Лекция №50:
Беседа с Ангелами, Светой Чайкой и Орысей о Второй логике (в 2-х частях)

12-й семинар по Второй логике. 18-20 ноября 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Часть 1

Митя-Ангел:
Короче, решили срубить бабла. (смех)
Клейн:
Да? Каким образом? (смех)
Митя и Аня (ангелы из Питера):
Кафе "Голгофа". (смех) Просто чувака... заставляют сделать собственный крест, буквально черновой въезд...(смех)
Клейн:
Резьба по дереву, так. (смех)
Ангел Аня:
Вешаем крест, ну, прибиваем, и глоток воды с губочки будет стоить 1000 баксов. (смех)

Материалы Двенадцатого семинара по Второй логике для всех желающих 18-20.11.2005 (Подмосковье)

Митя-Ангел:
Кафе "Голгофа". Называется "пройти путь Иисуса". (смех) И после этого некоторые начнут просветляться и отдадут все деньги в нашу пользу, чтобы наше дело продолжалось. (смех)
Клейн:
Да-да, да-да. А у вас - просто кафешка. (смех) Так, может, так и было? (смех) (Свете Чайке) А ты, значит, говоришь, что должен быть надлежащий учет и контроль?
Света Чайка:
Я рассказываю, что есть такой Григорий Гробовой, который в реале берет деньги, говорит, что я воскрешаю людей, и у него есть центры, люди несут ему деньги.
Клейн:
Ну и что?
Света Чайка:
Поэтому абсолютно реальный эффект, можно организовать и будет работать.
Кто-то (ангельским голосом):
Даже не на такие цели люди деньги несут. А уж на это и подавно принесут.
Клейн:
Если вы захотите  кого-то обдурить, вам, конечно, принесут все деньги и даже жизнь. Это, такое правило существует. Вот если не будете дурить, вам ничего не дадут. (смех)
Кто-то (ангельским голосом):
Как жить тогда?
Клейн:
А нужно стать вот таким, таким, таким, таким, чтобы вот жить.
Света Чайка:
Они же дурить не будут, они же настоящую воду дадут? (смех)
Клейн:
Ну, да, в процессе глобального дурения, нужно делать кое-какие штучки, да, действительно, подтверждающие для всех остальных, что "вас не дурят, вас не дурят". (смех)
Митя-Ангел:
Тогда он не "отдает свои деньги", а пусть платит только за воду. (смех) И ему сертификат выдают. Что он прошел путь Христа. Нет - ходил в кафе "Голгофа".
Клейн:
Это действительно такой вопрос. Потому что весь мир живет таким образом, что сильные живут за счет слабых, умные за счет глупых, быстрые за счет медленных и так далее, и так далее, и так далее. И очень сложно, и очень мало таких зон в мире, и очень мало таких способов, чтобы не жить так.
Митя-Ангел:
Клейн, на самом деле это фигня - про это кафе "Голгофа", начинали мы с того, что хотели устроить конец света.
Клейн:
Ну, конец света - это другое. Кафе "Голгофа" - это бизнес. А конец света - это развлечение.
Ангел Аня:
144.000, которые выживают, мы берем с каждого из них по 1.000.000 долларов, а остальных убиваем.
Клейн:
А конец света будет?
Ангел Аня:
Да. Мы остальных всех убьем.
Клейн:
Ну, тогда бизнес, действительно. (смех)
Митя-Ангел:
И страховка от конца света. В случае наступления рисков выплачивается сумма в миллион раз больше, чем страховка. (смех)
Клейн:
И, а дальше?
Митя-Ангел:
Ну, представь себе.
Клейн:
Да, представляю. И остается 144.000.
Митя-Ангел:
Ну, для них то конец света не наступил.
Клейн:
А для них что наступает?
Галя Петрова Ангел:
Страховой случай. (смех)
Клейн:
И чем эти 144.000 будут заниматься? Представляешь, сколько им всего останется?
Галя Петрова Ангел:
Ты думаешь, когда они принесут свои деньги, чтобы страховаться, им этот вопрос придет в голову? Потом, может, они и задумаются.
Клейн:
Ага, и тут вы. (смех) А почему вас так тянет на такие экстравагантные способы зарабатывания денег?
Кто-то (ангельским голосом):
Им халявы хочется. Неистребимая тяга.
Клейн:
Ах, вот как, делать нечего, поэтому оставим 144.000, остальных убьем... Вас нельзя делать ангелами! (смех) Пока еще нет. Нет, ну, что это такое? - Мы тут только разбежались за последние 2.500 лет, расплодились - тут наука, тут это - бац! - все.
Митя-Ангел:
Юмор у нас такой сегодня черный.
Клейн:
А, знаешь, сегодня в каком-то смысле печальная дата. Начало последнего семинара.
Кто-то (ангельским голосом):
Клейн, не акцентируй.
Клейн:
Но дело в том, что это же легко решается. Как и в случае с бизнесом. Я имею в виду - это легко переходит. Бизнес переходит в развлечение, развлечение в бизнес. Так и здесь. Семинар закончится, но никто же не мешает собираться таким кругом или более широким. Мало того, мы даже уже опробовали такую форму. Это называется "упайя-пати".
Концепция "упайя-пати" в отличие от "семинара". Отличие одно. Семинар - это один человек или группа людей, которые задают какой-то тон или какой-то учебный материал, какой-то процесс, какую-то последовательность действий.
Упайя-пати - концепция такая: Раз вы такие умные, хорошие, замечательные, талантливые, креативные, юморные, то вам не нужен ни массовик-затейник, ни лектор с лекциями, а нужно собираться и что-то такое из себя излучать, придавать этому какие-то формы и веселиться. А так как все еще и умные, и достаточно разнообразный опыт, то можно будет и друг у друга чего-то и полезное подхватить, научится. Вот концепция Упайя-пати.
Егор Кожевников:
У тебя есть, конечно, право радоваться. Последний семинар. (смех)
Клейн:
Я думаю, что под Новый год  вполне реально, что такое подобное закрутить. И, наверняка, кто-то уже что-то замышляет. (смех)
Участник:
Недоброе. (смех)
Клейн:
Да. Так что это не конец света - то, что семинары заканчиваются - а просто новая полоса. Тем более, семинары были по Второй логике. Не просто по чему-то, а по Второй логике. И я бы хотел на этом семинаре подвести некоторые итоги.
Галя Петрова:
Экзамен?
Клейн:
Ну, типа.
Участник:
Ну, чего-то мы последний год про Вторую логику чисто так... мелькало вокруг да около.
Клейн:
Да, да, да. Ну, этого все равно достаточно, чтобы въезжать.
Ангел Аня:
Клейн, тебе прежде надо было спросить: ребята, можно я подведу итоги?
Клейн:
Ребята, можно я подведу итоги? А зачем мне нужно это было спросить?
Ангел Аня:
Ну, ты просто сказал, что вот последний семинар, надо было бы подвести итоги. Как-то неуверенно.
Клейн:
То, что ты восприняла за неуверенность, это размышление пока идущее, как, как в какой форме это подводить. В жестокой или в очень жестокой. (смех) Сострадание борется с...
Света Чайка:
Я за очень жестокое.
Клейн:
Заочно? Ты стала заочно жестокой?
Света Чайка:
В смысле?
Клейн:
Ты сказала - "заочно жестокая".
Света Чайка:
Я изменилась.
Клейн:
Ты была такая белая, пушистая. Ты повзрослела. И ты уже меня не ждешь к себе в Питер.
Света Чайка:
В прошлом ноябре, ровно с первого приезда на семинар прошел ровно год.
Клейн:
И?
Света Чайка:
И я говорю, я изменилась. Благодаря твоим семинарам.
