Дзенские Истории и Комментарии Soho к ним

Soho

 

1.

Четверг, 13 Января 2000, 12:05

Сеппо посетил Энкана, затем три раза посетил Тосу, затем девять раз посетил Тодзана, но все безрезультатно. В конце концов он пришел к Токусану и спросил у него:

- Можно мне наряду с патриархами приобщиться к Великому Учению?
Токусан ударил его посохом и воскликнул:
- Что за чушь ты несешь!
На следующий день Сеппо попросил Токусана объяснить происшедшее.
- В моей религии нет слов и высказываний. От нее никому нет пользы, - сказал Токусан.
Услышав эти слова Сеппо пержил просветление.

Зачем спрашивать у тех, кто научился не владеть ничем, разрешения взять то, что принадлежит только тебе самому? Сложный вопрос. Может, идя к цели с какой-то целью к ней прийти, мы тем самым бесконечно отодвигаем ее от себя. В большинстве своем, ведь, любые наши действия корыстны в большей или меньшей степени, основаны на инстинкте выживания, продолжения рода, просто жадности или любви к бесполезным безделицам. Стремиться изо всех сил постичь то, что принудительное постижение - неконструктивно? Я бы тоже "двинул" такому прилежному адепту.
Наверное, Токусан говорит, что дзен бессловесный и что дзен не является тем, из чего можно извлечь пользу. Но Дзен может быть в словах. Все живые, поэтические слова содержат дзен. Но дзен - это не смысл этих слов. Это сами слова, смысл которых не постигается отдельно от слов.
Дзен нельзя передать или принять. С любовью то же самое. Мы не можем дать любовь Богу. Бог не может даровать любовь нам. Бог ЕСТЬ любовь. Когда мы подлинно знаем в глубине своего тела-ума, что ничего не можем дать или получить, одолжить, взять взаймы, потерять или припрятать на черный день, когда мы понимаем, что не можем простить или быть прощенными, спасти или быть спасенными (вспомните роман Д.Г.Лоуренса "Человек, который умер"), тогда мы постигаем дзен, но мы НЕ знаем, ЧТО это такое, потому что дзен - не что-то.

Кёсэй спросил у монаха, откуда тот пришел.
- Из Сяккё, - ответил монах.
- Как поживает твое высшее Я?
- Я уже ушел из Сяккё.
- Разве я не знаю, что ты уже ушел из Сяккё? Я спрашиваю тебя о высшем Я!
- Почему вы не принимаете моего ответа?
Кёссэй ударил монаха.
- Я хотел сказать еще кое-что, - сказал монах.
- Я буду бить тебя, пока ты не забудешь о словах!

Слова не серебро, молчание не золото. И слова, и молчание могут быть золотом, серебром и свинцом, разве не так ? Если слова целостны, они лучше, чем любое действие, и возвышеннее, чем любое молчание.

Однажды, направляясь к озеру, Хогэн попал под дождь и укрылся в храме Дзидзо. Мастер, сидевший у камина, спросил у него:
- Куда ты направляешься?
- Просто путешествую, совершаю ангья (паломничество), - ответил Хогэн.
- Что значит совершать ангья? - спросил Дзидзо.
- Я не знаю.
- Не-знание - самое сокровенное знание.
Затем Дзидзо и Хогэн сели у очага и принялись обсуждать "Дзёрон", буддийский философский трактат IV века, и когда дошли до фразы: "Небеса и мое "я" имеют один корень", Дзидзо спросил:
- Горы, реки, великая земля и мое "я" - единое целое или нет?
- Единое целое, - ответил Синдзан, который присутствовал при обсуждении.
Дзидзо поднял два пальца, внимательно посмотрел на них, сказал: "Два" и вышел. Через некоторое время дождь на улице прекратился. И Дзидзо вернулся проводить своего гостя до ворот храма. У самых ворот они увидели камень. Указав на него, Дзидзо спросил:
- Говорят, что в Трех Мирах всё пребывает в уме. Этот камень находится внутри ума или вне его?
- Внутри, - ответил Хогэн.
- Никак не пойму, почему монахи, совершающие ангья, всегда думают, что этот камень находится у них в уме?
Хогэн смутился и не знал, что ответить. Сняв с плеча походную котомку, он попросил Дзидзо разрешения остаться. Как-то через месяц во время разговора он излагал свое понимание дзен, но Дзидзо перебил его:
- Дзен - это не философия.
- Я отказываюсь от слов и рассуждений.
- Если после этого ты объяснишь смысл дзен, цель будет достигнута.
Услышав эти слова, Хогэн пережил глубинное просветление.

