О_праздниках_вообще_и_о_прошедшем_семинаре_в_Тучково - тоже вообще.

Здесь приветствие.

В сущности я побывал только на последних 13-ти часах, из которых
часов семь занял сон и сборы в обратный путь. Видимо, в силу того,
что я уже сравнительно "опытный" человек (скоро будет целый год,
как мы знакомы с Клейном и кроме того, я побывал за это время на
разных других семинарах), я участвовал в происходящем с большей
степенью осознанности, чем это было на осеннем семинаре в "Ласточке".
Это выразилось в первую очередь в намерении делать праздник, и в
постоянной готовности сыграть в любую игру, которая будет мне
предложена.
Говоря "праздник", я имею в виду вот что:
Праздник - это зона, пространство, в котором созданы максимально
удобные условия для творчества, импровизации и реализации самых разных
качеств тех, кто в этой зоне оказывается. Питательная среда для всего
веселого, свободного, положительно заряженного. (Ну, например, недавно
я на концерте "Аквариума" понял, что рок-концерт иногда может быть
такой зоной.)
Это же убийственно трудно! Это труднее, чем держать планету на
плечах. Объединить группу разных людей, которые видят каждый только
себя, в некое веселое сообщество, где каждому хорошо (то есть не
навязать ему что-то, что ты считаешь хорошим, а предложить условия, в
которых он сам что-то сделает).
Такую зону нужно сделать прежде всего безопасной и
доброжелательной. А для этого за ее пределы надо вывести не только
потенциальную внешнюю угрозу (ну там каких-нибудь хулиганов, проблемы,
скажем, с милицией или администрацией или еще с чем-то способным
вклиниться в процесс и нарушить его), но самое главное - угрозу
внутреннюю. То есть все те закономерности, в силу которых люди,
собравшись вместе, начинают друг друга подавлять, нападать и
защищаться, навязывать друг другу что-то из лучших побуждений - ну и
так далее. А еще ведь есть барьеры личные у каждого - комплексы,
зажатости, болячки, представления опять же о том, как лучше...
И вот все это надо оставить за рамками среды под названием
праздник. Но если этого добиться, то остальное станет происходить
"само по себе".

Усилия Клейна, на мой взгляд, были направлены на то, чтобы
держать эту среду. Глядя на него, я понимал, насколько это все же
непростая задача.
Если бы не плохое самочувствие (спасибо тому, кто мне добыл две
таблетки баралгина - голова в тот момент болела настолько, что я даже
не помню, кто это был!) и не искусственное в общем-то желание больше
наблюдать, чем участвовать, я бы был еще активнее.

Некоторые впечатления.

= В игре "контакт" главное - найти оригинальную формулировку, а не
слово. Эта формулировка должна сбить с толку ведущего, но быть
понятной кому-то из играющих вместе с тобой. Например, "перекресток,
используемый в религии".
= Приятно иногда обнаружить в человеке, с которым знаком около года,
бывшего однокурсника, с которым вместе учился несколько лет. Хей,
Аня! (Да здравствует Татаринова!)
= Прекрасный младенец Демид!
= Специальная теория времени: ты можешь протопать под солнцем целый
месяц, но прожить из этого времени всего пять минут. Значит, можно и
наоборот.
= Если стянуть шнурком капюшон спальника и накинуть его на голову,
положив внутрь воздушный шарик, то получится плащ и звезда надо
лбом. Если при этом в правой руке будет эффектно открытый зонтик, в
зубах трубка, а за левую руку тебя будет держать ведьма Гелла, то
можно назваться Дедом Морозом и величественно идти на бал.
= Танцевать в указанном одеянии (плюс вьетнамки) вальс под песню о
крановщиках - занятие сюрреалистическое и глубоко медитативное.
= Желание потрогать мысли профессора может быть разделено многими
участниками бала.
= Торт-пирог - был прекрасным сюрпризом.
= После бала нельзя спать! На речке же рассвет! Зато можно долго
играть в мини-волейбол макси-мячиком.
= С утра в матраснике можно найти остатки пирога. Ничего вкуснее
вообще не бывает.

Здесь прощание.
mailto:jan@zen.ru