Александр Клейн

Магические беседы в бане

Интеллектуальная пьеса для просветляющихся

Часть  V

 

К - И...
С - Ира, мы пришли к выводу,что проблем, оказывается, у тебя и нет.
И - Вот спасибо вам большое.
С - (к Тане) А у тебя есть проблемы? У тебя? Тоже нет проблем? А че у тебя настроение было позавчера плохое?
Т - Так, позавчера они - были.
С - А-а-а!!!
Т - Я их решила.
И - (смеясь) Можно отмотать обратно?
К - Я знаю, есть какие-то силы жизненные, какие-то, так сказать, условия, меняющиеся декорации, которые надо, вот, решать сегодня, сейчас и все. Так вот я думаю.
С - А у людей, вообще, есть проблемы?
К - Ну, они говорят, что есть. Но я опять же не знаю, что они подразумевают под этим. У кого - щи, так сказать, жидкие, а кому - бриллиантов не хватает.
С - Хороший разговор - "У людей вообще есть проблемы?" - "Они говорят, что есть". (смех) Заседание на Олимпе. Так.
К - Ну а че? Ну, давай спросим первого попавшегося: "Есть?" - скажет: "Есть".
О - Нет, но вот дети-наркоманы - это ж проблема?
С - Проблема.
К - Чья?
О - Чья это проблема?
С - Ну, чья-то проблема. Родителей, которые переживают.
К - Ну, правильно, а наша задача - какая сейчас? Родителям, что-то подсказать? Или че?
С - Нет.
К - Схему надо, методику какую-то, на мой взгляд, для себя: как проблему...
С - Нет, для меня сейчас гланое - это, чтоб мы не перешли в своем понимании "что такое проблема" туда, куда, ну... оно для всех исчезает и тогда это неконструктивно становится. Проблемы - они, все равно, где-то, там, у кого-то, там, существуют. Чтоб мы не замылили, не замусолили это понятие.
К - Но проблемы детей наркоманов взять. Это отдельная проблема каждой семьи...
С - О! Интересно! Во! Вот, сейчас мы накопаем. Накопаем. Дело в том , что Татьяна только ж позавчера преобразовалась.
К - В смысле? Ну, из наркоманши, что ли?
С - Нет . Вот она - еще полтора дня назад была человеком.
К - Как это - "была человеком"?
С - Ну, у нее были проблемы.
Т - У меня были проблемы.
С - Вот мы ее сейчас спросим. Какая у тебя, Тань, была проблема? Смотри, она сейчас...
Т - А проблема у меня была такая, что я цеплялась за свои мысли и...
С - Да, да, да, да, да.
Т - Да, да, да.
С - Нет. Я просто всех к вниманию призываю.
Т - Я цеплялась за какие мысли? Как правило, за плохие, и они меня... Боялась, что в будущем произойдет что-то плохое.
К - Ну, - как у всех.
Т - Вот. И эти мысли, на самом деле, они мне портили настроение, создавали какие-то проблемы.
К - Проблемы - в мыслях.
Т - Проблемы - в мыслях.
С - Значит, итак, источником твоих проблем было то, что ты цеплялась, например, за будущее? Да?
Т - Да.
С - Ну, чуть немножко подробнее - ты чувствовала, что у тебя есть проблемы. Сейчас ты провела, просто, анализ и говоришь: "Причина была в том, что я..." А какие у тебя были проблемы, назови их хотя бы? Какие проблемы были? Там, проблема нехватки денег, проблема нестабильности в семье...
Т - Проблемы нестабильности в семье, проблемы неуверенности в том, что на работе все будет складываться удачно.
С - Проблемы на работе?
Т - Где-то - не успею, где-то - не смогу, где-то - опоздаю. Ну вот...
С - То есть плохое настроение, тревожность.
Т - Естественно, это портило мне настроение, много тревоги было.
С - Невозможность работать.
Т - Да.
С - А сейчас?
К - Ну, это - "эмоции", "страх" называется, все правильно, ну, совершенно точно.
Т - На самом деле, я, просто, себе сказала: "Этих проблем не должно существовать". Вернее, я отогнала от себя все эти мысли, и все проблемы отошли.
К - Ну ....
С - Проблемы исчезли.
К - Точно. Вот, я и сказал - почему люди говорят, что у них есть проблемы? Вот реальное подтверждение. У Татьяны позавчера была проблема, а сегодня ее нет.
И - Может быть, это были вопросы самооценки?
С - Здесь вопросы самооценки были. Целый комплекс проблем, можно сказать, решился только тем, что Татьяна перешла в другое состояние и стала по другому относиться к себе.
