[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Герменевтика -для_въезда_в_тему_:-)



Привет!

Прошу ознакомиться для въезда в тему "Герменевтика".

Аня.
================


ГЕРМЕНЕВТИКА

№ 15 марта 2002 года
// 15.03.2002 // 12-34 //

Умер отец герменевтики

В возрасте 102 лет скончался выдающийся немецкий философ, один из основоположников
философской герменевтики Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer), сообщает РИА
"Новости".
Именно его книга 1960 года "Истина и метод" (Wahrheit und Methode) придала
герменевтике - учению о толковании и понимании истин - универсальный характер.

Как пишет "Новейший философский словарь", Гадамер видел задачу
герменевтики не в том, чтобы разработать метод понимания (эту задачу
философия разрабатывала еще в XVIII веке), но в том, чтобы прояснить саму
природу этого понимания, условия, при котром оно совершается.

Свои системообразующие рассуждения Гадамер постоянно проверял на практике.
Он интенсивно занимался толкованием поэзии (Гельдерлин, Гете, Стефан Георге,
Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, Платон и Аристотель).

До самых последних дней жизни "великий старец" Гадамер считался одним из самых
значительных современных германских философов, продолжателем дела классической
немецкой философии, от Канта и Гегеля до своего учителя Хайдеггера.


http://www.krugosvet.ru/articles/25/1002572/1002572a1.htm
…Из словаря
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования
и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием
текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.
Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов
и смыслов. Таковы интерпретации оракулов и Гомера в Древней Греции,
истолкования Библии в иудаизме (Филоном) и христианстве (Оригеном,
Августином и герменевтами раннего протестантизма - Лютером, Меланхтоном, Флацием).
Сфера герменевтики очерчена, таким образом, экзегезой в широком смысле
этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята
не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого
искусства. В качестве вспомогательной науки она выступает на первый
план там, где необходима интерпретация темных мест сакральных текстов.
В более поздний период свою собственную герменевтику будут развивать и
другие науки, связанные с интерпретацией текстов. Начиная с
Ренессанса
существует своя герменевтика в юриспруденции и филологии, а с 19 в.
герменевтика занимает место в ряду исторических дисциплин. Поскольку
в конечном счете все науки связаны с интерпретацией, они все в большей мере
осознают необходимость герменевтической рефлексии. Мысль о том, что
интерпретация и понимание лежат в основе всех наук, основанных
на истолковании текстов, привела В. Дильтея к предположению о том,
что герменевтика может служить всеобщей методологией гуманитарного знания.
Дильтей полагал, что герменевтическая методология способна придать
гуманитарному знанию статус научного. Поворот герменевтики в сторону философии
происходит в 20 в. Хотя первые намеки на такой поворот можно найти уже
в "философии жизни" позднего Дильтея и у Ницше, заявившего, что "нет фактов,
есть только интерпретации", герменевтику как философскую дисциплину в этом ключе
развивает М.Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер. Если у Хайдеггера герменевтика
нацелена на самопонимание фактически существующего человека, то Гадамера интересует
сфера гуманитарного знания, он стремится осмыслить "историчность" и "языковость"
человеческого опыта.
Античность. Именитые историки герменевтики (в их числе Дильтей) усматривают момент
зарождения герменевтики как дисциплины в раннем протестантизме. В латинском
словоупотреблении термин hermeneutica впервые встречается лишь в середине 17 в.,
у И.К.Даннхауэра. И все же истоки герменевтики просматриваются еще в античности
и связаны с аллегорической интерпретацией мифов, а в философии - с трактатом Аристотеля
Об истолковании (Peri hermeneias). Термин hermeneutike употребляет Платон.
В ряде случаев (в частности, в Тимее) платоновское употребление этого слова близко
к греческому mantike, искусству предсказания; здесь пророк как толкователь
специфического сверхразумного смысла назван герменевтом. В Ионе
герменевтом - интерпретатором посланий богов - называется поэт.
Задача посредничества стоит на переднем плане и в философском употреблении
слова "герменевтика", примыкающем к греческому hermeneia. Хотя это понятие в трактате Аристотеля Peri hermeneias и не встречается, оно было хорошо знакомо философу. "Истолкование" означает для Аристотеля "овнешнение" внутреннего. На этом основании термин hermeneia стали переводить на латынь как interpretatio. Высказывание есть интерпретация постольку, поскольку мы пытаемся передать мыслимое с помощью слов. Латинский перевод аристотелевского трактата как De interpretatione не следует связывать с современным термином "интерпретация". Не случайно стоики различали logos prophorikos и logos endiathetos - "внешний" логос и "внутренний" логос: во всяком языковом явлении надлежало усмотреть скрытый в нем смысл. К стоикам восходит и аллегорическая интерпретация мифов. Для Псевдо-Гераклита аллегория есть риторический прием, позволяющий что-то сказать и тут же указать на нечто другое, не совпадающее со сказанным. Если буквальный смысл очевиден, то об аллегорическом смысле можно догадываться. Аллегорическую практику стоиков продолжает Филон Александрийский в истолковании Ветхого Завета.

