Мерцающий_шар?

Привет!

На прошлой неделе я опять был на рыбалке за тридевять земель от города.
С пятницы на воскресенье. Кто не знает, в Питере стояла такая погода,
какую ждешь всю зиму!
Так вот, там, на острове, на котором я жил, до меня дошли три
истины-откровения. Они были такими четкими, само-собойными и ясными, что
аж дух захватывало. То есть не то, что я прочитал где-то, не сказал мне
кто, не вдалбливали умные люди - само оно внутри меня родилось и
осветило изнутри. По порядку:
1. Внутри меня есть кто-то (что-то?). Оно не связано с... с наслоениями,
окружающими это. Оно как шар. Первый раз оно явилось ко мне как
прозрачная, колышущаяся и мерцающая субстанция, почти ясно нет, не
осознаваемая, но чувствуемая. Это показалось мне основой жизни каждого
человека. То есть у каждого она есть, но вот у меня, например, не может
прорваться - показаться через те отложения, которые я накопил. Эти
отложения - это, вероятно те оболочки, о которых говорил Клейн. Потом
родилась мысль, что это будда внутри меня, но я лишь улыбнулся. Наверное
будда, это человек, достигший такого состояния, когда эта субстанция,
которую я в себе обнаружил, не скрыта никакими наслоениями. Так, если в
психологии чеолвек определяется как субъект, обладающий набором
личностных характеристик, способный отражать в сознании окружающую
действительность, то у меня родилось соображение, что человек, это вот
эта вот мерцающая субстанция. Почему будда? Ну просто в восточной
традиции "это" назывется так. Если такой человек возникнет в другом
месте, то он будет называться по другому или никак не будет. Или в
псибольницу сдадут. Вот тигр, например, по-русски тигр, а по узбекски
наверняка по другому. Но от этого он не перестает быть тигром.
Затем возник поток мыслей, очевидно говорящих о любви ко всем людям, как
к обладателям этой штуки. Даже нет, это мое чувство было направлено
скорее на эту штуку, как обладателя комплекса "личностных характеристик"
:) Потом это ощущение пропало.

2. Далее (примерно через несколько минут после первого опыта) повилось
ощущение единственности настоящего момента. Да, конечно, это не для кого
не секрет. Но вот какие ощущения воникли у меня. Где-то я прочитал (у
Стругацких, по-моему, да и отзвуки этого наблюдаются у Пелевина в
"Хрустальном мире"), что человек не знает зачем он живет. В том смысле,
что не известно в чем его предназначение. И поэтому он может жить для
того, чтобы, например, пить в данную секунду чай из стакана с
подстаканником, или нарезать ломтиками лимон, ну и так далее. А если я
не знаю этого, то теоретически целью моей жизни может стать любой и
каждый ее момент. Как теория сама по себе эта вот не хуже и не лучше
других. Но на практике она очень хорошо подходит вот к чему - жить надо
так, чтобы каждый момент моей жизни был закончен, совершенен и не
отложен в ящик стола на потом. Он должен быть прожит искренне и с полной
отдачей. Так, я греб в лодке, в которой сидело еще три чеолвека и у
каждого рюкзак килограм 10-15. В голове роились мысли о том, как славно
было бы не грести, или совершить отдых, или кто-нибудь взял бы у меня
весла, или ветер в спину друг прекратился бы, или проезжающая моторка
взяла бы нас на буксир ну и т.д. Затем возникло уже описанное ощущение
мерцающего облака внутри. А через некоторое время момент, в котором я
находился приобрел какую-то законченность. То есть он не был завязан на
будущее. Вернее был, но таким огромным количеством связей, что они не
поддавались учету, и можно было вообще не принимать во внимание эти
связи. И тогда та сама я секунда, в которой я находился, открылась мне
во всей своей полноте. Время как бы не было дискретным - вот сейчас, а
вот потом и после потом, а вот то после-потом, которое может настать
после другого потом. Нет, миг осознания растянулся доль. Я жил в нем
непрерывно. Не возникало мыслей, отвлекающих от настоящего момента. И
тут я загреб. Лодка понеслась пулей. Я наслаждался греблей, я
наслаждался окружающим миром, я перся от того, что я нахожусь в этот
самый миг (который растянулся как-то на гораздо большее время) в этом
месте вот с таким восприятием. Уже не существовало ни усталости, ни
мозолей, ни тяжести лодки, ни желакния побыстрее приплыть на место. Было
только стремление сделать этот момент моей жизни полным, незамутненным.
Не убивать его пустыми мыслями и суетными действиями ради другого
момента, такого же пустого и бессмысленного, каким мого стать этот.

