Лекция №48:
Первая, Вторая и Третья логика, или Устройство сознания, инфантильность и депривация сна

9-й семинар по Второй логике. 20-22 мая 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ


Клейн:
Про Витлу видел мультик? - "Витла и психи" http://klein.zen.ru/zen-spirit/micro-mults/micro-mults.html - Он в передовых отрядах изучателей этого явления. Я не шучу. Вот и Шотландия тоже. Но я да, я держусь. (смех)

Третья логика, она относится к...  ммм...  Хорошо, по Второй. В философии как в двух пальцах заблудиться можно. Поэтому для того, чтобы не заблуживаться, нужно научиться четко мыслить. Да, четко мыслить можно научиться, понимая что окружающий мир - это непрерывный поток, в котором сознания проводят границы. И все знания, которые существуют, все определения - это кем-то, когда-то, конкретным сознанием проведенные границы. Проведенные настолько точно и настолько успешно, что другие сознания это подхватили, адаптировали. Не без борьбы, правда. Говорит Галилео Галилей, что вертится Земля - ему пятки начинают щекотать, прижигать, пятьдесят лет мучили, чего-то еще. Потом то, что Земля вертится - это стало традиционной мыслью, но вот он первый провел так границы, определил, создал модель, создал определенность. Вытащил из бесконечного мира вот это вот свойство. Точно так же - со всеми любыми знаниями. Поэтому правильное мышление основывается на том, что человек понимает, что окружающий его мир - это бесконечный сплошной поток, каждый предмет погружен в колоссальное количество контекстов, описывать его можно бесконечно, о процессах и явлениях и говорить не приходится. Это то же самое что с предметом, но умноженное в десять, в сто раз, а то и в тысячу. И понимание, что мир - непрерывный бесконечный поток, а мышление - это нарезание этого потока на какие-то кирпичики, на какие-то квадратики. А для того, чтобы нарезать вот эту неопределенность, вот эту бесконечность в определенность, в конечность - надо знать, понимать, как это делается. На основании чего. И вот тогда появляется то, что называется "правильное мышление".

Материалы Девятого семинара по Второй логике для всех желающих 20-22.05.2005 (Подмосковье)

И тогда становится понятно, что перекладывание каких-то шашечек, выстраивание каких-то алгоритмов - это первая логика, а создание поля, в котором перекладываются эти шашечки, и самих шашечек - это Вторая логика. То есть первая - это когда ты работаешь с конечным количеством объектов и конечным количеством операций. А Вторая логика - это когда ты бесконечность переводишь в конечность. И это совершенно разные принципы, разные подходы, разные операции.

И вот когда ты это осваиваешь - шанс заблудиться в этой бесконечности, в сложной ситуации, в сложной картинке - этот шанс уменьшается, уменьшается и уменьшается. И тогда можно приступать к более высокому уровню, где неопределенность еще раз нарастает скачком. То, что на одном из языков нужно называть "Третья логика".

Она отличается от Второй тем, что между причиной и следствием нет промежутка. Если во Второй логике ты работаешь с бесконечностью, переводя ее в конечность, но у тебя есть хотя бы то, на что ты можешь опереться, на то, что между причиной и следствием есть какой-то промежуток. И это вносит хоть какую-то определенность в работу. Когда ты работаешь в первой логике, у тебя конечное количество объектов и расстояние между причиной и следствием. Почему я говорю "причина и следствие"? Как только мы говорим о причине и следствии - можно говорить о логике. Как только мы говорим об управлении, о прокладывании своей траектории, о принятии решения, соответственно, - мы сразу же говорим о причинах и следствиях, мы сразу же говорим о логике.

