Лекция №33:
Беседа с Димой (Федей) из Питера, или Как объединить хороших людей?

6-й семинар по Второй логике. 18–20 февраля 2005 г.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ

Дима:
Меня зовут Дима. Иногда Федя. Можно называть и так, и так. Я учусь на физфаке и работаю с детьми, преподаю им физику и туризм, вожу их в походы. Меня занимает общественная деятельность в области образования и экологии. Идейно меня интересует, как объединить хороших людей. Объединить усилия людей, которые по отдельности делают что-то хорошее.

Клейн:
Дима такие группы уже начал объединять. В Питере. С руководителями какого-то количества таких групп он уже установил контакты. Первый этап объединения ты планируешь как "информационное объединение"? Чтобы друг о друге знали и чтобы не делали параллельно, не делали разрозненно?

Материалы Шестого семинара по Второй логике для всех желающих 18-20.02.2005 (Подмосковье)

Дима:
Да. Не делали лишнюю работу.

Клейн:
Что такое "лишняя работа"?

Дима:
"Лишняя работа" - это когда разные люди ищут одну и ту же информацию. Или проводят одно и то же исследование. Параллельно делают одно и то же или мешают друг другу.

Клейн:
Или пытаются о своем мероприятии в одну и ту же газету поместить свою информацию.

Дима:
Начиная с апреля, 2 месяца будут идти акции разных организаций - мы объединили их в одну и назвали "Экологический калейдоскоп". И вот, например, нужно давать информацию в газеты. Так информация "прорывалась" бы в каждую газету по одной - кто-то бы чего-то добился, и все бы пытались спорить друг с другом - а, объединившись, мы друг с другом не спорим и все друг другу помогаем. У каждой организации есть свои какие-то связи в прессе, PR, и мы объединяем усилия.

Клейн:
Дима говорит: "Работать с людьми, которые работают с детьми, объединить их. Сначала информационно, потом, может быть, поплотнее". Потому что, говорит Дима, что это за такая ситуация? Если какие-то, например, бюрократы, то - раз-раз-раз! - и выстроились в нужные уровни, линии, цепочки, и чего-то там уже работают. А хорошие люди - не объединяются! И Дима сказал, что ему интересен опыт создания таких объединительных вещей и работы с людьми. Я сказал, что опыт - это штука обоюдоострая. Потому что тот, кто знает, что он это умеет - тот этого делать не будет. Часто бывает, что тот, кто не опытен, кто не знает - он начинает это "безнадежное дело" и получает даже результаты. Поэтому с любым опытом нужно очень осторожно.

Дима:
Нужно включать в это "объединение" новые проекты. Даже ради просто увеличения количества людей, живущих иначе, чем эта система, основанная на бюрократических и чисто экономических связях, выгоде. Просто для того, чтобы люди, которым тяжело существовать, чисто психологически чувствовали себя не так одиноко. Даже если нет никакого реального информационного объединения, нет никакой материальной, организационной помощи друг другу - то психологическая помощь оттого, что такие люди есть и тоже делают, она уже хороша.

Клейн:
Я успел задать тебе вопрос: чем я, мы, можем быть тебе полезны? И ты ответил, опытом.

Дима:
Да, опытом. Потому что есть интернет-лаборатория "Ксан", которая насколько я понял, реализовала именно сообщество людей не на основе каких-то взаимовыгодных условий материальных, а сообщество основывалось по каким-то другим мотивам, скажем, более тонким. А выгодность - она сама собой, как бы, параллельно произошла.

Клейн:
Рома - самый главный в интернет-лаборатории. Рома, я видел, как ты слушал - твое лицо было непроницаемо, но я улавливал твои тонкие энергетические вибрации. Твою энергетическую "морзянку" я могу расшифровать так: "какие молодцы, как хорошо, что вы это придумали, но это так невозможно, у вас так мало опыта, что о своем опыте я даже и говорить не хочу, чтобы вас не расстраивать".

Рома:
Типа такого.

Дима:
Совсем не напугаете, потому, что таких людей было много, некоторых я переубедил, некоторые все равно делают то, что надо и, в общем, ничего страшного.

Клейн:
(Роме) Вот поэтому если ты можешь что-то сказать -  с учетом, что хорошее душить не надо, в виде наваливания на него пластов опыта, даже правильного - скажи.
(Диме) А если ты будешь задавать конкретные вопросы, тем самым ты облегчишь жизнь Роме, чтобы он мог делиться с тобой опытом.

Дима:
Можно о лаборатории как таковой? Как получилось и в чем дело?

