Библиотека Дзенских Текстов, присланных Друзьями ДзенРУ

АФОРИЗМЫ СТАРОГО КИТАЯ   

Перевод и составление - В. В. Малявин. 1990 г.
Комментарии - Клейн. 1999 г.


КОНФУЦИАНСКИЕ

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу
разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим
издалека разве это не радостно! Не быть по достоинству
оцененным светом и не таить обиду разве это не возвышенно!

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью,
редко бывает истинно человечен.

О месте понятия "человечность" в конфуцианской этике и о ней самой ниже. Кл.

Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке
можно сказать, что он предан учению.

Вся конфуцианская этика выстраивается на противопоставлении "благородного мужа" и "низкого человека". Также полезно знать, что одним из краеугольных камней   конфуцианской этики является почтительное отношение к родителям, господину, императору. Также полезно знать, что этика - это составная часть каждой философии, своеобразный "кодекс поведения человека", выстраиваемый на основе принципов этой конкретной философии. 

Также полезно знать, что одним из главных тезисов конфуцианской философии является тезис о необходимости "окультуривания" человека, подстригание кроны его сознания наподобие кроны дерева в парке, в "парке" человеческой цивилизации. Этот тезис философии конфуцианства является полностью противоположным основному тезису даосизма, требующего развития "естественности" в человеке, т.е. - "ни в коем случае неподстригания".

Конфуцианство, наравне с Даосизмом и Буддизмом явилось той почвой, на которой вырос Чань, сумевший сплавить воедино, казалось бы, несовместимые понятия и развить до предела сердцевину Учения Будды.

Этика Чань на порядок  превосходит по своей сложности этические системы конфуцианства, даосизма и буддизма. Именно это дало основания Патриархам Чань называть чань "непревзойденным Путем", а также "Путем для людей с выдающимися (великими) способностями". Слава Хуай-нэну! Слава Линь-цзы! Слава Будде и Бодхидхарме! Слава Конфуцию и Лао-цзы!

Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Учитель сказал: “Благородный муж — не орудие”.

Если Вы встречаете понятие "благородный муж" - это значит, что перед Вами высказывание Конфуция или одного из его учеников. Если рядом встречается "Учитель", то это - Конфуций.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем.

Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет,
не желая учиться, окажется в затруднении.

Человек, лишенный человечности, не будет находиться долго
в стесненных обстоятельствах, но он также не будет долго пребывать в праздности.

Одним из основных понятий конфуцианской этики является понятие "человечность". Оно наполнено несколько иным смыслом по отношению к привычному нам смыслу. Более глубоким. Каким именно - станет видно далее.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой
пищи! О чем тут еще говорить!

Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том,
достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том,
что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.

Утром познав истину, вечером можно умереть.

Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним.
Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы
не возымеют действия
, будьте по-прежнему почтительны и смиренны.
Даже если вы раздосадованы в душе, не выказывайте своего недовольства.

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя
не поспеть за собственными словами.

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Учитель сказал: “Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека,
который, зная о своих ошибках
, признал бы свою вину перед самим собой”.

Учитель сказал: “В любом селении из десяти домов найдется человек,
который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению”.

Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя.
Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если
воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться благородным мужем.

Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.

Учитель сказал: “Мудрый муж радуется водам, человечный муж радуется горам.
Мудрый деятелен, человечный покоен. Мудрые радуются жизни, человечные живут долго”.

Расширять познания, не хвастаясь перед другими: прилежно учиться, не чувствуя
усталости: наставлять других, не зная разочарований, — все это дается мне без труда.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе вот что такое истинная
человечность. Быть человечным или не быть это зависит только от нас самих.

Я поставил своей целью истину, сделал своим помощником добродетель, нашел
себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай
помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай
только того
, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Учитель сказал: “Есть грубую пищу и пить ключевую воду, спать, положив голову на
собст
венный локоть, во всем этом есть своя радость. А неправедно приобретенные
богатство и знатность для меня
что плывущие облака!”

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам
их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

Учитель сказал: “Ученики мои! Думаете ли вы, что я что-то скрываю от вас? Нет, я
ничего от вас не прячу. Я говорю лишь то, что вам самим должно быть ведомо”.