Клейн:
Хороший повод подвести некоторые итоги. (смех)
Кто-то (ангельским голосом):
Очень жесткие.
Клейн:
Расскажи.
Света Чайка:
Что?
Клейн:
Как ты изменилась.
Света Чайка:
Надо же какие-то конкретные вопросы задавать, потому что внешне не изменилось ничего.
Клейн:
А мы по ходу, по ходу.
Света Чайка:
Внешние обстоятельства, я имею в виду работа, семья. Вот, например, Эгле - она переехала жить в Москву.
Клейн:
Но это поверхностное изменение, как волосы в зеленый цвет покрасить.
Света Чайка:
Нет, простите, пожалуйста - поменять государство.
Клейн:
Это как волосы в зеленый цвет покрасить.
Света Чайка:
Эгле, ты здесь? Для тебя переезд в Москву - это как просто волосы покрасить?
Клейн:
Я не говорю, как это было для Эгле. Я говорю, как это на самом деле. Мало ли это как кажется Эгле. Эгле это может казаться как угодно. Если она очень умная, то это как волосы покрасить в зеленый свет. Если еще недопросветлилась, то будем считать, что - большое изменение.
Света Чайка:
И?
Клейн:
Ты как изменилась?
Света Чайка:
Клейн, я так не могу, мне нужны конкретные вопросы.
Клейн:
Ты хорошая?
Света Чайка:
Этот вопрос ты уже задавал.
Клейн:
Когда?
Света Чайка:
Ты в прошлом году меня спросил.
Клейн:
Да что ты? (смех)
Света Чайка:
Ты меня спросил - хорошая или нехорошая. Или ты меня спросил - добрая я или недобрая?
Клейн:
Но ты же говоришь, что ты чувствуешь, что за этот год произошли внутренние изменения. Ну, и чего тебя щипцами из тебя тянуть? Или это какие-то стыдные изменения? Ну, не знаю, может, ты была девственницей? (смех)
Ангел Аня:
Света - не ребенок.
Клейн:
Как? (смех)
Света Чайка:
Если брать Вторую логику, то я поняла, что любое событие, явление можно рассматривать в определенных границах рассмотрения, тогда это дает возможность принимать правильное мудрое решение, в данной ситуации. То есть проведение границ. Раньше я...
Клейн:
Но ты же говоришь, что ты изменилась как человек, что стала более жестким.
Света Чайка:
Я это не сказала.
Клейн:
Но ты же это имела в виду?
Света Чайка:
Мышление изменилось, благодаря семинарам, на которых я узнала о Второй логике, потому что читать, я там читала в принципе не очень много. А вот на семинарах - да, очень много разговаривают, много было бесед и как бы именно  применение Второй логики в мышлении. Я стала более четко мыслить, я стала более концентрированно принимать решения в ситуациях, которые я проходила по жизни.
Клейн:
И тебе кажется, что ты стала более жесткой?
Света Чайка:
Я не стала более жесткой.
Клейн:
А какой ты стала?
Света Чайка:
В каком плане?
Клейн:
В плане концентрированности.
Света Чайка:
Я стала более четкой в своих действиях. Я стала более осознанно принимать решения. Самое главное, что я поняла, что вся моя жизнь - это  результат только моих действий и больше ничьих. Что только я сама строю свою жизнь. Я сама построила свою жизнь. Никто мне никаких препятствий, ограничений не делал. Я ее сама построила, на основании своих решений, и я  поняла, что теперь я... Если это раньше все было неосознанно, то сейчас я сама осознанно строю свою жизнь.
Клейн:
Жить тебе стало легче или тяжелее?
Света Чайка:
(пауза) Легче.
Клейн:
А если подумать? (смех)
Света Чайка:
Начнем с того, что я жить не хотела. У меня было несколько попыток самоубийства.
Клейн:
Ты не хотела жить в течение этого года или?
Света Чайка:
Вообще в течение всей жизни. Вот такое направление было - жить не хотелось совсем. А сейчас вот появилась жажда жизни.
Клейн:
Жажда жизни - это устойчивое словосочетание. (смех)
Света Чайка:
И ЖЖ появилась. (смех) Клейн, я хочу жить. Я очень хочу жить. А год назад мне жить не хотелось.
Клейн:
Хорошо, мы тебя записываем в число 144.000. (смех)
Митя-Ангел:
Один миллион долларов. (смех)
Клейн:
Ну, это да - в рассрочку ж можно. (смех)
Кто-то (ангельским голосом):
Да, мы это обсуждали. Ипотека. (смех)
Клейн:
Ипотека? А залог у тебя есть? Что можешь заложить нам? Душу? Жизнь?
Света Чайка:
Я подумаю, что встречное предложение...
Клейн:
Отлично. (пауза) Жажда жизни появилась.
Света Чайка:
Да.
Клейн:
Все-таки можно сказать, что если не легче, то лучше стало жить?
Света Чайка:
Да, но вот легче, слово такое... легче, тяжелее...
Клейн:
Ну, понятно, что я тебя запутываю.
Света Чайка:
Стало очень интересно жить. Раньше мне было не интересно, состояния радости жизни не было.
Клейн:
А на вид была веселая, а сейчас наоборот.
Света Чайка:
Мало ли что была на вид. Вот внутренне. Внутренне была темнота. А сейчас свет, причем яркий, ослепительный. (пауза)
Клейн:
Я бы хотел, чтобы... Ты же год назад?
Света Чайка:
Да, ровно год.
Клейн:
И за это время ты была, по крайней мере, на четырех семинарах?
Света Чайка:
Да, не меньше.
Клейн:
Плюс, так как ты девушка взрослая и серьезная, то постоянно, ежесекундно шли правильные, внутренние процессы. Плюс ты зафиксировала, что здесь каким-то боком завязана Вторая логика. А, следовательно, для тех, кто сегодня в первый раз, а может быть, не в первый раз, а во второй, но в любом случае не дотягивает до четырех раз пребывания на семинаре... - я бы хотел, чтобы ты вместе со мной поучаствовала в ответах на вопросы "что такое Вторая логика".
Света Чайка:
Хорошо.
Клейн:
Не только в ответах, а даже когда кто-то что-то говорит, активно встревала со своей Второй логикой.
Света Чайка:
Я еще хочу добавить про Вторую логику, что она позволила мне видеть суть происходящих ситуаций. Например, на работе, если раньше я видела только картинки - вот что-то там не получается, например - но я не понимала, почему это происходит.
Клейн:
Ты работаешь кем, чем?
Света Чайка:
Главным бухгалтером. Почему я не могла, например, решить какую-то проблему? Я теперь вижу суть вообще "почему эта проблема возникает". То есть, например, раньше - была проблема, и я начинала решать проблему. А сейчас я действую совсем по-другому - я сначала понимаю суть вообще, как она появилась эта проблема, и убираю вообще источник возникновения проблемы. И со временем это превратилось в то, что у меня вообще нет ситуации, когда проблема возникает. Потому что изначально...
Клейн:
Это все за год?!!
Света Чайка:
За год.
Клейн:
Какой я молодец! (смех)
Света Чайка:
Да, Клейн, ты - молодец! Причем, самое замечательное это то, что буквально полтора месяца назад... Я с директором по своей фирме по каким-то профессиональным вещам очень завязана. Вот я когда к нему подошла и ему пояснила, почему у нас в этой зоне плохо, объяснила подноготную, почему это происходит, и он со мной согласился, то есть я ему свое видение рассказала, что там именно неправильно распределение зон ответственности и поэтому вот внешних результатов нет. И он со мной полностью согласился и сказал, что он организационную структуру изменит. То есть вообще можно даже такие вещи обсуждать с руководителями. А раньше такого у меня не было.
Клейн:
Мне понятно, о чем ты говоришь. (Орысе) А тебе понятно?