Дзен - это не философия, но это и не отрицание философии. Зная, что молчание - золото, мы должны говорить, и тогда, наша речь будет лучше золота. Просветление Хогэна подобно просветлению Шестого патриарха, оно умозрительно по своей сути. Почему Дзидзо не "звезданул" посохом по хребтине Хогэну ? Причина, возможно, в том, что Хогэн и шестой патриарх - добрые, кроткие люди, чуждые страстям и амбициям.

 

2.

Понедельник, 17 Января 2000, 11:20

Позволю себе нагло и нахально откоментировать коментарии Мастера Клейна... :))) раз уж тут все "нараспашку"... :)) одним маленьким мондо :

Эймё (904-975) был буддистом с детства, но стал монахом только в 28 лет. Он учился у Суйгана, но достиг просветления у Тэндая. Когда он стал мастером большого храма Эймё, у него всегда было больше двух тысяч учеников. Он много читал и писал, изучал принципы буддизма Чистой Земли.

- Я прислуживаю Вам уже давно, но мне все еще не доступно Ваше видение вещей, - сказал монах.
- Пойми свое непонимание! - ответил Эймё.
- Если я не понимаю, как я могу понять?
- Из лона коровы появляется на свет слоненок, синее море курится желтой пылью.

Со всей очевидностью, Эймё стремится сделать так, чтобы непонимающий монах понимал еще меньше. Когда в своем непонимании мы близки к отчаянию, дзен не за горами. :)))))

Клейн-сан, я не слишком обнаглел ? :))))  Нет! :))

Якусан стал священником в возрасте семнадцати лет и достиг просветления у Сэкито. Впоследствии у Якусана было много учеников, и его школа процветала. Якусан умер в 834 году в возрасте 84 лет. Одна из самых известных историй о Якусане (приписанная Басо в одном из источников) звучит так:

Якусан долго не читал проповедей. Однажды старейшина пришел к нему и сказал:
- Монахи не будут возражать, если вы прочтете проповедь.
- Ударьте в колокол! - велел Якусан.
Старейшина ударил в колокол, монахи собрались, но Якусан ушел в свои покои и не возвращался. Старейшина последовал за ним и спросил:
- Мастер собирался прочесть проповедь. Монахи пришли. Почему же вы ушли, не сказав ни слова?
- Для чтения сутр есть проповедники сутр. Для чтения шастр есть проповедники шастр. Причем тут я?

Каждый учит тому, чему может. Люди учат тому, чему они учат. Каждый учит каждого. Однако то, чему мы учим на самом деле, не всегда совпадает с тем, чему мы учим на первый взгляд. Гитлер, например, учил мир тому, что человек может быть начисто лишен человечности, Сталин - тому же, хотя цели они декларировали разные. Многие лекторы на тему поэзии учат тому, что поэзия лишена смысла. Крейслер учил, что игра на скрипке - смесь сентиментальности и акробатики. Якусан учил монахов не просить, чтобы их учили. Будда уже пытался учить людей этому, но без видимых успехов. Единственная возможность научить не учиться состоит в том, чтобы не учить. Якусан научился такого рода вещам у Сэкито. :)))))) Ты неправ. :))))

ох... чую... "бедные мои ушки, бедные мои усики" (с) Л.Керолл :))))))))
Правильно! :))))

Клейн-сан, у Вас еще не зачесались руки "сотворить" он-лайн чат "горячая линия технической поддержки дзен" (с) (моё) ??? :))) Может стоит подумать... :)))) хотя тут тогда толпы будут бродить празношатающихся и мешать медитировать... во-о-о-т во-о-от... :))) Ты ж только что рассказал о Якусане! Еще и проко... :))) проко...:))) проко-ммм-мееее-ннннтИровал! :))))))))))) А поступаешь опять как тот старейшина! :)))) Повторю тебе: Для чтения сутр есть проповедники сутр. Для чтения шастр есть проповедники шастр. Для "сотворения" он-лайн чата "горячая линия технической поддержки дзен" (с) (моё) :)))) - есть "сотворялщики" он-лайн чата (моё) :))))))). Причем тут я? Монахи не будут возражать..., видите ли!... :))) Ответ Якусана означает: "Монахи не будут возражать, видите ли..." = вы еще поучите меня, что мне делать = нельзя учить того, кто тебя учит, как именно нужно тебя учить... :))) Второй смысл урока, преподанного Якусаном монахам, означает: Вы хоть понимаете для чего вы здесь собрались, чему я "учу" вас? :)))) Чего вы хотите? Третий смысл урока: тот, кто неправильно ставит цели получает хрен! :)))) Четвертый: раз попался - терпи! и сохраняй хорошее настроение! :)))) Пятый: постарайся понять, что если учитель делает что-то, с чем ты не согласен, то ты должен думать не "что же это он, старый хрен, делает? - сбесился что ли?...", а "чего-то я не догоняю... чего-то я не догоняю... чего-то я не догоняю..." - ну, типа мантра такая!... :)))))))))))))))))))))))))))