Разве истинная человечность далеко от нас? Стоит возжелать ее, и она тут же окажется рядом!

Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность
без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного
превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость.
Если государь чтит родителей, то и простой люд будет человечным. Если господин не забы
вает старых друзей, то и слуги его не будут бездушными.

"Долг", "должное" - еще одно из ключевых понятий конфуцианства.

Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его
ноша тяжела, а путь его долог.
Человечностьвот ноша, которую несет он: разве
не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы
занять высокий пост.

Учитель сказал: “Я еще не встречал человека, который любил бы добродетель
так, как любят женскую красу”.

Стоя на берегу реки, Учитель сказал: “Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь”.

Воистину, на свете есть и травы, не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов!

Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы
последними теряют свой убор.

Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.

Ученик Цзы-Лу спросил о том, как чтить духов. Учитель сказал: “Ты еще не умеешь
служить людям, как же ты сможешь служить духам?” Тогда ученик спросил о
том, что такое смерть. Учитель сказал: “Ты еще не знаешь, что такое жизнь,
как же ты сможешь знать, что такое смерть?”

Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь
услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд. Не делайте другим
того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей
видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди
их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на
успех. Не стазь себя в унизительное положение.

Если сам прям, то всё исполняется и без приказания. А если сам не прям, то
слушаться не будут, даже если им прикажут.

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.

Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче
учатся для того, чтобы удивить других.

Некто спросил: “Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?”
Учитель сказал: “А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости,
а за добро — добром”.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними те, которые избежали соблазнов
плоти, за ними
те, которые смогли избежать злословия.

Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.

Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, — значит потерять
человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, — значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают
близкие неприятности.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он
ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без
сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности,
когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости,
когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда
жизненные силы скудны, остерегаться скупости.

Учитель сказал: “Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя
перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду”, - я слышал такие
слова и видел таких людей. “Я живу в уединении, дабы достичь своей цели, и
следую должному, дабы претворить свою правду”, - я слышал эти слова, но
никогда не встречал такого человека.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам
друг от друга далеки.

Любимец деревни — враг добродетели.

Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный
отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный
отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят.

Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается,
он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидете. что будете не в
состоянии совершить дурной поступок.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так,
словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо
поджидает удачу.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно,
следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и
другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он  первый замечает это.

Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести
опору в жизни
. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, — конченый человек.

Достойный человек не идет по следам других людей.

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет,
а все меряет справедливостью.

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и
наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Учитель сказал: “Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя
доверять? Если в повозке нет оси, как можно как ней ездить?”

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.

Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться
в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые
награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев,
они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до
сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет
порядка, будь смел в действиях, но
осмотрителен в речах.

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь
к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?

ДАОССКИЕ

Рыба, которая не хочет быть такой, как все рыбы, выбрасывается на берег и там
погибает. Тигр, который не хочет быть таким, как все тигры, спускается с гор в город
и там попадает в клетку. Мудрый не отличается от обыкновенных людей,
поэтому ему нельзя воздвигнуть препоны.

Мирские истины ограниченны и противоречат друг другу. Они ведут к истинам всеобщим, но всеобщие истины не подчиняются порядку и ведут к тому, что не может быть упорядочено. Поэтому тот, кто может подчинить порядку одно чувство может обрести естественную силу
бытия. Тот, кто может забыть одно чувство, может соединиться с дао.

Глаз. всматривающийся в себя, ничего не видит. Ухо, вслушивающееся в себя, ничего не слышит. Язык, пробующий себя на вкус, ничего не ощущает. Сознание, внимаюшее себе, ничего не
сознает. Обыкновенные люди привязаны к тому, что находится вовне. Достойные люди привержены тому, что находится внутри. Мудрый знает, что то, и другое — неправда.

Ногти отрастают, волосы становятся длиннее. Естественный рост вещей нельзя остановить
ни ка миг. Обыкновенные люди видят то, что проявилось, и не могут заметить скрытого. Достойные люди видят сокрытое, но не могут довериться переменам. Мудрый доверяет переменам, чтобы пребывать в неизменном.