Орыся:
Не особо.
Клейн:
И как тебя зовут?
Орыся:
Орыся.
Клейн:
Хорошо. (Свете) Ответь, пожалуйста, Орысе, подробнее расскажи. Насколько я понимаю, ситуация выглядит таким образом:
Ты была главным бухгалтером. И есть. У тебя были проблемы с сотрудниками. Как-то ты видела общую ситуацию. Прошло какое-то время. Несмотря на то, что ты работаешь там же, выполняешь ту же функцию, ты стала видеть суть процессов, которые происходят вокруг тебя. Ты перестала конфликтовать с коллективом и с какими-то процессами.
Света Чайка:
Да-да.
Клейн:
То есть исчезли проблемы, ты совершенно свободно теперь можешь разговаривать с людьми, начиная с курьера и кончая директором...
Света Чайка:
Ну, это всегда было, но...
Клейн:
...и доносить до них свои мысли по поводу - ну то, что сейчас ты рассказывала - по поводу устройства процессов. Фактически, вмешиваться в их зону компетентности. Ну, это же не бухгалтерия, то о чем ты разговаривала с директором?
Света Чайка:
Да, да.
Клейн:
Это же менеджмент, причем, такой... системный.
Света Чайка:
Это, как раз, работа - распределение зон ответственности, распределение конкретных людей, которые принимают решения в этих зонах ответственности. Я имею в виду этот разговор, который был с директором. Я когда на него выходила - я же не знала реакцию его на это? Он мог сказать, что нет, у него свое видение, у меня свое. Он мог сказать, что я совсем это по-другому все вижу. А то, что он согласился со мной - а он является очень умным и мудрым человеком - это говорит о том, что ты с уровня "начальник-подчиненный" переходишь на уровень одинакового понимания ситуации, в которой ты находишься. Например, ведение бизнеса.
Орыся:
Каким образом ты смогла увидеть этот комплекс?
Света Чайка:
Вот возьмем Вторую логику.
Клейн:
(Свете) Перед тем, как ты ответишь на этот вопрос... Орыся, а ты кем работаешь?
Орыся:
Я редактор журнала.
Клейн:
Редактор журнала. Ну, это такая достаточно высокая должность.
Света Чайка:
По статусу - это директор фирмы? Редактор журнала?
Орыся:
Я один из редакторов  в журнале, не главный редактор.
Клейн:
Генеральный директор для тебя - величина?
Орыся:
Для меня лично величина - главный редактор. У нас нет генерального директора.
Клейн:
Это для тебя большая величина?
Орыся:
У меня нет страха перед ним какого-то, что я себе не позволяю чего-то...
Клейн:
Это так и происходит, когда твой личный масштаб дорастает, и идет такое "естественное позволение". Потому что в какой-то момент... Вот, допустим, такая должность, как вице-президента банка или председатель правления банка. Это большая должность. И человек, молодой, который находится на какой-то точке своей жизненной траектории, видит, что это ого-го, величина, и "я там не могу". Но в какой-то момент, если он движется, если он дорастает - для него это становится "его уровнем". Это совершенно естественно. Точно так же студент, который учится, учится, потом идет в аспирантуру, начинает лекции читать, и вдруг понимает - бац! - прошло два года, и он себя отождествляет не с уровнем студентов, а с уровнем преподавателей. И тогда он начинает смеяться и хохотать - как же это студенты так его боятся? - вспоминая, прежде всего, себя два года назад. Оказывается, совсем все не так.
Действительно, существуют некоторые внутренние уровни само-отождествления, взросления, или "прохождения каких-то точек масштаба", когда ты получаешь возможности. Потому что, если этого нет, если разные масштабы, то контактировать в нужном режиме с людьми на этом уровне, доносить до них мысли, получать соответствующую реакцию - такой возможности нет. Когда ты с директором говоришь, как с коллегой.
Существует не только "видеть суть процессов", "не конфликтовать", но еще и "растет внутренний масштаб". Это отдельный процесс, он существует, о нем нужно знать, и, в общем-то, многие вопросы не разрешимы, пока масштабы разные. Повторю еще раз, масштаб - это когда сам себе позволяешь, когда внутренне дорастаешь. Можно расти медленно, можно расти всю жизнь и прорасти всего на 2 ступеньки, и всю жизнь говорить: "вот, начальство". Когда так говоришь - это так и себя отождествляешь. А можно быстро прорастать. Кстати, для этого очень хороший способ - это контактировать с людьми разных масштабов, разных уровней. Желательно, с детства, с юности. Ну, опять-таки, надо быть смелым, хорошим.
Орыся:
Мне кажется, когда говоришь: "вот начальство..."
Клейн:
Мы это не обсуждаем, здесь таких нет, которые так говорят. Я это привожу, как почти карикатурный пример. (Свете) Итак, твой внутренний масштаб вырос.
А в других аспектах жизни, не только на работе? Существуют еще дети, существуют мужчины, существуют еще что-то там. Как там?
Света Чайка:
Стала ли я более мудрая, что ли?
Клейн:
Ты видишь суть процессов на работе, а вне работы суть процессов видишь? А если видишь, что делаешь? (смех)
Таня Слинка:
Знаешь, Клейн, нужно делать перерыв, сейчас будет ужин.
Клейн:
7 часов? Отлично. Как там? Ты не знаешь, что будет? Я мечтал о котлетах, пюре. (смех)
Егор:
Знаю, картофельное пюре.
Клейн:
Ну, тоже не плохо.
Света Чайка:
Егор, а ты откуда знаешь?
Егор:
Я читал меню! (смех)
Клейн:
Ну, хорошо, тогда перерыв на ужин, и нужно будет воды организовать, так чтобы пить побольше. (тихая, спокойная музыка, смех)

 

Часть 2 (после ужина)

Клейн:
(Свете Чайке) Какая связь между мудростью и Второй логикой? Как это - "ездила на семинары по Второй логике и - помудрела"? Как это связано?
Света Чайка:
Вторая логика научила меня рассматривать все процессы и явления в "границах рассмотрения", и границы рассмотрения провожу я сама. Для того чтобы принять какое-то решение в ситуациях, которые я прохожу по жизни... Ну, я так не могу, мне надо какие-то конкретные вопросы.
Леша Рудырык:
Что такое "границы рассмотрения"?
Клейн:
На этот вопрос можешь не отвечать, это я буду рассказывать. Итак, "границы рассмотрения" - вопрос фиксируем, но пока пропускаем.
Света Чайка:
Но самое главное ... зависит от того, как ты проводишь эти границы.
Клейн:
Света, мы можем с тобой как-то донести понятие о Второй логике до других людей, особенно до тех, кто не очень это хорошо знает или не знает вообще?
Света Чайка:
Ну, конечно, Клейн, ты этими людьми занимаешься все это время, доводишь до сведения людей. (смеется)
Клейн:
Ты считаешь, что у меня это получается?
Света Чайка:
Да.
Клейн:
На твоем примере? Что ты потом ничего сказать не можешь. (общий смех)
Света Чайка:
Я могу рассказать на конкретных примерах.
Клейн:
Хорошо. Но если убрать такой критерий, что "нужно что-то пересказывать", взять такой критерий, что "ты видишь, что меняется твоя жизнь, твои способы действий в этой жизни" - то, все-таки, мне удалось до тебя донести что такое Вторая логика?
Света Чайка:
Да.
Клейн:
И это не какая-то тайная доктрина, то есть это, в общем-то, можно донести до другого человека?
Света Чайка:
Применительно можно, если идет внутренняя работа...
Клейн:
До любого человека можно донести это знание, умение?
Света Чайка:
Нннеет... (общий смех)
Клейн:
Вот! (тоже смеется)
Света Чайка:
Нужен определенный уже уровень развития интеллекта, потому что...
