Лекция №11: Научиться делать процессы, или «На вершине священной горы травы растут без корней»

Второй семинар по Второй логике для всех желающих
22-24.10.2004, Подмосковье, п. Чайковский.

ШКОЛА ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ проводит годовой цикл ежемесячных 2-х дневных семинаров-тренингов по Второй логике для всех желающих

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ ПО ВТОРОЙ ЛОГИКЕ


Клейн:
Когда говорим о Второй Логике, мы говорим в контексте развития сознания. Мы говорим в том русле, где существуют такие понятия, как «дзен, чань, просветление, развитие, совершенствование». И я говорю о том, что на этом пути развития, совершенствования человек должен научиться делать процессы.

Творчество в самом общем виде — это умение делать процессы. Создавать новые идеи, которые превращаются в метро, в песню. Человеческая цивилизация так скомпоновалась в последние 200 лет, что творчеством считаются театр, музыка, искусство.

Белка:
Ну, почему же. Делать большой бизнес — это тоже.

Материалы Второго семинара по Второй логике для всех желающих 22-24.10.2004 (Подмосковье)

Клейн:
Это тоже, да. Это нужно понять.

На пути твоего развития и самосовершенствования ты должен научиться делать процессы. В чём они будут выражаться — в бизнесе, в чем-то другом — это всё равно. Но, обрати внимание, я не говорю, что ты должен к этому прийти. Я говорю, что этапом твоего обучения — одним из этапов — должно быть, что ты должен научиться делать процессы.

Я не говорю Белке, что твоя задача — работать в министерстве, но я говорю: «Белка, твоя задача обучения на этом этапе — пойти туда и проработать, провариться, получить этот опыт».

Пока ты будешь сидеть на обочине, ничего не будет.

Я говорил про эту обочину. 2500 лет. Я вот книгу открою «В Помощь Дзенствующему», там крупным шрифтом есть старинные китайские изречения — то, что 2,5 тысячи лет назад говорилось. «На большой воде корабли большие, в больших храмах — Будды большие», не помнишь?

Как хорошо, что я крупными буквами это написал. Сейчас, сейчас, сейчас: «Где много глины — Будды велики. На большой воде корабли высоки».

На обочине ничего не будет. В процессы, в процессы вступай. Учись сначала, чтобы просто ногами не спотыкаться, это, соответственно, ты должен быть маленьким винтиком в чьём-то большом процессе.

Потом ты доразвился, возьми на себя большую зону ответственности, потом ещё большую, потом возьми весь процесс, потом дойди до того, что свой процесс создай. Научился процессы создавать, начинай создавать самоорганизующиеся процессы.

Саморазвивающиеся системы — высший пилотаж создания процессов.

Обычный процесс — это ты запустил импульс, трясёшь, трясёшь, трясёшь, трясёшь, ну и он работает. А самоорганизующийся процесс — это запустил импульс — ды-ды-ды-ды, было 2, а теперь уже 6000 человек…

А до этого нужно изучить ещё и опыт, потому что люди запускают много процессов, одни из них остаются и развиваются. Вот Гриша приводил примеры — московское метро или, например, христианство. А другие процессы — умирают. А твоя задача так научиться создавать, чтобы твои самоорганизующиеся процессы были — само-самоорганизующимися. А это очень высокий уровень самоорганизации.

В процессе этого ты начинаешь понимать, как устроен мир, как устроено это, начинаешь понимать про себя, про свою самоопроделённость. Ты уточняешься, концентрируешься, ограняешься, выплавляешься. Или сиди, жди, не в этой жизни тогда. Наверно, ты чего-то ждёшь, может быть, следующей жизни — ну, и что с того, что молодец и умный.

«Такое впечатление, что ты чего-то ждёшь, наверное, следующей жизни» — ОК, пожалуйста.

Вот интересно, как точно к нашему сегодняшнему семинару относится то, что было сказано 2500 лет назад:

«В котле с кипящей водой нет холодного места».

«Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет».

А вот интересно, прямо для Ани: «Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл, откуда пришёл».

Тут есть разные — конфуцианские, чаньские, даоские. Точные — это чаньские. А конфуцианские, даоские — это хорошо, но они не всегда верные будут, но это не важно.

«На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее». Понимаешь, Аня, почему?

Аня Веприк:
Угу.

Клейн:
Пока есть 2–3 дырки — ну, понятно, а сыпется, сыпется… — Флейта, не имеющая отверстий, играть всего труднее.

«Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади». Кто здесь из тех, кто думает, что обладает сиятельной мудростью? А?