Однажды Якусан занимался дзадзен (медитировал).
- Что ты делаешь? - спросил Сэкито.
- Не что-то.
- Значит, ты тупо сидишь.
- Если бы я тупо сидел, я бы что-то делал.
- Скажи, что именно ты не делаешь?
- Тысячи мудрецов не ответят.

Видать, ответ Якусана старому учителю был подлинным, раз не "огреб" посохом по хребту. Он сказал: "Медитируя, я позволяю Вселенной делать то, что она пожелает". "Разве это "позволяю" не является деланием чего-то ? " - настаивает Сэкито. "Не является". "Скажи мне, в таком случае, что такое это - "позволяю"?" "О нем нельзя сказать. Его нельзя показать. Суть ВЕЛИЧИЯ в том, чтобы не говорить о нем и не пытаться его проявлять". Молодец Якусан! :))

хм.. нда... может повернуть нафиг назад... сдается к началу Пути все же ближе ... чем ... :))

 

3.

Четверг, 19 Января 2000, 16:14

Клейну - клейново... про "мини-сатори".. эт пущай он отвечает.. :)))))), а я по-существу (точно обнаглел) - на конкретно поставленный ребром вопрос : "A chto takoje mondo?" МОНДО - это дзенский диалог, как правило Мастера и тупенького монаха (хотя бывают исключения, когда сохранена виртуозная беседа двух Мастеров или Мастера с Учеником, достойным его). МОНДО активно используются в качестве фактического материала к размышлению :))) , которое не всегда проходит безследно... :))) - учти... это... :) Есть еще КОАНЫ - дзенские "вопросы", типа "Покажи мне язык мертвеца !", "Услышь хлопок одной ладони..", "Осознай персиковое дерево в саду.." ... :))) не решаемые методами обычно-привычного логического интелекта и, по сему, приводящие его (интелект) в состояние "бессильного исступления", в котором ученик становится камертоном входящим в резонанс с Мастером - "Знание переходит от сердца к сердцу... " (с) ... но не в любом состоянии ... :)) впрочем это нудно, сложно и спорно... Сохо, забудь про дзен... :)) - я думаю, твоя врожденная честность позволит тебе понять меня и выполнить мою просьбу... ты не виноват в том, что тебе негде научиться дзен... :)) постарайся понять меня... Кл. :))

лучше еще пара баек для иллюстрации - о чем, бишь, я... (ты все поймешь сама... когда-нибудь... ): Не пудри девушке мозги! - никогда она этого не поймет! Слышишь?! Никогда! У нее, как и у тебя, нет главного, чтобы понять (не придирайтесь к слову "понять) :))) дзен. :))))))))

- Я стучу изнутри скорлупы. Можете ли вы постучать извне? - спросил монах у Кёсэя.
- Ты находишься в состоянии активной готовности?
- Если бы я не был готов, люди бы презирали меня.
- Ты по-прежнему прячешься среди трав!