Клейн:
Определенный, ты имеешь в виду "включая предыдущие жизни"?
Света Чайка:
(смеется) Нет, я имею в виду, что если человек не осознанный, он ничего не поймет про Вторую логику.
Клейн:
А, вот смотри... э-э-э, как тебя зовут?
Иван:
Иван.
Клейн:
Иван. (Свете) Вот Иван - осознанный, или не осознанный?
Света Чайка:
Я могу только за себя говорить...
Клейн:
Секундочку. Вот мы с тобой смотрим, предположим, на Ивана, и решаем донести до него доктрину Второй логики. Донести можно не до каждого, и ты этот критерий определила так: "у него должен быть какой-то уровень осознанности". Вот мы смотрим на Ивана - у него есть определенный уровень осознанности или нет?
Света Чайка:
Есть. (смеется)
Клейн:
За этим стоит следующий вопрос - "кто решает"? (отвечает кому-то) Нет, в чем измеряется - это все равно. Хоть в попугаях. Кто решает, есть у него этот уровень осознанности или нет? Он или...
Света Чайка:
Про свою жизнь Иван решает все сам за себя.
Клейн:
Мы не говорим про всю жизнь, мы в его жизнь не вмешиваемся. Мы до него хотим донести доктрину Второй логики. Мы исходим из того, что донести можно не до каждого. Не до каждого - это значит, что у него такой или такой уровенью Кто решает какой у него уровень? Он сам или мы - те, кто доносят?
Света Чайка:
Донести можно до любого человека, а будет он применять это или не будет, и как он это будет применять...
Клейн:
А что значит "донести"?
Света Чайка:
Ну, рассказать.
Клейн:
Нет, ну как "рассказать"... Рассказать так, чтобы он понял! Если он поймет, он, конечно, это будет применять.
Костя-эзотер:
Если тот человек, который доносит, обладает Второй логикой, то он может донести.
Клейн:
До каждого?
Костя-эзотер:
Да, до каждого. Потому что он может войти в границы того человека.
Клейн:
Тут Леша подсказывает, у него может срок жизни кончиться, пока он пытается заниматься донесением Второй логики.
Костя-эзотер:
(неразборчиво)
Клейн:
То есть ты считаешь, что тот, кто движется по пути Второй логики - он полный идиот, он не может отличить сразу, должный уровень или не должный, тратить на тебя жизнь или нет? Или подыхать по дороге?
Костя-эзотер:
Не знаю.
Клейн:
Ну, по крайней мере, он может хоть какие-то приблизительные выводы сделать. (обращается к Свете Чайке) Вот ты, когда встречаешь человека, видишь, можно донести до него или нельзя?
Света Чайка:
Вторую логику?
Клейн:
Да.
Света Чайка:
Рассказать можно кому угодно.
Клейн:
Рассказать - да. Давай определимся: есть "рассказать" - и есть "донести".
Света Чайка:
Донести... Что ты подразумеваешь под словом "донести"?
Клейн:
Чтобы он понял, о чем идет речь. И, кстати, это подразумевает "начал делать следующие действия, шаги". Понял, о чем идет речь, восхитился...
Кто-то:
Обязательно восхитился! (общий смех)
Клейн:
И начал стремиться.
Света Чайка:
Донести до него можно, но как он это все воспримет, зависит от него.
Клейн:
Ну, хорошо. М-м-м.
Миша Мачулин:
А, по-моему, по глазам видно. (общий смех)
Митя:
А если в черных очках? (смех) Вот Иван, представь себе, сидит в черных очках. Ты будешь доносить до него Вторую логику?
Клейн:
Ты Ивана уже знала?
Света Чайка:
Нет, вот мы только приехали днем, мы с ним пообщались немножко...
Клейн:
И что он тебе такого сказал, что ты решила, что он - осознанное существо? Какой такой ключик он подобрал для женского сердца?
Света Чайка:
Ну, я его так воспринимаю. Ивана я воспринимаю таким образом, что он умный человек. Естественно, до него... не то что можно донести Вторую логику, если он не знает, что это такое... - может, он знает, что это такое? - Он будет ее использовать... восхитится и использовать. (смеется)
Иван:
(говорит неразборчиво)
Клейн:
Это вопрос не такой глубины. Там по реакции, по процессу общения, так или иначе, достаточно ясно становится.
Но, действительно, определяет тот, кто обладает этим учением - он определяет, будет ли он доносить до этого человека эту "тайную" доктрину. Это ответ на тот вопрос, кто решает, кто определяет - достаточен ли уровень, или не достаточен. И совершенно даже неважно - на самом деле этот уровень существует, в чем он измеряется, что он из себя представляет. Потому что важен конечный результат. Что Света, например, говорит - "о, вот ему буду рассказывать, целый месяц буду ходить на свидания и рассказывать!" Это важно - этот конечный результат. "Вот ему! А ему - не буду!"
Света Чайка:
Да, такое есть.
Клейн:
Есть такое понятие - "интуитивная мудрость". Но даже это неважно - как она решает. Важно, что в какой-то момент какой-то человек это решает, и знание начинает распространяться. А что ты упомянула, Света, что ты читала, что-то не понимала, а когда стала ездить на семинары, то что-то поняла? Что, есть разница между текстами и семинарами?
Света Чайка:
Да, разница - просто читать, и окунуться в этот поток сознания - есть. Живое общение дает намного больше, уровень взаимодействия, чем просто читать тексты.
Клейн:
А лекции, когда ты читаешь - это не действует вообще или слабее действует, или действует по-другому, как?
Света Чайка:
Это действует, но действует слабее. Но это абсолютно действует, потому что на сентябрьском семинаре, или еще на каком-то, была лекция, ты там сказал, что "весь мир - он создан для меня". И когда я эту фразу прочитала, у меня такое состояние было, чуть ли не до головокружения - так я прочувствовала эту фразу на себе, что да, вот весь мир, который создан - он создан для меня.
Учащийся:
Испытала некое состояние другое, прочувствовала - что изменило это?
Света Чайка:
У меня еще внутри нет такого, что ты, раз - изменился, вот это белое, вот это черное - так не бывает, все постепенно идет. И идет постепенно, маленькими такими шажочками...
Клейн:
Не убедительно.
Света Чайка:
Это не так, что ты сейчас такой, а через пять минут ты другой - так не бывает. Должно пройти какое-то время.
Учащийся:
Ты когда это прочитала - разве это было не моментальное изменение?
Света Чайка:
Задай тогда еще раз вопрос. Ты у меня спросил именно что - как это состояние повлияло?
Учащийся:
Ты говоришь, что ты прочитала высказывание Клейна, и оно произвело глубокое впечатление. А результат какой? Какой от этого толк, грубо говоря?
Света Чайка:
Результат какой? Я говорю, что я начинаю меняться. Это изменения внутренние, я их словами не могу описать.
Клейн:
Ты же говорила о том, что в личной беседе что-то - оно подействовало, произвело впечатление, а просто читать недостаточно?
Света Чайка:
Клейн, я говорю, что когда что-то читаешь, идет взаимодействие одного уровня, когда приезжаешь, и общаешься вживую - эффект намного выше.
Клейн:
Этот вопрос - его нужно зафиксировать. И ни в коем случае не перескакивать на вопрос "какой смысл меняться" или "что после этого". Сейчас Света говорила об одном конкретном вопросе - что в результате личного взаимодействия, на семинаре со мной, а, наверное, и с другими людьми, эффективность для внутренних изменений - она гораздо выше, чем когда просто читаешь текст. Это совершенно ясный, понятный тезис, на нем остановимся. Когда ты спрашиваешь: "какой смысл меняться"...
