Номинация "Мистическая история из жизни" Джен Ловушка для Майи
Они поворачивают к белоснежному главному корпусу университета и останавливаются в тени под кустом. Подобно режиссерам-документалистам среди ярко освещенного пространства выискивают эффектный кадр. Блики от плитки. Постамент от отправленного на реставрацию памятника. - Вот она, - показывает рукой через аллею Ник. Слай мгновенно ловит направление, вглядывается, и вздыхает: - Да... Это я понимаю... В говорливой компании молодежи на двух сдвинутых скамейках отчетливо выделяется одна девушка. Она в черном коротком платье. Колготки - светлые. Ноги - умопомрачительно длинные. Но самое интересное - это, конечно, ее лицо. Она откидывает каштановые кудри со лба. Видно полынную зелень ее огромных глаз, большой розовый рот, дворянскую бледность. Это лицо впечатывается в память, словно портрет, созданный рукой мастера. Похоже, остальные собрались как раз вокруг нее, и льнут, и пробуют дотронуться. Несовершенные как карандашные наброски. - Мы не сможем, - говорит Слай. - Это трудно. Но необходимо, - с твердостью отвечает Ник. И еще несколько минут они глядят на девушку, как будто снимают с нее невидимый слепок. Полдень. Прохладно. На солнце больно смотреть. Зелень лезет повсюду. - Майя, почему ты всегда ходишь в черном? - спрашивает красавицу одна из непримечательных девушек. - Потому что смерть всегда рядом со мной! - выдает Майя с самым серьезным видом. Впечатляет. Смешки. Задумчивость. Непонятно, о чем болтать дальше. Полдень. Время, когда молодые мамы выгуливают детей. С неторопливой важностью бредут по парку, и мягко толкают коляску перед собой. Между мамами и колясками пробирается Костя. Майя любуется сложившейся картиной. Напоминает эпизод доброй европейской комедии. - Что-то много их сегодня. Привет, - говорит Костя, добравшись до Майи. Она смотрит на него снизу вверх ясно и ласково. - Как дела? - Вот, получил работу, - гордо улыбается он. - Сколько платят? - спрашивает кто-то сбоку. - Четыреста, - он улыбается еще шире. - Теперь у тебя все есть, - произносит Майя, - Квартира, работа... - Ум и внешность! - перебивают ее скоропалительным восклицанием. Костя вопросительно смотрит на Майю. - Что ты так на меня смотришь? - Потом поговорим, - загадочно обещает он. Приглушенно шумят машины и звонко кричат малыши. Где-то на другом конце города Ник и Слай уже трудятся в полную силу. Работы немерено. Все должно протекать гладко и как бы само собой. Проходит несколько дней. - Из вашей дипломной работы диссертация вытекает естественным образом, - говорит Майе в пустой и пыльной аудитории преподаватель с типичной университетской бородкой, - Можете подавать документы в аспирантуру. Думаю, вы пройдете по конкурсу. Майя кивает, сдерживая улыбку. - И вот еще что. В марте в Брюсселе пройдет международный конгресс молодых ученых как раз по вашей тематике. Перспективное направление. Если хотите, можно будет отправить вас на стажировку по обменной программе где-нибудь в октябре. Подучите язык, а там и... - и он многозначительно замолкает. Конечно, Майя этого очень хочет. Она никогда не была в Европе. На третьем
курсе она занималась танцами и ей предлагали итальянский контракт. Она
воображала, как будет танцевать ТАМ, как в нее станут влюбляться смешные
темпераментные итальянцы. У нее хватило ума понять, что в реальности все
не так романтично. - До свидания, - провожает ее преподаватель уважительным кивком. В тенистом коридоре - Ник и Слай. Круглолицые и гладко выбритые, напоминающие молодых карьеристов. Каждый из них ниже Майи на полголовы. Она их не замечает. Она смотрит вперед и заглядывает в пространство своего будущего. - Убивать таких надо, - с равнодушной интонацией произносит Слай, когда Майя проходит. - Ничего, - отзывается Ник, - То, что делаем мы - хуже смерти. Слай хмыкает: в обыденном контексте это звучит как черноватый юмор. Контекст другого порядка ему строить вокруг не хочется - в этих стенах, где осталось дыхание Майи. Душевные силы уходят на сглаживание эмоций. Действия получаются отточенными и холодными, словно у роботов. Майя на улице. Собственные измышления для нее реальнее, чем дома, деревья и прохожие. Все не так, как обозначается в разговорах. События-факты являются знаками совершенно иного - огромного и просторного, словно небо. Выбирать верные знаки, чтоб научиться потом самостоятельно их создавать. Построить в Алтайских горах Институт с ограниченным доступом. Называть его Школой. В основу работы положить принципиально новую методологию, и сразу оторваться от тормозящих традиций. Главное - люди, подобранные один к одному. Молодые люди: Майя сейчас не видит никого подходящего старше тридцати лет. А что? Менегетти вон выкупил целый замок, пригласил художников, чтобы разрисовали стены психоделическими картинами. Про то, что в Исалене, штат Калифорния, происходит - вообще ходят легенды. Почему