Александр Клейн
Магические беседы в бане |
Интеллектуальная пьеса для просветляющихся |
||
Часть V
|
К - И...
С - Ира, мы пришли к выводу,что проблем,
оказывается, у тебя и нет.
И - Вот спасибо вам большое.
С - (к Тане) А у тебя есть проблемы? У тебя? Тоже нет
проблем? А че у тебя настроение было позавчера
плохое?
Т - Так, позавчера они - были.
С - А-а-а!!!
Т - Я их решила.
И - (смеясь) Можно отмотать обратно?
К - Я знаю, есть какие-то силы жизненные, какие-то,
так сказать, условия, меняющиеся декорации,
которые надо, вот, решать сегодня, сейчас и все.
Так вот я думаю.
С - А у людей, вообще, есть проблемы?
К - Ну, они говорят, что есть. Но я опять же не знаю,
что они подразумевают под этим. У кого - щи, так
сказать, жидкие, а кому - бриллиантов не хватает.
С - Хороший разговор - "У людей вообще есть
проблемы?" - "Они говорят, что есть". (смех)
Заседание на Олимпе. Так.
К - Ну а че? Ну, давай спросим первого попавшегося:
"Есть?" - скажет: "Есть".
О - Нет, но вот дети-наркоманы - это ж проблема?
С - Проблема.
К - Чья?
О - Чья это проблема?
С - Ну, чья-то проблема. Родителей, которые
переживают.
К - Ну, правильно, а наша задача - какая сейчас?
Родителям, что-то подсказать? Или че?
С - Нет.
К - Схему надо, методику какую-то, на мой взгляд,
для себя: как проблему...
С - Нет, для меня сейчас гланое - это, чтоб мы не
перешли в своем понимании "что такое
проблема" туда, куда, ну... оно для всех исчезает
и тогда это неконструктивно становится. Проблемы
- они, все равно, где-то, там, у кого-то, там,
существуют. Чтоб мы не замылили, не замусолили
это понятие.
К - Но проблемы детей наркоманов взять. Это
отдельная проблема каждой семьи...
С - О! Интересно! Во! Вот, сейчас мы накопаем.
Накопаем. Дело в том , что Татьяна только ж
позавчера преобразовалась.
К - В смысле? Ну, из наркоманши, что ли?
С - Нет . Вот она - еще полтора дня назад была
человеком.
К - Как это - "была человеком"?
С - Ну, у нее были проблемы.
Т - У меня были проблемы.
С - Вот мы ее сейчас спросим. Какая у тебя, Тань,
была проблема? Смотри, она сейчас...
Т - А проблема у меня была такая, что я цеплялась
за свои мысли и...
С - Да, да, да, да, да.
Т - Да, да, да.
С - Нет. Я просто всех к вниманию призываю.
Т - Я цеплялась за какие мысли? Как правило, за
плохие, и они меня... Боялась, что в будущем
произойдет что-то плохое.
К - Ну, - как у всех.
Т - Вот. И эти мысли, на самом деле, они мне портили
настроение, создавали какие-то проблемы.
К - Проблемы - в мыслях.
Т - Проблемы - в мыслях.
С - Значит, итак, источником твоих проблем было то,
что ты цеплялась, например, за будущее? Да?
Т - Да.
С - Ну, чуть немножко подробнее - ты чувствовала,
что у тебя есть проблемы. Сейчас ты провела,
просто, анализ и говоришь: "Причина была в том,
что я..." А какие у тебя были проблемы, назови их
хотя бы? Какие проблемы были? Там, проблема
нехватки денег, проблема нестабильности в
семье...
Т - Проблемы нестабильности в семье, проблемы
неуверенности в том, что на работе все будет
складываться удачно.
С - Проблемы на работе?
Т - Где-то - не успею, где-то - не смогу, где-то -
опоздаю. Ну вот...
С - То есть плохое настроение, тревожность.
Т - Естественно, это портило мне настроение, много
тревоги было.
С - Невозможность работать.
Т - Да.
С - А сейчас?
К - Ну, это - "эмоции", "страх" называется,
все правильно, ну, совершенно точно.
Т - На самом деле, я, просто, себе сказала: "Этих
проблем не должно существовать". Вернее, я
отогнала от себя все эти мысли, и все проблемы
отошли.
К - Ну ....
С - Проблемы исчезли.
К - Точно. Вот, я и сказал - почему люди говорят, что
у них есть проблемы? Вот реальное подтверждение.
У Татьяны позавчера была проблема, а сегодня ее
нет.
И - Может быть, это были вопросы самооценки?