Учащийся:
Нет, я не это спросил.
Клейн:
А что ты спросил?
Учащийся:
Я спросил: что в результате, после того, как она прочувствовала твое высказывание?
Клейн:
Вот смотри: после того, как она прочувствовала высказывание, она изменилась. Следующий твой вопрос: "какой смысл меняться?".
Учащийся:
На самом деле, то что изменилась - это не факт.
Клейн:
Света, ты врешь! (общий смех)
Учащийся:
Я не говорю, что Света врет.
Клейн:
Света...
Кто-то:
...ты что-то от нас скрываешь! (общий смех)
Учащийся:
Я могу пережить много приятных или острых, или каких-то глубоких переживаний, но вопрос, поменяюсь ли я после этого?
Клейн:
Стоп, стоп. Ты хочешь научиться - правильно я тебя понимаю? - различать, когда ты изменился, когда нет? Я тебя научу.
Учащийся:
Хорошо.
Клейн:
Смотри: вот ты, например, изменился... (общий смех) Хорошо, если изменился, значит, это не ты уже?
Учащийся:
Да.
Клейн:
А если ты - значит, не изменился?
Учащийся:
Да!
Клейн:
Ну!? (общий смех) Думай! (смеется)
Учащийся:
Хорошо.
Клейн:
Ну, так изменился или нет?
Учащийся:
Изменился.
Клейн:
Значит не ты, значит, к тебе это никак не относится.
Учащийся:
Теперь относится.
Клейн:
Да-а-а... ты по-прежнему неизменен.
Учащийся:
Хорошо.
Клейн:
Что хорошо? (смеется).
Учащийся:
Двойственность хороша.
Клейн:
(смеется) Ты знаешь, это нужно мультик нарисовать: рак выныривает - у него глаз так хорошо устроен, чик, гвоздиками... (показывает, общий смех) И Иван еще сказал про границы рассмотрения, он спросил: "что такое границы рассмотрения?"
Света Чайка:
Общими словами, да, это рассказать?
Клейн:
Какими хочешь. Потому что ты начнешь, там, глядишь, Ежик подхватит, Алан... Смотри, как два святых сидят. Только Алан - старший святой. Не только потому что ростом повыше, но, смотри, над ним антенна торчит. (общий взрыв смеха)
Света Чайка:
Границы рассмотрения лучше на конкретных примерах описывать. Почему? Потому что, когда ты попадаешь в какую-то ситуацию, из которой тебе нужно  выйти...
Миша:
Я работаю, мне не нравится моя работа, или мне кажется, что мне не нравится моя работа, потому что я не умею сделать так, чтобы она мне нравилась, я думаю, увольняться мне или не увольняться? Как тут провести границы?
Света Чайка:
У тебя проблема - увольняться тебе или нет? Ты не можешь принять решение?
Миша:
Да.
Клейн:
Ты же знаешь эту классическую историю?
Миша:
Не знаю, знаю ли.
Клейн:
К Сократу пришел молодой человек и говорит: "Скажи, о великий Сократ, увольняться мне или не увольняться?" - А он говорит: "Делай что хочешь, все равно пожалеешь!" - Почему? Потому, что Сократ видит в других границах. Он смотрит на тебя и видит, что дело не в том, уволишься ты или не уволишься, а что у тебя вот такой уровень сознания. (показывает руками) Вот будет вот такой - и вопроса не возникнет, например. А вот такой - что бы ты ни делал, будешь спотыкаться. Он это рассматривает в других границах. А что ты хотела сказать?
Света Чайка:
Миша, ты не знаешь, увольняться тебе или не увольняться. Соответственно, ты не знаешь, нравится тебе то, что ты делаешь или нет. Вот если бы тебе нравилось то, что ты делаешь, у тебя вопроса такого вообще бы не стояло.
Миша:
С одной стороны. С другой стороны я знаю, что сначала не нравится, а потом втягиваешься. Как с обливанием, например.
Света Чайка:
Подожди, вот ты, как бы...
Клейн:
Смелее, Света!
Света Чайка:
Тебя что держит на работе? Ты не знаешь еще, хочешь ты этим заниматься или не хочешь, но ты не увольняешься. Тебя что там держит?
Миша:
Возможность оставаться в Москве, и возможность что-то здесь искать.
Света Чайка:
Соответственно ты проводишь границы - "ты хочешь жить в Москве". Ты провел границы, это твои границы рассмотрения - "ты живешь в Москве" - тут у тебя вопросов не возникает. Дальше, следующий аспект твоей жизни - твоя профессия. Ты проводишь границу, в какой профессии ты хочешь работать?
Миша:
Тебе конкретно?
Света Чайка:
Конкретно. Ты мне задал конкретный вопрос, у тебя проблема, ты не знаешь увольняться тебе или не увольняться. Берешь свою жизнь и рассматриваешь ее в "границах рассмотрения".
Миша:
Получается много-много вариантов, ни в одном из которых я не уверен.
Света Чайка:
Вот я тебя учу, как проводить границы рассмотрения. В какой профессии ты хочешь работать, чтоб это было тебе интересно. Ты знаешь эту профессию или ты не знаешь?
Миша:
Я могу только догадываться, я не могу точно сказать.
Света Чайка:
Соответственно, ты не можешь провести границы, потому что ты не знаешь, чего ты хочешь. Если ты не знаешь, что ты хочешь вообще, у тебя нет цели, то ты и границы не можешь провести. Соответственно, ты должен...
Клейн:
Светочка, остановись на одну секундочку. Вот смотри. (обращается к Мише) Почему ты не можешь провести границы? Не потому, что ты не можешь провести ни одной границы, а потому, что ты можешь провести миллион границ, и они все для тебя равноценны, в том смысле, что ты не можешь сделать выбора.
И вот тут тебе сейчас Света сказала очень концептуальную вещь: в тот набор критериев, по которым ты выбираешь границу - а в данном случае, между тем, что "выбираешь" границу рассмотрения и "проводишь" границу рассмотрения, мы спокойно можем поставить знак равенства - обязательно должен входить такой параметр, как "что ты хочешь"!
Вот это "что ты хочешь" позволяет тебе сделать выбор из миллиона - на самом деле, из бесконечного количества - возможных границ, или возможных картинок. Смотри, в чем сложность: когда ты пользуешься обычной логикой, формальной логикой, Аристотелевой логикой, первой логикой, то у тебя всегда присутствует конечное количество элементов.
А здесь ты оперируешь не столько объектами, сколько пространствами, внутри которых ты можешь строить тогда алгоритмы. То есть брать конечное количество чего-то и что-то там перекладывать. Ты оперируешь бесконечным количеством границ и, фактически, бесконечным количеством пространств. Причем, все это ты должен делать не за миллион лет, а очень быстро. Желательно, мгновенно. И вот оно выбрано.
Обращаю твое внимание на этот аспект. В проводимые тобой границы рассмотрения процессов, явлений - обязательно должно входить "что ты хочешь"! Пока ты не знаешь, что ты хочешь...
Миша:
Так я только об этом и думаю.
Клейн:
Так, и?
Миша:
И, и... (пожимает плечами)
Клейн:
Тогда это другой вопрос. Тогда это вопрос такой: "в чем должен пребывать добрый муж или добрая..." - ну, ты же читал "Алмазную Сутру"?
Миша:
Да, я ее прочел.
Клейн:
Да, в чем должен пребывать благородный муж...
Миша:
Пребывать в мысли о боддхи, чего-то там... (смех)
Клейн:
Ну, вот! И там целая сутра ответ на этот вопрос.
Миша:
Хорошо, я ее почитаю.
Клейн:
В чем должен пребывать...
Миша:
Это о том, что нужно помогать  всем живым существам?