№ CR150 Герменевтика
Герменевтика - наука и искусство толкования Библии.
Светское представление о герменевтике: это ветвь философии, относящаяся
к теории понимания и толкования. "Понимание" рассматривается как процесс,
в котором целое воспринимается за счет составляющих частей, а части за счет целого.

http://www.uic.bashedu.ru/abdullin_ar/filger-soder.htm

Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания:
Препринт/ Издание Башкирского университета. - Уфа, 2000, 60 с.

Как осуществляется понимание смысла - будь перед нами философское или
художественное произведение, религиозный текст, собрание правовых норм
или просто историческое событие? Всякое понимание осуществляется в акте
интерпретации (истолкования). На вопрос, как осуществляется интерпретация,
отвечает специальная философская дисциплина - герменевтика. На основе работ
Хайдеггера, Гегеля и Гадамера в исследовании показано, что каждый смысл
имеет временное значение и всякий раз определяется в контексте конкретной
исторической ситуации. Понят смысл - значит понять вопрос, на который он
является ответом. При этом подчеркивается, что понимание является способом
существования человека, ибо раскрывает ему его собственные возможности.
Сущность герменевтики, по убеждению автора, заключается в процессе перевода
подлежащего пониманию смысла на собственный язык и завершается в живой речи.
На наглядных примерах автор поясняет наиболее сложные философские построения,
а также раскрывает философский смысл некоторых идей башкирской мифологии.
Данная работа предназначена для философов, филологов, историков, искусствоведов
и правоведов.

Позиция между чуждостью и близостью, которую занимает для нас предание,
есть промежуточная позиция между пониманием исторически, отстоящей от нас
предметностью и принадлежностью к определенной традиции. Эта "промежуточность"
и есть истинное место герменевтики. Из промежуточного положения, в которое
поставлена герменевтика, следует, что ее задача заключается вообще не в том,
чтобы разработать метод понимания, но в том, чтобы прояснить те условия,
при которых понимание совершается.
Х.Г. Гадамер, "Истина и метод"

Под герменевтикой в общепринятом смысле понимается теория и практика интерпретации
и, соответственно, понимания текстов. Сохраняется ли это значение, когда речь
заходит о философской герменевтике? Нет. Нет, ибо философская герменевтика -
это не "теория и практика", но, наряду с феноменологией и экзистенциализмом,
одна из разновидностей онтологии. Философская герменевтика рассматривает
понимание текстов как один из способов понимания истины бытия. Ключевым
понятием для такого понимания является игра. "Что при этом называется
истиной, - пишет Гадамер, - проще всего представить себе, если исходить
из понятия игры" /4, с. 566/. При этом игра не мыслится как проявление
субъективности играющего, но обладает сама по себе собственным онтологическим
статусом; играет сама игра, а человек только вовлекается в нее. Какие для такого
понимания имеются основания?
Известное высказывание Хайдеггера гласит: "Язык есть дом Бытия". Вслед за ним
Гадамер утверждает: "Бытие, которое может быть понято, есть язык" /4, с. 549/.
В основе философской герменевтики Гадамера лежит идея спекулятивного устройства бытия,
которая, как это не трудно догадаться, в свою очередь, восходит к феноменологии Гегеля.
Это означает, что Бытие может нечто представлять, но таким образом, что оно
представляет самое-себя-в-себе-самом. Однако этот тезис опирается не на
гегелевское расчленение бытия на в-себе-бытие и для-себя-бытие, а тезис
хайдеггеровской герменевтической феноменологии: "Феномен - себя-в-себе-самом-показывание
означает особый род встречи чего-то" /25, с. 31/. Основываясь на этом,
Гадамер пишет: "Если мы будем исходить из основополагающего онтологического
устроения, которое раскрывалось нам благодаря герменевтическому опыту
бытия и согласно которому бытие есть язык, то есть пред-ставление-себя,
то мы увидим, что из него вытекает не только характер события, …но и
характер свершения, свойственный всякому пониманию" /4, с. 562/.
Для того, чтобы показать, что язык есть спекулятивное самоотражение бытия,
Гадамер разрабатывает спекулятивную теорию языка. Опираясь на спекулятивную
диалектику Гегеля, он показывает, что язык и бытие образуют диалектическое единство.
Таким образом, его философская герменевтика имеет три основания:
· экзистенциально-онтологическом основание метафизики Дазайн Хайдеггера;
· диалектическую феноменологию разума Гегеля;
· спекулятивную теорию языка Гадамера.
Понять текст, согласно философской герменевтике, - значит вступить в игру языка
текста. Тем самым понимающий "текст" понимает на самом деле не текст, а свое Дазайн,
и посредством своего языка вступает с бытием в его игру.
Понимание текста возникает тогда, когда язык текста и язык понимающего сливаются
в одном общем горизонте. Природа языка не рефлексивная, понимающий, вступая в игру языка,
забывает о собственном языке. "Здесь, - пишет Гадамер, - речь идет не об игре
с языком или обращающимися к нам содержаниями опыта мира или предания, но
об игре самого языка, которая с нами заигрывает, обращается к нам и вновь
умолкает, спрашивает и в нашем ответе осуществляет себя самое..." /4, с. 565-566/.
Возникает вопрос: происходит ли при такой игре интерпретация самого текста?
Да, безусловно. Понимание, как утверждается в философской герменевтике, есть
истолкование, а истолкование есть понимание. Только благодаря пониманию
возможно событие истины бытия.
Бытие и истина, понимание и истолкование, язык и игра - все сливается
в единое целое. Целое же, согласно герменевтике, можно понять только из его
частей.
Каковы же части философской герменевтики? Выше уже были указаны составные,
из которых возникла философская герменевтика Гадамера. Теперь же нужно
выделить ее части, переведенные на язык предлагаемой нами философии.
Это искусственный прием, который позволит после того, как уже дана
целостная характеристика, глубже проникнуть в ее внутреннюю сущность.
В данной работе предлагается рассмотреть философскую герменевтику в пять приемов.
Соответственно, структура данной работы представлена следующими тезисами:
§ 1. Бессилие научного метода перед темпоральностью бытия как исходная
посылка философской герменевтики.
§ 2. Историчность исторического опыта человеческого существования как
условие понимания вообще.
§ 3. Диалектический опыт и искусство вопрошающего мышления как основной
"метод" герменевтического познания.
§ 4. Фундаментальный экзистенциал "понимание" как следствие экзистирующей
сущности человека.
§ 5. Экстатическое дыхание языка как перевод игры трансценденции мира
в опыт внутримирного сущего.
Бытийный феномен, как он рассматривается в феноменологической
герменевтике, есть то, что являет из-себя-самое-себя.
Именно таким способом всякий раз свершается искусство.
Красота - это то, что говорит из себя, само за себя и о самом себе.
Красота имеет "божественное происхождение", но является нам и в наш мир.
В ее феномене обнаруживается и подтверждается феноменальная природа мира.
Ибо "Мир создан Красотой", - говорится в сказании "Урал-батыр" /24, стих 4063/.
Поэтому и мы начинаем философскую герменевтику с анализа ее бытия, а именно,
бытия эстетического.