К - Это не так просто, - за 1,5 дня это не бывает такого.
С - Но она к этому долго шла, целых 1,5 месяца.
Т - На самом деле, я сделала вывод, что не надо возвращаться в прошлое, вспоминать что там было хорошее. Не надо переносить себя в будущее...
О - Нет, ну почему? Переносить себя в будущее можно.
Т - ... и чего-то ожидать.
С - Э-э-э, вы сейчас о разных, о разных вещах говорите.
К - Совершенно верный принцип - надо здесь и сейчас жить. И я, например, не знаю, - что там в прошлом.
С - Татьяна говорит о том, что человеку настроение портит либо то, что было, либо то, что будет. Либо он ждет, что чё-то будет, какой-то некайф, либо продолжает линию от какого-то некайфа дальше.
Т - Либо ожидает чего-то хорошего, но боится, что это не произойдет. Это на самом деле угнетает.
С - Либо так. Да.
К - Либо, наоборот, ожидает чего-нибудь плохого. Все время.
С -Я знаю только один способ конструктивного использования будущего. Это - когда тебе очень плохо, ну, в силу, там, чего-то. Да? Ну, просто, громадный груз бывает. Вот тогда ты переносишь себя в будущее и видишь, что в будущем у тебя - все хорошо, смотришь на свое настоящее, как на прошлое и видишь, что это преходящая штука. Это придает тебе силы для того, чтобы преодолевать тогда настоящее. Вот такой способ, я его как-то открыл, а все остальное, когда человек тревожится о пенсиях, о том, что его с работы выгонят, о том, что ему есть будет нечего... То есть, это все, что отравляет ему жизнь и снижает силы, а не увеличивает. А тот же Христос, помнишь, говорил: "Не беспокойтесь о хлебе насущном". Но, в частности, он имел в виду и эту штуку, что - ребята, вот здесь, сейчас, делайте все, что нужно, и пусть будет все, что должно.
К - Только забыл сказать, что же нужно?
С - Ну, а нужно... ничего, определишь.
К - (смеется)
С - Определишь, что нужно. Что нужно? Нужно не лениться, не курить, ну, ты сам знаешь.
К - Не, ну так...
С - Газеты ты читаешь?
К - Нет.
С - Во-о-от. Телевизор смотришь?
К - Смотрю.
С - Много?
К - Нет.
С - Вот! Молодец!
И - (смеется )
С - Обижаешь кого-нибудь?
К - Конечно, а как же не обижать-то? (смех)
С - Из злобности?
К - Ну, не так...
С - Ну, отвязываешься, просто?
К - Надо! Надо - обижаю, не надо - не обижаю.
С - Ну, классно! (смех)
К - Все ж так действуют.
С - Нет, не все.
К - Ну, ладно, "не все".
С - Некоторые обижают и злобствуют по своей, вот...
К - По чему?
С - ...природе.
К - Ну, мне кажется, все-таки, что, кроме наших физических каких-то отношений, есть люди, которых все время обижают. Вот ему хочется пинка дать, но я, например, пройду мимо - не дам, хрен с ним, он мне не нужен, а, вот, человек на каком-то таком интуитивном чувстве, вот, даст ему пинка и - все, а тот, прям, желает этого. В течение всей жизни получает себе по голове. По всем частям тела.
С - Да, такие мазохисты своеобразные.
О - Нет, таких людей мало. Из своих страданий делают такое...
К - Ну, правильно. Я больше скажу - каждому из нас больше всего нравятся страдания наши. Мы их лелеем и любим.
С - Ничего подобного.
К - Ну, да - "ничего подобного".
Т - Нет, у очень многих людей так.
С - Нет, у многих - да, так, но я не лелею свои страдания.
К - Ты не лелеешь, но я понимаю.
С - А чё?
К - Ну, все равно, это, так сказать, такой общий закон.
С - Да. Раньше лелеял и сейчас иногда лелею... О-о-о, лелею! Да.
К - Лелеешь, только что сказал.
О - Что лелеешь?
Т - Страдания.
С - Ну, дело в том, что лелея...
К - Признался. Вот! - хоть один нашелся.
С - Да не "признался", а дошло, я думаю.
К - Призна-ался.
С - Хорошо, признался.
К - (смеется) Дошло.
С - (смеется)
О - Я даже знаю, о чем речь.
С - Лелея, начинаешь, там, обижаться, да? Ну, неважно - большая обида, маленькая, - по-настоящему, вот так вот думаешь: (звуки выражающие боль и обиду). Правда, я с этим сознательно борюсь и тут же это выгоняю.
К - О!
С - Поэтому лелеять...Такого лелеянья нет. Но я отдаю себе отчет в том, что, когда я, вот, нахожусь, вот, в этой зоне - я там нахожусь только потому, что мне так хочется.
