|
Номинация
"Мистическая
история из жизни"
Анна Кирьянова
Оживший Кронос
Кронос - чудовищный отец, пожирающий собственных детей… Правдивый образ
времени, создающего и убивающего свои тленные творения! В греческой мифологии
Кронос - Великий и Ужасный, полностью лишенный милой антропоморфности
других обитателей Олимпа. Он напоминает ветхозаветного Яхве, требующего
жертвы, ревнителя и мстителя; однако и в Яхве больше человеческого, больше
от тирана и параноика, чем в ледяном Кроносе, проглатывающем своих отпрысков.
Проглатывающем столь жадно, что даже не отличающем младенца от камня,
завернутого в пеленку…
Странно, что повелитель времени, детоубийца и дето-пожиратель Кронос украшал
собою территорию бывшего пионерского лагеря в нашей Свердловской области.
Вырезанный из цельного дерева уродливый греческий бог стоял в центре круга,
созданного двенадцатью столь же уродливыми фигурами. Кто знает, что символизировали
эти двенадцать; то ли двенадцать месяцев, то ли двенадцать апостолов,
то ли двенадцать часов… Все фигуры отличались дикой первобытной экспрессией,
несмотря на свое безобразие. Невольно они притягивали взгляд; жуткая группа
стояла на поляне уже много лет, почернев от дождей и ветров, от холодных
уральских зим и переменчивых летних дней.
Издали деревянные скульптуры напоминали столбы шаманов; подойдя поближе,
вглядевшись в искаженные уродливые лики, не один пионер взвизгивал от
ужаса темной ночью. Даже и ясным днем скульптуры производили тягостное
впечатление на молодых вожатых, собравшихся неподалеку. Самому старшему
едва минуло двадцать, другим трем - от семнадцати до девятнадцати. Паша,
тогда еще веселый и заводной парень, предложил поиграть в гляделки… Чем
еще заняться двум юным парам, в чьих сердцах только начинает зреть смутное
чувство влюбленности, а жизненный опыт в романтических делах равняется
нулю? Сели на еще влажную от недавнего дождя скамейку, пристально уставились
друг другу в зернышки зрачков… Солнце уже парило, от мокрой земли поднимался
туман. Молодежь таращила глаза, с трудом сдерживая хихиканье.
Паша первым увидел неладное. Все его внимание было сосредоточено на голубых
глазках студентки Лены, но какое-то тайное напряжение и неудобство заставляли
его время от времени косить на странную группу деревянных идолов. Вдруг
Паша с ужасом заметил, что туман возле фигур начинает переливаться всеми
цветами радуги, клубясь, принимая какие-то очертания… Паша забыл о Леночке,
о друзьях, уставившись на тринадцать уродов.
Ребята проследили за направлением пашиного взгляда и тоже застыли, как
уже в другой игре, "морская фигура, замри". Всех охватило чувство
дикого ужаса: черные фигуры начали шевелиться и перемещаться; более крупный
Кронос в центре группы поворачивался вокруг своей оси, двенадцать идолов
искажались и кривились, повторяя ритм его движений… Туман становился все
более ярким и радужным, как в психодели-ческих галлюцинациях. С выкатившимися
из орбит глазами, похожими на мраморные шарики, бледные и неподвижные,
ребята сами напоминали изваяния.
Через небольшой промежуток времени движение фигур замедлилось, туман рассеялся
и потерял свои яркие краски. Ребята затряслись от холода и сырости; даже
яркое солнце не согревало их. Наконец, Володя и Ира сорвались с места
и бросились к корпусам лагеря, не сговариваясь, с бешеной скоростью. Лена
побрела в том же направлении, пытаясь унять крупную дрожь, а Паша остался
на скамейке, чувствуя, что подкосившиеся ноги не смогут его удержать.
Павлик машинально взглянул на часы и поразился - движение деревянных фигур
продолжалось … около двух часов! Солнце уже клонилось к закату! А Паше
казалось, что мистическое кружение длилось минут пять, не больше.
… Ребята пытались поговорить с руководством лагеря, высказывая опасения
за приехавших детей. Директор решил, что имеет дело с отпетыми наркоманами
и предложил ребятам вернуться домой, где бы они без помех могли предаваться
своим любимым занятиям. Действительно, рассказанная сбивчиво и торопливо
история больше смахивала на бред, чем на реальность. И путевки в лагерь
были распроданы за большие деньги, а тут вдруг какие-то страшилки про
невинные, старинные фигуры неизвестного назначения и роду-племени… Наутро
другого дня все четверо уже тряслись в электричке, время от времени обмениваясь
испуганными взглядами. Даже без совета директора они ни за какие коврижки
не остались бы рядом с деревянными демонами.
