[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Лекция Клейна от 12.05.01



Доброе утро.

Некоторые вот мысли. Мои и не только. По поводу лекции и ВООБЩЕ.

В качестве эпиграфа процитирую слова мастера Морихея Уэсибы. Сегодня
по-новому я их увидел-прочитал-понял-усвоил. Вот они:
"21.Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких,
в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты
испытывешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему
ослаблению и поражению".


Начну с главного. С того, что мне очень понравилась вторая лекция
Клейна. Понравилась потому, что это была действительно НЕОБЫЧНАЯ
лекция. Лекция - конкретное действие. Конкретный пример совмещения
"понимания с действием". Причем в реале. Не сидя в кресле удобном за
компьютером, а стоя перед людьми вполне живыми. Которые чего-то там
излучают, генерируют, эмоции свои бурно выражают. И это же все нужно
как-то структурировать. Как-то учесть и плавно преобразовать в
конструктивную беседу, а не в спор собачий.

Необычность этой лекции я узрел уже в том, что лектор был чрезвычайно
терпелив и доброжелателен ко всем БЕЗ исключения слушателям. Даже к
"дуракам", которые на самом деле таковыми далеко не являлись. Это только
могло показаться, что они - дураки. На самом же деле - это умнейшие
люди. Да плюс, ко всему, еще и духом не слабые.
Не слабые в плане того, что смогли вопреки смеху в зале и "справедливому
негодованию" определенной группы слушателей, сидеть ПОЧТИ спокойно и,
задавать свои "дурацкие" вопросы.
Другое дело что "умнейшие и сильные духом" не означает "просветленные" -
это да! Вон и Гитлер был умнейшим человеком...

Но вернусь к лектору. Разве это не чудо - проявление тАкого терпения? Ведь,
казалось бы на первый взгляд, все очень просто: можно было спросить у человека,
который чего-то там якобы "не понимает" о "цели его любопытства" и,
выяснив что цели как таковой нет, а есть желание просто поговорить - послать его
нахрен вежливо - "извините, вы ошиблись дверью"? Да еще и народ к этому делу
подключить: "Кому интересно - оставайтесь. Кому НЕ интересно - я не задерживаю.
Благо денег с вас никто не брал" - тем самым разделяя аудиторию на "наших"
и "не наших". Но кто из присутствующих увидел тАкое разделение? Я - нет.

Если и было КАКОЕ-ТО разделение, то только в моем мозгу. Да и то лишь в
первые несколько минут начала лекции. Это произошло после того, как оглянувшись
назад, я увидел и ОЦЕНИЛ людей, чего делать (оценивать) вовсе не нужно
было. Более того - весьма даже опасно.

Да. Мне показалось, что люди на лекцию пришли в этот раз неподготовленные. Просто так.
Шли мимо и зашли. Посидеть. Погреться. На улице вон дубак какой. А тут еще и
рассказчик "какой-то веселый" нашелся. Да и сами эти люди непрочь пошутить. Вот и
получилось разделение в моем мозгу. ВОт это вот "наши" - те, кто пришел на лекцию с
целью определенной "послушать-поучиться-пользу извлечь", а вот это
вот "не наши" - они пришли "погреться" да "свою разумность и
духовность" продеМОНСТРировать. Итак, разделение было только в МОЕМ мозгу.
Все. Лектор никого и ничего не делил.

Что было дальше? А дальше, в какой-то момент, я вдруг неожиданно
врубился в то, что ведь кроме меня на лекции присутствуют еще и другие
ребята, которые могут испытывать подобные чувства к "не нашим". И что
же тогда получается? Мы - "умные такие и понимающие" - с одной стороны, и
они - "тупые и непонимающие" - с другой стороны. Вот мы сидим и попросту
раздражаемся сами в себе - что скрыть-то от глаз людских фактически невозможно
- на "тупость их".

