Маленький_дзенский_садик-1

> Привет, народ.
>
> Что такое Сад камней? С чем его едят?
>
> Антон.

Это ко мне - ко мне вопрос:)!
Приношу извинения всем, кому уже сто лет обещала написать про маленький дзенский садик:) И только я сегодня собралась - как обнаружила вопрос Антона:)

Итак.
Я люблю Японию нежной художественной любовью. Весь восток я люблю и любила всегда, но к Японии начинаю испытывать все более нежные чувства. Никогда не видела, чтобы целый народ в повседневной ежедневной жизни был так безупречен эстетически.
У клейна где-то есть фраза про то, какую разукрашенную игрушку сделали в Японии из сурового китайского чаня... Не знаю, как именно чань - но во всем остальном - с точностью до наоборот. Японцы всегда считали себя неотесанными и недостаточно тонкими по сравнению с Китаем. Изысканные дамы цитировали старинные китайские стихи, когда хотели произвести впечатление на поклонников, китайские ткани и одежды считались великолепнее, утонченнее и роскошнее, чем японские, то же относилось и к посуде и утвари... Японцы взирали на Китай , как мы на Париж примерно...
Но при всем влиянии Китая Япония свою эстетику развивала совершенно по другому пути. Китай - это изнурительное узорочье, это вызывающая восторг изощренность мастеров. Символ китайской изощренности для меня- это резные шары. У нас в музее восточных искусств есть образчики. Представьте (кто не видел) - 12 шаров, вернее сфер, покрытых сложнейшей ажурной ( то есть со сквозными дырочками) резьбой - они помещены друг в друга. Сквозь вращающиеся шарики можно видеть более глубокие - в эти дырочки. Весь фокус в том , что все это вырезано из цельного куска слоновой кости... А вы думаете выражение "китайский труд" появилось на пустом месте?
Еда китайская и японская тоже исходит из противоположных принципов. Главный принцип китайской кухни - чтобы вы не догадались, из чего это сделано. Поэтому мясо будет выглядеть как карамель, ожидаешь сладкого - это окажется острым , и основное, чего от тебя ждут - это потрясения от изощренности повара...
Японская еда абсолютно бесхитростна. Рис оказывается рисом, а рыба - рыбой, причем даже не вареной. Но с какой красотой и изяществом все это аранжировано!
Про суши я могу спеть просто оперу:) но как-нибудь в другой раз.
Кстати - самый простой способ самим убедиться наглядно в разнице эстетик - сравните, как одеты герои любого куросавовского фильма - и как герои Тигра и Дракона. В ТиД - костюмы изукрашены ленточками и каймами, и те все вышиты бесконечными розово-зелеными розочками, везде шнурочки, бантики. Все, что сейчас мы видим на китайских рынках, - это не сиюминутная безвкусица - это просто вековое умение все изукрашивать и узорить, это их природный стиль. А что в самурайских-императорских фильмах? Я лично сижу с открытым ртом (муж потом сюжет расскажет) глядя на движения кимоно, кожаные доспехи , шлемы, мечи, ширмочки, крохотные столики для каллиграфии. Простота и безупречность. Даже затканные узорами кимоно, даже хитросплетение пластин и шнуров в доспехах не кажутся переусложненными - это такая безупречность - ну не могут они сделать некрасиво...
Так вот. Зная мою любовь к Японии, муж все время покупает мне какие-то вещички из их жизни. И однажды он подарил мне коробочку, на которой было написано: маленький дзенский садик. А там оказался:)) маленький дзенский садик:))
Нечего и говорить, как я его полюбила - когда сделала:) Только муж от компа гонял - засыплешь клавиатуру своим песком - самой же плохо будет...
В коробочке было все для садика, да ещЈ книжечка "Дзенские сады камней". Каждая глава начиналась китайским иероглифом для слов: тао, бегущаяя вода, энергия и дзен.
Продолжение следует.
Алика

October 2001