К - А чтобы отдать отчет, Саша...
С - То есть, я получаю удовольствие...
К - ... для этого надо себя выследить. Понимаешь?
С - Конечно. За хвост поймать.
К - Да. А это очень сложно. Это потом, может быть, кому-нибудь придет в голову, что, вот...
С - Практика такая, как бы, вот, есть у меня...
И - У меня созрел вопрос. Как же провести грань между вот этим преодолением, ну, разумным преодолением в себе, там, лени, бе-бе-бе всякого, и, вот, таким вот, мазохистским самобичеванием? То есть, она же, там, очень тоненькая грань-то, незаметная порой?
С - Ты назвала основную проблему, вообще, жизни человеческой. Это именно - проведение правильной грани, то есть нахождение правильного баланса. И это в таком множестве... ну, во всех вопросах, которых касается человеческая жизнь. Если бы можно было, что-то сделать... Ну, допустим, вот, люди делают десятки тысяч вещей, одна из них - воспитание ребенка, например. Да? Вот, если б можно эту было бы грань провести, ну, там, четко раз и навсегда установить. Ну, или как-то с помощью подручных алгоритмов. То еще несколько тысяч лет назад была бы написана книга - умных людей много, сейчас только живет пять с половиной миллиардов - одна бы книга такая могла бы быть, где вот так вот все разложено - и делай! - и ребенок у тебя будет прекрасный! Нет такой книги и никогда не будет. Потому что с каждым ребенком, в каждое время, в каждой ситуации, в каждой среде и так далее, да? - нужно свое. Причем это - не ремесло даже, это - искусство. Искусство создания шедевра - его ж нельзя на поток поставить?
И - Ну, да.
С - И здесь - та же самая картина. Так вот, проведение вот этой границы, вот, нахождение этого баланса - это искусство. Если ты - на уровне ремесленника, ну, у тебя и будет - дубовое: где-то так, а где-то ты не туда заедешь.
И - Ну, да. Одно...
С - Кстати, появится проблема.
И - ...чем отличается дуб (стукает стаканом по столу) от человека, который просто сосредоточен?
С - Так вот. Другими словами, э-э-э, это можно назвать - это мудрость. Вот мудрость - это, как раз-таки, - это искусство. Это - нахождение вот этого вот шедеврального решения в каждый, вот, момент. Это - не ум, не интеллект, где, ну, логическая цепочка - тык, тык, тык. Это, вот, с учетом миллионов обстоятельств, ну, одни - явные группы обстоятельств, другие - неявные, третьи - косвенные, четвертые - актуальные в этот момент, пятые - вообще ты не можешь отследить. Вот, во всем вот этом вот - двигаться.
И - А как по этому двигаются?
С - А это - просветляться, - становятся святыми.
К - Почему святыми?
И - Это - как в той игре. Была как-то игра компьютерная "Ча-ча-ча", там, "Перестройка", что ли, там, называлась? Там такие штучки и...
С - Ну это...
И - ...и по ним нужно прыгать.
С - ...это простой...
И - Не успел - она..
С - Это простой тренажер одного качества. Вот, сегодня Таня осваивала игру "Цивилизация" - это более сложный тренажер, там, какой-то совокупности качеств. Основная идея этой игры - это нахождение все время баланса.
К - Вообще, мир весь - он парадоксален. Ведь нет ни одной однозначной вещи.
И - Да. Но как, вот, как человеку двигаться? Вот он пошел, вот он хотел сделать лучше, стал фанатом, там.
К - А с чего ради он - лучше? Чего он хотел сделать-то?
И - Нет, но, вот, он представляет себе, что это - плохо, а это - хорошо.
С - Человек этому может научиться. Раз, да? Опять-таки, этому научиться могут не все.
К - Я могу сразу сказать, что...
С - Незначительный процент людей может этому научиться.
И - Почему не все, у них чего не хватает?
К - Нет, а кто, а кто сказал: что - плохо? Что "плохо" имеется в виду?
И - Нет, но, вот, как бы, есть, э-э-э...
К - Ну, что?
И - Человек для себя выделил: это - плохо, это - хорошо.
К - Но что именно? Конкретно?