Клейн:
Основное ты сам сказал. Сначала собрались люди не на основе какого-то проекта, а на основе того, что им хочется быть вместе, развиваться. Сначала это развитие такое: "привет - привет". Потом вместо, скажем, одного письма в неделю, 10 писем в день. Потом встретились, поговорили. Потом - кому что интересно. Потом - давайте не просто встречаться, а вместе что-то делать. И в конечном итоге - общее взаимодействие людей, которые интересны друг другу.

Оно выражается не только в том, что раз в неделю люди встречаются по субботам, и вместе идут, например, в лес, и сидят, например, возле костра. А они готовы вместе очень много чего делать: от катания на роликах, проведения летнего лагеря - в этом году 200 человек было http://klein.zen.ru/zen-spirit/kareliya-2004/report - до различных сайтов, проектов, совместного обустройства жизни, потому что люди приезжают из других городов, нужно, чтобы они жили, чтобы квартира была, деньги.

Кто-то из этой среды - работает в лаборатории, кто-то сотрудничает, соприкасаясь с лабораторией, кто-то даже и не соприкасается. Интернет-лаборатория - это ключевой, наиболее развитый проект этой среды, лаборатория занимается мультимедиа-презентациями. Вот показывали, как кубик красный разворачивался, это одна из последних работ.

Дима:
Я не видел.

Клейн:
Неважно. Если ты видел телевизионную рекламу, то ты можешь представить - что-то мигает. А если к этому добавить, первое, то, что можно мышкой на что-то нажать и тогда оно развернется и покажется внутри структура - ссылки, каталог, какие-то новые картинки. И второе - то, что реклама ориентирована на потребителей, на людей. Покупайте шампунь, сигареты, газеты. Мультимедиа-презентация идет в секторе B2B - бизнес-ту-бизнес. Одни корпорации демонстрируют себя другим корпорациям. Компетентные люди демонстрируют себя компетентным людям - партнерам будущим, еще как-то. Там нет факта навешивания лапши на уши людям, у которых плохо работают мозги, и которым нравится Санта-Барбара. Если ты им навешаешь лапшу, то ты их еще больше вниз загоняешь. А здесь - достаточно чистый сектор.

Сейчас порядка 30 человек в интернет-лаборатории, которые активно работают. Блок менеджеров, блок дизайнеров. Дизайнеры - это те, кто занимается дизайном, программированием, пишет музыку. Менеджеры занимаются организацией контактов, ведением проекта - от креативной концепции до подготовки документов для заказчика и работы с ним. Возникают новые документы, они должны быть доступны всем. Опыт должен накапливаться, должны постоянно проводиться обучение, тренинги, совещания по разным вопросам. Все работают с компьютерами, эта информация не должна пропадать, должна быть внутренняя сеть. Много всего. Люди должны не бояться, например, позвонить. Вот ты - молодой человек, а в интернет-лаборатории работают люди примерно такого возраста. И нужно так позвонить, не боясь, в крупную корпорацию, например, чтобы они задрожали, захотели встретиться. Потом встретились, задрожали еще больше, решили заказать ролик. А потом подписали договор, задрожали, отдали сразу деньги. Потом ролик был сделан, они его увидели, задрожали, отпали. Вот это все нужно делать. Это достаточно квалифицированная работа, и если начинали с нуля, с неумения даже позвонить куда-то год назад, то сейчас это одна из самых лучших компаний в России по своему профилю.

Дима:
Такое быстрое развитие благодаря чему?

Клейн:
Благодаря правильному пониманию менеджмента и благодаря правильным сознаниям. Потому что это только последний год. А до этого эти сознания занимались такими вещами как дзен, чань, вторая логика - т.е. совершенствовали свои сознания. А до этого, еще раньше - стремление к этому.

Дима:
Это было обучение, а сейчас...

Клейн:
Можно и так сказать... Сейчас тоже обучение, но следующий этап. Само существования интернет-лаборатории - это результат созревания сознаний, которые с самого начала были очень нехилые. Я говорил: "из разных городов люди приезжают". Как правило, на 1 город из миллиона жителей, ну пусть 500.000, приезжает 1 человек. Тот, кому интересны такие темы, с кем произошло соприкосновение через интернет. Существует целая инфраструктура: сайт ДзенРу, Школа по Второй логики, Практикум Шухова, сайт НадПроф - там внутри проекты, они все гуманитарные. Это все ступеньки, когда человек хочет более плотно заниматься "организацией среды". И вот когда он проходит то-то, то-то, то-то, наступает момент, когда он говорит: "вот серьезный проект, я в нем хочу участвовать". И там начинает с первых ступенек, не в том смысле, что моет пол, а начинает учиться менеджменту в более серьезных условиях.

