А. Клейн

Заметки о народе
 
Проблема заключается в том, что не хочется помогать бесполезно. Помощь должна быть воспринята, востребована. Речь идет не о благодарности, а о том, что "в коня ли корм?"
 
Правда, кто-то из древних китайцев сказал: "Разве для того, что бы помогать, нужны поводы?" И поэтому разделение на "в коня"-"не в коня" - может быть, это некое прикрытие отсутствия истинной человечности?
 
 
Гражданская война
 
Древний Рим развалила такая пустяковая вещь, как психология. Рабы - уже не работают, труд их - непроизводителен, а свободному гражданину работать - это оскорбление. Психология, но, однако, все погибло. Здесь же, в России, проблемой является противостояние каждого против всех. Люди не хотят сотрудничать друг с другом.
 
И это - не влияние Запада и его психологии индивидуализма.
Когда в обществе начинается гражданская война - это отравляет общество очень сильно. Гражданская война - это не только с шашкой на коне. После того, как она развернулась, она потом продолжается в других формах: кто-то кого-то убивает, кто-то кого-то ненавидит, подозревает и так далее. Внутри общества - антисотруднические взгляды. Состояние гражданской войны продолжается на психологическом уровне.
 
И когда Ленин сделал это, Махатма Ганди сделал противоположное. Он сказал: "Не надо никого убивать. Не убивайте друг друга". Если Ленин скрежетал зубами: "Расстрелять сотню, чтобы не повадно было", то Махатма Ганди плакал на своей тростниковой циновке, переживая, что люди жестоки друг с другом. А сейчас результаты - разные. Безусловно, очень трудно отличить конкуренцию от гражданской войны. Но если сказать непонятно, но очень кратко: это - разные типы энергии.
 
 
Кризис
 
Ситуация - очень сложная, но у страны запас прочности еще достаточно большой. Учитывая, что мы еще не опустились до такого уровня производства, как в свое время опускалась, например, Армения, люди наши, советские, русские, российские, не привычные к комфорту, - будут выживать, а в сельской местности это вообще никак не отразиться. У правительства же всегда в запасе есть такой инструмент, как введение распределительной - карточной - системы, и тогда на этой системе еще пять лет можно держаться. Кто-то уедет. Многие уже уехали после кризиса.
 
Никто пока отчетливо не говорит о том, что существует два пути стимулирования экономики. Первый - это через сбережения: человек сберегает, покупает на эти деньги акции, облигации - экономика работает. Другой путь - противоположный: нужно стимулировать не сбережения, а потребление. Соответственно, тогда нужно говорить о потреблении своего, национального, товара. Некоторые черточки этого направления уже появились стихийно, независимо от заявлений политиков и экономистов. Единственный выход сейчас - это взять вектор потребления, который идет мимо российского производителя, - ведь, мы, например, импортируем 70 процентов продовольствия, - и развернуть его на производителя. Если этот вектор развернуть на отечественного производителя, то у него появится достаточно оборотного капитала, достаточно финансовых возможностей, чтобы выжить и даже развиваться. Позитивные сдвижки возможны.
 
Переориентация потребительского спроса на наших производителей означает - поднять таможенные барьеры. Должна быть какая-то система протекционистских мер, которая должна заставить наших людей потреблять свое, а не импортное, заставить наших людей потреблять продукты худшего качества: пищевые продукты, одежду. Ведь, пока мы спорим в России - выпускать телевизоры или нет, потому что, вроде как, японская техника лучше? - Индия, которая не лучше России, выпускает не один, а целую гамму, несколько разновидностей своих телевизоров. Японская техника в Дели в 1,5-2 раза дороже, чем в Москве, - и ничего! Умеешь ты делать только такую технику, умеешь шить только такую одежду? - вот и бери ее, вот и ходи.
 