И - Ну как? Ну, вот, воспитание ребенка, да? Он считает, что - плохо, когда ребенок ведет себя вот так, хорошо, когда он ведет себя вот так. И вот в этом благом деле превращается...
К - В фанатика.
И - В фанатика, да.
К - Резонер такой, в общем...
С - Мне кажется более интересным здесь, в этой теме, вопрос: "а что же делать человеку, чтобы научиться проводить эту линию?"
И - Да. Как он учится, вообще? То есть, он только учится, не попав?
С - Нет.
И - Обнаружив, что он не попал - возвращается...
С - Нет. Научиться он может либо сам.
И - Да.
С - Это один из-з-з, там...
К - Миллиона.
С - Ста миллионов. Тогда рождается Сократ.
И - Ну, это в результате опыта? Или как?
С - Это рождается и в результате его большого опыта, и расположения планет, и в результате, там, кармы, и в результате всего. Это в результате всего появляется вот такое уникальное создание. Либо, что тоже редко, но менее редко, когда человек попадается в лапы какому-нибудь учителю, ну, тому, кто уже, мало того, что что-то, там, понимает в этом деле, так еще и может научить, потому что научить этому - это не, просто, прочесть цикл, там, лекций... И все - других способов нет. Все остальные пути - это... ну, не принципиально.
И - Я, просто, немножко другое хотела заострить. То есть, как он постигает это? То есть, он пришел, получил, там, мордой об стенку - "ага, не туда пошел!", да? - "туда теперь, раз не туда пошел". То есть, где проявляется, из чего проявляется вот эта мощная ткань, там, вереницы этой?
К - Нет формулы, для каждого свое.
И - Здесь же - одно. А здесь - другое. Как? Из чего оно строится вот это вот? То есть, здесь уже - принципиально неправильно и здесь - неправильно. Правильность, вот, этого движения? Как оно...
С - Ты не могла бы точнее вопрос сформулировать?
И - То есть, он строит это...Вот, шел человек...
К - То есть, куда пойти, в какую, так сказать, секцию?
И - Он все время стоит на перепутье, этот человек. У него все время три дороги...
С - Человек все время стоит на перепутье. Да.
И - Выбрав, там, одну дорогу, он опять останавливается перед следующей, и опять у него...
С - Но он может и не останавливаться, этот процесс тоже может быть текучим.
И - Да. Но, в смысле, перед ним каждый раз все время - развилка, развилка, развилка.
С - Каждую секунду.
К - А что дорога? - она же куда-нибудь ведет, что ли? Цель какая-нибудь должна быть?
С - В каждую секунду?
И - Да. Но, вот, уже выбрал цель, уже пошел. Да? Но, ведь, в этой цели тоже можно сбиться и прийти туда, где, там, - и-и-и все... и все. И коня потерял, жизнь...
С - Конечно.
К - Конечно.
С - Конечно.
К - Не, но, вот, эта проблема, она самая...
С - Речь-то и идет о том, что - нет рецепта, что каждая секунда, ну, вот - выбор... - а выбор идет практически каждую секунду, - это уникальное событие, это - создание шедевра. И совершенный мудрец - это мастер создания шедевров всегда, для него даже нет точек - "через минуту", "через это..." То есть, он, вот, в этой вот линии непрерывной. Все время на линии создания, там, шедевров, которые, там, отпадают. Шедевры, в виде принятых решений. Именно поэтому, это - искусство. Но можно человека так вот раскрутить... Вот, если мы возьмем живопись - вот, у него есть способности. Не у всех есть способности. Почему к этому должны у всех быть способности? К фигурному катанию - и то не у всех способности.
К - Мне кажется медведя можно научить - катаются.
С - Можно.
К - На коньках.
С - Можно. Кататься на коньках. Да.
К - Мне кажется, фигурное катание - несколько неудачный пример.
С - Нет. Я думаю, что если взять тебя - поставить на коньки, меня ...
К - На мне, как раз, можно деньги заработать - хотя бы люди будут смеяться. (улыбка вслух)
К - А когда, там, эти все шедевры - жопой, знаешь, так: "бух!" об лед.
С - Короче, ты не претендуешь на Олимпийскую медаль?
К - Я?
С- Да.
К - Лично я?
С - Да.
К - Нет. Не претендую.
С - И правильно делаешь. (смех) То есть, по каждой способности, по каждому... есть люди более-менее талантливые. А почему все должны быть, - иметь одинаковые способности к тому, чтобы быть мудрецами?