3. Немного похоже на №2, но ощущение было свежим и ясным. Я встал в 8
утра. Ребята еще спали. Рыбу ловить они не хотели, и я выплыл на лодке в
озеро один. Какое это было дивное утро!!! На небе не было ни облачка,
зеркальная гладь воды отражала камыш и лодку, солнце ласково разминало
мои затекшие от сна в палатке бока, тишина вокруг нарушалась разве что
шуршанием моего спиннинга. То, что я написал, лишь на одну десятую
соответствует действительности, а уж хоровод эмоций и вовсе не передать.
Это было утро, ради которого стоило жить! Эх, если бы так было почаще! С
такой мыслью я просуществовал буквально пять секунд. "Стоп!",- сказал я
себе. Вот оно, это утро. Бери его, идиот! Зачем ждать другого такого же,
лишь для того, что бы сказать очередную банальность и загубить это утро
на корню. Ты живешь один единственный раз. Одну единственную секунду. В
отношении твоя жизнь в целом и эта секунда равны. Жить полноценно каждый
миг равно жить полноценно всю жизнь. Как сказала тетка-оракул в Матрице
- "Парень, ты, верно, чего-то ждешь". Я не знаю зачем я живу в масштабах
всей жизни, но в масштабах вот этого момента вот в это утро я живу для
того, что бы полноценно воспринять то место-время, в котором я нахожусь.
Может быть я делаю неоценимую услугу этому месту тем, что воспринимаю
его полноценно, с полной отдачей. Ведь не появись я в этом месте, никто
бы так и не восхитился им.
Мне даже расхотелось ловить рыбу.
Многие люди щелкают фотоаппаратами, да и я сам любитель этого дела. Но
губить фотоаппараттом такое утро... Да я понимаю, что снимок - это
память о моменте, как нам кайфово было здесь, доказательство этого
кайфа. Но вот до меня дошло - память о моменте никогда не будет самим
моментом, мысль о том, как кайфово было там-то или сям-то бесполезна,
как воспоминание в пустыне об обеде в ресторане с кондиционером,
доказательства никому нахрен не нужны. Доказательства нужны чтобы
доказать кому-то, сомневающемуся в чем-то, что-то. Я у себя такого
раздвоения не наблюдаю. Надувать щеки перед другими людьми, предъявляя
им свои фотографии - это я в Париже, это я с папой римским пью пиво, это
Джек Николсон дал мне в глаз заместо автографа - зачем все это?
Знаете, есть такие белки. Они находят орешки, хватают их и прячут в
тайники за тем, что бы потом достать и съесть. Зимою часть запасов
оказывается испорченными, часть разворованными такими же белками, а про
часть орешков белки забывают! Для меня человек с фотоаппаратом похож на
такую белку. Да, к фотографии, как к искусству это не относится.

Но вернемся в то прекрасное утро. Я вспомнил фильм Майкл. У него тот раз
был последним пришествием на землю. Как он ее любил! Как он жил! А я?
чем я хуже него? Что мне мешает жить этим утром так, как если бы оно
было последним? Дурак! Оно и есть последнее. Такого больше не будет.
Майкл даже в более выгодном положении, чем я. У него было 26 раз. У меня
- один. Всего один раз. Как я могу протранжирить такое прекрасное утро.
Их не будет 26. Оно вот. Вот оно - бери его. Клейн сказал, что жизнь -
это способ которым Бог передает мне свой подарок - мир. Спасибо ему за
тот момент. Наверное, я сделал лучшее, что мог - принял этот подарок
прожив это утро в последний раз. Даже нет - уже не было деления на
последний или предпоследний - ведь это лишь стимул к таким переживаниям
(смотри, больше не получишь!), палка, костыль. ПОлноценность не
пропадает, если отбросить эти "проследние разы".

А потом я вернулся в город. И, как писал Ра-Хари, все опять забыл.
Потребовалось несколько дней и много усилий, что бы восстановить все те
ощущения. И когда я восстанавливал ощущение полупрозрачной воздушной
субстанции, я внезапно снова нашел ее. Теперь она была как огненный
переливающийся шар, наподобие мыльного пузыря. Я каким-то образом понял,
что этот шар способен излучать свет.
Последние дня два я пытался написать это письмо, а вчера посмотрел
Майкла и Кин-Дза-Дза и все встало на свои места.

МАКС

July 2001