Надо заставить наших сограждан потреблять худшую продукции, чтобы научить делать лучшую. Ведь, если ты делаешь плохо, а в голове у тебя - другой стандарт жизни, если ты не являешься специалистом, который может делать такие вещи, если ты умеешь работать только плохо, а жить хочешь хорошо - это психология Шарикова. Этот разрыв между тем, что ты даешь, и тем, что ты хочешь взять, - он, в общем-то, везде, во всех странах, присутствует, у людей всегда потребности выше, чем доходы, - заработал 100 рублей, а хочешь жить на 150 - это естественный процесс. Но здесь, в России, этот разрыв слишком далеко зашел. То есть, автомобили должны быть такие-то, сервис должен быть такой-то, это должно быть такое-то, - а вот то, что мы сами делаем, может быть никуда не годным и это - в порядке вещей. Если бы правительство патерналистским образом выстраивало свое отношение к народу, поводырем было бы, то надо было бы заставить потреблять то, что производишь.
 
И это удобно сделать сейчас, в момент перехода, когда все ухудшается, когда мы забрались в очень сильный кризис. Не обязательно это должна быть "твердая рука", но это должна быть какая-то последовательная политика. Должна быть воля, должна быть какая-то голова.
 
Человек должен заниматься тем, в чем он - специалист. Это должно быть принципиальной философской позицией. Политика разведения огородиков стимулировалась советской властью, но это - неправильно. Может быть, жизнь дойдет до такой степени тяжести, что волей-неволей придется сажать какие-то овощи и охотиться на мамонтов, но это - неправильно. Это - понижение уровня цивилизации. Человек должен заниматься тем, что он умеет, и платить другим людям за услуги и товары.
 
 
Свой путь развития
 
Страна - это некий организм. Как большая амеба, у которой есть непостижимый, свой путь развития. Ведь, это же удивительно, что все, о чем писал Салтыков-Щедрин в 1885 году, никуда не делось и в 1985 году при советской власти, и сейчас есть. Другого пути, кроме того, который есть, который народ сам себе выстраивает, который он заслужил, - просто не бывает.
 
Вряд ли отношения между людьми становятся более холодными, меркантильными. Проявлений сволочизма в повседневной, бытовой жизни я не вижу больше, чем было. А если брать какие-то экстремальные случаи, когда подросток убивает своих родителей и т. д. - может быть, и тогда были такие случаи. Вот по телевизору показывают, что, оказывается, в 62 году был какой-то серийный убийца - а мы ничего о нем не знали. Мы даже не знали, живя в Ростове, что в Новочеркасске - это сколько там? Ну, километров 70 - танками подавляли в 62 году восстание - и никто об этом ничего не знал. Но, опять же, - сейчас проще до пистолета дотянуться.
 
Действительно, в Ростове, например, - сейчас более патриархальная среда, но это и всегда было. Разрыв между Москвой и Екатеринбургом, Москвой и Краснодаром - все равно остается. Если вспомнить ранние фильмы - "Москва слезам не верит" и разные другие - "Ты что, с Урала?!!!". Эти различия остались, но это - различия между мегаполисом и меньшим городом. Точно такое же различие остается между Ростовом и какой-нибудь станицей или бывшим колхозом. Это естественная вещь.
 
Я не знаю, что обозначает сегодняшний период. Или это - приближение гибели и распада - что очень похоже, но не только не верится, но и известно же, что во многие времена люди так думали, но это - не было этим. Или же это - нормальная стадия. В конце концов, например, в 1848 году в Англии люди - рабочий класс - статистически становились меньше ростом, уменьшался объем грудной клетки и выпускался закон, запрещающий - вдумайтесь! - 11-ти летним детям работать более 14 часов в день - крутить маховик на фабрике или толкать вагонетки в шахте, причем, люди ходили в лохмотьях и спали в грязи. Каждая страна заплатила за свою, хорошую сейчас, жизнь. Англия - в свое время заплатила, Америка - в свое. А если людям целенаправленно мозги коверкать, как при советской власти, то это - не есть та плата за хорошую жизнь. Хорошая жизнь в результате никогда не наступит.
 