№ Уважаемые коллеги!
С 10 по 15 января 2002 г. в Кемеровском государственном университете
при поддержке Института "Открытое общество" будет проводиться конференция:
"Социокультурная герменевтика: теоретико-методологическое обоснование
в контексте развития толерантности"
Основной задачей Конференции является создание "банка данных"
по разработке герменевтических технологий в различных областях
гуманитарных исследований и образования; обсуждение проблем
распространения идей междисциплинарного и межвозрастного
"диалога понимания" как условия развития толерантности в сферах
современной науки и образования; повышение качества исследовательской,
учебной и преподавательской деятельности.

Основные направления деятельности Конференции:
· психологическая герменевтика и социокультурный контекст; развитие
личности в социокультурном пространстве: от стратегии выживания к
стратегии жизнетворчества;
· философские аспекты понимания в современном социокультурном пространстве;
· понимание как один из универсальных механизмов культуры;
· "герменевтика текста" (художественного, научного, философского) и
"герменевтика социального действия" (социокультурные проблемы понимания);
· герменевтические аспекты образования: современные подходы к
исследованию и развитию познания и понимания;
· коммуникативно-герменевтические стратегии современного образования;
· познание и понимание как основные условия развития толерантности.
Помимо традиционного чтения докладов и их обсуждения, в рамках
Конференции планируются лекции-диалоги ведущих специалистов
в области "герменевтики текста" и "герменевтики социального действия",
проблемно-деятельностные семинары, дискуссии и "мозговые штурмы",
мастер-классы; проблемные рефлексии, "Круглые столы".


http://www.tversu.ru/Science/Hermeneutics/

Hermeneutics in Russia is an international quarterly
intended to answer questions about the problems of hermeneutics.
Problems of reflectivity, interpretation and forming readiness
for understanding will also be discussed. Not only is philological
hermeneutics represented but also hermeneutics of any sphere of
human activities where reflectivity and understanding are desirable.
That is to say, hermeneutics of a human face, of a landscape, of a
national or individual mentality. In its own way, this makes our
journal multidisciplinary, while devoted to hermeneutics simultaneously.
Technical note: to be able to read this publication you need to
have the free Adobe(R) Acrobat(R) Reader installed on your computer.
This program allows you to view, navigate, and print PDF files across
all major computing platforms.

№ Для заинтересовавшихся:

http://anthropologia.spbu.ru/ru/texts/gathered/hermdec/index.html

Сборник статей.

===========
Best regards,
Anna mailto:ave@zen.ru


--------------
Напоминание! 1-2 мая в Тучково пройдет семинар Школы по Второй Логике. Подробности: http://www.klein.zen.ru/news/2002/04-11-seminar.htm


Home | Date Index | Thread Index | Author Index

Klein-by Mailing List Archive
April 2002