Все в мире — одна вещь. Обыкновенные люди не знают ее истинного имени. Они видят вещи
и не видят дао. Достойные люди определяют принципы вещей. Они видят дао и не видят
вещи. Мудрый соединяется с небесным в себе. Он не доискивается до дао и не привязан к
вещам.
Во всех путях — один и тот же путь. Не следовать дао — вот дао. Следовать ему — значит покоряться вещам.

Зная соблазны вещей, нет нужды вещи отвергать. Положим, мы видим перед собой землю
или быка, дерево или лошадь: в нашем сознании есть их имена, а реальность их уже забыта.

Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что мудрость никогда не охватит собой весь мир. Поэтому он предпочитает простодушие. Тот, кто достиг вершины красноречия, знает, что красноречие никогда не раскроет сути всех вещей. Поэтому он говорит без прикрас.
Тот, кто достиг вершины храбрости, знает, что храбростью никогда не одолеешь
всех людей. Поэтому он скромен.

Тот, кто вглядывается в кончик волоска, не заметят, как велик мир. Тот, кто вслушивается в
шорохи, не услышит, как грохочет гром. Тот, кто видит большее, не увидит малого. Тот,
кто ищет близкое, не заметит далекого. Тот, кто слушает гром, не услышит тишины.
Тот, кто внимает близкому, не постигнет отдаленного. Мудрый ни на что не смотрит и потому
все видит. Он ничего не слушает и потому все слышит.

ЧАНЬСКИЕ, КОНФУЦИАНСКИЕ И ДРУГИЕ

На прочные доспехи непременно найдется острое оружие: так ломается твердое. На острый
нож непременно найдется твердый предмет: так тупится острое.

Когда искренний человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда  неискренний человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.

"Искренность" - одно из ключевых понятий этики чань.

Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей.

Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим подглядеть,
не на что смотреть.

Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину.

Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране
Персикового источника.

На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности.

Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья.

Тот, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики. Когда
голова буйвола исчезает и показывается голова лошади — это не удивительно.

Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют,
прошлое и настоящее ясно различаются.

В одной фразе — жизнь и погибель, в одном поступке — свобода и рабство.

В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот.

Если не призязызаться прочно к миру, то и мирская грязь не пристанет к тебе. Если
глубоко вникать в дела мира, то
механический ум глубоко войдет в тебя. Поэтому
благородный муж в своих устремлениях более всего привержен безыскусному,
а в деяниях своих превыше всего ценит непосредственное.

Помыслы благородного мужа — как голубизна небес и блеск солнца: не заметить их
невозможно. Талант благородного мужа — как яшма в скале и жемчужина в морской
пучине: разглядеть его непросто.

Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне.

В жизни часто приходится слышать неугодные нам речи и заниматься делами, которые
доставляет неудовольствие. Но только так мы найдем оселок, на котором отточится наша добродетель. А если слушать лишь то, что угодно слышать, и думать лишь о том, о чем
приятно думать, то всю жизнь проживешь, словно одурманенный ядовитым зельем.

Когда дует свирепый ветер и льет проливной дождь, зверью и птицам неуютно. Когда
ярко светит солнце и веет ласковый ветерок, деревья и травы дышат бодростью. Но надо
понять: не бывает дня, чтобы в жизни природы не было согласия; не бывает дня, чтобы
сердце человека не наполнялось радостью.

Ни в кислом, ни в соленом, ни в горьком, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же
вкус неощутим. Ни незаурядный ум, ни поразительный талант не есть достоинства настоящего
человеке. Достоинства настоящего человека неприметны.

Небо и Земля вовек недвижимы, а эфир меж ними ни на миг не приходит к покою. Солнце к луна днем и кочью бегут друг за другом. В бездне времен ничего не меняется. Поэтому благородный муж
в час досуга должен думать о том, что не терпит промедленкя, а в минуту решительных действий должен быть празден.

Дальше - не доделано. Доделаю позже. Привет! - Клейн. 31.08.99

...................................................

 

06.09.99 (Продолжение)

Когда, глубокой ночью покойно сидишь в одиночестве к внимаешь своему сердцу, постигаешь тщету всех мнений и тебе открывается твоя истинная природа. В такие моменты прозреваешь в себе великую силу бытия и вдруг понимаешь, что, даже обретя в себе правду, трудно избавиться от суетных мыслей, и тогда тебя охватывает великий стыд.