С - Здесь вопросы самооценки были. Целый комплекс
проблем, можно сказать, решился только тем, что
Татьяна перешла в другое состояние и стала по
другому относиться к себе.
К - Это не так просто, - за 1,5 дня это не бывает
такого.
С - Но она к этому долго шла, целых 1,5 месяца.
Т - На самом деле, я сделала вывод, что не надо
возвращаться в прошлое, вспоминать что там было
хорошее. Не надо переносить себя в будущее...
О - Нет, ну почему? Переносить себя в будущее
можно.
Т - ... и чего-то ожидать.
С - Э-э-э, вы сейчас о разных, о разных вещах
говорите.
К - Совершенно верный принцип - надо здесь и
сейчас жить. И я, например, не знаю, - что там в
прошлом.
С - Татьяна говорит о том, что человеку
настроение портит либо то, что было, либо то, что
будет. Либо он ждет, что чё-то будет, какой-то
некайф, либо продолжает линию от какого-то
некайфа дальше.
Т - Либо ожидает чего-то хорошего, но боится, что
это не произойдет. Это на самом деле угнетает.
С - Либо так. Да.
К - Либо, наоборот, ожидает чего-нибудь плохого.
Все время.
С -Я знаю только один способ конструктивного
использования будущего. Это - когда тебе очень
плохо, ну, в силу, там, чего-то. Да? Ну, просто,
громадный груз бывает. Вот тогда ты переносишь
себя в будущее и видишь, что в будущем у тебя - все
хорошо, смотришь на свое настоящее, как на
прошлое и видишь, что это преходящая штука. Это
придает тебе силы для того, чтобы преодолевать
тогда настоящее. Вот такой способ, я его как-то
открыл, а все остальное, когда человек тревожится
о пенсиях, о том, что его с работы выгонят, о том,
что ему есть будет нечего... То есть, это все, что
отравляет ему жизнь и снижает силы, а не
увеличивает. А тот же Христос, помнишь, говорил:
"Не беспокойтесь о хлебе насущном". Но, в
частности, он имел в виду и эту штуку, что - ребята,
вот здесь, сейчас, делайте все, что нужно, и
пусть будет все, что должно.
К - Только забыл сказать, что же нужно?
С - Ну, а нужно... ничего, определишь.
К - (смеется)
С - Определишь, что нужно. Что нужно? Нужно не
лениться, не курить, ну, ты сам знаешь.
К - Не, ну так...
С - Газеты ты читаешь?
К - Нет.
С - Во-о-от. Телевизор смотришь?
К - Смотрю.
С - Много?
К - Нет.
С - Вот! Молодец!
И - (смеется )
С - Обижаешь кого-нибудь?
К - Конечно, а как же не обижать-то? (смех)
С - Из злобности?
К - Ну, не так...
С - Ну, отвязываешься, просто?
К - Надо! Надо - обижаю, не надо - не обижаю.
С - Ну, классно! (смех)
К - Все ж так действуют.
С - Нет, не все.
К - Ну, ладно, "не все".
С - Некоторые обижают и злобствуют по своей, вот...
К - По чему?
С - ...природе.
К - Ну, мне кажется, все-таки, что, кроме наших
физических каких-то отношений, есть люди, которых
все время обижают. Вот ему хочется пинка дать, но
я, например, пройду мимо - не дам, хрен с ним, он мне
не нужен, а, вот, человек на каком-то таком
интуитивном чувстве, вот, даст ему пинка и - все, а
тот, прям, желает этого. В течение всей жизни
получает себе по голове. По всем частям тела.
С - Да, такие мазохисты своеобразные.
О - Нет, таких людей мало. Из своих страданий
делают такое...
К - Ну, правильно. Я больше скажу - каждому из нас
больше всего нравятся страдания наши. Мы их
лелеем и любим.
С - Ничего подобного.
К - Ну, да - "ничего подобного".
Т - Нет, у очень многих людей так.
С - Нет, у многих - да, так, но я не лелею свои
страдания.
К - Ты не лелеешь, но я понимаю.
С - А чё?
К - Ну, все равно, это, так сказать, такой общий
закон.
С - Да. Раньше лелеял и сейчас иногда лелею... О-о-о,
лелею! Да.
К - Лелеешь, только что сказал.
О - Что лелеешь?
Т - Страдания.
С - Ну, дело в том, что лелея...
К - Признался. Вот! - хоть один нашелся.
С - Да не "признался", а дошло, я думаю.
К - Призна-ался.
С - Хорошо, признался.
К - (смеется) Дошло.
С - (смеется)
О - Я даже знаю, о чем речь.