В кавычках "тупость" пишу потому, что не тупость это вовсе, а нечто другое -
более тонкое и глубокое, с интеллектом мало чем связанное. Я бы сказал импульс
некий энергетический. То есть раздражает нас не "тупость" на самом
деле. Когда мы ее - тупость якобы - видим, то первая реакция в нас не
раздражение ведь. А осуждение типа "вот тупой-то какой" и лишь чуть позже,
наступает раздражение. Таким образом что есть раздражение наше? Не
мысль, а ответный импульс на нашу мысль. Грубо говоря бросили камешек
- попали под лавину. Лавину отвеной реакции на нашу мысль. Кому
понравится, что его тупым считают? Причем иногда говорить об этом
вовсе не обязательно. Достаточно посмотреть на человека как-то
особенно или подумать чего, как он уже все понимает - "меня ЭТИ тупым
считают".

Вот и получается, что мы - ребята "с выдающимися способностями", да плюс
ко всему еще и силой определенной обладающие, но не слишком пока в душе
светлые, коль имеет место осуждение там быть - дружно запускаем
автоволну мощную, вроде как "Все тут тупые, нахрен, собрались. Одни мы умные".
А ведь эта волна свойство имеет отражаться. Да еще и в усиленной форме
назад к нам же возвращаться. Усиленной теми, о ком как о "тупых" или
еще как о каких-то "не таких", думаем. Вот и бьет нас наша же волна больно.
То "голова разболелась"(с)Аня Бокшицкая, то еще как - когда
дискомфорт чувствуем - "удары внутри какие-то"(с)Шамайка. А бывает что
совсем уж реально так. С последствиями на лице. "Твердым тяжелым предметом
по голове сзади"(с)Шухов.

А что же при всем при этом "внутреннем противоборстве" лектор делал?
Тот которому труднее всех на этой лекции было? Тот, который должен стоять перед
такой вот разношерстной аудиторией и "не рвать, а заплетать нить беседы"(с)Клейн?

По-моему было для всех очевидно, что лектор "ничего не делал". "Ничего
не делал" - это означает "НЕ разделял на "мы" и "они". Он просто, с максимальным
терпением, пытался удержать баланс между "желанием послать вежливо нахрен
"тупого слушателя" - что, кстати говоря, мог сделать довольно таки
легко и быстро - и отсутствием " желания метать бисер перед свиньями".
Делал он это мастерски. Я искренне восхищаюсь.

Но вернемся опять же ко мне. К моим мыслям и эмоциям. Итак, я слегка
разозлился. Даже посмотрел как-то гневно тАк на "тупого слушателя".
Вау! Да ему по-моему только это и нужно было - мой взгляд вот тАкой
гневный. Вон он как весь приободрился. Просто расцвел после моего
"выпада". А вот еще и еще на него взгляды гневные бросаются из лагеря
тех, "кто понимает". И он, "тупой", становится все более и более
увереным и наглым. Просто крепнет на глазах. Хамит вот даже слегка,
глядя в мою сторону и пальцем на меня тыча: "А ты лишь мартышка в
знании дзен. Тебе только кажется, что ты его знаешь". И я с ним
соглашаюсь в этом искренне улыбаясь. В том, что я НЕ знаю дзен.
Я просто тАк живу.

Итак, "тупой", за счет нашего раздражения и гнева внутреннего,
становится все сильнее и сильнее. Его сила возрастает настОлько, что,
в какой-то момент, встретившись с ним взглядом, я вижу в его глазах
блеск нездоровый. Ну такой блеск, какой бывает у людей опьяненных то
ли от алкоголя, то ли от наркотиков, то ли от успеха. И взгляды наши на
какое-то мгновение встречаются. Я буквально "притянут" этим взглядом.
Не МОГУ глаз отвести. И он тоже - не ХОЧЕТ. Смотрит не моргая, улыбаясь
глазами и все более и более уверенно. Обратно пропорционально моей
уверенности в себе.

И вот почему-то вспомнились мне тогда слова Морихея Уэсибу, в
"Бодхисаттвской правде" газетной недавно мною прочитанные:
"Не смотрите противнику в глаза иначе ваше сознание будет притянуто ими.
Не смотрите на противника, иначе ваше духовное равновесие будет
разрушено. Не смотрите на его меч, иначе он вас зарубит".
Вспомнил я эти слова и... улыбнулся. Улыбнулся искренне. От всей души.
Этому "тупому". В какой-то момент осознав, что его "тупость" - это проекция
его изощренного интеллекта, а его "возрастающая уверенность в себе" - это моя
"убывающая уверенность во себе".