Клейн:
Нет. Это вопрос о том, что для того, чтобы найти, что ты хочешь. Что, в общем-то, является чуть уменьшенной, чуть сжатой, но, тем не менее, формулой "познать себя". Потому что, когда начинаешь сильно глубоко разбираться в вопросе "что ты хочешь", то там, знаешь, нужно разобраться не только в вопросе "что", как кажется на первый взгляд, но и что такое "хочешь"? И что такое "ты"? - А это совсем другие глубины. (смеется)
Миша:
Так что - только просветляться? Чтобы ответить на этот вопрос?
Кто-то:
А что делать сейчас?
Клейн:
Поэтому другой вопрос: В чем пребывать, чтобы дойти хотя бы до какой-то ступеньки этого самоопределения? В чем прибывать, в каком процессе, в какой сумме процессов, что делать в этот момент, о чем думать, как себя вести, к чему стремиться? Имея основным фактором, что ты еще не докопался до какой-то глубины самого себя и не определился.
Понятно, что можно рассмотреть это все как, что ты "определишься полностью, когда достигнешь просветления". Можно немножко по-другому, пополам этот пункт - что вот здесь уже создается критическая масса, когда ты уже как-то начинаешь осознанно себя вести, хотя еще до конца окончательного просветления еще не дошел. Вот, в чем должен пребывать? Можно это еще более подробно, я имею в виду на еще большее количество этапов. Как стремиться к совершенству, пока мы не совершенны?! Что значит "я изменился"? Если изменился, значит уже не я, а если я, то значит не изменился? Чуть поглубже глянешь на любой процесс, на любое явление вокруг нас - то, в чем мы прибываем, оно все вот так устроено. (сплетает пальцы рук) И это называется - "дзен". Такое "совмещение несовместимого". Причем, не просто в одну корзину или механически, а то, что оно вот такое - живое и противоположно-взаимопереплетенное. И оно - живое, только потому, что оно такое. Потому что это переплетение противоположностей - оно служит источником жизни для всего. И все живое - оно вот такое. И это есть дзен. Дзен - это мышление, адекватное тому восприятию мира, когда ты способен его видеть настолько глубоко, что видишь его так. И тебе в этом во всем нужно как-то разбираться с целью выстраивания своей траектории, своего жизненного пути, своих действий. И это мышление, адекватное устройству мира, которое, извини за тавтологию, видится, то есть мыслится, с какого-то уровня глубины, это мышление адекватное самому себе, то есть соприкосновению с таким миром. Да.
Митя:
А что делать - непонятно. Прямо сейчас, имеется в виду.
Клейн:
А вот, вот - это, как и дзен, непонятно. Особенно, если думать, если умом. Или пытаться облечь в слова. А так, двигаться - понятно. Быть хорошим, эти вот... - не Четыре Благородные Истины, а Восемь... как они называются? Ой, буддисты! Тоже мне!
Митя:
Вообще-то "Четыре Благородные Истины" и "Восьмеричный Благородный Путь".
Клейн:
О! (аплодисменты, смех) Недаром разлегся как Будда, в центре площадки, где люди теснятся! Еще и бабу приволок. Ладно. Благородный Восьмеричный путь - правильная речь, правильное мышление, правильное понимание, правильное устремление, правильное хотение, правильное кряхтение, правильное (общий смех) сопение и лежание.
Кому интересно, найдите и прочитайте классическую формулировку.
Ну, понятно, возникает следующий вопрос: что такое "правильно"? Ну вот, знаешь, "правильное" - это что означает в переводе? - Не морщить лоб, улыбаться, сохранять хорошее настроение, вырабатывать текучесть, безмятежность, чистоту внутреннюю совершенствовать... что?
Кто-то:
(говорит что-то неразборчиво про правильность).
Клейн:
А тут мы возвращаемся к вопросу "кто определяет какой уровень?". Потому, что Будда так сказал, потому, что я так сказал, всё! Нет больше критериев! Пока не станешь просветленным.
Кто-то:
Те, кто думают умом - пожалуйста, в христианство. Десять заповедей.
Клейн:
Десять заповедей, да - это свод такой, христианский свод, но, между прочим, это  Ветхий Завет. Потому, что Новый Завет - это "возлюби ближнего своего, как самого себя", что тоже...
Кто-то:
Это тоже из Ветхого...
Клейн:
Не надо! Что тоже дзен полнейший. Потому, что "ближний" - это ближний. И как у дона Хуана, это надо понимать в буквальном смысле! Вот рядом - вот возлюби его, как самого себя, и даже больше. А в чем дзен? Как только отвалил, за угол - "с глаз долой, из сердца вон". И как тут быть? Где она, святость? (смеется) Но, опять-таки, это если плоско. А если дзен, то все в порядке. Не потому, что беспорядочные половые связи, а потому, что, действительно, такая волна... Потому, что такое явление, что с одной стороны - глубоко наплевать на тебя, потому что перестал ты быть ближним и все, и нет здесь ничего. А с другой стороны, это действительно, любовь - причем, высшее ее проявление, без всяких там чего-то. И границы рассмотрения, они позволяют на таком уровне глубины видения мира и процессов - фиксировать, не фиксируя. Что такое "фиксировать не фиксируя"? Раз, зафиксировал, четкая картинка. Но, во-первых, ты понимаешь, что это всего лишь навсего акт твоего сознания, эта фиксация. Что никуда не делось это бурление, кипение и эта вот штука. Во-вторых, ты не можешь действовать, если ты не зафиксировал. Только зафиксировав, ты можешь сказать - "ага, оно вот так, иду туда". И вот во всем этом глубоком, да еще которое вот так (переплетается) - одновременно эту штуку фиксировать, и в ту же секунду, в тот же момент, опять ее разфиксировать, и опять во всем в этом прибывать - это и есть дзен. Это такое мышление - оперируешь этими пространствами, оставаясь конкретным простым человеком, делающим простые действия. Ну, тут дзен, тут тонкость: потому что для тебя "простое действие" - это и чай попить, и журнал по стратегии издать. Таня Куренкова!?
Таня:
Да, тут я.
Клейн:
А журнал, у тебя есть с собой журнальчик?
Таня:
Да, есть.
Клейн:
Достань. Поэтому, возвращаясь к тому, что сказала Света, очень важно для того, чтобы правильно проводить границы рассмотрения, нужно обязательно в критерии проведения включать такой критерий, как "что я хочу, что мне нужно". До тех пор, пока ты не определился ни с образом "что" - я, практически, тебе цитирую Алмазную Сутру - ни с образом "я", ни с образом "хочу", ты должен руководствоваться Восемью Благородными Истинами. И тем, как я это расшифровываю в своих ДзенХелпах и прочих своих произведениях.
Вот, видите, всем показываю, кто еще не видел. (показывает журнал, который принесла Таня) Танечка! Это Таня Куренкова, мы с ней вместе издаем этот журнал. Называется "Стратегия и конкурентоспособность". Таня. (аплодисменты) Таня, а второй журнал ты принесла?
Таня:
Какой журнал?
Клейн:
Бюллетень Клуба авиастроителей, какой-нибудь номер.
Таня:
Привезла.
Клейн:
Ты еще и глуховатая, я говорю "принесла". (смеются)
Таня:
Привезла.
Клейн:
Ладно, проведем границы: неси Бюллетень!
Таня:
Какой номер? (смех)
Клейн:
Бюллетень неси. (смех)
Света Чайка:
Это пилотный номер?
Клейн:
Какой пилотный? Это первый номер. Вот, замечательная анкета, между прочим, на последней странице.
Кто-то:
Картинки есть? (общий смех)
Клейн:
Да, картинки есть.
Кто-то:
Графики.