Добротой часто можно причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай. Из неудачи нередко можно развлечь полезный урок, поэтому промахи — лучшее подспорье делу.

Среди тех, кто питается отрубями, много людей чистых, как лед, и благородных, как яшма. Среди тех, кто косит платье, расшитое драконами, и ест из яшмовой посуды, много таких, которые готовы
рабски гнуть спину и угождать другим. Тот, кто хранит чистоту помыслов, должен уметь отказываться от сладкого куска.

Если поля перед нашим взором расстилаются широко, вид их не забудется. Если добро, которое мы оставляем после себя, распространится далеко, память о нем не оскудеет.

На узкой тропе придержи шаг и дай пройти путнику, идущему навстречу. За едой возьми себе третью часть, а остальное отдай ближнему. Вот секрет того, как всегда быть счастливым в этом
мире.

Каким бы великим делом ты ни был занят, если ты прогнал суетные мысли, — значит, ты достиг совершенства. Как бы ни преуспевал ты в учении, если ты освободился от власти вещей, —
значит, ты познал, что такое мудрость.

Друзьям оставь втрое больше, чем себе. Для себя сохрани хотя бы крупицу первозданной чистоты сердца.

В получении наград не будь впереди других. В совершении добрых дел не будь позади других. Получая от других, не бери больше положенного тебе. В добрых делах не делай меньше доступного тебе.

В круговороте мирской жизни отступить на шаг не зазорно. Отступление — залог продвижения вперед. Позволить другому взять твою долю — вот счастье. Помощью другим держится подлинная
помощь себе.

В каждой семье есть истинный Будда. В сутолоке каждого дня есть истинный Путь. Когда люди могут, не кривя душой, жить в согласии и с радостью говорить друг другу приветливые слова, когда родители и дети любят друг друга и живут душа в душу, то это в тысячу раз выше “регулирования дыхания” и “созерцания сердца”.

Есть люди от рождения живые и деятельные. Они — как молния в тучах или пламя свечи на ветру. Есть люди, от природы пребывающие в покое. Они — как мертвый пепел и усохшее дерево. Но нужно вообразить облако, которое замерло в как будто застывшем водном потоке, а в них парит коршун и плещутся рыбы — вот это и будет образ сознания, обладающего дао.

Не следует слишком горячо укорять других за их недостатки. Думай о том, чему хорошему эти люди могут научиться. Воспитывая других своими добрыми делами, не следует непременно проявлять
чудеса добродетели. Делай лишь то, чему и другие могут последовать.

Навозные личинки утопают в нечистотах, но, превратившись в цикад, пьют росу под осенним ветром. Гнилушка не испускает света, но, превратившись в "светляка", горит под осенней луной. Нельзя не знать: чистое всегда выходит из грязи, светлое всякий раз рождается из тьмы.

Честолюбие и гордыня — обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как проступают истинные свойства натуры. Страсти и заботы проистекают из суетности сознания. Побори суетное сознание в себе, и в тебе проявится сознание истинное.

Если, наевшись досыта, думать о пище, то даже изысканнейшие яства не пробудят аппетита. Если, удовлетворив похоть, думать о любовных утехах, не возникнет охоты предаваться им. Оттого-то люди часто сожалеют о своих поступках после того, как они их совершили. Но стоит отрешиться от соблазна того, что мы предвосхищаем в своем воображении, как наши помыслы станут непоколебимыми, а наши поступки — безупречными.

Сидя в коляске вельможи, нельзя не мечтать о лесах на горных вершинах. Живя у лесного ручья, нельзя не думать о хлопотах тех, кто служит во дворце государя.

Не жажди успеха в мире. Не впасть в заблуждение — это уже успех. Не ищи милости людей. Не заслужить их ненависти — это уже милость.

Трудиться, не страшась лишений, — вот великая доблесть. Но если чересчур истязать себя, не будешь знать ни настоящего отдохновения, ни настоящей радости. Хранить целомудрие —
вот великая добродетель. Но если чересчур заботиться о своей репутации, не сможешь помогать людям.

Оценивая тех, кто находится в затруднительных обстоятельствах, смотри, о чем они мечтают. Оценивая тех, кто добились почета и славы, смотри, как они проводят остаток своих дней.