не у нас? Начать подготовку прямо сейчас. Попросить Ольгу с Сергеем, чтоб семинары организовали - выращивать чувство общности, ставить эксперименты... Мысли теснятся, и, чтобы дать им свободу, Майя идет не домой, а в противоположную сторону. Шагает она широко и ощущает себя главной героиней происходящего. Город как декорация. Потемневший от времени красный кирпич, сложная вязь чугунной решетки. Голуби у голубого киоска с мороженым. Дворец бракосочетаний на другой стороне. Как раз свадьба. По детской привычке Майя присматривается, красивая ли невеста. Атласное гладкое платье как у актрисы оказывается интереснее, чем лицо. Дальше, не останавливаясь. Автобусная остановка, троллейбус. Лестница вниз - мелким бегом. Стремительное отражение Майи в каждой из темных витрин. На площади в просвете между зданиями виднеются кучные облака за рекой. Воскресенье знаменуется тем, что холодает, и неожиданно идет снег. Майе все время хочется спать. Кусты за окном грустят, похожие на мохнатых фантастических зверей, которых украли с родной планеты. Телефонный звонок: это подруга. Разговор на полтора часа. Идти никуда не хочется. Майя прячет мерзнущие ноги под шерстяным одеялом и слушает, слушает музыку. Море и лес. Белые птицы. Замершие олени. Кто-то невидимо берет Майю за руку... На окраине в спальном районе с однообразной архитектурой - нежилого вида квартира. Скорее, контора. Старая примитивная мебель со светлым покрытием: столы, этажерки. У одной стены все сплошь уставлено коробками, из-под обуви, что ли. Возле стола Ник и Слай склонились над фотографией Майи. Пляжная девушка в шортах и розовой майке, в темных очках. - Может, лучше ее продать? - Уже пробовали. Чересчур откровенный способ. Естественность прежде всего! И Ник достает из белой коробки, что на полу, какой-то предмет. - Ты только посмотри на это! - в его голосе гордость. Затемнение. Незаметно подкатил вечер. Майя свет не включает. Она вроде бы думает, но ни одна мысль в ней не задерживается. Потом решает, что пора спать. Зеркало в ванной, - и тут Майе становится страшно. Ее отражение - от освещения, кажется, - постарело лет на пятнадцать. Усталая, бледная, и, очевидно, одинокая женщина. Не слишком здоровая. Пустые, как сегодняшний, дни - один за другим. Много лет. А то, что случается - люди, дела - ускользающая иллюзия. Тяжело. Может, Майя выбрала себе не ту жизнь? На другой день ей плохо, и не по себе. Дождит, всюду вода. Она берет зонтик и идет к Косте. Из-за облаков трудно определить время суток. Но он неожиданно дома, и рад ее видеть. Потом, в обнимку под простыней, - и Майя чувствует, что она настоящая. - Выходи за меня замуж, - предлагает смущенно Костя. У него блестящие и влажные глаза. Она понимает, что если откажется, это разрушит их отношения. Начинается полоса дрожащего глупого счастья. В теле - теплая вибрация, хмель. Обязательные поступки Майю смешат: анкета, подписи, открытки. Друзья и родители обещают устроить все сами. Четыре недели, три, две. Майя словно несет в себе нечто важное, но никто об этом не знает. Десять дней. Вечером Майя одна - у Кости перед отпуском много работы. Она фантазирует на тему совместной жизни. Она верит в то, что есть люди, у которых все складывается хорошо. Как к южному морю течет по равнине река. Тут ударяет в голову: она забыла купить противозачаточные таблетки. В ее планы такое не входит. На часах - без четверти десять. Она стремительно вылетает из дома в аптеку. Аптека почему-то закрыта, хотя остается еще семь минут. И тут Майе, впавшей было в небольшую панику, неожиданно становится все равно. "Это знак", - решает она. Завтра в аптеку она не пойдет. И Косте не скажет. Будь что будет. Жизнь слишком огромна, чтобы зависеть от Майи. - Теперь она счастлива, - произносит Ник. Они со Слаем стоят напротив загса и лижут мороженое. Ник добавляет: - Потому что беременна. Щелкают фотоаппараты: на другой стороне улицы Костя выносит на руках Майю. В белом она сама на себя не похожа, но великолепна. Девичьи возгласы, букеты с ленточками. Наконец кортеж трогается. Звенят колокольчики. Через пятнадцать минут все повторится, но уже с персонажами, чьи имена неизвестны. А Ник и Слай с чувством исполненного долга едут к себе на троллейбусе. Квартира-контора с так и не вымытым толком окном. На пыльной полке -
несколько книг: Папюс, и еще что-то. Да уж, в последние полтора месяца
было не до уборки. Слай стоит рядом, и ему невыносимо хочется ткнуться губами в бархатистую щеку Ника. Но Ник закрывает коробку, синим маркером пишет на ее боку "Майя", и поворачивается с деловым видом. - Следующий объект, - говорит он, - Зовут Ольга. Психолог, двадцать пять лет. Фотографии будут готовы завтра. Важный момент - у нее несколько публикаций по проблеме синхронистичности. - Будет трудно, - понимающе кивает Слай. - Но у нас большой опыт, - улыбается Ник. |
подробная информация о конкурсе