Вот Ариес. Я знаю, что ты участвуешь сейчас в той части проекта "Интернет-лаборатория", которая называется "Ксан World"?

Ариес:
Да.

Клейн:
За этот год - такие клиенты, то-то, то-то. Плюс участие в 2-х самых престижных конкурсах, занятие всяких призовых и первых мест. И задача на этот год - повторить то же самое только в мировом масштабе. Это мне напоминает фильм "Чапаев". Там Петька говорит: "Василий Иваныч, а дивизией можешь командовать?" - "Могу, Петька!" - "А, Василий Иваныч, армией?" - "Могу, Петька" - "А всеми силами пролетариата в интернациональном масштабе?" - пауза, Чапаев думает - "Не могу, Петька. Языков не знаю!"

А у нас - мы переписываем историю, в этом смысле - у нас это так выглядит: "А вот, Василий Иваныч, армией пролетариата в мировом масштабе? Мультимедийного?" И Чапаев, Рома в главной роли, говорит: "Могу, Петька! Потому что языки знаю!".

На этот год задача такая, чтобы развить в международном масштабе. Этот проект называется "Ксан World". Насколько я знаю, последнюю неделю в рамках проекта информационный и документальный обмен уже идет только на английском языке, так?

Рома:
Мы обратно вернули на русский пока.

Клейн:
Вернули на русский, оставили только часть на английском. Потому что не всем понятно. Тем не менее, основное на английском, остальные должны подтягиваться. Белка ведет обучение английскому языку. Оля начала вести обучение испанскому. Кстати, Оля, мы с тобой разговаривали, на прошлом семинаре многие хотели, изъявляли желание, записаться на "НадПроф-испанский". И записались немногие. Никто пока. И мы договаривались, что нужно вычислить тех, кто в прошлый раз изъявлял желание, поставить их лицом к стенке, руки-ноги на стенку, ноги пошире и по почкам. Так же? Чтоб учили испанский, развивались. Оля, вот эту девочку не бей желтенькую, она хорошая.

Кто-то:
А французский будет? Я хочу его изучать.

Клейн:
Будет, но позже. Кстати, очень полезно, да.

Дима:
Действительно ли можно считать, что на миллионный город 1 человек? Не реально, что 1 человек генетически. Видимо, такие условия, что только одного получилось "вытащить"? Сколько их может быть на самом деле?

Клейн:
Нас, если считать совсем широко - человек 300-400. На Россию, ближнее и дальнее зарубежье. Это те, кто собрались в течении 5 лет, получили информацию. Для этого нужно иметь какой-то уровень активности, мобильности, заинтересованности этими темами, соответствующее образование, культурный уровень.

Дима:
Иметь интернет. Возможно ли, что есть еще люди?

Клейн:
Да, конечно. Конечно, есть.

Дима:
Те, кого вы нашли, это сколько процентов? Десять?

Клейн:
Да, десять. Максимум сколько людей такого уровня, которые могут так включиться, по моим прогнозам - это 3-4-5 тысяч человек. Это максимум.

Дима:
На Россию, да?

Клейн:
Да. На 140 миллионов. Это очень немало. Я хочу тебе сказать, что когда собираются даже 2 таких человека, как ты, и начинают вместе дружить, эффект увеличивается в 5-7 раз. Когда 3 собираются - еще больше. Но! По 2 встречаются, но редко. А по 3 вообще не встречаются. Потому, что сложность удержаться втроем в такой плотной связке, гораздо выше, чем вдвоем. Вдвоем сложно, редко "пары" встречаются. А чтобы на таком уровне сцепления находилось 30 человек, это настолько запредельно, что это в мозгах не помещается. Если ты ездишь на лошади, ты можешь себе представить, что такое дилижанс и даже паровоз. Но космический корабль ты не можешь даже близко представить. Поэтому ты говоришь: "ну, все хорошо, это все я понимаю, ну, что-то мелькнуло в небе". И это все, и тут же стараешься это забыть и лошадь овсом покормить, потому, что... ну, это крышу сносит. Но уровень сложности: вот двое - такой, трое - такой, четверо - такой, пятеро - такой, семеро - такой, а тридцать - вот такой! Поэтому такой результат. Это нельзя сделать, что вот просто собрать людей, даже хороших, которые, вот, с детьми работают. Короче, нужна скорость. Если ты соберешь хороших людей, то ты поднимешь скорость - вот они ездят на скорости 60 километров в час, а ты сделаешь, чтобы они ездили 120. Это очень хорошо! Если напряжешься, сделаешь 180. Это супер по сравнению с 60! Особенно на поворотах с такой скоростью. А нужна скорость - 8 километров в секунду, чтобы оторваться от земли! По крайней мере, сейчас такая ситуация. Другое дело, что если среда, количество людей, носителей этого сознания, этих стремлений, увеличится, силы их увеличатся, то тогда они смогут поднимать следующий, следующий, следующий слои сознаний. А если по-другому... - безусловно, если ты будешь заниматься этим своим проектом, это даст какие-то результаты, которые будут радовать вот этих 10 детей, вот этих 20 детей. Кто-то получит что-то, что они без этого бы не получили. Но глобально шансов изменить что-то таким образом - нет. Другое дело, что во время этого ты получишь опыт, очень важный и необходимый, который ты не получишь по-другому, не действуя, который в чем-то тебя укрепит, в каких-то основах, в какой-то сути, чему-то научит, каким-то приемам менеджерским. Это очень полезный опыт. Но тут важно, что когда ты занимаешься детьми, ты находишься в одной зоне - ты выполняешь функцию преподавателя, организатора для детей, вождя детей. А вот то, что ты хочешь, следующий уровень - там, где с взрослыми, которые детьми занимаются - то ты выполняешь функцию менеджера среды, средового менеджера, который среду хочет создать, мир. Это другие качества, другие навыки, другой должен быть уровень мощности.