Людям богатым и знатным следует быть великодушными и милостивыми, а они, наоборот, завистливы и бессердечны. Выходит, люди они богатые и знатные, а поведением своим
обкрадывают и унижают себя. Как же им быть счастливыми? Просвещенные люди должны прятать свою мудрость, а они, наоборот, выставляют ее напоказ всему свету. Выходит, люди
они просвещенные, а страдают скудоумием и тупостью. Как же им не остаться в дураках?

Лишь отрешившись от мыслей о славе, богатстве и власти, можешь освободиться от пошлости. Лишь отрешившись от мыслей о добре, гуманности и долге, можешь приобщиться к мудрости.

Помни! Чтобы от чего-нибудь отрешиться (например, от мыслей о добре, гуманности и долге) нужно сначала к этому чему-нибудь приобщиться. Иначе это отрешение будет пустою забавою. Кл. :)))

Жажда приобретений не безнадежно ранит разум. Наши замыслы и воображение — вот главные враги разума. Звук и цвет не обязательно скрывают правду. Наш рассудок — вот что наглухо загораживает от нас правду.

Людям свойственно колебаться и менять свои решения. Мирские пути запутанны и опасны. Там, где нельзя пройти, нужно уметь отступить на шаг. Там, где можно пройти, пропусти вперед других.

При встрече с низким человеком нетрудно быть резким, а трудно не питать отвращения. При встрече с благородным мужем нетрудно быть почтительным, а трудно быть безупречно вежливым.

Лучше сохранять младенческое целомудрие духа и гнать прочь хитроумие: по крайней мере после смерти возвратишь Небу и Земле частицу неиспорченной жизненной силы. Лучше отречься от роскоши и находить удовольствие в малом: по крайней мере после смерти оставишь миру свое чистое имя.

Тот, кто покоряется демонам, прежде пасует перед своим сердцем. Обуздай свое сердце, и все демоны твоей души рассеятся. Тот, кто увлечен соблазнами мира, прежде дает увлечь
себя своим страстям. Когда страсти подвластны человеку, соблазны мира не тронут его сердце.

Давая волю желаниям, не радуйся красивым вещам и не позволяй себе увлечься ими. Стоит хотя бы раз возжелать, и ты увязнешь вглубь на тысячу сажен. Предаваясь думам об истине, не страшись трудностей к не отступай перед ними. Стоит отступить перед ними хотя бы на шаг, и ты будешь
отброшен назад за тысячу гор.

Хлопотливый человек беспокоится и о себе, и о других, никогда не оставаясь безучастным. Человек равнодушный не заботится ни о, себе, ни о других, будучи ко всему безразличен. Благородный муж умеет соблюдать меру. Он не слишком хлопотлив и не слишком безучастен.

Он богат, а я возвышен духом. У него высокий чин, а я следую долгу. Благородный муж никогда не позволит сильным мира сего связать себя. Человеческое упорство одержит верх даже над Небом. Постоянство помыслов перевернет целый мир. Благородный муж от самого творца всего сущего не примет обличья помимо своей воли.

Если не стараться хотя бы немного возвыситься над собой, всю жизнь будешь чистить одежду в пыли и мыть ноги в грязи. Как же тут стать чистым? Если хотя бы немного не отстраниться от мира, то уподобишься мотыльку, летящему в огонь, и барану, бодающему ворота. Как же тут найти покой и счастье?

В учении главное — хранить постоянство помыслов и идти прямо, никуда не сворачивая. Если, взращивая в себе добродетель, не отказываться от мыслей о заслугах и славе, никогда не достигнешь цели. Если, читая книги, думать о том, как лучше показать свою ученость, в душе не будет покоя.

В каждом человеке живут великая любовь и великое милосердие. Нет разницы между сердцем Вэймо и сердцами мясника или преступника. Повсюду есть место для подлинного переживания. Нет разницы между дворцом из золота и камышовой хижиной. Но стоит стеснить свои чувства и отвернуться от своего сердца, как промах на вершок уведет от истины на тысячу ли.

Удачливые люди не рассуждают о том, как быть спокойными и счастливыми. Даже видя во сне духов, они не теряют самообладания. Неудачники не замечают, как у нах все валится из рук. Они даже в веселой шутке усматривают козни.