А если людей бросить среди скал и диких растений - и они после этого выживут, то они станут сильным племенем и все завоюют.
То, что сейчас происходит - это естественный процесс. А вот то, что было раньше, начиная с 17 года - это был - неестественный. На этом пути, который сейчас, - можно погибнуть. Но на том пути - там заведомо ничего хорошего не будет.
 
Мир стал больше.
 
 
Разная природа конституционных прав
 
Право на отдых, на медицинское обслуживание, на работу и прочие права имели при советской власти одну суть - "ты должен быть коровой или лошадью в стойле. Тебя кормят, обогревают, вот, пожалуйста, у тебя на стене даже висят права этого общежития, и ты - жуй, но смотри! Жуй, делай свое дело, но за пределы - нет!"
 
Сейчас - другая ситуация, сейчас - нет стойла. И что интересно: те люди, которые тогда не хотели быть в стойле и возмущались, когда возмущение беспощадно каралось, - они имеют сейчас моральное право возмущаться, но не возмущаются. Именно потому что и тогда, и сейчас - рассчитывают только на себя. А те, кто продали тогда свои бессмертные души за клочок сена в этом стойле и поэтому навечно потеряли моральное право возмущаться - они, как раз, и возмущаются. Диалектика. Разве корова имеет право возмущаться, если ее режут? Или свинья? Или табуретка? Хозяин вправе делать с ними все, что угодно. Они для этого предназначены, они только для этого и созданы господом Богом. Возмущаться же имеет право только Человек. А также заявлять о своих желаниях. И требовать их исполнения.
 
Принципиально различна природа конституционных прав: там права - на свиноферме в рамочке, здесь - на самом деле права свободных существ. Ну, не получается ничего пока, потому что существа еще пока- недоразвитые, потому что - в друг друга плюют и бьют когтями, потому что боятся, паникуют.
 
Что такое паника, ажиотаж? Это - когда люди руководствуются не рациональными мотивами, а страхами, чувствами, эмоциями. Когда ум за разум заходит.
 
Это пройдет.
 
 
Наша пресса
 
Наша пресса и телевидение занимаются вещами, которые далеки от цели дать объективную информацию. Первое, - они, действуя по чьему-либо заказу, промывают публике мозги. Второе, - они зарабатывают деньги: повышают рейтинг своей передачи, тираж и так далее - поэтому должны быть жаренные факты. И третье, - это отравляющий общий фон. К примеру, передачи пакистанского телевидения - не такие интересные, как российского: девушка-ведущая должна обязательно быть в платочке, и что-то они свое передают, - но там в течение суток идут 2-3 обучающие программы. Как-то правительство насаждает в народе просвещение.
 
У нас это прекратилось. Нет образовательных программ. Если я смотрю индийские новости, то там кроме позитива ничего нет. Пусть, это можно назвать "лакировкой действительности" или даже ложью - ну, где они там руки друг другу все время пожимают, - но, блин! - родной образ - сталеплавильный завод, комбинат индийский - они там сталь выплавляют! У нас же - на каждом канале по 2-3 криминальных программы, и каждый журналист маскируется: "Мы хотим, чтобы этого не было, мы хотим, чтобы выводы из этого были сделаны".
 
Gerb_Mo.gif (1597 bytes)Канал "Московия", где постоянно идет разговор о нравственности, содержит три криминальные программы! Разговоры о нравственности носят демагогический, туповатый характер. Это откровенная промывка мозгов, московский заказ. Криминальные передачи показывают суть нашего телевидения - погоню за жаренными фактами. Но все это преподносится так, чтобы у обывателя не возникло мнения, что ему просто дают вкусную жвачку, которую он будет потреблять. И все это под соусом, что, видите ли, - "нужно задуматься".
 
Да не нужно задумываться! - нужно выкинуть все эти передачи с телевидения. Сейчас у газет и телевидения практически нет функции - информировать, а все разговоры об этом - просто прикрытие для корпорации торговцев жвачкой и отравой.
 
 
Замазывание глаз
 
Замазывание глаз и без того тупому обществу является одним из величайших изобретений человечества. Успех этого приема обусловлен врожденным желанием человека замазывать глаза самому себе, что, в свою очередь, базируется на животном инстинкте отдаться. Большевики владели этим приемом во всемирно-историческом, глобальном масштабе.
 