Дима:
Нельзя совмещать...

Клейн:
Нет, это можно совмещать. Короче, если ты молодец и первый в том, чтобы верховодить детьми, то ты можешь совершенно спокойно быть полным нулем в менеджменте. А вот то, что ты собираешься в среде делать, оно требует навыков менеджера. От правильно составить бумагу - до правильно вправить себе мозги, чтобы 95% энергии не уходило на переживания или на долбление не туда. А ты знаешь пока в менеджменте только простые штуки. Да, ты талантливый человек, это понятно. Но ты знаешь пока простые, поверхностные штуки. Например, что людей, даже руководителей, которые с детьми занимаются, нельзя пугать. И ты говоришь: "я им говорю, я учитель 36-й школы, и они не боятся и начинают через меня разговаривать". Это тоже задачи менеджмента, но там очень много всего, и этому нужно, в общем-то, учиться.

Вот сайт НадПроф http://www.nadprof.ru который расшифровывается как "Надпрофессиональное образование". Идеология его такая: сделать из человека менеджера, а из менеджера - человека. Менеджер должен быть человеком, а человек - менеджером. И это соединение того, что вот здесь, вот с этим - оно то! В общем-то, надпрофессиональное образование сводится к менеджерским навыкам, знаниям, если понимать под этими навыками и знаниями - умение принимать решения. Цепочки решений - это проекты. Решения должны быть правильны, точны, своевременны. Умение принимать решения и знания, как устроены процессы. Как ненужное глушить, нужное - быстро развивать. Ты должен быть специалистом по развитию, менеджером по развитию, понимать, что такое стратегия, какие существуют приемы. И вот сайт НадПроф - он и в виде информационного объекта, где много чего уже есть, что можно прочитать, попрактиковаться, выучить. Работают виртуальные тренинги, что-то еще. Плюс - там порождаются какие-то проекты, в которых сначала люди просто оттачивают свои качества, там есть и элементы зарождения, в том числе, коммерческих проектов.

Коммерческий проект. Любой проект - это баланс. Для того, чтобы проект у тебя развивался, держался и развивался, ты должен сбалансировать это, это, это. А что такое "коммерческий проект"? Это когда к этому, этому, этому, которое составляет содержание деятельности, ты еще балансируешь деньги, финансы. Смысл такой, что должно быть сбалансировано так, чтобы на каждом шаге, количество ресурса увеличивалось, а не уменьшалось. Это более сложный баланс. Тебе нужно понимать, что такое рынок, что такое ниша потребителей, как и что так производить, чтобы это потреблялось. А так как в мире много всего, тебе нужно понять, что такое маркетинг и обучиться этому. А маркетинг - это не "исследование рынка", это фигня полная. Маркетинг - это "создание рынков". Это "создание потребностей", и потом, после создания потребностей - создание систем этих потребностей, т.е. создание рынков. А это очень тонкая наука. Когда мы начинали мультимедийные презентации, в России, в общем-то, этого рынка не было. Нам пришлось одновременно создавать компанию, мультимедиа-презентации и рынок! Потребность формировать в мультимедиа-презентациях. А это тоже тонкая штука. Соответственно, это нужно проходить на чем-то, получать практику.