С - Лелея, начинаешь, там, обижаться, да? Ну,
неважно - большая обида, маленькая, -
по-настоящему, вот так вот думаешь: (звуки
выражающие боль и обиду). Правда, я с этим
сознательно борюсь и тут же это выгоняю.
К - О!
С - Поэтому лелеять...Такого лелеянья нет. Но я
отдаю себе отчет в том, что, когда я, вот, нахожусь,
вот, в этой зоне - я там нахожусь только потому,
что мне так хочется.
К - А чтобы отдать отчет, Саша...
С - То есть, я получаю удовольствие...
К - ... для этого надо себя выследить. Понимаешь?
С - Конечно. За хвост поймать.
К - Да. А это очень сложно. Это потом, может быть,
кому-нибудь придет в голову, что, вот...
С - Практика такая, как бы, вот, есть у меня...
И - У меня созрел вопрос. Как же провести грань
между вот этим преодолением, ну, разумным
преодолением в себе, там, лени, бе-бе-бе всякого, и,
вот, таким вот, мазохистским самобичеванием? То
есть, она же, там, очень тоненькая грань-то,
незаметная порой?
С - Ты назвала основную проблему, вообще,
жизни человеческой. Это именно - проведение
правильной грани, то есть нахождение
правильного баланса. И это в таком множестве... ну,
во всех вопросах, которых касается человеческая
жизнь. Если бы можно было, что-то сделать... Ну,
допустим, вот, люди делают десятки тысяч вещей,
одна из них - воспитание ребенка, например. Да?
Вот, если б можно эту было бы грань провести, ну,
там, четко раз и навсегда установить. Ну, или
как-то с помощью подручных алгоритмов. То еще
несколько тысяч лет назад была бы написана книга
- умных людей много, сейчас только живет пять с
половиной миллиардов - одна бы книга такая могла
бы быть, где вот так вот все разложено - и делай! - и
ребенок у тебя будет прекрасный! Нет такой книги
и никогда не будет. Потому что с каждым ребенком,
в каждое время, в каждой ситуации, в каждой среде
и так далее, да? - нужно свое. Причем это - не
ремесло даже, это - искусство. Искусство создания
шедевра - его ж нельзя на поток поставить?
И - Ну, да.
С - И здесь - та же самая картина. Так вот,
проведение вот этой границы, вот, нахождение
этого баланса - это искусство. Если ты - на
уровне ремесленника, ну, у тебя и будет - дубовое:
где-то так, а где-то ты не туда заедешь.
И - Ну, да. Одно...
С - Кстати, появится проблема.
И - ...чем отличается дуб (стукает стаканом по
столу) от человека, который просто сосредоточен?
С - Так вот. Другими словами, э-э-э, это можно
назвать - это мудрость. Вот мудрость - это, как
раз-таки, - это искусство. Это - нахождение вот
этого вот шедеврального решения в каждый, вот,
момент. Это - не ум, не интеллект, где, ну,
логическая цепочка - тык, тык, тык. Это, вот, с
учетом миллионов обстоятельств, ну, одни - явные
группы обстоятельств, другие - неявные, третьи -
косвенные, четвертые - актуальные в этот момент,
пятые - вообще ты не можешь отследить. Вот, во всем
вот этом вот - двигаться.
И - А как по этому двигаются?
С - А это - просветляться, - становятся святыми.
К - Почему святыми?
И - Это - как в той игре. Была как-то игра
компьютерная "Ча-ча-ча", там,
"Перестройка", что ли, там, называлась? Там
такие штучки и...
С - Ну это...
И - ...и по ним нужно прыгать.
С - ...это простой...
И - Не успел - она..
С - Это простой тренажер одного качества. Вот,
сегодня Таня осваивала игру "Цивилизация" -
это более сложный тренажер, там, какой-то
совокупности качеств. Основная идея этой игры -
это нахождение все время баланса.
К - Вообще, мир весь - он парадоксален. Ведь нет ни
одной однозначной вещи.
И - Да. Но как, вот, как человеку двигаться? Вот он
пошел, вот он хотел сделать лучше, стал фанатом,
там.
К - А с чего ради он - лучше? Чего он хотел
сделать-то?
И - Нет, но, вот, он представляет себе, что это -
плохо, а это - хорошо.
С - Человек этому может научиться. Раз, да?
Опять-таки, этому научиться могут не все.
К - Я могу сразу сказать, что...
С - Незначительный процент людей может этому
научиться.
И - Почему не все, у них чего не хватает?
К - Нет, а кто, а кто сказал: что - плохо? Что
"плохо" имеется в виду?