Эффект был потрясающим! Уверенность "тупого" улетучилась в считанные
секунды. Он растерялся, а я, почему-то, напротив - обрел уверенность в
себе, хотя не без внутреннего напряжения. Под внутренним напряжением я
подразумеваю волну, непонятного происхождения, прошедшую сквозь меня в
момент моей улыбки и, ослабившую меня в несколько секунд - буквально опустошив.
Уверенность моя возросла, а силы вдруг иссякли. И тут я опять же дорубаю внезапно.

Да. Я вновь обрел уверенность за счет того, что "отнял" ее у "тупого", НО!
- это ведь тоже НЕ правильно. Приобретать отнимая. За это ведь нужно
платить. Вот я и заплатил своими силами внутренними. Которые мог бы людям
подарить в качестве дел всяческих - добрых и полезных.

Отсюда вывод какой могу для себя сделать. Не нужно "раздавать кому попало",
чтобы потом не пришлось у них же "ЭТО отнимать", или, что еще
страшнее, у других людей абсолютно к этому непричастных. Это слишком накладно!

Нужно беречь и экономить силы свои для того, чтобы прилагать их ПРАВИЛЬНО,
и по назначению. Не на "гляделки" там разные, да соревнования "кто
кого" - а на дела конкретные. Ну например на такие, как "лекцию прочитать без
единого тезиса записанного, для того, чтобы ребят помоложе кое-чему полезному
научить". А если не тАк, то всю жизнь "не в коня корм будет".

И еще. После лекции уже, Клейн сказал вещь очень на мой взгляд полезную.
"Не нужно отсекать никакие виды энергии. Просто необходимо умело их направлять
в НУЖНОЕ русло". Так вот "умело их направлять в НУЖНОЕ русло" - это и есть искусство
величайшее, которому учиться нужно старательно. А не тому, как "глазами дырки
сверлить".

Но, вернусь опять же к "тупому" нашему, далеко НЕ тупому.
В течение некоторого времени, после моей улыбки "сказочной", он сидел молча.
Очевидно пораженный белизной моих зубов и душевной открытостью (бери
че хошь!) Вроде как понятно ему вдруг чего-то там стало. Но, буквально
через несколько минут, обращая взгляд в мою сторону, он опять уже говорил вещи не
слишком приятные, косвенно принуждая меня вновь разозлиться.
Тщетно! Наступив однажды на швабру, я обхожу ее стороной. Ну, в
этот день хотя бы... Как минимум.

И как только я начал "уходить" от своего внутреннего раздражения; как только я
перестал видеть в "тупом" тупого; как только я перестал видеть в его
глазах "черную магию"(с)Клейн - многое изменилось. Изменилось, в первую
очередь, во мне самом. Исчез тот дискомфорт, который я испытывал
соревнуясь в "гляделках", когда на мой гневный и уверенный взгляд, в качестве
ответа, получал взгляд еще более гневный и уверенный.
Исчез соперник. Исчезло соревнование. Исчез дискомфорт душевный. Началась лекция.

А теперь рассмотрим мой пример в масштабе всей аудитории. Наверняка ведь
не только я испытывал раздражение и гнев. Возможно еще кто-то "попался
на удочку" эту. И что же получается? Я глянул гневно - "тупой" повеселел.
Еще кто глянул - опять ему "веселуха". И так до тех пор, пока взгляды эти наши
не прекратятся. Пока не перестанем мы "тупого" в душе хоть как-то
осуждать. Пока не научимся внешне и внутренне НИКАК на него не реагировать
- даже не "улыбаться ему доброжелательно", поскольку наша улыбка только нами
может быть оценена как доброжелательная, а со стороны может выглядеть как
надсмехательство или поддержка. (Привет, Петров!)

Важно просто пропускать все эти нюансы. Не задерживая. Не преломляя. Не пытаясь
идентифицировать происходящее как "хорошее" или "плохое". Пропуская. В одно ухо
влетело - в другое вылетело. Это задача лектора отвечать на вопросы. Он с ней и без
нашей "поддержки" справится. Наша задача - ВНИМАТЕЛЬНО слушать и учиться.
Учиться тому, как не раздражаться.