Вторая логика - это вместо конечности бесконечность, но хотя бы есть расстояние между причиной и следствием. А Третья логика - это бесконечность и "причина и следствие слиты". И заблудиться там гораздо проще, чем в философии. Чем в любой области, претендующей на постижение сути каким-то более-менее ментальным путем. То есть там начинается чистая магия, "слияние, которое не слияние". Я имею в виду слияние своего потока с потоком мира, и ты сливаешься полностью, для того чтобы на этом уровне двигаться, взаимодействовать с миром максимально адекватно, отражая все его повороты. Максимально убирая границы, барьеры между собой и миром. Но ты не сливаешься, в том смысле, что ты сохраняешь свою индивидуальность. Витла чуть-чуть перешел эту границу, нырнув туда. И на третий день начинал вспоминать, чего происходило. Но так как перешел совсем чуть-чуть, то у него есть возможность вспоминать. А если переходишь далеко, то уже потом не вспомнишь. Вот. И там начинаются всякие магические штучки, к которым только-только мы приблизились, к тому, чтобы изучать дальше. Они на порядок, на два порядка, в 100 раз сложнее, чем любая обычная магия. Там нет ни заклинаний, ни ритуалов, ни действий, нет даже расстояния между причиной и следствием. Просто ты каким-то пупком начинаешь шевелить миром, будучи сам этим пупком. У девушек это получается лучше... (пауза)

Самбул:
У мальчиков - позже.

Клейн:
У мальчиков - позже. Так что Третья логика сейчас не нужна, потому что Вторая логика представляет из себя некий водораздел, некую границу. Те, кто уже продвинулся в понимании, что такое Вторая логика, и в правильном проведении границ, те уже, например, общаясь с каким-то человеком, видят - может он мыслить или нет. Сразу видно: окультурено его мышление, или нет. Расплывчато-хаотичное, или четкое. И правильное мышление - это основа самостоятельности, основа взрослости, основа отсутствия инфантилизма. Потому что инфантилизм - это неправильная модель, неправильное представление об устройстве мира, неправильные выводы для своего движения, для построения какого-то своего пути, своей траектории. То есть нечто искаженное, на основе недоделанного, и в этом смысле искаженного, способа мышления. Овладение Второй логикой - ну, в каком-то объеме - оно отличает инфантилизм от взрослости.

Ариес:
Вопрос можно, Клейн? А чем отличаются те от этих?

Клейн:
Сейчас скажу. И первая основная задача - это стать взрослым, стать  самостоятельным, научиться правильно мыслить, правильно действовать. А Третья логика, все эти могущественные силы и прочее, прочее - это потом, это сейчас пока не актуально.

"Те" и "эти" - ты имеешь в виду...

Ариес:
Те, которые умеют мыслить, и те, которые не умеют мыслить.

Клейн:
В эффективности, в результативности.

Ариес:
Нет, я имею в виду не для этого. Вот, скажем, я живу в мире, в котором... ну, я недавно жил в мире, в котором 90% людей, с которыми я постоянно пересекаюсь, мыслить так или иначе не умеют, а 10 - так или иначе умеют.

Клейн:
Да.

Ариес:
И я передвинулся в мир, в котором 90% людей так или иначе мыслить умеют, а 10% так или иначе - не умеют.

Клейн:
Мм.

Ариес:
Вот. И, в общем, мне не совсем понятно - что отличает...  Ну, каким образом я меняюсь, если я нахожусь там или не там. Мне же все равно приходится взаимодействовать с людьми, в которых я вижу какие-то штуки, которые их там зарубают и не дают ничего делать нормально. И они да и не хотят, в общем-то.  Они же тоже люди, вроде как. И значит, я иду каким-то своим путем, а они идут каким-то своим, который, видимо для них тоже правильный. Ну, а, что меня от них отличает?

Клейн:
Ну, а чуть почетче вопрос? "Что меня от них отличает". В каких границах ты спрашиваешь? Я иду тебе навстречу, ведь ты же до чего-то хочешь докопаться?

Ариес:
А, я тогда вот так спрошу: А почему я лучше, чем они?

Клейн:
Вот. Докопались. А что такое "лучше", и дальше разберись - с чего ты взял, что ты лучше?

Ариес:
Ну, скажем так. Что значит "лучше". Лучше - это значит, есть какая-то цель спереди, (смех) которую...

Клейн:
Ишь, как рассмеялись. Цель спереди у тебя! (смех)

Ариес:
Хорошо, что не сзади. Короче, я...

