|
-
-
-
- Маха
Сатипаттхана-сутра
Великая Сутра Основ Осознанности
-
- Перевод с английского Дмитрия
Ивахненко
на основе перевода Тханиссаро бхикху
Copyright (c) 1998 Дмитрий Ивахненко
-
-
- Семь
факторов просветления
И далее, монахи, монах живет, созерцая объекты
сознания в объектах сознания семи факторов
просветления.
Каким образом, монахи, монах живет, созерцая
объекты сознания в объектах сознания семи
факторов просветления?
При этом, монахи,
(1) когда присутствует просветляющий фактор
осознанности,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор осознанности",
либо, когда просветляющий фактор осознанности
отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора осознанности";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора
осознанности;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора осознанности.
(2) Когда присутствует просветляющий фактор
исследования объектов,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор исследования объектов ",
либо, когда просветляющий фактор исследования
объектов отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора исследования объектов ";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора
исследования объектов;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора исследования
объектов.
(3) Когда присутствует просветляющий фактор
настойчивости,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор настойчивости",
либо, когда просветляющий фактор настойчивости
отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора настойчивости";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора
настойчивости;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора
настойчивости.
(4) Когда присутствует просветляющий фактор
восторга,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор восторга ",
либо, когда просветляющий фактор восторга
отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора восторга ";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора восторга;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора восторга.
(5) Когда присутствует просветляющий фактор
безмятежности,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор безмятежности ",
либо, когда просветляющий фактор безмятежности
отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора безмятежности ";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора
безмятежности;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора
безмятежности.
(6) Когда присутствует просветляющий фактор
сосредоточения,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор сосредоточения",
либо, когда просветляющий фактор сосредоточения
отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора сосредоточения";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора
сосредоточения;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора
сосредоточения.
(7) Когда присутствует просветляющий фактор
беспристрастия,
монах осознает: "Во мне есть просветляющий
фактор беспристрастия",
либо, когда просветляющий фактор беспристрастия
отсутствует,
он осознает: "Во мне нет просветляющего
фактора беспристрастия ";
и он осознает, как происходит возникновение
невозникшего просветляющего фактора
беспристрастия;
- и как приходит совершенство в развитии
возникшего просветляющего фактора
беспристрастия.
Таким образом он живет, созерцая объекты
сознания в объектах сознания внутренне,
- либо он живет, созерцая объекты сознания в
объектах сознания внешне,
- либо он живет, созерцая объекты сознания в
объектах сознания внутренне и внешне.
- Он живет, созерцая факторы возникновения в
объектах сознания,
либо он живет, созерцая факторы исчезновения в
объектах сознания,
либо он живет, созерцая факторы возникновения и
исчезновения в объектах сознания.
Либо его осознанность соотносится с мыслью
"Объекты сознания существуют" по мере
необходимости, только ради знания и
осознанности, и он живет независимо и ни к чему не
привязан в мире.
И таким образом, монахи, монах живет, созерцая
объекты сознания в объектах сознания семи
факторов просветления.
Четыре
благородные истины
И далее, монахи, монах живет, созерцая объекты
сознания в объектах сознания четырех
благородных истин.
Каким образом, монахи, монах живет, созерцая
объекты сознания в объектах сознания четырех
благородных истин?
При этом, монахи,
(1) монах осознает: "Это - страдание (дукха)"
согласно действительности;
(2) он осознает: "Это - источник страдания"
согласно действительности;
(3) он осознает: "Это - прекращение страдания"
согласно действительности;
(4) он осознает: "Это - путь, ведущий к
прекращению страданий" согласно
действительности.
(1) А в чем состоит благородная истина о страдании?
Рождение - это страдание, старение - это
страдание, смерть - это страдание; печаль, слезы,
боль, горе и отчаяние - это страдание; неполучение
желаемого - это страдание. Короче говоря, путь
групп привязанности (упадана кхандха) - это
страдание.
А каковы пять групп привязанности, которые,
короче говоря, являются страданием? Форма как
группа привязанности, чувство как группа
привязанности, восприятие как группа
привязанности, процессы как группа
привязанности, сознание как группа
привязанности: именно они называются группами
привязанности, которые, короче говоря, являются
страданием.
Это называется благородной истиной о страдании.
