Истинное лицо? :-)  
О конкурсе Правила Работы Форум
 

 

Номинация "Мистическая история из жизни"

Богушев Валерий

Тайна хазарской принцессы

Сербский писатель, лауреат Нобелевской премии Милорад Павич в своеобразном художественном трактате под названием "Хазарский словарь" попытался пролить свет на историю древнего государства хазар, причудливо перемешав документальные свидетельства с мифами и мистификациями.
До сих пор никто не знает точно, откуда появились хазары, достигшие довольно высокого для своего времени уровня развития, и куда исчезли. Известно, что у них была своя азбука и религия. В конце седьмого столетия эти воинственные кочевники разбили и прогнали приволжских болгар, овладели южной частью России между Доном и Днепром и основали у себя девять уездов. Славянские племена полян, северян и вятичей платили им дань. Карамзин утверждает, что хазарское иго было легким, цивилизованные победители, в отличие от других завоевателей, не разоряли русских городов и не притесняли их жителей. По просьбе хазарского правителя -- кагана, греческим императором Феофилом были присланы искусные работники, которые построили на границе с Русью город, названный Белой Весью или по-хазарски Саркелом. Его главное назначение - защита от набегов печенегов. По разным источникам, располагался этот город то ли на месте Белгорода, то ли недалеко от Задонска, то ли в районе затопления Цимлянского водохранилища.
Павич пишет: "с исторической сцены хазары исчезли вместе со своим государством после того, … как они обратились из своей первоначальной и ныне нам неизвестной веры в одну из известных и тогда и теперь религий - иудейскую, исламскую или христианскую. Вскоре за их обращением в эту веру, как считается, последовал и распад хазарского царства."
Решающее участие в выборе религии принимала принцесса Атех. Говорят, она была хороша собой, сочиняла стихи на родном языке и рисовала. Если верить одной из легенд, ей была дарована вечная жизнь, которую она посвятила секте ловцов снов. "Члены секты обладали способностью направлять в чужие сны послания, свои или чужие мысли и даже предметы. Принцесса Атех могла войти в сон человека моложе ее на тысячу лет, любую вещь могла она послать тому, кто видел ее во сне, столь же надежно, как и с гонцом на коне, которого поили вином. Только намного, намного быстрее..."
Доподлинно известно, что великий князь Святослав в 965 году ходил войною на хазар, победил их и обложил данью. Были взяты столица Итиль, располагавшаяся в устье Волги, и город-крепость Саркел.
В русских летописях сохранились сведения, что позднее, ослабленный, потерявший политическую самостоятельность каганат, подвергся окончательному разгрому печенегами. В 1117 году беловежцы, как в старину еще называли хазар, просили убежища у Владимира Мономаха, который повелел для поселения беженцев земли отвести, "а купцы их сели по разным городам". Кстати, вежами наши предки называли шатры или кибитки, в которых жили кочевники. Может быть, именно этим объясняется то обстоятельство, что с исчезновением государства беловежцев, осталось так мало следов от их поселений?
Переворошив кучу исторических документов, автор "Хазарского словаря" сделал неутешительный вывод, что "их происхождение остается загадкой, исчезли и все следы, которые привели бы нас к тому, под каким именем и среди какого народа искать хазар сегодня".
Больше века назад на этот вопрос пытался ответить известный историк и краевед Л.Б. Вейнберг. В 1881 году судьба забросила его из Петербурга в Воронеж с дипломом провизора. Но вместо аптеки он устроился корреспондентом в "Воронежские губернские ведомости". Через год этот предприимчивый человек стал начальником губернской типографии, а затем - секретарем губернского статистического комитета. Помимо службы он увлекался еще и изучением древностей.
Вейнберг высказал предположение, что после того как исчезло хазарское государство, часть населяющего его народа расселилась по берегам Волги и Дона и впоследствии могла оказаться среди защитников южных рубежей Руси. Но к этому выводу историк пришел не сразу.
В изданной в 1885г. книге "Воронежский край. Исторический очерк" он приводит утверждение, что "ядром казачества должны считаться принявшие русское подданство и обрусевшие кочевники: печенеги, половцы и другие татарские племена. С середины тринадцатого столетия ядро это увеличивается вследствие присоединения беглых из Руси…" Может показаться странным, почему забыты хазары, хотя они раньше перечисленных племен приняли русское подданство.