Тут есть «Сверху — ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу — ни вершка земли, чтобы поставить ногу». Наиболее понимает это, и это относится, и это резонирует с Игорем Шуховым, с сознанием Игоря Шухова, это для него, но и для Ромы Самбула и для Ани. Таня думает, что это и для неё, но это заблуждение.

Таня Слинка:
Нет, я не думаю.

Клейн:
Хорошо.

Голос из зала:
Клейн, прочитай, пожалуйста, ещё раз.

Клейн:
«Сверху — ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу — ни вершка земли, чтобы поставить ногу».

Голос из зала:
А у тебя же там ещё комментарии есть.

Клейн:
А, да, там есть мои комментарии.

Голос из зала:
Почему не комментируешь?

Клейн:
А я забыл. Мой комментарий: «По-другому — ничего не получится».

А тут «На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее» — мой комментарий: «Кто умеет, тот знает…»

А вот просто красивое и очень правильное: «Дикий гусь не имеет» — это вот намерения, цель, что движет, ну, последняя тема, что мы разбирали — а здесь это так сказано: «Дикий гусь не имеет намерения оставить след на воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся». Ну, это немножко расплывчато, но достаточно. Я пишу: «Верно. И красиво…»

«Когда чистое золото объято огнём, оно блестит ещё ярче». (смеётся)

«Раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю».

«Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца».

«Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемешку».

«Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошёл Будда».

«Не взять…» — про трамплин, мы вчера говорили. А? Про трамплин, что как сопля там, раньше прыгнешь, получишь, позже… — здесь написано так — ну, говорит, мы изучаем всё время разное, но всё время одно и то же: «Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить».

«Где много глины — Будды велики. На большой воде корабли высоки».

Вот я пишу, это 2000-й год, комментарий: «Один из фундаментальнейших принципов менеджмента. Великие менеджеры кладут его в основание всех своих стратегий»

А вот про градусник, что мы вчера говорили, здесь говорится: «Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое».

«Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны». Это, Аня, твой вопрос, зачем учится играть на флейте без дырок. Ещё раз прочитаю: «Над ветками не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны».

Аня Веприк:
Вот это клёво!

Клейн:
Так читайте книжки! (смех) «На Пути нет хоженых троп, Анечка, — тот, кто им идёт, одинок и в опасности». Мой комментарий: «Читай Сутру помоста Шестого Патриарха. Там сразу об этом».

А вот: «Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками». И мой комментарий: «Перечти 10 раз».

А вот о том, о чём мы сегодня говорили в последней части. «Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть». И мой комментарий: «Действуй!» — Восклицательный знак. «Действуй!» Утверждением — ничего, отрицанием — ничего, действуй!

«В одной фразе — жизнь и погибель, в одном поступке — свобода и рабство». «Это так. Будь осторожен!»

А вот тоже: «На вершине священной горы травы растут без корней». Это на тему «черепок, некуда ногу». Только когда «некуда, чем прикрыть» — это и есть самое то, оно все связано. Если священная гора и её вершина — то там травы «без корней». Но это на вершине. В низинах — ну, да — там растут по-другому, нормальные травы. «На вершине священной горы травы растут без корней». И мой комментарий: «Помнишь про „ни черепка“? Про „ни пяди земли“? То-то!»

А вот, Аня говорила про жаб и про мужиков, что лягушка там лапами. А вот, что говорили 2500 лет назад: «Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду». Ну, или по-другому — «истина конкретна», или «в границах!», или «когда одно и то же, совсем не одно и то же, как отличить?» Ну, всякие умные вещи, которые, опять-таки, можно понимать, по крайней мере, в двух противоположных направлениях. По крайней мере, потому что это простая логика — два противоположных направления. А есть другая логика, где есть семь противоположных друг другу направлений, а есть, где бесконечное количество противоположных направлений.

Белка:
У кого ещё нет книги Клейна, её можно купить за 250 рублей.

Кто-то из зала:
С личным автографом.

Белка:
Да, и получить автограф.

Клейн:
С чьим личным автографом?

Витла:
С авторским автографом.

Клейн:
Как это вы меня так. Ну, ладно. (смех) Не буду собачиться и кочевряжиться.




  Выражаю свою благодарность Жене Мещерякову yaschurka@mail.ru , взявшему на себя труд перевести в текстовый формат аудио-запись лекции со Второго семинара по Второй логике на благо всех живых существ и к радости всех бодхисаттв-махасаттв. А также всем, кто верстал, правил, ставил и редактировал! Привет! Клейн.


на главную страницу