Клейн:
Короче, когда ты для себя определяешь что "лучше", так проводишь границы, это ты все равно наполовину их проводишь вот так: пф-ф-ф... (показывает, руками стряхивая с ушей) И привыкаешь к этому: "ну, вот - лучше". И вглубь не ныряешь. А если нырнешь - увидишь, что не "лучше".

Ариес:
Да, я когда пытался для себя это четко разложить по полочкам, я выделил такую хреновину, которая я называю - "цель развиваться". Которую там Шотландия, например, говорит, что это плохо.

Клейн:
Ну, Шотландия права.

Ариес:
Я считаю что, ну, во всяком случае, я такой линии придерживаюсь, что цель - это какая-то "большая осознанность", чем сейчас есть. И понятно, что границы я провожу таким образом, что "вот эти врубаются, вот эти не врубаются". Короче, непонятно.

Клейн:
Значит, ты не лучше. Непонятно, да, да. Шотландия говорит, что ставить цель "развиваться" - это фигня полная. Да, верно. Для вот этого уровня, вот в этих границах.

Ариес:
Для какого этого?

Клейн:
Для уровня Шотландии.

Ариес:
Шотландия мне говорила, что для меня ставить цель "развиваться" - плохо.

Клейн:
Ну, она думает, что ты уже приблизился к тому уровню, где уже ставить такую цель - это плохо.

Ариес:
А, значит мне еще можно.

Клейн:
Да, она знает, что ты уже там, и она пытается тебя за уши вытянуть, потому что ты уже созрел.

Ариес:
Я заметил, что цель - она, в общем, пластичная...

Клейн:
Но так как я еще лучше и умнее Шотландии - я не ставлю перед тобой такой цели, что "развиваться - это плохо". Хотя я знаю, что Шотландия права, я вижу, что мне достаточно того, чтобы Шотландия тебе на мозги капала и капала, (смеется) а я буду делать иначе.

Вопрос в чем?

Ариес:
А вопрос в том, что, блин... Короче, у меня каждый вопрос - он сразу с ответом рождается. (смех)

Клейн:
Тогда я тебе скажу. У тебя все хорошо. То, как ты движешься - скорость, эффективность - это очень здорово, очень хорошо. Если ты будешь продолжать это делать, если ты не прекратишь это делать - неважно по какой причине, то ли ты подумаешь что уже такой хороший, что всё, не надо, то ли все так плохо, что можно не делать. Вот если просто, тупо, несмотря ни на что, ты будешь продолжать эту линию, то все будет хорошо. В нужное время переход туда, туда, туда - и все в порядке. У тебя все отлично.

Ариес:
Как долго, Клейн? (смех) Сколько мне нужно еще учиться, чтобы стать клёвым менеджером?

Клейн:
Для того чтобы стать клёвым менеджером, тебе нужно учиться четыре года.  (смех)

Ариес:
Откуда ты узнал эту дату?

Клейн:
С учетом всего-всего-всего... Марина, вон, знает, что четыре года - это ж вообще очень быстро. Это настолько быстро. По крайней мере - это в несколько раз быстрее, чем предыдущее поколение. Я, например, или Марина. Да ты еще полгода назад был огурцом лопоухим.

Марина:
Да, ему просто не верится что у него так все хорошо.

Клейн:
Ну, может быть даже быстрее. Потому что четыре года - это сверхклёвый. Ты же видишь Диму Зеливанского, с которого ты берешь пример, что "во какой клёвый менеджер"?

Ариес:
Ну, да.

Клейн:
Это как бы вот один уровень. Ну, условно. Достаточно большой. Следующий уровень - это вот мы. Потому что с моей точки зрения, Дима Зеливанский - лопух. И мы с ним сотрудничаем на этих условиях.

Ариес:
Да, он так говорил. (смех)

Клейн:
А с твоей точки зрения - он обалденный клёвый менеджер. Вот два уровня. Три года. Пройдешь быстро.

А Дима учится каждый день. Мчится со страшной скоростью.

Саша:
Клейн, у меня вопрос: вот бывают назойливые мысли. Что с ними делать?