Рожденные в искаженной реальности, выросшие с замазанными глазами, советские люди видят вместо реальной жизни - фантомов, принимают беременность за болезнь, опухоль головного мозга - за естественное состояние человека. Большевики крепко потрудились на ниве запутывания и замазывания.
 
Одним из примеров такой грандиозной махинации является устойчивое воспоминание советских людей, что они жили при социализме. Никто из них, от полусумасшедшей бабульки-пенсионерки до совершенно трезво мыслящего профессора политэкономии, даже представить не могут, что никакого социализма и не было, что они пали жертвой злонамеренного, хирургическо-идеологического эксперимента, операции по обдурежу, которую, целиком и полностью отдавая себе отчет в своих действиях, проводили Сталин и компания.
Люди, которые понимали, что такое социализм? куда движется общество? куда оно должно двигаться? - кончились примерно в 1937 году. Старая ленинская гвардия характеризовалась не только тем, что они по времени совпали с Владимиром Ильичом, и не какой-то особой силой, стойкостью и выносливостью, и даже не честностью и принципиальностью. Основное их качество, как ни смешно это звучит сейчас, - это научная подкованность, возможность смотреть на то, что они делают, с незамазанными глазами. Сталин, кстати, относится именно к этой плеяде, и именно поэтому им были уничтожены все остальные.
 
Каждый сейчас, если у него поднимется рука, может протянуть ее к библиотечной полке и взять книгу, автором которой является Иосиф Виссарионович. Книга называется "Анархизм или социализм" и была написана в 1906 году. Точнее, это был цикл статей, или одна большая статья, которая впоследствии была издана одной книжкой. Еще тогда, в 1906 году, Коба, если убрать его популистские и демагогические выверты, очень четко знал, что такое социализм, и чем он, например, отличается от государственного капитализма. Однако, выстраивая свою тюрьму народов, - впрочем, неважно что он там выстроил, - он совершенно сознательно произвел подмену. Взял и назвал то, что является государственным капитализмом - "социализмом". Навесил на осла ярлык слона и заставил всех не только верить этому ярлыку, но и поклоняться. А всех, кто не желал или, по каким-то причинам, не мог замазать себе глаза, он расстрелял.
 
Ярлык налился кровью, приобрел плоть, зажил самостоятельной жизнью, - и кто теперь станет разбираться с этой помойкой? И полусумасшедшая бабулька и мыслящий профессор в один голос скажут: "А зачем это нужно?", - продемонстрировав очередную замазку глаз. Для живущих в искаженной реальности - то, что нужно, представляется ненужным, зато ненужное является очень важным и на него кладутся все силы.
 
И еще один пример грандиозной замазки. Вам никогда не казалось странным, что Английская буржуазная революция продолжалась 40 лет? Вдумайтесь, 40 лет. Другие буржуазные революции продолжались тоже годы и десятки лет. И лишь Великая Октябрьская социалистическая революция продолжалась одну ночь или один день. Не понимаете? Еще раз вопрос - когда происходила английская буржуазная революция? Вы можете не знать точной даты, но посмотреть в учебнике, кажется, для 7-го класса, и там вы увидите - с такого по такой-то годы. Теперь вопрос - когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция? Ответ: 7 ноября или, 25 октября 1917 года по старому стилю, добавят самые умные.
 
У кого поднимется рука, пусть опять ее поднимет и для начала протянет к работам Ленина с 1917 по 1921 годы. Во-первых, он с удивление обнаружит, что ни о какой Великой Октябрьской социалистической революции в работах Ленина нет ни малейшего упоминания. Речь идет об октябрьской - с маленькой буквы - революции, о пролетарской революции, об октябрьском перевороте - слова Ленина. Более внимательный читатель обнаружит, что до 1921 года - т.е. вплоть до фактического конца своей жизни - Ленин был уверен, что социалистическая революция продолжается.
 
