Маленький_дзенский_садик-3

А теперь о самом личном дзенском садике. Можно сделать его в подарок любимому человеку - или себе, любимому:)
Идея миниатюризации в Европе, например, всегда несла за собой ощущение несерьезности, игрушечности, баловства. В Японии же за этим стоит идея оражения вселенной в самом крошечном ее кусочке. Маленькое дерево - это символ деревьев вообще. Наш садик будет крошечным осколком, отражающим всю ту же созерцательную суть.
Первое что понадобится - это коробочка. Это может быть крышка от коробки с украшениями, часами . Главное - она должна быть прочной, из толстого картона. Конфетные коробки слишком тонкие, а сами они слишком большие. Моя коробочка 6см на 7,5 см и полтора см высотой. Вот примерно такие - до 10 см коробочки лучше всего. Лучше, чтобы она была картонной или деревянной, может быть керамической. Пластмасса и металл, понятное дело, подходят хуже. Моя коробочка оклеена черным, но любой нейтральный цвет подойдет. Помните сад камней - удел монастырей а не ярмарок:)
Если вам не удалось найти такую коробку дома, обшарив ящики с игрушками у детей и кухонные полки у жены, перевернув свои ящики с косметикой и бижутерией - сделайте набег на друзей. Я, например, известна своей паталогической любовью к коробочкам - и никогда их на выкидываю. А друзья дарят мне сладости иногда только из-за упаковки:)
Если после всего этого вы не нашли и не купили ненужную фигню типа роллекса только из-за подходящей коробочки - дайте мне знать - я напишу отдельный курс выживания юного детсадовца по изготовлению картонных коробочек.:)

Коробочка есть. Теперь нужно раздобыть песок. У нас миниатюра, поэтому не будем засыпать серый строительный гравий:) Песок нужен мелкий, равномерный и одноцветный. Идеально подходит песок из песочных часов:) Так что, если вы сторожите подходящий склад, имитируйте налет, придушите себя эфиром, но предварительно набейте штук десять этих склянок и ссыпьте песок из них в пакетик. Если нет - выводим себя на улицу. Если вы живете рядом с морем - то вам повезло:) зачерпывайте горсть - и домой! Если нет - вам придется добраться до реки с аналогичной целью. Если дзенские подвиги вас не привлекают и вы ищете легких путей - посетите ближайшую стройку или обездольте детей и кошек в вашем дворе, зачерпнув из песочницы.
Песка нужно немного - всего горсть-две.
Не торопитесь сыпать его в коробку. Если это не морской берег, то он довольно грязный, а кроме того им пользовались для разнообразных целей, не всегда вполне безопасных с точки зрения здоровья.
Положите его в маленький тазик, добавьте немного порошка и промойте. Частицы земли и глины будут подниматься во взболтанной воде - отмучиваться:) сливайте воду до тех пор, пока она не станет совершенно прозрачной.
Далее - если вы уверены в стерильности своего песка - рассыпьте его на газетку и дайте высохнуть. Если не уверены ( а я вам рекомендую перестраховаться) - возьмите старую ненужную сковороду или противень и прокалите песок на огне, пока не высохнет. (если вас обуяла жадность и вы приволокли песок в промышленных масштабах, заработав при этом радикулит, сшейте мешок из плотной ткани и остаток нагретого песка насыпьте туда - дивное прогревательное средство - как говорили древние врачи - лечим подобное - подобным:)
Песок готов. Теперь самая духовная часть. (можно выполнять ее одновременно с предыдущими поисками). Вам надо найти СВОИ КАМНИ. Японцы один-единственный ищут всю жизнь, а у них при этом еще и ярмарки специальные есть.
Нам повезло меньше. Но у нас чего-только по стране не валяется. Камни нам нужны небольшие, даже маленькие. Впечатление должно быть космическим - а не коробки с конфетами. У меня три черных камушка, слоистых - как бы остатков лавы, не гладких голышей - а сложных и морщинистых. Обкатанные голыши, конечно, тоже можно - но вид у сада будет унылый. Итак - ищем под ногами, на берегу и в магазинах бриллиантов непростые сложной формы три камня. Вы должны ощутить их как свои. При размере ориентируйтесь на ногти и пальцы - вот примерно такого масштаба. Бывают иногда такие куриные боги - камни с дырочками - может у вас даже заныкан такой - он может стать частью коллекции.
Лучше если они будут вертикально ориентированы - такие - утесики. Такие создают больше контраста с поверхностью.
Нашли? Поздравляю.

А теперь сложная часть программы.Песок насыпаем ровным слоем в коробку. Не до краев. Воот - нам понадобятся грабельки. У меня крошечные деревянные грабельки. Чем их можно заменить? Попробуйте найти расческу с редкими зубьями. Если не найдете - выломайте через один. Отпилите или отломайте (и аккуратно заточите облом) кусочок расчески. Кусочек должен быть примерно 2 см, 4 зубцами на расстоянии 5 мм друг от друга. Тонкие зубья не годятся - след от них будет засыпаться. Если нужно - сточите острые концы, чтобы остались лопаточки. Вообще лучше всего, чтобы у грабелек была ручка длинная. Обломком расчески вам будет не очень удобно маневрировать. Можно проверить на годность вилку. Или закупить всяких одноразовых вилок и тренироваться на них. Не делайте ваше орудие слишком широким - у вас будет меньше возможностей для узоров. Три зуба тоже пойдут.

Совершенно завораживающее занятие - расчесывайте ваш песок. Сначала просто параллельными ровными полосами. Потом волнами. Потом потренируйтесь делать круги (один конец грабель держите недвижно - а другим описывайте круг.) Полукруги - у стенки. Сложные узоры типа плетения - кусочек в одну сторону прочесать , кусочек в перпендикулярном направлении. Сложную смесь прямых, перпендикулярных им волн и поверх кругов. Можно конечно и шариковой ручкой это делать... но смысл в одновременном проведении параллельных полос. О! несколько старых стержней с толстыми вспухлостями посередине ( от порядочных ручек такие) - можно скрепить их в линию скотчем - орудие- оно же ручка.

Теперь философская заключительная часть. Расставьте свои камни, как вам душа велит. Очень хорошо они смотрятся в центре окружностей. Камни должны быть разного размера. Если у вас три камня - совершенно неизбежно вы поставите их треугольником. Не тратьте время на другие фигуры.:)

(лирическое отступление: я очень люблю писать инструкции - даже самой себе:) и все мои инструкции оканчиваются пунктом пятым - как-то так получается - что он все время пятый:))
"Пункт пятый". Отбежать и любоваться!
Если вам кажется , что вы сверху смотрите на марсианский пейзаж - вы на верном пути.

Душевной вам радости:)
Алика

P.S. Как только смогу - сделаю эту инструкцию на своей страничке - и добавлю рисунки и фотографии.

October 2001