И - Нет, но, вот, как бы, есть, э-э-э...
К - Ну, что?
И - Человек для себя выделил: это - плохо, это -
хорошо.
К - Но что именно? Конкретно?
И - Ну как? Ну, вот, воспитание ребенка, да? Он
считает, что - плохо, когда ребенок ведет себя вот
так, хорошо, когда он ведет себя вот так. И вот в
этом благом деле превращается...
К - В фанатика.
И - В фанатика, да.
К - Резонер такой, в общем...
С - Мне кажется более интересным здесь, в этой
теме, вопрос: "а что же делать человеку,
чтобы научиться проводить эту линию?"
И - Да. Как он учится, вообще? То есть, он только
учится, не попав?
С - Нет.
И - Обнаружив, что он не попал - возвращается...
С - Нет. Научиться он может либо сам.
И - Да.
С - Это один из-з-з, там...
К - Миллиона.
С - Ста миллионов. Тогда рождается Сократ.
И - Ну, это в результате опыта? Или как?
С - Это рождается и в результате его большого
опыта, и расположения планет, и в результате, там,
кармы, и в результате всего. Это в результате
всего появляется вот такое уникальное создание. Либо,
что тоже редко, но менее редко, когда человек
попадается в лапы какому-нибудь учителю, ну, тому,
кто уже, мало того, что что-то, там, понимает в этом
деле, так еще и может научить, потому что научить
этому - это не, просто, прочесть цикл, там, лекций...
И все - других способов нет. Все
остальные пути - это... ну, не принципиально.
И - Я, просто, немножко другое хотела заострить. То
есть, как он постигает это? То есть, он пришел,
получил, там, мордой об стенку - "ага, не туда
пошел!", да? - "туда теперь, раз не туда
пошел". То есть, где проявляется, из чего
проявляется вот эта мощная ткань, там, вереницы
этой?
К - Нет формулы, для каждого свое.
И - Здесь же - одно. А здесь - другое. Как? Из чего
оно строится вот это вот? То есть, здесь уже -
принципиально неправильно и здесь - неправильно.
Правильность, вот, этого движения? Как оно...
С - Ты не могла бы точнее вопрос сформулировать?
И - То есть, он строит это...Вот, шел человек...
К - То есть, куда пойти, в какую, так сказать,
секцию?
И - Он все время стоит на перепутье, этот человек.
У него все время три дороги...
С - Человек все время стоит на перепутье. Да.
И - Выбрав, там, одну дорогу, он опять
останавливается перед следующей, и опять у него...
С - Но он может и не останавливаться, этот процесс
тоже может быть текучим.
И - Да. Но, в смысле, перед ним каждый раз все время
- развилка, развилка, развилка.
С - Каждую секунду.
К - А что дорога? - она же куда-нибудь ведет, что ли?
Цель какая-нибудь должна быть?
С - В каждую секунду?
И - Да. Но, вот, уже выбрал цель, уже пошел. Да? Но,
ведь, в этой цели тоже можно сбиться и прийти
туда, где, там, - и-и-и все... и все. И коня потерял,
жизнь...
С - Конечно.
К - Конечно.
С - Конечно.
К - Не, но, вот, эта проблема, она самая...
С - Речь-то и идет о том, что - нет рецепта, что
каждая секунда, ну, вот - выбор... - а выбор идет
практически каждую секунду, - это уникальное
событие, это - создание шедевра. И совершенный
мудрец - это мастер создания шедевров всегда,
для него даже нет точек - "через минуту",
"через это..." То есть, он, вот, в этой вот
линии непрерывной. Все время на линии создания,
там, шедевров, которые, там, отпадают. Шедевры,
в виде принятых решений. Именно поэтому, это
- искусство. Но можно человека так вот
раскрутить... Вот, если мы возьмем живопись - вот, у
него есть способности. Не у всех есть
способности. Почему к этому должны у всех быть
способности? К фигурному катанию - и то не у всех
способности.
К - Мне кажется медведя можно научить - катаются.
С - Можно.
К - На коньках.
С - Можно. Кататься на коньках. Да.
К - Мне кажется, фигурное катание - несколько
неудачный пример.
С - Нет. Я думаю, что если взять тебя - поставить на
коньки, меня ...
К - На мне, как раз, можно деньги заработать - хотя
бы люди будут смеяться. (улыбка вслух)
К - А когда, там, эти все шедевры - жопой, знаешь,
так: "бух!" об лед.
С - Короче, ты не претендуешь на Олимпийскую
медаль?
К - Я?