Клейн:
Ты знаешь...  ну, иногда я быстро соображаю. Ты говоришь - "бывают иногда назойливые..." А у меня в голове - "иногда бывают назойливые менеджеры". (смех)

Ариес:
Что с ними делать, Клейн? (смех)

Клейн:
Ну, ловить за хвост и выбрасывать. (смех) Ну, она юркая, да. Её мастерство выше, чем твое. Ее ловкость больше. Повышай свою ловкость, мастерство хватания.

Саша:
То есть развивается именно таким вот способом?

Клейн:
Да. Выходишь на охоту и собираешь потом их шкурки.

Саша:
Ловишь-ловишь, пока не поймаешь, да?

Клейн:
Ну, что-то в этом роде.

Саша:
И эта задача решается только вниманием?

Клейн:
Только постоянной практикой. Практикой. Фактически - удержанием своего сознания.

Саша:
То есть я могу только сам себе ответить на этот вопрос "что делать с назойливой мыслью"?

Клейн:
Ты понимаешь, нужно уметь... Короче, это бесполезно - когда назойливая мысль. Нужно понимать, что это характеризует - нахождение в голове назойливой мысли. Нет такого, что мысль назойливая понаходится какое-то время в голове, а потом найдет себе решение. Такого нет. Назойливые мысли - это инерция зацикленная, круговая. Вот оно будет - потом, может быть, само пройдет - может, еще что-то. Но если ты умеешь - хоп! -  в сторону ее отодвигать, - это правильная работа со своим сознанием.

Участница:
(задает вопрос, неразборчиво, что-то про мысль, которая - озарение)

Клейн:
Подожди, подожди - мы о разном говорим. Мысль, которая "озарение" - это очень хорошо, а это - "назойливая". Вот он ходит и каждый день думает, что вот этому нужно в морду плюнуть. Понимает, что он неправ, и опять, например, думает эту мысль. То есть, вот это вот - не нужно. Ну, как-то.

Становиться веселее, светлее, чище. На языке Кастанеды и Дона Хуана, это "прекращать индульгировать". Ты говоришь: "назойливая мысль". Вот - "индульгировать" - по-другому можно сказать. А это, в свою очередь - "залезать в теплое болотце и там барахтаешься".

Саша:
Я столкнулся с такой ситуацией, когда вроде осознаю - а избавиться не могу.

Клейн:
Ну, да, да, да. Нужно время. Нет такого - что раз, и вот - раз! Нужно время. Осознавание - это самая эффективная технология движения. Но там все равно нужно время. Сознание устроено так, что оно все время откатывается назад. И практика - тотальная практика - во-первых, требует времени. А во-вторых, это и есть некое Намерение, воплощенное в постоянные действия, целую кучу -  маленьких, больших, тотальных постоянных действий, которые продвигают. Ты движешься не вот так (показывает прямую, ведущую наверх) - а ты движешься  вот так (показывает волну, волнистую линию, ведущую наверх). И только твое Намерение сдвигает вот эту тенденцию, этот твой откат назад, этот график, который все время назад заворачивается, назад, назад, назад.

Дело вот в чем. Вот представь горку песка, дюну. И вот ты ползешь по ней вверх, а песок съезжает вниз. Ползешь, а он съезжает. И вот только твое намерение позволяет тебе забраться наверх. Потому что вот так устроено - ты будешь сползать. И собственно говоря, обновление идет каждое утро. Вот этот вот цикл - он суточный. Каждое утро твое сознание просыпается очищенным и сползшим. Ну, неважно, в каком смысле, вот модель такая.