Думаю, что каждый ученик Школы был в душе на стороне лектора. Каждый из
нас желал помочь ему как-то в его нелегком деле - "из болота тащить бегемота".
И вот осознал я вполне реально - более того, "на собственной шкуре
испытал" - что помощь моя, ЛИЧНО, должна не во "взглядах гневных" да "раздражении
внутреннем" проявляться, а в терпении максимальном и
доброжелательности искренней. Ко всем без исключения - "тупым" и тупым, "умным"
и умным, "злым" и злым, "добрым" и добрым. Тогда не будет шансов ни у кого, за счет
моего раздражения сильнее становится да "кровь мою пить"(с)Клейн. И не
только мою причем.

Да и лектору, я думаю, ИМЕННО от этого легче станет. От того, что "примирить" одного
человека всего лишь нужно будет - того "тупого" - а не нас многих, начавших внутреннее
противоборство. Это примерно тАк, как легче пламя одного костра погасить, предотвращая
пожар, нежели несколько пожаров в разных местах разгораюшихся.

После лекции сразу, я к Иришке (Шамайке) обернулся и сказал почему-то:
"Ну ты теперь поняла, что раздражаться на людей нельзя?" А позже, уже
после лекции, Клейн тоже самое всем нам, ученикам Школы, говорил.
Только своими словами. Вот такие вот совпадения. И еще он сказал, что
ни одного слова им не было сказано для "тупых". Все слова только для НЕ
"тупых" предназначались. Вот и подумайте над этим. Для кого эта лекция
"прочитана" была.

Вечером, когда мы с Максом ко мне домой вернулись, Шамайка мне позвонила.
Сказала что лекция ей "очень понравилась" и что решила она "на следующую
лекцию обязательно пойти". И я обрадовался этому. Обрадовался потому, что
решение ее точно совпадает с моей позицией внутренней.

Да. Нужно нам на лекции ходить. Нужно использовать любую возможность, любой
шанс поучиться-потренирваться.
И выводы из этого нужно делать однозначные. Ну, например, что на людей нельзя
злиться. И не нужно "магию" какую-то вокруг себя видеть. Нету ее, магии этой.
Все. Кончилась. А там где она "кончилась", начинается другое - любовь ко
всем без исключения (даже тупым) живым существам. Такая любовь, которую нам
лектор продемонстрировал своим терпением безграничным.

Да. Для меня это важно. Важно забыть о магии. Помнить о ней - будучи
загрязненым душевно - это и есть "черное". Збыть о ней нахрен совсем,
и задачу единственную лишь преследовать - себя улучшать-очищать не
замечая чужой "загрязненности-тупости" - вот это начало "белого". Так
мы куда стремимся-то?

После звонка Шамайке я не удержался. Клейну домой позвонил.
Поблагодарил его искренне.

Спасибо тебе, Клейн! Спасибо тебе за то, что учишь нас. Где-то собою
жертвуешь. Силы свои тратишь на то, чтобы нам, несмышленым, показать на
примере реальном, КАК жить в гармонии с Миром нужно. Что не тотолитарная
секта мы. Мы - другое. Мы все свободные люди. Можем встать, и уйти нахрен
с лекции этой, коль она нам не интересна. А можем остаться и поучиться.
Поучиться для того, чтобы на следующей лекции быть более опытными и
подготовленными. Более грамотно свой ресурс использовать. Не на раздражение
бесполезное и весьма опасное, а на предельную концентрацию внимания на том,
ЧТО и КАК говориться, а не на том, что вокруг происходит.

Сохраняйте спокойствие, пожалуйста. Ваша агрессия может быть
направлена против вас. (с) Шухов.

А вот эпизодов несколько. Жизненных. Актуальных.