Тот, кто умеет делать проекты, должен научиться делать коммерческие проекты. Дальше идет более сложная ступенька, она называется "взять и как-то объединить хороших людей, чтоб у них что-то получилось".

Почему "более сложная ступенька"? Потому что коммерческий проект, даже когда ты делаешь что-то очень сложное - там у тебя четкие цели, четкие задачи. В конце концов, ты знаешь, что если там-то ты поработаешь, то то-то получишь.

На этой же "более сложной ступеньке" ты находишься со своими... "соратниками". Ты будешь делать, они этого будут не понимать, а ты их должен продолжать хвалить. Это более тонкая работа, не менее тонкая, чем самый сложный бизнес - хотя кажется наоборот.

Для того, чтобы там был гарантированный результат, чтобы там все получалось, все развивалось, тебе нужно понимать, что такое "коммерческий проект". Иначе при соприкосновениями с такими простыми вещами, как ремонт помещения, или грант, или кредит в банке, или письмо в Департамент образования или что-то еще...

Дима:
Могут возникать проблемы, сбои.

Клейн:
Они у тебя возникнут, потому что ты не знаешь, ни как себя вести, ни как правильно взаимодействовать, ни как документ оформить. Та же интернет-лаборатория... с самого начала, это еще было до интернет-лаборатории - мы, вообще, учились друг с другом разговаривать. После того, как научились разговаривать - учились выражать свои мысли без мусора, без шелухи, и слушать друг друга. А когда движемся в сторону проектов - как мы должны разговаривать? Первое - предельно однозначно. Второе - предельно коротко. Если сейчас почитать переписку - и в Школе по Второй логике был такой период, и в интернет-лаборатории он постоянно - то, блин, военная команда! "Прошу сделать то-то", "предлагаю то-то", "не согласен, предлагаю то-то". А без этого - не будет.

Излагать нужно предельно точно. Потому что если не точно... Например, все в интернет-лаборатории знают такую штуку - я не знаю, знаешь ли ее ты. "Если что-то может быть понято неправильно..." - ты слышал такую штуку?

Дима:
Нет.

Клейн:
(Белке) А ты слышала? Ну, вот скажи!

Белка:
Если что-то может быть понято неправильно, оно будет понято неправильно!

Клейн:
Т.е. все это знают просто назубок. Мало того, они не просто знают, те люди, которые этим занимаются, а это вырезано...

Хор:
Крова-вы-ми бук-вами на сердце менеджера!

Клейн:
(смех) Понимаешь? Это лишь одна тысячная или миллионная часть того, что вот там. А без этого не будет ничего. Но это не страшно, потому что все это развивается на глазах. Год - то-то, два года - то-то, три года - то-то. Первый летний лагерь, четыре года назад, когда вообще еще ничего не было, было только информационное и идейно-идеологическое пространство.

Я не очень хочу тебя ошарашивать, я хочу, чтобы ты все равно продолжал свою деятельность. Тем более, это очень полезно для - нет, не для детей... это полезно детям, но о детях я не думаю.

Дима:
Для меня полезно.

Клейн:
Вот! Безусловно. Это для тебя полезно. И ни в коем случае нельзя останавливаться. Тут есть у нас фанаты Лотоса. Света есть тут? Чайка? Отошла. Лотос выдвинул когда-то идею, что "понятно, что нужно переводить понимание в действие, но пока нет понимания, нужно непонимание переводить в действие".

Одно я знаю: тебе нужно поплотнее с нами контактировать и искать сначала, может быть, небольшие, но какие-то конкретные формы взаимных зацепочек. Взаимодействия. С учетом того, что наша позиция - помогать тебе. Включая совместное нахождение конкретных форм этой помощи.

Дима:
Вы меня кардинально переключили. Естественно, я приехал с одними вопросами, и сразу переключился на другие. Тем не менее, я задам следующие вопросы. Первый такой. Преобразуется ли окружающее пространство при вашей работе, при работе Интернет-лаборатории? Эти люди, эффективны ли они, их действия для преобразования окружающего пространства? Если считать, что в дальнейшем 3.000 человек будут...

Клейн:
Ну, это потенциально.

Дима:
Ну, хорошо, 300 человек живут хорошо, правильно - в общем, хорошо все, с ними все хорошо. Данный проект, данные действия, они влияют на окружающее пространство или они отделены?

Клейн:
Влияют.

Дима:
Влияют. Это одно из наиболее эффективных вариантов влияния?

Клейн:
Это самый эффективный вариант и единственный.

Дима:
Единственно возможный?

Клейн:
Да.

Дима:
Вот... я начинаю думать также потихонечку, потому что...