Сознание устроено таким образом... Сознание - это, вообще, обалденная вещь. Очень его сложно сконструировать. Оно воплощает в себе такие противоположности... С одной стороны, оно должно и птичку слышать, и музыку, и удерживать мысль, и воспринимать цвета, краски, запахи и все остальное, и держать там какие-то эти. Я хочу сказать, что, с одной стороны, оно реагирует на мельчайшие импульсы. И это очень подвижная субстанция. С другой стороны: ты - такой же, каким ты был в два года. Ну... это Ты. И это очень такая неизменяемая субстанция. И - нифига себе! - такая неизменяемая, как, представь, такой прямоугольник, пласт резины 10 на 10 метров и в длину - 100. Вот ты к нему с ломом подходишь. Такая черная резина. Вот оно как есть, оно так и работает. А с другой стороны, это такой вот поток всего такого. Это очень сложная, вообще вершина, непонятно. Ядром сознания, "основой сознания", является вот эта вот часть Бога, божественная вот эта вот субстанция. Короче, смысл вот какой: когда человеческое сознание, а человеческое сознание - это вот часть божественной субстанции, заключенная в такую вот оболочку "индивидуализации", того, того-того-того-того. И вот оно все вот такое вот. И технически это получается так: как только сознание включается - вот эта вот, "дневная часть" сознания, когда ты утром просыпаешься - оно начинает разгонятся, примерно по такому графику (показывает линию, идущую в сторону вверх), разгоняется, разгоняется... Да, мозг и сознание - это разные вещи. Сознание - это не то, что вот мозг производит пар такой. Вот точки зрения, которым привержены люди, идущие за коммунистической партией во главе с Хрущевым, Брежневым - это вот одна позиция. Есть люди, которые идут за Папой Римским - это другая позиция. Одни говорят, что сознание и душа от Бога, другие - что это как пар, как у кошки. Я понятно?

Это в конце XIX века, у Чехова, есть такой разговор, мол: "У кошки нет души. У нее пар, пар вместо души".

Так вот. Есть сознание, и есть мозг. Про мозг забываем сейчас. Это важно, это все это так же важно как эта весна, и этот воздух, и эта земля. Но это вторично, это все факторы, поддерживающие внутри вот этого всего этот "сгусток". Очень тонко все нужно сбалансировать, чтобы оно могло быть. Так вот, речь идет вот о чем: сознание разгоняется вот по такому графику (показывает прямую наклонную линию вверх). И оно по такому графику разгоняется, ну, например: 12-14 часов. Так устроено сознание. Знаешь, как на манометре, есть деления и красная зона. Выше давление - вот красная зона. Так вот, если сознание разгоняется свыше 14-16 часов, оно начинает уже разгоняться по такому графику (показывает линию с большей крутизной вверх). Оно находится уже вот в этой "красной зоне". Что происходит в процессе разгона? Вот эта часть, индивидуализированная, собранная, отделенная границей, "стеночкой", от бесконечного божественного пространства - стеночка начинает истончаться, таять. Вот этот вот мир и тот - начинают перетекать друг в друга. У человека глюки появляются, еще чего-то, если ему спать не давать. То есть стеночка, отделяющая и держащая сознание, начинает таять. И тут, как в ядерном реакторе. Ядерный реактор устроен так же. Он тарахтит-тарахтит-тарахтит, потом начинает разгоняться, и нужно опустить стержни туда, замедляющие реакцию. И сознание устроено именно таким образом. Стержни - сон. Фррррр. Раз! Хоп! Утром - в начало. И получается, что график разгона твоего сознания - он такой (показывает "пилу"): тррын - пум,  тррын - пум,  тррын - пум. А это и есть: ты по дюне ползешь - песок осыпался, ползешь - песок осыпался. Значит в целях безопасности и нормального существования сознания - оно должно быть устроено вот так, или вот так. И, в общем-то, это хорошо - дополнительное препятствие на пути к просветлению, улучшению, совершенствованию. Есть горы, реки - через которые нужно перепрыгивать, есть такое обстоятельство. Всё отлично. Но конкретно для тебя на практике будет означать, что прорубы, состояния - будут проходить, проходить, они не накапливаться просто как купюры в кошельке. Как зерно в банке. И ты все время вот так вот будешь. Поэтому должно быть серьезное намерение - не инфантильное. И двигаться, двигаться, двигаться. И улыбаться, и не морщить лоб.