Перед тем, как цыпленку вылупиться из яйца, он стучит изнутри скорлупы, а мать-курица извне. Это может быть хорошей метафорой для описания отношения учителя и ученика, пока последний не достигнет просветления. Нет. :))) В "изнутри-извне" речь идет совсем не об этом. :))) "... цыпленокккк... яяяйца..." :)) Прекращай, Сохо, мутить воду... :))))) Кёсэй, надо полагать, славился своим умением "стучать извне". Хо-хо-хо!... ха!... Сохо! Кесай славился многими умениями. Это первое. :)))) Второе. Стук извне идет все время. Постоянно и непрерывно! :)))))) И третье: Кесай и был стуком извне! Самым громким стуком извне для этого монаха. Воплощением "стука извне"! Понял? :))))))) ЧТО понял? :))))) Да нет же - я не о Кесае!.... :))))))))))))))))))) Вопрос на засыпку: А что ответил бы Кесай монаху, если бы тот, просто, сказал "Да!" (см. 3-ю строку ильмонды) :))))))

Монах вообразил себе, что его просветление вот-вот наступит. Нет. :))) Монах так не думал... :))) Кёсэй сказал ему, что ему еще далеко до вершины, Нет. :)))) Кесай, просто, мгновенно протестировал монаха и дал ему задание. :)))))))) а пока он находится в травянистых предгорьях своих заблуждений и самомнений. Можно по другому выразить эту метафору. Каждый человек, каким бы великим он ни был (лучше сказать - в меру своего величия), стоит на плечах своих предшественников. В этом смысле дзен присуща восточная монотонность, "...монотонность" :))) Сохо, еще раз станешь врать про дзен - вдарю! :)))))))) ведь, как предполагается, сатори всегда (более или менее) одинаково, "...как предполагается... одинаково..." - Сохо! :))) По-русски это называется слышал звон, да не знает откуда он. :))) Еще раз: ты не можешь понимать дзен. Нет главного компонента для этого. Ты в этом - не виноват. Врожденная честность должна позволить тебе прекратить рассуждать на эту тему. Привет! тогда как на Западе, по мнению Шпенглера, чтобы, например, понять Шекспира, мы должны превзойти Шекспира. Это везде так. И на Западе и на Востоке. Вопрос только "превзойти в чем? одинаковы в чем?" :)))))))) В чем отличия? Как отличить неотличимое? как отличить границу между отличимым и неотличимым? и т.д. :)))))))) Когда Уммона, учителя Кёсэя, спросили: "Что такое этот стук изнутри и извне?", он ответил одним из своих знаменитых лаконизмов : "ЭХО!" Это же была шутка, СОХО! :))))))))

или вот еще о том же... :))) Стиль дзенской школы Хогэн сравнивали с искусством поединка на мечах, и смысл этих слов точно соответствует смыслу переживаний. Методы обучения не были такими жестокими и строгими, как в школе Риндзай. В Школе Хогэн обучали медленно, словно имели дело с умственно отсталыми, а на последней стадии умело наносили завершающий удар. Энго говорил об этой школе: "Слыша звук, они постигают Путь. Видя форму, они освобождают ум. Остроумный намек таится в их устах. Эхо слышится в звучании их слов" (с). Я не знаю кто такой был Энго, но это его высказывание - не похвала, а порицание школы Хоген. Наверно, сам он принадлежал к другой школе... :)))))))) Из его слов видно, что это была дубовая школа. :))))))))))))))))))))))))))))

- Что такое Будда? - спросил у Хогэна монах по имени Этё.
- Ты - Этё! - сказал Хогэн.
Монах пережил просветление.

Предположим, Хогэн сказал бы : "Ты - Будда!" Чтобы понять это высказывание, нужно вначале уточнить, что такое "ты" и что такое "Будда". Но Хогэн в своем ответе идет навстречу монаху, который вот-вот станет Буддой. Хогэн говорит6 "Ты - Этё!" "Ты" здесь означает Будда. "Этё" также означает Будда, и Этё постиг это в одно мгновение. Нет. :)))) Все не так. :))))))))

- Где обитает Клейн? - спросил Хогэн у Хакуэ.
- Не в каком-то конкретном месте, - ответил Хакуэ.
- Если это абсолютный Клейн, как он может не пребывать в конкретном, фиксированном месте? - возразил Хогэн.
- Если бы он пребывал в конкретном, фиксированном месте, это был бы не абсолютный Клейн! - сказал Хакуэ.
Хогэн согласился.

Клейн как-то спросил у Клейна: "Может ли Бог чего-то не знать?" - "Может!" - ответил Клейн - "Ведь, Он - всемогущий!" :))))))))

"Язычники в своем невежестве поклоняются деревянным идолам и камням", но в христианстве, буддизме и даже в дзен есть святые места, святые писания, поклоны и церемонии, правила и предписания. Легко понять, что все места одинаковы. Трудно понять, что при этом одни места более одинаковы, чем другие... :))))))))) ну в оригинале, правда, было : "Где обитает Будда?", но это ничего по сути не меняет...:)

- Существовала ли суть дзен до прихода Дарумы? - спросили у Якусана.
- Существовала.
- Зачем же он пришел?
- Он пришел именно потому, что истина уже была здесь!