В чем же причина того, что в нашем сознании октябрьская революция и 7 ноября слиты воедино? Дело в том, что любая революция предполагает спады и подъемы, стадии, пути, методы, средства. В свою очередь, это предполагает исследования, самостоятельную мысль, споры, поиски. Революция в один день - нет стадий, нет путей, нет споров, нет мысли, а если у кого она, все-таки, пробилась, - того расстрелять. Грандиозная замазка еще одним пластом легла на глаза бедных россиян, и если кто-то думает, что это не вызывает никаких последствий - он неправ с замазанными глазами.
 
Любая неправильная установка у ребенка порождает вереницы вредных последствий, любой дефект даст о себе знать и не раз.
 
 
Совесть и стиль в политике
 
Лебедь - уникальный человек. Единственный из политиков, у кого есть совесть. В политике - иметь совесть крайне невыгодно, почти невозможно, - и человека, у которого есть совесть, заносит в такие сферы, как политика, очень редко. Дело в том, что любой политик должен состоять из компромиссов, иначе он ничего не сможет сделать. В политику человек, у которого есть совесть, попадает или когда очень плохо - кризисный период, когда нужно ломать, менять, строить. Или когда настолько хорошо - лучше, чем в Америке уже. Когда Клинтон на инаугурации выступал - до этого, когда он выбирался, ну, такой душка! - а там стал говорить - сразу видно, что молодец, - все нитки знает, за которые нужно дергать! Кстати, насчет Лебедя. Человек, который может выражать свои мысли афористично, - это редкий тип человека.
Умение афористично выражать свои мысли может помочь человеку стать Козьмой Прутковым, а может - Цезарем. Тем или иным его делает его внутренняя позиция. У Лебедя - внутренняя позиция философа и общественного деятеля, а если он еще и мысли умеет так свои выражать... Ведь мы же живем в эпоху профанации - снижения уровня всего. В свое время Маркс критиковал немецких социал-демократов, обнародовавших Эрфуртскую программу, за суконный язык документа, за отсутствие литературного стиля. Мы уже сто лет как забыли, что в политических документах должен присутствовать какой-то стиль. Суконнорылые и, более того, малограмотные, косноязычные политики - наша советская, "шариковская" традиция.
 
 
Равенство и совесть
 
Любое настоящее равенство всегда проявляется в форме неравенства и, наоборот, любое неравенство проявляется в форме равенства. Вот мы - все не равны. А перед законом - мы равны. Государство - это такая штука, которая все усредняет. Она не может доходить до каждого индивидуально.
 
Вам приходилось при советской власти видеть как уборщица идет по банку или по магазину и тряпкой, шваброй - по ногам? ...перетрясла его и вывела...Этот факт - производное от идеи равенства. Идеи, которой отравлен русский народ. Французская революция хорошо потрудилась, отравили. Идея равенства нарушила общество, перетрясла его и вывела неравенство в какие-то совершенно искривленные формы.
 
Но есть и другая сторона. Культивация идеи равенства, как оказывается, позволяет сохранить в этом цивилизованном мире заповедник такого редкого чувства, как совесть. Как это выражается?
 
Если я живу в обществе, которое достаточно иерархировано - неважно, это Англия или Индия - то там все личностные правила действуют только внутри своего слоя. Ну, представьте, - мне 11 лет, а я говорю 60-ти летнему старику: "Джеймс, принеси мне то, подай мне то-то". Вот соседнего принца или кого-то еще - я признаю равным. Все остальные для меня - это предметы, это вещи. В крайнем случае, я, если я - девушка, цветочек могу бросить в сторону нищего.
 
Наличие таких каст, или слоев, достаточно законсервированных, не дает развиться в человеке нравственному чувству. Совести. Потому что заведомо большое количество людей окажется вне пределов. Это еще ладно, если я о них не знаю, а если - я с ними соприкасаюсь, я их знаю и я учусь человека считать не человеком? Отказывая ему в полном комплексе прав. Все равно, даже если в чем-то одном отказал - он не полноценный для меня человек.
Одна сторона - это, когда в обществе нарушаются уважение, традиции, когда идея равенства все перемешивает. Это - ее отрицательная сторона. Но положительная сторона - то, что возникает заповедник для совести, что все люди равными признаются.
 