А взрослая жизнь начинается, когда заканчивается инфантилизм. Когда ты начинаешь понимание, уже достаточно сконцентрированное, - переводить в действие. То есть, начинаешь тотально жить на основе своего вот этого понимания, своей системы ценностей. Вот это начинается взрослая жизнь, там начинаются взрослые проблемы. Там начинаются настоящие уроки, там  начинается рост настоящего мастерства. А предыдущая стадия - это подготовка, когда понять что-то: "ах, вот как! и мыслить вот так, ага..." И вот созрел, критическая масса накопилась - и началась взрослая жизнь. Когда ты вооружен этим, этим, этим, знаешь то-то, то-то, то-то, подготовлен так-то, так-то, так-то и входишь тогда в поле настоящих проблем. Настоящих проблем - это "как вокруг себя создать жизнь, вместе с собой, включая себя, чтоб это было гармонично, чтоб это развивалось, чтоб носом не падало?" Чтоб в этом сопрягались тонкие какие-то моменты, большое количество элементов. Вот начинается вот это творчество.

Саша:
А постоянный разгон?

Клейн:
Ну да, там бежать еще быстрее нужно. Вот Ваня, ему 4 года. У него самые настоящие мысли, самые настоящие проблемы, самые настоящие радости. Все самое настоящее. И когда тебе четыре года было, ты всерьез воспринимал свою жизнь. А теперь ты видишь, что это было раннее детство. Если он будет себя хорошо вести, слушать папу, маму, хорошо учиться, и когда он вырастет - начнутся настоящие проблемы.

Ариес:
Маленькие дети - маленькие проблемы...

Клейн:
Так что я хочу подчеркнуть, что изучение Второй логики, проведение границ, правильное мышление - это граница, которая отличает детство от взрослости, инфантилизм от взрослого состояния, искаженность восприятия процессов, явлений от неискаженности, от правильного, подробного, желательно мастерского, видения этого устройства. Это большая вершина, большое достижение. Мало людей умеют правильно мыслить, еще меньше умеют это свое правильное понимание воплощать в действие.

Смешная ситуация! Люди пишут книги! С искренней инфантильной надеждой, что кто-то, прочитав эти книги, что-то такое что-то так поймет, что-то сделает. С той же целью ставятся спектакли, что те, кто придут, посмотрят, может, что-то поймут и - ага! - что-то такое сделают. Почему я это называю детской инфантильной надеждой? Потому что спектакли ставят и книги пишут те, чей уровень развития сознания выше, чем у тех, кто ходит на эти спектакли и читает эти книги. И находит там эти мысли. Это понятно? И вот у него детская надежда, что вот он со всем своим багажом и барахлом - вот он может максимум книжку написать, а этот должен прочитать и пройти дальше, то есть сделать что-то. Так не будет. Вот он будет подниматься-подниматься, корпеть-корпеть-корпеть, а потом вот книжку напишет. И все. И, наверно, даже менее талантливую. А чтоб чего-то... Ну, безусловно книжки полезны. Я просто как пример некоторого инфантилизма. Такие розовые надежды. Для того, чтобы это произошло, это должен быть  целенаправленный труд, целенаправленный поиск какой-то группы людей. А тот, кто что-то понял, должен каким-то образом вокруг себя распространять, создавать эту зону понимания, зону тренинга, зону вот движения. Шаг за шагом, сантиметр за сантиметром. Туда, туда, туда... Как-то он должен овладеть искусством создания этого, искусством пинка, искусством других видов поддержки. Тогда вот, может, чего-то и действительно произойдет.

Саша:
Тогда есть смысл писать книжки.

Клейн:
В общем-то, да. Но теперь ты знаешь цену им.

Участница:
Так что, у Кастанеды - великий "enfan terrible"?

Клейн:
"Enfan terrible"? Знакомое слово. А что такое " enfan terrible"? (периодически неразборчиво голос участницы) Инфантильность - это одно, а "enfan terrible" - это другое, что это такое? И Кастанеда, что, что, что Кастанеда? Нет.

Ариес:
Он же не для того писал.

Клейн:
Нет. Мало того, я даже подозреваю, что когда Кастанеда писал, у него даже не было цели благодаря своей книге кого-то сдвинуть.