На перроне вокзала студенты разошлись в разные стороны. Им не хотелось
продолжать общение и флирт; они ощущали себя так, словно пережили вместе
что-то ужасно неприятное, отвратительное. Теперь вид другого вызывал страх
и омерзение. Распрощались холодно и быстро, не глядя теперь уже друг на
друга.
Павлик и рад бы был забыть происшедшее, да только в душе у него появилось
чудовищное чувство тревоги и напряжения. Дома он сказал, что в лагере
произошла накладка и на его место уже взяли другого парня. А сам каждый
вечер задергивал шторы в своей комнатушке и боялся спать без света. Страх
стал его постоянным спутником; единственное, что утешало Пашу - это наличие
еще трех свидетелей дикой сцены. Паша боялся сойти с ума. Ему казалось,
что его что-то или кто-то преследует дома, на улице и в трамвае…
Будучи начитанным юношей, Паша понимал, что в психбольнице его ждет диагноз
и мягкое предложение полечиться. Иногда он слышал странный вибрирующий
звук очень низкой тональности. Казалось, еще немного, и звук перерастет
в голос, голос Кроноса…
Когда Паша решил обратиться ко мне, он напоминал призрак: бледный, тихий,
малокровный полу-скелет с монотонным голосом. Специфика моей телепередачи
часто приводила ко мне маниакальных изобретателей и философов с начальным
образованием, которым открылись внезапно все тайны мироздания. Чудотворцы
и жертвы сексуального насилия со стороны инопланетян бывали агрессивны,
навязчивы и небезопасны, поэтому к паше я отнеслась настороженно. Но рассказанная
им история была абсолютно правдива; отчаявшийся Павел позвонил Ирине и
Лене, чтобы они подтвердили происшедшее. Рассказ девушек был подобен истории,
рассказанной Павлом, а их бледный и испуганный вид не оставлял сомнений
в перенесенном потрясении.
Надо сказать, что в Екатеринбурге и на его окраинах, в лесопарках и на
детских площадках великое множество странных деревянных скульптур. Лесопарк
у Сибирского тракта буквально густонаселен жуткого вида идолами, маскирующимися
под богатырей или гномов… Все эти скульптуры были созданы в семидесятых-восьмидесятых
годах известным скульптором, специалистом по резьбе. Скульптор был тяжко
психически болен; он общался с демонами потустороннего мира, слышал космические
голоса, видел инфернальных сущностей - в общем, давал типичную картину
шизофрении. Видимо, и лесопарк он украсил фигурами, находясь на излечении
в тамошней больнице, совмещая, так сказать, приятное с полезным.
Городские чиновники недолго ломали себе голову, думая, чем бы украсить
город. На зависть Коненкову с его деревянными мужичками и бабами-ягами,
сумасшедший скульптор ваял одного идола за другим, получая гроши на хлеб
и молоко. Он был яркой, интересной и загадочной личностью. Его жена, известная
поэтесса, родила от него семерых детей(!) и сама производила странное
впечатление. Семью надо было кормить, и скульптор ваял и ваял, воплощая
одного за другим демонов своего подсознания…
Наконец, творец добрался до отдаленного пионерского лагеря и украсил его
страшными фигурами Кроноса и компании. Далекое от искусства и психиатрии
начальство похвалило художника за быструю работу и выплатило гонорар.
Может, что-то и екнуло в груди у чиновников при виде жуткой группы на
поляне, но от названия "Кронос" веяло успокоительно-греческим,
далеким от загнивающего Запада. "Пущай детишки развиваются",
- сказал, должно быть, кто-то в костюме и галстуке, садясь в служебную
машину…
Сразу после создания тринадцати деревянных уродов скульптор умер при невыясненных
обстоятельствах. Есть версия, что он покончил с собой. Через небольшой
промежуток времени умерла от онкологического заболевания его жена. А Кронос
только чернел и крепчал от проносившихся мимо лет и зим…
Паша и другие участники "гляделок" пришли в себя и стараются
не вспоминать о страшной истории, которая с ними приключилась. Сюжет на
телевидении не дал никакого толку, и загадочные фигуры продолжают украшать
поляну в детском лагере, а детишки продолжат обходить творения ненормального
гения за тридевять земель.
…Великий Месмер ставил своих магнетизируемых в круг и делал таинственные
пассы над громадным чаном. Пока парижские ученые исходили ядом злобы и
зависти, Месмер постигал природу времени. Песочные часы, помещенные в
магнетический чан, были еще полны песка, когда такие же часы опустошались
снаружи… Сомнамбулы глядели друг другу в глаза, держались за руки, создавая
магнетическую цепь, Месмер чертил в воздухе невидимые знаки, а песок времени
сыпался все медленнее и медленнее. И никто не заинтересовался этим феноменом,
не попытался его объяснить. Только четверо ребят спустя двести с лишним
лет повторили, сами того не желая, странный опыт отца гипнотерапии. И
он снова остался необъясненным…
|