Клейн:
При всей фантастичности этого варианта, этого заявления, это единственный вариант, который может повлиять. Иначе только так, что 10-20-30-50 лет, в мизерных количествах - что-то разрушилось, создались какие-то условия, что-то возникло. Ну, такая амеба. Ну, государство, амеба, этнос. На таком вот, "амебном", уровне. А если на уровне "сознательных войн", то при всей фантастичности этого варианта, только такой, все остальное... Короче, кончилась эра, когда формальные построения давали результативность. На примере той же общеобразовательной школы: еще 20 лет назад для того, чтобы заниматься профессиональной ориентацией школьников, нужно было выделить средства, построить здания, набрать педагогов, и даже были бы результаты - лучше и больше поступают в институты. А сейчас, в этом уровне сложности, уже все не так. Уже невозможно это сделать. Если ты наберешь 30 или 50 человек, которые учителя в школе, и они будут заниматься профессиональным образованием детей - а в компьютерах они не волокут, в маркетинге не волокут, в современных технологиях менеджмента не волокут - они все это сведут к тому, что будут гордиться показателями, что дети, которые посещают их центр, успешней на 17 или 34 процента поступают в институты. Но никого не будет интересовать в этом центре, что из тех, кто поступают в профильный институт - неважно, в авиационный, например - лишь 10% процентов идут дальше работать по специальности. И никого не интересует, что дети, например, замотивированные на авиацию, которые живут в мелких городах и с детства клеят самолетики, их уровень жизни такой, их семей, что когда он оканчивает школу, он идет на соседний склад и работает грузчиком. А это ж нужно вот так вот все поднимать. А формально... ну, отчетность будет. Формальные системы как работают? Если ты специалист по составлению отчетности - да что бы ты ни делал, все будет хорошо, включая финансирование и медали. Это уже все выучили.

Закончилась "эра формальных построений". И так - везде. Имеет разную специфику, но везде. А называется все вместе - закончилась эра, когда формальными построениями можно было решить какие-то задачи. Сейчас настолько среда сложная, настолько куча прямых и обратных связей, что решать какие-то задачи можно только созданием источников "жизни". Т.е. каких-то мест, где какое-то количество сознаний вместе делают какой-то "огонь", и они еще обладают должными знаниями и навыками, чтобы это все формализовать в нужную "одежду", нужную инфраструктуру, в нужные переходники с существующими социальными структурами. Понятно?

Дима:
Да.

Клейн:
Жизнь. "Кусочек жизни" должен быть. Тогда какая-то задача может решиться. Профессиональная ориентация, еще что-то.

Дима:
Это может быть "зародышем кристалла".

Клейн:
Да, да, да. Вот, например, неразрешима совершенно в этих условиях, внешних, "задача непрерывного образования". Нет ни мотиваций, ни того, ни того, ни того. Есть "проблема непрерывного образования" - специалист должен все время учиться. Сейчас так все меняется, что он постоянно должен повышать свою квалификацию. И это является проблемой. Курсы читают, сгоняют сотрудников, делают так называемые "корпоративные университеты" - разные формы. Чем отличается наша среда? В ней все учатся с утра до вечера днем и ночью каждый день. Этому, этому, этому. Любой опыт, так уж устроены эти сознания, что он идет в обучение, в обучение, в обучение. А вот создать во внешнем мире систему, где люди бы получили достаточное количество мотиваций - штырьков, плотно стоящих в сознании - да еще чтобы они все время это реализовывали тотально - это невозможно создать! Тем более, если ты будешь это делать формальными какими-то методами. Вот такая штука есть. И таких штук очень много.

Дима:
Я объясню, почему был вопрос. И может быть, параллельно, будет второй вопрос. Структура Ксан и вся эта область - она кажется отделенной пока от общества, и именно поэтому возникает вопрос "помогает ли это преобразовывать пространство?" Потому, что якобы возникают...

Клейн:
Смысл вот такой. Только обогнав сам какое-то количество сознаний, ты будешь максимально эффективен в помощи обществу или чему бы то ни было. Только если твой уровень развития сознания будет вот такой.

Тем более, что существуют "качественные скачки". Это примерно так, когда собираются 2-3 человека - ты приводил пример - система это не просто сумма, возникает "эффект резонанса", и 1 + 1 + 1 дают в результате 7. Здесь тоже существует качественный скачок, что этот уровень отличается от этого не в 2 раза, а на порядок, например. Здесь "спичка", а следующие уровни - это "лампочка", "фонарик", "фара", "прожектор".

Дима:
Солнце.