Ариес:
Как научный труд писал.

Клейн:
То есть, вот он каким-то образом приобрел, получил эту информацию и основная его задача это была - передать эту информацию в максимально неискаженном виде. И он с этим справился.

Речь идет о внутренней позиции. "Инфантильность - неинфантильность" - это не только "правильное - неправильное видение". Она сопровождается позицией. В данном случае, если человек с помощью написания книги хочет изменить мир, то ясно, что он инфантилен. Но если он пишет эту же самую книгу совсем с другой позиции, ну, например там, рассказать, или, денег заработать, или еще чего-то - тогда другое. (смех) Это - взрослый человек.

Саша:
Эта книга выглядит так: "я расскажу вам, что такое жизнь, и как надо жить". Книга, которая инфантильна.

Клейн:
Да, да. Сопровождаяся самолюбованием. "Инфантилизм - неинфантилизм" - это уровень развития сознания. И он обязательно отражается в позиции.

Кто-то:
(что-то говорит, неразборчиво)

Клейн:
Ну, конечно, конечно. Все книги, можно сказать - об одном и том же. В "Маха-Обойме" http://klein.zen.ru/old/MahaOboyma.htm написано: "Мы всегда будем изучать разное, но это будет одно и то же". Да, формирует, да, все в порядке. Я же не говорю о том, что наличие или отсутствие книг - плохо или хорошо. Я на примере отношения автора к своей книге пытаюсь показать пример инфантилизма. По отношению к любому делу.

Кто хочет мир спасти?

Ларсен:
Я хотела. (смех)

Клейн:
(смеется) Хотела. Вон Наташа руку поднимает.

Саша:
А я уже спас его.

Клейн:
Воо! (смех)

Ариес:
От чего?

Саша:
Не скажу.

Ариес:
Нужен орден.

Саша:
Орден за спасение мира.

Клейн:
Хорошо. (смеется) Хорошо. Нужно в КрейзиШопе http://crazyshop.ru/product_info.php/products_id/323 такой нарисовать и продавать: "Орден за спасение мира".

Ариес:
Третьей степени.

Клейн:
Я сделал там товар: "ЗамБога". Ты не видел? С лицом Самбула http://www.nadprof.ru/humor/people/sambul.shtml Но мне так удалось отредактировать это лицо, что просто святой там, светящийся. Ну, понятно - нимб там, и все такое. Итак. Для тех, кто задает себе вопрос "не Бог ли я?" или задает себе вопрос: "кто я?" - вот должность "Зам.Бога", относится к разряду "тренировочных товаров". И можно, короче, натренироваться и для более высоких должностей даже. (смех) И "Орден за спасение мира" - да.

Кто-то:
На спасении мира можно и деньги зарабатывать, и славу.

Клейн:
Деньги и славу можно зарабатывать на чем угодно.

Рудырык:
Тогда это жуличизм получается.

Клейн:
Что.

Рудырык:
Не инфантилизм, а жуличизм.

Клейн:
Жуличизм - да. Жучизм и жуличизм - да. Вот и приходится выбирать ту тонкую грань, которая отличает инфантилизм от жучизма. От жучизма и жуличизма. Вот как, вот где эта грань, отделяющая - чтобы искренне спасать мир и спасать мир за деньги? А всем остальным, я так понимаю, заниматься неинтересно? (смех, реплики)

Ты же спас мир? Такой простой человек: - "Ты спас мир?" - "Да я даже не знаю, как это делается".(смех)

Кто-то:
А орден носит.

Шотландия:
Я придумала новый бизнес: находить тех, кто хочет спасать мир, и нужно сводить их с миром и за это брать проценты. (смех)

Клейн:
Сводить их с миром? Это такое сводничество? (смех) С Миром! (смех) Иди с миром! Сюда тыщу баксов. Иди с миром! (смех) Отличный бизнес.

Ариес:
Нужно, чтоб аванс перечисляли вовремя.

Самбул:
(что-то говорит, объясняет новую схему бизнеса, неразборчиво)

Клейн:
Хорошо, хорошая идея. Можно опробовать в Геленджике.