Да!

А этот диалог словно взят из "Алисы в Стране Чудес". Он дает замечательный пример побега из научного мира причины и следствия. За пятьсот лет до прихода Дарумы в Китай Христос умер, чтобы спасти грешников, которые к тому времени уже были спасены вечной любовью Бога.

Однажды Хогэн учил перед утренней трапезой. Затем он жестом указал на бамбуковые жалюзи. Двое монахов вышли и подняли их.
- Один выиграл, другой проиграл, - сказал Хогэн.

Сравнения отвратительны, чушь собачья... извини... :))) но отвратительность - это одно из качеств, присущих Вселенной, возможно одно из основных ее качеств. ...здрастье-приехали... :)))))))) Дзен - это отказ от выбора, от похвалы и порицания, от любви и ненависти (по крайней мере так принято считать). ...ну, я уже высказывался по поводу твоих трактовок дзен... :)) Однако, подлинный дзен допускает выбор, похвалу, порицание, любовь, ненависть, - но с юмором. - ни хрена себе ограничение! :))))))) "Умри, собака! Иль тебя мы защекочим!" (с) Клейн (только что вырвалось) :))))) Один выигрывает и радуется, другой проигрывает и рыдает. наверное, мы должны, радоваться с теми, кто радуется, и рыдать с теми, кто рыдает, но мы не должны принимать тех и других слишком серьезно. ....дзен - это самая серьезная вещь на свете. Все на свете дзен рассматривает (принимает) предельно серьезно. Ну, как это можно не понимать?! А уж про самих себя я вообще не говорю..... :))))) Повторю: Будешь читать о Бодхидхарме (на странице, кажется, "Чань") - обрати внимание на вопрос со словом "не убоится" (а также в Сутре Помоста посмотри) и попробуй ответить на него. Никто почему-то мне из почти 10.000 посетителей сайта не ответил не него.

Ау! Клейн-сан ! :)))

Сохо! :)))) Кл. :))

 

4.

Четверг, 27 Января 2000, 12:29

Демьян, Клейн ... :))))) строго по существу - НИГДЕ ! а уж Риндзай - тем паче... :))))) Ну адреса пары "ниппоницких" монастырей могу дать..., но такой геморой с визами и приглашениями... - там одни канадцы массово из иностранцев тусуюца (у них облегченный визовый режим в Ниппонию)... А нафига тебе ? :)))) тока чесна ? :))) Думаешь - башку обрить, лиловую тогу нахлабучить... пол-годика потусоваца в послушниках ... и всё ??? - "пробьет" ?? :)) неа... - вишь вон меня до сих пор не пробило... :)))) Клейн - подтверждения не дает... :)))))))))) - чморит... :)) Вот ему за это... :))))))

Живя в Дэмбоине, Басо практиковал медитацию каждый день. Нангаку, понимая, что Басо подает надежды, однажды пришел к нему и спросил:
- Скажи, в чем смысл занятий медитацией?
- Я хочу стать Буддой, - ответил Басо.
Нангаку поднял кусок черепицы и начал тереть его о камень.
- Что вы делаете? - спросил Басо.
- Я хочу сделать зеркало.
- Разве можно сделать зеркало, шлифуя черепицу?
- Разве можно стать Буддой, занимаясь медитацией?

Другая версия истории содержит теоретическое разъяснение.

Нангаку сказал Басо:
- Ты практикуешь дзадзен(сидячую медитацию), или дзабуцу(Сидящего Будду)? Но если это подлинный дзадзен, то знай, что дзен не имеет ничего общего с сидением или лежанием. Если это подлинный дзабуцу, то знай, что Будда не имеет фиксированной формы. Истина внепространственна. Ее нельзя принять или отвергнуть. Дзабуцу - убийство Будды. Оставаясь привязанным к сидячему положению, ты не можешь постичь природу вещей.

- В чем глубинный смысл прихода Дарумы с Запада ? - спросил монах у Сэкито.
- Выйди и спроси столб у ворот храма!
- Я не понимаю, что вы имеете в виду.
- Я тоже не понимаю.