Спустя шесть лет Вейнберг фактически склонился в пользу хазарского участия в зарождении казачества. В статье "Следы хазарской народности в пределах Воронежской губернии" он привел сведения о писцовых книгах, которые составлялись во времена царя Михаила Федоровича. В этой, скорее всего, самой первой общерусской переписи земель и населения сохранились данные "о целом ряде довольно древних поместий и вотчин по течению Воронежа и Дона в северной части Воронежской губернии: о населенных пунктах и помещиках, дворянах и высших служилых людях с какими-то странными, по-видимому, не русскими и не татарскими именами, отчествами и фамилиями. Подобный порядок вещей, начинаясь у Белоколодезя, прекращается у Червленого яра". Далее Вейнберг пишет, что помимо фамилий вроде Барынь, Альмазив, Катыган, Халезев, Вачукин и т.д., "встречаются еще множество других, очевидно переводных из какого-то неизвестного языка. Вот, например, ряд воронежских атаманов: Вострая Игла, Широкие Штаны, Каменное Ожерелье, Высокий Колпак, Вострый Глаз, Пробитый Лоб, Кровопуск и т.п." Обнаружились любопытные указания на то, что люди со столь необычными фамилиями отличились, сражаясь в рядах царских войск во времена смуты, и в награду за преданность оказались среди беломестных атаманов, а также помещиков сразу после закрепощения крестьян в холопы в 1593 году.
И, наконец, в писцовых книгах 1615 и последующих годов то и дело встречаются записи: "За Левою Козариновым сыном Ениным, …за Селиваном Козариновым сыном Ениным…".
В подтверждение документальных свидетельств Вейнберг разыскал следы поселений хазар на высоком правом берегу реки Воронеж в окрестностях нынешнего областного центра. Им были обнаружены укрепленные толстым слоем золы склоны холмов и древние захоронения. До наших дней дошли названия "Козарская поляна", находившаяся на территории Сельскохозяйственной академии и Березовой рощи и "Козарское городище" --в районе дома отдыха им. Горького. Одно из хазарских городищ, под названием Воронеж упоминается в летописях в связи с первым нашествием татар под предводительством Батыя в 1237 году. Хазарские городища в отличие от других русских городов, ни в этот раз, ни в последующие столетия ига ни разу не были разорены. Ведь их жители, по одним источникам, имели общие скифские корни с кочевыми племенами захватчиков, а по другим -- могли запросто откупиться, поскольку издавна занимались торговлей и жили безбедно. Кстати, именно хазары ввели в обращение монету шеляг, известную даже у западных славян. Л.Б. Вейнберг, уроженец Вильно, припомнил польскую пословицу "Nie main ani szelaga".
В надежде услышать "преданья старины глубокой", которые могли бы пролить свет на хазарскую тайну, секретарь губернского статистического комитета побывал в сектах, исповедовавших иудаизм, на территории Бобровского и Павловского уездов. Но, по всей видимости, сектанты, не одно столетие терпевшие притеснения от властей и церкви, встретили его настороженно и холодно. Самого убедительного подтверждения своей гипотезы исследователю-энтузиасту получить не удалось.
Вскоре, в 1891 году он переехал с семьей в Петербург, где сделал доклад о своих находках на заседании Русского Географического общества. Дальнейшего развития гипотеза не получила из-за того, что ее автор занялся в северной столице делами, далекими от краеведения…
Н.М. Карамзин выражал сомнения в истинности некоторых летописных фактов, считая, что они могли быть изложением бытовавших в древности легенд. Можно допустить, что в письменных свидетельствах старины есть ошибки, и что историки также не застрахованы от заблуждений. Но вряд ли нас могут обмануть географические наименования. На территории Воронежской области до сих пор сохранилось большое количество названий рек и населенных пунктов, явно не русского происхождения: Битюг, Елань, Потудань, Усмань, Эртиль и т.п. Правда, бытует мнение, что эти слова остались со времен татарского нашествия. Как будто у полудиких кочевников не было другого занятия как придумывать имена рекам, которые попадались им на пути и селениям, которые они грабили. Более правдоподобной представляется версия что эти названия дали задолго до татарских набегов обитавшие здесь в соседстве со славянами хазары.
Весьма вероятно, что и сегодня, спустя почти девять веков со времени последнего летописного упоминания о древней Хазарии, на городских улицах можно встретить вечно юную и прекрасную принцессу Атех и даже не догадаться об этом, если, конечно, она сама не явится вам во сне.

 

 

обсудить работу на форуме

подробная информация о конкурсе

на главную страницу сайта