Едем в метро с лекции с Максом. Петров с нами. Макс мне говорит: "А я
хотел Клейну подсказать, чтобы он на примере "стакана" Вторую Логику
объяснил". Я Максу отвечаю: "Может тебе стоило встать с кресла
удобного. Выйти перед аудиторией. И сказать о том, что "на примере
стакана" объяснишь им Вторую Логику сейчас вот". И тут Макса осеняет.
"Дааааа. Это примерно как футбол по телевизору смотришь. ВОт я бы
сейчас... А сам-то в футбол даже играть не умеешь".

Еще эпизод один. Ребята в гости ко мне зашли. Они только что с дороги.
Устали. Грязные все естественно. Сутки почти не спали. Голодные. Я это
все прекрасно понимаю и желаю искренне им помочь. И когда замечаю
одному из них, тихо и вежливо, а не на всю квартиру возмущаясь, что
"можно носки с дороги постирать или мои взять чистые" - они все понимают
прекрасно. Понимают и действуют. Стирают. На меня не обижаются. Просят
помочь "носками сухими-чистыми в долг". И я помогаю. Бескорыстно. Не преследуя
цели "дать, чтобы взамен получить". Просто приятно мне людям помогать и все
тут.

Так вот к чему я разговор этот завел. Смотрите внимательно. Когда мы
запахи неприятные ощущаем, мы, чаще всего, либо скромничаем и балконы
настежь открываем, либо тАк громко об этом заявляем, что после этого к
нам в гости уже никто заходить не захочет. А ведь можно и по-другому. Мягко.
Искренне. Без скромности ложной и без цели уколоть-обидеть как-то. В
стремлении лишь помочь исренне. Балансируя вобщем. Между-между. Без страха
"обидеть" и без желания "унизить", но со смелостью сказать вслух и
вопрос разрешить положительно.

Так вот что харктерно. Иногда нам дышать нечем. Ну просто слезы из
глаз. Но мы молчим. "Терпим". А иногда есть дышать чем, но мы тАк громко
возмущаемся. Ну, например, при встрече с человеком "тупым". Мы смеемся над
ним. Над глупостью его потешаемся. Возмущаемся его "непродвинутостью".
Куда в этом случае наше "терпение" делось-то? И не проекция ли малодушия
и трусости нашей "терпение" такое? "Терпение", которое мы там где не нужно
максимально проявляем - хотя "дышать нечем", а где нужно - в общении с
человеком живым - забываем о нем напрочь?

Вот эпизод тоже. Идем вместе. Я, Шамайка и отец ее. Я говорю к отцу
обращаясь:
- Ну как вам лекция-то? Наверное непонятного много?
- Да. Не все понятно было. В общих словах, и ничего конкретного.
- Согласен с вами. Еще полгода тому назад я бы сам ничего из этой
лекции не понял. Сейчас вот вроде все понятно. А что конкретно вы
хотели бы понять?
- Ну, чем действительно вы занимаетесь. Конкретно.
- Скажите, а вы могли бы сейчас коротко, в течение нескольких минут
рассказать мне ну, например, как стать счастливым человеком?
- ????
- Вот так же, возможно, очень сложно объяснить за несколько минут
человеку неподготовленному тО, чем мы занимаемся "конкретно". У меня вот
полгода ушло на это. На тО, чтобы ТОЛЬКО понять "чем мы занимаемся
конкретно".
- Да. Действительно. Согласен. Это вопрос из серии "объясните мне в
двух словах, в чем заключается смысл жизни". А как объяснить-то?

И последний эпизод. Мы с Максом ужин варим. Вернее я варю, а Макс
советует.
- Макс, может борщ сварим?
- Нееее. Я пельмени хочу. Они вкуснее и калорийнее.
- А я борща давно не ел. Может тогда сварим пельмени с борщом вместе?
- Да ты чтО! Кто же так делает?
- Я так сейчас сделаю. А что в этом такого?
- Не знаю. Глупо это. Хотя я ни разу не пробовал.
- Так а если не пробовал, с чего взял что это глупо-то? Давай попробуем.
- Ну ладно. Давай попробуем.

Борщ с пельменями был просто СУПЕР. Пальчики оближешь! Макс вот
соврать не даст...

--
Best regards,
Shuhov mailto:igor@zen.ru




Home | Date Index | Thread Index | Author Index

Klein-by Mailing List Archive
May 2001