Каждое следствие имеет причину, а как насчет (перво)причины причины? Каждая причина имеет следствие, но что можно сказать об окончательном следствии всех следствий? (Бедный Рассел поперхнулся сейчас на небесах со своим парадоксом "Противоречивости Множества - как совокупности всех множеств" - кстати, из курса вполне приземленной "высшей" математики.) Вполне возможно, что Бог чувствовал себя одиноко и поэтому, от нечего делать, сотворил Вселенную, но почему Бог (внезапно) почувствовал одиночество ? :)))))))

Демьян - брось ты всё это... пока не уронил... :))))))

 

5.

Четверг, 24 Февраля 2000, 12:55

- Мастер, если чеорез сто лет кто-нибудь спросит, каково было ваше глубочайшее понимание, что ему ответить? - спросил Тодзан.
- Скажи : "Просто это", - ответил Унган.
Тодзан молчал. Унган ударил его.
Уже после смерти Унгана Тодзан проводил памятную службу в честь глубочайшего понимания старого мастера, и один монах спросил:
- Можно ли слова старого учителя: "Просто это" назвать духом утверждения?
- Можно, - ответил Тодзан.
- Что они означают ?
- Тогда я блуждал в потьмах, но все же понял.
- Постиг ли Истину покойный учитель?
- Если бы он не постиг, как бы он мог говорить такие слова, если он постиг, как он мог не поведать об этом ?

"Через сто лет" означает "когда вы умрете", но если понять эти слова буквально, станет ясно, что даже спрашивающий к тому времени уйдет к Желтым Ручьям. "Просто это" - в этой фразе самая суть дзен, особенно, в слове "просто". Всё, каково оно есть, обладает экзестенциальной значимостью и бесконечным смыслом. Достичь просветления означает раз и навсегда постичь эту реальность, ее дзенскую сущность. И если просветление подлинно, оно должно отражаться, как говорят Унган и Блейк, во всех мелочах нашей повседненой жизни. Ответы Тодзана на вопросы монаха дают пример если не логичности, то по крайней мере скромности, последняя более убедительна, чем первая :)))))))

А насчет "очень большой Правды"... - это сильно :))) и верно... обширна и запутана... аки логово Минотавра... впрочем почему аки ? :)))

Тодзан как-то сказал собравшимся монахам:
- Слова ничего не выражают, словами делу не поможешь, верящий в слова неминуемо погибнет, повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению.

Внимательно присмотревшись к этим четырем утверждениям, мы увидим, что не все они верны. "Слова ничего не выражают". Как насчет этого самого высказывания - выражает оно что-нибудь или нет ? :))) Лучше было бы сказать, что слово - это неотъемлимая часть вещи. Слово - это вещь. Вещь, не названная словом, для мира людей вообще не существует. Но достаточно чего-то одного - слова или вещи. Одно из них не важнее другого.
"Словами делу не поможешь". Это тоже не верно. Дзенские слова ( не путать со словами о дзен!) подойдут в любой ситуации ?
"Верящий в слова неминуемо погибнет". Это почти верно, потому что слова, сказанные кем-то другим, не соответствуют нашей ситуации, потому что каждая ситуация говорит своими словами.
И, наконец, последнее изречение: "Повторяющий чужие слова подвергнется заблуждению" в равной мере относится к политикам, ученым и литераторам. Почти все великие писатели (и Веб-мастера тоже) обманывали себя, произнося красивые слова. :)))

Тока не говори, что "нет, Сохо, все не так..." (с) ... хрен же его знает как оно на самом деле ? :))


Тодзан и Хаку, который был священником одной из мистических традиций, как то раз вместе зашли в лавку кулинара. Хаку нарисовал на полу круг.
- Убери это! - сказал Хаку.
- Сначала подними его и подай сюда! - невозмутимо ответил Тодзан.
У Хаку не нашлось, что ответить.

Этот эпизод напоминает о том, что китайские школы всегда соревновались между собой, но при этом их сторонники не преследовали друг друга, как это случалось на Западе. Еще следует отметить, что только проницательные люди могут понять дзен, быть добрыми, писать стихи или сочинять музыку. Остается выяснить, в чем же смысл этой "проницательности"? Что бы вам сказать ? Если вы проницательны, едва ли вам нужно объяснять такие вещи…:))))))))))


Бай... будьте добрее :)) , но помните - "никакое доброе дело не остается безнаказанным" (с) Хоси - это карма... :)))

* * *

 

 

в ДзенТексты

на главную страницу