Re: o strahe Шамайке

Привет, Шамайка!

> Страх, конечно, можно еще рассматривать, как эмоцию. Эмоция (от лат.
Emoveo- потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного
пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций,
обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. По
мнению психолога К. Изард, страх является одним из основных десяти эмоций:
интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,
вина. Эмоция проявляется также одновременно и во внутренних переживаниях, и
в поведении, причем то и другое связаны еще и с физиологической активацией.
Благодаря последней, и всем тем резким изменениям, что вызывает она в
нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию.
НО! Одни и те же выражения активации зачастую являются признаками абсолютно
разных чувств (плачут от горя, от счастья, от испуга). Кстати, именно в этом
состоит одна из причин, по коей детектором лжи можно пользоваться с крайней
осторожностью. А вот характер и интенсивность эмоции определяются
расшифровкой сигналов, что поступают из внешней среды, и уровнем активации
организма. Естественно, сама расшифровка (толкование) зависима от
умственного развития человека и его способности разбираться - перерабатывать
различную поступающую к нему информацию..
> Есть очень интересная формула, что отрицательные эмоции возникают по
причине, когда человек располагает недостаточным количеством информации, а
положительные - когда информации предостаточно и особенно, если она
оказалась лучше ожидаемой. Наиболее ярко подобное проявляется, когда эмоции
повязаны с удовлетворением какой-либо потребности. К примеру: голодный
человек открывает холодильник, чтобы взять пирожок, что он сам туда положил,
ясно - что эмоций не возникает. Но ежели он увидит, что там пирожок
отсутствует, либо помимо одного там есть еще много других, эмоции
захлестнут. По поводу недостаточной информацию и следствием - отрицательные
эмоции, например, биолог завидев змею обрадуется, как объекту для изучения.
Простой "смертный" в лучшем случае ужаснется и вскрикнет далеко не от
изобильной радости.

А... Точно! Когда начинаешь фантазировать о будущем (равно как прошлом и
настоящем), то реальное событие, не соответствующее тому, чего ожидает
а-оболочка, вызывает эмоцию. Если же событие и ждешь, и не ждешь, то оно ни
плохое, ни хорошее, зато цветное и переливчатое.

> Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании эмоции, но
и оказывает влияние на интеллектуальные процессы - мысли, направленность
внимания, все поведение в целом. При слабом или ослабленном эмоциональном
напряжении, допустим, в состояниях раннего слабоумия, появляется апатия. То
есть диапазон влияния эмоций на интеллект довольно широкий. При сильных
аффектах - испуг, страх - как бы обычный ход ассоциаций нарушается, и
сознание порой охвачено одним-единственным представлением, с которым
непосредственно связана эмоция. Все другие же исчезают просто. Рождение
новых представлений, что никак не связаны с эмоцией, затормаживается.
Человек с хорошо и достаточно развитыми процессами торможения, даже несмотря
на "дисгармонию" представлений при эмоциях, все же способен верно оценить
окружающую обстановку и управлять своими действиями. Существует теория
Джемса-Ланге: эмоция - есть восприятия ощущений, вызванных изменениями в
теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной
возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности
сердца, дыхания, кровообращения, тонусе мыщц, отчего во всем теле при эмоции
испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоции. По
их мнению, не было бы эмоций, если бы телесные проявления не следовали
немедленно за восприятием.
> Конечно, эмоции могут возникать без воздействия на психику под влиянием
различных химико-лекарственных препаратов.

Нет, не могут. Препараты воздействуют на активность сенсорных органов, на
процессы торможения, на системы передачи нервных импульсов.
Под действием препаратов проявления эмоции усиливаются или ослабевают (в
зависимости от препарата), но вылазит то, что ты действительно есть.
Это как во сне. Маразм такой иногда снится! Но это я, мое проявление в
соответствии с моим внутренним миром.
В так называемой "реальной" жизни мы себя контролируем разными способами.
Сон и препараты контроль снимают напрочь или уменьшают.
Если я буду вести себя так же, как во снах - дурдом или наркодиспансер
обеспечен.
Учиться конролировать себя всегда, что ли?
И делать это правильно?

Впрочем, если долго и с постоянством пить-колоться, может и психика поехать.
:)))
> Теперь о страхе.. Зачастую и по большинству случаев страх возникает на
основании жизненного опыта. Двухлетний ребенок, может спокойно сунуть руку в
огонь, взрослый, безусловно - нет. И лишь прочувствовав боль в различных
ситуациях, ребенок начнет бояться то, что причинит ему боль.
> Как Ольга уже обмолвилась, реакции страха не проходят без выброса
адреналина.
> Так же бывает, что при сильном испуге наступает оцепенение, беспорядочное
мышечное возбуждение. Под "допингом страха" человек способен на неимоверные
усилия, совершить прыжок, поднять неимоверной тяжести груз. В общем все то,
что в нормальном состоянии ему не под силу. Страх - пассивнооборонительная
реакция. Понятно, что для людей слабых, которым труднее преодолевать
жизненные сложности, больше поводов для страха.
> Чувство самосохранения лишь частично является врожденным. Важным образом
оно формируется в течении жизни на основании пережитой боли.

Инстинкт самосохранения полностью является врожденным. Приобретаются
правильные и неправильные навыки. На основе жизненного опыта. Правильно и
неправильно истолкованного. При участии как кнута, так и пряника (пищевое
поведение, например).

> В заключении добавлю, что сформировавшиеся реакции страха являются
сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при полном понимании их
бессмысленности. Поэтому развитие устойчивости к страху обычно направлено не
на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его
наличии.

> Шамайка

Ольга