С- Да.
К - Лично я?
С - Да.
К - Нет. Не претендую.
С - И правильно делаешь. (смех) То есть, по каждой
способности, по каждому... есть люди более-менее
талантливые. А почему все должны быть, - иметь
одинаковые способности к тому, чтобы быть
мудрецами?
К - А мне кажется, это не в таланте дело, а в
склонностях, Саша. А в склонности. У человека есть
склонность к чему-то...
С - Назовем это склонностями. Я имею в виду, что
люди - это не одинаковые все, вот, лежат все - белые
шары. Они все разные, да? Одни - более способны
воспринять вот это вот направление, вот это, вот
это....
К - Вот мне, например, кажется, что у Матисса не
было склонности к рисованию, а его, там, эти -
мазня - висят в Пушкинском музее.
С - Ну это ты...
К - Что меня очень удивляет. А другой скажет, что
ты дурак: "Ты возьми так - нарисуй". Хотя я
могу так нарисовать "Подсолнухи". (Таня
улыбается вслух) Вот я так думаю. И вот мы будем
биться. Один будет говорить, что это талант, а
другой...
С - Я буду тебя поправлять, - "Подсолнухи" -
это Ван Гог, а не Матисс.
К - Но ты же понимаешь, что мне - что Матисс, что Ван
Гог - один хрен.
С - (смеется)
К - Ну, я так грубо говорю, конечно. Просто,
представляюсь. А есть вещи, которые, так сказать,
влияют.
С - А вот по поводу обучения - мне очень
понравилось как мой заместитель сформулировал.
Это - бессмертная фраза, она войдет в анналы и она
к данному случаю тоже, вот. Обучение - это такая
достаточно жесткая система, да? Ну, потому что,
точно так же: чуть-чуть не то - и все! Все пропало.
Да. И он так выразился - по другому поводу, но это в
данном случае подходит: (торжественно) "Если
птица взлетела несанкционированно, то летать ей
нехрен!". (смех)
О - Может, ошибка главная заключается в том, что
человек ставит перед собой какую-то цель? То есть,
мы же жили все это время в совковом обществе.
"Наша цель - коммунизм". И было привито, что у
человека должна быть какая-то цель. И он ее перед
собой ставит.
С - Нет. То, что это влияет на заскорузлость, ну,
такую, на жесткость, конструкции - да. Конечно,
влияет.
К - Но на определенном этапе должна быть цель.
О - Какая?
К - Любая. Он же должен во имя чего-то биться?
О - Да не надо биться во имя чего-то.
К - А как?
О - Ну как? Нам отпущен какой-то отрезок жизни, да?
Мы все знаем, что мы умрем.
К - Ну, естественно. Это - единственное, что мы
можем знать.
О - Смерть - это предел обитания в физической
оболочке.
С - Но для того, чтобы прожить в кайф, нужно
ставить себе цели.
О - Какие?
С - Например окончить институт.
К - Когда ставишь цель, нужно четко знать - когда
ты ее уже добился? Потому что, когда ты ее
добиваешься - она становиться твоим врагом. Вот
Ельцин - лез, лез, хотел стать директором всей
этой шарашки. Стал - и тут же запил, валялся там
где-то. Все! - в 66 лет - развалина, говно. Так его
цель превратилась в его врага.
У человека должна быть абстрактная цель,
которую он, в принципе, почти не может достигнуть.
Это не даст ему превратиться в дешевого фраера и
клоуна. Вот и все.
И - А зачем он будет туда бежать, если знает, что не
добежит?
С - Ира, это хороший вопрос. Если я перестану
бежать в сторону Индии, которая может быть, и не
достижима, очень многое измениться.
И - Да. Но что за волосы себя все время тянуть?
К - Я, вот, с девушкой поговорил, с еврейкой. Вот че
ее сюда тянет? Она из Мюнхена, обманув
родственников, прилетела в клоповник города
Железнодорожного, чтобы три дня просто общаться.
Вот ее абстрактная цель! Она же, вроде, всего же
добилась - и все равно бежит сюда.
С - Это уже следующий вопрос, вопрос
генерирования смыслов. Генератор смыслов.
К - Смыслов чего? Хорошо, когда есть место, куда
сорваться. А есть люди, которые сидят в койке и
думают, что принц прискачет на белом коне с
мешком радостей. (смех) Кончается это тем, что и у
всех - катафалка и в печку.
С - Пора париться.
Пора-ра-ра-ра.
Пора париться, пора.
Ноябрь 1998 г.
Магические беседы в бане. Часть V |
Магические беседы в бане. Часть IV