В этом смысле, советский и постсоветский периоды выковали очень интересную общность. Это общность отличается двумя качествами. Причем, это - взрывная смесь. Наличием совести, нравственного чувства, пассионарности, если хотите, и в то же время, с этими людьми такое выкручивали, как тогда, так и сейчас, последние семь лет, что те из них, кто выжил, - они сто очков дадут представителю любой расы и национальности. То есть, пять процентов, которые отобрались здесь, - они очень мощные. Может быть, больше, чем пять, может быть 15-20 процентов, это - достаточно большое количество людей. Это - какой-то котел, очень интересный. Подобный котел, образовавшийся на территории Америки, образовал США. Что такое - пассионарность, совесть, нравственное чувство и такая вот агрессивность?
 
Когда человек живет в мире, где все измеряется деньгами, а он так мерить не хочет, - это ослабит его в борьбе за деньги. А если это меня ослабит, то это значит - меня выкинет на обочину и я умру. И в том мире у меня выбор - невелик: или сражаться за деньги и побеждать, либо умереть. Там нет других выборов. А здесь у нас, все-таки, - несколько другое. Нет механистичности, нет одновекторности - вот только туда или сюда. Каким-то чудом здесь, в рамках цивилизации западного образца, сохранено пространство для обитания совести.
 
Наличие совести, или, в более широком смысле, нравственного чувства, непосредственного восприятия, неиспорченности - это качества дикарей, варваров. Добавьте к этому агрессивность.
 
 
Барбарианство
 
Агрессивность, подвижность и живучесть - это свойства варваров. Римляне были варварами для греков. Европейцы были варварами для римлян. Американцы - для европейцев.
 
Вначале идея барбарианства развивалась территориально - на окраине цивилизованного мира, на неизвестных территориях, возникал новый народ, который потом развивался, цивилизовывался, старел. Эта стадия закончилась, исчерпалась на американцах - все земли открыты, все территории освоены.
Сейчас идея варварства - барбарианства - продолжает развиваться, но уже не территориально, а иным путем. Точно так же развивалась парная семья. Сначала по "медицинско-биологическому" принципу: в качестве супруга отпадали сначала родители, дети, братья-сестры, а потом все более дальние родственники, вплоть до двоюродных братьев и сестер. Исчерпав "медицинско-биологический" потенциал, институт семьи продолжил развитие, но уже по социальной линии.
 
И если барбарианство вначале развивалась по территориальному принципу, то сейчас оно развивается по принципу "кризисного котла". И претенденты на роль новых варваров - это, конечно же, русские и китайцы. Агрессивные, подвижные, предельно живучие "железные тараканы", выковывающиеся в кипящих котлах. Мир, как и в старые времена, - не готов к их нашествию. Они же - очень скоро уже будут готовы к тому, чтобы разгрызть все что угодно.
 
 
Не хватает совершенства - это основная проблема. Можно поставить ее в более жесткой форме. Есть такое выражение: "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва", - это панфиловцы.
 
Сегодня мы говорим: "Велика вселенная, а отступать некуда - надо просветляться. Иначе гибель".
 
У меня есть твердая уверенность, что существует "правильно" и "неправильно".  Я отказываю каждому человеку в праве решать это индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

Гостевая книга для Ваших откликов на тему статьи "Заметки о народе" скоро будет сделана. Пока же, если хотите высказаться - шлите свои мысли почтой.

kl12n@cityline.ru

Полученные письма будут помещены в Гостевой книге.

И еще. Статья  "Заметки о народе" была опубликована и обсуждалась на Форуме (Forum.msk.ru). Запись обсуждения смотри в Архиве Форума (в нижнем, а не в левом). Ниже - несколько писем по поводу.

 

      Несколько писем по поводу       

 

на предыдущую страницу

на главную страницу