Клейн:
О, один! (общий смех) И еще вот такой журнал мы издаем с Таней. Таня! (аплодисменты)
Кто-то:
А при чем тут авиастроители?
Клейн:
Ну, какая разница?! Мы ж говорили - все становится предельно простым. Это, между прочим, лучший журнал профессионального авиастроения.
Кто-то:
Можно посмотреть?
Клейн:
Можно. Я сюда положу, потом посмотрите. Что ж я буду тут хаос и анархию разводить своими руками. Потом аккуратно посмотрите. И этих уже выпущено десять номеров, сегодня должен был из типографии выйти одиннадцатый, каждый месяц он выходит. А этот тоже выходит каждый месяц, выпущен первый номер. Вот, и еще раз, и кроме Тани еще я участвую в его издании как главный редактор. (аплодисменты)
"Чего ты хочешь"? - Только тогда можно проводить границы правильно. То есть, как сказала Света - быть мудрым. Вот такая связь между мудростью, проведением границ и Второй логикой. Пока не определился, пока недопросветлился до какого-то уровня, не можешь ни провести границы в этом мире, ни четко выстроить в нем свою траекторию, ни четко определиться - не можешь быть Мудрым. Плюс, на этих уровнях еще присутствуют всякие аффектации. Вспомни, еще год назад ты была злой, вспыльчивой, раздражительной, боязливой. Сейчас этого нет, этого, этого. Ну, что бы я не говорил, у тебя лицо не меняется. (Света смеется) Ха-ха-ха! (передразнивает Свету)
Кто-то:
А возможно такое состояние, когда не проводишь границы?
Клейн:
Проведение границ, осознанное проведение границ - это инструмент, это учебный инструмент. Это не есть путь, не результат всего пути - это некоторый его этап. То есть, вот здесь нужно осознать и начать учиться проводить границы, вот здесь нужно до того мастерски их научиться проводить, что это все растворяется. И уже утруждать свое сознание, волю, память и любые другие участки сил, для того чтобы проводить границы - это не нужно. Пример: в первом классе ты учишься писать букву "р" - наклон, палочка, хвостик. И часами, если ты хорошая девочка, сидишь, точишь эту букву. Но это совсем не значит, что сейчас ты задумываешься, как писать букву "р". То же самое с проведением границ. Это инструмент для того, чтобы твое умение мыслить поднять с этого уровня на этот. (показывает руками) И чтобы ты начала проходить еще более сложную зону мышления, вооруженная всем этим. Потому что, если ты это не прошла, и у тебя только вот это - в тех зонах ты не только не пройдешь, но ты в них даже и не попадешь.
Миша:
Нужно ли четко разграничивать эти уровни или можно их сочетать, совмещать?
Клейн:
Их желательно разграничивать только в учебных целях.
Миша:
То есть просто понимать, что они есть.
Клейн:
Понимать что они есть, и если не получается четко проводить границы, осознанно. Осознанно, в данном случае - это "освещая прожектором ума всякие закоулки процессов". Ты не все сможешь осветить, но к этому нужно стремиться, и какое-то намерение, какая-то тенденция - оно должно быть. Так вот, если ты что-то не понимаешь про границы или что-то не понимаешь про то, как работать головой, то ты не должен говорить себе: "А, это фигня! Потому что я знаю, что можно интуитивно здесь выбрать". А гораздо более правильной и конструктивной будет позиция, когда, если ты фиксируешь, что ты что-то не понимаешь в этом мыслительном процессе, процессе проведения границ, и, понимая, что это учебный процесс, понимаешь, что ты должен этому научиться - добиться, все-таки, того, чтобы в этом разобраться.
Миша:
Все-таки, надо сочетать.
Клейн:
Да. То есть, вообще - это, конечно, неважно, без него можно обойтись, - на самом деле. Но гораздо более конструктивно - тем более, появился такой инструмент, я имею в виду четко это сформулировано и, благодаря этому, это можно в компактной и сжатой форме достаточно быстро и эффективно проходить - пройти это, натренироваться, стать мастером этого участка мышления. Стать мастером мышления такой лиги, такого пояса желто-коричневого. Не бросать это делать.
Галя:
А как, где взять мужество, чтобы держать постоянно себя в этом? У меня такое было, в последнее время особенно - я почувствовала, я изменилась, я действительно не такая, какая была пол года назад, не я фактически. А когда я поняла, что я хочу, к чему я иду, что я хочу сделать с собой, какие качества я хочу в себе наработать, чему я хочу научиться - я поняла, что я очень провисаю. Я чего-нибудь делаю-делаю-делаю, потом, бац, и упала. И это вот состояние отчаяния, особенно последнюю неделю. С одной стороны я понимаю, что это ерунда, что это ничего не значит, это можно решить, но я вот есть.
Клейн:
Ну, твой вопрос легкий, потому что где брать силы, где брать смелость? - Внутри себя. В общении с себе подобными. Для этого нужно видеться на семинарах, вне семинаров, разговаривать с людьми, которые как-то похожи на тебя по качествам и по Пути, находясь, тем не менее, в силу разных причин, на разных этапах, разных точках.
Галя:
Этого хватает - заряд положительной какой-то энергии - только на какое-то время.
Клейн:
А кто тебе сказал, что будет легко?
Миша:
Ты каждый день в гости ходи.
Клейн:
Дело в том, что вот три источника, других нет. Третий источник - это хорошие фильмы, хорошие книги, хорошее... - ну, что-то кроме себя и других. Понятно, что нужно прийти к тому, чтобы только опора на собственный столб пламени. - Это и есть "опора на пустоту". Когда ты не цепляешься ни за друзей, ни за среду, ни за пейзажи, ни за фильмы, ни за книги. Ни за что. Вот. Ни за идеи, что вот это нужно делать, ни за вовлеченность или увлеченность этим. Ну, стоишь.
Галя:
У меня разбросалось это в последнее время. Ну, в смысле друзей, фильмов. Я поняла, что...
Клейн:
Ну, ты же раньше эксплуатировала это? - Очень хорошо. Вот Бог тебе - он же как-то к тебе относится? -  он начинает тебе эти игрушки туда-сюда. - Научишься и будешь: "о, классно! теперь я знаю и это все!" - Он скажет: "О, молодец". И начнет у тебя отбирать это "я знаю" и "молодец". (смеется) А что ты смеешься? Мы, по-моему, уже виделись с тобой, только я не помню, как тебя зовут.
Денис:
Денис.
Клейн:
Денис. Мы с тобой когда-то давно виделись.
Денис:
Да, на восьмом семинаре.
Клейн:
А у тебя, Денис, какой вопрос? Или ответ?
Денис:
Да, у меня есть вопрос насчет опоры и как вообще на себя опираться. Я вижу идеи, вижу, как я опираюсь на идеи, начинаю видеть. И не вижу себя, на что мне опереться.
Клейн:
Господа! Нужно в этой ситуации просто идти. Нет другой опоры, кроме как на себя, при всей некой ее в кавычках "иллюзорности", потому, что это опора на пустоту, это опора ни на что. Все другие виды опор еще более иллюзорны. Тот, кто это понял, как-то увидел - все, что он может делать, это идти не смотря ни на что, идти-идти к тому уровню совершенства, когда эта внутренняя опора будет становиться все сильнее, все больше будет проявляться. Просто не сдаваться, просто не падать, в смысле просто упав, подниматься и продолжать идти, желательно подниматься не через три недели, не через три дня, и даже не через три минуты, а через три секунды. Вот.
Денис:
Стать мастером безопасных падений.