(2) А в чем состоит благородная истина о
происхождении страдания? Пристрастие (танха),
которое вызывает дальнейшее становление (бхава),
- сопровождаемое страстью и наслаждением, ищущее
удовольствий то здесь, то там, - то есть
пристрастие к чувственности, пристрастие к
становлению, пристрастие к не-становлению.
Это называется благородной истиной о
происхождении страдания.
(3) А в чем состоит благородная истина о
прекращении страдания? Полное затухание и
прекращение, отречение, отбрасывание,
освобождение, и оставление именно этого
пристрастия (танха).
Это называется благородной истиной о
прекращении страдания.
(4) А в чем состоит благородная истина о пути
практики, ведущем к прекращению страданий?
Именно этот благородный восьмеричный путь:
правильное понимание (диттхи), правильная
решимость (санкаппа), правильная речь (вача),
правильное действие (камманта), правильный образ
жизни (аджива), правильное усилие (ваяма),
правильная осознанность (сати), правильное
сосредоточение (самадхи).
А что такое правильное понимание? Знание о
страдании, знание о происхождении страдания,
знание о прекращении страдания. Знание о пути
практики, ведущем к прекращению страдания: это
называется правильным пониманием.
Благородный
восьмеричный путь
-
- А что такое правильная решимость? Решимость,
направленная на отречение, на свободу от зла, на
непричинение вреда: это называется правильной
решимостью.
А что такое правильная речь? Воздержание от лжи,
от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от
пустой болтовни: это называется правильной
речью.
А что такое правильное действие? Воздержание от
лишения жизни, от воровства, и от половых
сношений: это называется правильным действием.
А что такое правильный образ жизни? При этом
благородный приверженец, оставив нечестный
образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с
правильным образом жизни: это называется
правильным образом жизни.
А что такое правильное усилие? При этом монах
вызывает у себя желание (чханда), прилагает все
силы, вырабатывает настойчивость (вирья),
поддерживает и проявляет свое намерение (читта)
ради не-возникновения еще не возникших
неблагоприятных, неискусных качеств
(акушала-дхамма) ... ради возникновения еще не
возникших искусных качеств (кушала-дхамма) ... для
подержания, сохранения, увеличения, обилия,
развития и совершенства возникших искусных
качеств.
А что такое правильная осознанность? При этом
монах живет, созерцая тело в теле, пылко,
безупречно постигая и осознанно, сумев
преодолеть в этом мире корысть и горе;
- он живет, созерцая чувства в чувствах, пылко,
безупречно постигая и осознанно, сумев
преодолеть в этом мире корысть и горе; он живет,
созерцая сознание в сознании, пылко, безупречно
постигая и осознанно, сумев преодолеть в этом
мире корысть и горе;
- он живет, созерцая объекты сознания (дхамма) в
объектах сознания, пылко, безупречно постигая и
осознанно, сумев преодолеть в этом мире корысть и
горе:
- это называется правильной осознанностью.
А что такое правильное сосредоточение? При этом
монах, - совершенно непривязанный к
чувственности (кама), непривязанный к неискусным
качествам (акушала-дхамма), - входит и остается в
первой дхъяне: восторг (пити) и удовольствие
(сукха), рожденные непривязанностью,
сопровождаемые направленной мыслью (витакка) и
анализом (вичара).
С остановкой направленной мысли и анализа, он
входит и остается во второй дхъяне: восторг и
удовольствие, рожденные сосредоточением
(самадхи-джам), объединение сознания (четасо
экодибхавам), свободным от направленной мысли и
анализа, внутренняя уверенность
(аджджхаттам-сампасаданам).
С угасанием восторга (пити), он пребывает в
беспристрастии (упекха), с осознанностью (сати) и
безупречным постижением (сампаджанна); и
испытывает физическое удовольствие (сукха). Он
входит и остается в третьей дхъяне, и о нем
благородные говорят: "В удовольствии живет
тот, кто беспристрастен и осознает".
С отбрасыванием удовольствия и страдания, - так
же, как перед этим исчезли радость и горе, - он
входит и остается в четвертой дхъяне:
осознанности, очищенной беспристрастием
(упекха-сати-паришуддхи), ни удовольствии, ни
страдании (адукхам-асукха): это называется
правильным сосредоточением.
Это называется благородной истиной о пути
практики, ведущем к прекращению страданий.
-
-
Внимание! Это не вся Сутра.
Это отрывки, выбранные мною специально для тебя!
Кл.
-
|