Клейн:
Да. Невозможно спичку сделать лампочкой, увеличивая длину или толщину спички. Это "качественное преобразование". Так вот, максимальную пользу обществу ты можешь принести, если у тебя есть установка, что ты не с этого уровня будешь делать, а с этого, этого и этого. Потому, что этот уровень отличается в 10 раз, этот - еще в 10, следующий - вот, в итоге, получается, в 1000 раз. Если ты с этого уровня будешь делать, "спичкой", то всю жизнь будешь делать, и сделаешь ровно столько, сколько на уровне "фары" ты делаешь просто за 3 дня. Поэтому развитие себя, помощь в развитии себе подобных, это самый прямой и эффективный способ помощи всем окружающим.

Мало того, если на этом уровне ты будешь не задумываться о помощи окружающим, мир от соприкосновения с тобой будет получать - даже если ты никак об этом не заботишься! - больше, чем, если здесь, на предыдущем уровне, ты заботишься упорно об этом. Потому что здесь ты что-то сделаешь правильно, что-то неправильно. Какое-то количество твоих благих намерений приведут в ад тебя или кого-то.

На более высоком уровне ты фигачишь свое дело, ты делаешь свое. Но от соприкосновения с тобой - тут то-то хорошее происходит, тут то-то. Потому что ты на этом уровне устроен так, что ты не плодишь геморроя, энтропии, дерьма. Или другими словами, при соприкосновении с тобой, нижняя граница результата - это "нейтрально". А естественный результат, то, что выше нижней границы - такое освещение, такое излучение. А если ты там еще и что-то задумаешь!...

Поэтому не так, что кто-то что-то "специально делает для общества", а... все оттуда и делается. В Москве существует, например, 30 активных человек. Ну, вот они взяли летний лагерь организовали, приехали 200 человек с разных концов. Каждый что-то получил, вокруг себя "пятно света" это увеличилось, образовались контакты, кто-то стал в таком-то проекте участвовать, кто-то стал такие вопросы задавать, ему стали отвечать, "распространять" это знание. Все вот увеличилось. Соответственно, "ареал обитания света" - он расширился. А там же у каждого своя жизнь какая-то. Знакомые, какие-то контакты. Что-то тоже происходит. Вот это все.

Дима:
Правильно ли я понимаю, что наиболее эффективно сейчас мне стремиться работать именно с активными людьми и, соответственно, у них учиться, с ними взаимодействовать, с ними устанавливать контакты.

Клейн:
Самый эффективный путь для тебя - повышать свою эффективность внутреннюю.

Дима:
Любыми способами. Например, работая с вами.

Клейн:
Да. Проходить качественные уровни, с одного уровня на следующий. Понятно, что все эти уровни - это абстракция. Ну, мы понимаем, о чем это. Активность в твоих собственных проявлениях, делах, активность в соприкосновении с себе подобными. Кто-то из них в чем-то ушел дальше. Кто-то не дальше, но идет параллельно, пусть в другой форме. Количество контактов, количество соприкосновений, количество опыта. Скорость приобретения понимания, скорость усиления, умощнения. Твое усиление, твои переходы с уровня на уровень - это самый лучший способ помощи другим.

Дима:
Да. Еще я пока не очень четко разделяю конкретное и общее. Я чувствую, что есть какие-то общие вещи, но меня срывает все время на частности. Вот сейчас залип вопрос такой: с людьми, которых я, в общем-то, вряд ли смогу преобразовать - ну, допустим, директор школы - лишний раз работать, если мне это личного опыта не дает и, скорее всего, не приводит ни к какому эффекту...

Клейн:
Возможно, взаимодействие с ним налаженное держит какую-то ситуацию, какую-то среду. Например, ты учитель в школе, тебе доверяют детей, у тебя есть возможность, поэтому, как-то вот...

Дима:
Ну, не нужно пытаться человека перевоспитать?