Шотландия:
Да пребудет с тобой сила!

Клейн:
Вот мы собираемся там плясать на набережной, за деньги. Ну, нам будут рубль кидать, три. А мы будем барабанить и плясать.

Егор:
Вторая версия: нам платишь деньги и пляшешь. (смех)

Клейн:
Отлично! Ты приедешь в Геленджик? (смех)


Ну, мы тогда, значит, публику разогреем, а потом выйдешь ты. (смех) Ну, и что вы там придумали - тоже будем. Нужно научиться. В таких вот условиях действовать, выживать - компьютера там не будет!

Федя:
Что, совсем не будет? (смех)

Клейн:
Будешь плясать на набережной и крутить мышкам хвосты. (смех)

Дима:
Клейн, ты говорил что сознание разгоняется. А вот депривация сна - она помогает разгонять дальше?

Клейн:
Нет, она просто разрушает вот эту "стеночку". То есть естественный режим работы этого двигателя - вот он такой, пилообразный. Если ты изменяешь этот режим - ну, как любое форсирование двигателя - да, ты можешь выскочить в ту зону. Но, во-первых, это непродолжительные такие штуки. Ты не можешь на такой находиться постоянно, а если будешь находиться постоянно на таком: в-ву-у-у, то сожжешь двигатель, да, сгорит.

Участница:
А после того как - в-у-у-у - дальше опускаешься на тот же уровень? Или чуть выше?

Клейн:
Выше ты поднимаешься только благодаря намерению постоянному. Где сантиметр за сантиметром: заполз - сполз - заполз - сполз. Я о чем хочу сказать: использовать эти экстенсивные упражнения, чтобы продвинуться на лишний сантиметр - это не нужно. Это как объедаться лимонами с целью запасаться аскорбиновой кислотой на случай насморка. (смех) Готовить организм на случай насморка. Ну да, лишний микроб, может, и сдохнет. (смех)

Участница:
А сколько примерно часов надо спать в сутки?

Клейн:
По-разному. Кому как.

Рома Самбул:
Вопрос из серии "Сколько съедать лимонов"?

Клейн:
Не знаю. Максимум сколько я спал в сутки - я на рекорд шел - то ли 16, то ли 18 часов. (смех) Значит, или пожарный, или на буровой работал. Я не помню мой рекорд - 16 или 18, больше не получается. Но это рекорды, это экстремальные такие штуки. Наверно, достаточно 5-8 часов, в зависимости от человека. Мало того, есть такие специальные часы, когда просыпаешься бодрый. А если переспишь... Надо найти, нащупать свой рисунок индивидуальный. Ну, и  как-то придерживаться, стараться. Ну, как-то.

Участница:
Я знаю одну юристку, она спит по пять часов. Даже меньше.

Клейн:
Да, человек может спокойно не спать какую-то там ночь. Опять же не спать две ночи. Мне достаточно часто приходилось не спать две ночи. Несколько раз не спать две ночи. Один раз пришлось не спать три ночи. Хотя там был один или два промежутка по часу сна. Мало того: человеческое сознание так устроено, что оно возвращается в нормальный режим без всяких последствий. Что тоже является некоторым удивительным для исследователя фактом - сдвигаешь, сдвигаешь, сдвигаешь его туда, и для того, чтобы восстановиться, нужны одни сутки. Прошли сутки нормальной жизни - хоп, хоп, и всё в порядке.

Саша:
А за час сна тоже происходит вот это сползание...

Клейн:
Да, да. Оно, как стержень втыкаешь. Частично или полностью. Как батарейку разрядить-зарядить в телефоне. Нужно четыре часа, а ты на час поставил - ну, хоть что-то. И всё. Никаких последствий, бессонных мук, ничего прочего. А одну ночь без сна любой из присутствующих выдерживает совершенно спокойно.

(молчание, пауза)

Клейн:
Лекция по Второй логике закончена, летние семинары по Второй логике переносятся на осень.

 

 

Выражаю благодарность Алексею Постникову, взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.

Клейн.
26 декабря 2005 г.

на главную страницу