Если заболит печень, испортится зрение. Если заболят почки, ослабнет слух. Болезнь гнездится там, где она не видна, а проявляется в том, что всем заметно. Благородный му:к, стремясь не иметь видимых прегрешений, прежде не совершает прегрешений там, где их никто не может заметить.

Среди вещей приятных нет ничего приятнее пренебрежения делами. Среди вещей неприятных нет ничего неприятнее отягощенности заботами. Только те, кто изнемогают от забот, знают, что праздность — счастье. Только те, кто не ведают волнений, знают, что отягощенность заботами — горе.

В просвещенный век нужно быть прямым. В смутный век нужно быть искривленным. А в наше время можно быть и прямым и искривленным. С хорошими людьми нужно быть радушным. С дурными людьми нужно быть строгим. С обыкновенными людьми можно быть и радушным и строгим.

О своих заслугах перед другими не нужно помнить. О своих проступках перед другими нельзя не помнить. О милости других к себе нельзя забывать. А об обидах, нанесенных вам, нельзя не забыть.

Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен одарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.

Люди между собой и ладят и не ладят, но можно ли сделать так, чтобы все угождали одному? Каждому что-то нравится, а что-то не нравится, но может ли быть так, чтобы всем нравилось то, что нравится одному? Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы — вот простой способ учиться мудрости в этом мире.

Только когда сердце очищено от скверны, можно браться за чтение книг и изучение древности. Иначе, узнав про один добрый поступок, захочешь извлечь из него пользу для себя, а услыхав одно умное слово, захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове — все равно что “дарить оружие врагу и посылать провиант разбойникам”.

Скряги, даже если они богаты, думают, что им не хватает. Им не понять, отчего бессребреники хоть и бедны, а всего имеют в избытке. Люди честолюбивые трудятся, а удовлетворения не получают. Им не понять, отчего люди, не хвастающие способностями, праздны и живут в свое удовольствие.

В учении не равняться на великих мудрецов — значит быть рабом грифеля и доски для письма. На государственной службе не любить народ — значит украсть платье и шапку чиновника. Вести ученые разговоры и не заботиться о своем поведении — значит предаваться пустословию. Ведать важным делом и не думать об укреплении добродетели — значит пускать пыль в глаза.

В сердце каждого человека хранится одно правдивое послание, но оно погребено под обрывками обветшалых книг. В сердце каждого человека звучит один правдивый напев, но его заглушают распутные песенки и буйные крики. Тот, кто предан учению, должен отмести все внешнее и в круговороте бытия узреть изначальное. Только тогда он поймет, что в жизни есть нечто подлинное.

В страдании сердцу часто открывается утешение. А когда вдруг покажется, что ты поймал истину, тут же становится горько, что не смог ее удержать.

Когда богатство, знатность и слава приобретаются добродетелью, они подобны лесным цветам, пышно цветущим на воле. Когда они приобретаются заслугами, они подобны цветам, выращенным на клумбе. Когда они приобретаются властью, они подобны цветам в вазе, отрезанным от корня и обреченным на увядание.

Когда весной наступают ясные и теплые дни, цветы расцветают многокрасочным ковром и птицы отовсюду льют сладкие звуки. Благородный муж дорожит тем, что он принадлежит к кругу избранных и живет в тепле и сытости. Он не старается щегольнуть красивым словом и блеснуть красивым поступком. Даже если он пробыл в мире сотню лет, кажется, что он не прожил и дня.

"Благородный муж дорожит тем, что он принадлежит к кругу избранных и живет в тепле и сытости." - Он благодарен за это Небу, что, в частности, проявляется в том, что благородный муж никогда не забывает свой долг ни перед Небом, ни перед людьми. Но не из-за страха   лишиться "в тепле и сытости"!...  - А искренне! Искренняя благодарность! Искренний долг! "Искренность" - одно из ключевых понятий этики чань.

В учении важно быть сосредоточенным, но нужно уметь иной раз быть беспечным. Если вечно отказывать себе в радостях и утехах, то для окружающих ты будешь подобен мертвящему дыханию осени. Как же тогда помогать жизни вещей?

Подлинное бескорыстие не выставляется напоказ. Тот, кто хочет прослыть бескорыстным, делает это из жадности. Великое мастерство кажется безыскусным. Тот, кто щеголяет своим искусством, выказывает свое неумение.

