Снова_Про_Деньги.

Деньги являются наиболее мистическим предметом этого насквозь материального мира. Начать с того, что никто не может ясно сказать что это такое. Я долго приставал ко всем своим знакомым с просьбой дать мне определение денег. Но даже окончившие экономический долго морщили лоб и пытались что-то (что там у нас было..?) вспомнить...

С людьми не оканчивавшими экономический, проще - они сразу понимали что в чуланах памяти ничего на эту тему нет и выдавали (или не выдавали) свое какое-то понимание... Однако, неудовлетворенный ни одним ответом я полез спрашивать у Яндекса, но и тут улов не оказался особенно велик... Вот что мне удалось в результате собрать:

Наиболее частый и расплывчатый ответ.
1. Деньги - это эквивалент всего.

Не помню откуда:
2. Деньги это универсальная единица ценности.

Яндекс дал мне ссылку на статью Фридриха А.Хайека "Частные деньги".
Там было два определения и еще масса интересного.
3. Деньги есть наиболее ликвидный актив.
4. Деньги это повсеместно принтое средство обмена.

ЖЖюзер zno выдал такое: "Деньги - это абстракция." А надо сказать, что сидели мы в этот момент в пабе так что я немедленно отреагировал: Ок. Давай ты попробуешь объснить это официантке, когда нам принесут счет. И, знаете - это ему удалось. Он просто расплатился карточкой. Так что, добавляю еще одно определение.
5. Деньги - это абстракция.

Хотя в противовес необходимо все же добавить сюда и митьковское определение.
6. Деньги - это резанная бумага.

Мой друг, Андрей Панарин вообще разразился получасовым монологом из которого следовало вполне поэтическое, что
7. Деньги - это кристаллизированный солнечный свет.

Его жена Оля Панарина дала филологическое определение.
8. Деньги - существительное женского рода, не имеющее единственного числа, кроме ласкательно-уменьшительного.

Можете попробовать дать еще определений, а я на этом пока остановлюсь. Все эти определения несомненно отражают часть истины - но, ни одно из них практически ничего нам не дает. А такого определения, которое включало бы в себя ВСЕ эти стороны (отраженные ими) я не нашел.

А главное, есть еще ряд свойств, которых ни одно определение не отражает. В частности это государственность денег и зависимость ценности валют от веры в них. Скажем так, материальное тело денег принадлежит государству, (вне зависимости от того, в чьих руках оно находится) ценность же денег является предметом коллективного бессознательного, на которое, в принципе, можно влиять, чем все и занимаются...

Сложность определения состоит главным образом в том, что Д. являются действительно, с одной стороны вешью, которую каждый может потрогать, а с другой стороны - предметом общественного договора. Абстракцией.

Ближе всего к истине, как ни странно, мне показалсь определение Панарина. Про солнечный свет - это конечно, чистая поэзия, но данное определение переводит определяемый предмет из разряда "объект" в разряд "энергия." Деньги без сомнения являются энергией, потому что никто, надеюсь, не будет ставить под сомнение их способность выполнять определенную работу. 100 баксов могут запросто отвезти вас за час до Киева, или вместе с мебелью за то же время до ближнего Подмосковья. Это раз.

Теперь надо определить природу этой энергии. Понятно что в, скажем, голой тундре о Киеве вы можете легко забыть и те же сто баксов обеспечат вам лишь относительную чистоту анального отверстия после процесса дефекации. Это значит, что данная энергия существует и действует лишь в социальном пространстве. Следовательно, она создается людьми, то есть всеми нами, потому что иных энергетических источником у социума нет. Источник этой энергия - важность, которую мы придаем деньгам. Это вклад каждого из нас в абстрактную идею, благодаря которому эта идея становится реальной силой.

Так что отсюда мы имеем магическое определение денег:

Деньги являются энергией общественного соглашения, возникающей благодаря вере участников соглашения в значимость его предмета.
P.S.Отчасти навеянно прошлогодними дебатами здесь на эту же тему.
crossposted in http://www.livejournal.com/users/peterr/66678.html