К - А мне кажется, это не в таланте дело, а в склонностях, Саша. А в склонности. У человека есть склонность к чему-то...
С - Назовем это склонностями. Я имею в виду, что люди - это не одинаковые все, вот, лежат все - белые шары. Они все разные, да? Одни - более способны воспринять вот это вот направление, вот это, вот это....
К - Вот мне, например, кажется, что у Матисса не было склонности к рисованию, а его, там, эти - мазня - висят в Пушкинском музее.
С - Ну это ты...
К - Что меня очень удивляет. А другой скажет, что ты дурак: "Ты возьми так - нарисуй". Хотя я могу так нарисовать "Подсолнухи". (Таня улыбается вслух) Вот я так думаю. И вот мы будем биться. Один будет говорить, что это талант, а другой...
С - Я буду тебя поправлять, - "Подсолнухи" - это Ван Гог, а не Матисс.
К - Но ты же понимаешь, что мне - что Матисс, что Ван Гог - один хрен.
С - (смеется)
К - Ну, я так грубо говорю, конечно. Просто, представляюсь. А есть вещи, которые, так сказать, влияют.
С - А вот по поводу обучения - мне очень понравилось как мой заместитель сформулировал. Это - бессмертная фраза, она войдет в анналы и она к данному случаю тоже, вот. Обучение - это такая достаточно жесткая система, да? Ну, потому что, точно так же: чуть-чуть не то - и все! Все пропало. Да. И он так выразился - по другому поводу, но это в данном случае подходит: (торжественно) "Если птица взлетела несанкционированно, то летать ей нехрен!". (смех)
О - Может, ошибка главная заключается в том, что человек ставит перед собой какую-то цель? То есть, мы же жили все это время в совковом обществе. "Наша цель - коммунизм". И было привито, что у человека должна быть какая-то цель. И он ее перед собой ставит.
С - Нет. То, что это влияет на заскорузлость, ну, такую, на жесткость, конструкции - да. Конечно, влияет.
К - Но на определенном этапе должна быть цель.
О - Какая?
К - Любая. Он же должен во имя чего-то биться?
О - Да не надо биться во имя чего-то.
К - А как?
О - Ну как? Нам отпущен какой-то отрезок жизни, да? Мы все знаем, что мы умрем.
К - Ну, естественно. Это - единственное, что мы можем знать.
О - Смерть - это предел обитания в физической оболочке.
С - Но для того, чтобы прожить в кайф, нужно ставить себе цели.
О - Какие?
С - Например окончить институт.
К - Когда ставишь цель, нужно четко знать - когда ты ее уже добился? Потому что, когда ты ее добиваешься - она становиться твоим врагом. Вот Ельцин - лез, лез, хотел стать директором всей этой шарашки. Стал - и тут же запил, валялся там где-то. Все! - в 66 лет - развалина, говно. Так его цель превратилась в его врага.
У человека должна быть абстрактная цель, которую он, в принципе, почти не может достигнуть. Это не даст ему превратиться в дешевого фраера и клоуна. Вот и все.
И - А зачем он будет туда бежать, если знает, что не добежит?
С - Ира, это хороший вопрос. Если я перестану бежать в сторону Индии, которая может быть, и не достижима, очень многое измениться.
И - Да. Но что за волосы себя все время тянуть?
К - Я, вот, с девушкой поговорил, с еврейкой. Вот че ее сюда тянет? Она из Мюнхена, обманув родственников, прилетела в клоповник города Железнодорожного, чтобы три дня просто общаться. Вот ее абстрактная цель! Она же, вроде, всего же добилась - и все равно бежит сюда.
С - Это уже следующий вопрос, вопрос генерирования смыслов. Генератор смыслов.
К - Смыслов чего? Хорошо, когда есть место, куда сорваться. А есть люди, которые сидят в койке и думают, что принц прискачет на белом коне с мешком радостей. (смех) Кончается это тем, что и у всех - катафалка и в печку.
С - Пора париться.


Пора-ра-ра-ра.
Пора париться, пора.


Ноябрь 1998 г.

Вместо послесловия

 

в начало "Магических бесед"

Магические беседы в бане. Часть V

письмо Автору

 

к проблеме "достижения состояния"Магические беседы в бане. Часть IV

на главную страницу