Когда жертвенный сосуд полон, он опрокидывается. Копилка цела, когда она пуста. Благородный муж предпочтет отсутствующее наличному. Он примет то, в чем чего-то недостает, и отвергнет то, что закончено.

Пока ты не вырвешь из сердца ростки тщеславия, то, даже презирая богатства удельного владыки и довольствуясь тыквой-горлянкой", ты не сможешь избавиться от пошлых мыслей. Пока ты не приведешь к покою свой дух, то, даже ратуя за счастье всей земли и творя благо для всех времен, ты не будешь счастлив.

Когда на сердце светло, в темном подземелье блещут небеса. Когда в мыслях мрак, при свете солнца плодятся демоны.

Люди считают, что обладать славой и высоким положением радостно, а не знают, что радость отсутствия славы и высокого положения — самая настоящая. Люди считают, что терпеть голод
и холод прискорбно, а не знают, что скорбеть, не страдая от голода и холода, тяжелее всего.

Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло.

Движущая сила Небес непостижима. Она сгибает и расправляет, расправляет и сгибает. Она играет героями и ломает богатырей. Благородный муж покорен даже невзгодам. Он живет в покое и готов к превратностям судьбы. И Небо ничего не может с ним поделать.

Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны, как лед. Такие заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязаны к вещам, подобны тухлой воде и гнилому дереву: жизнь уже ушла из них. Такие никогда не смогут сотворить добро или сделать другого счастливым.

Счастья никакими ухищрениями не добьешься. Учись находить в жизни радость — вот лучший способ привлечь счастье. Беды никакими стараниями не избегнешь. Гони от себя злобу — вот лучший способ держаться вдали от беды.

Если из десяти слов девять правдивы, не считай это достижением. Достаточно одному слову не быть правдивым, как оно соберет вокруг себя тучу лжи. Если из десяти замыслов девять удались, не считай это успехом. Достаточно одному замыслу остаться неосуществленным, как вокруг вырастет лес попреков. Поэтому благородный муж ценит и молчание и отвергает суетность. Он ценит безыскусность и отвергает хитроумие.

В теплую погоду все живое растет, в холодную — все умирает. Те, кто холодны душой, не смогут познать радость, даже если их осенит милость Небес. Только те, у кого горячее сердце, способны изведать беспредельное счастье и вечную любовь.

Путь небесной истины невообразимо широк. Стоит лишь немного помечтать о нем, и на сердце становится легко и просторно. Путь людских страстей поразительно узок. Стоит вступить на него, и перед глазами вечно будут колючие травы да грязные лужи.

Беды и радости притираются друг к другу. Когда они притрутся друг к другу без остатка, родится счастье. Такое счастье будет нерушимым. Сомнение и вера друг друга поправляют. Когда они полностью поправят друг друга, появится знание. Такое знание будет подлинным.

Сознание не может не быть пустым. Когда оно пусто, в нем поселяется истина. Сознание не может не быть наполненным. Когда оно полно, в нем нет места желанию обладать вещами.

Там, где грязь, кишит жизнь. Где вода чиста, не бывает рыбы. Благородный муж не должен чураться мирской грязи и не должен слепо подражать образцам непорочного поведения.

Необъезженную лошадь можно приучить к упряжке. Металлу, плавящемуся в тигле, можно придать нужную форму. Только из скучающего бездельника до конца жизни ничего не выйдет. Байша говорил: “Иметь много болезней не зазорно. Если за всю жизнь ничем не переболел, — это беда”. Вот поистине мудрое суждение.

Если у человека появится хотя бы одна корыстная мысль, его твердость обернется малодушием, его знание — безрассудством, его милосердие — жестокостью, а чистота порочностью. Вся жизнь его будет загублена. Вот почему древние считали бескорыстие величайшим достоянием. Тот, кто обладает им, вознесется над целым миром.

Зрение и слух — внешние разбойники. Желания и замыслы — разбойники внутренние. Нужно, чтобы Хозяин не позволял себя усыпить и покойно восседал в главном зале дома. Тогда
разбойники превратятся в слуг.

...................................................

Есть еще одна часть. Поставлю позже. Привет! - Клейн. 06.09.99

 

 

 

 

Отдохни! :)))

на главную страницу