Клейн:
Они, в общем-то, все безопасны, они просто болезненны, или еще они просто страшны. Сначала страшишься упасть, потом страшишься подняться, а вместе с тем, что страшишься, еще и себя жалеешь. В каких-нибудь теплых болотах собственных розовых или зеленых соплей обитаешь. Вот. (смеется) Не сдаваться. Обратите внимание, весь мир говорит: "Нужно вот так", а здесь собрались те, которые говорят: "Нет, нифига! Ни в этом, ни в этом, ни в этом я не буду вот так!". А мир-то, он поддавливает, он заставляет - там как-то идеологически, там какими-то событиями, там чем-то еще, там в лице каких-то знакомых, которые: "Ты че, дурак?!" говорят это уже тридцать третий раз. (смеется) В этом месяце. (общий смех) Вот и все. Как показывает опыт, есть результат, когда человек идет. То есть, он становится монолитнее. Причем, это происходит каким-то, ну совершенно таинственным образом, и поэтому это легко приобретает мистическо-религиозные всякие оболочки, всякие формы, потому что это действительно дзен - идешь-идешь-идешь - бум! А когда перешел, то - когда была эта точка перехода, когда хвост отвалился? - и не видно, и не заметно, и хрен его знает как. Все, что можно сказать про дзен - что это "хрен его знает как". Да, но оно есть. Идти, не сдаваться, тем более такая заявка сделана - весь мир говорит: "вот так", а кое кто из собравшихся здесь, не будем показывать пальцем, говорит: "не так, вот так".
Миша:
У меня мама говорит, что не может быть так, что все солдаты идут не в ногу, а один в ногу.
Клейн:
А, учитывая, что маму нужно слушаться, застилать постель, мыть посуду...
Миша:
Я был непослушным ребенком.
Клейн:
Ну, вот видишь, мама ж тебе не насчет философии тогда, а насчет того, что еще только собирался стать философом, но уже так проявлялся - не мыл посуду, не застилал постель. (общий смех) Вот, она как могла тебе помогала, подтормаживала тебя - ну, в том смысле, чтоб ты правильно повернул. Но она своего добилась - ты здесь. И уже почти определился. Ты же из Владивостока? Пешком пришел? (смех) Ну, это для истории.
Миша:
С обозом. (говорит с деревенским акцентом)
Клейн:
А что есть во Владивостоке? Ну, в обозе что везли-то?
Миша:
А, в обозе машины были. (все смеются)
Клейн:
Представляешь, на телегах, на лошадях. (смеется)
Миша:
Да, грузят на грузовички легковушки по три штуки столбиком, и везут вот таким образом.
Аня (из Питера):
Объясни, пожалуйста, как нужно понимать, вот ты говоришь, нужно подниматься, быть стойким. А если ты плюнул на все, а ты не стойкий, не поднимаешься...
Миша:
А, я понял, она про хиппи, вот хиппи - они расслабились и ничего не делают, ни к чему не стремятся.
Клейн:
Да что тебе эти хиппи, что тебе абстрактный вопрос - ты на себя посмотри! Все, что тебе нужно - это понять, что будешь делать ты? Мало того - что тебе нужно делать сегодня, завтра, в этот момент? Все остальное - это... А ты мне свой вопрос задала для чего, зачем тебе ответ на него?
Митя:
А мне надо решить, двигаться или не двигаться?
Клейн:
Да что тебе двигаться, куда тебе спешить, да вон говорят: лежи! (смеется) Все хорошо. У тебя какой вопрос? Я не помню, как тебя зовут, но знаю, что ты приехала из далека.
Вика:
Я? Вика.
Клейн:
Вика-Тори?
Вика:
Да.
Клейн:
Еще целый клуб создался твоих почитателей?
Вика:
Да. (смеется)
Клейн:
Вика, а ты откуда приехала?
Вика:
Из Уфы.
Клейн:
А, помню, что далеко. У тебя нет вопросов по Второй логике по какой причине? Все понятно или ну ее нафиг? Или просто так получилось сейчас?
Участник:
Вот так прямо и нету других способов стать мудрым, кроме Второй логики?
Клейн:
А какие ты знаешь еще способы?
Участник:
А я спрашиваю.
Клейн:
Хы, ты скажи: "Господи, как хорошо, что появился хоть один способ стать мудрым!" Их же не было. Раньше бывало как? Родился мудрым - мудрый, все. Не родился - не мудрый. То есть, мудрости ж невозможно научить? А тут благая весть - ты знаешь, да, ев-ангелие - благая весть. Что знаешь, такой умный?
Участник:
Знаю что евангелие - благая весть.
Клейн:
А что такое синоптик?
Участник:
М-м-м... не знаю.
Клейн:
Синоптик - это: син - это совместность, со-оптик - со-видетель.
Кто-то:
Соглядатай.
Клейн:
Вот, соглядатай. Мало того, оно превратилось в русском языке в слово свидетель - со-видетель. Синоптиками называли тех апостолов троих, кроме Иоанна, которые писали Евангелие. Иоанн потом написал, где-то примерно 66-м году датируют его Евангелие. А первые три Евангелия написали Лука, Матфей и Марк, которые непосредственно были участниками этих событий и прямо сразу записывали. Это я к чему?
Митя:
Мудрость!
Клейн:
Да. Света, можно сказать, возвестила тебе Евангелие, а ты синоптик этого счастливого момента. (общий смех) А ты что, не видела в Сикстинской капелле вот это вот, Микеланджело - встреча э-э-э...
Кто-то:
На Эльбе!
Клейн:
(смеется) Да не на Эльбе! А Евангелистских синоптиков! Ну, там они еще руки протягивают друг другу.
Кто-то:
Там искры между ними проскакивают.
Клейн:
(о чем-то совещается со Светой) Вот, поэтому нет никаких способов помудреть. А если Вторая логика, изучение Второй логики, помогает стать более мудрыми некоторым девушкам...
Кто-то:
То я вообще, блин.
Клейн:
Что? (общий смех)
Митя:
Это было выражение чувства.
Клейн:
(смеется) Ой, чувствую, рою я себе яму, но ладно, задам этот вопрос. А кто еще помудрел за это время?
Миша:
За какое?
Клейн:
За год за последний. (участники поднимают руки) И ты, что ли!? (обращается к инициатору разговора о синоптиках) Подожди-подожди, ты имеешь в виду сейчас прямо?
Участник:
Нет, за последние несколько месяцев.
Клейн:
С помощью Второй логики?
Участник:
Да.
Клейн:
Так то есть...
Участник:
В частности. (общий смех) А что, это мешает мне задавать такие вопросы?
Клейн:
Хорошо, это просто отличный результат... (пауза) Ну, похлопаем ему. (овации) Попейте воды, пожалуйста, нужно пить побольше воды.
Кто-то:
А почему?
Клейн:
И, вообще, полезно для организма. (общий смех)
Аня (из Питера):
А можно вопрос по Второй логике?
Клейн:
Да, конечно.
Аня:
А есть ли ответ на вопрос "зачем"?
Клейн:
Зачем Бодхидхарма...
Аня:
Да, да, да.
Клейн:
Конечно.
Участница:
Есть, да?
Клейн:
Конечно. (общий смех) Конечно. Он (показывает вверх на Бога) нас любит, поэтому ответ на этот вопрос есть. И мне передайте, пожалуйста, стакан с водой. Давайте как-то потанцуем, подвижемся под музыку, если она уже есть. Да, нужно подвигаться.
Кто-то:
Под барабаны.
Клейн:
Под барабаны или что-то такое. Полчаса, минут 35, как-то подвигаться, как-то погулять, потанцевать под барабаны, что-нибудь еще такое.

 

 

Первую часть лекции-беседы перевел Рахман rahman@bsbnb.kz, вторую часть - demon demon@alkom.ru. Выражаю благодарность Рахману и demonу, взявшим на себя труд перевести аудиозапись этой лекции в печатный текст.

Клейн.
4 мая 2005 г.

на главную страницу