустил вниз привыкшие к свету, но все еще какие-то виноватые,
а может просто добрые глаза, про-бормотал: Да ты кушай сама, я еще успею,
а то может….. Он запнулся и замолчал.
На улице свежесть ночи начинала переходить в зябкий предутренний холодок.
Же-ня шагнул из подъезда в круг света, оставленного здесь еще с вечера
фонарем, не гасну-щем ни днем, ни ночью. Говоря точнее, круг давно перешел
в вытянутый овал - жестяной колпак фонаря изрядно кто-то помял, и стал
походить на свет от прожектора в цирке, из тех которыми ловят воздушных
гимнастов, чтобы зритель мог в полном объеме насла-диться мастерством,
а лучше неудачей. Женьке показалось что свет пытается проводить его быстро
удаляющуюся фигуру, чтобы зрители могли увидеть как от соседнего подъезда
к нему метнулась какая-то тень, чуть не сбив его с ног. Как затем его
колени чуть подог-нулись и в этом положении он сделал еще один маленький
шаг вперед и опершись на ог-раждение клумбы, боком и чуть вперед упал
на асфальт. Фонарь изо всех сил пытался стать главным действующим лицом
или хотя бы очевидцем происшедшего, поэтому все сильнее раскачивался,
подталкивая светлый вытянутый овал к неподвижно лежащему че-ловеку.
- Забыть это место… - повторил он. Наверное смогу забыть это место, я
уже многое забыл.
- Например меня?
- Например тот день, например долгий коридор, например тебя -скорого-воркой,
словно давно репетировал, кинул он.
- Ты чересчур быстро ответил, - улыбнулась она, - значит ты думаешь об
этом. А это значит я не опоздала.
Хранитель встал и медленно, старательно обойдя Аньку начал спускаться
по мор-ской лестнице; не доходя до мокрой каймы пару ступеней, уселся,
обхватил колени руками.
- Странное дело, спиной он почувствовал, что она села тремя ступеньками
выше его, - Странное дело, я научился часами сидеть здесь не меняя позы,
научился не думать ни о чем кроме шума волн впереди меня, шума леса сзади.
Я привык, что вода поднимается каждую ночь на треть ступеньки. Я смирился
с богомолами, превзошедшими меня в этой неподвижной игре. И оказалось,
что все это время я только готовился к твоему приходу? Шесть месяцев ради
двух фраз?
- Ты думаешь это ты нашел этот храм, - она говорила так, будто не слышала
его диалога, не принимала его капитуляции - Нет, это храм нашел тебя.
Он нашел того, кто был ему нужен. Того кто будет заботливо отряхать его
ступени от дохлых медуз, кто будет ходить и мучиться чем-то очень по-нятным
храму. Ведь все это время он думал, что ты не просто смотришь в море,
он думал, что ты молишься богу или богам - ЕГО БОГУ ИЛИ ЕГО БОГАМ. Только
для этого ты ему и нужен. Храм без монаха - ничто. Гру-да каменных блоков.
Даже мраморные ступени не спасут его от исчезнове-ния и превращения в
еще одну предтечу старой, ненужной религии.
Все это время ты делал вид, что живешь здесь как человек ищущий в себе
хоть одно спокойное место. Но ты опоздал, тебя нашли первым - Ты был нужен
этому храму, чтобы он мог ощутить свою нужность. Черт подери, да когда
мы проходим мимо машины скорой помощи - она смотрит на нас как на потенциально
больных, мы для нее те, кто спустя год, или десять, или две минуты будут
лежать в ее чреве надрываясь от крика - с отрезан-ной рукой, ногой или
ножом в животе. Пожарная лестница мысленно уже тянет к нашему окну свою
руку, она только этого и хочет, для этого она сделана.
- Или мы для нее, ты это хочешь сказать? Хранитель резко обернулся. -
Что молчишь? А как поступить мне? Через неделю там где ты сидишь будут
плавать рыбы и ползать крабы. Это место скроет вода…Может быть и мне по
примеру атлантов приковать себя цепью к этой колонне и остаться с ним?
- Нахрен ты ему нужен… Анька встала и подошла к Хранителю. Нет милый,
Храм желает умереть в одиночестве. Ты свое уже сделал. Теперь тебя пе-редадут
по наследству в другой умирающий склад древних скальных обра-зований.
Ты у них на вес золота.
Хранитель улыбнулся
- Я скучал по твоему цинизму, когда один этого здорово не хватает.
- Это просто усталость, плохой морской воздух и собеседник-романтик. Та-кие
дозы алых парусов нужно приправлять хорошей порции скотча и не-замысловатым
диалогом с кем-то не из своего мира.
Анька снова поднялась на центральную площадку, и остановилась, ожидая
храни-теля. Затем они вместе спустились с южной лестницы. У подножия Анька
огляну-лась на насекомых, стоявших теперь гораздо ближе к друг к другу.
Богомолы не слушали и по прежнему не верили в двух людей поднимающихся
на холм, в на-правлении леса. Богомолы все так же стояли на второй и третьей
ступенях южной лестнице храма, в сумерках еще больше походившего на ракету,
и молились друг другу.
Виктор Иванов, лето 2002, неподалеку от поворота на восток
|