Клейн:
Ты не перевоспитаешь. Ты должен действовать, как индийский мудрец. Знаешь, как индийский мудрец? Ты слышал пословицу, раз ты с детьми работаешь, с таким изречением: "С ребенком до пяти лет веди себя как с царем, с 5 до 15 - как со слугой, а с 15 - как с другом". И все понимают так: что как с царем - да ну его нафиг, что я с ним буду как с царем, он мне тут котлетами все измажет. Это глупые так понимают. Еще более глупые понимают так: "да, как с царем; пусть все котлетами измажет". И никто не берет во внимание, что это 4.000 лет назад сказал не кто-то, а именно индийский мудрец. А как индийский мудрец, когда говорит такое, как ведет себя с царем индийский мудрец? У царя полное впечатление, что он делает то, что он хочет. Потому, что если его будут заставлять, он ему голову отрубит. Но делает он то, что нужно индийскому мудрецу, потому, что если он не будет делать то, что нужно индийскому мудрецу, какой он мудрец? Понятно, да? Или в переводе на язык детей: если ты работаешь с детьми в формальной зоне - вот есть часы, они обязаны ходить на урок - то чтобы что-то другое делать, им должно быть интересно. И ты все время стремишься делать так, чтобы им было интересно. Это у меня была такая история, не буду вдаваться в подробности, и вот приезжают родители этих детей на 4-й день - 10 дней, 70 детей - и говорят: "Чем вы здесь занимаетесь?". А дети говорят: "чем хотим, тем и занимаемся". Они, действительно, занимаются все время тем, чем хотят. Потому, что им это интересно, им это хочется. Но в пересказе на детском языке - "чем хотим, тем и занимаемся". А они занимаются тем, чем мне нужно. Мало того, это единственный способ управления ими. Белорусские дети, чернобыльские, у них снижены требования, у них психология почти католическая, хуторяне. Мы с ними пошли на прогулку в соседний колхоз. Тут детский лагерь, сушеными аж бананами кормят среди зимы. Куркули такие. Идем назад, идем, 70 человек - у каждого в руках буханка хлеба полуобгрызенная. Зима, зимние каникулы. У них стеклянная бутылка минеральной воды в руках! Холодная! В магазин зашли колхозный, каждый себе купил. В лагере и то, и се, и конфеты, и курица, и сушеные бананы. Дикие совершенно дети. Представляешь, 70 детей, из них половине, это уж точно, просто не отмечают дни рождения. Первый раз, во время этих зимних каникул, кому-то мы отмечали день рождения! Я им говорю, давайте пойте песни. Ну, понятно, я им не так говорю. Ну, короче, все, что они поют это типа "вот, я сижу, вышел из тюрьмы, у меня...". Ну, такие грустные песни какие-то, с подвываниями, словами. Так удивительно было. А вот, что меня, вообще, потрясло. Знаешь, мальчик не мог пройти мимо другого мальчика, чтобы не пнуть, а девочку, уж точно, за косу дернуть, или что-то еще. Я, будучи цивилизованным человеком, не ожидал такого. Вот, они вышли, как раз, когда ходили с буханкой, с хлебом. Я говорю "мальчики, постройтесь в линию". Они построились, они не ожидают от меня никакой подлости, я говорю, девочки, тоже в одну линию, параллельно. Я говорю: ближе, ближе - они уже начинают что-то подозревать. Я им говорю: а теперь возьмитесь за руки! Я не ожидал этого эффекта, и вы не сможете его ожидать! Короче, мальчики исчезли! Они просто растворились! Они с такой скоростью дунули вперед метров на 100, они за 3 секунды пробежали эти 100 метров. Короче, когда через 10 дней в кругу стояли мальчик, девочка, мальчик, девочка и держались за руки - это была просто грандиозная победа и продвижение по сравнению с их первичным. Вот как оно все было. Да, и эти дети говорят: "чем хотим, тем и занимаемся". Только на 3-й день мы поняли, почему преподаватели, которые нам их привезли на двух автобусах, так вот улыбались, когда отъезжали. Только потом поняли. Смысл их улыбок стал понятен. Соответственно, и ты, когда детьми занимаешься, они это могут понять "чем хотим, тем и занимаемся". И когда индийский мудрец с царем - царь "чем хочет, тем и занимается". И когда ты с директором... Ну, если ты не ставишь себе цели переделать его. Потому что хорошо мудрецу - он мудрец, а царь, он, в общем-то, тоже простой человек... Четыре тысячи лет назад - все простые, наивные, открытые люди. Не сравнить с директором школы. Переделать ты его не переделаешь. Но как-то там что-то такое сделать - это зависит только от твоего мастерства, от мобильности твоего сознания, твоей скорости. Ух ты, это ж мультик какой-то начался?

Кто-то:
Мультик про Маленького Ниньзю.

Клейн:
Давайте на этом закончим. Если только у тебя не осталось какого-то животрепещущего вопроса. А если нет животрепещущих, то вот Мандр, вот Ума, вот Женя Гнатына, вот Белка, Ариес. Вот Серж, еще какое-то количество человек. Вот Шотландия. С ними можно поговорить.
 

 
 

Выражаю благодарность Павлу, взявшему на себя труд перевести аудиозапись этой беседы в печатный текст.
Привет!


Клейн.
15 июня 2005 г.

на главную страницу